Заседание № 90
10.01.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1046437-6 "О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4315 по 5131 из 6700
Пункт 8, проект федерального закона "О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности", это приоритетный законопроект, внесённый фракцией КПРФ. Доклад Валерия Фёдоровича Рашкина. Пожалуйста. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, этот законопроект готовился ещё в предыдущем созыве, время идёт, социально-экономическая ситуация, кризис в Российской Федерации, конечно, негативным образом сказываются на материальном положении граждан Российской Федерации. Сегодня мы рассматриваем законопроект "О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности". Целью этого законопроекта является борьба с бедностью и помощь социально незащищённым гражданам, чей доход не позволяет им удовлетворить даже самые насущные потребности. В последние годы реальные доходы населения непрерывно сокращаются. В 2014 году они сократились, только по официальным данным, на 0,7 процента, в 2015 году - на 3,2 процента, а уже в 2016 году - на 5,9 процента. Установленный в стране прожиточный минимум является нереалистичным, но даже несмотря на это растёт численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума. В первом полугодии 2017 года число таких россиян, по данным официальной, повторяю, статистики, составило 21,1 миллиона человек. В то же время цены на продукты первой необходимости продолжают расти. Инфляция на конец 2017 года составила 2,5 процента, однако по многим группам потребительских товаров и услуг цены выросли значительно больше. Это приводит к стремительному росту числа бедных, к распространению бедности и превращению её в устойчивое затяжное социальное явление. К этому следует прибавить задержки, сокращение заработной платы, ухудшение материального положения большинства социальных групп. Мы в шестом созыве и в этом созыве рассматривали вопросы, касающиеся зарплаты ростовских шахтёров, - мы эти вопросы до конца так и не решили: половина средств по заработной плате выплачена, а ещё половину, по подсчётам шахтёров, так и не выплатили. Сегодня у здания Госдумы и у Дома правительства стояли в одиночных пикетах работники "ВИМ-Авиа" и "Когалымавиа". Спасибо депутатам - было подготовлено и принято протокольное поручение, в соответствии с которым предлагается выяснить, где 443 миллиона рублей, которые задолжали работникам "ВИМ-Авиа". Это я к тому, что с того периода ничего не изменилось, ситуация только усугубляется. Падение уровня жизни граждан имеет множество негативных последствий: оно приводит к росту социальной напряжённости, сокращению покупательной способности населения, что, в свою очередь, ещё больше усугубляет кризисные явления в экономике. Возникает замкнутый круг, который невозможно разорвать без мер государственной социальной поддержки нуждающихся. В законопроекте предусматривается оказание государственной социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности, в условиях экономического кризиса. Необходимо отметить, что действующее законодательство не использует такие понятия, как "бедность" и "кризис". Вероятно, этим государство пытается создать видимость более благополучной реальности, чем она есть на самом деле. Однако авторы законопроекта полагают, что необходимо называть вещи своими именами, в том числе в законодательстве. Органам власти необходимо официально, законодательно признать, что в стране существует бедность, что страна переживает кризис, и определить меры по преодолению этих негативных явлений. Примечательно, что вице-премьер Ольга Голодец признаёт: российская бедность уникальна, поскольку это бедность работающего населения. Доход работающих людей может быть меньше российского прожиточного минимума, а это совершенно недопустимая ситуация, которую нужно в корне менять. В связи с этим считаем обсуждаемый законопроект крайне актуальным. Для того чтобы учесть, что прожиточный минимум в стране занижен, в законопроекте уточняется определение лиц, находящихся за чертой бедности: это лица, доход которых или среднедушевой доход в семье которых, если у них нет собственного дохода, ниже установленной величины прожиточного минимума, умноженной на коэффициент 1,3. Это позволит приблизить значение порога бедности к реалистичному показателю. Для помощи гражданам, оказавшимся за чертой бедности, в законопроекте предлагается осуществление им ежемесячных социальных выплат. Размер выплаты рассчитывается как разница между среднемесячным доходом лица за три месяца, предшествующих месяцу назначения выплаты, и величиной прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы в регионе, умноженной на коэффициент 1,3. Выплату предлагается производить в форме безналичного перечисления средств на специальный социальный счёт, а расходование этих средств осуществлять с помощью электронной расчётной карты. В законопроекте уточняется, что средства выплаты могут расходоваться на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, лекарств, медицинских изделий, оплату определённых услуг. Безналичные выплаты, введение ограничения на использование перечисленных средств предусматриваются, чтобы исключить использование получаемых средств для приобретения товаров и услуг, не являющихся товарами и услугами первой необходимости. Уважаемые коллеги, несмотря на решение Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовать отклонить этот законопроект, я настоятельно призываю отнестись к мерам, предложенным в нём, как к крайне востребованным в российском обществе и поддержать этот законопроект. Мы должны решать вопрос о социальной помощи бедному населению реальными мерами, а не статистическими ухищрениями с занижением порога бедности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по труду и социальной политике Татьяны Васильевны Сапрыкиной. САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел внимательно проект федерального закона "О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности" и по сути законопроекта отмечает следующее. Да, в законопроекте предлагается определить меры государственной социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности в условиях экономического кризиса в Российской Федерации. Под лицами, находящимися за чертой бедности, авторы законопроекта понимают лиц, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, установленного для основных социально-демографических групп населения в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", который будет умножен на коэффициент 1,3. Государственную социальную помощь указанным лицам должны будут оказывать в виде ежемесячной социальной выплаты, которая будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета в форме безналичного перечисления средств на специальный социальный счёт гражданина, который будет иметь право на данный вид выплат. Средства могут быть потрачены на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, лекарственных препаратов, медицинских изделий, на оплату услуг, состав и перечни которых будут определяться Правительством Российской Федерации. Указанная выплата не может быть представлена в виде наличных денежных средств. В настоящее время Федеральным законом "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки, социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, осуществляемое данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый проект федерального закона, таким образом, противоречит законодательно установленному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно прилагаемому к законопроекту финансово-экономическому обоснованию на реализацию закона ежемесячно из средств федерального бюджета, по предварительным подсчётам, дополнительно потребуется около 156 миллиардов рублей. Однако норма, определяющая источник и порядок финансирования, в законопроекте отсутствует, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем авторы отмечают, что в связи с дефицитом федерального бюджета реализация закона потребует внесения изменений и в бюджетную политику Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта, Правительство Российской Федерации не поддерживает данный проект федерального закона. Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет замечания по законопроекту в части разграничения полномочий. Уважаемые коллеги, на законопроект поступили отзывы от 20 законодательных и 38 исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Подавляющее большинство из них не поддерживают концепцию указанного законопроекта. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить указанный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список, пожалуйста. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Татьяна Васильевна, в прошлом году все мы узнали, что количество долларовых миллионеров в стране резко выросло, в то же время бедные всё больше беднеют. Если вы в очередной раз отвергаете инициативу, способную помочь миллионам россиян в материальном плане, то что взамен вы можете предложить тем, кто действительно нуждается в помощи? САПРЫКИНА Т. В. Дело в том, что мы не отвергаем как таковые инициативы, призванные помогать нуждающимся. Мы вносим, в том числе при принятии бюджета, федерального закона о бюджете Российской Федерации, много таких инициатив и поддерживаем их. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить концепцию именно этого конкретного законопроекта. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. У меня вопрос к докладчику. В документах, которые приложены к данному законопроекту, вы пишете, что не потребуется вносить изменения, принимать новые поправки, однако в финансово-экономическом обосновании написано, что в случае принятия данного закона потребуется внесение изменений в бюджетную политику и так далее, что в принципе приведёт к принятию новых законов или внесению изменений в уже действующие законы. Можно всё-таки конкретизировать, в какие действующие законы потребуется вносить изменения в случае принятия этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Валерий Фёдорович Рашкин. РАШКИН В. Ф. Андрей Геннадьевич, спасибо большое за вопрос. Ну конечно, из моего доклада понятно, что потребует корректировки главный закон Российской Федерации - о бюджете. Источники средств, которые пойдут на компенсации и помощь бедным, в пояснительной записке указаны. Помимо уже действующих законов есть предложение принять ещё семь-восемь законов, которые позволят пополнить доходную часть бюджета Российской Федерации. Если всё это в комплексе рассмотреть, то средств с лихвой хватит на реализацию этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Татьяна Васильевна, если я вас правильно понял, вы считаете, что действующего законодательства в России достаточно для того, чтобы победить бедность. Если это так, то почему все, от президента до патриарха, говорят о бедности как о вопиющей проблеме для нашей страны? А если все, от президента до патриарха, правы, что всё-таки вы, отвергая данный законопроект, считаете возможным сделать для того, чтобы эту проблему решить? САПРЫКИНА Т. В. Уважаемый Олег Николаевич, на этот вопрос я ответила бы таким образом. Дело в том, что я представляю позицию комитета относительно концепции указанного законопроекта. В концепции указанного законопроекта предлагается установить некие параметры бедности, установить некий коэффициент, на который мы умножаем прожиточный минимум для определения размера социальной выплаты. Именно против этого механизма выступил комитет, но не против того, чтобы работающий человек не был бедным, чтобы доходы его росли. Мы ни в коем случае не против решения проблемы, мы хотим, чтобы проблема была решена, и выступаем против именно этой концепции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Татьяна Васильевна, знаете, если честно, мне вас просто жаль. Я уже даже не знаю, задавать вам вопрос или нет. Ну скажите вы честно, мол, я-то двумя руками за, но правительство против и не даёт денег, и всё. Ну чего тут хитрить? Вы повторили один в один доклад Валерия Фёдоровича, но, как представитель комитета, ничего не сказали о том, почему комитет рекомендует отклонить этот законопроект, признавая наличие огромного количества бедных людей в нашей стране, но ничего не предлагая. САПРЫКИНА Т. В. Спасибо, уважаемая Тамара Васильевна, за вопрос и за участие. Дело в том, что здесь Татьяна Васильевна не представляет своё мнение в том числе. Я представляю позицию комитета, ещё раз говорю. Но сейчас я... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САПРЫКИНА Т. В. Да, не в третий раз. Но сейчас я хочу сказать вот о чём. Комитет в своём заключении даёт достаточно полное обоснование, почему не может согласиться с указанной концепцией. При этом проблемы, которые ставят уважаемые депутаты, авторы законопроекта, естественно, имеют место, комитет их не отрицает, но к тому механизму, который предлагается здесь, в обсуждаемом конкретном законопроекте, много вопросов, начиная: ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САПРЫКИНА Т. В. Я их уже все прочитала и не смею злоупотреблять вашим временем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Татьяна Васильевна, дело в том, что законопроект в данном случае практически модельный. По этому пути идёт большинство развитых европейских стран, и в США такой же механизм работает: выдаются специальные карты, на которые нельзя приобрести ни алкоголь, ни табак, ни какие-то иные товары роскоши - исключительно продукты, одежду, причём обычно отечественного производства. Это не только защита от бедности, но ещё и в определённой степени дополнительная стимуляция наших производителей. Так почему же отлаженный и работающий во всём мире механизм комитетом отрицается и считается недоработанным? САПРЫКИНА Т. В. Дело в том, что порядок перечисления денег на карты, то есть вообще порядок предоставления средств социальной поддержки гражданам посредством электронных карт, всё же относится к полномочиям правительства, и это комментировать я сейчас не могу. Если же говорить непосредственно о самом законопроекте, в нём достаточно неполно прописано, как перечисление будет происходить, на какие карты - то ли на карту "Мир", то ли на социальную карту, - то есть этот момент также не проработан. Вообще это вопрос не столько к комитету, сколько к авторам законопроекта, на мой взгляд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто-нибудь по данному законопроекту хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Давайте проведём запись и затем прервёмся, будет возможность приготовиться к выступлениям. Покажите, пожалуйста, результаты. Уважаемые коллеги, объявляется перерыв на час, до 16 часов 3 минут. Здание Государственной Думы. Большой зал. 10 января 2018 года. 16 часов. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, приготовьтесь к регистрации, пожалуйста. Включите режим регистрации. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (16 час. 01 мин. 28 сек.) Присутствует 412 чел.91,6 % Отсутствует 38 чел.8,4 % Всего депутатов 450 чел. Не зарегистрировано 38 чел.8,4 % Результат: кворум есть Присутствует 412 депутатов. Уже, я так понял, все карточки работают. Коллеги, продолжаем обсуждение вопроса 8 повестки дня. Прошла запись на выступления. Выступает Олег Васильевич Шеин, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Конечно, заслуживает внимания, что цена вопроса, который внесли коллеги из КПРФ, - 1,5 триллиона рублей в рамках ежегодного исполнения федерального бюджета. Дискуссия по поводу самой цифры была не столь яркой при обсуждении выступления докладчика, тем не менее нас, как социалистическую фракцию, эта цифра не пугает: мы будем поддерживать данный законопроект, потому что он направлен на преодоление неравенства, существующего в обществе. Я напомню, что, по оценкам экспертов, до 62 процентов национального богатства в России принадлежит 150 тысячам семей долларовых миллионеров, и вот эта социальная дифференциация, этот разрыв на протяжении всех последних 20 лет, да и собственно, 90-х годов тоже только усиливался. Если мы рассмотрим, к примеру, золотые годы, с 2000-го по 2013-й, когда очень динамично росла за счёт увеличения стоимости нефти, газа национальная экономика, в этот период заработные платы выросли по номиналу в 10 раз, пенсии - в 14 раз, а доходы лиц из списка "Forbes" - в 42 раза. И в этих обстоятельствах очевидно, что в стране сформирована система, которая препятствует развитию работающего человека, препятствует развитию его детей, препятствует определённого рода росту национального интеллекта и национальной экономики, и это, безусловно, требует сильного преодоления, что возможно только через коренные изменения, преобразования в сфере распределения национального богатства. Что касается источников, которые названы, мне кажется, источники немножко не те, ведь и вопрос, связанный с коррупцией, и вопрос, связанный с уменьшением, как предлагают коллеги из фракции КПРФ, расходов на национальную оборону, - это вещи, которые могут быть отнесены к категории перетряхивания, перераспределения, латания тришкина кафтана. Что касается упомянутого подоходного налога, он вообще идёт не в федеральный бюджет, он идёт в бюджеты субъектов Федерации, в муниципальные бюджеты, а речь идёт о законе, которым предполагается внесение изменений, связанных с финансированием именно за счёт федерального законодательства. Необходимо менять другие вещи. Необходимо менять, например, такой параметр, как 10-триллионные ежегодные налоговые льготы для крупного капитала. Я прошу добавить время: выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ШЕИН О. В. Я напомню, что у нас некоторые компании получили налоговые льготы на период до 2095 года, например. Необходимо менять такой параметр, как очевидное постоянное ускользание денег из-под российского налогообложения в офшорные зоны, и это касается в том числе государственных компаний. Необходимо увеличивать налоговую нагрузку на крупный капитал, и я хочу обратить внимание на цифры: в Евросоюзе, где существует механизм социальной поддержки, налоговая нагрузка составляет порядка 40-45 процентов ВВП, в России семь лет назад она составляла 35 процентов, сейчас - 32 процента, в соответствии с утверждёнными параметрами бюджета будет опускаться до 29 процентов. Вот где надо деньги искать, и именно это является предметом, очевидно, глубокой дискуссии! Деньги находить можно. Мы, кстати, буквально недавно видели, как уже после принятия федерального бюджета на 2018 год взяли и нашли 300 миллиардов рублей в декабре, из которых 150 миллиардов ушло на налоговую амнистию, порядка 80 миллиардов - на поддержку семей с первенцами, рождёнными после 1 января 2018 года, и ещё около 30 миллиардов рублей (вот Андрей Константинович Исаев эти цифры хорошо помнит) - на повышение размера минимальной заработной платы, а до этого ведь долгие годы не находили, даже в условиях, когда нефть стоила 110 долларов за бочку, а накануне известных событий в марте 2018 года деньги нашлись. И мы абсолютно уверены, что, если внимательно посмотреть, можно и ещё найти деньги, особенно перераспределив параметры налоговой системы в Российской Федерации, поэтому наша фракция, безусловно, данный законопроект будет поддерживать. Что касается ещё одного важного, мне кажется, для дискуссии в целом по социальному законодательству штриха - коэффициента 1,3. То есть о чём идёт разговор? О том, чтобы эти деньги давать не тем, у кого доходы ниже, чем прожиточный минимум, а тем, у кого доходы ниже, чем 1,3 прожиточного минимума. Это ведь тоже не новая дискуссия, мы видим, как в регионах в отношении ряда социальных категорий, например региональных ветеранов труда, ветеранов труда по стажу, вводится коэффициент 1,5-2,0 к прожиточному минимуму. Почему так поступают регионы? Потому что за последние 15 лет изменилось само законодательство: больше нет пенсионеров, у которых выплаты ниже, чем прожиточный минимум; с 2019 года больше не будет работников, у которых заработная плата ниже, чем прожиточный минимум. В итоге сам прожиточный минимум относится к категории достаточно низких цифр, не очень понятных населению, и то, как он считается, мы тоже хорошо знаем: смотрят расходы человека на продукты питания, а потом говорят, что такие же деньги он потратит на коммунальные услуги, на товары длительного пользования, на услуги иного характера, на одежду и прочее. Поэтому, вполне естественно, необходим некий повышающий коэффициент. Что касается обычного ответа: "Давайте пересмотрим подходы к определению прожиточного минимума", так он пересматривается уже 20 лет, и конца-краю этому пересмотру не видно, дискуссия эта является бесконечной. Наверное, есть смысл отодвинуть дискуссию в сторону и перейти на самом деле к введению повышающего коэффициента по отношению к тому прожиточному минимуму, который сейчас установлен. Поэтому, невзирая на некоторую, я сказал бы, небрежность по отношению к финансовым источникам в рамках данного законопроекта, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, его поддерживает. Это законопроект, направленный на перераспределение национального богатства в стране, на то, чтобы у нас работающие люди не были отнесены к категории нищих. Кстати, по поводу цифр, интересно, наверное, будет отметить, что, по оценкам "Credit Suisse", в России 28 миллионов человек за чертой бедности, по этим параметрам наша страна стоит в одном ряду с Индонезией, где таких людей 30 миллионов, и Эфиопией, откуда родом была семья Александра Сергеевича Пушкина, где таких бедных людей порядка 28 миллионов человек, мы как раз ровно посередине. Повторю ещё раз: мы за то, чтобы Россия ушла чуть вперёд от Эфиопии и Индонезии, чтобы у нас не было работающих бедных людей. Мы поддерживаем данный законопроект, наша фракция будет за него голосовать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, если бы я написала такой законопроект, который немножко помог бы людям, я написала бы его совсем по-другому - попроще, там было бы две статьи, и всё. Но Валерий Фёдорович старался, чтобы законопроект вам понравился, очень старался - ну всё там продумал! Я уж его и критиковала, и в то же время я поддерживаю эту идею - идею помощи людям. Он всё продумал, предложил коэффициент 1,3, это небольшие деньги. Кроме того, он продумал, что правительству будут переданы все права: и по расчётам, и по определению условий, и по всему, что касается карточек, - ну всё-всё правительству. И выдавать карточки, а не наличку на руки - это тоже нравится власти. Он даже продумал, какие продукты можно покупать, а какие нельзя, потому что обязательно ведь скажете, что водку и табак будут покупать, - нет, и это всё продумано! Я ему говорю: "Ну нет же этих банкоматов в сёлах, а ведь в основном самые бедные живут в сёлах". - "Главное, чтобы приняли хоть что-нибудь!" И вот я думаю: скоро выборы - вам надо проголосовать, вы знаете, сколько вас поддержат?! Обычно нас, коммунистов, критиковали, мол, мы перед выборами законопроекты вносим, мы пиаримся. Сейчас будут не наши выборы, в основном не наши: вы же понимаете, что должен пройти наш президент, вам это всё понятно. Но нет, всё равно не надо! Я уже задавала вопрос. Вот начинают придумывать, почему нельзя принимать этот законопроект. Да сказали бы честно - и мы все поняли бы, - что не можете принять, потому что правительство не поддерживает и даёт соответствующее заключение, и всё было бы понятно. А так, знаете, только зло берёт: ну зачем выдумывать, там же всё настолько хорошо и правильно прописано - и всё равно не надо, то денег нет, то не поддержит правительство! А мы с вами кто?! Я всю жизнь, начиная с первого созыва, с этой трибуны выступаю за то, чтобы поднять престиж нашей структуры. Мы парламент, мы перед людьми стоим! Правительство не стоит, министр никогда не стоит перед людьми, он стоит тут, перед нами, - и все скорее голосуют за. Дорогие мои, давайте хоть раз проявим мужество и поддержим этот законопроект. А во втором чтении, если вам там что-то покажется неправильным, можно будет это исправить. Вон был такой страшно важный законопроект о землях, его принимать нельзя, и то вы говорили: "Мы потом поправим", - а тут всё понятно и чётко прописано. Наша фракция, конечно же, будет голосовать за, но, даже если три фракции проголосуют за, всё равно нас будет только сто с небольшим человек. Без вас никак. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР концептуально поддерживает инициативу, хотя у нас есть замечания к некоторым деталям предлагаемого механизма, к финансово-экономическому обоснованию. Но, отталкиваясь от затронутой проблематики и от самого названия законопроекта - "О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности", - принимая во внимание, что у нас порядка 20 миллионов граждан за чертой бедности, фракция ЛДПР считает, что мы, как социальное государство, обязаны искать механизмы для помощи нашим гражданам. Исходя из этого, мы считаем, что концептуально поддержать законопроект можно и нужно, а ко второму чтению надо доработать механизм и наконец реализовать то, о чём уже говорят в том числе в правительстве, предлагая так называемые продовольственные карточки, об этом говорится и в данном законопроекте. Фракция ЛДПР его поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я думаю, что этот законопроект очень хорошо иллюстрирует идеологию современных левых, которая выражается формулой: мы не против богатых, мы за то, чтобы не было бедных. Позвольте мне начать с некоторых цитат. Ещё в прошлом году Татьяна Голикова, руководитель Счётной палаты, заявила, что количество бедных в стране за первый квартал 2017 года увеличилось на 2 миллиона человек. Ольга Юрьевна Голодец, пожалуй, самый социальный человек в современном правительстве, говорила об уникальной российской бедности - бедности работающих. Я напомню, что президент страны на съезде "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорил о том, что бедность в России унизительна, - коллеги, обращаю на это ваше внимание. И наконец, только что патриарх говорил о том, что в стране опасное расслоение на бедных и богатых, накопление бедности на одном полюсе, богатства - на другом. Теперь давайте по сути. Валерий Фёдорович ссылался в основном на официальные данные. Я, как член группы "Солидарность", буду ссылаться на данные ФНПР, а также на данные официальных российских социологических служб и другую статистику. Кто у нас бедные? Самые бедные, коллеги, - это семьи с детьми. Очень хорошо, что Государственная Дума приняла президентский пакет, но давайте скажем честно, он не позволит нам выбраться из демографической ямы - он позволит сделать её менее глубокой, по крайней мере мы на это надеемся. Как только в семье появляются три-четыре ребёнка, почти автоматически она переходит в разряд бедных. Пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Появилась информация, полностью подтверждающая то, о чём сколько-то месяцев назад здесь говорил уважаемый депутат Олег Васильевич Шеин: люди достигают пенсионного возраста, но вместо пенсии получают, как бы это помягче сказать, ну, вы сами понимаете что. Порядка 70 тысяч граждан в этом году, достигнув пенсионного возраста, останется без пенсий, потому что введена балльная система, а они не набирают необходимого количества баллов. А представьте себе, что будет, если повысится пенсионный возраст, сколько у нас тогда будет бедных? Ну и наконец, что касается работающих, приведу данные профсоюзов. Вот мы очень гордимся - и справедливо гордимся - тем, что в этой Государственной Думе мы наконец решили вопрос о повышении минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Обещали в 2007 году - решили в 2018-м. Это хорошо, но, коллеги, если вы посмотрите на те же профсоюзные данные, то увидите... Пересчитаем нашу минимальную зарплату начала этого года в долларах: 9489 рублей - это 166 с половиной долларов. Для понимания: в Бразилии - 170, в Южно-Африканской Республике - 180, в Турции - 460, в Китае - 500 долларов, про Германию и Францию... Выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СМОЛИН О. Н. Про Германию и Францию я уж не говорю, чтобы не расстраиваться. При этом, коллеги, хочу обратить ваше внимание на одну важную вещь: разница в производительности труда между нами и социальными государствами Европы в 3-4 раза меньше, чем разница в заработной плате. А теперь давайте посмотрим на результаты опроса ВЦИОМа - это наша служба, а не какая-нибудь зарубежная: 10 процентов граждан заявили, что им не хватает денег на еду (коллеги, это не бедность, это настоящая нищета); 29 процентам на еду денег хватает, но не хватает на одежду (это прямая бедность); у 41 процента деньги на еду и на одежду есть, но не хватает на приобретение товаров длительного пользования (вот это то, что на Западе называется верхней частью низшего класса). Я мог бы продолжить, но и так понятно, что на самом деле бедных в России несравненно больше, чем об этом говорит официальная статистика. По данным ФНПР, 50 процентов работников получают не более 25 тысяч рублей в месяц, это на 11 тысяч рублей меньше, чем величина минимального потребительского бюджета, рассчитанного той же Федерацией независимых профсоюзов России. По данным этой федерации, доходы граждан в реальном исчислении опустились до уровня 2011 года, когда страна переживала предыдущий кризис, то есть фактически, скорее всего, к уровню 2007 года. Повторяю, это результат того, что в стране крайне высок уровень социального неравенства (помимо производительности труда). Все же говорят, что Россия - рекордсмен среди стран "двадцатки", потому что у нас 1 процент населения владеет 71 процентом национального богатства. А теперь последние данные ВЦИОМа: 81 процент населения заявили, что их материальное положение - от ниже среднего до очень плохого. Кстати, "Общероссийский народный фронт" приводит последние данные опроса врачей: если официальная статистика утверждает, что зарплата врачей 53 тысячи рублей в месяц, то "ОНФ" говорит, что 58 процентов врачей получают зарплату ниже тех же 25 тысяч рублей. Какие указы президента, коллеги, мы о чём?! Я хочу подчеркнуть, что законопроект внесён в апреле 2016 года - сейчас, конечно, он нуждается в корректировке, надо поднимать коэффициент 1,3 значительно выше. А вообще, та же самая Федерация независимых профсоюзов России поднимает вопрос о переходе от минимального прожиточного минимума к минимальному потребительскому бюджету, понятно, что поэтапном, потому что мгновенно это не сделаешь, и предполагается, что нужно не просто по-другому делить пирог, а увеличивать его, а значит, нам нужна ещё и новая индустриализация. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на проблему социоэкономики. Этот законопроект не только про бедность, он и про дополнительные стимулы для развития нашей экономики. Куда бедные понесут свои карточки? На покупку отечественных товаров. Вы знаете, что за последние восемь лет мы выросли всего лишь на 1,7 процента, по 0,2 процента в год, и серьёзные эксперты говорят, что даже те параметры, которые заложены в бюджете на 2018-2020 годы, - рост на 2,1, 2,2 и 2,3 процента - не будут исполнены, если мы не поменяем ситуацию? Надо помочь людям, чтобы они помогли нашей экономике. Бедность - не порок для человека, но порок для государства. Давайте поддержим законопроект и поможем избавиться от этого порока нашему государству, ведь оно по Конституции социальное. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, не могу поддержать коллегу Шеина Олега Васильевича: согласен, что богатства кучки олигархов надо перераспределять, наверное, другим образом и прибыль должна распределяться более справедливо, но абсолютно очевидно, что сегодняшний законопроект является приоритетным для фракции КПРФ именно потому, что впереди выборы Президента Российской Федерации. Я, как и мои коллеги коммунисты, искренне желаю, чтобы все наши граждане жили в обещанном коммунистическом раю, но 1980 год уже прошёл, а коммунизм так и не пришёл, поэтому всем надо помнить, что пустые обещания всегда ведут к краху. Приведу лишь один пример из своей жизни. Мой отец на шахте, в забое, проработал 27 лет, мать 25 лет на заводе моторы мотала, пятерых детей родили, ветераны труда, но обещанную благоустроенную квартиру так и не получили - ни от Хрущёва, ни от Горбачёва - в отличие, кстати, от партийных функционеров. Никому не нужны пустые обещания. Где взять ежегодно 1,5 триллиона рублей? Сумма немаленькая, но источники для реализации предложений авторы законопроекта не указали. Вот глубокоуважаемый коллега Алексей Владимирович Куринный упомянул, что подобная система работает в США. Согласен, но прошу заметить: Россия не Америка, у нас нет ФРС, которую можно запустить и напечатать сколько угодно необеспеченных зелёных бумажек. (Хотя почему необеспеченных? Они обеспечены огромной американской военной машиной, которая в случае нехватки ресурсов может разгромить любую страну и найти эти ресурсы.) Россия не Америка, у нас другие ценности: мы защищаем слабых, а не несём хаос и грабёж, и, несмотря на то что из бюджета России на оборону выделяется 60 миллиардов, а у них 700 миллиардов, слава богу, нас не бомбят - боятся (правда, постоянно травят, обложив предателями и холопами, одни бандеровцы чего стоят). Поэтому у нас каждая копейка на счету. Уравниловка не нужна, любая помощь должна быть адресной, и уже в январе 2018 года благодаря в том числе нашей слаженной работе будет введена единая государственная информационная система социального обеспечения, которая будет содержать полную информацию о мерах социальной поддержки из бюджетов всех уровней как в отношении отдельно взятого человека, так и по стране в целом. Давно надо было это сделать: многие люди просто не знают своих прав. Я постоянно на приёмах граждан даю консультации, думаю, и все депутаты, сидящие здесь, в зале, тоже это делают. Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ВОСТРЕЦОВ С. А. Несмотря на все усилия, которые прилагает государство, некоторые негодяи чиновники используют неграмотность людей. Надо усилить контроль за исполнением государством уже взятых на себя обязательств перед людьми. Взять ту же программу предоставления земли многодетным - вопрос буксует. Созданная информационная система значительно упростит получение гражданами информации о своих правах. Также хочу обратить внимание, что предлагаемый авторами законопроект противоречит сразу нескольким федеральным законам, принятым ранее: и Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и Федеральному закону "О государственной социальной помощи", в котором чётко прописано, что определение условий и порядка выплат малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим и иным категориям малоимущих граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На практике в регионах России реализуются меры социальной поддержки малоимущих граждан, и не только в связи с кризисом, при этом применяется адресный подход в оценке нуждающихся. Я не буду сейчас перечислять все меры поддержки, их достаточно много, но хочу напомнить, что в конце прошлой сессии мы поддержали ряд жизненно важных инициатив, предложенных Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, - это и выплата на первого ребёнка до достижения им полутора лет в размере 10,5 тысячи рублей, и льготная ипотека по ставке 6 процентов, и многие другие меры. Конечно, этого недостаточно и нужно стремиться к большему. Благосостояние всех зависит в первую очередь от развития экономики, а трудящихся - от заработной платы, и в этом направлении нам всем предстоит многое сделать. Один из первых шагов - мы вместе добились увеличения МРОТ до уровня прожиточного минимума. Вместе добьёмся и справедливой оплаты сверхурочных. Уверен, увеличим и составляющую долю окладов в зарплате до 75-80 процентов и многие другие вопросы решим. Не сомневаюсь, что авторами законопроекта двигали только благие намерения. Вот Олег Николаевич Смолин спросил: что конкретно предлагаете? Предлагаем коллегам-коммунистам меры поддержки, указанные депутатом Рашкиным Валерием Фёдоровичем, реализовать в Орловской и Иркутской областях, где ваши губернаторы, и в случае успешной пилотной реализации можно будет через год вернуться к обсуждению данной темы. Но в данной редакции фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержать законопроект не может и голосовать за него не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Автор? Пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Спасибо огромное за обсуждение, но я вынужден всё-таки ответить на ряд вопросов, которые были поставлены в докладах и выступлениях. Уважаемые господа, вообще-то этот законопроект предполагает право на жизнь, а не право на бедность. И если уж вы посмотрите, то бедность в современной России - это "достижение" не Компартии Российской Федерации, это как раз "достижение" партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". 21 миллион граждан Российской Федерации смотрят в ваши глаза, потому что кушать хочется, потому что не на что детей одеть, обуть, нечем заплатить за коммунальные услуги, а надо ещё выжить умудриться! "Красные" губернаторы работают, и с них пример надо брать, и они работают при президенте Путине - не забудьте об этом! - и голосовать будут в соответствии с работой. Вы бы подумали о Путине-то, прежде чем высказываться по поводу "красных " губернаторов. Уберите из своей лексики фактор выборов. Каждый раз, как только социальный законопроект вносится, вы вспоминаете какие-то выборы. Выборы каждый год, а жизнь - каждый день, имейте это в виду! С утра проснулись и вспоминайте: 21 миллион - вот как Отче наш, тогда по-другому будете смотреть на социальные законопроекты, которые мы вносим в Государственную Думу. Что касается механизма. Он прописан в законе, он реализован в Российской Федерации, я уже не говорю о других государствах, в субъектах карточки уже выдают и по этим карточкам товары выдают - это технология, а не концепция. Что вы уводите вопрос от концепции? Концепция такова: нам надо ликвидировать бедность, мы должны поднять покупательную способность граждан - мы же все за то, чтобы ликвидировать кризис. Ну изучите все кризисы во все времена: не подняв покупательную способность граждан, ни одна страна не выходила из кризиса - ни одна! Мы предлагаем реальный механизм, в том числе с участием Правительства Российской Федерации. Законопроект абсолютно проработанный, законопроект подготовлен с учётом ваших требований и выступлений, в том числе требования, чтобы правительство участвовало. Вы ссылаетесь на закон об общих принципах организации и законодательных (представительных) органов власти - да своим бюджетом... Мы, Компартия, не голосовали, Геннадий Андреевич выступал и чётко и однозначно объяснил почему. Девять субъектов Федерации остались не закредитованы критически, из всей России - девять! И вы собираетесь навесить эту социальную обузу на субъекты Федерации? Откуда у них?.. Они уже так закредитованы, что подпадают под закон о банкротстве! Мы предлагаем реальный механизм. Если вы считаете, что нет средств, ещё раз говорю вам: надо просто принимать предложения Компартии Российской Федерации, все законопроекты лежат в базе данных. Вы на оборону, национальную безопасность, правоохранительную деятельность, общегосударственные расходы направляете более 40 процентов - в кризис! Ну посмотрите, нет других стран, где такие средства направляли бы туда. Дайте всего четвёртую часть этого объёма, и мы покроем расходы - и кризиса не будет, и люди вздохнут, и благодарить вас же будут. Возьмём то же самое введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Минимальный расчёт - 600 миллиардов рублей можно получить. С кого? Граждане с доходом 1 миллион рублей - это не наши расчёты, статистика - составляют лишь 0,3 процента населения, а граждан с доходом 10 миллионов всего 0,017 процента. Вот эти категории будут затронуты - и 21 миллион будет иметь покупательную способность и вздохнёт свободно. Возьмите то же самое подавление коррупции. Мы же все говорим, мол, воровство, коррупция, надо бороться - а мы на 136-м месте в рейтинге коррупции. Нигерия, Ливан, Киргизия, Камерун - вот кого мы обогнали. Вот вам средства, они есть! Аргументы не в пользу "ЕДИНОЙ РОССИИ". Прошу вас поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. (Аплодисменты.) Содокладчик? Пожалуйста, Сапрыкиной включите микрофон. САПРЫКИНА Т. В. Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты! Огромное спасибо за уважительное отношение к мнению экспертного совета и к мнению, к решению, к заключению Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Уважаемые коллеги, обратите внимание, дискуссия развернулась вокруг проблемы, значимость которой и наличие которой не отрицает ни одна из фракций, - это низкая покупательная способность наших граждан. Но дело в том, что при обсуждении концепции конкретного законопроекта мы приходим к выводу, комитет пришёл к выводу, что с помощью этих мер проблема решена, к сожалению, не будет. При этом надо отметить, что, признавая важность этой проблемы, комитет, так же как и другие комитеты, работает над её решением. Только в 2017 году наш комитет, как комитет, назначенный Советом Государственной Думы ответственным, осуществлял работу над 223 законопроектами, которые были направлены на урегулирование отношений в сфере труда, в сфере пенсионного, социального законодательства, касались минимальных социальных гарантий, при этом 31 из них стал федеральным законом, а 19 уже подписаны Президентом Российской Федерации. То же самое можно сказать обо всех комитетах Государственной Думы. Работа идёт планомерно, но одним законопроектом эту проблему не решить. И ещё раз спасибо большое вам за уважительное отношение к мнению Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, который считает, что концепцию данного законопроекта поддерживать нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все желающие выступили. Ставится на голосование проект федерального закона "О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 10 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 111 чел. Не голосовало 339 чел.75,3 % Результат: не принято Не принимается.