Заседание № 45

24.05.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 104796-8 "О внешней администрации по управлению организацией".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4434 по 5571 из 7607
25-й вопрос, о проекте федерального закона "О внешней администрации по          
управлению организацией". Докладывает Анатолий Борисович Выборный.              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию      
предложен проект федерального закона "О внешней администрации по управлению     
организацией". Целью данного законопроекта является защита наших национальных   
интересов, обеспечение безопасности государства, финансовой стабильности,       
защита прав наших граждан, работников предприятий, кредиторов, в целом нашего   
общества, защита прав и законных интересов юридических лиц. В связи с этим      
предлагается институт внешней администрации, законопроект предусматривает как   
правила назначения внешней администрации, так и непосредственно критерии и      
основания, которые являются правовым фундаментом для принятия решения о         
назначении внешней администрации.                                               
                                                                                
Речь идёт об организациях, в которых акционерами, участниками являются          
иностранные лица, в которых доля участия иностранного государства составляет    
не менее 25 процентов и которые связаны с другими государствами, совершающими   
в отношении Российской Федерации, наших граждан, наших юридических лиц          
недружественные действия. Речь идёт об организациях, деятельность которых       
имеет существенное значение для экономики как отдельно взятого региона, так и   
нашего государства в целом.                                                     
                                                                                
Согласно проектируемым новеллам внешняя администрация может быть назначена      
при условии, что организация соответствует критериям, и при наличии             
оснований, которые предусмотрены данным проектом федерального закона.           
Например, внешняя администрация может быть назначена для организаций, которые   
соответствуют такому критерию, как производство товаров первой необходимости,   
или если организация является градообразующим предприятием, на предприятии      
работает порядка 25 процентов населения региона, или если приостановка либо     
прекращение деятельности организации может повлечь за собой прекращение         
работы объектов жизнеобеспечения, социальной и транспортной инфраструктуры в    
том числе. Что же касается оснований, предлагается следующее: или собственник   
подал заявление о прекращении деятельности организации, или, например,          
собственник покинул Россию, не передав управление, другими словами, бросил      
организацию на произвол судьбы, или, например, прекращение (приостановка)       
деятельности организации может повлечь техногенные, экологические катастрофы,   
гибель людей в том числе.                                                       
                                                                                
В качестве внешней администрации предлагается или государственная корпорация    
развития "ВЭБ.РФ" по умолчанию, или другая организация, которая предлагается    
межведомственной комиссией по согласованию с главой субъекта Российской         
Федерации, с главой региона (имеется в виду регион, где организация             
зарегистрирована или осуществляет свою деятельность). Согласно проектируемым    
новеллам назначение внешней администрации может быть осуществлено двумя         
способами - передачей внешней администрации полномочий руководителя             
организации или передачей внешней администрации в доверительное управление      
акций (долей) в уставном капитале. Предполагается, что инициаторами данной      
процедуры будут или руководитель федерального органа исполнительной власти, в   
компетенции которого находится осуществление государственной политики в сфере   
развития отрасли экономики, единой государственной политики, или глава          
субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована или      
осуществляет свою деятельность организация. Предложения на первом этапе         
рассматривает межведомственная комиссия при Минэкономразвития, она изучает      
представленные документы - заявления, материалы, - и в случае принятия          
положительного решения в дальнейшем Федеральная налоговая служба направляет     
соответствующее заявление в суд, который и принимает окончательное решение на   
этот счёт.                                                                      
                                                                                
Здесь также важно подчеркнуть - это действительно важно, - что в рамках         
проектируемых новелл вот в данной части законодатели делегируют определённые    
полномочия как непосредственно межведомственной комиссии, так и                 
непосредственно Правительству Российской Федерации. Например, решением          
межведомственной комиссии организация может быть признана соответствующей       
критериям вне зависимости от наличия признаков, которые предусмотрены в         
данном проекте федерального закона. Что же касается полномочий правительства,   
правительству делегируется право дополнять основания для назначения внешней     
администрации.                                                                  
                                                                                
В рамках проектируемых новелл предлагаются и другие правовые механизмы,         
которые предусматривают особенности и рассмотрения дела в суде, и исполнения    
судебного решения на этот счёт.                                                 
                                                                                
В случае принятия данного федерального закона мы, с одной стороны, создадим     
условия, при которых сможем стабилизировать деятельность организаций,           
собственники которых заявили о прекращении деятельности или бросили             
организации на произвол судьбы (то, о чём мы раньше говорили), а с другой       
стороны, предусмотрим механизмы, которые дадут возможность пережить этот        
турбулентный период достаточно комфортно, не допустить ситуации, когда          
прибыльный бизнес идёт под нож, не рубить сплеча. Мы дополнительно              
предоставим не один год и даже не два, а три года лицам, которые так            
поступили, чтобы они могли вернуться к производству, продолжить производство    
или же в течение этого периода приняли решение о продаже акций (долей) в        
уставном капитале. И что не менее важно, в случае принятия данного              
федерального закона мы сохраним базовые принципы института частной              
собственности.                                                                  
                                                                                
Прошу поддержать данный проект федерального закона.                             
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов.                             
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет очень        
внимательно рассмотрел этот, безусловно, очень резонансный и очень важный с     
точки зрения всего комплекса антисанкционных мер, которые принимает             
Российская Федерация, законопроект. Он рассматривался более двух месяцев, и     
мы полагаем, что авторы законопроекта вместе с депутатами - представителями     
всех фракций и комитетов-соисполнителей, вместе с правительством подготовили    
достаточно сбалансированный законопроект, который во многом отвечает целям,     
обозначенным автором, Анатолием Выборным, достаточно убедительно, на наш        
взгляд, - это, конечно, защита национальных интересов в                         
финансово-экономической сфере и в широком плане. Это касается не только         
самого производства, обеспечения интересов государства, интересов               
поставщиков, потребителей продукции - это, что очень важно, решает и важную     
политическую задачу, а именно обеспечение занятости работников производства и   
предотвращение искусственной безработицы.                                       
                                                                                
Хотелось бы сказать, что, конечно, законопроект имеет такой экстраординарный    
характер. При обсуждении норм, которые содержатся в законопроекте, мы           
сознательно ушли от внесения изменений в законодательство о банкротстве.        
Действительно, ряд норм, ряд процедур существенно сокращён: в связи с           
обстановкой, в которой мы оказались, мы, сами понимаете, не склонны             
растягивать на многие месяцы процедуры, например подбор на основе конкурса      
внешней организации, которая будет управлять имуществом, имущественным          
комплексом, от которого, по сути дела, отказываются контролирующие акционеры,   
собственники, так что их интересы становятся противоречащими интересам          
развития предприятий.                                                           
                                                                                
Напомню, что у нас есть ряд разных групп: есть бизнес, который сохраняет своё   
производство, есть структуры, которые вынужденно уходят, и часто не столько     
по политическим, сколько по экономическим причинам (из-за срыва поставок,       
закрытости рынков, проблем с кредитованием, огромных проблем с ростом           
издержек на логистику), а есть небольшая группа, действительно небольшая        
группа предприятий, которые, совершенно очевидно, занимают враждебную позицию   
- в прошлые годы это называлось словом "саботаж" - и в отношении которых        
нужно принимать экстренные меры.                                                
                                                                                
На наш взгляд, как в случае с законопроектом о делистинге, когда мы -           
помните? - закрывали возможность обращения наших производных инструментов на    
зарубежных финансовых рынках, так и в данном случае те действия, которые        
рассматривает Государственная Дума, предельно правовые. Мы не пошли по пути     
зеркальных действий в виде внесудебных процедур, захвата и блокирования         
собственности. Действительно, государство принимает на себя значительные        
риски, но процедура максимально корректная, она учитывает интересы как          
регионов с точки зрения прав глав субъектов Федерации, так и федеральных        
органов исполнительной власти; значительные полномочия даются                   
межведомственной комиссии, и очень правильно, что она будет создана при         
Минэкономразвития; и, естественно, решение суда - всё только по решению суда.   
                                                                                
Коллеги, я не буду долго задерживаться на содержании, просто хотел бы           
сказать, что вопрос обсуждался действительно всесторонне. И несмотря на то,     
что законопроект подготовлен депутатами, мы сочли желательным, даже             
необходимым присутствие при сегодняшнем обсуждении представителя                
правительства, представителя Минэкономразвития - первого заместителя министра   
экономического развития Торосова Ильи Эдуардовича. Он находится здесь, в        
ложе, и я думаю, что, если будут вопросы, он выскажет свою позицию.             
                                                                                
Коллеги, поскольку у нас было огромное количество предложений, замечаний и      
вопросов, с тем чтобы сэкономить время и, может быть, ответить на основные      
вопросы, я коротко хочу сказать, что мы однозначно планируем доработать         
законопроект в случае вашей поддержки с точки зрения критериев введения         
внешней администрации, полномочий межведомственной комиссии, порядка её         
формирования, процессов принятия решений, потому что это действительно          
ответственная задача, наделения внешних организаций дополнительными функциями   
по обеспечению работы этих организаций, которые переходят под контроль,         
возможно, государства.                                                          
                                                                                
Понятно, что в первую очередь мы планируем, может быть, отдельно в рамках       
второго чтения прямо прописать, дополнить сферами топливно-энергетического      
комплекса и оборонно-промышленного комплекса. Очень важная задача, которая у    
нас, к сожалению, долгие годы не решалась и которую неоднократно наш комитет    
предлагал рассмотреть, - это институт доверительного управления. На Западе он   
принят, и, если вы видите, их механизм действия в отношении наших активов, в    
отношении активов "Газпрома" и ВТБ, - это именно такое решение. У нас есть      
такой механизм, пусть он ограниченно используется, но мы хотим его              
распространить и, конечно, защитить организацию, которая будет осуществлять     
эти функции, от псевдобанкротства, от псевдорейдерства. И конечно, мы сделаем   
всё, чтобы защитить интересы трудового коллектива.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу проинформировать вас и посоветоваться с вами. Нам     
сегодня придётся продлить пленарное заседание, с тем чтобы завтра закончить     
заседание вовремя. Крайне желательно сегодня рассмотреть законопроекты          
первого чтения до 32-го пункта включительно. Вот я прошу из этого исходить.     
                                                                                
Переходим к обсуждению законопроекта под пунктом 25. Вопросы есть? Есть.        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
15 вопросов.                                                                    
                                                                                
Филатова Ирина Анатольевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ФИЛАТОВА И. А. Статьёй 12 этого законопроекта предусмотрено право обращения в   
суд с заявлением о принудительной процедуре ликвидации, о банкротстве и так     
далее, при этом даётся ссылка на Федеральный закон "О несостоятельности         
(банкротстве)". Но в соответствии с этим законом данные функции могут           
выполнять только лица, включённые в реестр управляющих, арбитражных             
управляющих, к ним предъявляются определённые требования. К внешнему            
управлению по данному законопроекту таких требований не предъявляется. Каким    
образом планируете устранить данное несоответствие?                             
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо большое за вопрос. Действительно, тема такая есть. Мы    
планируем ко второму чтению, возможно, внести поправки в действующий закон о    
банкротстве. Это первое.                                                        
                                                                                
Второе. Значительный функционал прописан в полномочиях корпорации "ВЭБ.РФ",     
мы, возможно, расширим его и, конечно, расширим функционал на финансовые        
организации: я думаю, что прописать Агентство по страхованию вкладов будет      
вполне логично - мы обсуждали с Анатолием Геннадьевичем Аксаковым этот          
вопрос, - так же как с точки зрения отраслевых внешних управляющих, по          
отраслям, ведь совершенно очевидно, что ретейл и, там, ТЭК - это разные         
сферы.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
У меня и к докладчику, и к содокладчику вопрос.                                 
                                                                                
Вот Анатолий Борисович, выступая, говорил, что внешнее управление может         
вводиться, если иностранному лицу принадлежит 25 процентов, ну и там он         
оговорился, что даже иностранному государству. Но дело в том, что в статье 1,   
пункт 5, написано, что иностранным лицом могут быть признаны и граждане         
Российской Федерации. Как вы можете это прокомментировать? Слова "связанные с   
иностранными государствами" могут всё, что угодно, обозначать. Как вы           
считаете, возможно ли это убрать из проекта закона? Фактически и докладчик, и   
содокладчик говорили, что речь идёт об иностранных государствах, а по           
тексту... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Анатольевич, пожалуйста.                           
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Вопрос касается контролирующих акционеров и собственников,       
представляющих интересы не всех государств, а государств, которые в отношении   
России совершают враждебные действия. Мы уточним формулировку, я видел ваше     
заключение. Спасибо большое, Валерий Карлович, исправим, да, спасибо.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Грешневиков Анатолий Николаевич.                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет профильный.                                       
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                   
                                                                                
У меня вопрос к основному докладчику.                                           
                                                                                
Уважаемый Анатолий Борисович, в докладе вы упомянули основания для назначения   
внешней администрации. В связи с этим уточните, пожалуйста, достаточно ли       
одного из указанных вами оснований для того, чтобы назначить внешнюю            
администрацию, или должны наличествовать все перечисленные в законопроекте      
основания?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон.                     
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю вас, уважаемый Анатолий Николаевич, за вопрос.         
Согласно проектируемым новеллам, для того чтобы назначить внешнюю               
администрацию по управлению организацией, если мы говорим об основаниях,        
достаточно одного из оснований, которые перечислены в проектируемой новелле.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Терентьев Александр Васильевич, пожалуйста.                                     
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
У меня к Анатолию Борисовичу вопрос.                                            
                                                                                
Анатолий Борисович, все мы знаем, что при желании бизнес в принципе может       
вывести активы в течение нескольких дней. А сколько времени вы                  
предусматриваете для принятия решения о назначении внешней администрации, я     
имею в виду с момента инициирования данного вопроса?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон.                     
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Александр Васильевич, за вопрос. Если мы ведём речь о   
моменте принятия решения межведомственной комиссией, то в дальнейшем такая      
процедура по времени займёт не менее... в срок не позднее одного рабочего дня   
материалы передаются в Федеральную налоговую службу России, затем в срок не     
позднее одного рабочего дня Федеральная налоговая служба направляет заявление   
в суд о назначении внешней администрации по управлению организацией, в этот     
же день Арбитражный суд города Москвы принимает решение о возбуждении           
производства и на шестой день принимает решение по существу. В общей            
сложности получается восемь дней - мы не представляем, как это возможно         
сделать в более сжатый период. Но обеспечительные меры, получается,             
принимаются на третий день, в момент возбуждения судом производства по делу.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимов Александр Александрович.                                               
                                                                                
МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Вопрос Анатолию Борисовичу.                                                     
                                                                                
Безусловно, законопроект важен, нужен, его надо принимать как можно скорее,     
вместе с тем есть вот такой вопрос. Вводится второй критерий, понятие           
"организация, имеющая существенное значение для экономики". Термин новый,       
непонятно, кто будет определять, как будет приниматься решение. Вот здесь не    
исключена субъективность в каждом регионе.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Борисович Выборный.                  
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо за вопрос, Александр Александрович.                      
                                                                                
Да, действительно, для принятия решения о назначении внешней администрации      
требуется, чтобы было два ключевых момента. Первый - доля участия               
иностранного лица составляет не менее 25 процентов. Кстати, в этой части,       
отвечая на вопрос Валерия Карловича Гартунга, я вёл речь не об участии          
иностранного государства, а о лице, связанном с иностранным государством,       
которое совершает в отношении Российской Федерации, наших граждан или           
юридических лиц недружественные действия. И второй существенный признак - это   
то, что деятельность организации имеет существенное значение для регионов, и    
не только для того региона, где работает организация, но и для России в         
целом. Так вот критерии в этой части расшифрованы в другой норме, их всего      
семь, это пункты 1-7 части 6 статьи 1, я назову три ключевых: производство      
товаров первой необходимости, или организация является градообразующим          
предприятием, например на предприятии работает более 25 процентов населения     
региона, или прекращение деятельности организации может повлечь приостановку    
эксплуатации объектов жизнеобеспечения, транспортной, социальной                
инфраструктуры и даже ликвидацию, банкротство предприятия, а соответственно,    
привести к более печальным последствиям. Этот перечень предусматривает семь     
критериев, но согласно проектируемым новеллам критерии могут быть               
межведомственной комиссией скорректированы, такие полномочия мы прописываем в   
проекте федерального закона.                                                    
                                                                                
Ну а что касается злоупотреблений, институты контроля и надзора мы в этой       
части не исключаем, соответственно, будут и контроль, и надзор и последнее      
слово будет за судом.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Вопрос Анатолию Борисовичу.                                      
                                                                                
Конечно, этот законопроект должно было внести правительство и сделать это оно   
должно было как минимум месяца два с половиной назад, за это время уже многое   
обрушилось, многое вернуть уже не удастся. Но всё-таки, по вашему мнению,       
Анатолий Борисович, не является ли ваш законопроект фактически маленьким        
кусочком нормального законопроекта, который назывался бы "О национализации",    
где речь шла бы об изъятии собственности или о внешнем управлении               
собственностью не только иностранных граждан или лиц, связанных с               
недружественными иностранными государствами, но и наших многочисленных          
жуликов, которые эти предприятия разоряли? Я напомню, 80 тысяч предприятий, в   
том числе градообразующих, было разорено за последние 30 лет, и в принципе      
они все подпадают вот под те критерии, которые вы сегодня привели, за           
исключением иностранного участия. Не стоит ли этот законопроект всё-таки        
сделать более широким, а не так вот по кусочкам рубить хвост кошке в            
очередной раз?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста.                  
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Алексей Владимирович, за поддержку. Я прямо чувствую    
вашу поддержку, и, мне кажется, ваш настрой - предпринять какие-то более        
кардинальные, решительные действия нам, как законодателям, в этой части. Но в   
рамках данного проекта федерального закона - я подчеркну, это крайне важно -    
мы не ведём речь о том, чтобы у кого-то что-то отобрать или кого-то в чём-то    
ограничить, мы не ведём речь о том, чтобы принять решение без суда и            
следствия. Напротив, мы ведём речь о том, чтобы защитить и наши национальные    
интересы, и безопасность нашего государства, финансовую стабильность, и права   
и законные интересы как наших граждан, так и юридических лиц, всех              
участников, которые заинтересованы в этом деле. Мы не идём по пути, которым     
пошли другие страны, - вы знаете, это замораживание активов, грубый отбор       
активов, - поскольку это путь самоуничтожения: они уничтожают базовые           
принципы института частной собственности. В части создания нового               
миропорядка, новых правил игры, на наш взгляд, эти нормы достаточно взвешенны   
и учитывают интересы всех лиц, которые имеют к этому отношение.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к первому заместителю министра экономического    
развития и к докладчикам.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, не считаете ли вы игру в то, что мы хотим что-то защитить,   
вообще-то, работой на пятую колонну? Германия, которая 30 лет учила нас как     
раз тому, что частная собственность священна, за один день национализировала    
"дочки" Газпрома и газохранилища. Австрия - второй учитель, где молодой         
канцлер пришёл воспитывать нашего президента, - сделала то же самое. А вы       
хотите, в общем-то, в красивой эквилибристике похоронить саму идею. Почему вы   
боитесь - правительство прежде всего, - почему вами до сих пор не предложены    
зеркальные меры, такие как в законопроекте под пунктом 23 предложил, скажем,    
коллега Луговой по СМИ? С моей точки зрения, экономика значительно важнее,      
чем СМИ.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я понял, что это вопрос Илье Эдуардовичу.                 
                                                                                
Илья Эдуардович, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ТОРОСОВ И. Э., первый заместитель министра экономического развития Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо большое, вопрос очень правомерный, правильный. Всё-таки мы              
поддерживаем ту инициативу, которую выдвинули депутаты, в полной мере и на      
данный момент считаем, что нормы достаточные, при этом мы сохраняем право       
собственности, сохраняем нормальное законодательство и не занимаемся            
национализацией. Мы считаем, что ошибки, которые сделали другие государства,    
потом обернутся для них значительно большими проблемами, в том числе в виде     
судебных разбирательств. На данный момент мы считаем, что законопроект,         
который представили депутаты, достаточен, чтобы решить проблемы, которые        
возникли в связи с недружественным отношением к нам иностранных государств.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Анатолий Борисович, предусматривается ли учёт специфики           
введения внешнего управления в отношении государственных компаний? Ну,          
скажем, взять Сбербанк - он соответствует всем критериям: 35 процентов          
принадлежит, если верить открытым источникам, английским и американским         
инвестиционным фондам, значение для нашей экономики исключительное, политика    
де-факто иногда игнорирует не то что национальные интересы, а, если иметь в     
виду отсутствие данного кредитного учреждения в Крыму, даже территориальную     
целостность Российской Федерации, насколько можно судить. Вот будет ли как-то   
учитываться какое-то специальное внешнее управление в отношении                 
государственных компаний, или в их отношении внешнее управление будет           
вводиться на общих основаниях? И как тогда будут чувствовать себя               
представители государства в их советах директоров?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон.                     
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Михаил Геннадьевич, вы задаёте крайне важный вопрос,    
на заседаниях практически всех комитетов этот вопрос так или иначе              
поднимался. Однозначного ответа на этот счёт нет, есть полярные точки зрения,   
и каждая из них имеет право на жизнь, причём совершенно законно, обоснованно,   
я бы даже сказал. И исходя из общего понимания этого вопроса в том числе        
органами исполнительной власти и нашими коллегами на заседаниях комитетов, мы   
пришли к выводу, что в случае принятия данной законодательной инициативы в      
первом чтении мы это обязательно обсудим и будем прорабатывать при подготовке   
ко второму чтению.                                                              
                                                                                
Спасибо за вопрос. Ещё раз говорю: это крайне важный вопрос, и спасибо, что     
вы его поднимаете.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Исаков Владимир Павлович.                                                       
                                                                                
ИСАКОВ В. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Анатолий Борисович, суть в принципе понятна, ясна, хотя, конечно,     
мы тут должны действовать более решительно, это понятно.                        
                                                                                
Мой вопрос вот в чём: а рассматривалась ли, проговаривалась ли как-то           
возможность всё-таки передавать руководство организацией трудовому              
коллективу? Мы должны понимать, что человек труда - это одно из главных         
богатств нашей страны, и мы должны людям доверять, в том числе можем доверить   
и управление организацией, где они 20-30 лет проработали.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Борисовичу Выборному включите микрофон.          
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Владимир Павлович, спасибо за вопрос. Исходя из проектируемых    
новелл такая возможность не исключается, в каждом конкретном случае будет       
приниматься решение о назначении внешней администрации. Речь не идёт            
исключительно о передаче полномочий руководителя организации: в таких           
организациях, где, например, доля иностранного участия составляет не менее 25   
процентов, логично ввести институт внешней администрации, но исключительно в    
части, касающейся доверительного управления акций (долей) иностранного          
участия, а что касается полномочий руководителя - если остальная часть          
российская, там, физические, юридические лица и так далее, то, вполне           
возможно, организация сможет успешно продолжить свою работу. Но надо            
исключить случаи, когда иностранное лицо, владея таким пакетом, будет           
блокировать принимаемые решения по развитию организации в дальнейшем.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Соболев Виктор Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Я внимательно слушал эту полемику, и у меня такой вопрос возник. Вот даже по    
этому проекту закона: ушёл вот этот владелец из недружественного государства,   
нарушив всё и вся, в том числе вот эту вашу священную частную собственность,    
но мы будем ждать три года, чтобы он вернулся, или выкупим у него вот эти       
акции. А почему действительно их не забрать у него - национализировать и        
передать либо трудовому коллективу, либо государству? Это в наших               
национальных интересах, наверное, и никак иначе.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Борисович, пожалуйста.                           
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. С точки зрения эмоций, Виктор Иванович, я, конечно, вас          
понимаю, и я, как гражданин России и как человек, в рабочем порядке такое       
решение, может быть, и принял бы, но как законодатель... Мы сохраняем базовые   
принципы института частной собственности (то, о чём я говорил), мы              
выстраиваем данные отношения не только внутри страны, но и с дальним            
зарубежьем, и с ближним зарубежьем, соответственно, мы сохраняем именно         
базовые принципы института частной собственности, мы не идём по пути грубого    
замораживания или отбора активов. Но не обязательно ждать год, или два года,    
или три года - можно сделать это и в течение нескольких месяцев, такая          
возможность есть. В случае если то или иное лицо выйдет с такой инициативой,    
можно будет принимать решение о продаже акций при наличии этого основания,      
как предусмотрено в проектируемых новеллах.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сухарев Иван Константинович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Анатолий Борисович, в своём докладе вы сказали, что                   
межведомственная комиссия принимает решение о назначении внешней                
администрации. В тексте законопроекта указано, что решение о назначении         
внешней администрации принимает Арбитражный суд города Москвы. Так всё-таки     
какая именно процедура назначения? И почему именно Арбитражный суд города       
Москвы, а не Санкт-Петербурга, например?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Борисовичу Выборному включите микрофон.          
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо за вопрос, Иван Константинович. Спасибо за уточняющие    
вопросы, это важно. Да, согласно проекту федерального закона межведомственная   
комиссия принимает решение, но решение о том, чтобы направить в суд заявление   
о назначении внешней администрации, - это важное уточнение. Суд, получив те     
материалы, которые поступили, а именно заявление в Федеральную налоговую        
службу во исполнение решения межведомственной комиссии, принимает решение,      
назначать внешнюю администрацию или нет. Это по первой части вашего вопроса.    
                                                                                
По второй части. Почему мы прописываем положение, предусматривающее             
компетенцию в этой части исключительно Арбитражного суда города Москвы? На      
наш взгляд, с учётом того, что решения на этот счёт принимаются в высших        
инстанциях - это межведомственная комиссия Минэкономразвития, Федеральная       
налоговая служба, - в целях обеспечения оперативности, максимальной             
законности и эффективности целесообразно оставить одно окно, а именно           
компетенцию исключительно Арбитражного суда города Москвы. Не исключаю, что в   
дальнейшем в рамках реализации проектируемых новелл в случае принятия           
федерального закона мы можем пересмотреть данный вопрос.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, действительно, очень серьёзный законопроект   
и очень сложная задача, с одной стороны, не распугать всех, окончательно не     
испортить деловой климат в нашей стране и, с другой стороны, отреагировать на   
те вызовы, которые сегодня есть.                                                
                                                                                
Вопрос вот какой: а что в законопроекте сделано для защиты чистоты намерений    
внешнего управления и какое целеполагание у внешнего управления, кто это        
целеполагание где-то прописал или будет устанавливать? Вы же понимаете, что     
можно такое внешнее управление ввести, которое камня на камне не оставит, а     
можно по-другому: можно цель поставить так, чтобы защищать интересы страны,     
как-то чётко их прописать. Вот можете пояснить, у авторов законопроекта какая   
идеология?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста.                  
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо за вопрос, Андрей Анатольевич. Вы совершенно правильно   
подчёркиваете ответственность внешней администрации. В законопроекте            
предусматриваются прямые нормы, обязывающие внешнюю администрацию вести дела    
максимально ответственно, разумно, в интересах и собственников, и               
организации. Мы даже предусматриваем ответственность: в случае если был         
причинён ущерб по вине внешней администрации, этот ущерб возмещается или они    
привлекаются в установленном законом порядке, это во-первых, а во-вторых,       
действующие институты контроля, институты надзора и судебного разбирательства   
в случае возникновения тех или иных нарушений, обжалования решений и действий   
межведомственной администрации сохраняются.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гаджиев Руслан Гаджиевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАДЖИЕВ Р. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Анатолий Борисович, три коротких вопроса. Первый: на какой срок назначается     
внешняя администрация? Второй: как суд может уведомить иностранного             
собственника, если он за пределами России? И третий: могут ли собственники      
организации, как иностранные, так и российские, обжаловать данные решения?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Борисович.                           
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Руслан Гаджиевич, за вопросы.                           
                                                                                
Мы достаточно чётко и ясно прописываем в данном проекте федерального закона     
положения, которые дают право назначать внешнюю администрацию на срок до 18     
месяцев с правом продления этого периода ещё на 18 месяцев, итого 36 месяцев,   
это три года. На наш взгляд, это достаточное время, чтобы окончательно          
разрешить буквально все возникшие вопросы, которые связаны с назначением        
внешней администрации. Это по первому вопросу.                                  
                                                                                
Следующий вопрос, об оспаривании, обжаловании решений о назначении внешней      
администрации. Прежде всего подчеркну, что решение суда о назначении внешней    
администрации вступает в силу немедленно, сразу же, но у лиц, в том числе       
иностранных лиц, сохраняется право на обжалование данных решений в              
апелляционном порядке в течение 14 дней.                                        
                                                                                
И последний вопрос вы задавали?..                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метод уведомления.                                        
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Да, об особенностях рассмотрения, если иностранные лица          
находятся за пределами территории нашего государства. Мы прописываем            
положения, которые максимально учитывали бы интересы данных иностранных лиц:    
иностранные лица информируются по последнему адресу регистрации, который        
известен в Российской Федерации, или по телефону эсэмэсками, письмами на        
электронную почту, а также путём размещения информации на официальном сайте     
Арбитражного суда города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети       
"Интернет". Другими словами, все возможные меры суд принимает, включает все     
механизмы, чтобы достучаться, проинформировать и ни в коем случае не нарушать   
права, в том числе иностранных лиц.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Чепа Алексей Васильевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                          
                                                                                
Уважаемый Анатолий Борисович, ситуация может измениться, и иностранные лица     
могут передумать: они могут вернуться в Россию с намерением продолжить дальше   
свою работу, так как теряют, естественно, много денег, или принять решение о    
продаже своих акций, что мы наблюдаем сейчас. Прошу, проясните по процедуре,    
предусмотрена ли в законопроекте возможность досрочного прекращения работы      
внешней администрации или неназначения её в принципе? И имеет ли российский     
партнёр приоритетное право принимать участие в формировании внешней             
администрации?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Борисович.                           
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Васильевич, ответ, безусловно, однозначный:    
да. И мы предусматриваем этапы, когда внешняя администрация может быть не       
назначена. Если, например, по решению межведомственной комиссии Федеральная     
налоговая служба направляет заявление в суд о назначении внешней                
администрации, в этот же день суд принимает решение возбудить производство,     
то у данных лиц имеется фактически шесть дней, чтобы выйти с заявлением и       
подтвердить, доказать, что у них имеются намерения возобновить производство,    
продолжить свою деятельность. Другими словами, они доказывают, что приняли      
все необходимые меры для того, чтобы исключить те основания, которые            
послужили причиной принятия межведомственной комиссией решения о назначении     
внешней администрации. При таких обстоятельствах суд имеет право отказать в     
назначении внешней администрации. Но при этом то лицо, которое предлагается в   
качестве внешней администрации, имеет право в течение определённого периода     
контролировать, насколько организация соблюдает те обязательства, которые       
приняла на себя: возобновить производство, продолжить деятельность и так        
далее. Это первый случай.                                                       
                                                                                
И второй случай. Межведомственная комиссия может принять решение о досрочном    
прекращении полномочий внешней администрации с последующей процедурой           
принятия такого решения судом, когда иностранное лицо (и в первом случае, и     
во втором мы ведём речь о лицах, доля участия которых в организациях            
составляет более 50 процентов) выйдет с таким же заявлением в                   
межведомственную комиссию, когда внешняя администрация уже будет назначена и    
будет идти соответствующая процедура и когда иностранные лица подтвердят свои   
намерения, представят необходимые документы, подтверждающие, что они сделали    
всё возможное, чтобы исключить и устранить недочёты, послужившие основанием     
для назначения внешней администрации. На срок вплоть до трёх лет есть такая     
возможность у иностранных лиц в том числе.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Анатольевич, спасибо.                                                    
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, и сразу: если по одному от фракции...                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я и хотел сказать, по возможности три, а там,         
конечно, как получится.                                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, Коломейцев Николай Васильевич, фракция КПРФ.                               
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - один выступающий, от ЛДПР - один. Фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", просьба определиться. Кто, Гартунг Валерий            
Карлович?                                                                       
                                                                                
Поставьте семь минут, но у нас просьба ко всем выступающим: по возможности      
покороче.                                                                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, как я понимаю президента, понимаю его       
высказывание о пятой колонне и о неадекватности принимаемых решений! Разве      
депутаты должны вносить такой законопроект?                                     
                                                                                
Я вам приведу примеры. В Ульяновской области "DMG MORI", станкостроительный     
завод, уже вывез за это время и станки даже, пока в правительстве               
осмысливают, что ситуация изменится. А до этого ушёл Порошенко - напомню тем,   
кто не знает, в Липецке у него была фабрика "Рошен", полторы тысячи             
работающих, городская Дума - ваше большинство - приняла решение тогда, после    
его ухода, что надо национализировать, чтобы не дать возможности лишить город   
налоговой базы и рабочих мест. Вот тоже - как бы чего не вышло, но от фабрики   
рожки да ножки остались и полторы тысячи дополнительных рабочих мест пропало.   
Вот Сбербанк (задавали вопрос): 83 миллиона наших вкладчиков в Сбербанке, в     
котором не 36, Михаил Геннадьевич, а 46 процентов у американских и английских   
собственников, ещё 3 процента - не понять кто, возможно, двойные. Посмотрите    
"Роснефть", посмотрите "Газпром". Вы поймите, мы с вами сегодня в таком         
двойственном положении, что, вот с моей точки зрения, Минэкономразвития и       
правительству надо не законопроект о публичной власти вносить; первое, что      
надо делать, - менять систему управления, переходить на отраслевое              
управление, чтобы у проблемы появились фамилия, имя, отчество. Только в этой    
ситуации проблематику можно решать, а в такой ситуации, как сейчас, ну, я       
даже боюсь за страну. Почему? Потому что не принимается своевременное           
необходимое решение. Смотрите, нас со всех сторон шмонают, золотовалютные       
резервы забрали, частные капиталы на триллион, по некоторым данным,             
заморозили. Понимаете? А мы: "Священная частная собственность, как бы чего не   
вышло..." Напоминаю вам: 24 триллиона розницы принадлежит международным         
торговым сетям, многие из которых уже тоже смотались и уже в таком              
подвешенном состоянии. Кроме того, многие из вас должны осознать: многие        
крупные предприятия, имея жирок небольшой, на два месяца раньше времени         
отправили работников в сезонные отпуска. Нас с вами не должна расслаблять       
ситуация, когда у нас 300 тысяч безработица, я вас уверяю: с такими подходами   
через два месяца будут миллионы. Нам с вами... Ну я просто не понимаю           
правительство и Минэкономразвития. Вы поймите, вы должны с                      
Торгово-промышленной палатой, с министерством промышленности денно и нощно      
работать по отраслям, должны быть не разговоры об импортозамещении, а вот       
так: это перестали поставлять - как наладить его производство здесь, кто за     
это будет отвечать и сколько на это надо дать связанного кредита. Иначе         
ничего не будет! Под проценты вашего ЦБ ничего, никакое импортозамещение        
сделать невозможно - можно разорить даже то, что работает.                      
                                                                                
Поэтому, с нашей точки зрения, этот закон - как мёртвому припарка, он не        
решит ни одной проблемы. Нам надо перестать бояться слова "национализация".     
Повторюсь, Германия, Австрия, многие другие страны - в один день! Почему наше   
правительство боится зеркальной меры? Вот рот заткнуть - и чужим, и своим -     
зеркально сразу принимаем, а как только решить вопрос - "а вот как бы чего не   
вышло" и "где он, тот, кто будет решать?". И самое страшное: вот вы введёте     
внешнее управление - назовите мне орган, который найдёт вам кадры для           
внешнего управления! У нас ведь, смотрите, разрушители в лице Чубайса и         
компании сделали сначала агентство по оздоровлению и банкротству - я вам        
напоминаю, - потом оздоровление убрали, оставили одно банкротство, потом        
сделали так, что арбитражный управляющий мог двадцатью предприятиями            
заниматься, распродавать ликвидную собственность. Я их называю экономической    
тлёй. Что, вы этой экономической тле поручите управлять тем, что работает? Да   
они же не знают, как это делается! Здесь необходимо в корне менять сам          
подход.                                                                         
                                                                                
Я призываю вас, уважаемые коллеги, нам с вами надо осознать... Вот мне          
кажется, что и правительство, и многие в зале думают, что завтра что-то         
произойдёт - и всё вернётся на круги своя. Не вернётся! Будет только            
ухудшаться, будет ужесточаться. Как только поймём и начнём принимать не глаза   
замазывающие, а реальные меры, тогда и начнём оздоравливаться. Это будет        
тяжело, многих надо будет поменять, но, если вы этого не осознаете, нас         
разгромят в пух и прах, понимаете? Они же не в шутку, они объединились          
реально, они 10 тысяч санкций реальных ввели, а мы думаем: вводить против них   
или не вводить? С таким подходом ничего вводить не будем. Почему? Мы вам        
предлагали при внесении поправок в Конституцию запретить занимать               
государственные должности людям, имеющим имущество там, - куда восемь           
вице-премьеров уехало? Благодаря вам уехало к своему имуществу! Понимаете,      
да? Поэтому необходимо срочно вносить поправки. Но в первую очередь             
Минэкономразвития вместо законопроекта о публичной власти должно представить    
законопроект о возвращении к мобилизационной экономике и о новой структуре      
управления страной, о народно-хозяйственном комплексе, - без этого ничего не    
будет. И комитету было бы правильно такой законопроект рассматривать, а не      
что-то там где-то... Мы эти ваши потуги поддержим, но они бессмысленны.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тен Сергей Юрьевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ТЕН С. Ю. Уважаемые коллеги, данная законодательная инициатива разработана в    
первую очередь для российских работников и бизнеса - для защиты российских      
работников, для защиты российского бизнеса. Данная законодательная инициатива   
- это необходимый и адекватный ответ на неадекватное поведение ряда             
зарубежных корпораций, забывших о своих социальных и финансовых                 
обязательствах и фактически наплевавших на российское законодательство.         
Выбранный подход - это способ выработать оптимальный баланс между вопросами     
защиты трудовых прав граждан, сохранением действующих производств и             
поддержанием активных экономических процессов в стране. Фракция "ЕДИНАЯ         
РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект и призывает все фракции            
объединиться и проголосовать за данную инициативу в первом чтении, а мы, в      
свою очередь, будем работать над ней при подготовке ко второму чтению.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сухарев Иван Константинович.                                                    
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Спасибо. С места, для экономии времени.                           
                                                                                
Очень много вопросов прозвучало, ещё больше вопросов прозвучало на заседании    
комитета по данному законопроекту. Хочу сразу отметить, что мы, фракция ЛДПР,   
концептуально поддержим данный законопроект, но с серьёзнейшими поправками ко   
второму чтению, которых, я думаю, будет очень много на самом деле, потому что   
вопросов по данному законопроекту очень много, мы это увидели и не на           
пленарном заседании, собственно говоря.                                         
                                                                                
Понятно, что главной целью данного законопроекта должно быть сохранение         
рабочих мест, сохранение предприятий, а не просто заработной платы, которую     
эти предприятия выплачивают, ведь потом в один момент они могут уйти - как,     
собственно говоря, некоторые иностранные предприятия уже сделали: они ушли с    
территории России, одномоментно прекратив выплаты, - они фактически             
заставляют людей нервничать, переживать, и всё это может привести к             
социальному взрыву, что в данной ситуации недопустимо. Данный законопроект в    
том числе должен быть направлен на достижение именно этой цели - не допустить   
социального взрыва, дать нашим людям работать, получать зарплату, ну и,         
конечно, сделать так, чтобы работа предприятий не останавливалась, но           
законопроект в том виде, в котором он сейчас имеется, на наш взгляд, этой       
цели, к сожалению, не достигает.                                                
                                                                                
Ну и очень много вопросов: не просчитаны риски негативного воздействия,         
сроки, цели, качество, компетенция в том числе тех, кто будет управлять. Я не   
знаю, хватит ли у ВЭБа сотрудников для всех тех предприятий, которые могут      
уйти с территории Российской Федерации, - хочу отметить, это только начало,     
мы посмотрим, что будет происходить дальше. На мой взгляд, должна быть          
предусмотрена ответственность членов межведомственной комиссии, которые         
принимают решения, и тех, кому будет доверено управление данными                
предприятиями, потому что безответственность может привести к самым печальным   
последствиям. Ну и остаётся ряд вопросов. Вообще, очень много вопросов. Я уже   
говорил: почему Арбитражный суд Москвы, а не, например, Судебная коллегия по    
экономическим спорам Верховного Суда России? Может быть, тогда Арбитражный      
суд города Санкт-Петербурга (это рядом в принципе)?                             
                                                                                
Вообще, конечно, этот законопроект не про национализацию, однако хотел бы       
отметить, что 10 марта 2022 года был принят и затем подписан президентом        
Украины закон о принципах принудительного изъятия на Украине объектов           
собственности России... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Так вот, на наш взгляд, нам надо принимать ответные меры, как     
здесь уже сказали, зеркальные, как минимум зеркальные, и Россия не должна       
быть в положении догоняющего. Необходимо передать в собственность Российской    
Федерации без всякой внешней администрации объекты недвижимости и предприятия   
агрессивно настроенных в отношении России элементов, например таких, как один   
известный журналист на букву "Г" (хочется сказать другое слово, но это          
Гордон), - квартиру в Москве, с видом на Кремль, площадью 230 квадратных        
метров и стоимостью около миллиарда рублей; Пётр Порошенко - кондитерскую       
фабрику "Рошен" в Липецкой области, ну и так далее. Вот такие объекты и         
предприятия, я считаю, надо передавать без введения всякой внешней              
администрации и как можно скорее. И конечно, необходимо поддержать тех, кто,    
несмотря на санкции, на давление, остался на нашем рынке.                       
                                                                                
Вот такая позиция у фракции ЛДПР. В целом мы поддерживаем проект, но надеемся   
на то, что поправки всё-таки сделают этот закон рабочим и он будет не таким,    
как сейчас.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
Я прошу ставить всем семь минут, все выступления от фракций, а уж выступающие   
решат, полностью использовать время или нет.                                    
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, безусловно,       
законопроект очень важный. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." приняла решение     
его поддержать, потому что мы считаем, что должны зеркально отвечать на         
недружественные действия недружественных государств.                            
                                                                                
А теперь к проекту закона, который нам предложен. Концептуально мы его          
поддерживаем, то есть с целью закона, с тем, что надо адекватно отвечать на     
возникшие угрозы, мы согласны. Теперь давайте прочитаем, что нам здесь          
предложено.                                                                     
                                                                                
Ну, прежде всего, если мы заявляем о том, что отвечаем иностранным              
государствам, так и нужно написать: иностранные лица, чёткое должно быть        
понятие. У нас, кстати, в действующем законодательстве есть понятие             
"иностранное лицо". Иностранное лицо - это лицо, которое не является            
российским лицом. Понятно, да? У нас есть закон "О гражданстве...", в котором   
говорится о том, что российский гражданин независимо от того, какие у него      
ещё есть гражданства, для Российской Федерации только российский гражданин.     
Даже в разъяснении указа президента, который ограничивает выплату дивидендов    
иностранным лицам, написано... Есть разъяснение Центрального банка, где         
говорится, что граждане Российской Федерации при применении этого указа         
являются гражданами Российской Федерации и никакими иностранными лицами быть    
не могут. Здесь же в тексте написано, что российские граждане при               
определённых условиях, если они вдруг связаны с иностранными государствами,     
которые осуществляют недружественные действия, могут быть признаны              
иностранными лицами. Ну, я не буду в качестве примера гаджеты приводить, в      
зале вот ими пользуются. У кого они? "Apple" у кого есть? Ну, вы все            
понимаете: если у нас нет понятия "лицо, связанное с иностранным                
государством" (что значит "связанное с иностранным государством"?), то под      
это можно подтянуть всё, что угодно. Поэтому, коллеги, мы вас просим            
доработать текст ко второму чтению и убрать любое упоминание, даже косвенное,   
о том, что под действие закона могут подпасть российские граждане. Это          
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Иностранные лица - это те, которые пришли в Российскую Федерацию, они   
владеют акциями. Тут понятие расплывчатое. Вам с ходу уже несколько коллег      
привели примеры, как наши крупнейшие государственные компании могут подпасть    
под действие этого закона, крупнейшие! Почему? Потому что если доля             
иностранных лиц более 25 процентов - пожалуйста, на межведомственную            
комиссию, может вводиться внешнее управление. А вот чтобы выйти из внешнего     
управления, заявление написать, нужно 50 процентов. Так давайте мы тогда и      
для входа, и для выхода сделаем либо 25 и 25, либо 50 и 50. Ну разумно же,      
правильно? А иначе получается трактовка такая интересная.                       
                                                                                
Дальше, по процедуре. На самом деле при каких условиях может вводиться          
внешнее управление? Первое, иностранные лица владеют более чем 25 процентами,   
второе, компания имеет существенное значение - всё. Так под это понятие может   
подпасть любая компания с любым собственником, даже если она не собирается      
никуда уходить. Здесь много говорят о том, что мы хотим заставить компании,     
защитить интересы наших предприятий, коллективов и так далее. Но ещё раз        
подчёркиваю, в законопроекте не написано: если компания ушла или прекратила     
деятельность, здесь один из критериев - если выручка упала больше чем на 30     
процентов. Да у нас сейчас таких компаний, у которых выручка упала в этой       
ситуации на 30 процентов... да каждая вторая! Ну, должно быть какое-то          
умышленное действие, понимаете? Квалифицирующим признаком введения внешнего     
управления должно быть действие. Анатолий Борисович нам говорит: чтобы          
потом... Почему я про это говорю? Потому что надо, чтобы собственник, даже      
если он и совершил это действие, но потом одумался и решил вернуться, мог в     
суд обратиться и сказать: "Всё, это действие прекратилось, мы возвращаемся -    
пожалуйста, отмените процедуру". А если этого признака нет в законе, то и       
отменять нечего, то есть это событие, которое как бы позволяет прекратить       
процедуру внешнего управления, никогда не наступит, это дорога с билетом в      
один конец.                                                                     
                                                                                
Дальше. Я бы ещё понял... ну, например, недружественные государства принимают   
решение и конфискуют наше имущество, вводят внешнее управление. Но это от       
имени государства, они государственные акты вводят - и всё понятно:             
государство берёт на себя ответственность. И мы уже понимаем, с кем судиться    
будем. Здесь же у нас что происходит? Некая комиссия (да, при                   
Минэкономразвития), некая организация (написано, что это может быть ВЭБ, ну и   
другие компании, то есть любая другая компания может быть, понимаете?), то      
есть мы создаём механизм, который позволяет не то чтобы национализировать, не   
то чтобы там ввести какое-то государственное управление, с которого можно       
спросить потом... Вот многие здесь, в зале, говорили, мол, не получилось бы     
так, что компания работала-работала, а потом ввели внешнее управление - и       
всё, одни рожки да ножки остались. Может такое быть? Может. С кого будем        
спрашивать? Написано: межведомственная комиссия экономической ответственности   
не несёт. Компания, которая, скажем так, управляет, несёт ответственность       
только в случае умышленных действий - ну, это ещё надо доказать, какие там      
были действия. А если были неумышленные, ну, просто неквалифицированные? Всё,   
уже не несёт ответственности, понимаете? Получается, что если говорить о        
принципе, то отвечать надо - а что здесь написано?.. Дьявол всегда в деталях!   
                                                                                
Коллеги, вот заключение нашего комитета, оно на девяти листах написано, наш     
комитет, по защите конкуренции, - соисполнитель, мы здесь всё написали, в       
принципе всё расписано: если учесть все замечания, которые здесь расписаны,     
устранить то, о чём я сказал, то, конечно, законопроект можно принимать. Вот    
тут на 58 листах законопроект - по большому счёту, все основные претензии к     
этому законопроекту я уже высказал, ещё раз вернусь только к одному: если мы    
заявляем, что мы должны давать какие-то адекватные ответы, ну, так мы и         
должны их давать, они должны быть адекватными, вот, наверное, и всё.            
                                                                                
Ну, я высказал позицию фракции. Я теперь позволю себе потратить 20 секунд на    
свою личную позицию. Коллеги, такого рода законы, которые косвенно касаются     
российских граждан, очень опасны для экономической ситуации в Российской        
Федерации, обращаю ваше внимание, поэтому чётко должно прозвучать, что мы всё   
сделаем, чтобы российских граждан это не коснулось, а иначе у нас будут         
непредсказуемые последствия для экономического климата в Российской             
Федерации. Кто будет восстанавливать экономику - большой вопрос.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Правильно сказал коллега Гартунг.   
Обычно у нас мнения со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ..." расходятся, но сегодня мы      
согласны с Валерием Карловичем. Законопроект важный, нужный, но нуждается в     
серьёзной доработке.                                                            
                                                                                
Внешнее управление - это не национализация, ни в коем случае, это поддержка     
брошенных предприятий. Некоторые наши коллеги всё время хотят что-то            
национализировать, что-то отнять и поделить - вот от этого и страхует данный    
законопроект. Страна должна жить по законам, в правовом поле. Мы привыкли к     
определённому уровню жизни и собираемся сохранить его вопреки санкциям.         
Важно, чтобы люди продолжали жить на том же уровне, что и раньше. Мы не         
должны терять любимые кофейни, мыть посуду песком и глиной, поэтому всё, что    
сегодня работает в России, должно остаться. Это важно для людей, для тех, кто   
покупает эти продукты и услуги.                                                 
                                                                                
Принятие данного законопроекта - вынужденная мера. На иностранных               
предприятиях работают сотни тысяч людей. Мы не знаем, как дальше будет          
развиваться ситуация с санкциями, уйдут иностранные компании или останутся.     
Нам нужен чёткий регламент принятия решения при угрозе остановки                
производства, закрытия предприятия, он должен застраховать всех участников      
процесса от волюнтаризма и чрезвычайщины. Принципиально важно ограничить        
действия законопроекта только компаниями с участием капитала из                 
недружественных России стран, а также защитить права всех собственников         
предприятий.                                                                    
                                                                                
Из текста законопроекта необходимо убрать все намёки на лишение права           
собственности или передачи акций. Любые посягательства на собственность         
станут мощным негативным сигналом для отечественных предпринимателей и для      
бизнеса из дружественных стран. У нас много друзей в мире: Китай, Индия,        
Узбекистан, Филиппины, Вьетнам, Южная Америка - мы не должны отпугивать тех,    
кто готов, несмотря на всё давление Запада, работать с нами.                    
                                                                                
Мы считаем, что продажа компании может производиться только при чётком,         
недвусмысленном согласии текущего собственника, причём при наличии такого       
согласия преимущественным правом покупки должны пользоваться другие             
собственники предприятия, а не организация, осуществляющая внешнее              
управление, как предлагается в законопроекте, это нарушает конкуренцию и        
может привести к целенаправленным захватам предприятий.                         
                                                                                
Мы понимаем, что многие иностранные компании хотели бы продолжить работу в      
России, но испытывают давление своих правительств. Нам необходимо оставить      
возможность самим определять, кто сможет вернуться на наш рынок, а кто - нет.   
У каждого решения должна быть своя цена.                                        
                                                                                
Мы согласны с большинством предложений, разработанных Российским союзом         
промышленников и предпринимателей. Действительно, должны быть чёткие            
критерии, по которым вводится внешнее управление. В противном случае            
существует опасность принятия решений по усмотрению чиновников, а во что        
может превратиться такое усмотрение, мы все хорошо знаем. Прав Валерий          
Карлович: размытость формулировок позволяет применять их для необоснованно      
широкого круга организаций.                                                     
                                                                                
Также поддерживаем предложение увеличить до 50 процентов совокупную долю        
иностранных акционеров предприятий, к которым могут быть применены меры,        
предусмотренные данным законопроектом, да и само применение механизма внешней   
администрации должно быть крайней мерой и не должно применяться произвольно.    
                                                                                
Управлять должны компетентные менеджеры. Мы считаем разумным дать               
преимущественное право возглавить внешние администрации предприятий             
российским собственникам, которым принадлежит от 25 процентов акций             
предприятия, а в случае их отсутствия - топ-менеджменту самих предприятий или   
трудовым коллективам этих предприятий. Желающих запустить руки в чужое добро    
может быть очень много, поэтому назначение должно быть только конкурсным.       
Важно, чтобы внешний управляющий обладал достаточной квалификацией. Если        
сейчас туда ринутся "эффективные менеджеры", преуспевшие в освоении средств,    
то, боюсь, результат будет совсем не тот, на который мы с вами рассчитываем.    
Управлять бизнесом, тем более чужим, - это искусство. Необходимо, чтобы к       
управлению предприятиями привлекались успешные предприниматели, имеющие опыт    
создания и управления подобным бизнесом.                                        
                                                                                
Данный законопроект носит, конечно же, рамочный характер. Принимаемые меры      
могут быть различными в отношении различных стран, которые вводят в отношении   
наших компаний санкции. Наша фракция поддерживает данный законопроект в         
первом чтении. Надеемся, что все замечания, предложения, о которых мы сегодня   
с вами говорили, мы и коллеги из других фракций, будут в него внесены.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Борисович, будете выступать с заключительным словом?                   
                                                                                
Депутату Выборному включите микрофон.                                           
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемые коллеги, искренне благодарю вас за поддержку данной    
законодательной инициативы и позволю себе лишь тезисно ответить на некоторые    
вопросы, поскольку многие из них мы обсуждали перед этим.                       
                                                                                
Что касается обращения Валерия Карловича, почему 25 процентов, 50 процентов.    
Дело в том, что, когда мы ведём речь о 25 процентах, мы говорим о критериях и   
основаниях для назначения внешней администрации. Мы прекрасно понимаем, что     
деятельность организации можно блокировать даже при наличии такого пакета       
акций. Что касается 50 процентов, здесь речь идёт о праве - о праве выйти с     
заявлением о том, что не надо назначать внешнюю администрацию, или о            
досрочном прекращении полномочий внешней администрации. Соответственно, у нас   
должна быть уверенность, что с таким пакетом акций надёжность, гарантия         
выполнения обязательств, которые в связи с этим последуют, будет намного        
выше.                                                                           
                                                                                
И конечно, ключевой вопрос, который вы поднимаете, уважаемые коллеги, многие    
поднимали, прежде всего Валерий Карлович, - иностранное лицо, зачем мы это      
прописываем? Отвечая на этот вопрос - кто такие иностранные лица, - не буду     
расшифровывать, но лишь отмечу: если мы ведём речь о физических лицах, то       
считаем, что это те лица, которые имеют гражданство другого государства, если   
мы ведём речь о юридических лицах, то считаем, что это те лица, которые         
зарегистрированы в иностранном государстве, осуществляют там деятельность,      
получают прибыль и так далее. А вот идейное решение, Валерий Карлович, - то,    
о чём вы дважды сказали сегодня, - идейное решение заключается в том, чтобы     
установить правила, при которых иностранное лицо не считается связанным с       
иностранным государством, совершающим в отношении Российской Федерации и        
наших граждан, наших юридических лиц недружественные действия, при условии,     
что его контролирующим лицом идентифицирована Российская Федерация, это         
крайне важно, или что его бенефициарными владельцами идентифицированы           
граждане Российской Федерации, не связанные лично с иностранным государством,   
даже если такой контроль осуществляется через иностранное лицо, связанное с     
иностранным государством. И такую возможность, на мой взгляд, мы совершенно     
правильно, законно, обоснованно прописываем в данных проектируемых новеллах,    
потому что жизнь многообразна, и с какими ситуациями мы можем столкнуться, с    
какими обстоятельствами, которые могут оказаться критичными для нашего          
государства, наших физических лиц, юридических лиц, экономики, мы не знаем.     
                                                                                
И, уважаемые коллеги, уж совсем с вами со всеми согласен в том, что с такими    
лицами необходимо разговаривать тем правовым языком, который они понимают.      
Данный проект федерального закона - это яркий пример того, что мы создаём       
новые правила игры, которые ранее не были известны нашему праву. Но в этом      
новом законе - я надеюсь, что он будет принят, - мы учитываем интересы всех     
заинтересованных лиц. Причём каждая проектируемая новелла не просто законна и   
обоснованна, но главным образом справедлива - и не просто справедлива: она      
обеспечивает безопасность нашего государства, нашего общества, наших граждан    
и юридических лиц со всех точек зрения.                                         
                                                                                
Наверное, вы скажете, и некоторые говорят - вот Николай Васильевич, Иван        
Константинович, - что невозможно это сделать в одном законе. Может быть, не     
знаю, но я точно знаю, что стоять на месте нельзя, бездействовать - тем         
более. Поэтому я приглашаю всех, уважаемые коллеги, присоединиться: давайте     
вместе сделаем первый шаг, поддержим данную законодательную инициативу и        
таким образом ответим на те вызовы и угрозы, с которыми мы сегодня              
сталкиваемся.                                                                   
                                                                                
Заранее благодарю за поддержку.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Анатольевич, будете выступать?                                           
                                                                                
Депутату Гаврилову включите микрофон.                                           
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно выслушал в      
ходе и своего заседания, и сегодняшнего заседания ваши предложения, которые     
во многом носят взаимоисключающий характер, тем не менее наша задача, задача    
комитета - при доработке ко второму чтению, в случае вашей поддержки,           
защитить национальные интересы прежде всего. И я думаю, что новый               
инструментарий, который мы создаём, доверительное управление - это аналог той   
процедуры, Николай Васильевич, которую применяют против нас враждебные          
коллеги. Внешнее управление - это возможное появление кадрового резерва, это    
нелишний инструмент в руках государства с точки зрения усиления своих           
позиций, с точки зрения формирования нового экономического облика нашей         
страны, нелишний.                                                               
                                                                                
Мы, конечно, вряд ли согласимся с коллегой Плякиным в том, что приоритет        
будет отдан нынешним собственникам. Собственно, процедура создаётся для того,   
чтобы нынешние собственники, которые предпринимают враждебные действия, были    
заменены представителями государственных интересов и трудовых коллективов.      
Такова логика закона и суть его концепции. Я думаю, наверняка мы будем          
следовать именно этой логике, но, безусловно, интересы бывших собственников,    
особенно добросовестных, мы, конечно, будем учитывать.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении законопроект, пункт 25 порядка          
работы.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.