Заседание № 309
О проекте федерального закона № 1050356-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство" (принят в первом чтении 20 мая 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, рассмотрение проекта федерального закона № 1050356-6, вопрос 26, просим перенести на осеннюю сессию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Предложение Владимира Николаевича Плигина: рассмотрение 26-го вопроса перенести на осень.
Заседание № 301
О проекте федерального закона № 1050356-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, вернёмся к 43-му вопросу, к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)". Докладывает Дмитрий Васильевич Аристов, заместитель министра юстиции Российской Федерации. АРИСТОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, который разработан в соответствии с Планом мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий. Законопроектом предусматривается новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - залог за задержанное транспортное средство. Залог представляет собой внесение физическим лицом, в отношении которого ведётся производство по делу, связанному с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, денежных средств в орган внутренних дел, указанный в протоколе о задержании транспортного средства в качестве получателя залога. Залог будет применяться в день обращения лица, в отношении которого ведётся производство по делу, к должностному лицу органа внутренних дел при условии внесения суммы залога на счёт, указанный в протоколе о задержании транспортного средства. Залог вносится в размере суммы административного штрафа, установленного санкцией применяемой части соответствующей статьи Особенной части КоАП. Введение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении обусловлено повышенной общественной опасностью правонарушений, совершаемых водителями в состоянии алкогольного опьянения. Существующий механизм временного изъятия транспортного средства у пьяных водителей направлен лишь на пресечение административного правонарушения и не обеспечивает дальнейшего производства по делу и исполнения назначенного виновному наказания, поскольку автомобиль, которым управлял пьяный водитель, может быть передан другому, трезвому водителю (например родственнику, иному лицу, вписанному в страховой полис ОСАГО), который в момент выявления правонарушения находился в автомобиле, и данное обстоятельство не исключает, что после оформления соответствующего протокола управление автомобилем будет передано вновь пьяному водителю. Нередки случаи, когда лица, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях, связанных с вождением в нетрезвом состоянии, садятся пьяными за руль повторно и на другой день, до вынесения в отношении их постановления по делу об административном правонарушении, об этом свидетельствует и статистика, представленная МВД России: в 2015 году органами внутренних дел повторно (два раза и более) за административные правонарушения, предусмотренные соответствующими статьями КоАП, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения было задержано более 32 тысяч водителей, из них 435 человека допустили указанные правонарушения пять и более раз. В связи с этим законопроектом в качестве условия прекращения задержания транспортного средства пьяного водителя наряду с устранением причины задержания предлагается установить уплату административного штрафа или внесение залога за задержанное транспортное средство. В случае же прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения или состава правонарушения транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, и это лицо никаких расходов не несёт. Также при разработке законопроекта учитывалось, что только около трети принятых постановлений по указанным делам в части уплаты наложенного административного штрафа исполняется виновными лицами в добровольном порядке. По данным МВД России, с 1 сентября 2013 года по 31 декабря 2015 года выявлено почти 2 миллиона административных правонарушений по рассматриваемым составам, назначено 1,3 миллиона административных штрафов на сумму 40 миллиардов рублей, из них уплачено только 13 миллиардов рублей. Реализация законопроекта окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения, а также позволит создать условия для недопущения уклонения от выполнения правонарушителем обязанности по уплате административного штрафа. Прошу поддержать законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта. Коллега Аристов вполне подробно рассказал о сути законопроекта. Действительно, эти меры направлены на уменьшение количества пьяных водителей за рулём, на мотивирование водителей, на взыскание штрафов, как уже было сказано в докладе заместителя министра и изложено в пояснительной записке; статистические данные свидетельствуют о необходимости принятия новаций, предложенных субъектом права законодательной инициативы. Профильный комитет поддерживает законодательную инициативу и предлагает принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, вопросы. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня к Дмитрию Васильевичу вопрос. Вот величина залога равна максимальной величине штрафа - не могли бы вы назвать максимальную величину штрафа? Я хочу проверить свои знания в этом деле. Это первое. Второе. Вы всё-таки объясните, как один наш товарищ, наш коллега говорит, на пальцах: правильно ли я понимаю, что поймали пьяного за рулём, задержали, а далее, вместо того чтобы машину на штрафстоянку поставить и прекратить её движение, можно взять залог с выпившего водителя, а машину отдать - так или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Васильевич. АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Сергей Николаевич, за вопросы. Сумма залога - 30 тысяч рублей. Нет ни максимального, ни минимального размера, в этих составах санкция только в твёрдой сумме - 30 тысяч рублей, никаких других прочтений быть не может. Что касается того, как, предполагается, будет работать механизм. Ну, как сейчас происходит, вы все знаете: задержали транспортное средство - устраняется причина задержания, то есть трезвый сосед, сидящий рядом в кресле, пересаживается за руль - и поехали дальше. Как будет работать новый механизм, предлагаемая мера обеспечения производства по делу? Составляется протокол об административном правонарушении, транспортное средство ставится на штрафстоянку, после этого лицо, в отношении которого составлен протокол, прибывает в орган внутренних дел для применения в отношении него меры пресечения в виде залога за транспортное средство (естественно, если он в невменяемом состоянии, то вряд ли сможет прибыть). Это происходит не на месте совершения административного правонарушения, а в органе внутренних дел, где будет применяться мера обеспечения производства по делу тем должностным лицом, которое будет указано в протоколе об административном правонарушении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим на "час голосования".
43-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 20 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.