Заседание № 209

19.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 105223-3 "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (о финансировании затрат на оплату проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров по старости, получающих пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающих пенсионеров по инвалидности, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и получивших инвалидность в период работы в этих районах и местностях, за счет средств федерального бюджета).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3054 по 3406 из 4183
Пункт 15 повестки дня: проект федерального закона "О внесении дополнения в      
статью 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и             
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и      
приравненных к ним местностях". По доверенности Мурманской областной Думы       
доложит Игорь Константинович Чернышенко.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Константинович.                                               
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемые коллеги, в июне прошлого года депутаты Мурманской    
областной Думы внесли законопроект "О внесении дополнения в статью 4 Закона     
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,       
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним         
местностях". Суть законопроекта - определить источник финансирования расходов   
на выполнение этой нормы в федеральном бюджете. Вопрос этот с бородой.          
Напомню депутатам, что это третья попытка настойчивых депутатов Мурманской      
областной Думы найти законодательное разрешение сложной проблемы, связанной с   
обеспечением проезда неработающих пенсионеров из северных регионов к месту      
отдыха и обратно.                                                               
                                                                                
Первый раз мы рассматривали этот законопроект весной прошлого года. Тогда       
депутаты предлагали источником финансирования этих затрат определить бюджет     
Пенсионного фонда. Большинство депутатов Государственной Думы поддержали это    
предложение, в первом чтении мы набрали более двухсот пятидесяти голосов.       
Однако при рассмотрении во втором чтении законопроект был отклонен, потому      
что были отрицательные заключения Правительства, Пенсионного фонда и            
Президента.                                                                     
                                                                                
Второй вариант решения этой проблемы был предложен в поправке депутатов         
Буткеева и Чернышенко при принятии бюджета Пенсионного фонда на текущий год.    
В ноябре прошлого года мы внесли эту поправку. Опять депутаты более чем         
двумястами сорока голосами поддержали такое решение проблемы. Помните, после    
выступления представителя Президента прервали принятие бюджета Пенсионного      
фонда, создали временную согласительную комиссию и выработали паллиативное      
решение о том, что эти расходы будут оплачиваться за счет пеней и штрафов,      
перечисляемых в Пенсионный фонд, в режиме адресной социальной помощи. К         
сожалению, эта паллиативная норма работает не очень четко и законодательного    
решения этот вопрос не имеет. И вот вновь депутаты Мурманской областной Думы    
выносят на ваше рассмотрение этот важный вопрос.                                
                                                                                
Представляя мотивацию авторов законопроекта, мне хотелось бы обратить           
внимание на следующие аргументы. Право неработающих пенсионеров из северных     
регионов раз в два года пользоваться льготой на оплату проезда в отпуск и       
обратно действует около десяти лет. Федеральный закон был принят в 1993 году    
и сегодня реализуется, но реализуется по судебным искам.                        
                                                                                
Второе. Ежегодно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях      
собирается страховых взносов примерно на 40 процентов больше, чем               
используется средств в этих регионах на выплату пенсий. Так, по данным          
Госкомстата Российской Федерации за позапрошлый год, уплаченные страховые       
взносы по северным регионам страны составляли немногим более 100 миллиардов     
рублей, а финансирование органов социальной защиты населения на выплату         
госпенсий и пособий за этот же год - порядка 52 миллиардов рублей, то есть      
примерно 52 процента от собранных средств.                                      
                                                                                
Следующий аргумент. Как установлено Федеральным законом "Об обязательном        
пенсионном страховании в Российской Федерации", выплата базовой части           
трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога,         
зачисляемых в федеральный бюджет. Базовая пенсия одинакова для всех             
пенсионеров Российской Федерации, а отчисление сумм единого социального         
налога в федеральный бюджет значительно больше у работающих в районах           
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в ряде субъектов      
Российской Федерации за счет своих бюджетов введены повышенные размеры          
районных коэффициентов - 1,5; 1,6; 1,7 - по сравнению с установленными в        
централизованном порядке, с которых также уплачивается социальный налог в       
федеральный бюджет.                                                             
                                                                                
Мне хотелось бы обратить ваше внимание, что принятие данного законопроекта      
необходимо также в силу того, что во многих северных регионах страны средний    
размер назначенных месячных пенсий значительно ниже величины прожиточного       
минимума пенсионера. Так, по данным Госкомстата, в первом квартале текущего     
года - вслушайтесь в эти цифры! - соотношение среднего размера назначенных      
пенсий и величины прожиточного минимума в целом по России составляет примерно   
101 процент, в Приморском крае - 74 процента, в Камчатской области - 75         
процентов, в Корякском автономном округе - 50 процентов. То есть в среднем      
пенсионеры в большинстве северных регионов получают пенсию в два раза меньше    
величины прожиточного минимума этого региона. Ясно, что оплатить проезд к       
месту отдыха и обратно неработающие пенсионеры по старости и по инвалидности    
на свою пенсию не могут, тем более, что в третьем и четвертом квартале          
практически во всех регионах России, а в северных вдвойне и втройне произошел   
рост платы за коммунальные услуги и за квартиры, что еще больше усугубило       
положение северных пенсионеров.                                                 
                                                                                
В части стоимости законопроекта. По представленным Пенсионным фондом            
Российской Федерации данным, на 1 августа текущего года численность             
неработающих пенсионеров по старости и инвалидности составляет немногим более   
1,5 миллиона человек. Средний размер стоимости проезда на железнодорожном       
транспорте (как и предполагается эту льготу компенсировать) ориентировочно      
составляет 1,5 тысячи рублей. Таким образом, на выплату указанной компенсации   
потребуется ориентировочно около 2,5 миллиарда рублей. Это, конечно, не         
касается тех некоторых регионов Севера, где нет железнодорожного транспорта.    
                                                                                
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что есть отрицательное            
заключение Правительства по данному законопроекту, но оно имеет несколько       
лукавый и некорректный характер. Когда депутаты Мурманской областной Думы       
предлагали компенсировать эти затраты за счет Пенсионного фонда,                
Правительство в заключении от 24 апреля 2001 года написало, что                 
компенсировать эти затраты из Пенсионного фонда нецелесообразно в связи с       
тем, что это противоречит положению и основным принципам деятельности           
Пенсионного фонда. Давая же заключение на этот законопроект, Правительство      
пишет иное: в абзаце первом статьи 4 Закона "О государственных гарантиях..."    
источником финансирования данных затрат является Пенсионный фонд Российской     
Федерации. То есть ведется не очень корректная полемика вокруг этого            
законопроекта, что, на мой взгляд, дает нам основание, дает нам право с         
учетом двух заключений Правительства говорить сегодня о необходимости           
поддержания этого законопроекта.                                                
                                                                                
И в заключение я еще раз прошу вас обратить внимание на то, что фактически      
эта льгота реализуется: мы ежегодно направляем тысячи и тысячи пенсионеров,     
проживающих в северных регионах страны, с исками в суды, и судами               
автоматически в Мурманской области сотни исковых заявлений пенсионеров          
ежегодно удовлетворяются, и эти затраты оплачиваются. На мой взгляд, немножко   
безнравственно норму, прописанную в главном северном законе, реализовывать      
через исковые заявления, систематические исковые заявления пенсионеров в суд.   
                                                                                
Поэтому, представляя позицию депутатов Мурманской областной Думы, прошу вас     
поддержать указанный законопроект с учетом всех аргументов, которые были        
сейчас вам изложены.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Константинович, вы у нас сразу един в      
двух лицах - еще и как содокладчик...                                           
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Валентина Николаевна Пивненко присутствует.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы у нас официально записаны как содокладчик от           
комитета. Или я что-то путаю?                                                   
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Нет, всё правильно. Я готов доложить, что Комитет по           
проблемам Севера и Дальнего Востока - Валентина Николаевна Пивненко здесь       
есть, она будет выступать - официально в своем заключении поддержал             
предложенную редакцию законопроекта, внесенного депутатами Мурманской           
областной Думы, и просит депутатов его поддержать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть весь доклад от комитета заключается в том, что    
комитет поддерживает данный законопроект?                                       
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Весь, да.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы пока не уходите.                              
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Нет.                                              
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Двух депутатов вижу.                                
                                                                                
Пожалуйста, Валентина Николаевна Пивненко.                                      
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Сегодня, в    
Николин день, как раз три года, как избран наш состав Государственной Думы, и   
все эти три года действительно идет игра в футбол или в какую-то иную           
спортивную игру, когда имеются ссылки на то, что закон есть, действует, это     
действительно так, но источник финансирования не найден, когда на законном      
основании обращаемся к Пенсионному фонду, а решение принимается отрицательное   
(о чем говорил докладчик), когда пенсионеры обращаются в суды на законных       
основаниях (кстати, им рекомендуют это делать в субъектах Российской            
Федерации) и выигрывают дело - деньги списываются с бюджета, с социально        
направленных статей. Поэтому желание Мурманской областной Думы - это желание    
не только одного северного региона, практически таких законодательных           
инициатив было много.                                                           
                                                                                
Комитет поддерживает решение Мурманской областной Думы. Совершенно правы        
региональные законодатели, и совершенно справедливо возмущаются пенсионеры,     
которые идут в суды для того, чтобы им оплатили на законных основаниях проезд   
к месту отдыха и лечения один раз в два года, только тем, кто нуждается в       
этом, и тем, кто отработал полный трудовой стаж на Крайнем Севере и в           
приравненных к нему местностях. Они как подачку просят то, что определено       
законом. И сами же депутаты при такой позиции Правительства уже в течение       
трех лет никак не могут принять такое решение, чтобы уйти от судебных исков,    
чтобы строка в бюджете была действительно прописана для исполнения              
действующего с 1993 года закона. Такое парадоксальное отношение к действующей   
норме закона, которая инициировалась в том числе и депутатами Государственной   
Думы, и то, что депутаты не поддерживают то, что есть в законопроекте,          
кажется мне странным. Я бы всё же попросила обратить внимание на эту            
ситуацию, сложившуюся в том числе и при участии депутатов Государственной       
Думы, и проголосовать в первом чтении за законопроект, который внесен           
Мурманской областной Думой и поддержан практически всеми двадцатью восьмью      
северными субъектами Российской Федерации, имеющими прямое отношение к этому.   
                                                                                
Подчеркиваю: это касается только тех пенсионеров, которые имеют на это право,   
отработав полный трудовой стаж, а средства в бюджет Пенсионного фонда и         
налоговые поступления, идущие в бюджет Российской Федерации, связаны как раз    
с теми отчислениями, которые идут из фонда оплаты труда с учетом и районных     
коэффициентов, и процентных надбавок. А уровень жизни - доказано - намного      
ниже у пенсионеров на Севере, чем в других регионах страны, несмотря на те      
меры, которые в последнее время принимались.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Буткеев.                                                    
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, в связи с тем что в зале не так уж много людей, я просил     
бы тех, кто здесь присутствует, осознанно подойти к голосованию по данному      
законопроекту. Те, кто и во второй Думе был, и в нынешней, третьей, Думе,       
помнят, что уже несколько лет идет борьба за законное право                     
северян-пенсионеров на проезд к месту отдыха и лечения на материк и обратно.    
                                                                                
Я говорил вчера по одному из северных законов, что пора понять, что мы          
северная страна, мы большая страна, разбросанная от Балтики до Тихого океана,   
до Приморья. Мы северная страна, потому что у нас основные территории -         
северные, с тяжелыми климатическими условиями. Есть территории, до которых      
можно добраться только самолетом. Поэтому представьте, если минимальная         
стоимость билета из Магадана до Москвы 10 тысяч рублей, из Певека - 15 тысяч    
рублей, то, понятно, пенсионер, получающий 1,5 тысячи рублей, не в состоянии    
выехать из районов Крайнего Севера хотя бы раз в два года или когда-нибудь      
вообще. Многие становятся просто невыездными. За что, спрашивается?             
                                                                                
Вообще, государство должно платить за то, что оно большое, за то, что оно       
северное. Оно должно давать гражданам равные возможности чувствовать себя       
полноправными и полноценными гражданами России. И вот эти полноправность и      
полноценность возникают тогда, когда у северян появляется возможность бывать    
на материке, видеть, как цветут здесь сады, чувствовать себя не оторванными     
от центральных районов - ни информационно, ни территориально, ни культурно,     
ни экономически. Вот в этом суть, на этом должно крепиться, держаться наше      
Российское государство.                                                         
                                                                                
В чем же смысл? Почему возник такой законопроект? Дело в том, что, когда мы     
предлагаем в бюджет Пенсионного фонда включить оплату проезда пенсионеров,      
говорят: пускай платит государство - это государственная льгота,                
предусмотренная законом о государственных гарантиях и компенсациях для          
северян. Когда предлагают включить в государственный бюджет эти расходы,        
говорят: подождите, в законе о госгарантиях есть ссылка на Пенсионный фонд, у   
Пенсионного фонда сотни миллиардов на остатках - они в состоянии выплатить      
несколько миллиардов, необходимых для проезда пенсионеров.                      
                                                                                
Так вот сейчас, на днях будет рассматриваться законопроект о бюджете            
Пенсионного фонда на следующий год. Там есть поправка о выделении денег на      
оплату проезда пенсионеров в сумме 5 миллиардов рублей. Этих средств должно     
хватить на оплату проезда пенсионеров для всех районов Крайнего Севера. Но я    
не вполне уверен, что эта поправка легко пройдет в Государственной Думе,        
опять Пенсионный фонд может возражать. Я не знаю, какова позиция                
Правительства, оно, к сожалению, не выступило по данному законопроекту. Если    
нет полной уверенности, что Пенсионный фонд соглашается с тем, что он           
оплачивает пенсионерам выезд из районов Крайнего Севера, то, безусловно,        
возникают и будут возникать такие законопроекты, предлагающие государственную   
льготу возложить на государственный бюджет.                                     
                                                                                
Учитывая это обстоятельство, я предлагаю все-таки поддержать данный             
законопроект, с одной стороны, как средство давления на Пенсионный фонд, с      
другой стороны, для того, чтобы позиция Правительства была однозначной: если    
это должен платить Пенсионный фонд, значит, это должно быть записано в          
бюджете Пенсионного фонда, и тогда необходимость в принятии этого               
законопроекта во втором чтении отпадет сама собой. Поэтому я предлагаю          
все-таки, уважаемые коллеги, в первом чтении принять данный законопроект        
(давайте поддержим северян), а дальше уже будем исходить из того, как пройдет   
голосование по бюджету Пенсионного фонда на следующий год. Спасибо.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Правительства хочет по этому поводу высказаться.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Вчера Совет   
Федерации, как вы знаете, одобрил закон "О федеральном бюджете на 2003 год",    
и расходов, которые предполагает принятие данного законопроекта, в нем не       
предусмотрено. Речь идет не о 2,4 миллиарда рублей, как написано в              
финансово-экономическом обосновании. По подсчетам Министерства финансов, по     
ценам 2001 года это (я привожу данные заключения, которое было подписано в      
августе 2001 года) 5,6 миллиарда рублей.                                        
                                                                                
В целом сам закон "О государственных гарантиях...", как мы знаем,               
действительно является сложным, тяжелым. И наши депутаты, в основном            
представляющие северные районы, северные округа, голосуют и выступают с         
законодательными инициативами по внесению в него многочисленных поправок. По    
состоянию на начало года изменения затронули уже двадцать девять из тридцати    
восьми статей этого закона. В связи с этим было дано поручение (к сожалению,    
наши ведомства не смогли представить его в четвертом квартале, но я думаю,      
что эта задача будет выполнена в самые ближайшие месяцы) комплексно             
переработать закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,         
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним         
местностях", с тем чтобы действительно справедливо компенсировать и             
выплачивать те льготы, которые предусмотрены законодательством для этой         
категории граждан.                                                              
                                                                                
Мы просим вас не поддерживать данный законопроект в первом чтении в силу        
того, что его принятие будет противоречить Бюджетному кодексу, в силу того,     
что сам законопроект имеет целый ряд внутренних противоречий и усложнит и без   
того очень тяжелую конструкцию выплаты льгот и компенсаций северянам,           
гражданам, проживающим на северных территориях. Мы предлагаем совместно с       
Правительством, совместно с профильными министерствами (а это министерство      
экономического развития, министерство труда, Минфин и Минюст, Госстрой          
России) доработать данный законопроект в комплексе и тогда уже действительно    
отчитаться перед своими избирателями в том, что были предприняты конкретные     
шаги для улучшения их положения.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание у представителя Президента высказаться по данному               
законопроекту? Нет желания.                                                     
                                                                                
Есть необходимость в заключительном слове?                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемые коллеги, внушают некоторый оптимизм слова            
представителя Правительства Андрея Викторовича Логинова о необходимости         
усовершенствования закона "О государственных гарантиях и компенсациях для       
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...", однако, я          
повторяю, в докладе я говорил о том, что это не первая попытка, это третья      
попытка (депутат Буткеев дополнил, что не третья, а, наверное, пятая или        
шестая попытка) законодательно закрепить право неработающих пенсионеров на      
льготный проезд.                                                                
                                                                                
Из конкретных замечаний по предложенному законопроекту представитель            
Правительства указал лишь одно: что бюджет на следующий год уже прошел          
утверждение в верхней палате парламента и поэтому, мол, законопроект не имеет   
права быть реализован в будущем году. Я думаю, что авторы законодательной       
инициативы и депутаты от северных территорий согласятся ко второму чтению       
внести коррективы по срокам введения в действие данного законопроекта, и это    
возможно сделать, внеся коррективы в бюджет, то есть ввести закон в действие,   
предположим, со второго полугодия следующего года или, крайний случай, с 1      
января 2004 года. То есть замечание Правительства о том, что он не              
коррелирует, не соответствует принятому федеральному бюджету, может быть        
учтено ко второму чтению.                                                       
                                                                                
В заключение прошу все-таки прислушаться к просьбам тысяч и тысяч ветеранов     
труда, проживающих в северных регионах, и дать им право раз в два года (раз в   
два года!) выезжать на два - три - четыре месяца в более благоприятные районы   
проживания для поправки своего здоровья.                                        
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении дополнения в     
статью 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и             
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и      
приравненных к ним местностях". Первое чтение. Комитет предлагает принять       
данный законопроект, Правительство не поддерживает данный законопроект.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              195 чел.43,3%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    196 чел.                                          
Не голосовало                 254 чел.56,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3930 по 4026 из 4183
ВИНИДИКТОВ А. Н. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Насколько   
я понял, депутат Ивер внес предложение вернуться к голосованию по пункту 15,    
а мы этого как-то не заметили.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гамза, по ведению.                    
                                                                                
ГАМЗА Г. Е. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Я предлагаю,     
как и Ивер, и Буткеев, вернуться к голосованию по вопросу 15.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Решульский, по ведению.                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Ну, если такая настойчивая просьба из зала, наверное, надо ставить на           
голосование.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я поставлю, конечно. Я сначала всем дам высказаться по    
ведению, кто записался.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Ивер, по ведению.                                           
                                                                                
ИВЕР В. М. Уважаемые коллеги, я подтверждаю, что прошу вернуться к вопросу 15   
и проголосовать за принятие данного законопроекта, тем более что речь идет не   
о больших финансовых затратах и есть согласие авторов, чтобы отсрочить время    
введения в действие закона.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Швыряев, по ведению.                                        
                                                                                
ШВЫРЯЕВ Я. М. Георгий Валентинович, вы уже изложили то, что я хотел сказать,    
поэтому...                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Михайлович, там есть кнопочка, нажмите на нее. Депутат Тен, по ведению.    
                                                                                
ТЕН Ю. М. Георгий Валентинович, когда вы предложили продлить наше заседание,    
то вы ставили вопрос о том, чтобы в это время обсудить два законопроекта -      
пункты 18 и 19, а о том, чтобы вернуться и переголосовать, - такого не было.    
Если бы вы сразу поставили так этот вопрос, тогда мы, может быть, не            
продлевали бы время. В таком случае у меня тоже есть предложение по некоторым   
законам, которые мы сегодня не проголосовали, снова вернуться к голосованию.    
Поэтому я предлагаю жестко придерживаться того порядка, который вы              
предложили, - обсуждаем только законопроекты из пунктов 18 и 19. Чтобы          
рассматривать все остальные, ставьте на отдельное голосование предложение       
продлить время и обсудить другие предложения депутатов.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я должен сказать, что я ставил на голосование             
предложение продлить время, использовать обеденное время для завершения         
повестки дня, сказав в обоснование этого предложения, что нам осталось          
рассмотреть всего два вопроса - 18-й и 19-й. Вот так я предлагал. При этом у    
нас еще протокольные поручения есть, которые тоже надо рассмотреть. Что же      
касается предложений - они прозвучали - вернуться к голосованию по пункту 15,   
я поставлю это на голосование. Пожалуйста, определяйтесь голосованием.          
                                                                                
Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по пункту 15? Пожалуйста, голосуйте.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              179 чел.81,7%                                     
Проголосовало против           39 чел.17,8%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,5%                                      
Голосовало                    219 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
К голосованию вернулись.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование пункт 15 повестки дня: проект федерального закона "О    
внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О государственных   
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего   
Севера и приравненных к ним местностях", первое чтение.                         
                                                                                
Включите режим голосования, пожалуйста.                                         
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.44,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается законопроект.