Заседание № 167
09.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1044451-7 "О внесении изменений в статьи 214.2 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации" (о повышении ставки налога на доходы физических лиц в виде процентов по вкладам в иностранной валюте).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4578 по 4675 из 5093
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Михаила Викторовича Щапова. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесён депутатами нашей фракции три года назад, но его актуальность за это время только возросла. Законопроект предлагает реальный инструмент снижения зависимости нашей страны от доллара, от офшорной экономики, инструмент снижения оттока капитала и привлечения инвестиций в российскую экономику. Суть инициативы проста. Во-первых, повышенное налогообложение доходов от банковских вкладов в валюте, что будет стимулировать перевод таких вкладов в рубли и снижать зависимость нашей страны от доллара. Во-вторых, предлагается установить повышенный налог при переводе доходов от банковских вкладов в валюте за рубеж - это инструмент прямого действия для борьбы с оттоком капитала. И в-третьих, повышается налоговая нагрузка при переводе за рубеж дивидендов, полученных от российских организаций, ещё один инструмент для борьбы с оттоком капитала. Мы считаем, что деньги должны работать на благо нашей страны, отток капитала из страны необходимо пресекать. От оппонентов мы слышим, что подобные заградительные меры плохо скажутся на инвестиционном климате, на привлечении инвесторов и так далее. Но мы полагаем, что это всё устаревшие модели 90-х годов, иллюзии, мечты об открытом рынке и глобальном капитале, которые были полностью разрушены за последние три года. Мы считаем, что предложенные нами меры по снижению зависимости нашей страны от доминирования доллара и по созданию барьеров для оттока капитала вполне адекватны. За прошедшие три года с момента внесения законопроекта было принято достаточно много изменений в законодательство, которому он теперь противоречит, и мы понимаем, что потребуются значительные усилия по доработке инициативы во втором чтении, мы к этому готовы и предлагаем всем депутатам поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, хотелось бы повторить то, что сказал Михаил Викторович: данный законопроект был внесён практически три года назад и с того времени очень многое изменилось. Ну, прежде всего, изменилось то, что мы с вами с 2021 года ввели новый порядок налогообложения процентов, а именно ввели всеми признанный справедливый порядок: налоговый вычет, так называемый необлагаемый миллион на максимальную ставку, которая действовала в течение года, а всё оставшееся, соответственно, облагается либо по ставке 13 процентов, либо по ставке 15 процентов. Ну и процесс девалютизации происходит и без рассматриваемой инициативы. Так, например, в 2019 году, в 2020 году, в этом периоде, доля валютных вкладов составляла у нас примерно 20 процентов всех депозитов, а в 2022 году и сейчас, за девять месяцев 2023 года, она снизилась уже в 2 раза и составляет практически 10 процентов. При этом отмечу, что доля так называемых токсичных валют в валютных вкладах - долларов, евро - составляет менее 10 процентов от всех валютных депозитов, то есть менее 1 процента от всех депозитов в принципе. Комитет считает, что дополнительное налогообложение валютных вкладов нецелесообразно, поскольку при усложнении администрирования при налогообложении это не даст ожидаемого эффекта, дополнительных поступлений в бюджет, более того, это дестимулирует валютные депозиты, а ведь сейчас депозиты в нетоксичных валютах являются источником валютных кредитов, которые необходимы участникам нашей внешнеторговой деятельности. Что касается второй новеллы, которую предлагают коллеги, это вообще инновационная юридическая техника. Я напомню, что изменения вносятся в налог на доходы физических лиц, и объектом налогообложения здесь являются доходы. Но коллеги предлагают облагать перевод процентных доходов с вкладов, трансграничные переводы, а это совершенно не может иметь место в налоге на доходы физических лиц. Комитет предлагает законопроект отклонить, как совершенно невозможный к реализации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 45 сек.) Проголосовало за 76 чел.16,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Отклоняется.