Заседание № 302
07.06.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1046974-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (о введении понятия "аварийно-опасный участок дороги").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4071 по 4445 из 9281
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Докладывает Евгений Иванович Дитрих, первый заместитель министра транспорта России. ДИТРИХ Е. И., представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" разработан во исполнение пункта 4 плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий. Этот план утверждён председателем правительства в августе 2015 года, одобрен президентом в марте 2016 года на заседании Госсовета. Законопроектом предлагается уточнить понятийный аппарат в части, касающейся участков дорог с наибольшим количеством дорожно-транспортных происшествий, так называемых аварийно-опасных участков, а также закрепить обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации ежегодного утверждения перечней аварийно-опасных участков автомобильных дорог и выработке первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время законодательством Российской Федерации не определено понятие участка концентрации дорожно-транспортных происшествий, в нормативных документах имеются только упоминания о таких участках с различными толкованиями, определениями. Кроме того, в целях повышения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения необходима выработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на участках автомобильных дорог с наибольшим количеством ДТП, то есть на аварийно-опасных участках. Это также предусмотрено "дорожной картой". Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным положениям международных договоров Российской Федерации. Реализация закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как было уже отмечено первым заместителем министра транспорта Евгением Ивановичем Дитрихом, данный законопроект направлен на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий. Действительно, на заседании президиума Госсовета Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был поставлен вопрос о том, что необходимо принять два законопроекта по вопросам безопасности дорожного движения. Комитет рассмотрел данный законопроект и рекомендует его к принятию в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Евгений Иванович, хороший законопроект. Пора действительно обеспечить безопасность дорожного движения в стране, поскольку гибнет так много людей, что даже за пятнадцать лет афганской войны погибло в 2 раза меньше. Только о чём идёт речь? Ну хорошо, будут анализировать, устанавливать, но планирует ли правительство под эти выявленные опасные участки дополнительное финансирование, или будем просто фиксировать, объявлять, что данный участок опасен, - в лучшем случае вывесим знак дорожного движения, что наиболее опасный участок дороги, - и на этом закончим свои, так сказать, движения, выражение своих благих намерений? ДИТРИХ Е. И. Спасибо большое за вопрос. На самом деле, исходя из того, как составлена "дорожная карта", утверждённая председателем правительства, мы подразумеваем, что для ликвидации таких очагов дорожно-транспортных происшествий могут быть приняты все возможные меры, включая меры, связанные с дополнительным обустройством автомобильных дорог. Мы планируем, что это могут быть как элементы обустройства, связанные с обеспечением безопасности: барьерные ограждения, дополнительное освещение, возможно, камеры фото- и видеофиксации, так и организационные мероприятия - изменение схем организации движения, развязка транспортных потоков и установка дополнительных светофоров и дорожных знаков. В зависимости от финансового обеспечения этих мероприятий могут быть приняты различные меры, направленные на ликвидацию таких участков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику, конечно же. Скажите, я не пойму, а мы как-то формализуем, вообще, ответственность, которую должны нести все эти службы за состояние наших дорог? Написано: "Ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и выработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий". Ну вот есть такой участок, 200 метров, в населённом пункте, а всю остальную дорогу, улицу или все остальные перекрёстки, их что, не надо приводить в порядок? Или они всё так же в колдобинах будут, разбитые и так далее? Ну, на одном перекрёстке три аварии за год произошло с жертвами - так что, только через год... (Микрофон отключён.) ДИТРИХ Е. И. Спасибо большое. На сегодняшний день мы принимаем все возможные меры, для того чтобы приводить дороги в нормативное состояние. Вы знаете, по федеральной сети мы достигли такого показателя: 64 процента дорог в нормативном состоянии. Хотел поблагодарить уважаемых депутатов Государственной Думы за поддержку закона, который по поручению президента дал регионам дополнительный рубль от акцизов, которые были введены в начале этого года. И мы контролируем сейчас направление регионами этих средств на ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального уровня. Мы считаем, что это как раз тот набор мероприятий, который позволит привести дороги в нормативное состояние. В данном же законопроекте речь идёт о том, что мы должны устранить причины ДТП на участках, где люди гибнут наиболее часто; если такие участки выявляются, принимать все необходимые меры, для того чтобы ликвидировать причины возникновения аварий на этих участках. Это не снимает задачи, связанной с приведением дорог в нормативное состояние, мы делаем всё возможное для этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Евгеньевич Горовцов. ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Евгений Иванович, безусловно, законопроект своевременный и очень важный. Наша фракция будет его поддерживать в первом чтении. Вместе с тем скажите, пожалуйста, на стадии подготовки законопроекта, учитывая, что это предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, запрашивали ли вы позицию субъектов Российской Федерации, и если да, то сколько субъектов было за принятие данного законопроекта, а сколько против? ДИТРИХ Е. И. Благодарю вас. Мы постоянно работаем с субъектами по вопросу совершенствования мер, связанных с улучшением состояния автомобильных дорог и с повышением уровня безопасности дорожного движения. Специального обсуждения этих вопросов на стадии подготовки законопроекта не проводилось, но каждый раз, когда мы с регионами подписываем соглашения по передаче трансфертов, мы обсуждаем и вопросы, связанные с повышением уровня безопасности дорожного движения. В "дорожной карте", утверждённой председателем правительства, о которой я упомянул, предусмотрено создание регионами специальных порталов, на которых будет размещаться информация в том числе о точках концентрации ДТП. Реализация закона позволит размещать на этих порталах более чёткую и конкретную информацию о местах концентрации ДТП, и люди будут видеть, какие конкретно мероприятия будут направлены на то, чтобы ликвидировать такие очаги. Вот такой ответ: статистики специальной нет, но с регионами мы обсуждали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Евгений Иванович, ну, посыл правильный, но как бы вы могли прокомментировать резкое сокращение числа людей, которые контролируют качество дорог, и резкое падение заработной платы? Не кажется ли вам, что мы, с одной стороны берём и сокращаем тех, кто качество обеспечивает, а с другой стороны, пытаемся ввести?.. ДИТРИХ Е. И. Спасибо большое за вопрос. Ну, я позволю себе не вполне согласиться с тем, что мы сокращаем количество людей, которые контролируют качество автомобильных дорог. Скажу больше, на сегодняшний день применительно к наиболее острой, на наш взгляд, проблеме региональных автомобильных дорог мы активно задействуем механизм общественного контроля. По всем объектам, которые должны быть отремонтированы и приведены в нормативное состояние исходя из принятого председателем правительства решения о выделении дополнительно 10 миллиардов на решение первоочередных задач, на сайте Федерального дорожного агентства размещена информация, и, соответственно, любой гражданин Российской Федерации имеет право оставить комментарии относительно того, каким образом и как выполняются работы на этом объекте. Приглашаем всех принять участие в осуществлении такого контроля - это не только государственный контроль, но и общественный контроль. Мы полагаем, что это позволит достичь наивысшего качества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Старовойтов. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Евгений Иванович, вот мы вводим понятийный аппарат в отношении участков дорог с наибольшим количеством дорожно-транспортных происшествий. Скажите, пожалуйста, а какова и будет ли вообще рассматриваться ответственность за неэффективную работу в этом направлении? Каким образом будет предусматриваться ответственность? Ведь это настолько размыто получается: они должны это делать - ну должны, а если плохо делают? Кто будет оценивать качество этой работы и по каким критериям? И неужели дорожная полиция до сих пор, по настоящее время занималась этим вопросом неэффективно, не занималась работой по анализу этой ситуации? Вот поясните, пожалуйста. ДИТРИХ Е. И. Спасибо за вопрос. Естественно, органы внутренних дел, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ведут статистику, связанную с точками концентрации ДТП, с количеством ДТП. Должен сказать, что на сегодняшний момент, по их статистике, на федеральных дорогах количество ДТП снизилось на 10 процентов, количество ДТП с погибшими снизилось на 14 процентов. Эта работа постоянно ведётся, но для того, чтобы эту работу систематизировать, сделать так, чтобы регионы имели возможность получить чёткие критерии для определения точек концентрации ДТП и размещения их на сайте, собственно, и предложен этот законопроект. Кроме того, утверждённая председателем "дорожная карта", которую реализовывают органы исполнительной власти, Минтранс, МВД, предусматривает также осуществление контроля за проведением тех мероприятий, которые субъекты планируют для ликвидации точек концентрации ДТП. Мы полагаем, что не только расширение понятийного аппарата, но и дополнительные усилия органов исполнительной власти позволят вывести эту работу на новый уровень - не только сбор статистики, но и участие в решении этих проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Евгений Иванович, я также хочу подтвердить, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с заинтересованностью отнеслась к этому законопроекту, смысл его понятен. Коллегам, которые передо мной задавали вопросы, мне кажется, я бы ответил таким образом: законопроект предусматривает дополнительные приоритеты для исполнительной власти при распределении денег, выделяемых на дороги. Мы часто видим, как тротуары перекладываются: нормальный асфальт взрывают и опять там проводят те же самые работы - а здесь в федеральном законе закрепляются понятные приоритеты. Вопрос всё-таки в понятийном аппарате. Вы нам предлагаете, например, признать участок аварийным, когда на нём произошло пять и более дорожно-транспортных происшествий и в результате погибли люди, - возникает вопрос: а почему, например, не четыре и более? Вот как вы вышли на данное определение, на это понятие? Это методом тыка у вас получилось или что-то за этим стоит? ДИТРИХ Е. И. Спасибо большое за вопрос. Хотел бы сказать, что у нас была методика учёта дорожно-транспортных происшествий, исходя из которой, как я и рассказывал, проводилась статистическая работа по учёту дорожно-транспортных происшествий. Эта методика была утверждена в 1998 году и предусматривала параметры, похожие на те, которые сейчас заложены в законе. Должен сказать, что в мае 2015 года, ровно год назад, эта методика была обновлена исходя из той статистики, которую мы имеем, соответственно, показатели по наиболее тяжёлым ДТП легли в основу формулировки. И по сути, определение, которое мы с вами сегодня рассматриваем, уже содержится в документах, которые органы власти совместно выработали. Мы полагаем, что вот это и позволило нам вынести на суд Государственной Думы законопроект именно с такими критериями, - это не с потолка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Включите режим записи. Покажите список. Александр Сергеевич Старовойтов. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Евгений Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект действительно важный, и фракция ЛДПР поддержит его. Очень хочется верить, что после этого упростится работа, которую мы периодически проводим, когда к нам обращается огромное количество избирателей, которые просят, например, в том или ином месте поставить светофор, потому что там уже было не одно ДТП, в результате которого погибли люди. Сейчас приходится практически закидывать органы власти на местах бумагами, запросами депутатскими, и только после этого мы можем как-то продавить, изменить ситуацию. Вот ещё раз подчёркиваю, хочется верить, что всё-таки принятие данного закона упростит нашу работу. Помимо всего прочего, ещё раз хочется акцентировать ваше внимание на том, что, вводя понятийный аппарат, мы должны всё-таки чётко обозначить критерии, начиная с количества ДТП, надо вообще продумать, какие ещё критерии нужно учитывать, чтобы тот иной участок дороги отнести к аварийно-опасным участкам дороги. Органам местного самоуправления, субъектам Российской Федерации, по всей видимости, придётся нанимать дополнительно людей, которые должны знать, каким образом решать эти задачи и во взаимодействии с кем. До настоящего времени этой работой занималась полиция, занималась она ею, может быть, не очень хорошо, а может быть, и не очень плохо. Несмотря на это, органам местного самоуправления надо использовать данные полиции, цифры статистики, где больше всего гибнет и где больше всего получают увечья и травмы. Ещё раз подчёркиваю, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, сейчас здесь прозвучало: законопроект очень важен, своевременен и так далее. Ну, наверное, это так на самом деле, только хочу вас немножко предостеречь от пафоса. Нам предложена очень ловкая подмена понятий. Я думаю, каждый из вас осознаёт, что нам не нужны дороги ради дорог, нам нужны дороги, где обеспечивается безопасность движения. При обсуждении здесь каких-то дорожно-транспортных происшествий и установлении каких-то непомерных штрафов и уголовной ответственности мы не раз уже говорили, что многие из этих происшествий происходят из-за отвратительного состояния дорог. Я должен вам сказать, что Министерство транспорта всегда предоставляет нам достаточно полные пояснительные записки к законопроектам, надо это признать. В данном случае пафос заложен в самой пояснительной записке, где чётко и ясно говорится, для чего этот законопроект предлагается и какие у всех нас должны быть опасения, если мы ко второму чтению его не поправим. В пояснительной записке кроме аргументов о различном толковании и необходимости в понятийном аппарате... Я вам зачитаю один из абзацев пояснительной записки: "Кроме того, в связи с недостаточным финансированием дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения в субъектах Российской Федерации, а также на частных автомобильных дорогах необходима в первую очередь в целях повышения безопасности дорожного движения выработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на участках дорог с наибольшим количеством дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участках)". Вот так открывается ларчик, то есть концепция предложенного законопроекта! Я не против, давайте примем и это решение, но только надо понимать, что если мы эти крохи, которые идут на содержание автомобильных дорог, будем теперь направлять на один перекрёсток, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий, то, уважаемые мои коллеги, на других-то перекрёстках мы никаких светофоров не поставим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...и никакое полотно не отремонтируем. Когда нам предлагают такие проекты законов, надо, в общем-то, исходить из реальной ситуации: нам предлагают не то что осознать, а просто утвердить - речь идёт просто о том, что денег нет (уже в обиход вошло такое высказывание), поэтому те крохи, или те суммы, которые есть, давайте, нам говорят, будем тратить не так, как в Москве, где весь центр перекопали, - тут денег, наверное, немерено, и я не знаю, чем это всё закончится, но закончится чем-нибудь, - а сконцентрируем на одном участке. Ладно, допустим, в этом году на одном участке произошло три-четыре дорожно-транспортных происшествия и мы все деньги кинем на этот участок, на этот перекрёсток, но остальная-то часть полотна на этой городской улице или трассе будет разбита, и будут в следующем году опять до июля писать!.. Ну, раз Министерство по транспорту говорит, что без такого понятийного аппарата и без такого перераспределения они жить не могут, давайте поддержим, но не надо забывать, что это всё перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации, а то, что они у нас в долгах как в шелках, вы, всех фракций представители, знаете, каждый день вот здесь об этом говорите. Мы поддержим, но только в первом чтении, и я надеюсь, что ко второму чтению мы всё-таки законопроект приведём в такое состояние, чтобы после принятия закона ремонтировалась вся дорога и дополнительно ещё выделялись средства на те опасные участки... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Иванович, будете ещё раз выступать? ДИТРИХ Е. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, спасибо огромное за поддержку, постараемся, чтобы этот документ принёс людям только жизнь и здоровье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Сергеевич? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8212 по 8228 из 9281
40-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 38 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.