Заседание № 13
07.12.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1051548-6 "О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения перечня информации, запрещённой к распространению).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9700 по 9781 из 11354
Переходим к пункту 31 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Левина Леонида Леонидовича. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят 19 октября 2016 года. Напомню, что законопроектом предусматривается распространение внесудебного порядка ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, на которых размещена информация о способах, местах разработки, изготовления и использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также о местах приобретения таких веществ и их прекурсоров. К законопроекту поступила одна поправка, она носит юридико-технический характер. Комитет рекомендует её принять и поддержать законопроект во втором чтении, он прошёл все необходимые экспертизы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, содержащая поправки, предлагаемые ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 53 мин. 42 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении законопроект под пунктом 31 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 54 мин. 10 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Вы предлагаете принять в третьем чтении? Пожалуйста, Леонид Леонидович. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, законопроект готов и к третьему чтению. У Правового управления нет замечаний, законопроект прошёл юридико-техническую и правовую экспертизы. Комитет предлагает поддержать и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении законопроект под пунктом 31. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 55 мин. 15 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9832 по 9837 из 11354
ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо, Вячеслав Викторович. Прошу засчитать голосование по 31-му вопросу: Лысаков - за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просьба отразить в стенограмме.
Заседание № 3
19.10.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1051548-6 "О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения перечня информации, запрещённой к распространению).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5412 по 5752 из 6714
Переходим к 16-му пункту, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексея Константиновича Волина. Пожалуйста, Алексей Константинович. ВОЛИН А. К., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, несколько лет назад был принят закон, который допускает внесудебную блокировку сайтов в связи с рядом причин. Одной из таких причин, основанием для блокировки является пропаганда и уведомление о тех местах, где можно приобрести наркотики. Это очень важно в сегодняшних условиях, потому что, анализируя ситуацию с наркоманией в стране, мы видим, что традиционное распространение наркотиков сильно меняется. По сути дела, с улицы наркотики переходят в Интернет, и всё больше-больше народу, всё больше-больше дилеров приходят в Сеть. В связи с этим ведётся активная борьба с наркоманией, с распространением наркотиков в сети Интернет. Блокируются как добросовестные сайты, на которых информация появляется случайно, - наркодилеры используют в том числе и системные сайты в сети Интернет, форумные ветви для размещения там своей информации, - так и те сайты, которые специально созданы для распространения наркотиков. Статистика говорит о том, что за последние четыре года 60 тысяч сайтов были подвергнуты блокировке, из них около 50 тысяч - это добросовестные сайты, которые удалили информацию о местах сбыта и производства наркотиков, и 9 тысяч 600 сайтов были заблокированы навсегда, потому что являлись профессиональными сайтами по распространению наркотиков. Таким образом, миллионы наших сограждан были избавлены от подобного рода угрозы, заразы в Интернете. Вместе с тем меняются и сами вредные наркотические вещества, в частности, помимо традиционных наркотиков всё большее и большее распространение получают новые потенциально опасные психоактивные вещества, известные как спайсы. Год назад Государственная Дума приняла изменения в закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", где было добавлено это понятие. В законопроекте предлагается к основаниям блокировки сайтов добавить помимо размещения информации о традиционных наркотиках размещение информации и о новых потенциально опасных психоактивных веществах - спайсах. Надеемся на поддержку Государственной Думы. Правительство и все фракции в Государственной Думе всегда общими усилиями, солидарно боролись против этой опасной заразы. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Леонидовича Левина. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Алексей Константинович в целом достаточно подробно и понятным языком объяснил суть законопроекта. Со своей стороны хотел бы добавить, что в связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрено создание реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также запрещается их пропаганда, поэтому законопроект направлен на устранение правового пробела в законодательстве, регулирующем порядок оперативного ограничения распространения в сети Интернет информации о новых потенциально опасных психоактивных веществах. Изменения, вносимые рассматриваемым законопроектом, являются актуальными и необходимыми для гармонизации законодательства, регулирующего порядок оперативного ограничения распространения запрещённой в Российской Федерации информации. Принятие законопроекта будет эффективной превентивной мерой в борьбе с распространением новых потенциально опасных веществ, несущих в себе большую социальную опасность. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, а также Комитет по охране здоровья поддерживают принятие законопроекта. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к проекту федерального закона не имеется. Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Милонов Виталий Валентинович, пожалуйста. Подготовиться Коломейцеву. МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Большое спасибо. К сожалению, этот законопроект мог бы быть актуальным года два назад, а сегодня, мы все знаем, распространение информации с помощью Интернета подразумевает не только использование сайтов, но и каналов так называемых мессенджеров, которые за счёт использования криптования, шифрования дают возможность беспрепятственно, в обход любого сайта общаться непосредственно с дилером. Кроме того, мне кажется, необходимо ко второму чтению внести поправку, предусмотрев обязательную досудебную блокировку номеров телефонов, которые используются для этих целей. И тогда мы сможем сказать, что наша борьба в этом плане достаточно полноценная, но мессенджеры обязательно нужно включить. ВОЛИН А. К. Виталий Валентинович, что касается мессенджеров, то они в любом случае попадают под понятие сайтов, потому что в мессенджер выходят в том числе и через сайт. Мы знаем, что есть мессенджер "Telegram", и в Китае, например, в случае, когда блокируется доступ к сайту "Telegram", мессенджером "Telegram" воспользоваться нельзя. Поэтому мессенджер и сайт в этом отношении, выходит, по сути дела, одно и то же. Что касается номеров телефонов - это точно предмет другого закона, потому что действие закона, о котором мы говорим, не распространяется на средства связи, к которым относится телефония. Это уже изменения в другой закон. Мы с удовольствием рассмотрим предложения депутатов по внесению изменений в закон "О связи" в отношении блокировки телефонных номеров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Сидякину. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Константинович, безусловно, нужный закон, хоть и запоздавший, но наркоторговцы - очень находчивые люди, к сожалению, они, как правило, напрямую не говорят, что это наркотик, а, скажем, пишут: продаётся соль, и те, кому положено, знают, что в этом доме продаётся наркотик. Точно так же и в Интернете могут не в открытую вещества наркосодержащие рекламировать, а именно кодированно. У вас есть какой-то дешифратор? ВОЛИН А. К. Дешифратор есть не у нас, дешифратор есть у оперативных органов, которые этим занимаются, но я хотел бы сказать, что в отношении борьбы с наркотиками, распространяемыми через Интернет, у нас всё-таки определённые изменения к лучшему происходят. Я хотел бы напомнить то, что случилось пару лет тому назад в присутствии Вячеслава Викторовича Володина. Провели эксперимент в отношении одной иностранной поисковой системы, не буду называть её имя, так вот когда стали просто вводить "купить нар", дальше система сама подсказала: "наркотики в Москве". Я не буду приводить в зале парламента тех слов, которые Вячеслав Викторович адресовал присутствующим там представителям системы, но теперь, когда вводишь "купить нар", система сама выдаёт: "купить тест против наркотиков в Москве". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич. Подготовиться Нилову. СИДЯКИН А. Г. У меня в продолжение этой темы, Алексей Константинович, вопрос. Вот мы приняли ряд поправок, ограничивающих курение табака. Например, если раньше на пачках сигарет просто было написано "Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья", то теперь там животрепещущие картинки, демонстрирующие рак лёгких и так далее. Так, может быть, блокируя через Роскомнадзор эти сайты, нам ещё и профилактическую функцию осуществить - давать какие-то информационные, фотографические или аудиовизуальные материалы о вреде спайсов? Ведь они влияют на организм не меньше, чем сигареты, даже, может быть, больше. Тогда и профилактическая роль будет. Как вы смотрите на это? ВОЛИН А. К. Дело в том, что когда оператор связи проводит блокировку сайтов, он не различает, какие из них наркотические, какие ненаркотические, потому что он получает от Роскомнадзора общий перечень сайтов, которые подлежат блокировке, без детализации, без указания причины блокировки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы. Нилов Олег Анатольевич. Подготовиться Швыткину. НИЛОВ О. А. Алексей Константинович, конечно же, мы поддерживаем идею этого законопроекта, но можно двигаться ещё дальше - говорить об ответственности владельцев тех сайтов, которые неоднократно подвергаются вот такой блокировке, мы за это. Но вопрос мой касается прекурсоров, о которых тоже идёт речь в законопроекте. Мы понимаем, что это обычные, иногда очень даже важные и полезные для народного хозяйства кислоты, соли и многое другое, - вот не подпадут ли они под действие этого закона и кто действительно будет принимать окончательное решение о блокировке сайта? Ведь целые предприятия по производству этих самых кислот и солей могут просто попадать под действие закона, и как им потом оправдываться, защищаться? ВОЛИН А. К. Олег Анатольевич, я понял ваш вопрос. Я хотел бы напомнить, что блокировка устроена следующим образом. У нас есть ведомства, которые полномочны отвечать за внесудебную блокировку. В отношении наркотиков раньше это была Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, сегодня эти функции переданы в МВД вместе со штатом, значительным количеством людей, которые этим занимались. По самоубийствам - Росздравнадзор, по детской порнографии - Роскомнадзор. У нас есть определённая статистика, которая показывает, что если сайты, заблокированные за пропаганду суицидов, вызывали максимальное количество споров и оспариваний в суде, то по сайтам с наркотической тематикой практически не было ни одного обращения с просьбой опротестовать принятое решение, поэтому профессионализм тех людей, которые занимаются борьбой с наркотиками на сегодняшний день особого сомнения не вызывает, на протяжении четырёх лет практики мы видим, что с этой задачей они справляются достаточно решительно и профессионально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Швыткин Юрий Николаевич. Подготовиться Куринному. ШВЫТКИН Ю. Н. Алексей Константинович, у меня к вам вопрос. Я думаю, что данный законопроект прорабатывался с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе с подразделением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, и не сегодня он, я так понял, нашёл свою основу. Можете ли вы сейчас сказать - если сможете, то скажите, если нет, то нет, - сколько преступных групп, преступных сообществ на межрегиональном или федеральном уровне пользуется интернет-магазинами такого плана? ВОЛИН А. К. Юрий Николаевич, не моя специфика, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Константинович, два вопроса. Первый - в отношении информации о потенциально опасных веществах. Я так понимаю, её представляет вам соответствующее подразделение МВД, имеется в виду информация о сайтах, где это размещено. И второй: существует ли возможность выявления тех, кто ищет наркотики через Интернет? ВОЛИН А. К. Да, существует, но этим занимаются оперативные службы, технологии известны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, Деньгин Вадим Евгеньевич. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддерживает этот законопроект, особенно целесообразность внесудебной блокировки соответствующих ресурсов. Сегодня в зале уже затрагивалась тема шифрования. На самом деле в любом магазине, я имею в виду интерактивном, можно купить любое приложение, которое позволяет войти в так называемую сеть "Tor", и "Tor" позволяет обойти любую блокировку со стороны нашего надзора, со стороны спецслужб, и посетить любой сайт, запрещённый у нас в Российской Федерации. Такие приложения доступны, их спокойно может скачать любой гражданин Российской Федерации. Я думаю, что этим необходимо заняться, в том числе и правоохранительным органам, и посерьёзнее подумать, как с этим бороться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Саралиев Шамсаил Юнусович. Подготовиться Сидякину. САРАЛИЕВ Ш. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, данный законопроект действительно важен и актуален. И здесь хотелось бы подчеркнуть, отметить, что партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда ставила и будет ставить перед всеми компетентными службами задачу максимально пресекать любые попытки, связанные с изготовлением и продажей потенциально опасных психоактивных веществ и, конечно, с распространением любой информации о них. В данном случае фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. Алексей Константинович, я выступаю исключительно потому, что вы, отвечая на мой вопрос, сказали, что сейчас Роскомнадзор не получает сведений о причине блокировки. Но всё-таки при работе над этим законопроектом, при работе дальше по этому направлению неужели мы не можем установить механизмы, с помощью которых Роскомнадзор получал бы информацию о причинах, по которым он блокирует те или иные сайты? Это просто в качестве пожелания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителей президента, правительства? Нет. Заключительное слово предоставляется докладчику. ВОЛИН А. К. Большое спасибо за те предложения, которые были высказаны. Сразу же отвечу на два замечания, которые здесь прозвучали. Первое, в отношении систем шифрования, в том числе и "Tor". Мы этот вопрос, в том числе и сегодня, обсуждаем, имеются разные точки зрения. Есть достаточно серьёзная опасность, связанная с общим запретом любого шифрования в сети Интернет, потому что помимо "Tor" есть ещё и "VPN", есть и другие способы шифровки, и если запретить любое шифрование в Интернете, то это поставит под угрозу как ведение банковской деятельности, так и работу даже тех же самых систем электронного документооборота, которые дистанционно используют очень многие наши государственные ведомства. Тем не менее мы знаем, что работа в "Tor" ведётся в том числе и со стороны правоохранительных органов, потому что там также пытаются найти распространителей и сбытчиков. Теперь по поводу вопроса о том, что знает и чего не знает Роскомнадзор. Роскомнадзор как раз знает, по каким причинам заблокирован тот или иной сайт, но не всегда это знают операторы, потому что они получают общий список. Но ваше предложение достаточно интересное, я думаю, что мы вместе с Роскомнадзором и операторами подумаем над тем, каким образом можно использовать такую своего рода социальную рекламу в извещении о блокировке. Пока, честно говорю, у нас... К вам ещё придёт также разработанный нами законопроект. Некоторые небольшие операторы хулиганят, размещая на заставках о закрытии доступа к тому или иному материалу по сути дела инструкцию по обходу блокировки, и в ближайшее время в Государственную Думу от правительства поступят наши предложения, которые запрещают подобного рода агитацию, информирование населения, как обходить уже имеющуюся блокировку, со стороны оператора связи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, содокладчику предоставляется заключительное слово. Пожалуйста, Левин Леонид Леонидович. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо, Вячеслав Викторович. Для коллег, которые задавали вопросы, также хотел ещё раз уточнить, что раньше этим действительно занималась Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, сегодня эти функции переданы в подразделение МВД. Там работают специалисты, которые действительно разбираются в случаях, когда речь идёт о различных, как здесь говорилось, зашифрованных формулировках, - они все достаточно стандартны и в целом известны специалистам, и специалисты могут определить, когда идут переговоры, на какую тему. Это первое. И второе, по поводу случайных блокировок. Коллеги задавали вопрос о блокировке сайтов компаний, которые ведут законную деятельность и никакого отношения к продаже препаратов не имеют, - именно для этого и существует специальный отдел, чтобы определять, в каких случаях необходима блокировка, а в каких случаях она избыточна и речь не идёт о психотропных веществах. Что касается Роскомнадзора. Роскомнадзор получает как раз конкретные обращения по блокировкам и понимает причину этих блокировок в связи с тем, что обращения поступают от службы, которая отвечает за контроль за оборотом наркотиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование пункт 16, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 45 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.