Заседание № 363

08.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1044454-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части корректировки порядка распределения полученной управляющей организацией экономии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 11163 по 11281 из 13541
Пункт 97, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс    
Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Ивана Сергеевича    
Пиляева.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Иван Сергеевич.                                                     
                                                                                
ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
законопроект "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в   
части корректировки порядка распределения полученной управляющей организацией   
экономии).                                                                      
                                                                                
Согласно действующему законодательству плата за жилое помещение для             
собственника квартиры включает в себя плату за услуги по управлению             
многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества.            
Обязательства по проведению текущего ремонта предполагают выполнение            
конкретных работ, деньги вносятся собственниками не за фактически оказанную     
услугу, а с целью оказания такой услуги в будущем и должны быть потрачены       
управляющей организацией исключительно на ремонтные работы и только по          
решению общего собрания собственников многоквартирного дома. Раньше судебная    
практика также подтверждала, что денежные средства по строке "Текущий ремонт"   
вносятся гражданами не за фактическую услугу, а с целью оказания такой услуги   
в будущем, то есть данная услуга носит целевой характер, эти средства не        
поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью    
плательщиков и могут быть потрачены управляющей организацией исключительно на   
ремонтные работы только по решению общего собрания собственников                
многоквартирного дома. Раньше суды квалифицировали нецелевое использование      
таких средств как необоснованное обогащение управляющих компаний, но ситуация   
поменялась в 2018 году. Сейчас закон позволяет управляющей организации          
забрать себе все сэкономленные деньги, если в течение года все необходимые      
работы в доме были проведены и услуги оказаны качественно.                      
                                                                                
Но, откровенно говоря, компании, к которым у собственников нет претензий,       
можно по пальцам пересчитать. Если есть претензии к качеству услуг, например    
жалобы по протечкам, холодным батареям, все эти нарушения нужно фиксировать     
сразу соответствующим актом в соответствующем порядке. Так, поводом для         
обращения в суд жителей одного из многоквартирных домов в Новгородской          
области стал годовой отчёт управляющей компании: из отчёта собственники         
узнали, что управляющая компания решила потратить часть годовой экономии на     
погашение задолженности за жилищные услуги злостных неплательщиков.             
Собственники справедливо возмутились тем, что из средств, которые они           
ежемесячно вносили на содержание жилья, теперь гасят долги нерадивых соседей.   
Дело дошло до рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, но, увы, в    
Жилищном кодексе предусмотрена статья, согласно которой управляющая компания    
имеет право таким образом распорядиться сэкономленными средствами, - суд        
поддержал позицию управляющей компании. Также есть пример за прошлый год: в     
Хабаровске в одном из домов были запланированы работы по покраске подъездов,    
по факту работы не были окончены, акт приёмки не был подписан, жители           
остались недовольны проведённым ремонтом, а в отчёте управляющая компания       
указала, что выполнила ремонт качественно и в срок, и списала на это            
приличную сумму. Бывают и более циничные ситуации, в связи с которыми к нам     
обращаются граждане: в отчёте фигурирует проведённый ремонт, который по факту   
вовсе не был проведён. А кто из жильцов вспомнит все ремонтные работы по        
дому, техобслуживание всех коммуникаций, мероприятия по дезинсекции, замену     
лампочек и так далее?                                                           
                                                                                
Согласно мнению правительства, собственникам помещений в многоквартирном доме   
уже предоставлено право предусмотреть договором управления многоквартирным      
домом механизм распределения прибыли. Ну хорошо, допустим, данный механизм,     
скажем так, решает данную проблему, тогда почему в 162-й статье Жилищного       
кодекса прописан чёткий алгоритм распределения этой прибыли именно в доход      
управляющей компании? Это деньги наших граждан, и граждане, как собственники,   
должны распоряжаться своими деньгами, если договором не предусмотрено иное, а   
не наоборот, как сейчас. В данном случае положения статьи Жилищного кодекса     
работают на финансовые интересы управляющих компаний, а жильцы страдают,        
вынуждены обивать пороги различных инстанций. Закон должен защищать права,      
интересы наших граждан, но никак не лишать их денег, на которые должны          
ремонтироваться и убираться дома.                                               
                                                                                
По существующей редакции статьи 162 Жилищного кодекса остаточный денежный       
фонд полностью достаётся управляющей организации без согласования с жильцами.   
Данным законопроектом предлагается оставить это решение на усмотрение           
собственников многоквартирного дома, что повысит качество управления            
многоквартирных домов путём установления материально-стимулирующей              
зависимости между собственниками квартир и управляющей организацией, или по     
усмотрению собственников можно будет снизить плату за управление                
многоквартирным домом.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по жилищной    
политике и жилищно-коммунальному хозяйству Качкаева Павла Рюриковича.           
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Вот когда        
писался этот законопроект... Ведь 162-ю статью, часть 12, нужно дочитывать до   
конца. Да, по умолчанию заложено, что прибыль, или экономия, остаётся, может    
остаться в распоряжении управляющей организации при надлежащем качестве         
содержания общедомового имущества. Но здесь есть второе предложение: при этом   
общее собрание может принять иное решение по распределению полученной           
управляющей организацией экономии.                                              
                                                                                
На наш взгляд, на взгляд Комитета по жилищной политике и                        
жилищно-коммунальному хозяйству, ограничивать права собственников и             
направлять экономию только на два направления (первое - на оплату, на           
компенсацию части оплаты, второе - оставлять в распоряжении управляющей         
организации) является избыточным.                                               
                                                                                
Комитет предлагает отклонить данный законопроект как избыточный.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 97 порядка работы.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    7 чел.1,6 %                                     
Голосовало                     84 чел.                                          
Не голосовало                 366 чел.81,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.