Заседание № 205
О проекте федерального закона № 104537-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (в части, касающейся установления пограничной зоны).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Третье чтение. Доклад заместителя председателя Комитета по безопасности Павла Тимофеевича Бурдукова. Что-то я не вижу Павла Тимофеевича. Нет докладчика? Нет докладчика - значит, рассматриваем следующий вопрос.
Уважаемые коллеги, подошел докладчик по вопросу 4, Павел Тимофеевич Бурдуков. Еще раз объявляю тогда: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Пожалуйста, Павел Тимофеевич Бурдуков. БУРДУКОВ П. Т., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! При рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" в первом и втором чтениях уже говорилось, что его разработка была вызвана необходимостью в сложных для Российской Федерации экономических условиях решить проблему несоответствия установленных еще ранее на некоторых участках границы рубежей основных инженерно-технических сооружений пограничных войск и существующей в настоящее время ширины пограничной зоны, а также неоднократными обращениями субъектов Российской Федерации с просьбой увеличить максимальные пределы пограничной зоны в связи с ростом организованной преступности в приграничных регионах и расширением демографической экспансии в отношении России со стороны ряда сопредельных государств. Уважаемые коллеги, законопроект прошел все процедуры, которые было необходимо провести к третьему чтению. Получено заключение Правового управления. И я хотел бы ответить на одно замечание Правового управления, по поводу того, что в законопроекте не определено, не расшифровано понятие "иная деятельность". Должен сказать, что в настоящем законопроекте данное понятие расшифровывается полностью. Это деятельность, связанная с пользованием - подчеркиваю - землями, лесами, недрами и водами. То есть не только указывается на конкретный вид деятельности - пользование, но и определяется перечень объектов, связанных с этой деятельностью. Считаю, что законопроект полностью отвечает Регламенту и законодательству Российской Федерации. Прошу подтвердить решение комитета, который просит принять законопроект в целом, то есть в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Присаживайтесь, пожалуйста. Выносим на "час голосования".
Пункт 4 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". По мотивам, пожалуйста, Надеждин Борис Борисович. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые депутаты, во втором чтении, несмотря на все мои усилия, прошла поправка, и она сохранилась в третьем чтении. Я просто прочту, что написано в этом законе в статье 18, просто прочту без всяких комментариев. Читаю: "Хозяйственная, промысловая и иная деятельность... в пределах пятикилометровой полосы... осуществляется на основании разрешения... Федеральной пограничной службы Российской Федерации". Комментарии излишни. Если эта граница на Дальнем Востоке, где ничего нет, - это еще можно понять, но как вы себе представляете эту ситуацию, скажем, в городе Иван-город? Этот город и Нарва находятся целиком в пятикилометровой зоне. Любая человеческая деятельность в соответствии с этим законом - с разрешения погранслужбы. (Оживление в зале.) Комментарий закончил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, это по мотивам, да? Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 01 сек.) Проголосовало за 371 чел. 82,4% Проголосовало против 10 чел. 2,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел. 15,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 104537-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (в части, касающейся установления пограничной зоны; принят в первом чтении 16 мая 2002 года с названием "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 6 (законопроект второго чтения) - проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по безопасности Бурдуков Павел Тимофеевич. Пожалуйста, Павел Тимофеевич. БУРДУКОВ П. Т. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" была осуществлена в связи с необходимостью в сложных для Российской Федерации экономических условиях решить проблему несоответствия установленных еще в советское время на некоторых участках границы рубежей основных инженерно-технических сооружений пограничных войск существующей в настоящее время ширине пограничной зоны. На сегодняшний день пограничная зона включает полосу местности шириной до 5 километров от Государственной границы Российской Федерации и морского побережья российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, тогда как рубеж основных инженерно-технических сооружений располагается, как правило, на удалении около 10 километров, а на некоторых участках Государственной границы Российской Федерации - и более. Предложенный законопроект устраняет возникшее противоречие между сложившейся практикой и федеральным законодательством. Кроме того, данный законопроект приводит положения статей 13 и 18 закона в соответствие друг другу и уточняет употребляемые в ныне действующей редакции Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" понятия, в частности понятие "вблизи Государственной границы". В целом законопроект направлен на совершенствование порядка установления пограничной зоны, ее режима, не затрагивает установленные Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" правила пограничного режима, полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не ограничивает возможности России по выполнению своих международных обязательств. Им предусматривается более гибкий порядок определения ширины пограничной зоны - в зависимости от особенностей административно-территориального деления, физико-географического положения региона и традиционных видов деятельности местного населения, что позволяет исходя из реальных условий установить необходимую ширину пограничной зоны. Данный законопроект стал особенно актуален сегодня в условиях проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, активизации незаконной миграции, освоения иностранными гражданами территории Российской Федерации, и в первую очередь гражданами Китая и Дальнего Востока. Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" снимет многие вышеназванные проблемы и позволит создать необходимые условия для надежной защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Комитет по безопасности в связи с этим подготовил законопроект ко второму чтению и просит пленарное заседание Государственной Думы утвердить таблицу 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице 1 поправок, которые комитет рекомендует к принятию? Надеждин Борис Борисович. НАДЕЖДИН Б. Б. Прошу отдельно обсудить поправки 3 и 7 из принятых комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 3 и 7, да? Есть ли еще вопросы по таблице? Нет. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, за исключением поправок 3 и 7? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 14 сек.) Проголосовало за 364 чел. 80,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел. 19,1% Результат: принято Принято. По поправке 3, Борис Борисович Надеждин, пожалуйста. НАДЕЖДИН Б. Б. Поправки 3 и 7, принятые комитетом (я прошу депутатов прислушаться, особенно тех, у кого здравый смысл есть), вводят принципиально новые мероприятия. В пятикилометровой зоне... (Шум в зале.) Можно я скажу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Борисович, вы перестаньте, эти свои шуточки... пожалуйста, вы парламентскую этику соблюдайте. НАДЕЖДИН Б. Б. Слушайте, это никакие не шуточки. Просто люди сзади беседуют, говорят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "У кого здравый смысл есть"... Иногда хочется засомневаться, есть ли он у того, кто докладывает. НАДЕЖДИН Б. Б. Можно я скажу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будьте вежливы вообще к своим коллегам-депутатам. И по поправкам давайте конкретно... НАДЕЖДИН Б. Б. Любовь Константиновна, я ничего оскорбительного не произнес, просто я слышу сзади шум. Я и попросил прислушаться людей, потому что то, что я говорю, действительно важно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поделикатнее прислушиваться просите. Я делаю вам замечание, Борис Борисович. НАДЕЖДИН Б. Б. Можно продолжать, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно продолжать, да. НАДЕЖДИН Б. Б. Спасибо. Вводится принципиально новая история. Если раньше в пятикилометровой зоне... Кстати, в первом чтении в законопроекте так и было: требовалось уведомление органов Федеральной пограничной службы для занятия (цитирую) хозяйственной, промысловой и иной деятельностью и так далее. А сейчас требуется разрешение. У вас есть заключение Правового управления, и в нем совершенно ясно написано, что это нельзя в закон вставлять, потому что терминология загадочна. Как вы себе это представляете? Хозяйственная деятельность в этой зоне с разрешения Федеральной погранслужбы? Это что означает? Что бы вы ни делали, начиная с того, что собрали огурцы на своем огороде и понесли их продавать на рынок, это нужно делать с разрешения Федеральной погранслужбы. Поставить ларек по продаже воды и сигарет - нужно разрешение Федеральной погранслужбы. На мой взгляд, это абсолютно не нужно и нужно оставить то, что было в первом чтении: с уведомления... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Тимофеевич Бурдуков. БУРДУКОВ П. Т. Спасибо. Комитет по безопасности рассмотрел поправку 3. Авторы поправки - член Совета Федерации Попов и депутат Государственной Думы Войтенко. Мы считаем, что поправка носит чисто уточняющий характер, потому что в пределах пятикилометровой зоны и сейчас существует разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Войтенко включите микрофон, как автору поправки. ВОЙТЕНКО В. П., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, на сегодняшний день установлена пятикилометровая пограничная зона. И сегодня существует именно разрешительный характер в пятикилометровой зоне. В связи с тем, что на основании этого закона пограничная зона может быть больше 5 километров, и внесена поправка: оставить в пятикилометровой зоне прежний порядок, чтобы не было никаких коллизий. А что касается зоны далее 5 километров, то здесь, соответственно, - только уведомительный характер, тем более что разрешительный характер носят только те мероприятия, которые связаны с охраной государственной границы. Я считаю, что здесь нет никаких нарушений, здесь нет ничего нового. И кстати, в первом чтении этот вопрос так и не рассматривался. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 3? Депутат Надеждин против. Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 332 чел. 73,8% Проголосовало против 24 чел. 5,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел. 20,9% Результат: принято Поправка остается в таблице. Поправка 7. Борис Борисович Надеждин. НАДЕЖДИН Б. Б. Знаете, я лучше уж замолчу. Голосуйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы снимаете свою... НАДЕЖДИН Б. Б. Нет-нет, вы ее голосуйте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда комментариев не требуется, Павел Тимофеевич, да? Пожалуйста, Павел Тимофеевич Бурдуков. У нас какие-то новые правила. БУРДУКОВ П. Т. Уважаемые коллеги, поправка, которую внесли Попов, Бойцов и Войтенко, носит аналогичный характер. То есть в пятикилометровой полосе - порядок разрешительный, после пятикилометровой зоны, на территории административного района - уведомительный характер ведения хозяйственной и иной деятельности. Комитет по безопасности просит эту поправку тоже принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы принять эту поправку? Депутат Надеждин против. Правда, нет обоснования. Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 29 сек.) Проголосовало за 322 чел. 71,6% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел. 27,6% Результат: принято Принимается. По таблице 2 есть ли замечания, уважаемые депутаты? БУРДУКОВ П. Т. Есть предложение утвердить таблицу 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она уже утверждена, Павел Тимофеевич. БУРДУКОВ П. Т. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вы что-то все сегодня решили нас запутать. Павел Тимофеевич, мы таблицу 1 проголосовали... БУРДУКОВ П. Т. Прошу прощения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...за исключением поправок, вынесенных на отдельное голосование. Каждую из поправок мы проголосовали, и каждая осталась в таблице, соответственно, таблица поправок принята в полном объеме. Теперь таблица 2. БУРДУКОВ П. Т. В таблице 2 имеется одна поправка, члена Совета Федерации Бойцова. Комитет по безопасности просит ее отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу 2, с поправкой, рекомендованной к отклонению? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 51 сек.) Проголосовало за 340 чел. 75,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел. 24,4% Результат: принято Таблица 2 принимается. Павел Тимофеевич, перед тем как поставить на голосование во втором чтении законопроект... Здесь есть заключение Правового управления, которое роздано депутатам 31-го числа, где Правовое управление предлагает привести, так скажем, в соответствие с требованиями редакцию некоторых статей. Вы видели это, да? Пожалуйста. БУРДУКОВ П. Т. Понимаете, коллеги, произошла коллизия. После завершения работы по подготовке ко второму чтению Комитет по безопасности просил Правовое управление дать заключение. (У нас имеется два заключения.) Правовое управление дало нам заключение, что к данному тексту не имеется никаких замечаний. Ну, мы хотели как лучше и попросили Правовое управление еще раз посмотреть и представить нам замечания, имея в виду возможное принятие законопроекта сразу в третьем чтении. И вдруг Правовое управление разразилось своими замечаниями. Что можно сказать? В данном случае, я считаю, замечания не соответствуют действительности. Там дают поручение Комитету по безопасности, или просят определить, что такое "иная деятельность". Уважаемые коллеги, данный термин расшифрован и в статье 16, и в статье 18 в полном объеме, так что, я считаю, нет необходимости нам еще раз возвращаться к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять во втором чтении проект?.. (Выкрики из зала.) По мотивам от фракции... Вы же сказали, что будете молчать. Как быстро вы меняете свою позицию, Борис Борисович. Пожалуйста, от фракции - Надеждин. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые депутаты, ко мне не прислушались, пожалуйста, к Правовому управлению прислушайтесь. Мы сейчас принимаем законопроект, в котором написано, что абсолютно любая деятельность в пятикилометровой зоне ("иная деятельность" - значит, любая, - написало Правовое управление) осуществляется с разрешения органа Федеральной пограничной службы. Ну просто вот всё, больше не могу ничего говорить. БУРДУКОВ П. Т. Уважаемые коллеги, я могу только вот что добавить. В разделе IV названного закона, посвященном пограничному режиму, дается исчерпывающее объяснение термину "иная деятельность": "деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами". То есть не только указывается конкретный вид деятельности - пользование, но и определяется перечень объектов. Я думаю, не надо больше обсуждать эту тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять во втором чтении проект федерального закона "О Государственной границе Российской Федерации"? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 22 сек.) Проголосовало за 371 чел. 82,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел. 17,6% Результат: принято Принимается.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 104537-3 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (в части, касающейся установления пограничной зоны).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 2 повестки дня - проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Доклад Виктора Петровича Войтенко. Пожалуйста, Виктор Петрович. ВОЙТЕНКО В. П., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Актуальность данного законопроекта обусловлена возрастанием угроз национальной безопасности России в современных условиях, в том числе в пограничной сфере. Это международный терроризм, контрабанда наркотиков, нелегальная миграция, масштабное расхищение природных ресурсов и ряд других реальных и потенциальных угроз, сконцентрированных в приграничном пространстве Российской Федерации. Целью данного законопроекта является создание необходимых условий войскам и органам пограничной службы Российской Федерации, силам и средствам других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим различные виды государственного контроля на государственной границе, в повышении эффективности противодействия этим угрозам. В настоящее время в сложных для Российской Федерации экономических условиях существующий пятикилометровый предел пограничной зоны не в полной мере обеспечивает необходимые предпосылки для эффективного противодействия угрозам национальной безопасности России на государственной границе. Кроме того, исторически сложившаяся система охраны государственной границы на участках границы бывшего СССР не в полной мере соответствует нормам статьи 16 Закона "О Государственной границе Российской Федерации". В частности, на границе с Китаем и на других участках государственной границы рубеж основных инженерно-технических сооружений располагается за пределами пятикилометровой зоны. А на горных участках, например на границе с Грузией и Азербайджаном, правовые условия для осуществления пограничной службой Российской Федерации своих полномочий по контролю за режимом государственной границы, пограничным режимом, не в полной мере соответствуют действующему законодательству. Ввиду особенностей рельефа местности охрана государственной границы войсками и органами пограничной службы осуществляется на значительном удалении от границы, превышающем пределы пятикилометровой зоны. Это, в свою очередь, порождает конфликтные ситуации между гражданами Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Необходимо также отметить, что законопроект конкретизирует и более четко определяет полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по порядку установления и отмены пограничной зоны. Ввиду неурегулированности данного вопроса на сегодняшний день отдельные субъекты Российской Федерации (это имело место в Республике Дагестан, Краснодарском крае) самостоятельно отменяют пограничные зоны и тем самым создают определенные трудности в выполнении задач войскам и органам пограничной службы, приводят к активизации противоправной деятельности на государственной границе. Хочу обратить ваше внимание на то, что увеличение пределов пограничной зоны ни в коей мере не ущемляет права и свободы граждан, определенные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, так как законопроект не затрагивает нормы статьи 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", определяющие вопросы установления правил пограничного режима. При этом эти правила определяются решениями субъекта Российской Федерации исходя из особенностей региона по согласованию с должностными лицами пограничной службы. Законопроект поддержан Правительством и большинством субъектов Российской Федерации. Его принятие не потребует дополнительных средств из федерального бюджета. На законопроект получено заключение Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации, в котором есть отдельные замечания. Такие же замечания имеются от Комитета по обороне. При рассмотрении данного законопроекта во втором чтении все вопросы будут учтены. Прошу вас поддержать данный законопроект. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович, присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по безопасности Павел Тимофеевич Бурдуков. Включите микрофон депутату Бурдукову. БУРДУКОВ П. Т. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! За период, прошедший с момента внесения законопроекта на первое чтение, в Комитет по безопасности поступили письма и замечания, большинство из которых положительные, в том числе от Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по безопасности в своем заявлении поддерживает инициативу, внесенную Войтенко и Романчук. Мы просим депутатов Государственной Думы поддержать данную законодательную инициативу. Думаем, что она послужит укреплению границ и безопасности нашей Родины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Тимофеевич. Уважаемые депутаты, у кого есть вопросы к докладчику и содокладчику? Так, прошу записаться на вопросы. Покажите список. Депутат Гамза, пожалуйста, ваш вопрос. ГАМЗА Г. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Войтенко. Виктор Петрович, пожалуйста, скажите, вот по закону (и вообще, вы сами пограничник) какая зона является приграничной территорией? ВОЙТЕНКО В. П. Я хочу сказать, что согласно статье 4 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" под приграничной территорией понимается территория пограничной зоны российской части вод, пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где пунктом пропуска через государственную границу установлен пограничный режим, а также административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, а если попроще, то фактически - границы административного района, прилегающего к государственной границе. Это и есть приграничная территория. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Драганов, ваш вопрос. Нет вопроса. Депутат Мяки. МЯКИ А. Э., фракция "Союз Правых Сил". Виктор Петрович, на сегодняшний день посты стоят в основном у границы. Сейчас вы предлагаете отодвинуть их по территории района, соответственно на каждой из дорог, которые ведут в данный район, будут установлены пограничные посты. Но вы говорите о том, что это не приведет к увеличению затрат из федерального бюджета. Или это все-таки ведет к увеличению затрат на содержание пограничных войск? ВОЙТЕНКО В. П. Понял, спасибо. Уважаемые коллеги, я хочу внести ясность: данный закон не обязывает устанавливать пограничную зону именно в рамках приграничных районов, потому что в статье 16 остается запись, что в пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха и так далее, то есть здесь ничего не меняется. Пограничная зона может быть, или ее вообще может не быть, или она может быть установлена на протяжении нескольких километров в пределах административного района. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шмаков, ваш вопрос. Нет депутата Шмакова? Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. У меня к Виктору Петровичу вопрос в развитие того, что задавал депутат Гамза. Все-таки вы нам поясните, с принятием предлагаемой вами поправки как будут соотноситься пограничная зона и приграничные территории? Вы правильно зачитали статью. Но там говорится, что приграничные территории - это административные районы, прилегающие к пограничной зоне. Теперь же мы пограничную зону расширяем до уровня административного района. Получается ли теперь так, что административный район - это то, что прилегает к границе, плюс еще то, что будет прилегать к пограничной зоне? Вот здесь есть какое-то противоречие. Мне кажется, это надо бы уточнить. ВОЙТЕНКО В. П. Сергей Николаевич, здесь на самом деле нет никакого противоречия. Почему? Я зачитаю еще раз самое последнее предложение - о том, что входит в определение приграничной территории: "а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне..." и так далее. То есть фактически понятие "административный район" поглощает понятие "приграничные территории". Пограничная зона, если даже она будет в составе приграничной территории, то есть в пределах приграничного района... Самое дальнее расстояние, на которое могут распространяться приграничные территории, - это следующий за ними еще один пограничный район, здесь это небольшое расстояние. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Южаков Владимир Николаевич. ЮЖАКОВ В. Н. Скажите, пожалуйста, вот если мы примем этот законопроект, то какой предельной ширины может достигать эта пограничная зона, если она будет совпадать с территорией административного района, водоемов и так далее? ВОЙТЕНКО В. П. Вы знаете, у нас нет конкретно определенных пределов административных районов, они могут быть самыми разными, поэтому сказать, на сколько километров они могут простираться, я не могу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Басов, ваш вопрос. БАСОВ В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, вопрос уже озвучен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. Присаживайтесь пока, Виктор Петрович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Очень важный закон, и жаль, что он принимается столь поздно. Разработчики правильно учитывают все факторы: обстановку на Северном Кавказе и, можно добавить, ситуацию на китайской границе, контрабанду... Ежедневно тысячи иностранных судов грабят, так сказать, наши биологические ресурсы только лишь в Тихом океане. Потом огромное количество переселенцев, беженцев. То есть этнические потоки - это то, что вызвало сегодня поправение в Западной Европе. И в Западной Европе в течение десяти лет к власти придут партии именно национально-государственной ориентации, потому что раскрытые границы привели к хаосу, к росту преступности, к потоку наркотиков по всей планете. Зарабатывают лишь люди определенных регионов практически на убийстве миллионов землян. Эти крестьяне, проживающие в некоторых странах типа Афганистана и других, ничего не делая (опиумный мак сам по себе растет - солнышко), сейчас соберут урожай, и через наши незащищенные границы потоки наркотиков двинутся в Россию, Европу и по всему миру. Поэтому надо не только уточнять, совершенствовать порядок установления погранзоны, надо расширять ее, эту погранзону, надо договариваться с сопредельными государствами, чтобы там были приняты аналогичные меры. Нам надо Запад хотя бы в этом плане обогнать, в плане экономики мы не успели обогнать, но вот в плане совершенствования погранзоны у нас богатейший опыт. Самый большой опыт именно в нашей стране, потому что перед войной мы наглухо закрыли наши границы, наглухо. Если бы при этом еще завезли огромное количество богатств в страну, а не наоборот (мы их вывезли), завезли бы их и закрыли границу, то мы обязательно победили бы, вернее, не допустили бы Второй мировой войны на своей территории. Поэтому это имеет большое значение, но это часть вопроса. Разработчики не учитывают, что это нужно обязательно увязать с работой контрразведки, с работой Службы внешней разведки, то есть мы возвращаемся к вопросу совершенствования структуры органов государственной безопасности. Четыре года назад в этом зале депутаты необоснованно отказались принять закон об усилении органов государственной безопасности, и теперь мы через несколько лет отдельными маленькими законами пытаемся решить эту проблему. Конечно, это лучше, чем ничего, но это слабо, потому что в комплексе мы проблему не решаем. Каждый день в Астрахань прибывает поезд Душанбе - Астрахань. Зачем приезжает этот наркокараван к нам? Где пограничники, которые могли бы остановить проникновение наркопотоков на территорию нашего государства? Мы под влиянием некоторых псевдодемократов с 1990-1991 годов открыли все наши границы, и Россию используют сегодня как площадку для контрабандных грузов, для временного хранения наркотиков, пребывания преступников и так далее. Поэтому надо как можно больше дать денег на обустройство государственной границы, пусть будет несколько пограничных зон. Допустим, сейчас временно мы с Казахстаном устроим границу, потом ее спустим, вернее, укрепим границу таджикско-афганскую, и нам это не помешает. В будущем всё равно воссоздание СССР неизбежно, мы это видим. Эти слабые государства не в состоянии сами существовать. У нас будет несколько погранзон, и мы сможем поворотить те этнические потоки, которые пойдут на Север уже вследствие ухудшения климата. С этим мы тоже сегодня сталкиваемся. Поэтому надо, конечно, чтобы наш Комитет по безопасности стал играть ключевую роль в Государственной Думе и чтобы он поддерживал все проекты законов, направленных на укрепление государства. А укрепление начинается с государственной границы. Необдуманно сняли ядерные фугасы на бывшей советско-китайской границе. Теперь мы мучаемся и не знаем, что там делать, потому что на открытых многочисленных погранпереходах очень трудно сдержать неконтролируемые этнопотоки. А огромное количество денег, брошенное на подкуп чиновников таможни и местных администраций, которые ближе к погранзоне, позволяет этим гражданам незаконно проникать на территорию России, незаконно оставаться здесь, и практически их очень трудно выдворить. Мы приняли хороший новый закон о гражданстве. Его нужно еще больше ужесточить, границы наши как можно крепче закрыть, так сказать, убрать большинство погранпереходов. Они не нужны, их используют люди со злым умыслом. Для развития экономики это ничего не дает, равно как и принятие, ратификация некоторых соглашений с нашими соседями. В прошлый раз мы здесь ратифицировали ненужное соглашение с Таджикистаном. В данном случае Комитет по безопасности все-таки нам дал правильный закон, но нужно усиливать работу в этом направлении - укрепить границу. То есть пусть граждане к нам приезжают, но это будут те, кто получил визу, проверенные люди, с добрыми намерениями. А для тех, у кого злые намерения, на нашей границе контрольный режим должен быть ужесточен, и в первую очередь это касается именно погранзоны, потому что сами пограничники выполняют задачу. А вот там, где погранзона у нас слабенькая и неуточненная, уже трудно вести борьбу с теми, кто нелегально проникает на территорию нашей страны. Предлагаю принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гамза Геннадий Ефимович, пожалуйста. ГАМЗА Г. Е. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! После разрушения могучего союзного государства у нас граница осталась открытой и незащищенной во многих местах. Это позволяет всякому жулью, бандитам переправлять наркотики и прочим заниматься. Поэтому я считаю, что закон своевременный и его, этот закон, нужно принимать, для того чтобы укрепить границы нашего государства и не допускать тех нарушений, которые сегодня имеются. Естественно, в этом проекте закона (он идет в первом чтении) есть и определенные недоработки, которые необходимо ко второму чтению устранить. На мой взгляд, нужно более четко прописать такие моменты, как, например, что такое пограничная зона, что такое пограничная территория, и что надо расширять погранзоны. Вот то, о чем даже говорил Владимир Вольфович. Я считаю, что закон своевременный и его нужно принимать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов Валерий Гаврилович, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "Отечество - Вся Россия". Спасибо большое. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Жалко, что всуе мы поднимаем вопросы очень большого значения, поскольку в выступлениях коллеги Жириновского и коллеги Гамзы поднимаются скорее вопросы экономики, нежели специфические пограничные вопросы, которые являются предметом регулирования поправки. Безусловно, этот закон нужно принимать, но хочу привлечь ваше внимание к тому, что пора комитетам по экономической политике, по безопасности, по бюджету, по обороне вместе с Правительством, главным образом с министерством экономики, определиться по так называемым внутренним границам в рамках Таможенного союза. На всех саммитах, во всех документах, которые разрабатываются правительствами, главами государств "пятерки", "двойки" - участников Таможенного союза, в основном речь идет об укреплении внешней границы. Не удается это сделать! Не удается, потому что как такового Таможенного союза на практике не существует. Не унифицировано законодательство, не сопряжены процедуры, не синхронизированы реформы, а это наносит колоссальный вред бюджету страны, общественности и простым людям, которые мучаются на границе, потому что нет ясности. Я считаю, что это вопрос принципиальный, и если мы укрепим границы с Украиной, Казахстаном и другими странами, это будет не свидетельство возврата назад, а, наоборот, надежда на будущее, на то, что, укрепив границы, мы хотим сохранить свои материальные ценности, мы хотим упорядочить передвижение людей, капиталов и товаров на цивилизованной основе. Сегодня здесь присутствует порой хаос, и, естественно, на этой почве никакой конкуренции с теневым оборотом невозможно выдержать, а государство не может себя здесь проявить в качестве регулятора в том числе и внешнеэкономической деятельности. Параллельно нужно либерализовывать внешнюю торговлю, и тогда при совокупности экономических и других мер государства можно говорить о системном подходе к таким важным проблемам, как забота о целостности государства, забота об экономике, забота о благосостоянии людей. Я считаю, что это очень важный вопрос, и, пользуясь случаем, что сегодня мы рассматриваем локальный, я бы так сказал, аспект одной большой проблемы, предлагаю депутатам заняться этим. Сам тоже намерен инициировать ряд проектов в этой области и призываю к этому прислушаться в том числе и Правительство. Кстати, на встречах с Президентом мы почти регулярно об этом говорим. Мне кажется, что он тоже озабочен тем, что на словах и на деле идеи и содержание Таможенного союза расходятся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я представляю область, которая находится в глубинке, в глубине России. Казалось бы, наше население в данном случае спокойно. Это ведь не как у Гамзы, который живет на самой-самой границе. С другой стороны, мне кажется, каждый человек с рождения понимает, что такое граница и что это означает, что такое своя земля, которую надо защищать. Вот эту службу, Федеральную пограничную, из всех родов войск, служб я бы выделила как самую главную, потому что все другие готовятся к отражению предполагаемого, допустим, нападения врага, а вот пограничники всегда стоят на боевом посту, потому что скрытая, невидимая вот эта вот борьба идет постоянно. В нашей Думе много лет существует межфракционная группа "Граница России". И мне очень жаль, что вот в этой нашей, третьей Государственной Думе очень мало используют эту группу, и наши федеральные службы... Я не знаю, с чем это связано. Может, это связано с тем, что Минфин очень строго стал указывать на то, что мы лоббируем эти вопросы? Но мне кажется, эти вопросы должен каждый порядочный человек, тем более депутат, именно лоббировать, потому что они направлены на сохранение безопасности нашей страны. В прошлом году летом мне пришлось проехать через границу с Казахстаном. И знаете, мне было просто стыдно за наших пограничников, за нашу страну, из-за того, как обустроен вот этот наш пункт пограничный: это палатка, шлагбаум, размытая дорога и больше ничего. В то время как казахская сторона, конечно, была представлена совершенно иначе: хорошее здание, хорошо одетые пограничники, таможенники, прекрасно обустроенные пункты. И мне было, я еще раз повторяю, очень стыдно за нас. Поэтому то, что сегодня принимается этот закон... Безусловно, надо его принимать, но, я согласна с Гамзой, здесь нужно очень хорошо продумать (это уже будут делать специалисты наши в Думе, депутаты), чтобы четко определить, что же все-таки такое пограничная полоса, пограничная территория, пограничная зона, что это будет означать. И я бы просила, поддерживая Жириновского в этом плане, когда мы будем принимать бюджет, обязательно как можно больше средств выделить на обустройство этого нашего очень важного военного объекта. Я не говорю уже о том, сколько проникает сегодня через эти наши границы таможенные всяких разных наркотиков, сколько проходит контрабанды всевозможной. Поэтому я прошу вас проголосовать за этот закон и еще больше прошу, когда мы будем рассматривать бюджет, уделить внимание выделению средств на границу. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, все, кто хотел выступить... Павел Тимофеевич, у вас заключительное слово. Пожалуйста, заключительное слово по этому закону я предоставляю Виктору Петровичу Войтенко, а потом Павлу Тимофеевичу Бурдукову. Пожалуйста, Виктор Петрович, если вы желаете. ВОЙТЕНКО В. П. Уважаемые коллеги, я благодарен вам за то, что вы по-государственному относитесь к проблемам государственной границы. Хочу еще раз отметить, что формулировки, что такое пограничная зона, что такое приграничная территория, - это всё имеется в законе "О Государственной границе...". Но в ходе работы над проектом закона во втором чтении, я думаю, что мы все замечания учтем и сделаем закон нужным как с точки зрения соблюдения конституционных прав нашего гражданина, так и с точки зрения укрепления нашего государства. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Павел Тимофеевич Бурдуков, пожалуйста. БУРДУКОВ П. Т. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы просто несколько слов добавить к содокладу. Принятие этого закона не ведет автоматически к тотальному распространению или расширению пограничной зоны до неопределенности, полностью до границ субъекта Федерации. Он всего лишь определяет следующее. Сегодня закон "О Государственной границе..." предусматривает обустройство пограничных застав, постов в пределах приграничной зоны - пятикилометровой зоны. У нас есть труднодоступные территории - горные, северные, - где это просто невозможно сделать чисто физически и экономически. Поэтому эта поправка к закону дает возможность пограничной службе по согласованию с субъектом Федерации (по согласованию, подчеркиваю) увеличить расстояние от границы до пограничного поста - только и всего. Поэтому мы считаем, что принятие закона улучшит работу пограничной службы и позволит многим субъектам Федерации лучше защитить себя от проникновения контрабанды, наркотиков и преступных элементов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, извините, я не спросил: представители Правительства хотели бы по этому закону высказаться? Логинов. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Правительство поддерживает данный законопроект. И, направив официальный отзыв, мы тем самым подчеркнули, что он действительно не потребует финансовых расходов, изменений финансовых обязательств государства. Дело в том, что действующая сегодня система охраны государственной границы во многом опирается на ту основную линию инженерно-технических сооружений, которые, как правило, находятся на расстоянии восьмидесяти километров. Это всё отражено в пояснительной записке авторов законопроекта. И в случае, если мы принимаем данный законопроект, наоборот, те военно-технические возможности, которыми располагает сегодня Федеральная пограничная служба, будут приведены в соответствие с их оперативными возможностями действия в рамках устанавливаемой данным законопроектом пограничной зоны. Это как раз поможет минимизировать расходы Федеральной пограничной службы. И конечно же, мы поддерживаем и, наверное, совместно найдем какие-то решения при обсуждении федерального бюджета на 2003 год, как прозвучало в выступлениях депутатов, чтобы повысить качество и эффективность работы Федеральной пограничной службы за счет надлежащего финансирования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента выступать не будет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 42 сек.) Проголосовало за 394 чел. 87,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 163
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
БУРДУКОВ П. Т. Совет Думы принимал решение поставить на сегодня проект закона о внесении изменений в статью 16 закона "О Государственной границе Российской Федерации", но, к сожалению, сегодня он не стоит у нас в повестке дня. Я предлагаю поставить сегодня данный законопроект, который не рассматривался уже в течение двух месяцев, после 16 часов, после фиксированного времени. По прохождении двух законов в фиксированном времени сразу же рассмотреть данный законопроект, в связи с тем что субъект права законодательной инициативы, Войтенко, уезжает в командировку в мае. Надо раньше рассмотреть этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Тимофеевич, этот вопрос внесен в повестку дня на 26-е число. Вы оставляете свое предложение? Включите микрофон Бурдукову. БУРДУКОВ П. Т. Дело вот в чем: 26-го Войтенко как раз уезжает, и я в командировку уезжаю, вот почему мы просим сегодня поставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть мнения против? Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять предложение депутата Бурдукова и включить в повестку дня вопрос о государственной границе? Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 44 сек.) Проголосовало за 174 чел. 38,7% Проголосовало против 18 чел. 4,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел. Результат: не принято Не принимается.