Заседание № 309
О проекте федерального закона № 1053039-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления налоговых льгот организациям и физическим лицам в отношении транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн; принят в первом чтении 8 июня 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид Яковлевич Симановский. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В первом чтении законопроект был принят 8 июня текущего года. К законопроекту поступило восемь поправок: четыре рекомендуются к принятию, четыре - к отклонению. Прошу утвердить таблицы поправок № 1 и № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 00 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 20 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается. Включите микрофон на трибуне. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет просит поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
32-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 43 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 03 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 303
О проекте федерального закона № 1053039-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части предоставления налоговых льгот организациям и физическим лицам в отношении транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Докладывает Илья Вячеславович Трунин. Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Правительство подготовило и внесло в Государственную Думу проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, направленных на реализацию поручений Президента Российской Федерации, которые были даны в декабре 2015 года и касаются зачёта в счёт транспортного налога, уплачиваемого владельцами большегрузных автомобилей, тех сумм, которые они уплачивают в виде платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Соответственно, в целях снижения финансовой нагрузки, чтобы не было двойных платежей, по сути, за одно и то же, предлагается внести изменения в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрев, что сумма транспортного налога, исчисляемого в отношении автомобилей, за проезд которых взимается плата, уменьшается на внесённые в данном налоговом периоде суммы платы в счёт возмещения вреда. Таким образом, в случае принятия закона, если плата в счёт возмещения вреда будет равна или превышать сумму транспортного налога, то собственно транспортный налог за тот налоговый период, в который уплачивалась плата, не будет уплачиваться. В случае принятия закона нормы в отношении физических лиц будут действовать при исчислении налога за 2015 год: осенью, в октябре этого года по заявлению сумму налога можно будет уменьшить на сумму платежей, которые были уплачены в ноябре и декабре 2015 года. Организации получат такую возможность только в следующем году, при исчислении налога за 2016 год. Эта разница в сроках обусловлена тем, что различается порядок уплаты: организации уплачивают авансовые платежи за первый квартал и уже вскоре эти платежи будут уплачены за второй квартал. Срок действия налоговых преференций ограничен 1 января 2019 года, так как мы полагаем, что после нескольких лет применения закона надо будет проанализировать результаты и принять решение о том, продлевать действие этой льготы или прекратить её предоставление. Кроме того, чтобы избежать двойного отнесения на расходы, двойного вычета сумм, которые уплачиваются в счёт возмещения вреда, мы предлагаем исключить из расходов как по налогу на прибыль, так и по упрощённой системе налогообложения те суммы, которые засчитываются в счёт транспортного налога, то есть те, которые уже были возмещены за счёт средств бюджетов. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Леонида Яковлевича Симановского. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Илья Вячеславович очень подробно изложить суть законопроекта, который разработан во исполнение поручения президента, - вы знаете, сколько было шума в связи с системой "Платон". Законопроект призван улучшить положение налогоплательщиков. Пятьдесят шесть регионов дали на него положительные заключения. Учитывая изложенное, прошу принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть. Прошу записаться. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Илья Вячеславович, вот в пояснительной записке говорится о том, что выпадающие доходы из-за введения этого закона составят примерно 8 миллиардов рублей, и они будут компенсированы за счёт платы, получаемой от "Платона". Но я как раз заранее спросил, каков запланированный размер доходов от "Платона", - 19 миллиардов рублей, вы сказали, из которых 8 миллиардов идёт, значит, концессионеру и ещё 8 миллиардов выпадающих. Получается, что мы этим "Платоном" кормим концессионера, а государство практически ничего не получает, зачем тогда надо было весь этот огород городить, скажите, пожалуйста? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В. Спасибо, Борис Сергеевич. Во-первых, я напомню, что 11 миллиардов рублей уже распределено в виде иных межбюджетных трансфертов на поддержку городских дорог, - это суммы, которые поступают в бюджеты субъектов Федерации, а это тоже государство, то есть нельзя сказать, что всё идёт концессионеру. Во-вторых, ранее в этом году было принято решение о повышении акцизов, которые по поручению президента направляются на цели дорожного строительства, и Государственная Дума приняла решение о том, что часть доходов от повышения акцизов на бензин и дизельное топливо - а это 2 рубля и 1 рубль на литр - зачисляется в бюджеты субъектов. Напомню, что эта сумма, по прогнозам на 2016 год, составит порядка 41 миллиарда рублей дополнительных доходов в дорожные фонды субъектов. Так что все выпадающие доходы, которые только возникнут, если этот закон будет принят, уже фактически компенсированы в дорожных фондах субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Вячеславович, в октябре 2015 года фракция ЛДПР направила в правительство с целью получить заключение законопроект, который предусматривает отмену транспортного налога для владельцев двенадцатитонников. Скажите, пожалуйста, учитывая, что вы официальный представитель правительства, с чем связан тот факт, что на протяжении уже почти восьми месяцев правительство просто блокирует работу депутатов Государственной Думы от фракции ЛДПР и не даёт заключение? Рассматривался этот законопроект у вас в правительстве? Какие были сделаны заключения министерствами, которые являются соисполнителями или которые имеют возможность излагать свою позицию по этому законопроекту? И когда мы сможем всё-таки наладить с правительством нормальные взаимоотношения, чтобы в течение месяца мы могли получать официальные заключения и работа депутатов со стороны правительства не блокировалась? ТРУНИН И. В. Антон Анатольевич, ну, я хочу сказать, что законопроект ваш действительно рассматривался. Мы в рамках взаимодействия в правительстве, не скрою, подготовили отрицательное заключение, потому что нам кажется, что по схеме, предложенной нами, направленной примерно на то же самое, то есть на исключение уплаты транспортного налога владельцами двенадцатитонных автомобилей, это делается более корректно. Ну а то, почему заключение не вышло из правительства, мне сложно комментировать, видимо, существуют какие-то сбои в работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич, обращаю ваше внимание на то, что всё-таки сейчас у нас не "правительственный час" с докладом министра финансов, мы рассматриваем конкретный законопроект, и вопросы должны касаться концепции законопроекта. Имейте, пожалуйста, это в виду. Коллеги, кто хотел бы выступить? Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Ну, когда я шёл на трибуну, Николай Васильевич меня хотел снабдить постановлением Конституционного Суда, который частично признал, так скажем, ошибочной концепцию этого закона, связанного с "Платоном", но я хочу сказать, что мы и так видим, что сначала делают, а потом думают. Что получилось? Конечно, благодаря протестам дальнобойщики какие-то, так скажем, льготы получили, но это трудно назвать льготами, просто сборы уменьшились. Но ведь что сделали? Ударили по самой, так скажем, малообеспеченной части вот этого всего транспортного процесса, сделали их работу практически невозможной. А результат? Я сейчас повторю эти цифры: 19 миллиардов рублей за год планируют собрать, из них 8 миллиардов пойдёт концессионеру в этом году, потом больше, а ещё 8 миллиардов - выпадающие доходы из-за того, что мы сейчас примем, то есть практически мы кормим концессионера. Я вовсе не против того, чтобы дорожные фонды пополнялись и за счёт акцизов, и как угодно, но зачем огород городить, зачем создавать всю эту схему и переваливать те проблемы на этих людей? Я пытался разобраться у себя в регионе, в Карелии, с этой ситуацией, встречался с людьми. Это федеральная проблема, потому что эти дальнобойщики работают с крупными компаниями через посредников, а эти посредники, естественно, часть денег берут себе. Но это ещё не всё, тут ещё есть четвёртый элемент: есть крупные компании, есть дальнобойщики, есть посредники, а есть ещё так называемая "помойка" - каждый посредник имеет "помойку", которая фактически ему позволяет получать НДС. Неурегулированность проблемы с НДС - нам тут депутат Макаров хвалился, как здорово она урегулирована, - в данном случае и есть корень данных проблем, и здесь мы как раз могли бы и в бюджет деньги получить, и упростить жизнь рабочему классу, но никто этим заниматься не хочет, свалили на пролетариат все проблемы, и теперь, понимая, что люди просто перестанут работать, мы помогаем им, так сказать, еле-еле выжить. Это не тот путь, и это ещё раз говорит о том, что у нас в налоговой сфере далеко не всё в порядке. Я предлагаю Минфину всё-таки заняться проблемой НДС в рамках данной темы, она не урегулирована. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, ну вот абсолютно правильная констатация: в работе правительства наступил какой-то сбой. И я полностью поддерживаю предыдущего оратора в том, что сейчас на самом деле есть проблемы с принятием решений: сначала принимаем решение, а потом думаем, к чему это приведёт. Реально после введения системы "Платон" в 2016 году единственный, кто выиграет от введения этой системы, - это оператор системы "Платон", который получит порядка 10 миллиардов рублей. Бюджеты не получат ничего дополнительно, поскольку нужно будет из федерального центра компенсировать выпадающие доходы, но, я думаю, мы получим огромную волну недовольства автовладельцев, которые теперь опять должны будут выстраиваться в очереди. Сначала они выстраивались в очереди за получением этого оборудования, чтобы на свои машины его поставить, а теперь они будут выстраиваться в очереди, чтобы отчитываться в налоговой инспекции по каждому чеку, который они получили за проезд по этим федеральным дорогам. Вы просто опять ставите всю страну в такое положение... ставите буквой "зю", я бы сказал! И так четыре налога сейчас платят автовладельцы - четыре налога! - и все они идут на пополнение дорожных фондов. Я вам напомню: это транспортный налог, акцизы, плата по системе "Платон", хоть это и не является налогом, и ещё сбор за провоз по дорогам крупногабаритного и крупнотоннажного груза - четыре налога они сейчас платят. 40 миллионов автовладельцев каждый год идут в налоговую инспекцию, идут в ГИБДД, выверяют всё, потому что базы несовместимые, и мы собираем всего 140 миллиардов рублей, но мы уже два раза в год повышаем акцизы, и только от одного повышения вы 100 миллиардов получите! Вы представляете, что вы сейчас делаете? Вы сейчас не только не упрощаете систему сбора, уплаты этих налогов, в том числе транспортного, вы дополнительно направляете владельцев в налоговую инспекцию для выверки их платежей по транспортному налогу! Теперь они дважды будут выверять: сначала в системе "Платон", а потом ещё в налоговой инспекции. Давайте всё-таки подумаем о налогоплательщиках! Они явно не дойная корова и должны заниматься своим прямым делом - пускай они перевозят грузы! Сегодня у нас транспортная составляющая ВВП и так огромная - выше, чем в развитых странах, надо сокращать её, а вы её увеличиваете и при этом отрываете людей от их основной работы: теперь они ещё бухгалтеров должны будут нанимать, чтобы выверять платежи в этом "Платоне". Давайте отменим транспортный налог! Вы эти суммы вполне можете легко получить через акцизы - вы это прекрасно уже сделали. Вы увеличили нагрузку на автовладельцев через акцизы, но при этом не упростили им жизнь, а вот этими изменениями в Налоговый кодекс, которые вы сейчас вносите этим законопроектом, вы ещё усложняете жизнь всем налогоплательщикам! Предлагаю всё-таки вернуться к рассмотрению наших законопроектов, которые были внесены, - об отмене транспортного налога и компенсации выпадающих доходов за счёт акцизов. Или же мы предлагаем полностью отменить транспортный налог для владельцев двенадцатитонников, как мы это прописали в законопроекте, направленном в октябре 2015 года в Правительство Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, странны дела твои, Минфин вместе с Конституционным Судом. Вот смотрите, вы вместе с Минтрансом сначала придумали систему "Платон" - Конституционный Суд частично поддержал, но сказал, что пункт 4 правил взимания платы не соответствует Конституции, и в то же время до 15 ноября 2016 года разрешил их использовать. Параллельно с этим вы сегодня... Смотрите, у нас 2 триллиона 400 миллиардов задолженность субъектов Российской Федерации, и по вашим же приложениям к федеральному бюджету до конца года она составит 2 триллиона 900 миллиардов, а вы ещё сегодня пытаетесь отменить уплату налога, не предлагая, чем возмещать вот эти выпадающие доходы! Мне кажется, что это неправильно по многим параметрам. Вот смотрите, критиковали во время прямой линии с президентом дороги в Омске. Вы можете выйти на трибуну и вверх ногами поставить губернатора, но вы же отменили закон - откуда он должен взять деньги, скажите, пожалуйста?! У него дефицит бюджета колоссальный! Вы отменяете закон, а президент, или его аппарат, написал цидулю, что он должен за лето дороги сделать. Как он их сделает?! Вот поясните, пожалуйста, это в своём заключительном слове. Наверное, надо оставить один акциз, вот я на вашем месте оставил бы один акциз - он учитывает всё: и расстояние, сколько автомобиль проехал, и сколько бензина, солярки потрачено. Вы же ввели "Платон", ввели транспортный налог и повысили дважды акциз, но проблему так и не решили. Может, всё-таки начать снизу собирать сведения о проблемах и формировать бюджет? Тогда будет лучше понятно, сколько надо сделать и откуда надо взять. Вот мне кажется, что надо действовать так, а не как вы - отрывочно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Вячеславович, добавите что-нибудь к сказанному? Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Я коротко. Хотел бы обратить внимание на то, что, во-первых, с НДС у нас дела обстоят лучше, чем с другими налогами, - 18 процентов рост в период экономического спада, что, в общем-то, свидетельствует об успехе в администрировании НДС. Во-вторых, Антон Анатольевич сказал, что у нас 40 миллионов автовладельцев платят четыре налога, - это не так. В системе "Платон" на сегодняшний день зарегистрировано порядка 70 тысяч автомобилей, из которых большая часть, существенная часть принадлежит организациям, а остальные - индивидуальным предпринимателям, то есть тем, кто получает уведомления и платит налог по уведомлениям. Так что четырёх налогов 40 миллионов автовладельцев не платят. Более того, в законопроекте, который внесён правительством, предлагается не ввести, не увеличить каким-то образом нагрузку на тех, кто сейчас выплачивает транспортный налог, а снизить её. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Яковлевич Симановский. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Можно говорить обо всём этом, но данный законопроект улучшает позицию налогоплательщиков. Есть отзывы регионов - пятьдесят шесть регионов на этот законопроект дали положительные отзывы. Илья Вячеславович сказал, что уже распределено 11 миллиардов и двадцать семь областных центров и городов получили эти деньги. Мы считаем, что законопроект хороший и надо его принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 21 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.