Заседание № 94

25.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1048800-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1248 по 1370 из 5102
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" и         
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил        
Евгеньевич Старшинов.                                                           
                                                                                
СТАРШИНОВ М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Яркое будет выступление, по вашей   
просьбе. Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении         
вчера. Предлагаемые изменения приведут к увеличению массива федеральной базы    
данных геномной информации, что позволит более эффективно использовать          
инструменты генетической дактилоскопии в раскрытии и расследовании тяжких и     
особо тяжких преступлений. Законопроект прошёл все экспертизы, замечаний нет.   
Комитет просит поддержать в третьем чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие.                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, запишу вас, Михаил Евгеньевич.                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович и затем Старшинов Михаил Евгеньевич.              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, мы сегодня уже затронули вопрос частного и    
общего, вопрос публичных интересов и вопрос частной жизни, и вот этот           
законопроект как раз касается некоторого смещения этих самых граней. Я          
напомню, что обязательная геномная идентификация производится сегодня в         
отношении тех лиц, которые судом признаны виновными в совершении уголовных      
преступлений. У них вполне заслуженно забирается биологический материал,        
производится геномная идентификация, и в последующем их данные могут быть       
использованы для раскрытия других преступлений.                                 
                                                                                
Правительство предлагает нам расширить перечень тех, кто подлежит               
обязательной геномной регистрации, у кого фактически изымаются самые            
чувствительные персональные данные, которые позволят определить его             
гаплогруппу и, может быть, какие-то дополнительные генетические особенности.    
Теперь в него включаются не только подозреваемые, привлекаемые к уголовной      
ответственности, но и лица, которые подвергаются административному аресту.      
Это совершенно другая вотчина. Если раньше это был Уголовный кодекс, это было   
всё понятно, закрытый перечень и список, пусть дополненный подозреваемыми и     
привлекаемыми к уголовной ответственности, то теперь это те, кто                
привлекается, подвергается административному аресту. Довольно часто             
административный арест является санкцией по многим так называемым               
политическим правонарушениям, это, я напомню, участие в каком-то                
несанкционированном публичном мероприятии, митинге, пикетировании, шествии,     
или мнимое участие, или, скажем так, то, что иногда правоохранительные органы   
делают, провоцируют соответствующим образом. И конечно, очень чувствительно     
будет, когда у человека, которого на 15 суток задерживают, например, за то,     
что он с плакатом вышел протестовать к местной администрации, и сажают на эти   
15 суток, арестовывают, после этого будет изыматься генетический материал,      
который будет потом использован.                                                
                                                                                
Да, можно говорить, что это в принципе, с точки зрения правоохранительных       
органов, хорошо: чем больше у них генетического материала, чем больше у них     
вот этот самый массив, тем больше возможностей раскрывать соответствующие       
преступления. Но с другой стороны, мы говорим о правах личности, о правах на    
персональные данные, о правах на свою собственную генетическую информацию.      
Хочет человек или не хочет?.. Вот опросы говорят, что подавляющее большинство   
наших граждан не хотят, чтобы их генетические данные оказались в доступе даже   
у правоохранительных органов. Понятно, что есть исключения, они сегодня есть,   
я говорил об этом, - это совершившие уголовные преступления, - но дополнять     
их теми, кто подвергается административному аресту, кто привлекается к          
административной ответственности, повторяю, тем более по политическим           
статьям... Вот в рамках прошлых выборов более 100 представителей КПРФ были      
подвергнуты ответственности в той или иной форме, в том числе                   
административным арестам по этой статье, - и все они будут подвергаться         
обязательной процедуре геномной регистрации.                                    
                                                                                
Мы будем голосовать против данного законопроекта, потому что считаем, что       
такое расширение, такое дополнительное вмешательство в частную жизнь на         
сегодня необоснованно.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Евгеньевич Старшинов.                                                    
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
СТАРШИНОВ М. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, мы              
неоднократно слышали те доводы, которые наш коллега Алексей Владимирович        
Куринный приводил. Согласиться с ними, к сожалению, мы не можем, особенно в     
рамках рассматриваемого законопроекта. Он целиком и полностью направлен на      
улучшение качества раскрытия преступлений в интересах наших граждан,            
преступлений, напомню, тяжких и особо тяжких. Именно там ключевое значение      
имеют вот эти самые данные, которыми правоохранители должны располагать. Не     
хочу просто превращать предметный разговор в политическую дискуссию, потому     
что здесь никакой политики нет, не надо её пытаться найти там, где на самом     
деле её не существует. Это профессиональный законопроект, и я хочу сказать,     
что только с этой точки зрения его и нужно рассматривать.                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция этот законопроект поддерживает. И я прошу всех       
остальных проголосовать за.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, законопроект ставится на голосование в третьем чтении, пункт 6         
порядка работы.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против           54 чел.12,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 93

24.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1048800-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2697 по 2933 из 5187
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" и         
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил        
Евгеньевич Старшинов.                                                           
                                                                                
СТАРШИНОВ М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом        
чтении в декабре прошлого года, был внесён Правительством Российской            
Федерации, направлен на совершенствование порядка проведения государственной    
геномной регистрации и расширение перечня лиц, подлежащих обязательной          
геномной регистрации, в целях усиления мер по раскрытию и расследованию         
преступлений.                                                                   
                                                                                
В ходе подготовки ко второму чтению к законопроекту поступило семь поправок     
от депутатов Государственной Думы, три из них включены в таблицу поправок №     
1, рекомендуемых к принятию, и четыре - в таблицу поправок № 2, рекомендуемых   
к отклонению.                                                                   
                                                                                
Основные изменения, вносимые поправками, рекомендуемыми к принятию,             
направлены на закрепление порядка по уничтожению геномной информации лиц,       
подозреваемых в совершении преступлений, обвиняемых в совершении преступлений   
или осуждённых за совершение преступлений, в случае возникновения               
обстоятельств, дающих данным лицам право на реабилитацию, а также лиц,          
подвергнутых административному аресту, в случае отмены постановления по делу    
об административном правонарушении или отмены назначенного административного    
наказания в виде административного ареста. Остальные поправки, рекомендуемые    
к принятию, носят лингвистический и юридико-технический характер.               
                                                                                
Четыре поправки, которые комитет рекомендует к отклонению: предложение          
основано на том, что предлагаемые изменения не соответствуют концепции          
данного федерального закона, принятого Государственной Думой в первом чтении.   
                                                                                
Прошу проголосовать за решение комитета и рекомендовать Государственной Думе    
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится...                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Извините.                                           
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович. Ещё есть вопросы по второй таблице?              
                                                                                
Депутату Куринному включите микрофон.                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Поправки 2, 3 и 4 прошу вынести на отдельное голосование.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2, 3 и 4.                                        
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением           
поправок 2, 3, 4.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Переходим к рассмотрению поправок 2, 3 и 4.                                     
                                                                                
Алексей Владимирович Куринный, пожалуйста. Одним докладом.                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается существенно расширить число      
лиц или категорий лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, - тех, у   
кого принудительно забирается генетический материал для последующего, скажем    
так, определения возможности причастности их к каким-то преступлениям.          
                                                                                
Дело в том, что действующие сегодня нормы позволяют это делать только в         
отношении лиц, которые осуждены по уголовным статьям, соответственно, эта       
процедура для них является обязательной. Законопроектом предлагается            
существенно расширить перечень этих категорий, и одной из предлагаемых          
категорий являются лица, подвергнутые административному аресту. Это             
совершенно другой вариант - административные правонарушения, это уже не         
преступления. Статьи с административным арестом в качестве санкции, в том       
числе политические, - это статья 20.1, это, я напомню, привлечение к            
ответственности лиц, которые организовывают какие-то несанкционированные        
публичные мероприятия, или в них участвуют, или каким-то образом ещё... Там     
есть ряд статей, ряд положений, где административный арест является санкцией.   
На наш взгляд, нецелесообразно сегодня в отношении лиц, подвергнутых            
административному аресту, проводить принудительную генетическую идентификацию   
с последующим, естественно, анализом.                                           
                                                                                
Конечно, это, может быть, как-то упрощает работу правоохранительных органов,    
но тогда надо такую идентификацию проводить начиная, скажем так, со школьной    
парты, если руководствоваться до конца этой логикой. Тогда вообще всё будет     
понятно, все будут дактилоскопированы, идентифицированы, и у наших              
правоохранительных органов не будет никаких проблем с раскрытием                
преступлений. Но есть Конституция, которая говорит о неприкосновенности         
частной жизни, которая говорит о том, что человек, который, в общем-то, не      
совершил никаких преступлений, тяжёлых преступлений, поступков и проступков,    
не должен попадать в какие-то базы, не должна производиться его                 
идентификация. Ну и, собственно, это, наверное, самые важные персональные       
данные - данные о геноме, который позволяет однозначно установить личность      
человека.                                                                       
                                                                                
Мы считаем, что лица, подвергнутые административному аресту, должны быть        
исключены из числа лиц, которые в соответствии с законопроектом должны          
подвергаться вот этой обязательной геномной регистрации.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета, Михаил Евгеньевич.           
                                                                                
СТАРШИНОВ М. Е. Ну, я уже отмечал, что, по нашему мнению, эти поправки не       
относятся к данному законопроекту, это во-первых.                               
                                                                                
Во-вторых, я хочу сказать, что есть статистика, - мы говорим сейчас о           
раскрытии тяжких, особо тяжких преступлений: убийства, преступления против      
половой неприкосновенности, тяжкие телесные повреждения - и вот эта самая       
статистика прямо свидетельствует о том, что эффект достигается тем лучший,      
чем больше база данных, которая находится в распоряжении у правоохранительных   
органов. Мировой опыт показывает, что в случае, когда данные более 1 процента   
общего числа граждан находятся в базе ДНК, эта база начинает эффективно         
работать.                                                                       
                                                                                
Ну и просто справочно хочу сказать: всех откатать, уважаемый Алексей            
Владимирович, и ДНК взять - это ещё и очень дорого. Это вот к вашему            
предложению о том, что с детского сада...                                       
                                                                                
Комитет предлагает эти поправки отклонить.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к голосованию.                         
                                                                                
Ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.16,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
И ставится на голосование поправка 4. Комитет её не поддерживает.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.16,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     75 чел.                                          
Не голосовало                 375 чел.83,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Все поправки рассмотрены.                                                       
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, на трибуне включите микрофон.                                       
                                                                                
СТАРШИНОВ М. Е. Спасибо большое, коллеги, за поддержку.                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, комитет просит поставить этот законопроект в проект    
порядка работы Государственной Думы на завтра для рассмотрения в третьем        
чтении. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 333

23.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1048800-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации" (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5754 по 6064 из 8789
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к рассмотрению 41-го вопроса. О        
проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные   
акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации".    
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь -           
заместитель министра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов.                     
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Николаевич.                                                   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляемый законопроект        
разработан с учётом практики реализации Федерального закона "О                  
государственной геномной регистрации в Российской Федерации" от 2009 года и     
направлен на повышение эффективности использования метода ДНК-анализа в         
деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию            
преступлений.                                                                   
                                                                                
В законопроекте предлагается расширить перечень лиц, подлежащих обязательной    
геномной регистрации, путём включения в него подозреваемых и обвиняемых в       
совершении преступлений, осуждённых и отбывающих наказание в виде лишения       
свободы за совершение преступлений, а также лиц, подвергнутых                   
административному аресту.                                                       
                                                                                
Напомню, что в настоящее время обязательной геномной регистрации подлежат       
только лица, осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких или особо        
тяжких преступлений, любых преступлений против половой неприкосновенности и     
свободы, а также генетические профили неопознанных трупов и биологические       
следы, изъятые с мест нераскрытых преступлений. Мы этот перечень расширяем,     
и, по нашим расчётам, с принятием закона массив базы генетических данных        
увеличится в 5 раз - до 5,2 миллиона объектов учёта, что позволит существенно   
расширить поле поиска и повысить эффективность расследования неочевидных        
преступлений.                                                                   
                                                                                
В законопроекте также уточняется вопрос организации добровольной                
государственной геномной регистрации, а именно: обязанность по геномной         
регистрации возлагается на МВД России, раньше она была возложена на             
учреждения судебно-медицинской экспертизы, но по факту этого не происходило,    
потому что речь шла о добровольной регистрации. В данном случае мы предлагаем   
на основного потребителя этой услуги возложить эту обязанность, все с этим      
согласились.                                                                    
                                                                                
Далее. Право отбора генетического материала для проведения государственной      
геномной регистрации помимо уже поименованных в законе органов                  
предварительного следствия и дознания предоставляется подразделениям            
Следственного комитета Российской Федерации.                                    
                                                                                
Представляемый законопроект прошёл все необходимые согласования. На его         
реализацию потребуются дополнительные средства из федерального бюджета в        
размере 3,7 миллиарда рублей, этот вопрос правительством решён.                 
                                                                                
С учётом изложенного прошу поддержать.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев.                                 
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы на заседании Комитета по         
безопасности и противодействию коррупции рассмотрели этот законопроект и        
решили его поддержать.                                                          
                                                                                
Вообще, геномная регистрация в Российской Федерации существует уже 12 лет, с    
момента принятия закона о геномной регистрации. В целом методика                
идентификации человека по биологическим выделениям была разработана в 60-е      
годы, в начале 70-х годов её начали применять в советской правоприменительной   
практике. Но проблема была в том, что для проведения экспертизы ДНК необходим   
был большой объём биологического материала. В начале 70-х при работе            
следователем, когда мы назначали такие экспертизы, как правило, получали        
ответ, что сделать выводы возможно только о групповой принадлежности в силу     
малого количества исследуемого материала. Современные методики позволяют за     
короткое время по очень небольшому количеству, объёму биоматериала провести     
идентификацию.                                                                  
                                                                                
Самое главное в этом законопроекте - то, что даётся уточнённое понятие          
геномной информации как биометрических персональных данных, на основе которых   
возможна идентификация человека. И соответственно, вносятся изменения в закон   
"О персональных данных", направленные на обеспечение сохранности всей базы      
данных. В силу цифровизации, которая сегодня происходит, одним из главных       
вопросов становится именно сохранение этих данных и пресечение возможности      
противоправного использования.                                                  
                                                                                
В остальном всё достаточно подробно изложил Игорь Николаевич. Мы направляли     
законопроект субъектам Российской Федерации и получили 55 отзывов, все они      
положительные. Есть заключение Правового управления, там также нет каких-либо   
замечаний.                                                                      
                                                                                
В целом, когда мы определяли круг лиц, у которых будет изыматься биоматериал    
для исследования и регистрации, мы исходили из закона о дактилоскопировании,    
по которому уже больший опыт у человечества накоплен, и круг лиц будет тот же   
самый, который определён по законодательству о дактилоскопировании, о           
дактилоскопическом учёте.                                                       
                                                                                
Комитет призывает принять законопроект в первом чтении.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Игорю Николаевичу.                               
                                                                                
Игорь Николаевич, хотелось бы всё-таки познакомиться с зарубежным опытом,       
точнее, узнать о круге лиц, в отношении которых производится обязательная       
геномная регистрация. Расширение этого круга лиц за счёт тех, кто был           
подвергнут административному аресту, либо лиц, ещё не привлечённых к            
уголовной ответственности, у наших граждан встречает резкое неприятие и         
сопротивление, поскольку это персональные данные, вы это прекрасно понимаете.   
На основании этих персональных данных можно сделать выводы о                    
гистосовместимости, и у нас есть опасения, касающиеся использования органов и   
разных противоправных действий в связи с этим. Вот интересует опыт зарубежных   
стран относительно необходимости столь широкого применения геномной             
регистрации.                                                                    
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос, на самом деле внутри его содержится несколько    
вопросов.                                                                       
                                                                                
Я сразу же хочу сказать о том, что те методики, которые применяются,            
ограничены именно возможностями сопоставления следов на месте преступления и    
материала, забираемого у лица, которое ставится на этот учёт. Иные цели этот    
учёт не преследует, и технически они как бы не предусматриваются. Это первое.   
                                                                                
Второе. В обоснование, для чего это всё делается, я просто приведу конкретный   
пример, он характерный, таких случаев много. В 2011 году на территории          
Республики Татарстан было зарегистрировано 26 однотипных убийств женщин.        
Преступления не расследовались девять лет, пока в поле зрения работников,       
сотрудников правоохранительных органов не попал конкретный человек по фамилии   
Тагиров, и изъятие у него биологического материала, поскольку биологические     
следы были практически на всех местах убийств, позволило идентифицировать его   
как убийцу. Он был ранее судим за малозначительное преступление, в связи с      
этим у него биологические образцы не отбирались, и, соответственно, его         
причастность не была установлена. Если бы он при первой судимости или при       
первом задержании был подвергнут такой мере, то 25 человек были бы живы. Это    
конкретный пример.                                                              
                                                                                
Далее. Генетическая экспертиза сегодня - это наиболее востребованный метод      
криминалистики во всём мире, и я могу сказать, что у нас накоплен очень         
хороший опыт и наши соседи из постсоветского пространства постоянно к нам       
обращаются за помощью, за оказанием содействия в приобретении соответствующей   
техники. Мы полагаем, что тот перечень, который здесь содержится, включая       
лиц, подвергнутых административному взысканию в виде ареста... Кстати, при      
аресте ведь отпечатки пальцев снимают, здесь совершенно правильно сказали,      
отпечатки пальцев берут, и это тоже можно в определённой мере считать           
идентифицирующим признаком и персональными данными, потому что отпечатки        
пальцев принадлежат конкретному человеку. И делается это для того, чтобы        
людей, преступивших закон, совершивших эти деяния, которые были либо            
арестованы (исключительный случай в административной деликтности), либо         
привлечены к уголовной ответственности с нахождением в местах лишения           
свободы, - проверить на причастность к другим преступлениям, ведь они уже       
показали свою нелояльность. Так что это абсолютно оправданно и соответствует    
международной практике.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Собственно говоря, действующее сегодня уголовно-процессуальное     
законодательство и Кодекс административного судопроизводства позволяют вот у    
таких лиц изымать образцы для сравнительного исследования, для проведения       
экспертиз. Сейчас мы ведём речь о расширении круга лиц, по которым будет        
собираться информация в базу данных, но вообще образцы по действующему          
законодательству уже и так изымаются, проводятся по ним экспертизы. В этом      
плане какой-то серьёзной новеллы в принципе нет.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос Игорю Николаевичу.                                         
                                                                                
Из вашего ответа стало ясно, что из себя представляет одно из выделений, а в    
докладе прозвучала мысль, что различные биологические выделения могут служить   
источником биологической информации. Вот другие биологические выделения вы не   
могли бы назвать? Это первый вопрос.                                            
                                                                                
И второй вопрос. Здесь сказано не только о виновных, но и о лицах,              
подозреваемых в совершении преступлений, - человека подозревали, он оказался    
невиновным, а пальчики-то остались!                                             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Значит, насчёт выделений. Я могу, конечно, много разных выделений   
перечислить, но есть конкретная методика отбора биологических образцов, ну,     
примерно так же, как вы на ковид сдаёте (и мы все сдаём, приходя сюда):         
палочкой берут во рту и в носу, и всё. Это первое.                              
                                                                                
Второе. Если человек... уже ответили на вопрос: почему у подозреваемого? Да     
потому, что у него и так, в связи с тем что он подозреваемый, могут взять       
разные образцы для проведения экспертиз, причём разных, и отпечатки пальцев     
берутся. А если человек невиновен, то его на учёт не ставят и его образцы       
уничтожают.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Драпеко Елена Григорьевна.                                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Меня как раз вот последняя ваша фраза вдохновила: "...образцы уничтожают".      
Дело в том, что озабоченность граждан Российской Федерации, которые просто      
обрушились на нас с горой писем по поводу вашего законопроекта, связана с       
сохранностью баз данных, потому что нет доверия к сохранности баз данных МВД:   
можно купить базу данных ГИБДД на "Горбушке", можно заказать и купить там       
адресные базы. А вот эта геномная база достаточно ли будет защищена от такого   
рода хищений? Я думаю, что озабоченность граждан связана с этим и с тем, что    
в Интернете высказывают опасения по поводу того, что американцы собирают        
сейчас базу данных по генотипу граждан России. Несколько телевизионных          
передач... (Микрофон отключён.)                                                 
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Елена Григорьевна, очень интересный вопрос. Ну, по второй части     
мне даже сказать нечего, потому что это просто абсурд, - насчёт того, что       
американцы собирают и куда-то там что-то тащат. Я имею в виду, они собирают,    
но не через вот эту базу данных, это просто технически, идеологически и как     
угодно невозможно использовать.                                                 
                                                                                
Что касается Интернета, мы много сейчас наблюдаем атак на депутатов и на нас,   
попыток информационного давления для непринятия тех законов, которые реально    
приведут к оздоровлению криминальной ситуации. Вы же тоже имейте в виду, что    
у нас ведь достаточно большой контингент ранее судимых лиц, достаточно          
большой, наверное, контингент лиц, которые замешаны в разных преступлениях, а   
с принятием этого закона вот эта лазеечка будет сужаться и сужаться. И мы не    
можем пройти мимо прогресса: если это везде делается, то и у нас надо делать,   
ну нет других методов. Мы живём в цифровом обществе, скоро машины будут         
совершенно спокойно распознавать человека в толпе, идентифицировать его,        
давать оценку его действиям, развитие искусственного интеллекта к этому         
ведёт, и мы все должны быть к этому готовы.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Хотел бы сказать, что вопросы обеспечения информационной           
безопасности, сохранения персональных данных в период цифровизации постоянно    
в поле внимания Государственной Думы. Только сегодня мы с вами приняли очень    
серьёзные изменения в закон "Об информации, информационных технологиях и о      
защите информации" (18-й вопрос порядка работы), именно в части обеспечения     
сохранности биологических материалов - вот на слуху, буквально только что       
докладывали. И постоянно эта работа идёт, эта проблема касается не только       
сохранности геномной информации, это проблема общая, и она решается в рамках    
программы "Цифровая экономика..." в стране.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, ну, понятно, что для борьбы с рецидивом, с          
преступностью нужна геномная регистрация отдельных категорий, но вызывает       
обеспокоенность регистрация административно задержанных. Вот у нас за           
оставление места ДТП могут лишить водителя права управления на срок до          
полутора лет либо назначить административный арест на срок до 15 суток. И       
периодически в судах водители, которые попали в эту неприятную ситуацию,        
просят назначить им административный арест, потому как у них работа связана с   
управлением транспортным средством. Вот скажите, для такой категории зачем      
нужна геномная регистрация? Может быть, ко второму чтению предусмотреть         
какие-то исключения, не всех административно задержанных, не по всем            
административным статьям, подвергать регистрации, а только отдельную            
категорию?                                                                      
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ярослав Евгеньевич, мы можем во втором чтении на эту тему           
подискутировать. Я думаю, здесь ничего такого страшного нет. Знаете, в          
баночку пописать на предмет того, что не наркоман, - это ничего, ни у кого      
вопросов не вызывает, а из носа мазочек взять - это как бы сложно. Вот я так    
отвечу на этот вопрос.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Тенденция развития законодательства в этой части такова, что,      
скорее всего, круг лиц, которые будут попадать в эту базу данных, будет         
расширяться, а не сужаться.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, ну, ко мне пришло более ста писем от граждан по     
поводу вот этого законопроекта - все настаивают на его снятии, отмене и так     
далее. И на вопросы, которые мне задают, я должна ответить, так как это мои     
избиратели. Вот я этот вопрос переадресую вам - что вы мне ответите, то я им    
и скажу. Скажите, пожалуйста, не является ли этот закон первым шагом к          
тотальному генетическому контролю за гражданами нашей страны?                   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Не является.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Тогда я ставлю законопроект на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.