Заседание № 303

08.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1048863-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (по вопросу о создании Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1546 по 1620 из 7529
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об актах гражданского состояния". Докладывает Григорий Владимирович      
Куранов.                                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
КУРАНОВ Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для             
рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона,          
внесённый Правительством Российской Федерации, направленный на создание         
Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.          
                                                                                
К тексту указанного законопроекта поступило 54 поправки от депутатов            
Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Следует отметить,    
что 38 поправок рекомендованы нашим комитетом к принятию, 16 - к отклонению.    
Большинство из них носит уточняющий характер и касается содержания              
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую             
экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы.                 
Правительством Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата              
Государственной Думы законопроект поддерживается с учётом внесённых ранее       
замечаний. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает законопроект. Комитет     
Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей предлагает принять       
таблицы поправок и поддержать проект федерального закона, подготовленный ко     
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет.                        
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              253 чел.56,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    253 чел.                                          
Не голосовало                 197 чел.43,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет.                                 
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.53,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    242 чел.                                          
Не голосовало                 208 чел.46,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Владимирович.                                              
                                                                                
КУРАНОВ Г. В. В случае принятия законопроекта во втором чтении прошу также      
принять его в третьем.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6085 по 6119 из 7529
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об актах гражданского состояния", второе чтение.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам? Нет.                                           
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 301

20.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1048863-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (по вопросу о создании Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4601 по 4881 из 8979
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об актах гражданского состояния". Докладывает Татьяна Геннадьевна        
Нестеренко, первый заместитель министра финансов России.                        
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, первый заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!           
Законопроект направлен на реализацию положения указа Президента Российской      
Федерации от 15 января 2016 года № 13 о дополнительных мерах по укреплению      
платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом и с         
другими фондами Российской Федерации.                                           
                                                                                
Целью законопроекта является создание Единого государственного реестра          
записей актов гражданского состояния, а также перевод в электронную форму       
книг регистрации актов гражданского состояния начиная с 1926 года.              
Законопроектом также предусматриваются запись актов гражданского состояния      
непосредственно в едином реестре в форме электронных документов с применением   
так называемых облачных технологий; признание записей актов гражданского        
состояния, составленных до вступления в силу норм законопроекта, и              
конвертируемых форм электронного документа равнозначными записям,               
составленным на бумажном носителе; изменение процедуры регистрации актов        
гражданского состоянии в связи с созданием единого реестра; определение         
Федеральной налоговой службы оператором информационной системы,                 
обеспечивающим ведение единого реестра.                                         
                                                                                
Хочу обратить внимание на то, что полномочия по регистрации актов               
гражданского состояния полностью сохранены за органами ЗАГС. Федеральная        
налоговая служба обеспечивает только создание и функционирование единой для     
всех органов ЗАГС информационной системы, отвечает за надлежащий уровень        
защиты содержащейся в ней информации. Правительство предлагает такое решение    
поддержать, с учётом того что уже есть положительный опыт работы Федеральной    
налоговой службы по созданию единого государственного реестра юридических       
лиц.                                                                            
                                                                                
Что позволит осуществить создание единого реестра? Первое - оптимизировать      
работу ЗАГСов и сократить сроки оказания услуг гражданам. Сейчас обмен          
информацией между органами ЗАГС осуществляется или почтой, или же посредством   
СМЭВ, а будет - через единый реестр.                                            
                                                                                
Пример. Я родилась во Владивостоке, училась и вышла замуж в Хабаровске,         
сейчас живу и работаю в Москве, потеряла свидетельство о рождении - что я       
делаю? Я обращаюсь в орган ЗАГС города Москвы, орган ЗАГС города Москвы или     
же МФЦ делают запрос во Владивосток (причём надо знать, в какой конкретно       
орган ЗАГС во Владивостоке нужно делать запрос), хорошо, если это будет         
осуществляться через СМЭВ, а то это обычно делается по почте, затем в органе    
ЗАГС во Владивостоке ищут в книгах записи мои данные, потом таким же образом,   
почтой, отправляют в орган ЗАГС Москвы. Как минимум проходит месяц - если       
кто-то c этим сталкивался, знает, что месяц. Как будет? Я обращаюсь в орган     
ЗАГС города Москвы, орган ЗАГС города Москвы входит в единый реестр и видит     
записи обо мне: когда я родилась, когда вышла замуж, какие были изменения       
моего гражданского состояния - и выдаёт мне тут же справку.                     
                                                                                
Создание реестра также повысит эффективность межведомственного взаимодействия   
между органами ЗАГС. Это хорошо, когда человек знает, куда обратиться за        
получением свидетельства, а если не знает, то нужно либо веерно рассылать       
запрос по всем органам ЗАГС - вы вообще что-нибудь знаете об этом человеке? -   
либо, так сказать, конкретно искать человека, искать историю его, а это         
фактически нереализуемая схема. То есть нужно, чтобы всё-таки человек указал,   
где, вообще, о нём может что-то в книгах значиться.                             
                                                                                
Наконец, создание реестра позволит минимизировать объём документов, который     
запрашивается у граждан. Сейчас это обычно происходит следующим образом:        
несмотря на то что существует СМЭВ, если кто-то обращается за получением        
услуги, всё равно нужно нести непосредственно документы, подтверждающие все     
изменения гражданского состояния, и все юридически значимые действия нужно      
подтвердить.                                                                    
                                                                                
Ну и самое важное, что вытекает из указа: на базе единого реестра, в котором    
будут содержаться все исторические записи, будет создан единый федеральный      
ресурс, который будет содержать все сведения о населении Российской             
Федерации. Правительство уже приняло концепцию законопроекта о федеральном      
ресурсе, содержащем записи о населении Российской Федерации, мы планируем       
после широкого обсуждения, примерно в июле, внести этот законопроект в          
правительство, естественно, он будет проходить через парламент.                 
                                                                                
Очень важны сроки вступления в силу закона: с учётом того что нужно создать     
систему, отработать все вопросы с ЗАГСами, с оператором, который будет          
работать, вступление в силу норм предполагается с 1 января 2018 года. Причём    
работа по переводу исторических записей в электронную форму, самая сложная      
работа, будет осуществляться с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, то   
есть фактически три года все акты, все записи в книгах, которые существуют,     
будут переводиться в цифровую форму. Ну и когда поднимется история, когда уже   
параллельно ЗАГСы будут работать в этом реестре, с 1 января 2020 года мы        
полностью получим все результаты оптимизации тех процедур, которые              
предусмотрены законопроектом.                                                   
                                                                                
Правительство Российской Федерации просит поддержать законопроект в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна. Вы на примере своей жизни   
ярко и подробно рассказали, как будет работать государственный единый реестр,   
про личную жизнь рассказали. Спасибо большое.                                   
                                                                                
Григорий Владимирович Куранов.                                                  
                                                                                
КУРАНОВ Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Татьяна Геннадьевна             
действительно очень ярко и образно рассказала и о сути законопроекта, и о       
своей жизни. Я хотел бы сделать несколько акцентов.                             
                                                                                
Первое, введение данного реестра позволит резко сократить время,                
затрачиваемое населением на получение необходимых справок и документов, а в     
последующем вообще отказаться от сбора документов, на что на сегодняшний день   
люди тратят огромное количество времени. Второе, решается вопрос о              
гарантированном получении населением необходимой информации, так как сегодня    
на самом деле от 10 до 20 процентов запросов остаются неудовлетворёнными.       
Третье, резко сократится бумажный документооборот и повысится эффективность     
работы отделов ЗАГС. И четвёртое, на самом деле для социальной сферы данный     
законопроект не просто прорывной, а близкий к революционному; аналогичные       
реестры работают в ряде министерств и ведомств, в частности в Федеральной       
налоговой службе, где показали свою эффективность, но в социальной сфере это    
впервые, для социальной сферы введение такого реестра - это действительно       
прорывная революционная технология.                                             
                                                                                
С учётом изложенного комитет поддерживает данный законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы?                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Татьяна Геннадьевна, первый вопрос простой: скажите,           
пожалуйста, сколько будет стоить реализация закона?                             
                                                                                
И второй вопрос: может быть, вы слабо подготовились, когда работали над         
законопроектом, - у нас сегодня в разных субъектах разное состояние ЗАГСов, а   
вы, я так понимаю, хотите под ФНС всё собрать и сделать ФНС центральным         
ЗАГСом? Вот вы улыбаетесь напрасно, мне кажется, что Мишустин может             
надорваться: позавчера мы приняли в первом чтении законопроекты, в которых      
предлагается, чтобы он администрировал страховые сборы пенсионного фонда,       
фондов медицинского и социального страхования, - он же не сможет сегодня всё    
сделать, ведь у нас аппараты в некоторых субъектах вообще "оптимизированы"      
донельзя!                                                                       
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Я в своём выступлении подчеркнула, что никакие полномочия по   
ведению актов гражданского состояния в соответствии с этим законом не           
перераспределяются, они сохраняются за органами ЗАГС. Обращаю ваше внимание     
на то, что вообще регистрация актов гражданского состояния - это федеральные    
полномочия, делегированные субъектам.                                           
                                                                                
Что касается суммы, в финансово-экономическом обосновании расчёты               
представлены: в целом реализация законопроекта потребует дополнительно до       
2020 года - не ежегодно, а в совокупности - 10,6 миллиарда рублей, из этих      
10,6 миллиарда рублей 6,2 миллиарда рублей - это затраты, которые может         
понести государство, если будет принят этот закон, если сочтут важным и         
необходимым перевести исторические записи в цифровую форму. Что входит в эту    
сумму? В эту сумму в том числе входит 5,6 миллиарда рублей - заработная плата   
людям, которые будут наниматься как временно занятые, поэтому мы вполне можем   
направить на эти цели ресурсы, которые мы сейчас выделяем на временную          
занятость, но деятельность временно занятых должна быть направлена на           
реализацию важнейшей государственной задачи - на создание цифрового архива      
записей актов гражданского состояния. Таким образом, из 10,6 миллиарда рублей   
6,2 миллиарда пойдут на поднятие так называемого исторического архива; около    
1,5 миллиарда рублей - на техническое оснащение ЗАГСов (не ФНС). Что касается   
ФНС как оператора, то до 2020 года 2 миллиарда рублей будет выделено только     
на оснащение центров обработки данных, так называемых ЦОДов; ФНС будет только   
оператором, обеспечивающим хранение и защиту этой информации.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Татьяна Геннадьевна, это хороший, добротный документ и         
серьёзный шаг правительства. Я не буду долго выступать, в целях экономии        
времени сразу хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит         
настоящий законопроект, мы будем вам помогать, хотя вопросов очень много. И     
дай бог, чтобы вы это дело довели до конца, всё это правильно!                  
                                                                                
Конечно, возникает много разных вопросов. Единственное, что я хотел бы          
понять: вы заявили очень широкий круг вопросов - меня волнует, как вы это       
реализуете. К примеру, сведения о документах, выданных компетентными органами   
зарубежных государств при легализации там наших граждан, - речь идёт о том,     
что они будут обязаны передавать нам эту информацию или это будет               
осуществляться в добровольном порядке? И другой вопрос: сведения об актах       
гражданского состояния, совершённых по религиозным обрядам, - это как           
работать может? Вы продумали, как будет осуществляться исполнение этих задач    
или это пока только задел, заявка на то, что мы готовы это сделать, а что       
получится, мы точно определим?.. (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Внесённый законопроект не меняет процедуры регистрации актов   
гражданского состояния, он всего лишь устанавливает, что запись будет           
фиксироваться не на бумаге, а в этом так называемом реестре записей актов       
гражданского состояния, и уже непосредственно на основании сведений из этого    
реестра будут формироваться свидетельства - их сколько хочешь можно будет       
выдать гражданам, которым этим документы нужны. Так что законопроект не         
меняет процедуры.                                                               
                                                                                
Что касается регистрации актов за рубежом. Сейчас это тоже осуществляется, но   
сейчас передают бумажные документы, а в случае принятия закона они будут        
передавать информацию по защищённым каналам связи - это просчитано, мы это      
обсуждали с МИДом, будет запись непосредственно в этот реестр.                  
                                                                                
Что касается актов гражданского состояния, совершённых по религиозным           
обрядам, этого уже сейчас в законе "Об актах гражданского состояния" нет.       
Может быть, параллельно существуют, ну, какие-то процессы, но государственная   
регистрация таких актов осуществляется только в ЗАГСах.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, Михаил Владимирович Мишустин подробно докладывал мне о полной          
готовности реализовать закон в случае его принятия нами.                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить, кроме Николая Васильевича Коломейцева? Пока нет.    
                                                                                
Николай Васильевич, пожалуйста, прошу вас.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, мне        
кажется, здесь чёрт кроется в деталях. Во-первых, надо менять закон "О          
персональных данных". Во-вторых, у нас Герман Оскарович Греф, который сегодня   
уже и на образование посягает, в своё время потратил 12 миллиардов рублей на    
создание единой системы учёта подакцизных товаров, а она до сих пор не          
работает... Но опасность в другом: у нас нет централизованной системы ЗАГСов,   
деятельность ЗАГСов в субъектах Российской Федерации, поскольку вы полномочия   
передавали, а финансы нет, совершенно не синхронизирована, и я думаю, что       
полутора миллиардов, если я не ослышался, вам вряд ли хватит на приведение      
ЗАГСов в нормальное состояние.                                                  
                                                                                
В-третьих, я всё же думаю, что, несмотря на такой бойкий доклад, Мишустин,      
мне кажется, не до конца просчитал всю сложность системы: он берёт на себя и    
администрирование Пенсионного фонда, и администрирование Фонда социального      
страхования, и администрирование фонда медицинского страхования и ещё хочет     
органы ЗАГС. Нам идея понятна: вы хотите, чтобы человек был полностью голый и   
босый, а вы бы с него брали и брали, он вдохнул - вы с него налог взяли. Это    
нам понятно, но непонятна система, когда вы забираете, не отдавая, а если и     
даёте, то недодавая, то есть, мне кажется, надо синхронизировать систему        
обеспечения полномочий, передаваемых с федерального уровня до уровня            
муниципалитетов, потому что вам-то просто: вы написали цидулю, приняли,         
передали в субъект - субъект, не обременяя себя долгими расчётами, принимает    
решение и передаёт на уровень муниципалитетов, а финансовые мандаты идут        
обобщённые, на усмотрение того, кто их делит. Мне кажется, вот тут счёт может   
быть лукавым, и я сомневаюсь, что вам 10 миллиардов хватит на реализацию        
такого благого намерения.                                                       
                                                                                
Ну и самое главное. Мне кажется, вам, вообще-то, надо понять, что               
централизация нужна не только налоговой службе. Если вы не централизуете и не   
подчините кому-то - может быть, Минтруду, может быть, Минюсту - систему         
ЗАГСов, то привести всё к единообразию Федеральная налоговая служба не          
сможет, потому что они же ей не подчиняются, понимаете? И у неё есть куча       
своих задач, которые она должна решать ежедневно.                               
                                                                                
Мне кажется, нам кажется, что законопроект не проработан в должной мере. Или,   
может быть, нам чего-то не дали прочитать, потому что то, что мы прочитали,     
пока не убеждает нас в необходимости - опять до 2020-го, до 2025 года -         
что-то делать, не сделав главного - не проведя централизацию, не просчитав      
точно финансы и не обеспечив доведение средств до тех, кто будет это            
выполнять.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Геннадьевна, добавите?                                                  
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Знаете, мой опыт работы в бюджетной сфере говорит о том, что   
можно сколько угодно централизовать нормативы, писать акты, но если не создан   
инструмент, который не позволит сделать неправильно, то всегда можно всю эту    
централизацию и все эти правила, что называется, поставить под сомнение.        
Единый реестр, сама процедура - мы сейчас готовим техническое задание - будут   
создаваться таким образом, что ни один ЗАГС не сможет неправильно осуществить   
запись.                                                                         
                                                                                
Что касается регулирования собственно вопросов деятельности ЗАГСов - как они    
сейчас есть под Минюстом, так это и будет, это полномочия Минюста. Если         
Минюст недостаточно качественно это осуществляет или ещё что-то необходимо      
сделать, то это другой вопрос. Налоговая служба - всего лишь оператор           
системы, то есть облако, которое обеспечивает защиту данных и работу,           
эффективную работу вот этой самой технической инфраструктуры, но никак не       
касается вопросов, связанных, ну, как бы с функциональным наполнением           
деятельности органов записи актов гражданского состояния.                       
                                                                                
Если будут какие-то предложения, то ко второму чтению тем не менее,             
естественно, мы будем смотреть.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна.                             
                                                                                
Григорий Владимирович, вы хотите добавить? Нет.                                 
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8187 по 8203 из 8979
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об актах гражданского состояния".                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              287 чел.63,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    287 чел.                                          
Не голосовало                 163 чел.36,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.