Заседание № 65

12.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 105237-6 "О внесении изменения в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении состава правонарушения, выражающегося в движении транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или в остановке на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2116 по 2313 из 5372
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.17 Кодекса         
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата      
Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Ну, честно говоря, даже не знаю... по           
большому счёту, не хочется и время ваше отнимать, но, поскольку говорят, мол,   
ладно, отнимай, так и быть - будем отнимать.                                    
                                                                                
Коллеги, в принципе законопроект очень простой и очень полезный - не знаю,      
почему комитет его не хочет поддерживать, видимо, потому, что разрешения не     
получили. Объясню вкратце его суть.                                             
                                                                                
Как вы понимаете, на дорогах Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов   
не являются редкостью большие-большие пробки, для чего администрации иногда     
выделяют отдельные полосы для движения маршрутных транспортных средств. С       
одной стороны, ни один нормальный человек не будет говорить, что это плохо.     
Это хорошо, поскольку для маршрутных транспортных средств - троллейбусов,       
автобусов, маршруток - высвобождается полоса, по которой они свободно едут. И   
заметьте, коллеги, что в одном троллейбусе или автобусе может уместиться        
столько пассажиров, сколько, допустим, на всём Воробьёвском шоссе, самом        
коротком шоссе города Москвы? Это правильно. С другой стороны, коллеги, мы      
прекрасно понимаем, что, если сначала было два ряда движения или три, а потом   
один изъяли - остаётся на один ряд меньше. По законам физики плотность          
увеличивается, а для того, чтобы сохранилась пропускная способность, должна     
увеличиться скорость, но скорость, к сожалению, не увеличивается, это тоже      
все прекрасно понимают, поэтому нашим законопроектом предлагается разрешить     
движение по полосе для движения маршрутных транспортных средств тем             
транспортным средствам, в ПТС которых записана категория "D", то есть           
автобусам. Мы здесь не лезем ни в какие правила дорожного движения, то есть     
оставляем, как и было написано, что предназначено для маршрутных транспортных   
средств, но предлагаем только одно маленькое исключение: не нужно штрафовать    
те же самые экскурсионные автобусы, те же автобусы, которые возят людей на      
стройки, со строек, на экскурсии (я уже говорил) и так далее. То есть           
предполагается, что транспортные средства категории "D" могут совершенно        
спокойно заезжать на эту полосу и ехать, потому что ведь всё остальное время    
она пустует, а за выезд на неё, вот спросите у наших водителей, - огромные      
штрафы.                                                                         
                                                                                
Ну, логика прекрасно прослеживается, всё нормально - нет, не хотят принимать!   
Более того, московское правительство в своём заключении говорит: нельзя         
принимать данный законопроект, поскольку этими полосами будут пользоваться,     
во-первых, свадебные лимузины, вот эти длинные крокодилы, так сказать,          
которые свадьбы возят, и, во-вторых, какие-то мифические джипы. Знаете, мы      
абсолютно не против того, чтобы свадебные лимузины пользовались этой полосой,   
потому что свадьбы у нас, как правило, отмечают в субботу и воскресенье, а в    
эти дни любое транспортное средство имеет полное право безнаказанно заехать     
на полосу для движения маршрутных транспортных средств. Ну что ещё нужно,       
чтобы доказать, что это нормальная и грамотная инициатива?!                     
                                                                                
Мы, поверьте, не просто так это делаем, сначала мы писали в московскую мэрию,   
писали в московскую ГАИ: ребята, идея хорошая, ну сделайте так, что в час пик   
нельзя заезжать на эти транспортные полосы, чтобы можно было нормально людям    
из спальных районов до метро добраться, до развязок, а потом, пожалуйста,       
пусть заезжают, - нет, ноль эмоций! Вот выходим с законодательной инициативой   
- и что? Основная масса отсутствует - отмечают, видимо, послание президента     
или ещё что-то, а другие, сидящие здесь и дежурящие у кнопок, ничего не будут   
делать без разрешения. Коллеги, о чём сейчас президент говорил? Все прекрасно   
слышали, наверное: побольше самостоятельности! Я вам ещё раз повторяю:          
сделайте небольшой подарок своим избирателям на Новый год, хоть какую-то        
ответственность возьмите на себя! Вы не меняете здесь конституционный строй,    
вы ничего абсолютно здесь не делаете, так сделайте нормальную, грамотную вещь   
просто-напросто - помогите людям спокойно добираться с работы домой, из дома    
на работу, нервы их поберегите! Коллеги, думайте!                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному          
законодательству и госстроительству Вячеслава Ивановича Лысакова.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне сложно выступать после столь эмоционального              
выступления коллеги Иванова, но то, что он предлагает, комитет, конечно,        
абсолютно отвергает, рекомендует законопроект отклонить, и понятно почему:      
полосы, выделенные для общественного транспорта, выделены именно для            
общественного транспорта. Если мы начнём разрешать пользоваться... Да,          
кстати, и для такси, потому что согласно пункту 18.2 Правил дорожного           
движения Российской Федерации на дорогах с полосой для маршрутных               
транспортных средств, обозначенных соответствующими знаками, запрещается        
движение, остановка любых других транспортных средств, кроме машин,             
используемых в качестве легкового такси. Я могу сказать, что Москва запретила   
и такси двигаться по полосам общественного транспорта, и это частный случай     
правоприменения. Тем не менее сам смысл создания выделенных полос для           
общественного транспорта в том и состоит, чтобы по этим полосам двигались       
маршрутные транспортные средства, имеющие конкретный маршрут. Как только мы     
позволим туда заехать автомобилям категории "D", свадебным машинам и так        
далее, и так далее - не забывайте, что ещё оперативные службы имеют право       
пользоваться этой полосой, - смысл выделения полос просто потеряется. Мы        
никому не окажем услугу, мы создадим те же самые пробки на выделенных           
полосах, и утратится смысл предоставления приоритета общественному              
транспорту.                                                                     
                                                                                
Выделенные полосы именно для того и созданы, чтобы обеспечить приоритет         
общественного транспорта, создать мотивацию у автовладельцев оставлять машину   
в гараже или на стоянке и пересаживаться на общественный транспорт, поскольку   
он должен ходить с большей скоростью, чем транспорт на соседних полосах,        
забитых в том числе и частным транспортом. В этом смысл этих общественных       
полос - в создании мотивации и в обеспечении приоритетных условий для           
общественного транспорта, и я, как лидер движения автомобилистов, а не только   
как депутат, голосую как раз за создание такого приоритета: публичные и         
общественные интересы должны быть выше интересов каждого индивидуального        
автовладельца!                                                                  
                                                                                
Предлагаемые меры, они, во-первых, не сочетаются с правилами дорожного          
движения, не имеют правовых оснований, а, во-вторых, повторяю, любое            
исключение, которое будет нами допущено, превратит выделенные полосы в          
обычные полосы для движения всех транспортных средств.                          
                                                                                
От себя добавлю: я единственное исключение сделал бы для автобусов, которые     
возят детей-инвалидов, я знаю, проблема в Москве есть. Их не так много, около   
двадцати автобусов, я видел эту информацию в прессе, но не могу связаться с     
родителями этих детей, поэтому прошу, если они меня услышат, выйти на меня. Я   
разговаривал с руководством Москвы и думаю, что два десятка автобусов,          
которые перевозят в спецшколы детей-инвалидов, - это единственное исключение,   
которое мы можем сделать, но не более того.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Есть.                                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос или просьба к Вячеславу Ивановичу.                 
                                                                                
Вячеслав Иванович, хорошо, что выделили эти полосы, совершенно правильно, но    
не везде они нужны. Например, от Тушина до Сокола полоса почти всегда           
свободна: там всего два маршрутных автобуса ходит. Я вот, например, когда       
еду, то до Сокола полоса свободная: водители боятся там ехать. И вот по два с   
лишним часа из Митино в Думу, туда и обратно - по пять часов в день я провожу   
в дороге, потому что нельзя проехать по этой полосе, а она абсолютно            
свободна. Можно ли обратиться в ГАИ, чтобы они всё-таки посмотрели, где эти     
полосы нужны? Они нужны там, где часто ходит общественный транспорт, а здесь    
всего два автобуса ходит, два маршрута.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Тамара Васильевна, из уважения к вам вышел на трибуну.            
                                                                                
Мы сейчас перешли уже немножко к другой теме: к правоприменению и к ситуации    
с выделенными полосами в Москве. Это действительно требует, возможно, и         
нашего внимания, потому что зачастую не учтён трафик общественного              
транспорта, и зачастую эти полосы действительно не очень загружены. При этом    
в Москве идёт ремонт и реконструкция ряда улиц, ряда дорог, и при начатом       
ремонте там остались выделенные полосы - это совершенно нелогично: создаются    
невообразимые заторы, пробки, люди нервничают, и московской власти это надо,    
конечно, исправлять.                                                            
                                                                                
Более того, я могу сказать, что есть проблема с выделенными полосами и в        
другой части, в другом контексте. Например, камеры, которые фиксируют           
административное правонарушение - проезд по выделенным полосам для              
общественного транспорта, работают не совсем корректно. Я сейчас веду           
переговоры с вице-мэром Максимом Ликсутовым, потому что часто попадают под      
эти камеры люди, которые не нарушают правил дорожного движения: они выезжают    
с прилегающей территории, с поперечных улиц, им надо пересечь выделенную        
полосу, но они не могут это сделать, потому что наши сознательные (в            
кавычках) граждане их не пускают, и люди либо двигаются вдоль полосы для        
того, чтобы влиться в поток, либо вынуждены остановиться и создать пробку - и   
вот они попадают под камеры. Решить эту проблему можно очень просто: надо       
убрать камеры от мест пересечения шоссе с этими боковыми улицами, с этой        
прилегающей территорией, с тем чтобы камеры фиксировали тех, кто                
действительно внаглую едет по выделенным полосам для общественного              
транспорта, потому что этих людей надо наказывать, а тех, кто перестраивается   
и не может втиснуться в поток, наказывать не за что. Я могу сказать, что ко     
мне подходила одна из сотрудниц нашей Госдумы, одна из помощниц моего           
коллеги-депутата: ей пришли штрафы на 20 тысяч рублей за месяц, притом что      
она совершенно законопослушный человек. Более того, есть места, где въезд на    
заправку отделён сплошной линией и установлена камера - значит, людям для       
того, чтобы заправиться, приходится пересекать сплошную, попадать под камеры    
и получать штрафы.                                                              
                                                                                
То есть это казусы правоприменения, в том числе расстановки камер и             
обустройства выделенных полос, но это не имеет отношения к предмету нашего      
разговора. Я понимаю - я поэтому и вышел на трибуну, чтобы дать объяснение      
Тамаре Васильевне, - действительно, много проблем, но всё надо делать с умом,   
всё надо делать с головой. Если мы отойдём от принципов, о которых мы только    
что говорили, - что выделенные полосы должны быть только для маршрутного        
общественного транспорта, - весь смысл этих выделенных полос пропадёт. Могу     
сказать, что в других странах жёстко пресекается любая попытка заехать на       
выделенные полосы.                                                              
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович, спасибо, присаживайтесь.               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3593 по 3754 из 5372
Продолжим обсуждение 17-го вопроса повестки дня. Мы выслушали доклад и          
содоклад по законопроекту, далее идут вопросы. Вопрос задаёт Олег Анатольевич   
Нилов.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Коллеги, присаживайтесь, присаживайтесь. Продолжаем работу.                     
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
НИЛОВ О. А. Вопрос Вячеславу Ивановичу Лысакову.                                
                                                                                
Вячеслав Иванович, вот в своём выступлении вы отметили, что для такси           
отдельно выделенная полоса движения, ну, не очень нужна. Вообще, практика во    
многих европейских государствах именно такая: общественный транспорт,           
социальный транспорт и такси. Я, например, считаю это правильным и хочу         
узнать вашу позицию, считаете ли вы, что доступное, дешёвое, комфортное такси   
- это не меньший приоритет для снятия напряжённости в борьбе с пробками, чем    
общественный транспорт?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков, пожалуйста.                    
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Олег Анатольевич, я отношусь к этому вопросу ровно так же, как    
и вы, тем более я являюсь председателем национального совета такси. Вы,         
может, меня неправильно поняли, когда я докладывал, - я подчёркивал, что по     
правилам дорожного движения двигаться по полосам, выделенным для                
общественного транспорта, такси разрешено, но Москва исключила такую            
возможность для городского такси, которое является, конечно, общественным       
видом транспорта. Во многих российских городах, в отличие, конечно, от          
Москвы, это очень доступный вид транспорта, стоимость проезда в любую точку в   
пределах субъекта - не более 100-120 рублей, и позволить себе пользоваться      
этим транспортом могут и достаточно скромно обеспеченные социальные группы,     
студенты и пенсионеры. Я за то, чтобы такси дать приоритет и разрешить          
двигаться по полосам, выделенным для общественного транспорта, и здесь          
никакого противоречия я не вижу. Видимо, меня не так поняли, повторяю, когда    
я докладывал.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Владимировичу Иванову.                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, вот если вы вечером ездите домой на машине,      
то, наверное, заметили, насколько выросло число машин скорой помощи с           
мигалками. Вот это как раз результат борьбы с мигалками у нас! Вы предлагаете   
теперь вот автобусы, микроавтобусы... Вы не боитесь того, что мы получим то     
же самое, что с машинами скорой помощи с мигалками, и у нас на этой полосе      
будут теперь только одни, так сказать, псевдоавтобусы и псевдомикроавтобусы?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Иван Игнатьевич, вы знаете, я вечером езжу отсюда на метро: идёшь на станцию    
метро "Площадь Революции", платишь там 28 рублей за билет, садишься,            
доезжаешь до Киевского вокзала, там садишься на маршрутку за 25 рублей и по     
этой выделенной полосе прекрасно доезжаешь до Университетского проспекта,       
спускаешься вниз до улицы Улофа Пальме. Что касается "скорых", они по этой      
полосе практически не ездят, они ездят по левой стороне, по выделенной          
полосе. В правую полосу, для маршрутного транспорта, они не лезут, они не       
дураки: там они могут застрять довольно надолго, потому что очень много         
"жучков" пристраивается за автобусом, пряча свои номера, забивая эту полосу,    
- вот это есть. Но я выступаю против этого, такое нам не нужно абсолютно. Я     
имею в виду не час пик, а день, когда машин много, полоса пустая. И кстати,     
автобусы, на которых мы с вами утром едем с улицы Улофа Пальме в Госдуму, -     
они не имеют права на эту полосу заехать и стоят вот в этих пробках, хотя       
полоса абсолютно пустая.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Анатольевич Овсянников.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
У меня вопрос к Вячеславу Ивановичу.                                            
                                                                                
Вячеслав Иванович, в качестве одного из аргументов вы сослались на то, что      
будут дополнительные помехи работе спецтранспорта, который также пользуется     
данными выделенными полосами. Вот я хотел бы спросить: а насколько вы           
просчитывали трафик этого спецтранспорта? Создаётся такое впечатление, что      
они мелькают так же часто, как и автотранспорт, для которого специально эту     
полосу выделяли, то есть для пассажирского транспорта. Там проедут, может       
быть, в час две-три машины спецтранспорта, проскочат по этой полосе, и как бы   
особо не наблюдается такого трафика, что одна за другой идёт. Вот объясните,    
почему вы в качестве аргумента использовали такое сравнение - что мы будем      
создавать помеху спецтранспорту?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков.                                
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Владимир Анатольевич, ваш вопрос не относится к         
содержательной части законопроекта, который мы сегодня обсуждаем. В качестве    
аргумента я приводил довод о том, что если мы разрешим водителям категории      
"D" - водителям минивэнов, микроавтобусов и так далее - занимать эту полосу,    
то прежде всего общественный транспорт будет испытывать помехи, а не            
спецтранспорт, спецтранспорт - это постольку поскольку. Но тем не менее не      
надо забывать, что машины оперативно-технических служб, спасающие жизнь и       
здоровье людей, тоже имеют право и должны пользоваться этой выделенной          
полосой, потому что это делается в наших интересах.                             
                                                                                
Что касается, повторяю, предложения Сергея Владимировича, то это создаст        
проблемы для движения именно общественного транспорта, и тогда смысл            
выделенной полосы просто будет утерян.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Нет. Представители президента,            
правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                                
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование. Пожалуйста...                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения. Сергей Владимирович Иванов, докладчик,    
имеет право выступить ещё раз.                                                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я всё-таки ещё раз призываю вас к здравому смыслу. Мы все    
прекрасно понимаем, что пробки возникают потому, что машин становится больше,   
а проезжая часть как была узенькой или такой, как она была запланирована, так   
и остаётся такой же, и сколько бы московское правительство ни упиралось и ни    
расширяло дороги, ни строило развязки, оно не угонится за неуклонно             
возрастающим количеством автомобилей. Это первое.                               
                                                                                
Второе. Выделенная полоса для маршрутного транспорта - это хорошая вещь, но     
она усложняет и без того напряжённое движение, поскольку становится на одну     
полосу меньше.                                                                  
                                                                                
Третье. Маршрутные транспортные средства не идут одно за другим, как будто      
паровоз или я не знаю что, даже в часы пик так не едут, и поэтому, если мы      
дадим возможность транспортным средствам категории "D", то есть автобусам,      
большим автобусам и не очень большим автобусам, пользоваться этой пустующей     
полосой, мы только разгрузим напряжённое дорожное движение, вот и всё, ничего   
из того, о чём говорит Вячеслав Иванович, даже близко не будет. То есть         
получается так: пусть она будет пустая, пусть раз в час проедет там одна        
маршрутка, и хорошо, а вы, ребята, как стояли в пробках, так и стойте! Вот      
логика абсолютно непонятная! Ещё больше будут пробки, потому что на одну        
полосу будет меньше.                                                            
                                                                                
Коллеги, подумайте и нажмите правильно кнопку!                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              139 чел.30,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    140 чел.                                          
Не голосовало                 310 чел.68,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.