Заседание № 118
О Федеральном законе "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учёта контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам"; проект № 1048557-6; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
17-й вопрос, о Федеральном законе "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Президент Российской Федерации 29 декабря 2016 года отклонил закон, который был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Этим законом предусматривалось создание ряда государственных информационных систем, в частности системы учёта контингента обучающихся, это должна была быть двухуровневая информационная система, то есть и в субъектах Российской Федерации, и на уровне Федерации. При отклонении закона президент обратил внимание, что многие нормы этого закона не дают конкретных перечней ни по объёму информации, ни по кругу лиц, которые могут иметь доступ к этой системе, также не предусмотрены меры ответственности. Была ссылка на то, что эти вопросы должны утверждаться решением Правительства Российской Федерации, но, так как речь идёт о детях, о персональных данных, президент посчитал, что алгоритм, предложенный в законе, недостаточен для защиты прежде всего прав несовершеннолетних. Закон был отклонён. Была создана специальная комиссия, которая работала в течение достаточно длительного времени. В ходе доработки выяснилось несколько обстоятельств: вы знаете, что сейчас проблема так называемой цифровизации, перехода на современные технологии носит комплексный характер, плюс по тем задачам, которые были поставлены в письме президента об отклонении закона, не были выработаны единые подходы участниками работы в рамках специальной комиссии, поэтому было принято решение, что эту проблему надо обсуждать более комплексно, с учётом уже более современных подходов, и специальная комиссия предложила снять этот закон с дальнейшего рассмотрения. Президент отклонил данный закон, специальная комиссия предлагает согласиться с этим решением президента и снять закон с дальнейшего рассмотрения. Я вас прошу поддержать это решение комиссии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. С содокладом выступает председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович подробно изложил суть вопроса. Специальная комиссия работала в течение нескольких месяцев, рассматривала несколько вариантов решения проблемы, но не нашла единого решения. Кроме того, как справедливо заметил полномочный представитель президента, целый ряд положений этого закона утратил свою актуальность, потому что мы с вами рассматриваем большой пакет законопроектов, связанных вообще с цифровой экономикой, - естественно, это частный вопрос, который мы решим в процессе дальнейшей работы. В соответствии с Регламентом Государственной Думы в этой ситуации предусматривается одно из двух решений. Если сторонами не преодолено разногласие хотя бы по одному предложению Президента Российской Федерации, специальная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается председателями специальной комиссии, и вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, которым предлагает Государственной Думе одно из решений, предусмотренных пунктами "а" и "г" части второй статьи 134 Регламента: "а) согласиться с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой"; "г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции". Поскольку предложения одобрить в ранее принятой редакции не поступало, комиссия и Комитет Государственной Думы по образованию и науке предлагают согласиться с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Тогда ставлю на голосование: согласиться с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 46 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 17
О проекте федерального закона № 1048557-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учёта контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам"; принят в первом чтении 10 июня 2016 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение во втором чтении представляется законопроект, который был принят в первом чтении 10 июня этого года. За те шесть месяцев, что прошли между первым и вторым чтениями, поступило пять поправок, над которыми активно работали администрация президента, Министерство образования и науки, ФСБ России, Минкомсвязь России. Все эти пять поправок предлагаются к принятию, они включены в таблицу поправок № 1. Таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Также хотел бы сказать, что подготовлены документы для принятия законопроекта и в третьем чтении на сегодняшнем заседании. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 57 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 24 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Комитет предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Никонов Вячеслав Алексеевич. НИКОНОВ В. А. Дорогие друзья, уважаемые коллеги! У нас есть как минимум семь причин для того, чтобы поддержать принятие этого закона. Сейчас мы знаем, сколько детей родилось, но мы не знаем, сколько из них учатся в школе, ходят в детский сад, мы не знаем, сколько детей учатся дома, чему учатся и как учатся; мы не знаем, как отличить диплом, полученный в уважаемом учебном заведении, и диплом, купленный в метро. Мы сейчас создаём систему, которая позволит провести полный учёт всей образовательной сферы нашей страны, всех обучающихся - буквально с рождения, поскольку образование у нас начинается с 2 месяцев, и до конца обучения где бы то ни было - получения высшего образования в вузе, окончания аспирантуры и так далее. Это первая причина. Вторая причина заключается в том, что, создав государственную информационную систему в сфере образования, мы придадим ей такой статус, который позволит защитить все данные, существующие в области образования: сейчас у 90 процентов школ есть электронные дневники и другая информация в открытом доступе, и мы считаем, что эту информацию надо защитить. Третья причина - это облегчение жизни учащимся и их родителям. После создания такой системы не надо будет запрашивать и получать какие-либо справки из школы, из детского сада, из института - эти справки будут автоматически поступать туда, куда надо. Четвёртая причина - мы облегчим жизнь профессорско-преподавательскому составу, учителям, которые сейчас обязаны готовить в огромном количестве отчётность по самым разным предметам. После создания такой системы эта отчётность будет формироваться автоматически - все данные любые органы государственной власти просто будут брать из этой системы. Пятая причина поддержать этот законопроект: зная количество детей, сколько из них собирается обучаться в той или иной образовательной организации, мы сможем лучше планировать сеть образовательных организаций. Нам предстоит очень большая работа по созданию новых школ, и мы должны знать, где и как это делать. Шестая причина, товарищи из ЛДПР, заключается в том, что специально был проведён опрос общественного мнения, который показал, что 81 процент студентов и 82 процента родителей поддерживают принятие такого закона по причинам, которые я назвал. Ну и наконец, последняя причина - мы сейчас даём госзаказ: на создание этой системы отводится шесть лет, в течение которых можно будет и соответствующие поправки в закон внести, если что-то пойдёт не так, и отследить всю нормативную базу, которая будет создаваться нашим правительством. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо. Я не понял, почему эти семь причин были адресованы членам фракции ЛДПР, потому что мы вопросы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ДИДЕНКО А. Н. Шестая причина, да. Мы вопросов не задавали ни по одной из них. Вместе с тем считаю своим долгом обратить ваше внимание на то, что мы на органы местного самоуправления возлагаем очень серьёзные полномочия - это так называемый необеспеченный мандат, то есть не предполагается направления каких-либо дополнительных средств на то, чтобы эти базы данных создавать. И я не увидел, к сожалению, перечня нормативных правовых актов, которые будут приняты вместе с этим законом, - наоборот, я услышал, что только через шесть лет мы сможем подвести итоги, подвести черту и усовершенствовать эту систему. Напомню, коллеги, что не так давно мы с вами отказались от перехода сейчас на ГИС ЖКХ: был принят федеральный закон, срок вступления в силу которого был отодвинут на 1 января 2017 года, но в конце декабря оказалось, что, к сожалению, система не готова, и денег на неё нет, и вообще очень много проблем. Вот как бы не получилось то же самое и с этой системой! Фракция ЛДПР не против сбора электронных данных, учёта, статистики, тем более что всё это было в том числе и в советское время: статистика очень сильно помогала нам делать правильные математические модели развития и выстраивать довольно эффективную экономику при скудности внешних рынков, - но на чьи плечи это ляжет? Если на худые плечи муниципалитетов, у которых совокупный долг 347 миллиардов рублей, то есть очень серьёзные сомнения в том, что эта норма вообще когда-нибудь будет реализована. Электронный дневник - это обычный сайт, это самая простенькая типовая платформа, на которую любой может выложить эти оценки, даже непродвинутый пользователь, тут не предполагается каких-то серьёзных затрат. Всё-таки сервер - это уже более сложный по своей конструкции технологический объект, и здесь придётся, конечно, пользоваться услугами подрядных организаций, выходить на конкурсы. Пока закон не содержит ответов на все эти вопросы - наоборот, мы видим очень много организационных и финансовых проблем для наших образовательных учреждений. Они и так занимаются непрофильными для себя вещами - собирают статистику, пишут отчёты, а теперь будут сначала писать отчёты с использованием линейки, простого карандаша, ручки и бумаги, а потом переводить всё это в электронный вид. Мы считаем, что сама по себе эта идея заслуживает внимания, но следует очень серьёзно поработать над усовершенствованием этих механизмов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 29 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается.
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, по 24-му вопросу повестки дня депутат Гончар голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Учтём в стенограмме.
Заседание № 304
О проекте федерального закона № 1048557-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учёта контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 44-му вопросу повестки дня, о проекте федерального закона № 1048557-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом выступает официальный представитель Правительства Российской Федерации первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Владимировна Третьяк. Прошу. ТРЕТЬЯК Н. В. Уважаемые депутаты, проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, касающегося организации электронной очереди в детские сады, и плана действий правительства по созданию единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся. В частности, данным законопроектом предполагается создание государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учёта контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам". Законопроектом устанавливаются единые подходы к её функционированию, к порядку её формирования и ведения, в том числе в части определения её структуры, перечня информации, в ней содержащейся, перечня органов и организаций, представляющих информацию в межведомственную систему, состава, порядка и сроков представления указанной информации, правил и порядка доступа к информации, в том числе к персональным данным, содержащимся в этой системе, перечня информации, подлежащей размещению в открытом доступе и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, порядка информационного взаимодействия межведомственной системы с иными государственными системами. Межведомственная система будет представлять собой комплекс информационных систем, предназначенных для учёта обучающихся всех уровней образования, от детских садов до аспирантуры, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, таких как ФОМС, Пенсионный фонд, органы ЗАГС и так далее. Межведомственная система станет основой для организации оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования и проведения мониторинга в системе образования. Что позволит создание этой системы? Прежде всего она позволит облегчить выявление детей, не охваченных образовательными услугами. Она позволит облегчить как поступление детей в образовательные учреждения, так и переход из учреждения в учреждение, поскольку информация, содержащаяся во многих документах, уже будет размещена в этой системе. Система будет содержать сведения об учебных и внеучебных достижениях обучающихся, что позволит им более эффективно продолжить профессиональное образование (я напомню, что для поступления на уровень профессионального образования учитывается так называемое портфолио, то есть информация о достижениях учащегося). Кроме того, мы полагаем, что система снизит нагрузку и на образовательные организации при формировании отчётности: многие показатели будут выявляться в системе автоматически. Элементы системы обработаны в достаточно большом количестве субъектов Российской Федерации. Законопроект прошёл длительное общественное обсуждение. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по образованию Вячеслава Алексеевича Никонова. Прошу. НИКОНОВ В. А. Уважаемый Сергей Владимирович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Комитет очень внимательно рассмотрел этот законопроект. Дискуссия была бурной, содержательной. Концептуально комитет поддерживает законопроект, считая задачу разработки системы учёта детей в электронной форме актуальной и своевременной, но при этом возникло достаточно много вопросов, которые подробно отражены в заключении комитета и с которыми можно ознакомиться. Главные возражения, замечания касались пяти групп вопросов. Первая группа вопросов - это цели, с которыми создаётся данная система учёта детей. Из пояснительной записки, да и из текста законопроекта в основном следует, что это якобы облегчает оказание каких-то услуг, получение справок и так далее. Мы считаем, что целями этого законопроекта должно было быть установление контроля за движением учащихся и обеспечение требований закона "Об образовании...", в частности требования об обязательности общего образования. Это гораздо более важно. Вторая группа вопросов связана с возможными рисками сохранения конфиденциальности, в том числе конфиденциальности персональных данных. Высказывались опасения, как бы базы данных не оказались достаточно быстро, как это у нас бывает, на "Горбушке". Третья группа вопросов связана с возможной дополнительной нагрузкой на учителей. Мы очень много говорим о снижении административной нагрузки, о дебюрократизации в системе образования - не хотелось бы создать ситуацию, при которой учителя выполняли бы дополнительный объём работы. Четвёртая группа замечаний касается стоимости работ по созданию такой системы. В пояснительной записке говорится, что дополнительных средств не потребуется, но у комитета на этот счёт другое мнение, ну во всяком случае, есть сомнение. Пятое - это вопрос, кто будет являться субъектом и объектом данной системы, то есть вопрос о пользователях и о лицах, данные о которых будут заноситься в систему. При доработке законопроекта ко второму чтению необходимо очень точно определить состав граждан, данные о которых будут учитываться в этой межведомственной информационной системе, и круг пользователей этой информации, потому что в противном случае мы можем создать что-то очень похожее на оруэлловского Большого Брата. Полный перечень замечаний по законопроекту содержится в заключении комитета. В целом мы считаем, что создание государственной системы учёта контингента обучающихся необходимо, но при этом отмечаем необходимость очень существенной доработки законопроекта, доработки тщательной и без спешки. Исходя из сказанного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносится на "час голосования".
44-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 36 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел.35,6 % Результат: принято Принимается.