Заседание № 34

22.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах" (принят в первом чтении с наименованием "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4569 по 4712 из 6899
32-й вопрос, проект федерального закона "О соглашениях, заключаемых при         
осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного        
сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах".          
Докладывает Азат Фердинандович Ягафаров.                                        
                                                                                
ЯГАФАРОВ А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был внесён             
Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении 20 января 2021     
года. Основной задачей законопроекта является создание новых правовых условий   
для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль экономики Российской          
Федерации и для реализации инвестиционных проектов на основе совместного        
осуществления компаниями деятельности по геологическому изучению, разведке и    
добыче углеводородного сырья.                                                   
                                                                                
Интересам инвесторов, в том числе иностранных, а также интересам                
пользователей недр и операторов деятельности по геологоразведке и добыче        
соответствуют соглашения, направленные на осуществление совместных действий,    
предусмотренных договором, в целях найти, разведать, добыть и разделить между   
сторонами природные ресурсы, однако достижение этих целей в крайне малой        
степени зависит от усилий сторон. Предусмотренные российским                    
законодательством договоры не учитывают рисковый характер, невозможность        
гарантирования каждой из сторон дохода или вознаграждения в определённом        
размере. В связи с финансовыми затратами при создании компании и риском её      
банкротства модель хозяйственного общества также является малоприемлемой. В     
результате договоры, содержащие условия о распределении между их сторонами      
добытого природного сырья, заключаются российскими компаниями в основном по     
иностранному праву.                                                             
                                                                                
Законопроект вводит два новых правовых механизма: соглашение о сервисных        
рисках и соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке    
месторождений углеводородного сырья. Данными механизмами предусматривается      
взаимодействие сторон при разработке месторождений, распределение между         
сторонами добытого сырья, ископаемых, а также ответственность по сделкам и за   
вред, причинённый при осуществлении такой деятельности, перед государством и    
третьими лицами. Соглашения позволят пользователям недр передавать инвесторам   
финансовые риски, связанные с отрицательным результатом совместной              
деятельности, риски ответственности, за исключением ответственности перед       
государством, и часть экономических выгод от разработки углеводородных          
месторождений. Такие соглашения обеспечат возможность передачи инвесторам со    
стороны российских пользователей недр экономических рисков с сохранением за     
ними лицензии. Кроме того, у пользователей недр в целях рациональности и        
рентабельности появится возможность без отзыва лицензии передавать разработку   
отдельных залежей квалифицированному партнёру или объединять операторство по    
двум лицензионным участкам.                                                     
                                                                                
Законопроект является дополнительным способом привлечения инвесторов, включая   
иностранных, для разработки высокозатратных и технически сложных проектов,      
включая месторождения в Арктике, без вхождения таких партнёров в капитал        
пользователя недр и с сохранением ведущей роли российских нефтегазовых          
компаний при действующих ограничениях в отношении пользователей недр.           
Ожидаемый экономический эффект от введения в действие новых правовых            
механизмов состоит в увеличении налоговых поступлений за счёт вовлечения в      
разработку новых месторождений с высокой геологической неопределённостью и      
экономическими рисками (а подобных месторождений у нас в России более 70        
процентов), внедрении новых технологий в разработку участков недр и ускорении   
разработки запасов.                                                             
                                                                                
Проект не содержит норм, изменяющих порядок предоставления права пользования    
недрами, системы платежей, то есть не касается налогов и правил                 
налогообложения в сфере недропользования, права на геологическую информацию     
сохраняются во всех случаях за пользователем недр. Актуальность законопроекта   
особенно возросла для стратегических отраслей экономики в условиях              
санкционного давления со стороны иностранных государств.                        
                                                                                
К законопроекту поступили поправки Правительства Российской Федерации -         
уточняющие, редакционного и юридико-технического характера. Ко второму чтению   
законопроект был доработан с учётом всех поступивших замечаний                  
Государственно-правового управления президента и Правового управления           
Аппарата Государственной Думы. К законопроекту всего поступило 90 поправок:     
48 рекомендовано к принятию, 42 - к отклонению. Отмечу, что поправки,           
рекомендованные к отклонению, практически все учтены в предлагаемой редакции    
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Законопроект в представленной редакции получил все необходимые согласования,    
в связи с этим прошу вас поддержать данный законопроект. Комитет рекомендует    
Государственной Думе принять его во втором чтении.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Азат Фердинандович.                                                 
                                                                                
ЯГАФАРОВ А. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
прошёл все необходимые процедуры и готов к рассмотрению в третьем чтении.       
Прошу включить его в порядок работы пленарного заседания на 23 марта 2022       
года.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 336

20.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1910 по 2088 из 4428
7-й вопрос, проект федерального закона "О соглашениях, заключаемых при          
осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья,   
и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Докладывает     
официальный представитель правительства заместитель министра природных          
ресурсов и экологии - руководитель Федерального агентства по недропользованию   
Евгений Аркадьевич Киселёв.                                                     
                                                                                
КИСЕЛЁВ Е. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации -       
руководитель Федерального агентства по недропользованию.                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается       
законопроект, направленный на совершенствование правовых условий для            
привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль, главным образом в сферу          
недропользования.                                                               
                                                                                
Я хотел бы заметить, что действующее российское законодательство не в полной    
мере регулирует отношения в этой сфере в условиях чрезвычайно высоких рисков,   
которые существуют и при реализации геолого-разведочных работ, и при            
реализации добычных проектов. В этих условиях договоры, содержащие условия      
распределения между сторонами договора добытого природного сырья и сфер         
ответственности в сфере недропользования, часто заключаются на условиях         
иностранного права. Особенно это характерно для деятельности российских         
компаний за рубежом, но де-факто мы сталкивались с тем, что компании пытаются   
использовать нормы иностранного права при реализации деятельности в             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Законопроект вводит два новых инструмента взаимоотношений между                 
хозяйствующими субъектами при осуществлении работ в сфере недропользования.     
Один из них - это соглашение о сервисных рисках, второй, вспомогательный, -     
это соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке         
месторождений. Отношения сторон в этих конструкциях сбалансированы таким        
образом, чтобы, с одной стороны, минимизировать риски для участников            
процесса, с другой стороны, определить условия разделения доходной части при    
реализации проекта, сообразуясь с теми договорённостями, которые были           
достигнуты при заключении таких соглашений.                                     
                                                                                
Законопроектом не предполагается внесение изменений в нормы публичного права,   
регулирующие сферу недропользования, в том числе в Закон "О недрах".            
Законопроектом не меняется система налогообложения в Российской Федерации. Он   
исключительно регулирует деятельность по реализации такого рода соглашений,     
которые направлены на привлечение инвестиций, что, с нашей точки зрения,        
очень важно в условиях действующих санкций против Российской Федерации.         
                                                                                
И мы полагаем, что принятие этого закона послужит делу привлечения инвестиций   
в сферу освоения недр Российской Федерации.                                     
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Аркадьевич, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Александр Николаевич Ищенко.                             
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представитель правительства         
довольно подробно доложил о сути законопроекта, и поэтому повторяться не        
буду. Мы в комитете всесторонне рассмотрели данный законопроект и пришли к      
следующим выводам.                                                              
                                                                                
В настоящее время практика отношений в сфере недропользования в части           
разработки месторождений углеводородного сырья на участках недр федерального    
значения, на участках недр федерального значения континентального шельфа        
выявила отсутствие в российском законодательстве приемлемых для участников      
этих отношений форм осуществления совместной деятельности. С учётом             
обоснования, представленного в пояснительной записке, принятие законопроекта    
видится целесообразным. Важно, что в числе основных положений соглашений о      
сервисных рисках, установленных законопроектом, отмечено, что право             
пользования участком недр не может быть внесено в качестве вклада.              
Дополнительно отмечу, что в настоящее время снижение мировых цен на нефть и     
газ и падение инвестиций российских и иностранных компаний в нефтегазовую       
отрасль требуют привлечения внутренних и внешних инвесторов и создания          
благоприятных условий для снижения себестоимости извлечения углеводородных      
ресурсов.                                                                       
                                                                                
По предварительным оценкам экспертов, положения данного законопроекта в         
ближайшие 15 лет могут быть востребованы в десятках проектов для различных      
типов сложных запасов с инвестициями более 1 триллиона рублей: это              
континентальный шельф Российской Федерации и освоение ресурсов Арктики.         
Законодательная поддержка, так скажем, арктического направления - это для нас   
одна из первоочередных задач. Решение данной задачи предусматривают,            
во-первых, Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года     
(утверждены в 2020 году указом Президента Российской Федерации), во-вторых,     
Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной           
безопасности на период до 2035 года. Благодаря пакету законопроектов о          
государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической        
зоне, принятому Государственной Думой в марте - июле 2020 года, уже с 1         
января текущего года действуют льготы по налогу на прибыль для резидентов       
Арктики, а принятие трёхуровневой структуры управления Арктической зоной в      
полной мере способствует созданию системы, обеспечивающей качественное          
применение мер поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации.    
Россия сейчас активно готовится к председательству в Арктическом совете,        
которое начнётся уже в мае текущего, 2021 года и продлится два года. Кроме      
России в совет входит ещё семь приарктических государств.                       
                                                                                
Мировая практика свидетельствует о том, что подавляющее большинство             
поисково-разведочных проектов не приводит к коммерческому открытию запасов      
углеводородного сырья. Для этой отрасли экономики характерен высокий уровень    
риска, что результат не будет достигнут. За внушительными затратами на поиск    
и разведку в этой отрасли часто следуют неопределённость, невозможность         
точного подсчёта будущей добычи и будущих доходов. Всего 25-30 процентов        
геолого-поисковых и геолого-разведочных работ заканчиваются успешно и           
подтверждаются запасами.                                                        
                                                                                
В целом принятие законопроекта создаст дополнительные условия для реализации    
высокозатратных и технически сложных проектов, вовлечения в разработку          
месторождений трудноизвлекаемых и низкорентабельных запасов нефти и газа.       
Дополнительное привлечение инвестиций ускорит достижение целей развития         
российской нефтегазовой отрасли, рационального недропользования,                
воспроизводства минерально-сырьевой базы нашей страны, а также будет            
способствовать увеличению доходов бюджетной системы России и достижению целей   
налоговой и таможенно-тарифной политики.                                        
                                                                                
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые       
могут быть учтены при рассмотрении его во втором чтении.                        
                                                                                
Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Евгений Аркадьевич, политика Российской Федерации в области охраны    
окружающей среды предполагает внедрение экологически чистых технологий для      
сохранения благоприятной окружающей природной среды и природно-ресурсного       
потенциала в интересах будущих поколений. Вы неоднократно говорили, что         
соглашения, которые подписываются, в том числе зарубежными компаниями,          
зачастую ориентированы на нормы именно зарубежного законодательства. Вот        
подскажите, пожалуйста, в рамках действующего закона планируете ли вы           
внесение изменений в какие-то другие статьи, в другие законы Российской         
Федерации, которые уберегли бы нашу природу и наш природный потенциал от        
действий иностранных компаний, в том числе на шельфе и в Арктике, с тем чтобы   
эти стандарты соблюдались и не нанесли урон нашей природе?                      
                                                                                
КИСЕЛЁВ Е. А. Спасибо за вопрос. Нет, в рамках действующего закона не           
планируется каких-либо норм, которые повысили бы уровень экологической          
безопасности в сфере недропользования, поскольку соответствующий законопроект   
готовится в рамках деятельности Минприроды и будет внесён, по всей              
вероятности, во второй половине этого года. Он предусматривает создание         
эффективных механизмов проведения консервации и ликвидации горнодобывающих      
производств.                                                                    
                                                                                
Вместе с тем я хотел бы заметить - и обращал на это внимание, - что вопросы о   
соглашениях по сервисным рискам включают в том числе диверсификацию рисков и    
переложение ответственности на всех участников процесса, что, с нашей точки     
зрения, в значительной мере создаёт большую эффективность, обеспечивает         
большую надёжность процесса формирования фондов для ликвидации добычных         
проектов. В этом плане этот законопроект позволит более эффективно работать в   
том числе в сфере охраны окружающей среды.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда переходим к голосованию.       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 7 порядка работы.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.