Заседание № 46
10.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 104459-5 "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1546 по 2165 из 5647
Уважаемые коллеги, сейчас пункт 12, но я напоминаю, что мы на 11 часов назначили рассмотрение проекта в фиксированное время. Поэтому сейчас мы рассмотрим пункт 12, если успеем. Я приглашаю на трибуну Владислава Матусовича Резника, председателя Комитета по финансовому рынку. Он доложит законопроект "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется подготовленный ко второму чтению законопроект "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части принятия срочных мер по стабилизации финансовой системы). У нас, коллеги, есть таблица, точнее, простите, поправки, розданные в зале, которые не прошли через комитет: они были подготовлены уже после заседания комитета, поэтому рассмотреть их комитет не смог. Они являются плодом совместной деятельности правительства, президентской стороны и комитета, они достаточно подготовлены и розданы в зале. Поэтому есть просьба рассмотреть их сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас такая ситуация. Мы сейчас голосуем таблицу 1 - это шесть поправок, которые комитет рассмотрел, - а потом будем обсуждать отдельно поправки, которые розданы в зале. У вас замечание по таблице 1? Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня, вообще, вопросы к президиуму и к вам. Как можно сейчас принимать поправки?! Их даже на руках нет, только сейчас раздают! Как мы будем голосовать, если ползала их ещё не имеет на руках?! Даже не читали, даже не видели! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 на руках имеется? ФЕДОТКИН В. Н. Вот только сейчас раздают, ещё нет её, только что, две секунды назад, начали раздавать, в основном никому ещё не дали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 есть. Тогда я предлагаю... ФЕДОТКИН В. Н. Вот разносят её! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, таблица 1 роздана. Это вам раздают поправки, которые подготовлены депутатами. По таблице 1 есть замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 39 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4% Результат: принято Принято. Теперь что касается этой таблицы. Вообще, у нас есть процедура. Палата может сейчас принять решение и не рассматривать поправки, которые раздаются в зале, либо, поскольку они розданы... Мы всегда сталкиваемся с такой проблемой: если таблицы или отдельные поправки раздаются в зале, значит, по ним комитет, как правило, не имеет позиции, поэтому мы их обсуждаем в зале и принимаем то или иное решение в ходе дискуссии. Итак, берём поправки, которые розданы в зале. Поправка 1 (внесена депутатами Резником и Пепеляевой) - это поправка в статью 1. Пожалуйста, Владислав Матусович, ваш комментарий. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, данная поправка касается возможности Банка развития и внешнеэкономической деятельности, или Внешэкономбанка, со дня вступления в силу этого закона до 31 декабря 2009 года включительно предоставлять различным организациям, кредитным и некредитным, удовлетворяющим соответствующим требованиям, тем, которые имеют кредиты от иностранных кредиторов, - предоставлять таким организациям средства в виде кредитов и займов для того, чтобы эти организации, в свою очередь, гасили свои обязательства перед своими кредиторами. Размер этих средств может быть равен 50 миллиардам долларов, не более этой суммы. Все требования к соответствующим заёмщикам Внешэкономбанка определяются наблюдательным советом Внешэкономбанка. Напоминаю, что наблюдательный совет Внешэкономбанка состоит из министров экономического блока правительства и возглавляется председателем правительства, поэтому фактически это правительство. Ранее в тексте проекта закона, принятого в первом чтении, указывался наблюдательный совет Внешэкономбанка, потом комитет при рассмотрении принял всё-таки решение, что лучше изменить: правительство. После дальнейших консультаций мы поняли, что, если это будет проходить через правительство, понадобится распоряжение правительства. Но распоряжение правительства - это минимум две недели, поэтому те же самые люди смогут принять это решение значительно быстрее, если мы укажем: наблюдательный совет Внешэкономбанка. Предлагаем поддержать данную поправку. Кроме всего прочего, здесь указана минимальная процентная ставка, по которой предоставляется кредит. А всё остальное - то же, что было принято в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Федоткин - другая точка зрения. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, я ещё раз обращаю внимание: вот ходят наши специалисты и только ещё разносят эти поправки по залу, сейчас ещё носят. Ну как же так?! Может, нам вообще документы не давать, а всё будет проходить без чтения: скажете "да" - проголосуем за, скажете "нет" - проголосуем против? Ну нельзя же так! Я предлагаю, прошу поставить на голосование: поправки, которые только сейчас раздают, сегодня вообще не рассматривать. Ну не идиоты же в конце концов мы?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, депутат Федоткин настаивает на том, чтобы не обсуждать поправки, розданные в зале. Ставлю на голосование предложение депутата Федоткина. Я должен был это сделать до того, как Резник докладывал первую поправку. Но депутат настаивает, поэтому я ставлю на голосование предложение депутата Федоткина: пять поправок, которые розданы в зале, не рассматривать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 12 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 240 чел.53,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6% Результат: не принято Не принято. Мы рассматриваем поправки. Депутат Резник доложил поправку 1, объяснил, в чём её смысл. Есть ли возражения? Другая точка зрения? Нет. Ставится на голосование данная поправка, поправка 1 из таблицы, розданной в зале. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 59 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1% Результат: принято Принимается поправка. Докладывайте следующую поправку, пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Так, поправка 2 - это изменение статьи 2. В большей степени, коллеги, здесь редакционные изменения. И есть новое - добавка, в которой говорится о том, что размещённые в соответствии с настоящей статьёй средства могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно в целях, которые указаны в статье 1 настоящего закона. Первая часть, она, в общем, касается того, на каких условиях размещаются средства, предоставляемые Банком России. То есть они размещаются на срок один год по ставке, превышающей на 1 процентный пункт ставку ЛИБОР в долларах США сроком на один год. Это более точная формулировка, чтобы не было... ЛИБОР может быть трёхмесячным, может быть девятимесячным. В данном случае мы точно указали, что ЛИБОР, рассчитанный на один год. Напоминаю для тех, кто не помнит, ЛИБОР - это межбанковская ставка, которая высчитывается на лондонском межбанковском рынке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, доложена поправка. Есть ли возражения? Это уточняющая поправка, смысл уточнения депутат Резник доложил. Нет замечаний. Ставится на голосование поправка 2 из таблицы поправок, розданных в зале. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 03 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4% Результат: принято Принимается поправка. По ведению - депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня, Олег Викторович, один вопрос к комитету по Регламенту. Пусть скажут, имеет ли юридическую силу наше голосование по вопросам, поскольку на руках у депутатов не было даже документов, то есть голосовали, не зная за что. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ещё раз спрашиваю сейчас наш секретариат: розданы ли все поправки в зале? ФЕДОТКИН В. Н. Я прошу спросить комитет по Регламенту, пусть скажут... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нет, я задаю вопрос: розданы ли все поправки, вот эти пять штук, в зале? Есть в зале, у всех на руках. Тогда я просто напоминаю депутату Федоткину, что это процедура, которую мы используем пятнадцать лет. В зале раздаются поправки даже в тот момент, когда идёт обсуждение, иногда эти поправки даже бывают написаны от руки, были и такие случаи. В таких случаях мы всегда поступаем следующим образом: либо считаем, что эти поправки таковы, что разобраться в них невозможно, что они поступили слишком поздно, и тогда палата принимает решение поправки не рассматривать, либо... Я такое ваше предложение поставил на голосование. Если у комитета по Регламенту другое объяснение, тогда, пожалуйста, депутат Асеев. АСЕЕВ В. М. Олег Викторович, абсолютно такое же объяснение, потому что палата по любому спорному вопросу принимает решение и это решение является обязательным к исполнению. Мы решение приняли, и оно имеет юридическую силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, что касается реплики с места депутата Федоткина, что рассматривается документ, которого у него на руках не имеется: дайте, пожалуйста, документ депутату Федоткину. Вот мне докладывают, что у всех есть на руках. Пожалуйста, поправка 3. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, поправка 3. Она в большей степени редакционная, просто уточняется текст, никакого смысла она не меняет. В ней также идёт речь о том, что Центральный банк обязуется компенсировать кредитным организациям часть убытков, расходов, которые возникают у них по сделкам с другими кредитными организациями, которые были совершены со дня вступления в силу настоящего закона до 31 декабря 2009 года. То есть фактически это означает, что если один банк по межбанку даст деньги другому банку и тот не вернёт эти деньги или часть этих денег, то Центральный банк будет компенсировать, участвовать в компенсации таких потерь. Это необходимо для того - как вы помните, при первом чтении мы это обсуждали, - чтобы у нас лучше проходили операции при межбанковском кредитовании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть замечания? Есть. Депутат Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Я, когда выступал по этому законопроекту при первом чтении, говорил, что, вообще, эта мера крайне коррупционна, во-первых, и, во-вторых, порождает возможности для махинаций уже на банковском, так сказать, уровне. У меня вопрос Владиславу Матусовичу: вы знаете прецеденты, где такая форма... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, у нас нет процедуры вопросов. Вы можете возражать, высказывать свою точку зрения. Вы считаете, что поправка... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну хорошо. Включите микрофон депутату Кашину. КАШИН Б. С. Где ещё такая форма существует? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну это как возражение будем считать. Пожалуйста, Резник. РЕЗНИК В. М. В концепции законопроекта, принятого в первом чтении, как раз и было предоставление Центральным банком... предусмотрено участие Центрального банка в гашении убытков иных банков. Сейчас мы эту концепцию не изменяем, то есть мы за это проголосовали, сейчас мы только уточняем редакционно текст. Что касается других центральных банков, там значительно более резкие меры принимаются, по сравнению с которыми это кажется только цветочками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 3, редакционная поправка, о которой доложил депутат Резник. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 16 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принимается поправка. Поправка 4. РЕЗНИК В. М. Эта новелла, прошу обратить на неё внимание, - это действительно очень серьёзная вещь. Впервые речь идёт о размещении средств Фонда национального благосостояния, как очень серьёзной мере, и использовании их в этой кризисной ситуации. Идёт речь о том, что 450 миллиардов рублей Фонда национального благосостояния будут размещены на депозите во Внешэкономбанке. Естественно, они размещаются возмездно, они размещаются под проценты, под 7 процентов годовых. Это, собственно говоря, та мера, о которой так много говорили все, включая уважаемых коллег из оппозиции. То есть я думаю, что за эту меру, за эту поправку, видимо, все проголосуют. Как будут размещаться данные средства? Они будут использоваться Внешэкономбанком исключительно для целей этого закона. Это первое, во Внешэкономбанке. Кроме того, следующая мера - Центральный банк размещает 500 миллиардов рублей в Сбербанке - как субординированный кредит - на десять лет, при этом ставка уже, правда, 8 процентов годовых. Зачем это надо? Объяснять, видимо, не нужно. Это серьёзная защита сбережений. Напоминаю: почти 50 процентов счетов, вкладов наших граждан находится в Сберегательном банке. Соответственно, это очень серьёзная поддержка населения. Кроме того, субординированные кредиты и займы, которые здесь указаны, могут полностью или частично быть предоставлены Центральным банком путём приобретения у Сберегательного банка облигаций или выпускаемых в пользу Центрального банка или гарантированных Сберегательным банком еврооблигаций, которые размещаются или обращаются на территории России и за её пределами. Достаточно тоже широкие возможности для Сберегательного банка, очень серьёзные меры по поддержке Сбербанка. Кроме того, что касается дополнения о Внешэкономбанке. Здесь говорится о том, что Внешэкономбанк после принятия этого закона и поступления в соответствии с ним на депозиты из Фонда национального благосостояния 450 миллиардов рублей использует их следующим образом. 200 миллиардов рублей Внешэкономбанк даёт в виде субординированного кредита Банку ВТБ. Понятно, что это у нас второй банк по величине активов, в котором также находятся очень серьёзные средства граждан и который кредитует наши отечественные предприятия. Кроме того, 25 миллиардов рублей Внешэкономбанк выделяет в качестве субординированного кредита Россельхозбанку. Зачем это делать, видимо, объяснять также не нужно, это очень серьёзная мера. Вы помните, что мы из бюджета поддерживали Россельхозбанк. Всё это происходит по ставке 8 процентов годовых. Более того, со дня вступления в силу данного закона и по 31 декабря 2009 года включительно Внешэкономбанк наделяется правом предоставлять субординированные кредиты без обеспечения на срок десять лет, до 2019 года, по ставке 8 процентов российским кредитным организациям при условии соблюдения ими ряда следующих условий. Первое - это наличие у кредитной организации на дату обращения за получением займа рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже установленного наблюдательным советом Внешэкономбанка уровня. Второе - получение кредитной организацией после 1 октября 2008 года от третьих лиц субординированных кредитов и сумм в оплату взноса в уставный капитал этой кредитной организации. Общая сумма субординированных кредитов, которые предоставляются Внешэкономбанком в соответствии с этим законом, не должна превышать 15 процентов от величины собственных средств (капитала) получателя кредита, рассчитанной на 1 октября 2008 года, и 100 процентов от общей суммы средств, которые указаны в подпункте "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи. На самом деле речь о чём идёт? О том, что субординированный кредит будет равен сумме капитала. Это очень серьёзная поддержка для российской банковской системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли возражения? Есть. Депутат Кашин Борис Сергеевич. Я вижу, возражают депутат Гартунг, депутат Романов и депутат Кашин. По Регламенту мы даём возможность кому-то одному высказать возражения. Кто будет высказывать? КАШИН Б. С. В принципе слов нет, честно говоря, вот так скажу. У нас два новых финансовых гуру: депутаты Резник и Пепеляева. Они уже после заседания комитета предложили такие фундаментальные меры на многие десятки миллиардов долларов и без обсуждения раздали сейчас нам все эти поправки в зале. Вот будем на десять лет давать из народных, как говорится, средств Фонда национального благосостояния кредиты Сбербанку. Сбербанк у нас вроде бы не проиграл капитально. Значит, мы даём эти средства, государственные средства, для поддержки проигравших коммерческих банков. Мы даже не обсуждаем это нигде, ясно, что здесь депутаты являются, так скажем, подставными фигурами по отношению к правительству, которое что хочет, то и делает, вообще роль парламента сведена к нулю. Сама направленность этих поправок ничего общего с заботами о реальном секторе, заботами о гражданах не имеет. Голосовать за это совершенно невозможно. И я всё-таки призываю депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" задуматься. Олег Викторович говорил, что было рукописное, так сказать, голосование, речь идёт о многих десятках миллиардов долларов. Но вот в такой форме это просто... Мы свой парламент опускаем на уровень плинтуса, как говорится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Гартунг. По ведению, пожалуйста, Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, я понимаю, что этот закон нужен, и у меня по сути закона нет возражений, но у меня есть возражения по поводу того, как мы это делаем сейчас. Надо бы осмысленно решение принимать. Действительно, поправки появились после заседания комитета, и, например, у меня есть вопросы. Но чтобы понять, как голосовать... Да, есть вопросы, потому что здесь не всё прописано. Докладчик просто прочитал текст этих поправок, разъяснений каких-то дополнительных не дал. Например, по рейтингам: какие рейтинги, кто их выставляет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, поскольку поправки розданы в зале, я вам предоставляю возможность задать вопрос. Пожалуйста, Гартунг, вопрос, именно вопрос. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. У меня есть следующие вопросы. Во-первых, относительно рейтингов хотелось бы разъяснение получить: рейтинги в каких кредитных организациях, на каком уровне, кто будет принимать решение? Какие мотивы? Это первое. Второе, ещё один вопрос: почему на десять лет? Третий вопрос: почему такие процентные ставки? Хотелось бы получить ответы на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Конечно, с удовольствием отвечу. По первому вопросу я отвечал уже, Валерий Карлович. Ещё раз готов для вас специально ответить. Рейтинги, требования к рейтингам, к рейтинговым агентствам, - критерии будут установлены (я это повторял пять минут назад) наблюдательным советом Внешэкономбанка. Наблюдательный совет Внешэкономбанка - это (ещё раз повторяю) министры экономического блока, возглавляется он председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным. Вот на этом уровне будут выработаны критерии, будет установлено, какие рейтинговые агентства, какие иностранные, российские, не знаю, ассоциации будут приняты. Будут определены требования к этим рейтингам, будет ли это "ААА", "АА", "В-" и так далее. Это всё будет определено, поскольку мы в законе это сделать не можем. Это будет определено наблюдательным советом Внешэкономбанка. Почему 7 процентов, а не 8 процентов? Таковы рыночные ставки, потому что под более жёсткий процент, под большую процентную ставку трудно, но можно получать кредиты и на внешнем рынке. Поэтому всё-таки должно быть льготное кредитование, потому что у нас нет первоочередной задачи заработать на этих деньгах, а есть задача обеспечить стабильность банковской системы. Вот рядом с вами сидит коллега Аксаков. Он прекрасно понимает и готов наверняка это подтвердить при необходимости, что российские банки, получая кредиты с такими цифрами, то есть ЛИБОР плюс 7, будут иметь возможность нормально кредитовать своих заёмщиков, нашу промышленность. Почему до 2019 года? Потому что субординированные кредиты - это особый вид кредитов (если нужно будет, я готов пояснить, что это такое), они даются на срок не менее пяти - десяти лет. Посчитали, что пяти лет недостаточно, а десять лет - это нормально. Может быть, в некоторых случаях они даются и на пятнадцать, и на двадцать, и на двадцать пять лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. По ведению - депутат Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Олег Викторович и Владислав Матусович! Я, прочитав розданные документы, сначала решил, что речь идёт о технической опечатке: то нам в первом чтении говорили о 2009-м, а теперь - о 2019-м. Я не глубоко знаю проблему и хочу ещё раз услышать от докладчика чёткую аргументацию, что изменилось за эти три-четыре дня. Ведь этот вопрос в правительстве обсуждался, экономические лидеры России всё взвешивали и просили стремительно принять концепцию в первом чтении. Итак, что за три дня изменилось, что надо аж на десять лет теперь все сроки передвинуть? Я не понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Валентин Степанович, когда речь шла о сроке до 2009 года, то мы говорили о депозите в 50 миллиардов долларов во Внешэкономбанке. Когда мы говорим о сроке до 2019 года, то мы говорим уже о другом - мы говорим о субординированных кредитах, которые выдаются не за счёт этих 50 миллиардов, а за счёт других средств. Поэтому здесь ничего не изменилось, это просто новая, дополнительная мера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, всё внимательно обсудили. Ставится на голосование поправка 4. Авторы предлагают её поддержать. Комитет не рассматривал. Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 17 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9% Результат: принято Принимается. Последняя, пятая поправка. Пожалуйста, Владислав Матусович. У нас проблема. Мы на 11 часов поставили доклад с учётом того, что докладчик должен быть в 12 часов на важном мероприятии. Поэтому доложите сжато. У вас там три строчки. РЕЗНИК В. М. Поскольку в законе сейчас появились нормы, срок действия которых превышает срок до 31 декабря 2009 года, то, соответственно, меняется и данная статья. Теперь закон вступает в силу просто с момента его официального опубликования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения? Есть. Федоткин возражает. Не хочет, чтобы со дня опубликования. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Дело не в том. Я вот читаю эти поправки сейчас в первый раз, и у меня всё время возникает вопрос. Вчера Путин Владимир Владимирович сказал, что нам надо привлекать иностранные кредиты Запада для развития своей экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, мы обсуждаем пятую поправку. ФЕДОТКИН В. Н. Зачем мы отдаём, а потом от них ждём помощи? Поясните, пожалуйста, свои поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можете не объяснять, Владислав Матусович, это не имеет отношения к пятой поправке. Владимир Николаевич, я вам предлагаю тогда следующую процедуру, чтобы вы меня не обвинили в недемократизме. Когда мы будем обсуждать данный законопроект в третьем чтении, вы будете иметь возможность выступить по мотивам в течение трёх минут, если фракция вам доверит это выступление. Ставится на голосование поправка 5. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 02 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Принято. Все пять поправок, розданных в зале, мы рассмотрели. Пожалуйста, центральная трибуна. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы: и юридико-техническую, и лингвистическую. У нас есть заключение Правового управления к третьему чтению. Прошу вынести законопроект на "час голосования" и поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала мы должны проголосовать его во втором чтении. Ставлю на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 52 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 41 чел.9,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9% Результат: принято Принимается. Комитет предложил рассмотреть сегодня данный законопроект в третьем чтении, поскольку он прошёл все необходимые процедуры. Есть ли замечания? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот я поэтому и предложил. По мотивам? Тогда присаживайтесь, Владислав Матусович. Объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" по мотивам выступает Кашин Борис Сергеевич, после чего мы будем голосовать. Пожалуйста, Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Так стремительно всё это происходит, что я, честно говоря, не готов системно это изложить, но суть того, что происходит, абсолютно ясна. У нас оказались сейчас в сложном положении предприятия реального сектора экономики: их не кредитуют. Действительно, необходимо принимать срочные меры. Этот законопроект направлен на то, чтобы проигравшие банки не упали. Ведь реально сейчас многие банки имеют ликвидность, но так как доверие к заёмщикам и к другим банкам утрачено, то они эти деньги не дают. Этот законопроект никак эту проблему не решает. Нам надо бы заставить Сбербанк, который находится всё-таки под государственным контролем, кредитовать сейчас реальный сектор экономики, но Сбербанк не спешит это делать. Что мы сейчас порождаем? Мы порождаем большие возможности для коррупции. В банковских кругах уже ходят разговоры о том, что за 10 процентов отката можно к этой системе, как говорится, присоединиться. И в целом вся вот эта конструкция не работает сейчас, поэтому вся эта спешка... Система, при которой мнение парламента абсолютно игнорируется, когда даже обсудить как следует не удаётся и когда просто какая-то группа, в которую входят, видимо, представители крупнейших банков, диктует нам решение, - это путь в никуда. Мы будем голосовать против этого закона и призываем других депутатов к нам присоединиться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Михайлович Асеев, по ведению. АСЕЕВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, я бы хотел всё-таки поставить точки над "i". Депутат Кашин сказал, что в банковских кругах ходят разговоры, что за 10 процентов откаты дают. Просьба: пусть он расскажет Комитету по безопасности, кто ему сказал, какие дают, кому дают, чтобы было понятно и разобраться в этом вопросе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 19 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Закон принят.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4291 по 4297 из 5647
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Олег Викторович, прошу зафиксировать, что по пункту 12 фракция голосовала за, все заявления от депутатов находятся в техническом отделе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, они уже подписаны. Спасибо.
Заседание № 45
08.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 104459-5 "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 544 по 551 из 6640
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, прошу перенести пункты 11 и 12 на пятницу, не рассматривать сегодня, а рассмотреть в пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 777 по 779 из 6640
Резник Владислав Матусович, как председатель комитета, просит перенести пункты 11 и 12 на пятницу. Не будет возражений? Не будет, договорились.
Заседание № 44
03.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 104459-5 "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 446 по 448 из 5108
Второе. Прошу исключить из повестки пункты 12 и 13, как противоречащие статье 104 Конституции и поданные с нарушением статьи 105 Регламента.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 517 по 532 из 5108
АПАРИНА А. В., фракция КПРФ. Я поддерживаю предложение Коломейцева Николая Васильевича исключить сегодня пункты 12 и 13 из повестки дня, перенести их обсуждение. Но, Борис Вячеславович, если эти вопросы останутся, - а я напоминаю, что это вопросы о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации и о Центральном банке Российской Федерации, касающиеся срочных мер по стабилизации финансовой системы Российской Федерации, - предлагаю, учитывая их значимость, организовать прямое транслирование по телевидению, чтобы граждане России выслушали разные точки зрения. Тем самым мы будем выполнять решение правительства о ликвидации финансовой безграмотности. Пусть слушают, что это за законы и что они дают простым гражданам. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 834 по 906 из 5108
Теперь конкретно по порядку работы. Предлагает Коломейцев исключить пункты 12 и 13 порядка работы. Ну, эти вопросы идут по линии Комитета по финансовому рынку, поэтому я хотел бы послушать Резника Владислава Матусовича. Пожалуйста, ваша позиция. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, если следовать логике Николая Васильевича Коломейцева, то... эта логика является такой же, какая была у большевиков во время Первой мировой войны, то есть желание поражения своей стране. Эти законы нам абсолютно необходимы, потому что они стабилизируют нашу финансовую систему, поэтому исключать их нельзя, их, наоборот, надо принимать, и принимать быстрее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, я вам напомню, что в Америке, породившей финансовый кризис, в который Кудрин нас втянул, на самом деле обсуждается предложение президента уже две недели. У нас же в нарушение статьи 104 Конституции, статьи 105 Регламента... откройте, здесь есть необходимый перечень документов. Я хотел бы посмотреть заключение правительства - 50 миллиардов долларов по карманам своим товарищам без залога раздать! Я хотел бы посмотреть заключение комиссии по борьбе с коррупцией при принятии законов коррупционного плана. Я хотел бы посмотреть, вообще-то, как у нас выполняется Регламент. У нас Конституция Российской Федерации в части законодательной инициативы грубейшим образом внесением этих законов нарушается. У нас вчера не министру финансов, подчёркиваю, не председателю правительства, а четырём депутатам, которые лучше них знают ситуацию, пришла в голову мысль внести законы! Вы их почитайте, что там за законы, - я более циничных законов не видел. Они из двух статей, из шести статей. Там написано: своим товарищам раздать без залога 50 миллиардов долларов. Ничего себе предложение! Поэтому я считаю, что эти законы должны быть возвращены без рассмотрения как внесённые с нарушением статьи 105 Регламента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Логинов Андрей Викторович, просьба прокомментировать. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, если комментировать ситуацию, связанную с рассмотрением сегодня двух законопроектов, направленных на стабилизацию финансовой системы Российской Федерации, то я хочу напомнить, что они внесены действительно депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в соответствии с заявлением Председателя Правительства Российской Федерации о необходимости именно таких мер, которые отражены в данных законопроектах, направленных на стабилизацию ситуации. Поэтому я считаю, что никаких оснований для обвинений у коллеги Коломейцева не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование предложение депутата Коломейцева Николая Васильевича не рассматривать сегодня пункты 12 и 13. Кто за это предложение? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 51 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Результат: не принято Не принято, вопросы остаются в порядке работы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1521 по 2108 из 5108
Пункт 11 мы с вами перенесли, поэтому сейчас мы приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Пункт 12. О проекте федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, проект федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" подготовлен в качестве меры по стабилизации финансовой системы. Целью законопроекта является предоставление Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности..." - я буду называть его дальше Внешэкономбанком - права предоставлять организациям, в том числе и кредитным, то есть и банкам, и небанкам, кредиты в иностранной валюте, предназначенные для обслуживания и погашения кредитов и займов, которые были получены этими организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций. Законопроект предусматривает, что общая сумма указанных кредитов по состоянию на 31 декабря 2009 года не должна превышать 50 миллиардов долларов. Предусматривается, что источником данных средств является депозит Центрального банка во Внешэкономбанке, то есть золотовалютные резервы Центрального банка. В целях обеспечения возможности предоставления Внешэкономбанком кредитов законопроектом предусматривается размещение вот этих 50 миллиардов от Центрального банка на депозите во Внешэкономбанке сроком на один год по ставке, превышающей только на 1 процент ставку ЛИБОР на дату размещения депозита, с возможностью дальнейшей пролонгации в соответствии с условиями кредитных соглашений, которые будет заключать Внешэкономбанк. Кроме того, в целях стимулирования сделок на межбанковском кредитном рынке, а вы понимаете, что на сегодняшний день ситуация весьма тревожная, поскольку межбанк труднодоступен, банки не очень доверяют друг другу, сделки осуществляются трудно и их мало... Так вот, для того чтобы стимулировать подобные межбанковские сделки, Банку России предоставляется право заключать с кредитными организациями соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России таким кредитным организациям части убытков, которые могут возникнуть у них в результате кредитования кредитных организаций, у которых в период действия этих соглашений может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Предусматривается, что этот закон имеет временный характер и будет действовать до 31 декабря 2009 года. Ситуация сейчас такова, что принимать его, коллеги, необходимо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, какие будут вопросы. Вот только две руки я вижу... три: Апарина, Коломейцев и Зубов. Пожалуйста, Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. У меня к докладчику вопросы. Первый. Почему депутаты Государственной Думы не были предварительно ознакомлены с этим законопроектом? Вы пытались здесь, в общем-то, передёрнуть факты, вспомнив большевиков, это некорректно. Но дело в том, - я так поняла, и Николай Васильевич это имел в виду, - что мы не ознакомились. Мы вчера не имели возможности толком ознакомиться с проектом закона, вот о чём речь. Это первый вопрос. Второй вопрос. Скажите, пожалуйста, проверялись ли эти очень важные для всей России законы на антикоррупционность нашей комиссией или специалистами и есть ли заключение? Будьте добры, ответьте, ознакомились ли эксперты с этими законопроектами и каково их заключение? РЕЗНИК В. М. Спасибо. Глубокоуважаемые коллеги, по первому вопросу. Если бы вы вчера с утра посмотрели в свои депутатские ящики, то вы нашли бы там данный законопроект. Он находился у вас в ящике. Вы задали вопрос, могли ли вы вчера его видеть. Я отвечаю: да, могли. Теперь, что касается вашего второго вопроса. Пожалуйста, если будут даны соответствующие поручения, то ко второму чтению вы получите необходимый отзыв. Кроме того, я думаю, что председатель регламентного комитета лучше ответит на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Аршба Отари Ионович, прокомментируйте. Включите микрофон. АРШБА О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, у меня на руках заключение нашего Правового управления, согласно которому на законопроекты, обозначенные в пунктах 12 и 13, не требуется получения заключения правительства. Это первое. И второе. Норма о проверке на коррупционную составляющую не является обязательной. Всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Интересный подход... Уважаемый Владислав Матусович, скажите, пожалуйста, а почему 50 миллиардов, а не 150 или не 700, как в Америке? Это первое. Второе. Скажите, пожалуйста, почему грубо нарушена статья 105, которая предусматривает... Вы же сами сказали - золотовалютные резервы, 50 миллиардов. Но в среду нам рассказывают, что, учитывая то, что нет данных по их использованию, размещению, рассматривать вопрос нельзя, а сегодня вы предлагаете 50 миллиардов отдать непонятно кому, непонятно подо что, то есть погасить чужую некомпетентность за счёт золотовалютных резервов. Вот почему так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. РЕЗНИК В. М. Готов ответить на ваши вопросы. По первому вопросу. Почему 50 миллиардов?.. Такой вопрос задавался, и в комитете мы это также обсуждали. Общая задолженность перед иностранными кредиторами - та, которую до Нового года, может быть, даже больше, после Нового года надо будет гасить, - составляет примерно 120 миллиардов долларов, по тем данным, которые есть у нас. Может быть, я немного ошибаюсь, но плюс-минус небольшой. По расчётам, вот этой суммы должно хватить. Не будет хватать - значит, будет пролонгировано. Исходя из этого выбрана сумма порядка 50 миллиардов долларов. Во-вторых, это абсолютно рыночная сделка в том отношении, что Центральный банк размещает депозит, как он имеет право делать в иных банках, он размещает его во Внешэкономбанке, а Внешэкономбанк опять же на рыночных условиях будет давать соответствующие кредиты. Кроме того, коллеги, я хотел бы вам напомнить, - а вчера, кстати, один из представителей вашей фракции, Николай Васильевич, этого не знал или забыл, - что представляет собой Внешэкономбанк и что определяет наблюдательный совет Внешэкономбанка. Это практически те же самые министры правительства, и возглавляет наблюдательный совет Председатель Правительства Российской Федерации. Поэтому теперь у вас есть возможность знать, кому будут даны эти деньги и кто будет их распределять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста. ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия". Не вызывает сомнений политическая целесообразность вмешательства государства в ситуацию на финансовом рынке. Но не только на финансовом рынке, потому что кризис явно спустился уже на уровень предприятий, затронул инвестиционный процесс. И политическая целесообразность этого шага не вызывает сомнений уже не первый месяц. Два технических вопроса по исполнению, проведению этой политической линии. Первый вопрос. По каким показателям и когда мы сможем оценить результативность принимаемого сегодня решения? Ведь в конце концов наша цель не просто дать потратить деньги, мы хотим достигнуть какой-то определённой цели. Вот какая цель ставится и как мы её отследим? И вопрос второй. Закон касается Центрального банка, и смысл принимать закон... Вот у меня вопрос: почему мы должны принимать?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЗУБОВ В. М. Центральный банк независим по Конституции, и его ответственность за надёжность всей банковской системы закреплена Конституцией, он может сам принимать такие решения. Зачем принимать закон? Надо просто с Центрального банка спросить за то, что у нас происходит в банковском секторе, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответы. РЕЗНИК В. М. Я начну со второго вопроса. Если вы посмотрите статью 3, например, то поймёте, что Центральный банк не имеет права без изменения в законе делать то, что мы предлагаем, в частности компенсировать часть расходов, убытков, которые могут возникнуть у кредитных организаций в случае невозврата им денег, Внешэкономбанку. Вы-то должны знать это! Кроме того, размещение во Внешэкономбанке миллиарда долларов под 1 процент, что превышает ставку ЛИБОР, - это, естественно, надо прописывать. Ещё прописывается, что требования к заёмщикам, указанным в части 1 статьи 1, устанавливаются наблюдательным советом Внешэкономбанка. Это тоже будет теперь требованием закона. При этом условием договора о предоставлении кредита может быть требование к заёмщику привлекать иные кредиты и займы только после согласования этих сделок с Внешэкономбанком. Понятно, что такие вещи можно вводить только законом. Также здесь указываются сроки. По-моему, это всё очевидно. Что касается вашего первого вопроса, то на него тоже достаточно быстро мы получим ответ, когда наши банки, наши компании смогут, воспользовавшись этими деньгами, спокойно погасить свои долги перед иностранными кредиторами. Это очевидно, потому что в любом случае станет понятно, что будет происходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владислав Матусович. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, конечно, сложно комплексно проанализировать ситуацию, потому что в пожарном порядке вчера был внесён этот законопроект, но мы, я имею в виду фракцию КПРФ, уже на протяжении последних месяцев неоднократно при обсуждении законодательных инициатив правительства обращали внимание на отсутствие анализа и учёта возрастающих финансовых рисков в нашей стране. В ответ мы слышали от власти и от руководства "ЕДИНОЙ РОССИИ" заявления о том, что финансовый шторм за рубежом обходит стороной надёжную российскую гавань (я цитирую) и что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не видит никаких признаков финансового кризиса в России. Последнее заявление делалось две недели назад. Мы встречались даже с отказом обсуждать эту тему, с отказом дать депутатам и обществу объективную информацию о нашем финансовом положении. Все вы помните, в частности, попытки разобраться с судьбой Стабилизационного фонда, закончившиеся отказом Кудрина и Игнатьева прибыть на "правительственный час" 1 октября. Но теперь и эта сверхактуальная тема отходит на второй план, так как необходимо принимать срочные меры для вывода банковской системы страны из полупарализованного состояния. Вот тут исполнительной власти пришлось вспомнить о парламенте. И как бы ей ни хотелось ограничиться обсуждением ситуации в своём кругу и консультациями с олигархами, шила в мешке не утаишь, и пора разобраться, почему мы оказались в столь плачевном положении и что нас может ожидать в будущем. Нет необходимости подробно разъяснять, что КПРФ выступает за социалистический путь развития страны, и глубокий финансовый кризис в США - самый серьёзный повод задуматься о путях развития России. Кстати, не случайно в Китае газетные статьи сейчас полны заголовками типа "События этого года показали правильность строя в Китае". Но, не меняя своих стратегических целей, мы трезво оцениваем сложность международного положения России, когда любая наша слабость, тем более кризис, может быть использована нашими заклятыми друзьями. Поэтому КПРФ готова поддержать и вполне рыночные действия власти по развитию реального сектора экономики, как государственного, так и частного. И вы знаете, что наша партия неоднократно вносила конкретные предложения в этом направлении. Но как можно конструктивно взаимодействовать с властью, которая озабочена в первую очередь и в основном благополучием правящих кланов и никаких других принципов экономического поведения не имеет? Когда уничтожались уникальные предприятия и научные коллективы, вмешиваться власти не позволяла святость рыночных принципов. Когда мы предлагали кредитовать предприятия реального сектора за счёт средств Стабилизационного фонда, отказ был также мотивирован нарушением рыночных принципов. Когда обманутые вкладчики перекрывали улицу, их успокаивали словами о неотвратимости жёстких законов рынка. Я уже не говорю об обеспечении вкладов населения и дефолте 1998 года. Но сейчас, когда лопнул надутый властью фондовый пузырь и пострадали заигравшиеся биржевые спекулянты, президент и премьер-министр забыли о рыночных принципах и, отодвинув в сторону Центральный банк и Минфин, сами рулят выводом из кризиса, принимая так называемые политические решения. Президент и премьер решили диктовать цены на фондовом рынке, заявив о прямой покупке акций частных компаний за счёт средств бюджета для поддержания биржевых котировок, и уже зарезервировали 250 миллиардов рублей на эти цели. Это беспрецедентная мера, которая вызывает смех, так сказать, у профессионалов на Западе. Сразу же рейтинговые агентства стали пересматривать оценки в сторону понижения рейтинга России. КПРФ провела митинг у Минфина, требуя прекратить направлять бюджетные средства на фондовый рынок. Через пару дней газета "Ведомости", которую трудно заподозрить в симпатиях к коммунистам, близкие к нашим аргументы против этой затеи изложила в редакционной статье под названием "Набить чемоданы", то есть биржевым спекулянтам набить чемоданы и уехать отсюда. И даже Международный валютный фонд призвал российские власти не вмешиваться в ситуацию на фондовом рынке. Чем объяснить такое единодушие? Тем, что клановый характер нашей власти, полуфеодальный, абсолютно непрозрачный метод принятия решений не может быть понят и оправдан ни с каких принципиальных позиций. Именно в этом, а не в американской заразе, о которой вдруг заговорил Путин, причины наших проблем. Хочется спросить власть: а что же вы к этой заразе так стремились прильнуть? Конъюнктура была благоприятной, при правильной финансовой политике вполне рыночной, мы могли бы стать действительно крупным финансовым центром, а, залив пожар водой, как сейчас говорят, точнее, бюджетными средствами, мы ставим на этой идее крест. Разрешите в рамках Регламента одну историю из 70-х годов вспомнить. Один мой товарищ получил премию за свои научные исследования во Франции и, окрылённый, поехал её получать. Возвращается - плюётся, говорит: "В Париж больше в жизни не поеду!" Спрашиваю: "Почему?" - "Ну, - говорит, - вручили премию, попрощались. Пошёл гулять, попал на Пляс Пигаль, пошёл в кино. Никогда такой гадости не видел!" Я говорю: "А как фильм называется?" - "Бордель". Так вот, если мы смотрим фильм про бордель, то о нравственности вспоминать не надо. И если мы берём из западного опыта, где есть действительно много хорошего, только спекулятивный фондовый рынок и забываем о таких весьма полезных рыночных вещах, как товарные биржи, если у нас торговля зерном, нефтью и металлами отдана на откуп спекулянтам, то не надо сейчас говорить о заразе, а надо подумать о том, какая же у нас политика была, и сделать соответствующие выводы. Но никаких выводов власть не делает, и такое впечатление, что она себя считает безгрешной. На днях один олигарх по телевизору нам сообщил, что вот эти меры, которые мы обсуждаем сегодня, замечательные, а Путин - гигант. Ни больше ни меньше. Вчера на заседании нашего комитета один уважаемый депутат назвал руководство Центробанка волшебниками, потому что они сумели сохранить в таких условиях наш Стабилизационный фонд. Я вам хочу сказать, что наши оценки действий власти кардинально отличаются от этих - "гиганты" и "волшебники". Мы, в частности, категорически против дальнейшего накачивания фондового рынка пенсионными деньгами и деньгами госкорпораций. Именно это сыграло свою роль, в частности, когда лопнул этот пузырь. По мнению же власти, всё нормально, и этот законопроект свидетельствует о том, что никаких выводов не сделано. Что же здесь предлагается? Здесь предлагается фактически дать ВЭБу возможность перекредитовать заигравшиеся, занявшие на Западе деньги корпорации. Но ведь похожая мера уже была внедрена, когда ряду банков были переданы средства для кредитования мелких банков. И что же? Вчера все, в том числе председатель нашего комитета, говорили о жалобах мелких банков. Что здесь меняется? Ничего! Тот же самый механизм - он работать не будет. И ещё одна позиция в этом документе, которая действительно требует анализа с точки зрения коррупционности. Если следующий шаг в этом направлении сделать, - для ясности можно продемонстрировать - так это просто дать возможность Центробанку на счета каких-то организаций переводить некоторые средства. Это я утрирую, конечно, но никаких контрольных механизмов здесь нет. Мне больно об этом говорить, но наш документ резко проигрывает даже в сравнении с американским документом, с тем, который сейчас обсуждается в Конгрессе. Тот начинается с того, что такие-то меры принимаются в интересах домовладельцев, в интересах фондов, университетов, в интересах сохранения пенсионных накоплений. А здесь это делается в чьих интересах? Вы хоть бы написали, хотя бы на словах пояснили, что здесь написано. Вот приходите с серьёзным документом, основанным на понятных принципах, с понятными целями, тогда его можно будет обсуждать. А если говорить о нашем правительстве (говорят, что мы против правительства), вы знаете, из тумана выходит проблема - это правительство "гигантов" и "волшебников" не способно управлять страной. Мы будем голосовать против этого законопроекта. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. Запишитесь по ведению, пожалуйста, если хотите, я уже объявил Дмитриеву Оксану Генриховну. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какое нарушение я совершил, Алевтина Викторовна? Я объявил следующего докладчика - Дмитриеву Оксану Генриховну. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия". Поскольку законопроекты, которые требуют выделения средств на уровне 3 процентов от российского валового внутреннего продукта - это, кстати, больше, чем расходы на национальную оборону, - были розданы депутатам вчера утром и фракция не смогла эти вопросы обсудить всесторонне, поэтому я буду выражать мнение своё и ряда профессионалов нашей фракции по данному законопроекту. Первое. Как мы обсуждаем данный законопроект и порядок? Я уже сказала, что выделяемые только по данному законопроекту средства - это около 3 процентов от ВВП. По другим каналам, то, что уже объявлено, я тоже посчитала, выделяется ещё порядка 75 миллиардов долларов по разным направлениям, это ещё около 4 процентов от ВВП - 7 процентов от валового внутреннего продукта на ликвидацию того, что не признаётся кризисом, не называется кризисом. При этом на 3 процента от ВВП мы получили три странички за два дня, три странички без финансово-экономического обоснования! Для примера я покажу документ, который обсуждался в американском Конгрессе, вот это документ по пакету. Сравните: три странички и вот это. Это - 5 процентов от американского ВВП, это - 3 процента от нашего. Вот как всесторонне они рассматривают эту проблему и как мы. Теперь дальше. Действительно, в законопроекте, который рассматривает американский Конгресс, полностью всё прописано. Прописано, как будут приобретаться проблемные акции, назначается специальный генеральный инспектор, который будет следить за приобретением проблемных акций и их последующей продажей. Определённая помощь будет оказана домовладельцам. Отдельно прописана помощь и есть отдельная программа для тех работников предприятий, которые получили акции предприятий по системе участия в прибылях. Всё прописано, всё до деталей: где, какие акции, сколько, каков контроль, каковы будущие потери, каковы будущие прибыли. Таким образом рассматривается вопрос. При этом прежде всего думают о поддержке рядового налогоплательщика, о поддержке рядового держателя акций, о поддержке конкретных предприятий и о плюсах и минусах для бюджета. Теперь не могу не сказать, почему всё это у нас произошло. Что это значит - 50 миллиардов долларов, которые нужно отдать как кредитным организациям, так и предприятиям, которые взяли кредиты на Западе и теперь не могут по ним расплатиться? Помните дискуссии здесь в течение многих лет по поводу Стабилизационного фонда, когда наши деньги по 3-4 процента ВВП отправлялись за границу, размещались в иностранных ценных бумагах? И при этом в два раза примерно каждый год был прирост внешнего частного долга. Помните, сколько на этой трибуне предупреждали об опасности роста внешнего частного долга не только депутаты оппозиционных фракций, но и Председатель Счётной палаты? Говорилось, что в любом случае, с учётом того, что там очень много долгов квазигосударственных предприятий и государственных - они не называются корпорациями, но там большая доля государства, - это всё равно будет долг государства. Мы размещали свои средства под 3-4 процента, а для наших предприятий и банков, судя по тому, какая у них сейчас задолженность и какие обязательства по уплате процентов, где-то порядка 10 процентов составляла стоимость кредита. При этом говорилось, что мы не можем сами давать эти кредиты нашим предприятиям, потому что мы не можем предъявлять такие требования к эффективности. Когда они берут на Западе, там банки очень внимательно смотрят, наши предприятия представляют проектно-сметную документацию, обосновывают, и у них очень большие требования к эффективности, к надёжности. Это всё заставляет наши предприятия и банки очень ответственно действовать и принимать очень эффективные решения. Где эти эффективные решения, если сейчас эти предприятия и банки не могут расплатиться по своим долгам? Поэтому мы пожинаем плоды той политики, которая сознательно, несмотря на все возражения, проводилась в течение нескольких лет. Теперь ситуация следующая. Те бумаги, в которые мы вложили, наш Стабилизационный фонд, мы не в состоянии изъять, это понятно, потому что финансовый кризис коррелирован. Если вдруг сейчас одновременно потребуют свои бумаги и Япония, которая хранит золотовалютные резервы в американских преимущественно ценных бумагах, и Китай, и мы, то это будет совершенно невозможно, потому что финансовые кризисы коррелированны. Получилось так, что мы теперь должны решать проблемы и гасить долги наших банков и организаций, которые их набрали из-за того, что мы свои деньги стерилизовали и изымали из экономики. В том числе тут есть и большая доля спекулятивного капитала, когда банки брали дешёвые кредиты на Западе, а внутри продавали дороже. Но сколько спекулятивного капитала, сколько реальных долгов наших корпораций, по которым мы не можем допустить дефолта, мы не знаем, поскольку нам дают три странички, а в Америке рассматривают вот такой документ. Поэтому принять дифференцированное решение, которое следовало бы принять в этой ситуации, мы не можем, поскольку нет информации. И в целом мы считаем, что даже те меры, которые приняты, поскольку деньги дифференцированно идут отдельным крупным структурам, они фактически не доходят до малых и средних региональных банков, не доходят до предприятий, не решают проблему блокирования и купирования кризиса. Об этом свидетельствует то, что на последних аукционах не выбирается весь объём средств. Мне представляется, что меры, которые предложены, - это опять будет избирательная помощь отдельным крупным структурам, и нет никакой гарантии, что эта помощь избирательная реально дойдёт до предприятий, дойдёт до малых и средних банков, от состояния которых на самом деле реально зависит, будет разворачиваться кризис или не будет разворачиваться кризис. Мы считаем, что предложенные меры... Во-первых, недопустимый механизм их обсуждения и представления материалов. И во-вторых, они вряд ли сыграют ту роль, которую должны сыграть сейчас в условиях разворачивающегося финансового кризиса. Мы считаем, что все меры должны быть прежде всего направлены на поддержку нашей экономики, для того чтобы не допустить спада экономики, для того чтобы не допустить банкротства предприятий. И мы уже говорили о целом ряде мер, которые необходимо немедленно принимать. Это прежде всего аварийное массовое снижение налогов, которое автоматически обеспечивает пополнение оборотных средств каждого предприятия, и в первую очередь аварийное и экстренное снижение налога на добавленную стоимость. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Свистунов Аркадий Николаевич, пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, говоря об этом законопроекте, сразу хотелось бы заметить: то, о чём так долго говорили большевики, наконец-то свершилось. О чём идёт речь? Вы все помните, сколько раз здесь критиковалась финансовая политика нашего правительства: деньги изымаются из экономики, верните деньги в экономику, почему они размещаются на Западе? И вот наконец перед нами законопроект, которым предлагается начать этот процесс возврата наших золотовалютных резервов в нашу же экономику. Да, он чрезвычайный, носит чрезвычайный характер, но это свершилось. Он направлен непосредственно на перекредитование наших же предприятий, в основном, конечно же, промышленных, которые фондировались, привлекали ресурсы на Западе. И в связи с тем что из-за финансового кризиса проблема перекредитования этих заимствований сейчас стоит очень остро, необходимость в этом законопроекте назрела. Хотя, может быть, и не понадобится полностью 50 миллиардов, потому что все эти предприятия проводят свою, в общем-то, политику по привлечению этих ресурсов и дальше там, на Западе. И может быть, эта цифра вовсе и не вся будет выбрана, но тем не менее этот инструмент необходимо использовать в настоящий момент, сегодня. Это действительно инструмент, потому что, если проанализировать наше законодательство, оказывается... Вот мы говорим: давайте использовать золотовалютные резервы в нашей экономике. А если посмотреть, то инструментов-то, каким образом Центральный банк может это делать, почти и нет. Вот для этого и принимается этот законопроект. Кроме того, здесь прозвучала критика по поводу того, как рассматривает вопросы американский Конгресс и как рассматриваем мы. Даже трудно это комментировать на самом деле, потому что там речь идёт именно о бюджетных расходах - принципиальная разница, здесь речь идёт... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СВИСТУНОВ А. Н. Я прошу прощения, можно я закончу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно. СВИСТУНОВ А. Н. ...здесь речь идёт о том, что это не бюджетные расходы вообще, вовсе, это средства резервные, которые находятся в наших резервах и размещены в депозиты и другие инструменты на западных рынках. И мы их точно так же можем разместить в наших финансовых инструментах, на наших финансовых рынках. Принципиально важный вопрос. У них речь идёт об эмиссии, у них нет никаких золотовалютных резервов, это фактически эмиссия американского доллара. У нас речь идёт о том, чтобы вернуть, частично хотя бы вернуть наши резервы в чрезвычайной ситуации, подчеркиваю, в нашу же экономику. Принципиальная разница! И здесь мы слышим только спекуляции на этот счёт. Вопрос о минимуме информации по заёмщикам, то есть о том, кто будет пользоваться, так скажем, этим кредитованием. На этот вопрос, вообще, отвечать должно руководство Внешэкономбанка. Написано чётко в законопроекте, что решение будет принимать совет директоров. Вы вспомните, эти вещи просто надо знать: в советы директоров Внешэкономбанка, "Банка развития..." входит практически всё наше правительство во главе с премьером, с вице-премьером и так далее, они же будут рассматривать этот законопроект. И мы, как контрольный орган, можем всегда пригласить их сюда с отчётом, кому предоставлено, на каких условиях и почему. Более того, превращать Думу, скажем так, в совет директоров Внешэкономбанка, который будет рассматривать, кому дать, кому не дать конкретный кредит, я считаю нецелесообразным. Ещё один момент очень важен в этом законопроекте, он касается разблокирования финансового кризиса, кризиса доверия, так сказать, на межбанке. Вот вроде бы и дали деньги в экономику, вроде бы и получили их и три банка - Внешторгбанк, Сбербанк и Газпромбанк, - но всё равно не происходит, так сказать, расшития этого, не доходят деньги до малых и средних банков. Почему? Потому что существует риск, риск невозврата этих денег, риск отзыва лицензий. И вот в этом законопроекте есть очень хороший пункт: предоставить право Центральному банку заключать соглашения с банками, понёсшими убытки из-за того, что у некоторых банков были отозваны лицензии. Это ключевой пункт, который позволит укрепить доверие и разблокировать застрявшие ресурсы, разблокировать неработающий межбанк. Наша фракция ЛДПР поддерживает указанный законопроект, считает его своевременным, очень важным и очень нужным. Пусть и дальше... Единственный недостаток - мало. Нужно больше размещать средств, золотовалютных резервов в наших инструментах, в нашей экономике. Наконец-то это произошло. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Есть ли желание высказаться у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович. Я вижу, что вы хотите что-то сказать. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект, безусловно, готовился при тесном участии Правительства Российской Федерации. Все эти меры, как уже я говорил при обсуждении вопроса о постановке его в повестку дня, были анонсированы Председателем Правительства Российской Федерации, и данный законопроект как раз предоставляет совету директоров Внешэкономбанка возможность оперативно и избирательно реагировать на кризисные явления, которые сейчас неизбежны, к сожалению, в нашей экономике. Сразу хочу развеять сомнения по поводу того, что поддержка пойдёт банковским структурам, которые играют на фондовых рынках. Речь идёт в первую очередь о поддержке отечественных товаропроизводителей, даже сама формулировка законопроекта указывает на это, потому что речь идёт о предоставлении средств организациям, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе кредитным организациям. Эта формулировка уже указывает на то, что круг поддержки будет значителен, широк и, безусловно, не будет ограничиваться только крупными предприятиями. Помощь будет оказана в первую очередь эффективно работающим предприятиям, которые из-за общей финансовой ситуации могут оказаться на грани банкротства. Принять законопроект крайне необходимо. Если будут какие-то поправки, конечно же, до второго чтения мы успеем его доработать. Поэтому просьба принять его сегодня в первом чтении и рассмотреть во втором чтении на ближайшем заседании Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Заключительное слово предоставляется докладчику - Владиславу Матусовичу Резнику. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, несмотря на ритуальные выступления и коллеги Дмитриевой, и коллеги Коломейцева, я обращаюсь к депутатам этих фракций с просьбой поддержать данный законопроект, поскольку он направлен на сбережение накоплений наших граждан, на защиту этих сбережений и на поддержку в том числе реального сектора экономики. Сейчас это необходимо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 30 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 58 чел.12,9% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято. По ведению - депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Олег Викторович. Ритуально выступавший Резник запамятовал, что я не выступал. Я прошу быть точным относительно фамилий.