Заседание № 329
09.12.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1051718-7 "О федеральной территории "Сириус".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1465 по 2059 из 7659
Далее. 3-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Учитывая, что доклад будет сделан по 3, 4, 5 и 6-му вопросам нашей повестки, я зачитаю названия остальных законопроектов. 4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". 5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". 6-й вопрос, проект федерального закона "О федеральной территории "Сириус". С одним докладом по этим вопросам выступит Павел Владимирович Крашенинников. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В субботу мы отмечаем 27 лет со дня принятия основного закона Российской Федерации. Напомню, что в отличие от предыдущих конституций российский основной закон - это акт непосредственного действия. Конституция стала символом стабильности государства, дающим возможность развития страны и защиты прав её граждан. Основной закон устанавливает верховенство закона, устанавливает принцип разделения властей, провозглашает права человека, его свободы высшей ценностью, признаёт право частной собственности, в том числе на землю. Коллеги, мы все присутствовали 15 января на оглашении ежегодного послания президента Федеральному Собранию, в котором президент предложил концепцию поправок в основной закон. Была создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении изменений, поправок в Конституцию, которая проводила соответствующие заседания, в том числе с участием Президента Российской Федерации. 20 января президент внёс в Государственную Думу проект закона о поправке к Конституции "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", который был одобрен Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. 1 июля, напоминаю, состоялось общероссийское голосование. За внесение изменений проголосовало 77,9 процента тех, кто голосовал. 4 июля 2020 года поправка вступила в силу. Соответственно, хотел бы обратить внимание на то, что в связи с вступлением в силу поправки в основной закон в настоящее время готовятся поправки в федеральные законы и в федеральные конституционные законы. Главные, конечно, положения и самого основного закона, и поправки к Конституции - это обеспечение суверенитета, повышение уровня и обеспечение социальных обязательств государства, а также единство публичной власти и совершенствование системы сдержек и противовесов. В осеннюю сессию началась активная работа над приведением законодательства в соответствие с обновлёнными положениями Конституции. Всего во исполнение Конституции внесено 25 законопроектов, из них президентом - 19 законопроектов, сопредседателями рабочей группы - шесть законопроектов. Коллеги, на сегодняшний день принято и подписано президентом уже 17 законов во исполнение конституционных положений, из них 14 были внесены президентом, три - сопредседателями рабочей группы. Изменения внесены уже - обращаю на это внимание - в 136 законодательных актов, а также были приняты новые законы "О правительстве...", "О Государственном Совете...". И сегодня мы, надеюсь, примем новый, подчёркиваю, федеральный закон о Совете Федерации. Можно ещё три минуты добавить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, две минуты. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Коллеги, сегодня нужно обязательно сказать о том, что важнейшее условие реализации поправок в основной закон и принимаемых на основе его изменений в федеральные конституционные законы и федеральные законы - это системность норм Конституции и изменяющих актов, законы должны дополнять и развивать друг друга, не допуская правовой неопределённости. Сегодня мы с вами рассматриваем в третьем чтении ещё четыре законопроекта, которые мы вчера обсуждали соответственно во втором чтении. Это законопроект "О порядке формирования Совета Федерации...", ну, и те законопроекты, которые Вячеслав Викторович назвал. Коллеги, проведены все экспертизы, просьба проголосовать за эти проекты и поддержать решение комитета. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по 3-му вопросу нашей повестки есть ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам. Пожалуйста, покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. Подготовиться Куринному Алексею Владимировичу, Морозову Олегу Викторовичу. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Я сразу озвучу позицию фракции по всем законопроектам, которые мы рассматриваем в третьем чтении в развитие поправок к Конституции, которые были ранее приняты и сегодня они уже вступили в силу. По 3, 4 и 5-му пунктам фракция ЛДПР будет голосовать за: и порядок формирования Совета Федерации, и статус депутата и сенатора мы корректируем с точки зрения новых положений и ограничений. То же самое касается и пункта 5, законопроекта о гарантиях президенту. Законопроект, связанный с федеральной территорией "Сириус" фракция ЛДПР поддерживать не будет, мы воздержимся. Критические замечания звучали при обсуждении в первом чтении, они у нас сохраняются, поэтому поддерживать данную инициативу мы не будем. Что касается пунктов 3, 4 и 5, то в рамках тех поправок, которые сегодня стали конституционными нормами, подготовлены соответствующие проекты законов, наша аргументация звучала также при рассмотрении в первом чтении. Мы понимаем, что основная дискуссия развернулась и в рамках комитета, и на пленарном заседании, когда обсуждались поправки к Конституции, сейчас отраслевое законодательство приводится в соответствие с этими поправками, поэтому наша позиция сформулирована в том виде, в котором я её озвучил. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, сразу по 3-му и 4-му вопросам. Павел Владимирович здесь говорил о том, что президент внёс поправки и вроде как 15 января всё было обсуждено. Но на самом деле те изменения, которые мы предлагали в виде своих поправок, на наш взгляд, абсолютно логичные и правильные: мы предлагали запретить, или не позволять, нашим сенаторам, депутатам и прочим высокопоставленным лицам иметь имущество за границей, то есть не позволять им иметь за границей второй, соответственно, аэродром, не позволять иметь там какой-то бизнес, не позволять иметь вот эти связи и зависимость, соответственно, от зарубежных стран. Логично, понятно, всем понятно, только вот, к сожалению, представителям фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" непонятно, почему этот метод крайне необходим. Нам совершенно неясно, почему действующая сегодня редакция закона о формировании Совета Федерации, не допускающая возможности назначать членом Совета Федерации лиц, имеющих тяжкие и особо тяжкие статьи, осуждённых по этим статьям Уголовного кодекса, преобразуется и такая возможность появляется. Почему Павел Владимирович сегодня (я не думаю, что президент об этом просил или на этом настаивал) предполагает возможность работы в Совете Федерации, я повторяю, "обладающим безупречной репутацией", как там написано, лицам, которые были осуждены за изнасилование, за педофилию, за прочие тяжкие и особо тяжкие преступления по истечении определённого срока. Отсидел, сняли судимость, а через 15 лет после особо тяжкого преступления - вперёд, может быть сенатором с безупречной репутацией (по тяжким преступлениям то же самое). Зачем это сделано? Никто ничего не объясняет, просто идёт тупое голосование. Что касается тех ограничений, которые сегодня существуют для связи с соответствующим регионом. Мы говорили про то, что и дипломаты, и высокопоставленные чиновники могут быть членами Совета Федерации, для этого у президента есть квота. Пускай направляет, если они действительно заслуженные, опытные, необходимые, 30 мест есть у президента. А регионы должны представлять именно те лица, которые имеют связь с этими самыми регионами, и набор поправок, который мы предложили, вполне укладывается в эту самую логику, однако он точно так же был отвергнут. Мы также считаем неправильным иметь возможность назначать сенаторами от регионов бывших руководителей правоохранительных органов. Это коррупционный механизм, это бомба, которая может быть заложена под взаимоотношения органов исполнительной власти, соответственно, с правоохранительными органами: в качестве некой компенсации можно будет предлагать пост в Совете Федерации. Это тоже должно быть отсечено, но, к сожалению, этого не сделано. Пожизненные сенаторы - вообще отдельный институт: лорды, пэры. Мы докатились теперь до пожизненных сенаторов. И какими бы они заслуженными ни были, эта пожизненность - это пережиток, это феодализм, который сегодня предполагается внести в наш основной закон, повторяю, в закон, регулирующий порядок формирования Совета Федерации. Между тем гарантии, которые крайне необходимы и были бы эффективны, к сожалению, вычищены. Я говорю про возможность депутатов, имеющих юридическое образование, защищать своих избирателей. Очень эффективно это могли бы сделать многие квалифицированные юристы, которые сегодня присутствуют на этом заседании, но этого права мы, к сожалению, лишены под предлогом якобы конфликта интересов. Я сам неоднократно судился в качестве представителя... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте три минуты. КУРИННЫЙ А. В. ...скажем так, по градостроительным документам, по генеральному плану, по каким-то резонансным событиям. И если это право будет у депутата Государственной Думы, это только укрепит и его авторитет, и авторитет государственной власти. Между тем этого сделано не было. То же касается и ситуации, которая была вчера отыграна: якобы коммунисты пытаются сохранить некие привилегии. Мне кажется, возвращение на прежнее рабочее место - это никакая не привилегия. Это то, что позволяет депутату эффективно работать, не оглядываясь назад. И то, что мы лишили сегодня офицеров, служащих в армии, в правоохранительных органах, в противопожарной службе, возможности вернуться на прежнее место службы, - они увольняются, а такого права у них нет, - совершенно неправильно и неверно. Это касается и тех, кто просто работал на своих постах. Это тоже определённая гарантия. Я ни для кого не открою Америку, сказав, что депутат, оппозиционный депутат, особенно в регионе, не такой уж желанный работник даже при наличии всех профессиональных качеств, о которых мы вчера говорили. Но это другой момент. То же касается и вопросов статуса и авторитета депутата и члена Совета Федерации. Когда сегодня нам местные князьки в ответ на запрос о представлении важной информации, касающейся расходов, касающейся каких-то сделок, присылают отписки, говорят: уважаемый депутат, уважаемый член Совета Федерации (особенно оппозиционный), вам эту информацию мы не дадим. И к сожалению, ни Генеральная прокуратура, ни какие-то другие органы практически ничего с этим сделать не могут, даже есть какое-то решение какого-то там верхнеярского суда в Кировской области, который якобы подобное решение подкрепил. Вопрос весьма важный, и поэтому по 3-му и 4-му пунктам - я повторяю, это законы, которые фактически перечёркивают и возможность формирования нормального, боеспособного состава Совета Федерации, и возможность его нормального функционирования именно как палаты, как законодательного органа власти, и возможности крепких связей с избирателями, - фракция КПРФ будет голосовать категорически против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Морозов Олег Викторович. Шесть минут поставьте, по двум вопросам также. МОРОЗОВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, по 3-му и 4-му вопросам возникла дискуссия достаточно острая, и это побуждает нашу фракцию ещё раз сформулировать базовые аргументы, которые определяют нашу позицию. Первое. Мы поддерживаем эти президентские инициативы, потому что они в полной мере раскрывают содержание положений Конституции страны с учётом внесённых в неё поправок, - об этом было сказано в докладе комитета. Мы всегда утверждали, что эта Конституция сильного федеративного демократического суверенного государства. И вот обновлённый порядок формирования Совета Федерации, более жёсткие требования к сенаторам и депутатам, включая расширение оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов, о чём не было сказано, и это как раз в полной мере отражает суть поправки к Конституции, за которую народ проголосовал. Второе. Законопроект "О порядке формирования Совета Федерации..." впервые чётко определяет три категории сенаторов: это представители субъектов Федерации, их большинство, это президент, прекративший исполнение своих полномочий, в случае принятия им такого решения и представители Российской Федерации, назначаемые президентом. С нашей точки зрения такой принцип членства в Совете Федерации повышает статус палаты и гармонизирует интересы регионов и Федерации в целом. Третье. Закон закрепляет возможность стать сенатором для лиц, как сказано, с безупречной репутацией. Вот интересный тезис прозвучал здесь, когда говорилось о судимостях, о том, что кто-то там может попасть в Совет Федерации с достаточно тяжкими, в общем, статьями в прошлом и так далее. Уважаемые коллеги, за каждым сенатором помимо его собственной фамилии есть фамилия того человека или название того органа, который этого сенатора делегирует, и все знают, кто его направил. Мы что, всерьёз можем себе представить, что вот этот пункт закона о безупречной репутации... что орган власти или человек, который направляет в Совет Федерации сенатора, будет исходить из каких-то других требований, кроме его безупречной репутации? Мы говорим о том, что членом Совета Федерации может стать человек, имеющий высшее офицерское звание, занимающий высшую должность государственной службы, дипломаты высшего ранга, люди в погонах, которые служили на территории данного субъекта Федерации, - мы почему должны поразить их в правах? Мы почему должны не дать субъекту Федерации право делегировать от своего имени этих достойных, уважаемых людей в Совет Федерации, людей, которые имеют высочайшую репутацию и в регионе, и в Федерации в целом? На мой взгляд, это и демократично, и справедливо... на наш взгляд, точнее сказать. Далее, четвёртое. Право президента, прекратившего исполнение своих полномочий, на пожизненный сенаторский статус (в случае его согласия) - мы считаем, что это проявление уважения общества к институту президентской власти, но, кроме того, это ещё и проявление демократической преемственности власти, укрепляющей наши политические традиции, укрепляющей нашу политическую систему. Пятое. Голосуя за эти законопроекты, мы делаем нашу власть более представительной, ещё более ответственной, и это чётко прописано и в поправках в Конституцию, и в вытекающих из этих поправок президентских инициативах, а это - вот это самое главное - важнейшее условие эффективности власти, чего собственно и требует от нас народ, требуют наши избиратели. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данные законопроекты, призывает всех депутатов всех фракций проголосовать за них. Не ошибётесь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 28 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 37 чел.8,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Федеральный закон принят. Уважаемые коллеги, по 4-му пункту у нас по мотивам три фракции выступили, было выступление Нилова, Куринного и Морозова. У фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" есть желание выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", третье чтение, 4-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 20 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 40 чел.8,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Федеральный закон принят. Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. Доклад по нему сделан. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович. Подготовиться Шхагошеву. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, обсуждаемым законопроектом гражданину, который когда-то был президентом, предоставляется невиданный иммунитет: он не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу даже в качестве свидетеля либо личному досмотру; неприкосновенность распространяется на его жильё, служебное помещение, транспорт, средства связи, документы, багаж, переписку. Исходя из положения о том, что всё незапрещённое разрешено экс-президенту, экс-президент приобретает право на совершение нетяжких преступлений (в Уголовном кодексе их 429), у экс-президента появляется право безнаказанно ездить по российским дорогам со скоростью 200 километров в час, красть коньяк в соседнем супермаркете, ежедневно истязать кого-либо, совершать развратные действия и так далее. В случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления он теоретически может понести уголовную ответственность, пройдя через процедуру лишения неприкосновенности. Об этой процедуре, состоящей из семи этапов, мы уже говорили при рассмотрении законопроекта в первом и во втором чтениях: даже при единодушной поддержке обвинения всеми участниками этого процесса они не сумеют провести её за три месяца, установленные законопроектом, а это означает, что лишение иммунитета не состоится. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил внесение в Госдуму проекта закона обычной практикой, однако страны, где бы это было, он не назвал. Проведённое нами изучение законодательства и практики нескольких десятков стран показало, что о неприкосновенности президента, прекратившего исполнение своих обязанностей, кое-где говорится, но в таком варианте, как у нас, практически нигде ничего не сказано. Таких законов нет даже в Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, хотя журналисты нередко говорят о тоталитарности режима в этих странах. Упомянутую Песковым международную практику удалось найти в четырёх странах: Экваториальная Гвинея, Руанда, Казахстан и Таджикистан. Обращаю внимание, что законы двух последних стран являются персональными и относятся исключительно к Назарбаеву и Эмомали Рахмону. Замечу, что при наличии политической воли по вопросу расследования деятельности бывшего президента она будет реализована вне зависимости от того, какой закон охраняет его статус. Будет ли закон о гарантиях бывшему президенту реализован в полной мере, станет понятно только после смены власти: если это будет сценарий преемника, как произошло в 1999 году, то закон будет работать, если элиты будут меняться более непредсказуемым образом, то к закону, скорее всего, не обратятся. Фракция не будет поддерживать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шхагошев Адальби Люлевич. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович! Действительно, воистину говорят: каждый выбирает то, что хочет. Я скажу о международной практике и выберу своё. Например, Италия; можно привести в пример другую страну, например на Ближнем Востоке, которая принимает очень серьёзные решения, действительно защищает собственные национальные интересы, рискуя, даже объявляя войны, - Израиль; также Казахстан, то есть вот буквально несколько стран, которые я на ходу вспомнил, где есть ещё такая практика. Поэтому не надо злоупотреблять этим и не надо никого вводить в заблуждение. Это во-первых. А во-вторых, собственно говоря, президент принимает очень много смелых решений. И в данном случае я не буду приводить примеры других стран, я только скажу о нашей стране и о принятых решениях, современных решениях, которые были приняты. Я напомню 2008 год - Южная Осетия. Я напомню, приведу современный пример - Крым. Я напомню, приведу современный пример - борьба с международным терроризмом в Сирии. Кто может принимать такие решения? Первое - тот, кто может, кто способен это делать, у кого есть воля, возможности, соответственно это человек, который понимает, что его поддерживают внутри страны, а поддержка в данном случае колоссальная, и это такой абсолютный симбиоз. Не может принимать решения человек, если он не смел, если он не способен это делать и если он не рассчитывает на то, что страна, а соответственно люди, его поддерживает. Вот, собственно говоря, о чём этот законопроект. Мы формулировали мнение нашей фракции по этому поводу во время обсуждения в первом чтении, да и вообще до внесения этого законопроекта много раз мы говорили о том уровне доверия, которое мы оказываем президенту нашей страны, начиная от доверия в отношении кода ядерного арсенала нашей страны и заканчивая тем, что мы доверяем ему быть гарантом Конституции Российской Федерации, и, мне кажется, сейчас это достаточно актуальная вещь. Ну, до абсурда можно довести что угодно, начиная с того, что можно говорить, что человек может совершать любые преступления, например красть что-то там в супермаркете. Но мы всё-таки речь ведём о высшем должностном лице - о Президенте Российской Федерации. Страна, которая не уважает своего президента, страна, которая не уважает принимаемых решений, которые поддерживаются большинством людей... Это то решение, которое надо поддерживать уже всем, это разделение ответственности. Спасибо, коллеги. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 5 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 46 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 41 чел.9,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Федеральный закон принят. 6-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О федеральной территории "Сириус". Выступить по мотивам есть желающие? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Так, коллеги, для информации: по 6-му вопросу по мотивам одна фракция выступила - фракция ЛДПР, исходите из этого. Пожалуйста, покажите список. Быков Олег Петрович, Шеин Олег Васильевич, Осадчий Николай Иванович. Пожалуйста, Быков Олег Петрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О федеральной территории "Сириус" подготовлен на основе положений Конституции Российской Федерации. Возможность создания федеральных территорий в нашей стране является конституционной новацией. Это первая федеральная территория, которая будет создана в нашей стране. Во втором чтении были приняты поправки, детализирующие и раскрывающие ряд важных положений законопроекта, который позволит осуществить предметное и понятное правовое регулирование в целях эффективного функционирования федеральной территории "Сириус". Уважаемые коллеги, создание федеральной территории "Сириус" как публично-правового образования, имеющего общегосударственное стратегическое значение, обеспечит комплексное, устойчивое социально-экономическое и инновационное развитие данной территории. Мне хотелось бы в порядке выступления от фракции дать некоторые пояснения в отношении тех доводов, которые коллеги приводят, предъявляя претензии к финансово-экономическому обоснованию данного законопроекта. Хотелось бы обратить внимание на то, что все вопросы, связанные с передачей полномочий, должны подкрепляться соответствующим финансово-экономическим обоснованием, соответствующим финансированием, но только все эти вопросы должны лежать в плоскости правового регулирования иных нормативных правовых актов, будь то внесение изменений в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, либо соответствующее экономическое обоснование должно быть представлено нормативным правовым актом федерального уровня или уровня субъекта Российской Федерации, когда речь идёт о передаче соответствующих полномочий. Что касается данного проекта федерального закона, "О федеральной территории "Сириус", то важно обратить внимание, что законопроект направлен на установление правовых основ функционирования федеральной территории "Сириус", на регулирование отношений, возникающих в связи с её созданием, организацией деятельности органов публичной власти, осуществлением экономической и иной деятельности федеральной территории "Сириус". Таким образом, хочу подчеркнуть, что федеральная территория "Сириус" должна стать стратегической территорией, объединяющей и концентрирующей лучшие практики и компетенции, направленные на реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за и предлагает поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я лаконично. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" имеет особую точку зрения по этому закону. Притом что мы полагаем правильным поддержать соответствующее стратегическое направление, у нас вызывают сомнение две вещи. Одна - ну, она чисто ситуативная, касается сегодняшнего заседания: совершенно непонятно, почему 6-й вопрос был включён в доклады, связанные с конституционными изменениями, вроде бы в июле на плебисците этот вопрос в повестке дня не стоял отдельно. Но если мы говорим про содержательную сторону, то Павел Владимирович коренным образом заблуждается, говоря о том, что проект закона, стоящий в повестке дня под 6-м пунктом, укрепляет Российское государство. Он фрагментирует государственную систему управления. Мы приходим к модели, когда отдельно взятой территории решениями Правительства Российской Федерации, а также различного рода руководящих структур могут быть делегированы и федеральные, и региональные полномочия. Это, по сути дела, формирование отдельных законодательных пространств, отдельных управленческих пространств, и, конечно, это формирование может достигаться только за счёт расслоения единого федерального нормативного пространства. И в связи с этим, конечно, многие из моих коллег по фракции и лично я такого рода законопроект поддержать не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, товарищи! Во фракции КПРФ имеются довольно большие сомнения по поводу данного законопроекта. Эти сомнения немножко уменьшились в связи с изменением текста во втором чтении - значительным изменением, - но всё же они сохранились. И сами эти изменения ко второму чтению тоже ещё нуждаются в достаточно серьёзном дополнительном изучении и проработке. Мы, собственно, видим только один плюс, который декларируется авторами законопроекта, - это ослабление финансовой нагрузки на бюджет Краснодарского края, который и так из-за олимпийского перегрева имеет большой государственный долг, около 100 миллиардов рублей. Что конкретно вызывает у нас сомнения? Прежде всего скорость, с которой принимается данный закон: его внесло не правительство, 18 ноября прошло первое чтение, спустя три недели - уже третье чтение. Многие вопросы перехода из одного статуса в другой (сейчас Сириус - это городской округ, муниципальное образование в составе Краснодарского края, а дальше он будет федеральной территорией), вопросы передачи, формирования полномочий недостаточно чётко в законопроекте проработаны. Я уже сказал, во втором чтении законопроект претерпел серьёзнейшие изменения, и эти изменения тоже надо изучить как следует. Весной текущего года ещё готовились выборы в муниципальное образование городской округ Сириус, для того чтобы в единый день голосования, в сентябре, сформировать там выборный орган - Совет городского округа Сириус, и вдруг этот процесс был прерван, появился данный законопроект. В чём причина? Полагаем, что не в скорости, не в желании в скором времени получить научно-технический прорыв, а в том, чтобы определиться с имуществом, которое есть на данной территории, - олимпийские объекты и многие другие объекты, которые представляют собой возможный доходный, так сказать, кусок. Кто будет распоряжаться этим имуществом, а это имущество немалое? Чёткого ответа нет. Кто будет содержать олимпийские объекты? Или они при новом статусе Сириуса принесут больший доход, чем сейчас? А почему сейчас они этого дохода не приносят? Ещё один момент - нет полной ясности в вопросах изменения соотношения полномочий федеральной власти, краевой и власти Сочи как городского округа при передаче, перераспределении: как будет формироваться бюджет - федеральные средства, краевой бюджет, как будет идти финансовое взаимодействие? Здесь уже предшествующий оратор об этом говорил. Есть сомнения и в должной степени проработки темы выборов в совет "Сириуса". Словом, очень многое пока выглядит схематично, и мы не будем голосовать по данному законопроекту. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О федеральной территории "Сириус", третье чтение, 6-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 13 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 328
08.12.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1051718-7 "О федеральной территории "Сириус".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3156 по 3359 из 8565
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О федеральной территории "Сириус", второе чтение. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что это первый законопроект, определяющий в соответствии со статьёй 67 Конституции вопросы создания и функционирования федеральной территории. Здесь устанавливаются правовые основы функционирования федеральной территории "Сириус", в том числе регулируются отношения, возникающие в связи с её созданием, организацией деятельности органов публичной власти, осуществлением экономической и иной деятельности в границах данной федеральной территории. Напомню, что речь идёт о территории, которая располагается в Краснодарском крае, на Черноморском побережье, в Сочи, там, где находится основной комплекс олимпийских объектов 2014 года, и начиная с 2015-го там уже функционирует образовательный центр "Сириус". Законопроектом определяются следующие базовые признаки федеральной территории: самоуправление - мы с вами об этом в прошлый раз говорили; экономическая самостоятельность. Ко второму чтению, коллеги, мы достаточно много обсуждали законопроект - вот, Николай Иванович Осадчий, как раз с вами в том числе мы обсуждали этот вопрос (я чуть-чуть здесь перепутал) - и многие вопросы, которые были поставлены, на мой взгляд, мы учли. Для обеспечения прозрачности деятельности "Сириуса" добавлена новая статья - статья 16, об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, внешнего аудита, осуществления прокурорского надзора. Ко второму чтению скорректирована система органов публичной власти федеральной территории, чтобы не возникло конфликтов интересов. Поправками исключена такая должность, как глава федеральной территории, а также норма о высшем должностном лице территории. Предусматривается, что систему органов публичной власти федеральной территории составляют Совет федеральной территории как представительный орган и администрация как исполнительно-распорядительный орган, - напомню, что в первом чтении здесь был некоторый перекос. В границах федеральной территории органами публичной власти будет осуществляться одновременно государственное и муниципальное управление. Совет федеральной территории "Сириус" формируется на пять лет в составе 17 членов. Девять из них избираются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, трое назначаются Президентом Российской Федерации, трое назначаются Правительством Российской Федерации, один назначается губернатором Краснодарского края. Также по должности в совет входит глава администрации федеральной территории "Сириус". Должность члена совета относится к государственным должностям Российской Федерации. Указывается, что членом совета может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства или вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Организацию деятельности совета осуществляет его председатель, который избирается - на это хочу обратить внимание - по представлению Президента Российской Федерации из состава совета на срок полномочий этого органа. Решением совета полномочия председателя могут быть досрочно прекращены в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации на основании его представления. Возглавлять администрацию федеральной территории "Сириус" будет глава администрации, он назначается и отрешается от должности Советом федеральной территории. Глава администрации входит по должности в совет, но не может занимать должность председателя совета, как это было в редакции первого чтения. Он ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Также ко второму чтению добавлена новая глава о выборах в Совет федеральной территории "Сириус". Избираются, как я уже сказал, 9 членов совета из 17. Предлагается в целом традиционная процедура проведения выборов: выборы будут проходить в единый день голосования; здесь есть положения о наблюдении, как регистрируются, в выборах будут участвовать также зарегистрированные кандидаты, политические партии, выдвинувшие кандидатов. Что касается особенностей территориальной избирательной комиссии, территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок её полномочий - пять лет, формируется она напрямую Центральной избирательной комиссией, в том числе на основании предложений политических партий, представленных в Государственной Думе и в Законодательном Собрании Краснодарского края. Здесь есть сроки, когда назначаются выборы. Выборы проводятся за счёт бюджета "Сириуса". И здесь есть переходное положение, в соответствии с которым это может быть с привлечением... возникает расходное обязательство Российской Федерации. Законопроектом урегулированы вопросы действия на федеральной территории нормативных правовых актов - конечно, здесь действуют акты России и Краснодарского края, а также устав и иные нормативные правовые акты федеральной территории "Сириус". Коллеги, в законопроекте предусматривается пятилетний переходный период, в течение которого планируется поэтапная организация функционирования федеральной территории "Сириус", - до 31 декабря 2025 года. Я уже обращал на это внимание, но ещё раз хочу обратить. До 1 февраля 2021 года президент назначает временно исполняющего обязанности главы федеральной территории, который формирует администрацию федеральной территории и возглавляет её до назначения в соответствии с законом главы администрации. До 1 января 2022 года обеспечивается функционирование федеральной территории, готовятся выборы в совет территории и так далее. Дальше, к 1 января 2022 года должна быть сформирована налоговая, имущественная законодательная база, необходимая для функционирования соответствующей федеральной территории. Коллеги, такой вопрос тоже задавался - хочу сказать, что в настоящее время готовятся соответствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Бюджет федеральной территории начнёт формироваться с 2022 года, на это я тоже хотел бы обратить внимание. Уважаемые коллеги, комитет предлагает поддержать поправки, их 18, вам представлена соответствующая таблица. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Павел Владимирович, изучив поправки, я вижу, что тот критический момент, который я высказывал, насчёт перехода муниципального образования городской округ Сириус в федеральную территорию, был определённым образом учтён, в главе 8 "Заключительные положения" это более или менее учтено. Тем не менее по пункту 4 статьи 47, это поправка 17, касающаяся всей главы 8, не могли бы вы всё-таки чуть-чуть прокомментировать? "Словосочетания "федеральная территория"... и "муниципальное образование"... используются в одном значении... Вновь созданные органы публичной власти федеральной территории... обеспечивают непрерывность осуществления функций и задач местного самоуправления на соответствующей территории" - прокомментируйте, пожалуйста, как это понимать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте в соответствии с Регламентом вначале вынесем на обсуждение и отдельное голосование поправку 17. Вы выносите поправку 17? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, тогда вы должны понимать, что нарушаются нормы Регламента. Но если нет возражений, тогда, Павел Владимирович, поясните по поправке 17 и ответьте на вопрос Осадчего. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я просто хочу коллег поблагодарить, потому что мы реально очень много поправок приняли в связи с тем, что здесь высказывалось, мы как раз здесь обсуждали вопрос о конфликте интересов и вопросы, связанные... Я специально обратил внимание на то, что будет переходный период. Конечно, сразу возникнуть всё это не может, органы муниципальной власти будут постепенно замещаться на федеральной территории, это с одной стороны. С другой стороны, часть из этих муниципальных полномочий будет сохраняться, и мне кажется, что это тоже очень важно. Я в сегодняшнем докладе не говорил, но в прошлый раз я сказал, что предстоит огромная работа не только в части нормативной базы, но и в части оценки имущества, в части государственной регистрации имущества, в части определения... Вот в прошлый раз было очень много вопросов, как будет формироваться бюджет. Решения по всем этим вопросам мы, конечно, готовим, для этого и установлен переходный период. И я ещё раз хочу сказать, что сейчас готовятся изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, ну и, конечно, потребуется внесение изменений применительно как раз к федеральной территории - поправки к законам о местном самоуправлении и об общих принципах организации органов власти субъектов Федерации. При этом, мне кажется, последние изменения потребуется внести и для того, чтобы в случае создания других федеральных территорий, которые предусмотрены Конституцией, это уже было учтено. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно я понимаю, Николай Иванович, что вы не выносите поправку на отдельное голосование, вам достаточно было пояснений? Правильно. Все пояснения даны. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 28 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О федеральной территории "Сириус", 7-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 07 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Спасибо за терпение! Мы просим данный законопроект на завтра поставить для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 324
18.11.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1051718-7 "О федеральной территории "Сириус".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 796 по 812 из 7017
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У нас два предложения... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Погромче можно? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...перенести на более поздний срок 51-й вопрос и 29-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот 51-й - по просьбе содокладчика, мне подсказывают, а 29-й по какой причине? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. В связи с нарушением статьи 104 Конституции: отсутствует заключение правительства, а это касается бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы по этому вопросу потом попросим дать комментарии председателя комитета.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 911 по 982 из 7017
По 29-му вопросу, пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У нас есть официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года, в нём имеются в том числе предложения по доработке данного документа, но также имеется положительное решение о принятии в первом чтении, поэтому в соответствии с Регламентом он вынесен, будем докладывать и по существу рассматривать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, вы настаиваете на снятии? Тогда на голосование поставим. Пожалуйста, Коломейцеву включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, этим законопроектом предлагается внесение изменений в 7 кодексов и в 40 федеральных законов, серьёзнейших, он требует бюджетных расходов, о которых ни слова не написано ни в пояснительной... и не отзыв, должно быть заключение правительства, есть же 104-я статья Конституции. Вы же юрист заслуженный. Его нельзя рассматривать без заключения правительства! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пожалуйста, Александр Юрьевич Синенко, полномочный представитель правительства в Государственной Думе. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, я хотел бы только подтвердить слова Павла Владимировича: Правительство Российской Федерации представило в установленном порядке отзыв на данный проект, мы его поддерживаем с теми замечаниями, которые в нём изложены. А по процедуре, я напомню, после внесения проект федерального закона поступает в профильный комитет и именно профильный комитет совместно с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы определяет соответствие данного проекта 104-й статье Конституции Российской Федерации с точки зрения необходимости заключения правительства. Если я правильно понимаю, профильный комитет, комитет Павла Владимировича, вынес заключение об отсутствии необходимости заключения. Совет Государственной Думы, когда направлял этот проект для получения отзыва, согласился с такой позицией. Николай Васильевич, если этот вопрос и нужно было поднимать вам, как члену Совета, то именно на Совете Государственной Думы, при рассылке этого проекта. Сейчас, мне кажется, все процедуры соблюдены, законопроект готов к рассмотрению в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение Коломейцева Николая Васильевича о снятии с рассмотрения законопроекта под пунктом 29. Комитет против. Правительство также считает, что мы можем рассматривать законопроект, учитывая, что необходимое заключение в виде отзыва было направлено. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 48 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6 % Проголосовало против 258 чел.57,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: не принято Остаётся 29-й вопрос в повестке, не проходит предложение.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3419 по 4122 из 7017
Пункт 29, проект федерального закона "О федеральной территории "Сириус". Доклад Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О федеральной территории "Сириус". Законопроект внесён в соответствии со статьёй 67 Конституции, которая как раз регулирует вопросы создания и функционирования федеральной территории. Напомню, что у нас согласно Конституции существуют разные уровни публичной власти - федеральный, региональный и муниципальный. Поправками к статье 67 Конституции, действующими с 4 июля, напоминаю, закреплено положение о том, что в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Особенности организации публичной власти на федеральных территориях и предлагаются в представленном на рассмотрение проекте. Данный законопроект устанавливает правовые основы функционирования федеральной территории "Сириус". Напомню, что это территория в Краснодарском крае, на Черноморском побережье, в Сочи, там, где проходила зимняя Олимпиада 2014 года и где расположен основной комплекс олимпийских объектов. С 2015 года на базе олимпийской инфраструктуры развивается образовательный центр "Сириус", созданный по поручению Президента Российской Федерации. В сущности, именно он и станет основой этой федеральной территории. Сейчас это городской округ площадью 1,4 тысячи гектаров, здесь есть Олимпийский парк, спортивные объекты, своя инфраструктура. Коллеги, наследие Олимпиады - это не только очень хорошие воспоминания, но и достаточно большой имущественный комплекс, объекты, инфраструктура, и надо, конечно, это всё использовать для движения вперёд. Цель создания федеральной территории - её одновременное развитие как современного города на олимпийской инфраструктуре, с новейшим жилищно-коммунальным комплексом, медициной, там есть порт, железнодорожный вокзал и другие возможности, и как инновационного, научного, образовательного и, наконец, туристического центра. Акценты здесь предполагаются на сохранении природной среды, на так называемых зелёных технологиях в современных градостроительных решениях. Задачи "Сириуса" сложнее и многообразнее, чем просто у образовательного центра, их правовое обеспечение выходит за пределы традиционных наукоградов, поэтому его предлагается сделать гибким, адаптированным под нужды данной территории. Таким образом, открываются новые перспективы создания территории с устройством власти и государственным регулированием, полностью ориентированным на инновационное развитие. Коллеги, организация федеральной территории "Сириус" будет существенно отличаться от привычных нам образований. В границах территории "Сириус" органами публичной власти будет осуществляться одновременно государственное и муниципальное управление - обращаю на это внимание, - здесь будет, можно сказать, единство и сочетание всех уровней публичной власти. Статус федеральной территории позволит ей стать экономически самостоятельной, а также взаимодействовать с Президентом и Правительством Российской Федерации, это я цитирую часть 2 статьи 3 проекта. Органы управления будут наделены на своей территории достаточно широкими полномочиями, это позволит им принимать оперативные решения, откроет новые возможности для разработки новых, прорывных решений в образовании, науке, медицине и так далее. Это несомненное преимущество предлагаемой модели. Хочу сказать, что законопроект определяет следующие характеристики этой федеральной территории. Прежде всего, это самоуправление - "Сириус" будет иметь собственные органы публичной власти. Кроме того, определяются формы участия граждан в управлении этой территорией, в том числе решение вопросов местного значения. Далее, экономическая самостоятельность: федеральная территория будет иметь собственный бюджет, собственное имущество, свои имущественные права, в том числе передаваемые ей Российской Федерацией, Краснодарским краем, муниципальным образованием. Это позволит активно развивать территорию, в том числе через собственные доходы. Предусматривается, что систему органов публичной власти федеральной территории составят совет, глава федеральной территории и администрация. В проекте подробно написано, кто и как формирует эти органы. Например, Совет федеральной территории "Сириус" формируется на пять лет в составе 17 членов, из них 9 человек избираются населением территории в соответствии с законодательством о выборах, по 3 члена назначаются президентом и правительством и 1 член совета - губернатором Краснодарского края. Глава федеральной территории "Сириус" является высшим должностным лицом федеральной территории и возглавляет администрацию. Очень важно обратить внимание на систему правового регулирования на этой территории. Она действует с учётом особенностей, установленных данным законопроектом (если мы его примем, это будет закон). Естественно, действует и федеральное законодательство, и законодательство Краснодарского края. Органы публичной власти "Сириуса" во исполнение Конституции, во исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов будут издавать нормативные правовые акты. Важное значение имеет устав федеральной территории, утверждаемый Советом федеральной территории. Обращаю внимание на то, что устав должен согласовываться с Правительством Российской Федерации. Уважаемые коллеги, здесь есть достаточно серьёзные переходные положения, предлагается предусмотреть пятилетний переходный период - от публикации закона до 31 декабря 2025 года. Коллеги, "Сириус" не предлагается сделать закрытым городом, скорее наоборот, ресурсы территории будут работать в интересах всех граждан нашей страны. Конечно, это достаточно новое, необычное явление, но во многих странах подобные образования существуют. Я уверен, что предлагаемые проектом новации дадут большой толчок развитию экономики, культуры, образования, спорта и туризма всей страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! У меня к авторам законопроекта есть вопросы. Первый вопрос: какие налоги будут оставаться для финансирования этой территории из местных, региональных и федеральных? В финансово-экономическом обосновании сказано, что денег из федерального бюджета не потребуется, за счёт чего будет финансироваться, тоже не указано - ну, как-то сразу возникает вопрос: если не указано, то за счёт чего? Дальше, ещё такое: "По вопросам обеспечения функционирования федеральной территории "Сириус", а также по вопросам осуществления инновационной и научно-технологической деятельности... органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе вносить Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации предложения о разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации". Что это значит? Это что значит, что за право?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Ну надо же укладываться... ГАРТУНГ В. К. Александр Дмитриевич, ну, какой законопроект вносите, столько и вопросов, честно говоря. Если бы он был проработан, у меня бы вопросов не было. Что это за право: право законодательной инициативы или какое-то другое право? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Валерий Карлович, вы столько вопросов задали, что можно, наверное, нам вдвоём оставаться здесь. Первое. Когда мы с вами готовили поправки к Конституции, вы помните, мы остановились на том, что в части права законодательной инициативы не будет никакого расширения, договорились об этом и никаких предложений по поводу права законодательной инициативы не приняли. Этот вопрос иногда задают по Госсовету, сейчас вот по этой территории. Конечно нет, не будет федеральная территория "Сириус" иметь право законодательной инициативы (так же как и Госсовет - на всякий случай говорю). Теперь что касается налогообложения, финансирования и так далее. Просто хочу сказать - я об этом немного уже говорил, - что будет пятилетний переходный период, и тогда потребуется провести инвентаризацию всех этих объектов, государственную регистрацию, всё это будет проводиться в течение этих пяти лет, это есть в самом проекте закона. Конечно, после этого мы будем говорить о внесении тех или иных изменений в законодательные акты. И Правительство Российской Федерации, и Минфин это знают, мы с ними этот вопрос обсуждали, они готовы к работе. Насколько я понимаю, такая работа уже ведётся. Здесь говорится о конкретной федеральной территории, об организации деятельности и о том, какие полномочия будут возлагаться, как будет организована эта власть. Об этом я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Владимирович, конечно, интереснейший законопроект. Я не знал, что вы такой талантливый человек, даже в геодезии... Ну да ладно. Вот смотрите, статья 2: "Федеральной территорией "Сириус" признаётся имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование..." Когда мы с вами обсуждали на заседании комитета поправки к Конституции и возник этот термин - "федеральная территория", вы и ваш соратник Клишас говорили, что речь, скорее всего, идёт о закрытых территориальных образованиях, о военных объектах, атомных станциях и так далее. Объясните, пожалуйста, всем здесь присутствующим, какое такое стратегическое значение имеет эта территория? Ведь имеющей стратегическое значение признаётся территория, потеря которой может привести к существенному изменению положения дел. И чего в конце концов вы хотите добиться, давая этой территории такие огромные полномочия? Это будет новая Кремниевая долина, это будет какой-то суперсовременный кластер по производству, я не знаю, искусственных органов для человека или... (Микрофон отключён.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, вы знаете, я больше, наверное, специалист по гражданскому праву, в том числе по государственной регистрации прав и так далее. Соответственно, если вы хотите сказать, что я один это всё подготовил, то отвечу: это, конечно, не так. В подготовке участвовали разные специалисты, в том числе коллеги из "Сириуса", коллеги из правительства и так далее. Это очень тяжёлая работа, и, сами понимаете, это непростая история, это первая федеральная территория, которая в Российской Федерации предусматривается. Теперь насчёт стратегического значения. Процитирую статью 2 проекта: "Федеральной территорией "Сириус" признаётся имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование", создаваемое "в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения её инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов". Вот такая формулировка, это есть прямо в проекте, как я уже сказал, статья 2 проектируемого закона. Ответ в самом проекте закона содержится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Владимирович, всё-таки авторами вы с Клишасом там указаны. Общеизвестно, что большая часть долгов бюджета Краснодарского края, около 100 миллиардов рублей, - это как раз эксплуатация, ну, скажем так, содержание олимпийских объектов. Скажите, пожалуйста, как же вы хотите федеральную территорию без федеральных вложений, она же... Ладно, вы Краснодарскому краю отдадите эти долги, пусть он рассчитывается, а вот как содержать будете, за счёт чего? Там стадион "Фишт", другие олимпийские объекты... Мы же понимаем, что из-за санкций мы туда международные соревнования, кроме "Формулы-1", привезти не можем. И вы говорите, что будут исполняться федеральные законы. Но ведь депутат Государственной Думы не может одновременно быть главой исполнительного органа, как и, наоборот, глава муниципального образования не может быть депутатом Государственной Думы, а у вас написано... (Микрофон отключён.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да... Тоже очень много вопросов. Лучше, конечно, концентрироваться на какой-то теме. Первое, насчёт авторов и субъектов права законодательной инициативы. Это не всегда одно и то же, иногда это совпадает и в данном случае это совпадает, но авторов всегда больше, чем... Берёт на себя субъект права законодательной инициативы - я на себя не беру: мы все вместе готовили, все вместе это обсуждали, выверяли. Я вас уверяю, что работа эта продолжится: вы вот сегодня спрашивали про документ из правительства - там есть замечания, вы их видели. Ваш коллега показывает жестом: "Побыстрее!" - хорошо. По поводу налогообложения и финансирования я уже сказал, что мы это будем отдельно рассматривать, будут поправки, это всё другая история. Я уже сказал, чему посвящён предмет данного законопроекта, а уже на основе принятых актов мы будем в том числе эти вопросы рассматривать. Мы не знаем точно, сколько стоит эта инфраструктура, какая она, мы знаем примерно, а инвентаризация будет проходить в течение переходного периода. И коллеге Кашину огромная благодарность. Только по плечу похлопывайте, и всё будет нормально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, а что вас смущает? У нас что, мало муниципальных или региональных территорий, где находятся объекты, которые финансируются из федерального бюджета, что ли? Это общепринятая, обычная практика, здесь нет ничего сверхъестественного, это вполне возможно. Не обязательно всё должно финансироваться из бюджета этой территории. Тен Сергей Юрьевич. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, согласен с вами в том, что федеральные территории будут способствовать развитию нашей страны. У меня вопрос к вам, как к одному из идеологов данной законодательной инициативы: как вы считаете, если будет положительный результат работы федеральной территории "Сириус" в ближайшие, ну, скажем, пять лет, у нас будут ещё подобные территории создаваться в Российской Федерации? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо, это очень важный вопрос. Он перекликается с вопросом Сергея Владимировича, который как раз говорил об объектах, обсуждавшихся при подготовке поправок к Конституции. Я считаю, что организация подобных территорий возможна, как сказал Сергей Владимирович, там, в атомной отрасли, в военной. У нас был выбор: сделать закон о федеральной территории, чтобы на базе этого закона создавать эти территории, отдельные публичные образования, либо пойти по такому пути, делать отдельно - мы пришли к тому, что... В принципе у нас здесь все составляющие есть: есть правовая составляющая - Конституция, есть экономическая составляющая - наследие Олимпиады и есть интеллектуальная составляющая, люди уже там работают, развивают эту территорию. И мне кажется, что здесь как раз таким замечательным образом всё совпадает и это может дать плоды достаточно быстро. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, с учётом специфики законопроекта задам несколько коротких вопросов. Первый: поясните, пожалуйста, что подразумевается предметно в части специального регулирования медицинской деятельности и деятельности в сфере образования, как это будет отличаться от обычных наших федеральных правил и норм? Второй вопрос: находите ли вы идеологически правильным фрагментирование в целом российского права на отдельные специальные режимы, как здесь? И третий: правильно ли я понимаю, что идеология формирования местного управленческого органа, совета, состоящая в том, что половина членов совета, чуть больше, избирается населением, а вторая половина назначается федеральными структурами и губернатором, почерпнута из практики Соединённого Королевства, где так формируют органы управления Заморскими территориями (это Бермудские острова, Виргинские острова, Монтсеррат и так далее)? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, здесь есть ряд вопросов, связанных с применением федерального законодательства и законодательства Краснодарского края. Вы правильно указали на то, что, если будут приняты иные решения, соответственно, будет действовать правовая база этой федеральной территории. Это, конечно, должно очень тщательно выверяться, при принятии таких актов, как вы видите, многие решения должны согласовываться с федеральным правительством. Я здесь с вами полностью согласен. Правовой режим. Да, здесь устанавливается достаточно своеобразный правовой режим, но он не выпадает из федерального правового режима, потому что о создании федеральной территории сказано в Конституции, там прямо говорится, что это определяется федеральным законом. Здесь нет выпадения. Есть зарубежный опыт в отношении федеральных территорий, при необходимости я этого коснусь, если будут такие вопросы. Вот вы назвали Великобританию; могу сказать, что в Соединённых Штатах 14 таких федеральных территорий, в Канаде - 3, в Австралии - 10 и так далее. Если у федерации есть особая заинтересованность в федеральных территориях, то, конечно, там в органах управления присутствуют в том числе представители федерации, мне это кажется вполне логичным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Павел Владимирович, всё-таки, может быть, стоило пригласить коллег из правительства, которые этот законопроект писали, по большому счёту, чтобы они на наши вопросы отвечали? Ну вот конкретно по финансированию: из каких источников будет финансироваться? Вам несколько раз этот вопрос задали, вы так проскользнули мимо, в итоге ответ мы так и не получили. "Создадим и там уже придумаем, будем финансировать" - общий посыл такой. Фактически это территория, где не действуют законы Российской Федерации, где вводятся и действуют какие-то экспериментальные режимы в отношении санэпидобстановки, кстати, медицинских технологий и так далее, где устанавливается некое промежуточное положение между местным самоуправлением и госуправлением, когда полномочия вроде бы передаются от той же государственной власти, а потом могут точно так же делегироваться дальше. Скажите конкретно, если сможете, из чего это будет финансироваться и для чего это делается в принципе? То есть изобразить некую публичную власть, про которую написано, которая на стыке государственной и муниципальной образуется, и в принципе не совсем понятно, что это такое... (Микрофон отключён.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я просто не могу не отреагировать на слова о том, что там не будет действовать федеральное законодательство. Это федеральная территория, где будет действовать федеральное законодательство (и сейчас действует), наша Конституция и так далее. Вы сейчас говорите о налогообложении и о финансировании - мы говорим, что сейчас представляем вам проект федерального закона, который посвящён федеральной территории, управлению, организации работы на этой федеральной территории. Ещё раз, уже в третий раз говорю, что вопросы, связанные с финансированием и налогообложением, будут решаться отдельно, этим законопроектом они не решаются. У нас есть отраслевая принадлежность, в каждой отрасли своё законодательство, и надо решать эти вопросы последовательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Павел Владимирович, мне, как жителю Краснодарского края с самого рождения, понятно, что комплексное развитие территории, о которой идёт речь, необходимо, как и необходимо решить проблему содержания олимпийских объектов. Но почему в алгоритм рассмотрения законопроекта заложена страшная скорость - всего пять дней на внесение поправок, - в то время как по проекту закона есть немало вопросов? Например, в настоящее время согласно закону Краснодарского края Сириус - это городской округ, то есть самостоятельное муниципальное образование; ему будет придан статус федеральной территории - как соотносится переход из городского округа в федеральную территорию? Нигде в тексте законопроекта это не обозначено никоим образом совершенно. Пожалуйста, вот на этом примере поясните, как будет происходить - за пять дней - борьба с неопределённостью? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Николай Иванович, мы с удовольствием от вас примем поправки, как, впрочем, и от всех остальных депутатов. Давайте обсуждать, здесь вообще нет никаких вопросов. Я считаю, что законопроект подготовлен, мы его обсуждали и с правительством, и с Краснодарским краем, взяли специальное заключение от ГПУ президента в отношении того, чьё это ведение. Мы готовы и с вами лично обсуждать этот вопрос. Я очень рад, что вы поддерживаете саму идею: я считаю, на самом деле абсолютно правильно, что мы объекты Олимпиады не бросаем, как это происходило во многих странах, смогли на сегодняшний день это всё использовать, более того, насыщаем это с точки зрения правовой, с точки зрения организационной, - мне кажется, от этого только плюс будет всем, в том числе Краснодарскому краю. Поэтому подавайте поправки, будем смотреть, будем обсуждать. У нас поправки будут в том числе от правительства, вот уже предлагает нам правительство... Мы обсуждали вопрос с Центральной избирательной комиссией, в принципе нам надо будет здесь разбираться, потому что запустили слух, что это будет отдельный округ, - это не так, это будет избирательный округ всё-таки в рамках Краснодарского края. Также были вопросы в отношении того, что будет отдельная история по поводу Совета Федерации, - нет, этого не предполагается, всё-таки это Краснодарский край. И так далее и так далее. Мне кажется, что нам надо на все эти вопросы давать ответы; ко второму чтению, если нужно, что-то уточнять или добавлять. Мы это будем делать вместе с правительством, с вами, с ЦИК и так далее. Работа, как говорится, только начинается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, кстати, я напомню, у нас город Сочи в своё время тоже был городом федерального значения. Помните, отдельный закон был? Бюджет отдельный был. Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Павел Владимирович, вопрос о правовой природе политико-территориального устройства федеральной территории. Вы в целом сказали о том, как некоторые положения будут реализованы, тем не менее хотелось бы ещё поточнее. "Сириус" остаётся составной частью Краснодарского края? По смыслу федерального закона "Сириус" вроде бы становится отдельной территорией, но при этом губернатор Краснодарского края будет иметь полномочия по определению своей квоты депутатов федеральной территории. При этом вы только что сказали, что пассивное избирательное право жители федеральной территории "Сириус" будут реализовывать точно так же, как остальные жители Краснодарского края. У них не будет ни своего депутата Госдумы, ни отдельного представительства в Совете Федерации, они будут реализовывать своё пассивное избирательное право и на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края - правильно я вас понимаю? КРАШЕНИННИКОВ П. В. У них будет свой депутат, они его будут избирать, но вместе с другими жителями Краснодарского края. Это что, не их, что ли, депутат? Ну конечно их! Это первое. Второе, будет действовать законодательство и федеральное, и Краснодарского края, ну, с учётом тех положений, которые предлагаются здесь, в проекте федерального закона "О федеральной территории "Сириус". Ещё раз хочу сказать: мы обсуждали с коллегами из Краснодарского края этот вопрос, у них тоже есть предложения ко второму чтению, мы также их будем учитывать. Я думаю, что в данном случае мы консенсус найдём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, извините, но это и вопрос, и предложение. Много звучало вопросов об источниках финансирования - конечно же, федеральные. Это что касается вопроса. А по поводу предложения - надо добавить: и иных приносящих доход источников. И весь этот вопрос будет закрыт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, это комментарий скорее. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Коллеги, по одному от фракции. Вот Иван Иванович мне подсказывает, что у нас с вами сегодня 51 вопрос в повестке. Прошу иметь это в виду. Покажите список. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", определитесь, кто будет выступать. Гартунг будет? Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Да, Павел Владимирович, задали вы нам работку... Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция не определила позицию по этому вопросу, у нас нет единого какого-то решения. Вот мы читаем статью 2 законопроекта: "Федеральной территорией "Сириус" признаётся имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения её инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации..." - слушайте, как против этого можно выступать?! Я только за то, чтобы у нас вся страна была территорией, на которой всё, о чём здесь написано, было реализовано. Только почему-то у нас в стране этого не получается - почему? Что-то не так? Давайте мы новую страну изобретём в маленьком масштабе и на ней потренируемся? Ну, может быть, да. Только я прочитал финансово-экономическое обоснование, где написано, что денег федерального бюджета не потребуется. Спрашивается: за чей счёт банкет? Я не против того, чтобы у нас были такие прекрасные территории, больше скажу, давайте внесём поправочку и город Копейск Челябинской области, мой родной город, туда тоже включим. Я согласен с этим, только я не понимаю, как это будет финансироваться. Если это будет финансироваться точно так же, как Калининград, отдельная территория, и Приморский край, тогда мне понятно: за весь этот банкет будет платить всё остальное население страны - а вот с этим, коллеги, я не согласен. Я согласен с целями этого законопроекта - но для всей страны, для всех граждан, а не только для отдельных территорий. Конечно, цель заманчива, конечно, мы понимаем, что у нас что-то не получается в стране, - я сейчас не буду зачитывать повторно цели этого законопроекта, - почему-то по всей стране не получается. У нас 14 триллионов рублей лежит в кубышке - и не получается ничего! А тут раз - и на этой территории всё у нас получится! Стало быть, просто там налоги не будут платиться, я так понимаю. Мы поэтому и пытали Павла Владимировича: вы скажите, кто будет платить? "Средств федерального бюджета не потребуется" - чётко написано. Тогда кто будет платить, Краснодарский край? Он и так платит, зачем ещё что-то придумывать? Местная территория, которая там что-то заработает? А кто сейчас мешает зарабатывать на этих олимпийских объектах, что мешает? Как обычно, танцору что-то мешает? Скажите мне, что мешает? Ничего не мешает, наверное. Тогда почему бы не зарабатывать, зачем особая территория? Значит, цели, наверное, другие, о которых мы не знаем. Тогда как мы будем вносить поправки, если мы не понимаем целей этого законопроекта? Я готов поработать над тем, чтобы реализовать всё, что написано в статье 2, но, коллеги, мы не понимаем, что на самом деле вы пытаетесь написать и сделать этим законопроектом. В первом чтении у нас во фракции будет свободное голосование: кто-то будет за, кто-то будет против, а ко второму чтению, наверное, цели этого законопроекта проявятся, и тогда у нас уже будет более консолидированная позиция. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, вот я не поленился, внимательно прочитал законопроект. Первый вопрос, который у меня возник: а почему, собственно, федеральная территория называется "Сириус", а не "Лопе де Вега", как в известном анекдоте? Оказывается, там есть соответствующий учебно-образовательный центр. Кто его создал, вот этот учебный центр "Сириус"? Вот у меня выписка из единого государственного реестра юридических лиц: это всё сделал образовательный фонд "Талант и успех", который занимается... чем только не занимается - и копированием аудио- и видеозаписей, и оказанием стоматологической помощи, гостиничных услуг и так далее, ну, в том числе и чуть-чуть образовательной деятельностью. Вот, можете посмотреть. Кстати, очень интересно посмотреть, кто является собственником, вернее, учредителем этого фонда, тогда, может быть, кому-то это станет более понятно. Далее. Чем же занимается учебный центр "Сириус"? Я зашёл на официальный сайт этого центра и прочитал: "Приехать в центр могут школьники от 10 до 17 лет, демонстрирующие выдающиеся успехи в науках - математике, физике, химии, биологии; спорте - хоккее, фигурном катании, шахматах; искусстве - классическом балете, живописи и академической музыке (фортепиано; струнные инструменты - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа; духовые инструменты - гобой, кларнет, саксофон, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, флейта; ударные инструменты) и литературном творчестве". И вот ради всего этого создаётся территория по аналогии с удельным княжеством, Монако. Что мы предполагаем? Вот эти товарищи, которые занимаются поиском талантов, хорошо играющих на фаготе, тромбоне и так далее... Кстати, вот школа МГУ - извините за лирическое отступление, - которая талантливых детей поддерживает, гораздо более высокого уровня, но на такое не претендует и вряд ли что-то получит. Так вот отдаётся довольно большой кусок территории. Тут многие спрашивают: как и за счёт чего он будет жить? Тут же всё написано: за счёт имущества, которое ему передаётся Российской Федерацией, Краснодарским краем и городом Сочи. Но это только то имущество, на которое этот фонд положит глаз. Они не собираются заниматься вопросами утилизации бытовых отходов - это Сочи будет делать; они не собираются заниматься санитарным благополучием населения, отвечать за это - это Краснодарский край будет делать. Однако в течение 30 дней органы государственной власти и Сочи, и Краснодарского края обязаны будут передать по списку всё то, что эти товарищи захотят получить. Понимаете, в чём дело? И вот, коллеги, я спрашиваю: а что же мы получаем, что это за стратегия, в чём она заключается? А стратегия заключается в том, что там ещё очень много вкусных и хороших объектов, в том числе и Олимпийская деревня, и большой район, где можно всё застроить. Причём, заметьте, они будут вводить собственные налоги и сборы! И кстати, Павел Владимирович, тут прямо чётко написано, что федеральное законодательство действует здесь только с учётом особенностей, установленных как раз настоящим федеральным законом, то есть это будет абсолютно закрытая территория со своим уставом, такой монастырь, в который со своим уставом никто уже не придёт. А причина очень простая - денежка. Вот и всё! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович, пожалуйста. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О федеральной территории "Сириус" подготовлен на основании новых положений Конституции Российской Федерации. Законопроект, хочу подчеркнуть, направлен на установление правовых основ функционирования первой федеральной территории, которая создаётся в нашей стране. Закреплённая в основном законе возможность создания федеральных территорий является новацией в конституционном правовом поле. Реализация таких конституционных положений позволяет сформировать прорывные, востребованные временем решения о качественном развитии нашего будущего. Нормы законопроекта определяют федеральную территорию "Сириус" как имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование. Организация и самостоятельное функционирование органов публичной власти федеральной территории "Сириус", предопределяемая оперативность в принятии решений, экономическая самостоятельность, формируемая нормативная база и использование внутренних механизмов управления, а также устанавливаемый законопроектом организационно-правовой формат коммуникаций с Президентом и Правительством Российской Федерации - всё это и иные правовые аспекты, которые устанавливаются настоящим законопроектом, позволят выработать эффективные решения в вопросах обеспечения функционирования федеральной территории, осуществления в пределах её границ инновационной и научно-технологической деятельности. Уважаемые коллеги, считаю необходимым подчеркнуть, что для реализации определённых законопроектом целей и задач федеральная территория "Сириус" имеет значимую инфраструктуру, наполненность объектами олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, но главный потенциал, главная ценность любой территории - это люди. Федеральная территория "Сириус" призвана стать национальной площадкой для самореализации и развития талантов, способна сконцентрировать лучшие практики и компетенции, обеспечить благоприятные условия для раскрытия потенциала российской молодёжи. Полученные в этом отношении инновационные достижения, проекты и решения должны способствовать реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, стать успешными, востребованными практиками в российских регионах. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие проекта федерального закона "О федеральной территории "Сириус". Мы за современный государственный подход, обеспечивающий основы качественного развития будущего нашей страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сейчас коллега выступал, но посмотрите выступления перед созданием "РОСНАНО", "Сколково" - и где выход? Деньги потратили, 600 миллиардов, а выхода нет - ни инноваций, ни новых технологий. Создали 17 особых экономических зон, и вот скажите, пожалуйста, где процветание на этих территориях? Следующий вопрос. Чьи дети там, скажите мне, пожалуйста? И самое главное, вы поймите, вы создаёте то, что не прописано в Конституции, ссылаясь на Конституцию. Вот сегодня первый пример прямого нарушения 104-й статьи Конституции Российской Федерации. В части 3 указано: "Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации". А вы что представили? Вы представили отзыв непонятный. Павел Владимирович, мною уважаемый, как перегруженный юрист, на все восемь вопросов отвечал "у рыбы блохи будут, если у неё будет шерсть", примерно в таком ракурсе - почему? Потому что ну не может один человек, который ведёт 130 конституционных законопроектов и ещё 600 других, вникнуть в то, что внесли позавчера, понимаете?! Из-за этого у вас и... Отзыв от 16 ноября - ну кто его прочитал? Уважаемые товарищи, если автор не смог вам ответить ни на один из восьми вопросов, скажите, пожалуйста, кто на них ответит? Понятно, что кто-то где-то на коленочке, так сказать, придумал и быстренько, под сурдинку, под принятие конституционных законов решил для себя Монако организовать. Ну не получится у нас Монако, понимаете или нет?! Вы бы сказали, и мы бы согласились... Мы не против того, чтобы талантливых детей собирать, учить и готовить будущую элиту страны, но, если вы готовите для Лондонской школы экономики, тогда вопрос: зачем тратить государственные деньги? Мы не против того, чтобы развивать технологии, но как же вы их разовьёте, если там куча ничем не компенсированных затрат на строительство, содержание в миллиарды обходится? Не надо тень на плетень наводить. Уважаемые товарищи, мы за идею развития и подготовки будущего страны, но это должно соответствовать Конституции Российской Федерации, на которую вы ссылаетесь, должно быть чёткое обоснование затрат, тогда можно поддерживать. А так, пока непонятно, что тут поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. По ведению - Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, я с интересом слежу за дискуссией, напомню, что я как раз депутат от Сочинского округа. И я хотел бы обратить внимание уважаемого Павла Владимировича Крашенинникова, он верно говорил, что работали с представителями Краснодарского края: я очень хотел бы оказаться в числе этих представителей, с которыми вы хотя бы что-нибудь обсудили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик выступит с заключительным словом? Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы знаете, отвечать на такие грубые наезды не хочется, потому что коллеги обижаются, когда им отвечают. Вот я не знаю, что делать в такой ситуации. Ну давайте вспомним, это же всё у нас на глазах было: эта территория уже принесла огромную пользу нашей стране, у нас прошла Олимпиада в 2014 году, и именно на этой территории все эти объекты, вся эта инфраструктура создавались. Это должно использоваться. Коллеги, там сегодня уже действует фонд и образовательные, медицинские, инновационные, культурные программы уже действуют. Почему мы не хотим всё это аккумулировать и превратить в федеральную территорию, которая приносила бы пользу всем, всей стране? Мне кажется, это очень важно. И конечно, мы готовы ко второму чтению рассматривать все поправки. Предлагаю продолжить работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О федеральной территории "Сириус", пункт 29. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 43 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 8 чел.1,8 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.