Заседание № 90
01.04.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 104557-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о включении в состав территории муниципального образования населенного пункта, не имеющего с ним общих границ).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2445 по 2656 из 5153
Пункт 5, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Воронежская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Докладывает член Комитета по вопросам местного самоуправления Александр Викторович Сарычев. Пожалуйста. САРЫЧЕВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект, внесенный Воронежской областной Думой, практически аналогичен законопроекту, который мы с вами только что рассмотрели. Я имею в виду законодательную инициативу Липецкого областного Совета. Позицию комитета и наши аргументы по данному вопросу я уже доложил, поэтому повторяться не буду. Мы рекомендуем Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Воронежской областной Думой. Но все-таки позвольте мне, Борис Вячеславович, с учетом того, что было высказано много замечаний депутатами по 131-му закону, высказать еще раз позицию комитета. Обеспокоенность наших депутатов перекликается с позицией комитета, мы тоже обеспокоены перспективой реализации этого закона. И чтобы в ходе реализации этого закона, 131-го, который вступит в силу с 1 января 2006 года, не было повторения ситуации, как получилось по 122-му закону, сегодня принято решение Правительством Российской Федерации ввести в действие 131-й закон в двух субъектах Федерации в качестве эксперимента. То есть сегодня этот закон реализовывается в полной мере, как если бы вступил в силу с 1 января 2006 года, в Ставропольском крае и в Новосибирской области. Первые шаги сделаны этими двумя субъектами Федерации в ходе реализации этого закона, ситуация находится под контролем нашего правительства и Комитета по вопросам местного самоуправления. И поэтому все действия, и ошибки, и предложения, которые появятся в ходе реализации, мы будем учитывать в 2006 году. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич, вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я бы вот хотел уточнить с руководством комитета, я уже вел об этом переговоры... Борис Вячеславович, я вижу, и вы поддерживаете эту инициативу, это предложение о проведении парламентских слушаний в мае. Но я хочу уточнить: надо ли теперь это оформлять письменно, с инициативой обращаться в Совет Думы или достаточно того, что сегодня мы это оговорили и на очередном Совете примем решение в мае провести парламентские слушания по проблемам реализации 131-го закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что мы этот вопрос рассмотрим 7 апреля, в четверг, на Совете Государственной Думы. Я попрошу комитет подготовить предложения о проведении парламентских слушаний не позже конца мая. Есть ли необходимость в выступлениях? Есть, вижу две руки. Пожалуйста, Гостев Руслан Георгиевич, потом Чаплинский. ГОСТЕВ Р. Г. Я хотел бы, чтобы вы не восприняли мое второе выступление как весеннее обострение, я не страдаю этим. Но вместе с тем, Борис Вячеславович, избиратели, жители того поселка, который попал под пресс этого закона, обращались во все инстанции в области, обращались в Москву. Если и поступили к ним какие-то ответы, то это были чистейшие отписки: если принят закон - надо его выполнять и привет, ребята, вперед с песней. Это создало очень высокую напряженность в этом поселке. Далее. Переход этого поселка в район, в который его перекидывают, значительно ухудшает положение всех жителей этого поселка. Район, который получает этот поселок, тоже им ничем не может помочь, ибо находится в тяжелейшей ситуации, в тяжелейшем положении, то есть мы ухудшаем положение даже тех, кому уже совсем плохо, понимаете? Люди задают вопрос... Сейчас они "повисли". Более того, меня удивляет областная Дума (это моя родная область, родной город), которая вышла с законопроектом, но вместе с тем не представила никого, кто бы мог доказать, обосновать свою точку зрения. Это говорит о формальном подходе: бунт поднимается в поселке, мы направили инициативу, а в Москве рассмотрят, какое примут решение - так и будет, а мы вроде всё сделали, что могли. Более того, хочу сказать, что депутат областной Думы Голеусов, который представлял этот законопроект, выступая, объяснял, какие последствия могут быть для области, для города и так далее. Город выступал против того, чтобы изымали этот поселок, понимая последствия для этих людей, - нет, мы идем наперекор всему, не учитываем мнение избирателей, мнение граждан Российской Федерации, наплевательски на это смотрим, считая, что в Москве или в Воронеже областная Дума знает лучше, как жить этим людям. Я считаю, что это недемократично. Я считаю, что это грубейшее нарушение Конституции Российской Федерации. И я прошу, Борис Вячеславович, поддержите, чтобы Государственная Дума приняла федеральный закон о парламентском расследовании, чтобы мы могли разбираться в том, что делается у нас в исполнительной власти. Кстати, во многих странах мира такой закон существует и парламентское расследование ведется. Это повышает значимость парламента, повышает значимость депутатов, и в то же время это даст возможность нам разобраться, к чему мы идем, когда принимаем те или иные федеральные законы. Ведь когда мы сталкиваемся с тем, что на практике... Мы выбрали формулу: закон хорош, а исполнение плохое. В данном случае и закон плохой, а уж исполнители - бюрократы, чиновники - его докручивают до конца... Вы знаете, я иногда думаю: может быть, нашей партии ордена давать таким людям за то, что они создают высочайшее напряжение в обществе, подталкивают страну к революционной ситуации? Разве можно так поступать?! И я думаю, что мы здесь, в парламенте, в Государственной Думе, должны противодействовать таким поступкам, действиям и со стороны законодательных собраний субъектов Федерации, и тем более со стороны депутатов Государственной Думы. Мы не должны допускать такие вещи! Спасибо. Извините... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чаплинский, пожалуйста, Сергей Игоревич. ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина". Во-первых, хотел бы обратить внимание коллег на то, что комитет вынес на сегодняшнее заседание рассмотрение данного вопроса, но представитель Воронежской Думы не смог, естественно, принять в нем участие, потому что только вчера состоялось первое заседание Воронежской областной Думы нового созыва. То есть старая уже прекратила свои полномочия - раньше мы не рассмотрели этот законопроект, - а новая просто не успела никого назначить своим представителем. Поэтому просьба к комитетам быть повнимательнее. Но хотелось бы продолжить выступление Руслана Георгиевича. Действительно, почему родился этот законопроект? Потому что не только в Воронежской, но и в других областях ситуации такие, как, например, в поселках Боровое, Репное, которые всегда были частью Воронежа. По новому закону сейчас жителей заставили фактически перестать быть жителями их родного города Воронежа, они стали жителями другого муниципального образования как раз из-за того, что законодательно не урегулированы подобные вопросы. Таких примеров у нас очень много. Города Москва, Зеленоград, пожалуйста, - тоже один и тот же субъект Федерации, разделенный территорией, поселок Некрасовка в Москве опять же. Но особо хочется обратить внимание на очень серьезную проблему, которая касается работы всей Государственной Думы, поэтому просьба и к Борису Вячеславовичу, и Любови Константиновне. Сейчас, насколько я понимаю, идет некое подведение итогов работы комитетов. Вот ряд комитетов, на мой взгляд, очень неэффективно работает. Говорится много слов о том, что да, мы готовим предложения, готовим слушания, там действительно есть проблемы, надо принять решение, но никаких решений не предлагается. Вот комитет предлагает отклонить данный законопроект, но взамен никаких предложений конкретных нет. Действительно, назрела давно уже проблема парламентских слушаний. Почему сам комитет их не инициирует? Проблемы очень серьезные, надо очень внимательно относиться к этому, и поэтому просьба к руководству Государственной Думы все-таки принять решение. Может быть, объединить какие-то комитеты, реорганизовать нашу работу, а может быть, заменить где-то руководителей комитетов, которые не справляются с существующим объемом работы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Игоревич. Я единственное хочу уточнить: Воронежская областная Дума не представила здесь докладчика не в связи с тем, что у них неразбериха, а в связи с болезнью председателя постоянной комиссии по местному самоуправлению Траньковой, которая должна была здесь нам докладывать. И письмо это было аж 29-го числа направлено в наш адрес. Вот письмо. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Я долго говорить не буду, просто скажу в рамках обмена репликами с представителем комитета. Во-первых, мне кажется, что очень хорошая впервые за длительное время идет дискуссия в парламенте, за что хотелось бы поблагодарить наших коллег, в первую очередь сидящих в президиуме. Во-вторых, что касается ссылок на то, что мы организовали два полигона в стране и на этих двух полигонах, на Ставрополье и где-то там еще, сейчас нормально всё обкатаем, и если там всё будет отлично, то это спокойно можно переносить на всю остальную Россию, - эти ссылки несостоятельны. Проблемы 131-го закона заключаются в нескольких позициях: а) отсутствие четко закрепленных реальных источников бюджетного финансирования муниципальных образований; б) это, наверное, самое главное, - как раз тот хаос, который он создает. То есть, в частности, у нас получается, что существуют вилки, существуют разные варианты, каким образом строить местную власть. Я только один пример приведу и думаю, что всё будет очевидно. Как конкретно в Астрахани принимался устав города? Было принято решение, по которому население выбирает председателя городского совета, то есть человека, не обладающего никакими полномочиями вообще, кроме ведения заседаний депутатов. А депутатский корпус отдельно назначает начальника финотдела, начальника комитета по имуществу и главу администрации, которым подчинено всё остальное, то есть ЖКХ, больницы, школы, но у которых нет ни денег, ни имущества. Это полный хаос, который, однако, укладывается в схему 131-го федерального закона. Если на Ставрополье другая схема - это отлично. Но если 131-й закон предполагает формирование в стране вот такой каши - на усмотрение местных органов, то это неправильно. Либо мы строим вертикаль с назначением мэров областных центров губернаторами или назначением их депутатами, так как у них реальная власть и реальные полномочия, либо мы строим демократию, где население тоже избирает мэров с реальной властью, с реальными полномочиями, а не вот та каша, которая у нас прописана в 131-м федеральном законе. Это только одна иллюстрация. Их на самом деле много. И мне кажется, ссылаться на то, что два полигона организовали и давайте посмотрим, чем там у нас эти эксперименты закончатся, совершенно неправильно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 03 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4% Результат: не принято Не принято.