Заседание № 342
О проекте федерального закона № 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов. Рассмотрение законопроектов в третьем чтении. 2-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Доклад Михаила Евгеньевича Бугеры, с места. Пожалуйста. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект прошёл лингвистическую и юридико-техническую экспертизы, подготовлен к принятию в третьем чтении. Просим проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 09 мин. 43 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 8 чел.1,8 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 341
О проекте федерального закона № 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (принят в первом чтении 23 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Доклад Михаила Евгеньевича Бугеры. С места. Пожалуйста. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Данный законопроект доработан ко второму чтению с учётом тех замечаний, которые были высказаны при обсуждении его в первом чтении, а также замечаний Правового управления. Поступило семь поправок, все они сведены в таблицу поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Комитет просит проголосовать за эту таблицу, затем поставить на голосование во втором чтении данный законопроект и в случае принятия завтра, 17 февраля, рассмотреть его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 43 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 13 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Уважаемые коллеги, докладчиком было внесено предложение о возможности рассмотрения завтра данного законопроекта в третьем чтении. Нет возражений? Нет возражений. Поддерживается ваше предложение, Михаил Евгеньевич. Давайте исходить из того, что в этом случае мы с вами в повестку завтрашнего заседания данный вопрос ставим и он будет рассмотрен.
Заседание № 333
О проекте федерального закона № 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
44-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными". Доклад официального представителя правительства заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Геннадьевича Цыганова. Пожалуйста. ЦЫГАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Сегодня вашему вниманию представляется законопроект, который подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации, поручений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Целью этого законопроекта является устранение определённых барьеров для иностранных инвестиций в хозяйствующие субъекты, которые работают в открытых, нестратегических сферах деятельности, но одновременно с этим обладают незначительным по объёму активом, который является стратегическим. Данный законопроект касается двух видов предпринимательской деятельности, которые включены в перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение, - это водоснабжение (водоотведение) и деятельность, связанная с наличием лицензии на работу с возбудителями инфекционных заболеваний, которые используются в целях прежде всего контроля качества продукции. В практике работы правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями мы сталкиваемся со случаями, когда необходимость детального анализа и принятия решения правительственной комиссией по такого рода активам существенно замедляют процесс привлечения и российских, и иностранных инвестиций в эти сектора. Речь идёт, например, о крахмально-паточном заводе, который хотели купить иностранные инвесторы, у которого были котельная и водопровод и который снабжал рабочий посёлок горячей и холодной водой. Либо это крупная сделка иностранных компаний на косметическом рынке, которая сейчас рассматривается правительственной комиссией: компания, которая производит косметику, имеет "внучатые" компании в Российской Федерации, и у одной из таких компаний есть лаборатория, осуществляющая контроль качества косметической продукции и имеющая соответствующую лицензию. Законопроектом предлагается для частных иностранных инвесторов ввести упрощённую процедуру рассмотрения подобного рода ходатайств на основании заключений Федеральной службы безопасности и Министерства обороны России об отсутствии угроз для обороны и безопасности и одновременно заключений Министерства экономического развития, Министерства строительства и ЖКХ и Роспотребнадзора об отсутствии необходимости рассматривать эту сделку по полной программе на заседании правительственной комиссии. Законопроектом предусматривается, что если хотя бы один из этих органов выскажется против применения упрощённого порядка, то сделка будет рассматриваться в полном соответствии с законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций..." на заседании правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Если же речь идёт о так называемых государственных иностранных инвесторах, о публичных компаниях, которые собираются приобрести на территории России соответствующие объекты, то здесь мы говорим о том, что у правительственной комиссии будет возможность возложить на данных иностранных инвесторов дополнительные обязательства, о которых я скажу несколько позже, или обязать их после совершения сделки продать либо передать этот стратегический актив иному лицу или в государственную либо муниципальную собственность. Законопроектом устанавливаются понятные и легко рассчитываемые критерии, которым должно соответствовать хозяйственное общество, чтобы эта процедура применялась. Один из основных критериев - это то, что стоимость имущества хозяйствующего субъекта, которое используется для осуществления стратегического вида деятельности, должна составлять не более 1 процента балансовой стоимости активов этого хозяйствующего субъекта, именно на этом основании можно сделать вывод о том, что этот вид деятельности не является основным. Законопроект, кроме всего прочего, предусматривает с учётом той правоприменительной практики, которая сложилась у правительственной комиссии за последние 12 лет, расширение перечня обязательств, которые могут быть возложены на иностранного инвестора, включая оказание коммунальных услуг по установленным ценам и тарифам, безусловное соблюдение при осуществлении деятельности установленных законодательством Российской Федерации требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, по охране окружающей природной среды, по предупреждению чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Это также продолжение осуществления тех видов деятельности, которые являются стратегическими в соответствии с инвестиционной программой, это сохранение объёмов предоставления тех или иных видов услуг, и, что, по нашему мнению, является очень важным, это обязательства по внедрению на территории Российской Федерации передовых инновационных технологий, по развитию на территории Российской Федерации производства соответствующих узлов, деталей, комплектующих изделий и материалов, необходимых для осуществления подобных видов деятельности. В результате предполагаемых изменений будут расширены возможности для инвестиций в открытые сферы экономики России со стороны как российских, так и иностранных инвесторов. Все необходимые для внесения законопроекта в Государственную Думу процедуры выполнены. Мы просим его поддержать. И в заключение хочу напомнить, что это не первый случай, когда вопрос так называемого смежного актива рассматривался законодателями, и уже сделаны шаги по облегчению режима осуществления иностранных инвестиций, речь идёт о криптографических средствах, используемых банками Российской Федерации, о возбудителях инфекционных заболеваний, применяемых на предприятиях пищевой промышленности, а также об источниках радиоактивного излучения, которые используются хозяйствующими субъектами в необоронных целях, прежде всего для неразрушающего контроля. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Евгеньевича Бугеры. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Большое спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел данный законопроект и поддерживает его концепцию. Замечания, конечно, есть, они изложены в заключении комитета, с ними можно ознакомиться. Комитет считает, что эти замечания не носят принципиального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет предлагает Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. У меня вопрос к Андрею Геннадьевичу. Уважаемый Андрей Геннадьевич, у нас масса предприятий комплексного характера: есть основное производство и есть очистные сооружения. Насколько я понимаю суть данного законопроекта, если иностранная компания, иностранный инвестор берёт под своё начало очистные сооружения или другие инфраструктурные объекты, которые напрямую не относятся к производству, то этому инвестору даётся возможность более лёгкого вложения средств. Или я не прав? Если не прояснить этот вопрос, то это может отпугнуть иностранного инвестора. И не является ли данная мера мерой по постепенному выдавливанию иностранного инвестора из отраслей, которые имеют стратегическое значение? ЦЫГАНОВ А. Г. Спасибо большое за вопрос. Я считаю, что, наоборот, данная мера направлена исключительно на то, чтобы иностранным инвесторам было легче и удобнее осуществлять инвестиции в те объекты, которые по своему основному виду деятельности не носят стратегического характера и по отношению к которым никаких запретов или ограничений в российском законодательстве для осуществления иностранных инвестиций не существует. Более того, я хочу сказать, что процедура, которая предусмотрена проектом закона, обсуждалась в том числе с представителями юридического сообщества, она и для нас, как для уполномоченного органа Правительства Российской Федерации по контролю за иностранными инвестициями, и для самих иностранных инвесторов не составляет никакого, так сказать, труда, эти процедуры абсолютно просты и понятны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Андрей Геннадьевич, уточняющий вопрос по поводу стратегически важных объектов. Насколько я понимаю, этот законопроект определяет порядок получения согласия иностранным инвестором на получение в том числе контроля над предприятиями, в которые он будет инвестировать, вот к таким предприятиям могут относиться - это вопрос - водоканалы, электросети, энергосбытовые компании, линейные объекты и сооружения в области жилищно-коммунальных услуг? Поясните, пожалуйста. ЦЫГАНОВ А. Г. Да, разумеется, если эти виды деятельности отнесены к категории видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства в соответствии с федеральным законом. И по отношению к инвестициям именно в эти виды деятельности предусматривается и применяется достаточно жёсткая и скрупулёзная процедура, когда данного рода ходатайства рассматриваются Правительственной комиссией по контрою за осуществлением иностранных инвестиций. И только после того, как правительственная комиссия приняла положительное решение, в том числе решение о возложении на иностранного инвестора определённых обязательств, эта сделка может быть совершена, иностранный инвестор действительно может приобрести определённый пакет акций российских компаний. Что касается публичного иностранного инвестора, то есть иностранного инвестора, который контролируется иностранным государством или международными организациями, то здесь в настоящее время действует полный, стопроцентный запрет на установление контроля такого инвестора над российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Андрей Геннадьевич, мы тут недавно напринимали массу проектов законов, ужесточающих нормы в отношении иностранных агентов, а вот данный законопроект предусматривает упрощённую процедуру для иностранных предприятий, которые решают проблемы, связанные с обеспечением каких-то оборонных проектов. Скажите, пожалуйста, всё-таки в чём необходимость принятия этого закона? Почему именно иностранные инвестиции? Почему об этом речь идёт? Своих нет, что ли? И может быть, есть какие-то конкретные объекты, ради которых этот закон сейчас принимается, или какие-то конкретные иностранные компании? ЦЫГАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Можно я начну как раз с примеров тех объектов, которые стали для нас побудительным мотивом и основанием для того, чтобы Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций во главе с председателем правительства дала нам соответствующее поручение. Крахмало-паточный завод "Новлянский" находился в предбанкротном состоянии. Они нашли иностранную компанию, обладающую компетенциями мирового уровня в области производства вот этого узкого вида продукции: крахмала, патоки и других пищевых продуктов и пищевых добавок. Эта сделка, которую необходимо было вынести на рассмотрение правительственной комиссии, затянулась на несколько месяцев, но получилось так, что иностранный инвестор остался верен своему слову, а предприятие, как я уже сказал, было в предбанкротном состоянии, и его удалось спасти именно благодаря этому. Вот такая история. Сейчас на рассмотрении правительственной комиссии находится большая сделка, в результате которой международная косметическая компания "Рейнбоу" приобретает международную косметическую компанию "Капелла". Наличие лабораторий на территории Российской Федерации не позволяет в настоящее время осуществить эту сделку без проведения такой достаточно долгой процедуры, связанной с контролем того, не противоречит ли это интересам обороны страны и безопасности государства. Российские инвестиции - есть ли они? Да, конечно, есть российские инвесторы, которые могут без всяких предварительных процедур контроля осуществлять иностранные инвестиции даже в стратегические сферы деятельности. Но мы не должны забывать и мы обязательно принимаем во внимание в нашей законопроектной работе то, что сейчас, в последнее время, получили очень широкое распространение инвестиции в российские компании со стороны российско-иностранных консорциумов, в том числе, например, тех, в которых ведущую роль играет российский инвестор - Российский фонд прямых инвестиций, который собирает пулы иностранцев, для того чтобы эффективно, быстро осуществить те или иные серьёзные инвестиционные проекты. В том числе и для осуществления таких проектов наша законодательная инициатива разработана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, ну, вы, как никто, знаете, откуда идёт большая часть псевдоиностранных инвестиций - это сначала вывезенные в офшорные зоны компании, типа компаний с окончанием "лимитед", которые потом под видом иностранных инвестиций сюда заходят. Но проблема в чём? Вот смотрите, был завод "Электросила", который делал самые мощные в мире турбины; благодаря вашему ведомству разрешили "Сименсу" зайти туда, и первое, что они сделали, - убили цех лопаток. Теперь "Сименс" отказывается нам давать технологию изготовления мощных турбин, а вы же понимаете, что в технологии, ну, даже косвенное производство может потом сыграть роковую роль. Вот видите, мы им открываемся, а они нам санкции со всех сторон! Вы всесторонне рассмотрели этот законопроект, учитываете все риски, которые у нас возникли? И "Северный поток - 2", и "Южный поток" и так далее - это же всё как бы взаимосвязано. ЦЫГАНОВ А. Г. Ответ на ваш вопрос, всесторонне ли мы рассмотрели риски, - да, всесторонне. У нас на этот законопроект есть положительные заключения Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности, если с формальной точки зрения к этому отнестись, хотя вы знаете, что эти заключения носят абсолютно содержательный и фундаментальный характер. Что касается тех сделок, которые уже были совершены, то понятно совершенно, что Россия никогда не оставалась в стороне от инвестиционных движений капитала. В своё время это были европейские компании, сейчас это компании из Китая, арабских стран. Этот процесс невозможно остановить, но его необходимо контролировать. Вот именно для таких целей и предусмотрены, действуют соответствующие законодательные акты и институции в составе Правительства Российской Федерации, я имею в виду комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Якубовский Александр Владимирович, пожалуйста. ЯКУБОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию представленного Правительством Российской Федерации законопроекта и считает, что его принятие будет способствовать упрощению порядка осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, для которых виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства, не являются основными. Большое значение имеет также предоставление правительственной комиссии возможности установить для инвестора дополнительные обязательства по сделке, что снижает риск неконтролируемого отказа общества от осуществления стратегически значимых видов деятельности. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Андрей Геннадьевич, выступая в прошлом году, я приводил в пример один регион, в котором есть энергосбытовая компания, на 100 процентов принадлежащая иностранному инвестору, которая обеспечивает электроэнергией весь регион и является в этом плане монополистом, и она зарегистрирована на Виргинских Островах. И почему такое количество вопросов задаётся, я тоже вопрос задавал - хотелось бы, чтобы в нашей стране в законодательстве было чётко и ясно прописано, что иностранные инвесторы вообще не допускаются к участию в компаниях или инвестированию в компании, которые являются ресурсоснабжающими, энергосбытовыми или относятся к сфере ЖКХ, потому что те предприятия, которые являются стратегическими, в число таких компаний могут и не попасть, но косвенно они будут плательщиками этим иностранным инвесторам, так как Вооружённые Силы Российской Федерации, Росгвардия, ФСБ, МВД, МЧС, предприятия, работающие в сфере оборонного комплекса, учреждения здравоохранения, детские сады, школы, больницы являются потребителями услуг ЖКХ, и они оплачивают эти услуги за счёт бюджета Российской Федерации. Вот буквально неделю тому назад президент страны обозначал проблему роста цен на продукты питания - так вот рост цен на продукты питания тоже может быть обусловлен повышением цен на энергоресурсы. Никакой иностранный инвестор никогда не будет вкладывать деньги, если, что касается их возврата, это заведомо проигрышный вариант, а здесь самое выгодное - вложить свои деньги вот в эти предприятия. Поэтому хотелось бы, чтобы иностранный инвестор на дух не был допущен к таким структурам, как водоканал, электросети, газовые сети - всё, что на территории Российской Федерации обеспечивает инфраструктуру ЖКХ. И хотелось бы, чтобы в перспективе это всё снова перешло вообще под контроль государства, муниципалитетов. В связи с этим возникают такие вопросы: если это отдаётся на откуп согласительной комиссии в Правительстве Российской Федерации, то, конечно, есть опасность того, что тот или иной иностранный инвестор, как это уже происходит на территории одного региона, станет владеть компаниями, которые просто-напросто будут продавать те или иные энергоресурсы, оказывать те или иные услуги нашему населению по завышенным ценам. И самое главное - мы будем за это платить из бюджета нашей страны, хотя эти деньги могли бы пойти на перевооружение Вооружённых Сил Российской Федерации, а не на оплату услуг ЖКХ по завышенным ценам. Вот такие опасения хотел до вас донести, и хотелось бы видеть со стороны Правительства Российской Федерации движение в этом направлении. А то у нас тут принимаются законы о том, что нельзя рекламу из соцсети... что иностранные агенты должны себя обозначить, то есть мы тут бьёмся за независимость, целостность и безопасность нашего государства в Интернете, а вот что касается иностранных инвесторов, которые присутствуют в том числе и в структуре ЖКХ, и в системе энергораспределения, то здесь почему-то вопрос рассматривается нормально, никто в этом никакой опасности не видит. Я вижу в этом опасность, и мы считаем, что, конечно, в перспективе эти полумеры должны быть ликвидированы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Вопрос о моногородах. Действительно, есть такие города, которые строились вокруг отдельных очень крупных предприятий, и весь комплекс, от предприятия до жителей данного населённого пункта, зависел исключительно от целостности и единства функционирования данного предприятия. Я имею в виду крупнейший в Европе комбинат "Химпром", расположенный на территории Чувашской Республики. И действительно, здесь правильно говорили о том, что до 1999 года существовал единый список предприятий, которые ни в коем случае не могли приватизироваться, ни частично, как сейчас предлагается, ни в целом. Затем "Химпром" был вычеркнут из этого списка, и владельцем его фактически стал господин Вексельберг. Но до этого в течение нескольких лет предприятие "Химпром", даже притом что оно получало гособоронзаказы, принадлежало иностранным инвесторам. На сегодняшний день есть предприятие, а вся оставшаяся часть, которая обеспечивает жителей города Новочебоксарска теплом, электроэнергией, находится в совершенно разбитом состоянии. И посмотрите, какая может сложиться ситуация: некая фирма или пул фирм, как нам говорят, завладели вот этой второй частью (там очистные сооружения, сложнейшие очистные сооружения "Химпрома", энергоснабжение) и не вкладывают деньги - в итоге может быть нанесён удар и по предприятию, которое выполняет гособоронзаказ. Вторая проблема - это вредные отходы. Может быть создана такая структура, когда вредные отходы, которые сегодня некуда девать с "Химпрома", будут через заднее крыльцо уходить в неизвестном направлении. Такой опыт на нашем "Химпроме", я имею в виду город Новочебоксарск, уже есть. И третий вопрос, очень серьёзный и важный вопрос. Вот у нас вся алюминиевая промышленность сейчас практически под контролем иностранцев. Возникает вопрос: а как здесь быть? Вот как здесь применять этот закон, если советы директоров многих наших стратегических предприятий, по сути, принадлежит иностранцам? Абсолютно непонятно! У нашей фракции данный законопроект вызывает большие вопросы, мы воздержимся при... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Фракция КПРФ всегда была против иностранных инвестиций, потому что эти инвестиции ничего хорошего стране не принесли. Если в начале нулевых годов объём экономики России был примерно 4 процента мирового ВВП, то сегодня - 1,9 процента. Вот чего мы достигли! Вот здесь говорят, что этот закон нужен, для того чтобы решить вопрос: предприятие банкротится - нужны иностранные инвестиции. А мы что, забыли слово "санация"? Почему не санировать это предприятие и не помочь ему встать на ноги? Почему иностранные инвесторы должны вкладывать деньги, а сама Россия вкладывать деньги не должна? У нас что, нет денег? Я понимаю, у Минфина всегда денег нет, но 13 триллионов заложили в Фонд национального благосостояния, сказали, что это подушка безопасности, и эта подушка осталась лежать на постели, а люди выживают как могут. Ни копейки из этой подушки не взяли! Так это бюджетные деньги, давайте распоряжаться ими по-хозяйски, давайте отдавать их на санацию тех предприятий, которые попали в сложное положение. Ни разу никому ни копейки не дали, за исключением банковской системы, - да, банковской системе триллионы давали, а всем остальным отказывали. Даже по данным министерства промышленности, те, кто приходит к нам с деньгами в виде иностранных инвестиций, выкачивают из нас прибыль и отправляют её за границу. Почему у нас огромные капиталы уходят каждый год? Ну, потому что иностранный капитал вкладывают и в виде процентов выкачивают наши денежные ресурсы к себе. Вот сейчас приводили пример - иностранные инвестиции. У нас на сегодняшний день 90 процентов крупной собственности принадлежит иностранному капиталу, 65 процентов базовых отраслей тоже принадлежит иностранному капиталу, у нас почти все банки с иностранным капиталом. Сбербанк считается государственным - да какой он государственный, он на 50 процентов принадлежит Соединённым Штатам и Великобритании! У нас уже ничего не осталось. Сейчас объявлена приватизация, и наверняка вот этот законопроект идёт по упрощённой схеме, чтобы приватизировать уже базовые отрасли нашего народного хозяйства. Нам что, недостаточно того, что американцы забрали "РУСАЛ"? Нам что, недостаточно, что они забрали криогенную промышленность? А криогенная промышленность - это производство технических газов. Вот сейчас во время ковида потребовался кислород, а у нас его нет, и пришлось строить новые кислородные станции, чтобы обеспечить больницы кислородом. Нельзя за такой законопроект голосовать. И не нужны нам иностранные инвестиции, у нас своих денег полно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 44. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 32 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.