Заседание № 306
15.06.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1043983-6 "О внесении изменения в часть 1-1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся условий прекращения задержания транспортного средства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4242 по 4646 из 5990
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в часть 1-1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Владимир Владимирович Сысоев, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание на то, с чего начиналась разработка данного законопроекта. 15 декабря 2015 года Дума практически единогласно поддержала протокольное поручение по этому вопросу. Напомню суть этого протокольного поручения, которое было вынесено на рассмотрение и одобрено Государственной Думой. В связи с введением в статью 27.13 КоАП РФ части 1-1 (в июне 2015 года были внесены изменения), устанавливающей прекращение задержания транспортного средства, если причина его задержания устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, в ряд законов субъектов Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся взимания оплаты в данном случае. Ещё раз подчеркну, что это было разработано не только мной и комитетом, это было разработано в том числе и на основании того протокольного поручения, которое было направлено в адрес Генеральной прокуратуры, и её обоснованного ответа. Что установила Генеральная прокуратура? Она установила, что в Республике Хакасия, в Пермском крае, в Иркутской, Кемеровской областях данные нарушения имели место. Cо стороны Генеральной прокуратуры были внесены представления, которые позволили внести в региональные законы поправки, связанные с приведением в соответствие с федеральным законом, с частью 1-1 статьи 27.13 КоАП, исправить нормы. Суть законопроекта заключается в следующем. Речь идёт о понятии "перемещение", о том, что такое перемещение задержанного транспортного средства. На практике часто происходит следующее: когда подходит автолюбитель, чьё транспортное средство задержано, у водителя эвакуатора, и у представителей ГИБДД, прибывших на место фактического нарушения правила дорожного движения, возникает вопрос, что считать перемещением - когда четыре колеса задержанного транспортного средства оторвались от земли, но автомобиль ещё не погружен на эвакуатор, когда автомобиль уже находится на эвакуаторе или когда транспортное средство, эвакуатор, на котором находится задержанный автомобиль, начинает движение? Хотел бы привести фразу из ответа Генеральной прокуратуры: "Понятие "перемещение" используется в обозначенной статье без определения точного содержания..." Речь идёт как раз о статье 27.13 КоАП. В части 1 статьи 27.13 КоАП указано, что задержание транспортного средства осуществляется "путём перемещения его при помощи другого транспортного средства". Из буквального толкования этой нормы однозначно не следует, что перемещение начинается не с погрузки задержанного транспортного средства на эвакуатор, а с начала его движения. Не вытекает это и из смысла части 1-1 той же статьи, которая определяет момент прекращения задержания транспортного средства - устранение причины задержания до начала движения эвакуатора. В отсутствие чёткого определения понятия начала перемещения задержанного транспортного средства не усматривается достаточных оснований для вывода о том, насколько правильно эта норма в соответствии с законодательством применяется. В своём заключении профильный комитет указывает на то, что Государственная Дума буквально недавно приняла закон, который сейчас находится в Совете Федерации и в котором как раз речь идёт о поправках в статью 27.13. Да, мы сегодня отдали на откуп федеральному уполномоченному органу власти вопрос принятия необходимых методических рекомендаций по расчёту платы за перемещение, погрузку и разгрузку, но даже введение этой нормы не даёт чёткого понимания, что же считать перемещением. Мнение прокуратуры абсолютно совпадает с моим, как автора представляемого вам сегодня законопроекта: вопрос о включении в плату за перемещение стоимости услуг по погрузке, разгрузке транспортного средства может быть решён с достаточной определённостью лишь путём уточнения в статье 27.13 КоАП понятия "перемещение", что соответственно мною и было сделано, и в этом резон данного законопроекта. К какому выводу мы пришли в результате? Сегодня отсутствует как единая законодательная, так и единая правоприменительная практика в различных регионах России, касающаяся установления размера и порядка исчисления стоимости перемещения и хранения транспортных средств. Учитывая, что задержание транспортных средств относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а по существу является принудительной мерой, такая ситуация влечёт за собой нарушение прав граждан в ходе административного производства - то, о чём я вам уже говорил. Исключить возможность противоречий в практике правоприменения и закрепить гарантии соблюдения прав в ходе административного задержания представляется возможным только путём уточнения в статье 27.13 понятия перемещения либо установления чёткого и однозначно трактуемого понятия момента начала перемещения. Данным законопроектом предлагается в части 1-1 статьи 27.13 уточнить, что моментом начала перемещения считается момент начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализируемую стоянку. Такой подход позволит унифицировать региональное законодательство и правоприменительную практику и исключить случаи нарушения прав граждан в ходе задержания транспортного средства, примеры я вам привёл. Вячеслав Иванович, я не знаю, есть ли у вас письмо Генеральной прокуратуры, я надеюсь, что есть и что при подготовке своего заключения комитет также учёл и это письмо, в котором, ещё раз повторю, обозначено, что именно понятие "перемещение" должно быть определено в соответствующей статье Кодекса об административных правонарушениях. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект, который направлен на защиту прав российских автомобилистов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. С содокладом выступает Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Права автомобилистов мы с вами защитили ровно год назад. И мне сейчас сложно комментировать, честно говоря, этот законопроект, потому что очень сложно найти чёрную кошку в тёмной комнате, если её там нет. Я, конечно, разделяю обеспокоенность Владимира Владимировича, автора законопроекта, по поводу неправильного применения данной обеспечительной меры, неправильного правоприменения, по поводу злоупотреблений, которые, к сожалению, во многих регионах имеют место, и прежде всего в Москве, при проведении процесса задержания транспортного средства, но дело-то в том, что всё, что здесь так горячо мой коллега излагал, - абсолютно без иронии говорю, многое совершенно правильно им сказано - никакого отношения к тексту законопроекта не имеет, абсолютно никакого. Законопроект очень коротенький, и в части 1-1, которая уже существует, введена нами в прошлом году соответствующим федеральным законом, меняется всего лишь одно слово: слово "движение" на слово "перемещение" - и всё, никакой больше разницы нет. И всё остальное, что говорил уважаемый Владимир Владимирович, - это в чистом виде, честно говоря, беллетристика. Учитывая, что данное законодательное предложение, проектируемое изменение абсолютно тождественно по смыслу действующей правовой норме, кроме единственного слова, принятие его является излишним. Что касается сомнений по поводу перемещения, стоимости и так далее, все эти проблемы уйдут в прошлое с 1 сентября, когда вступит в силу принятый нами недавно закон о единой методике определения стоимости эвакуации транспортных средств. На основании изложенного законопроект комитетом предлагается отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Будут ли вопросы, коллеги? Депутату Шерину, включите микрофон. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Вячеслав Иванович, у меня вопрос. Вот вы сказали, что права автовладельцев мы защитили, вопрос урегулировали. Но мой коллега уже чётко пояснил с трибуны, что речь идёт о конкретизации понятия в том плане, что невозможно устранить нарушение Правил дорожного движения автовладельцу в тот момент, когда транспортное средство, которое эвакуирует автомобиль, начало движение. Вот чем эта фраза, на ваш взгляд, мешает в законопроекте? Она чётко и конкретно обозначает, в каком случае процедура уже становится безвозвратной, - когда транспортное средство, а именно эвакуатор, начало движение. Вот об этом мой коллега Владимир Владимирович Сысоев и говорил. Почему вы этого не заметили, непонятно. Ещё раз, чем эта фраза мешает вашему комитету? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Лысакову включите микрофон. ЛЫСАКОВ В. И. Нам эта фраза абсолютно ничем не мешает, просто шило на мыло нет абсолютно никакого смысла менять. Ещё раз повторяю, что мы законодательно закрепили момент, когда, собственно, начинается задержание или, проще говоря, эвакуация транспортного средства, - это момент начала движения эвакуатора с уже погруженным, закреплённым, оформленным автомобилем. Ваш коллега предлагает слово "движение" поменять на слово "перемещение" - и на этом основании мы должны новый закон принимать? Ну это просто, честно говоря, несерьёзно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Депутат Нилов, депутат Шерин и депутат Поневежский. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они коротко, я надеюсь. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. Включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Мы коротко. Действительно, можно в тёплых кабинетах Госдумы рассуждать о том, что права законодательно защищены. Частично с этим можно согласиться, но при этом та практика применения, которая существует, напоминает нам о пословице: дуракам закон не писан, а если писан, то не читан, а если читан, то не понят. На прошлой неделе в Туапсе произошёл вопиющий случай. Попытались эвакуировать автомобиль "ВАЗ", но не успели даже погрузить, только лапы эвакуатора прицепили к колёсам, как подошла молодая пара, муж с женой, жена беременная. Стоит несколько сотрудников ДПС - спровоцировали конфликт, заломили руки водителю и посадили его в машину. Жена при попытке снимать на мобильный телефон всё происходящее тоже подверглась насилию со стороны сотрудников полиции, и только когда муж закричал: "Что вы делаете, она беременная, у неё выкидыш из-за вас будет!", хватило ума у офицера полиции отпустить её - вся информация в Сети, в открытом доступе. От имени фракции ЛДПР нами направлены запросы - посмотрим, какие меры будут приняты. Или другой пример. Известный спортсмен Николай Каушанский, чемпион мира, боец MMA, который тренирует молодёжь в России, столкнулся с беспределом со стороны сотрудников МАДИ и "АМПП" в Москве. Выйдя на улицу и увидев, что его автомобиль эвакуируют, он подошёл к сотруднику МАДИ и водителю эвакуатора и спросил: "Куда вы увозите мою машину?" Есть видеозапись, но звукозаписи того, что происходило, к сожалению, нет, есть показания свидетелей. Была организована проверка: есть видеозапись того, что плохо укрепили автомобиль, поэтому, проехав несколько метров, эвакуатор остановился и дальше было произведено доукрепление эвакуируемого транспортного средства, то есть налицо создание опасной ситуации. За это водителя эвакуатора наказали, но только его, а сотрудник МАДИ, который должен был немедленно вернуть транспортное средство, - и к прокурору он ходил на допросы, и в департаменте транспорта была проведена проверка - всё объясняет тем, что не понял, что перед ним стоял водитель, то ли из-за того, что он такой малограмотный, то ли из-за того, что он вынужден дурака включать и нарушать закон, чтобы работала палочная система, которая позволяет зарабатывать деньги. В итоге что мы видим? Есть показания свидетелей, которые говорят о том, что водитель подошёл до момента начала движения эвакуатора, есть видеозапись, свидетельствующая о том, что водитель подошёл до начала движения эвакуатора, и есть объяснение сотрудника МАДИ, который говорит: я просто не понял, что это водитель. В соответствии с административным кодексом, когда дополнительных доказательств нет, неопределённость трактуется в пользу лица, которое пытаются привлечь к административной ответственности. Вот если следовать букве закона, должны оштрафовать этого сотрудника МАДИ на 20 тысяч один раз, чтобы в будущем у него желания не возникало такие вещи допускать, но начальство его покрывает, это сегодняшняя политика департамента... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте. НИЛОВ Я. Е. ...во главе которого стоит Лексутов - хороший коммерсант и менеджер, который умеет зарабатывать деньги, но который совершенно не понимает, что создаёт серьёзную социальную напряжённость; в Москве автомобилисты уже как ругательное слово используют его фамилию. Мы считаем, что необходимо довести дело до конца, необходимо и дальше совершенствовать наше законодательство. Этого сотрудника МАДИ - его фамилия Артемьев, - малограмотного (видимо, в школе плохо учился и в голове ничего нет до сих пор), вот этого мадишника по фамилии Артемьев надо выкинуть с работы с позором, да и вообще структуру МАДИ давно надо запретить, распустить и все функции вернуть обратно ГАИ Москвы, для того чтобы этот беспредел, который они творят, прекратился. Фракция ЛДПР просит поддержать внесённую нами законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Уважаемый Вячеслав Иванович, уважаемые коллеги! Зачитываю принципиально действующую редакцию статьи: "...с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку" - на этом текст заканчивается. Поправка фракции ЛДПР: "...с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала перемещения..." - это то самое слово, о котором мы говорили, - "...(то есть до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку)". Уж очень доходчиво в той редакции, которую предлагает фракция ЛДПР, развёрнут этот вопрос - скорее всего, профильный комитет именно это не устраивает. Дорогие мои друзья, вот посмотрите, как иногда выглядит структура бизнеса. Существуют естественные или неестественные монополии финансово-олигархических групп, которые занимаются тем или иным видом бизнеса, и есть граждане Российской Федерации, интересы которых мы должны защищать и которые являются вынужденными или невынужденными потребителями этих услуг. И когда граждане Российской Федерации обращаются к нам, к депутатам Госдумы, с просьбой внести ясность в законодательство, то мы каждый раз вносим эти предложения, но находятся очень грамотные специалисты, которые объясняют нам: урегулировать стоимость ГСМ нельзя - это рынок, урегулировать вопросы подключения к электросети, к газовой сети или к сети водоканала нельзя - это рынок, давать дешёвые и длинные кредиты нельзя - нам тоже объясняют, что это невозможно сделать, то есть всё, что могло бы улучшить жизнь граждан, сделать, по мнению наших коллег, нельзя. И здесь такой же вопрос, граждане Российской Федерации говорят: мы больше не желаем дополнительно платить деньги тем организациям, которые вместо того чтобы инвестировать, приобретать сельхозтехнику, пахать поля и тем самым зарабатывать деньги, хотят инвестировать в эвакуаторы, покупать их, ездить по Москве и по другим крупным городам России и просто собирать транспортные средства, ведь потом владельцы их обязаны выкупать! Я хочу привести свежий пример. Я был свидетелем того, как возле Дворца детского творчества грузят на эвакуатор автомобиль, у которого в салоне на заднем сидении закреплено два детских кресла. Вот этот чудак, который грузил автомобиль, он понимал, что выйдет мама с двумя детьми (судя по тому, что два детских кресла в автомобиле), - и как она будет с двумя детьми без детских кресел, на чём ей ехать, на каком такси, как искать свой автомобиль? И ещё пример. На этих выходных поехал я на Поклонную гору - все знаете: праздник религиозный, - автомобили стоят как попало, где попало стоят, ни одного эвакуатора! Если уж мы такие принципиальные, то давайте быть принципиальными ко всем. Коллеги, поддержите, пожалуйста, нашу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ШЕРИН А. Н. Мы просто хотим уточнить, чтобы не было конфликтных ситуаций. Ещё раз объясняю: когда эвакуатор начал движение - всё, вопрос закрыт, забирать машину, только оплатив штраф на специализированной стоянке, но до того момента, пока эвакуатор не начал движение, вот об этом и говорит коллега Сысоев - нарушение может быть устранено на месте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается уточнить используемое в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие "перемещение" и установить, что моментом начала перемещения считается момент начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку. Принимая во внимание принятый в третьем чтении проект федерального закона № 771507-6 "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", полагаем, что вступление в силу положений данного закона также позволит снять и проблему, поставленную автором рассматриваемого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович будете выступать с заключительным словом? Депутату Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Вячеслав Иванович, честно говоря, удивляет ваша позиция. Я не знаю, какова позиция ваша личная как автомобилиста, но как человека, который столько лет пытается защищать права автомобилистов, вот такая неготовность поддержать абсолютно понятный и простой законопроект... Понятно, что комитет против, потому что это инициатива фракции ЛДПР, известно, что в профильном комитете большинство именно представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая также против. Однако данный законопроект, как я уже сказал, родился не просто так, он родился из недр народа, россиян-автомобилистов, которые с этой проблемой сталкиваются каждый день, сотни тысяч автомобилистов сталкиваются с этой проблемой - с административным произволом водителей эвакуаторов, работников ГИБДД, которые не готовы оптимально, как положено по закону, принимать решения, потому что в федеральном законе чётко не определена формулировка, что именно считать процессом перемещения. Вы сейчас ссылаетесь на федеральный закон, который Госдумой принят в третьем чтении и находится в Совете Федерации. Я просто зачитаю фразы из пояснительной записки к нему, и просил бы, чтобы вы не дезинформировали депутатов, что это одинаковые законы и что тот закон, приятый в третьем чтении, решает эту проблему, - да не решает он эту проблему, это абсолютно разные законопроекты! В законе, о котором вы говорите, речь идёт о том, что "предусматривается установить, что перемещение и хранение задержанного транспортного средства оплачивается лицом, совершившим административное правонарушение, повлёкшее применение задержания транспортного средства по стоимости, рассчитанной исходя из тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утверждёнными ФСТ России". Вот и всё, ни о каком перемещении там речи даже и близко не идёт! А у людей проблемы каждый день, возникает масса вопросов, связанных с коррупцией, потому что при задержании автомобилей происходит вымогательство на местах, вот так это называется! И, конечно, я ещё раз подчеркну. Государственная Дума 15 декабря практически единогласно вникла в эту проблему, поддержала протокольное поручение, обозначив, что действительно эта проблема есть, и, как я уже сказал, Генеральная прокуратура выявила эту проблематику - я вам зачитывал фразу из письма Генеральной прокуратуры от 16 февраля 2016 года, подписанного первым заместителем генерального прокурора господином Буксманом. Речь идёт о том, что при доработке нового Кодекса об административных правонарушениях - мы знаем, что его доработка перенесена, а проблема требует решения именно сейчас, - требуется законодательно установить понятие перемещения, другого варианта нет. А вы хотите продолжить мучить сотни тысяч автомобилистов, пока Государственная Дума, наверное, уже нового созыва не введёт расшифровку понятия "перемещение" в новый административный кодекс. Страна ждать не может, когда кто-то здесь разродится! Прошу вас всех поддержать данный законопроект, который сегодня ждут миллионы российских автомобилистов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Лысакову Вячеславу Ивановичу включите микрофон. ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Владимир Владимирович, вы сами себя мучаете и всех нас мучаете, честно говоря. В законе совершенно чётко определено начало движения эвакуатора - это и есть начало задержания транспортного средства, но вы почему-то пытаетесь убедить всех, что, если поменять слово "движение" на слово "перемещение", наступит всеобщее счастье, - не наступит всеобщее счастье! Вы всё время, практически все выступавшие, говорили о правоприменении, но даже ваш коллега Александр Николаевич несколько раз повторил: "начало движения". Вот в действующем законодательстве именно так и зафиксировано - начало движения эвакуатора, то есть это уже работает. Даже ваш коллега запутался! А что касается издевательств и прочего, ещё раз вынужден повторить: с 1 сентября никакого выкупа машин не будет, незамедлительно вам будут выдавать задержанное транспортное средство со штраф-стоянки без всякой предоплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5517 по 5534 из 5990
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в часть 1.1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 05 сек.) Проголосовало за 195 чел.43,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел.56,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.