Заседание № 15
О проекте федерального закона № 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 10 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты". Доклад первого заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во втором чтении 7 октября 2016 года, но в ходе его подготовки к третьему чтению возникли замечания, которые невозможно учесть на данной стадии работы над законопроектом, поэтому комитет рекомендует вернуть законопроект к процедуре второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поступило предложение вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Кто за то, чтобы вернуть законопроект во второе чтение для рассмотрения поправок? Просьба проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 32 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Законопроект возвращён к процедуре второго чтения. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А. Внесена одна поправка, она включена в таблицу поправок, рекомендованных к принятию. В этой поправке предлагается дополнить законопроект статьёй 5, в соответствии с которой Федеральный закон "О внешней разведке" дополняется отсылочной нормой, предусматривающей, что понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в том значении, какое указано в этом законопроекте, то есть в значении, определённом в Федеральном законе "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета...". Комитет предлагает принять эту поправку, таблицу поправок, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 35 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Коллеги, законопроект ставится на голосование во втором чтении с учётом принятой таблицы поправок. Пожалуйста, включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 10 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы от фракции выступить по мотивам по данному вопросу? Есть желающие. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, Перминов Дмитрий Сергеевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона подготовлен в целях реализации Национального плана противодействия коррупции. Его принятие позволит унифицировать практику применения законодательства в рамках вопросов, касающихся содержания понятия "иностранные финансовые инструменты", и снять ряд неопределённостей и противоречий в правоприменительной практике. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие указанной инициативы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении законопроект под пунктом 10. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 04 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 2
О проекте федерального закона № 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. 6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Абдулович Валеев. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 20 мая 2016 года. При подготовке ко второму чтению поступило девять поправок, они носят юридико-технический характер, включены в таблицу № 1, комитет предлагает их принять. Комитет рассмотрел законопроект и предлагает Государственной Думе принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 33 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается. Спасибо. Законопроект выносится на "час голосования".
Коллеги, 6-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты", второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 53 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 301
О проекте федерального закона № 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты". Докладывает Алексей Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов России. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Рядом федеральных законов установлен запрет для определённой категории лиц на владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами, а также на доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает такое лицо. К данной категории лиц относятся государственные чиновники, руководящие сотрудники Генеральной прокуратуры, руководители Банка России и так далее - я думаю, список вам хорошо известен, но, если будут вопросы, готов пояснить. Тем не менее до сих пор существовала неопределённость в том, что считать иностранным финансовым инструментом. Законопроект эту неопределённость в соответствии с поручением президента устраняет и вводит определение понятия "иностранный финансовый инструмент" в целях совершенствования правоприменительной практики при реализации норм федеральных законов, которыми данный запрет установлен. К иностранным финансовым инструментам согласно законопроекту относятся: ценные бумаги, которые были эмитированы в иностранных государствах, или если эмитенты находятся на территории иностранных государств, или если таким бумагам присвоен код международной классификации, так называемый ISIN, иностранного государства; доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или нахождения которых является иностранное государство; договоры, которые являются производными финансовыми инструментами, если одной из сторон такого договора является лицо (организация или физическое лицо), местом регистрации или нахождения которого является иностранное государство; доверительное управление имуществом, учреждённое в соответствии с законодательством иностранного государства, и договоры займа, если хотя бы одной из сторон является лицо, которое находится в иностранном государстве, а также некоторые другие инструменты. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект снимает неопределённость в нормативном определении понятий "иностранные финансовые инструменты" и "доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты". Комитет Государственный Думы по безопасности и противодействию коррупции участвовал в подготовке рассматриваемого законопроекта. Замечания и предложения комитета полностью учтены Правительством Российской Федерации до внесения проекта в Государственную Думу. Особо следует подчеркнуть: законопроектом предлагается определить, что запрет на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами включает в себя как прямое, так и косвенное, через третьих лиц, владение и пользование такими инструментами. Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, пожалуйста, задавайте вопросы. Сергей Владимирович Иванов. Микрофон включите. ИВАНОВ С. В. Алексей Владимирович, я не очень силён в этих инструментах, но читал, что некоторые наши коллеги получают зарплату за рубежом в так называемых чеках на предъявителя. Является ли чек на предъявителя, который выписывают где-нибудь в Америке, финансовым инструментом? МОИСЕЕВ А. В. Чек на предъявителя по определению, естественно, не является иностранным финансовым инструментом, даже если это чек, эмитированный на территории иностранного государства. Я думаю, что это не подпадает под определение, вводимое данным законопроектом, потому что является скорее платёжным средством, чем договором, хотя его можно назвать и договором кредита, только с некоторой натяжкой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Алексей Владимирович, вы правомерно, наверное, вводите такие ограничения, но скажите, пожалуйста, а чем от других финансовых инструментов отличается казначейское обязательство правительства США, по мнению Минфина, - разве здесь не надо ввести ограничение? МОИСЕЕВ А. В. Николай Васильевич, Минфин не является физическим лицом, которому в целях противодействия коррупции нельзя владеть иностранными ценными бумагами. Вопрос управления фондами рассматривается отдельно, и в связи с этим, во-первых, рассматривается вопрос о диверсификации рисков, которые характерны для инвестиций в российские ценные бумаги, а во-вторых, вопрос, связанный с ликвидностью. Вот по совокупности, к сожалению, так выходит, что у нас пока американские, а не российские бумаги являются как наиболее ликвидными, так и наиболее надёжными инструментами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Владимирович, коллега Иванов вполне правомерно задал вопрос по поводу чеков на предъявителя: как только законопроект внесли, развернулась на эту тему большая дискуссия и в прессе, и среди экспертов. Мне кажется, вопрос открыт, а не закрыт и его надо как-то решать. В общем, это одна из болевых точек законопроекта, но есть и другие, и в связи с этим вопрос по трастам: считаете ли вы, что формулировкой в законопроекте закрыли тему трастового владения имуществом и, соответственно, все проблемы с договорными схемами, которые с этим связаны? Это первое. И второе. Вот сейчас содокладчик упомянул о косвенном владении через третьих лиц производными финансовыми инструментами. Можно на пальцах пояснить, что имеется в виду, как вы определяете косвенное владение через третьих лиц производными финансовыми инструментами? МОИСЕЕВ А. В. Александр Георгиевич, кстати говоря, по поводу бумаг на предъявителя я сейчас вспомнил, что у нас ещё есть внесённый правительством в Государственную Думу законопроект, который запрещает использование в Российской Федерации сертификата на предъявителя, так что в принципе можно было бы в рамках доработки того законопроекта посмотреть на этот инструмент ещё более внимательно. А что касается формулировок, то, вы знаете, на мой взгляд, конечно, трасты однозначно запрещаются. Формулировки мы долго-долго оттачивали, этот законопроект разрабатывался не в спешке, а довольно долго. Как вы знаете, он направлялся, как было содокладчиком сказано, не только в Комитет по безопасности и противодействию коррупции, профильный комитет Государственной Думы, но и в том числе в Комитет по финансовому рынку. Таким образом, я надеюсь, что мы совместными усилиями с привлечением правоохранительных органов формулировку вот эту выверили. Что касается фразы "через третьих лиц" - имеется в виду, что не только вы непосредственно или я непосредственно владеем лично такими инструментами, но и можем это делать через своих ближайших родственников, точнее говоря, через супругов и детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления, коллеги? Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает настоящий законопроект. То, как было раньше определено в законе, - а речь шла о запрете на владение производными финансовыми инструментами - оставляло много возможностей для манипулирования, и не потому, что кто-то хотел манипулировать, а потому, что термины были не до конца определены. То, что сейчас сделало правительство, - это большой шаг вперёд в этом отношении, и мы признательны правительству за наработки, другое дело, что этот законопроект надо продолжать совершенствовать. Даже вот сейчас в ответе на вопрос, что такое косвенное владение производными финансовыми инструментами, Алексей Владимирович сказал, что третьи лица - это ближайшие родственники, дети. Но какие дети? Вы прекрасно знаете, даже при декларировании мы различаем понятия "дети совершеннолетние" и "дети несовершеннолетние". В общем, значительное количество вопросов продолжают оставаться нерешёнными. Мне кажется, понятия, связанные с ограничениями для ряда категорий госслужащих и не только, касающиеся того, что делать, чего не делать, должны быть максимально понятны и точно сформулированы. Пусть это будет большой, подробный закон - это лучше, чем закон не очень понятный, допускающий различные толкования, потому что за двояким толкованием следует произвол в отношении того или иного лица. Произвола нам не нужно, поэтому мы желаем и себе, и правительству доработать этот законопроект и в максимально быстром режиме его принять. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, добавите что-то? Нет. Спасибо. Выносим на "час голосования".
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 49 сек.) Проголосовало за 426 чел.94,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.
ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, по 40-му вопросу Карелин, Неверов, Васильев голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.