Заседание № 304
10.06.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1048552-6 "О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2301 по 2515 из 9037
18-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона № 1048552-6 "О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года". Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации Юрий Петрович Сентюрин. Прошу, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые депутаты! Сначала несколько слов о соглашении 1998 года и о протоколе к нему, который был подписан в 2002 году. Оба упомянутых документа нацелены на создание благоприятных условий для совместного с казахстанскими партнёрами освоения углеводородных ресурсов геологических структур Курмангазы, Центральная и месторождения Хвалынское, которые расположены в упомянутой части Каспийского моря. При этом следует отметить, что в отношении структуры Центральная и месторождения Хвалынское суверенные права на недропользование закреплены за Российской Федерацией. Протокол, о котором сегодня идёт речь, был подписан 15 октября 2015 года и временно применяется с 15 ноября того же года. Данным протоколом конкретизируются условия недропользования в отношении структуры Центральная, напомню, суверенные права на недропользование которой закреплены за Российской Федерацией. В частности, протокол предусматривает предоставление Правительством Российской Федерации в контексте суверенных прав на недропользование совместному предприятию - это совместное предприятие Российской Федерации и Республики Казахстан, нефтегазовая компания "Центральная" - права пользования недрами на этом участке для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых с применением общего режима налогообложения без проведения аукциона на срок двадцать пять лет с этапом геологического изучения недр на срок до семи лет. Дополнительный этап геологического изучения недр сроком до семи лет позволит получить более точную информацию о запасах углеводородов, и в случае заключения соглашения о разделе продукции пропорции раздела прибыльной продукции между государством и компанией будут определены с максимальной выгодой для Российской Федерации. После завершения этапа геологического изучения пользование недрами может продолжаться, как я уже сказал, с применением общего режима налогообложения или на условиях раздела продукции. При этом уплачивается установленный российским законодательством разовый платёж за пользование недрами. Закрепляемый протоколом алгоритм отличается от норм российского законодательства в отношении порядка предоставления прав на недропользование, которые описаны в Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" и Законе Российской Федерации "О недрах", в силу чего протокол подлежит ратификации на основании Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". В итоге предлагаемые изменения позволят решить вопрос о проведении дополнительного изучения недр до подписания соглашения о разделе продукции, что в дальнейшем создаст условия для заключения такого соглашения с наибольшей выгодой для Российской Федерации. Кроме того, выдача лицензии совместной компании позволит привлечь к финансированию проекта уполномоченную организацию Республики Казахстан. Протокол не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в мае 2014 года, и иным международным договорам Российской Федерации. Реализация его положений не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. С учётом изложенного прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбека Куцуковича Тайсаева. ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Рассматриваемый сегодня документ устанавливает особенности освоения углеводородных ресурсов месторождения Центральная. В результате нефтегазовой компании "Центральная" будет оформлено право на недропользование сроком на двадцать пять лет с этапом геологического изучения недр сроком до семи лет. При этом в полной мере учитывается специфика освоения углеводородных ресурсов северной части Каспийского моря, предоставляется возможность получения более точной информации о запасах углеводородов. Это позволит осуществлять соответствующую деятельность с максимальной выгодой для Российской Федерации. Порядок недропользования, установленный протоколом, позволит привлечь к финансированию геологического изучения недр уполномоченную организацию Республики Казахстан и создаст условия для заключения соглашения о разделе продукции также с наибольшей выгодой для Российской Федерации. Ратификация протокола не только отвечает экономическим интересам Российской Федерации, но и служит укреплению добрососедских отношений между Россией и Казахстаном. Следует также отметить, что вступление в силу протокола не препятствует достижению общего согласия прикаспийских государств по правовому статусу Каспийского моря, при этом исключая вмешательство третьих стран в разработку минеральных ресурсов недр сопредельных участков для северной части Каспийского моря. Реализация российской стороной данного протокола практически не повлечёт за собой дополнительных расходов финансового бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных и конституционных законов. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа по подборке соответствующих материалов. Имеются положительные заключения Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также положительные отзывы Комитета Совета Федерации по международным делам и Счётной палаты Российской Федерации. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутый протокол. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы? Есть. Прошу включить запись на вопросы. Николай Васильевич Коломейцев, прошу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Петрович, безусловно, соглашение надо ратифицировать, но скажите, пожалуйста, в какой стадии находится пятисторонний договор стран Каспийского региона? Там сейчас кто, Азербайджан или Иран не подписывает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Пятистороннее соглашение по пользованию донной частью Каспийского моря, поверхностными водами пока не подписано, сейчас стадия переговоров, переговоры продолжаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин, прошу. ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Петрович, ну раз принимается такой законопроект, значит, предварительная разведка проведена. Не можете ли вы, если это не государственная тайна, сказать, о каких месторождениях всё-таки речь идёт - о нефти, о газе - и каковы их объёмы? Это первое. И второй момент. Меня совершенно не устраивает ваша фраза, что в итоге мы будем использовать месторождение с максимальной пользой для России. Россия - это и Чубайс, и Абрамович, и нефтегазовые олигархи, и простой народ. Если судить по тому, как мы газифицируем населённые пункты, нам потребуется двести одиннадцать лет для газификации России. Нельзя ли конкретнее прописать и сказать всё-таки, что же в итоге получит народ - не Россия, а именно народ - с принятием этого закона, чтобы понять, для чего мы голосуем, и чтобы потом можно было сравнить? Вот два вопроса - ответьте, пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Владимир Николаевич, за вопрос. У этого месторождения, а точнее, у этой геологической структуры на участке Центральная есть несколько особенностей. Первая важная особенность (вы её правильно подметили): речь идёт о нефтегазоконденсатном месторождении в отличие от той же структуры Хвалынское, о которой я говорил, - там месторождение газовое. С учётом того что в зоне Каспийского моря с газом, с его монетизацией, большие сложности, как раз месторождение Центральная и представляет наибольший интерес в силу упомянутых мной особенностей - это нефтегазовая структура. Это первое. На сегодняшний день это месторождение... Там разведка проводилась нашей компанией "ЦентрКаспнефтегаз" - это совместная компания, "ЛУКОЙЛ" и "Газпром", срок действия лицензии истёк в 2009 году. На баланс поставлены запасы по категории С1 плюс С2, их общий объём составляет около 126 миллионов тонн. Однако, как я уже упомянул, и казахстанские, и российские специалисты и учёные утверждают, что запасы на этом участке в силу геологического строения гораздо больше, чем поставленные на баланс. Чтобы в этом убедиться, это подтвердить, необходимо провести дополнительную геологическую разведку - на это и направлен данный протокол. Что касается пользы, выгоды, итогов. Во-первых, нужно понимать, что в силу упомянутого характера структуры - нефтегазовая составляющая - это дополнительное усиление возможностей отечественного нефтяного бизнеса. Во-вторых, нужно отметить, что эта структура сейчас в силу упомянутых обстоятельств - прекращение срока действий лицензии - не осваивается никак, а мы данным протоколом даём возможность приступить к доразведке и к практическому освоению этого месторождения. Это означает новые рабочие места, а это значит поступление налогов на всех уровнях бюджетной системы. Вот это и есть максимальная польза от этого месторождения. Ну и последнее, об этом тоже следует упомянуть, - разовый платёж, который будет внесён в бюджет Российской Федерации, за право пользования недрами: его величина также весьма значительна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям. Есть желающие выступить? Есть. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Олег Владимирович Лебедев, прошу. ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги! Первое, при ратификации международных соглашений я всегда призываю всех коллег задавать вопросы по факту международных соглашений, а не на отвлечённые темы. И второе, ратификация данного протокола к соглашению между Россией и Казахстаном - это яркий пример взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного протокола. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть желание у докладчика и содокладчика выступить с заключительным словом? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7643 по 7662 из 9037
18-й пункт повестки дня, блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации", проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 46 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Принимается.