Заседание № 136

24.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1041537-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2019 по 2193 из 9469
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения   
участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа            
управления организации". Доклад Михаила Васильевича Тарасенко.                  
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Васильевич.                                                  
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Внесённый ещё в шестом        
созыве законопроект направлен на реализацию одной из форм участия наёмных       
работников в принятии управленческих решений на предприятиях и в                
организациях. Во втором чтении он был принят 19 июля этого года. По             
законопроекту проведены все необходимые экспертизы, он подготовлен к            
рассмотрению в третьем чтении. Просьба поддержать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Представляя данный законопроект в третьем чтении (а может     
быть, и в первом), я оттолкнулся бы от того, что мы практически                 
восстанавливаем закон о трудовых коллективах, принятый в СССР при Андропове в   
1983 году. То есть мы это уже делали, потом мы, так сказать, поломали тот       
закон, а сейчас, через 35 лет, мы вновь вводим эти положения. Мы должны в       
целом прекратить ломать наше законодательство: был Свод законов Российской      
Империи - выбросили на свалку, был Свод законов СССР - выбросили! Теперь у      
нас законодательство новой России, но практически мы возвращаемся к тому, что   
было или при царе, или при советской власти.                                    
                                                                                
Давно нужно было это сделать, принять этот закон! Тогда это было воспринято     
как праздник. Это была 8-я сессия Верховного Совета СССР 10-го созыва. Почему   
мы не хотим учитывать свою историю? Надо было в преамбуле об этом написать.     
                                                                                
И язык такой сухой: предусматривающий наделение первичной организации,          
единого представительного органа либо иного представителя работников... Ну      
никто этого не поймёт! Это для юриста, которому 150 лет, может быть, он в       
чём-то разберётся. Неужели нельзя было проще написать, например, что мы вновь   
наделяем профсоюзные организации любого предприятия правом участвовать в        
управлении этим предприятием - всего три слова написать? А вы написали десять   
слов! Кто авторы этого текста, этих поправок? Они же здесь, в Думе, сидят, у    
нас есть эксперты - целое управление. Неужели нельзя упростить, написать        
нормальным, доступным языком? В законе о трудовых коллективах (вот у меня       
выписка из этой газеты) всё было чётко написано, мы все поняли, что нам,        
трудовым коллективам, впервые в истории нашего государства предоставлены        
огромные полномочия. А вы здесь пишете таким сухим юридическим языком!          
                                                                                
Мы поддержим, конечно, но надо попросить наших юристов сделать ссылку на то,    
что уже был такой закон, что он был хороший. Надо посмотреть: кто и зачем       
отменил закон о трудовых коллективах, когда это произошло? При Ельцине,         
видимо.                                                                         
                                                                                
Вот сейчас двумя строчками мы практически восстанавливаем положения             
прекрасного закона, которому уже 35 лет. Мы ломаем и восстанавливаем,           
восстанавливаем и ломаем, вводим новое - это надо навсегда прекратить! Законы   
должны оставаться вечными, вот в Америке по 260 лет некоторым законам, а у      
нас всё новенькое: вот недавно, вот вчера, вот сегодня... Это очень плохо!      
Нам надо всё-таки пытаться вытаскивать старый закон и, может быть, давать ему   
вторую жизнь, а не выдумывать новый и надо писать так, чтобы любой, кто         
прочтёт, понял бы, о чём этот закон.                                            
                                                                                
Кстати, профсоюзы у нас полумёртвые, у нас есть ФНПР - Федерация независимых    
профсоюзов - от кого не зависимых? Полностью зависят от Кремля! Шмаков сидит    
в руководстве уже почти 30 лет, Исаев хотел его заменить - так не дали этого    
сделать даже правящей партии под видом... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как раз Исаев просит слова, не сработала кнопка,          
записался по ведению.                                                           
                                                                                
Владимир Вольфович, скорее всего, перед вами будет выступать как раз автор      
поправок.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Константинович.                                              
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Да, выступает автор, и я должен признать критику Владимира Вольфовича:          
действительно, законопроект написан суховато, а про такие вещи лучше бы         
писать более ярким языком, но мы ограничены языком Трудового кодекса, ведь      
это изменения именно в Трудовой кодекс. Согласен я с Владимиром Вольфовичем и   
в том, что этот законопроект имеет очень большое значение, и нам, депутатам,    
теперь нужно донести это до граждан.                                            
                                                                                
С чем всё-таки не соглашусь? Это не повторение закона о трудовых коллективах.   
Закон о трудовых коллективах предполагал воссоздание СТК как отдельного         
органа, который бы избирался работниками и в большинстве случаев дублировал     
профсоюзный комитет, - ну не могли люди разобраться по какому вопросу надо      
идти в СТК, а по какому вопросу в профсоюзный комитет! Данный же законопроект   
даёт трудящимся очень серьёзное право непосредственно через собрание или        
через профсоюзную организацию - в большинстве случаев через профсоюзную         
организацию - направить своих представителей в советы директоров, в правления   
организаций, для того чтобы они присутствовали при решении всех вопросов. Это   
особенно важно сейчас, когда мы с вами начали рассматривать изменения в         
пенсионное законодательство, ведь мы понимаем, что любые изменения здесь        
потребуют очень серьёзного контроля: контроля за занятостью людей               
предпенсионного возраста, контроля за тем, какой социальный пакет               
предоставляется работникам.                                                     
                                                                                
Этот очень важный законопроект дался нам ценой непростых переговоров:           
работодатели настороженно относились к этим нормам, правительство на первом     
этапе - довольно негативно. Напомню, что в первом чтении все фракции - за это   
мы благодарны всем: и ЛДПР, и КПРФ, и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - поддержали        
единогласно этот законопроект, и мы единогласно голосовали за него в первом     
чтении при отрицательном заключении Правительства Российской Федерации. То,     
что сейчас стороны социального партнёрства пришли к согласию и мы принимаем     
этот закон, крайне важно. Это серьёзный шаг, предпринимаемый всей               
Государственной Думой, всеми фракциями, направленный на укрепление и защиту     
прав работников в нашей стране. Мы подчёркиваем, и здесь я соглашусь ещё раз    
с Владимиром Вольфовичем, что тема защиты социальных прав людей была и будет    
оставаться в центре нашего внимания. Давайте примем этот закон, он даст в       
руки трудящихся очень серьёзный и важный инструмент по защите своих законных    
прав и интересов.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
По ведению - Вострецов Сергей Алексеевич.                                       
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Вячеслав Викторович, у меня просто реплика, дело в том, что кнопка не           
сработала, можно мне добавить?                                                  
                                                                                
Абсолютно поддерживаю и Владимира Вольфовича, и Андрея Константиновича...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, ну вы же нарываетесь на замечания от   
всех, что это не по ведению. И дальше что мы делать будем? Определяйтесь в      
будущем, кто выступает от фракции: либо Исаев, либо Вострецов, - всё            
остальное только гул вызовет со стороны других фракций. Хорошее,                
замечательное решение...                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы что тут всех пугаете Ивановым? У нас много           
Ивановых.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я, как представитель группы   
по электронному голосованию, хочу сказать, что не надо сваливать всё на         
несрабатывающие кнопки, скажите просто: зевнул.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вот по поводу выступления. Коллеги, замечание         
принимается. Если вы работаете и у вас есть желание выступить, то запишитесь:   
лучше потом снять свою заявку, чем, увидев, что по данному вопросу выступает    
кто-то из других фракций, в спешке, в нарушение Регламента записываться по      
ведению. Правильно, коллеги? Об этом же речь шла?                               
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения   
участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа            
управления организации", 3-й вопрос повестки дня.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 135

19.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1041537-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации" (принят в первом чтении 7 апреля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4843 по 4914 из 5849
Переходим к рассмотрению законопроектов во втором чтении. Пункт 18, проект      
федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской          
Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях    
коллегиального органа управления организации".                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста.                                        
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Названный законопроект был   
принят Государственной Думой в первом чтении в апреле 2017 года с другим        
наименованием: "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в   
целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах     
управления организаций". Проведены правовая, лингвистическая экспертизы,        
законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Поступившие           
предложения сведены в две таблицы: в первой две поправки, во второй четыре      
поправки. Комитет предлагает утвердить таблицы поправок № 1 и № 2 и принять     
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по первой таблице? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по второй таблице? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект закона во втором чтении.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   

Заседание № 36

07.04.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1041537-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4248 по 4346 из 6877
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой         
кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей          
работников в коллегиальных органах управления организаций".                     
                                                                                
Андрей Константинович Исаев, пожалуйста.                                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему          
вниманию законопроект направлен на предоставление права представителям          
работников на участие в заседаниях коллегиальных органов управления             
предприятий и организаций и на обеспечение этого права.                         
                                                                                
В этом зале многократно говорилось о социальной справедливости, о проблемах,    
связанных с этим, о зарплатах топ-менеджеров и их резком завышении в            
сравнении со средними заработными платами на предприятиях - эти проблемы        
действительно есть, ведь в условиях кризиса работодатели очень часто            
принимают решения не вполне социально ответственные и обоснованные или          
непонятные для работников. Предлагаемая мера позволит представителям            
работников присутствовать на заседаниях коллегиальных органов управления        
организаций, получать в полном объёме информацию, высказывать точку зрения      
работников. Мы уверены, что это будет способствовать развитию социального       
партнёрства, выстраиванию нормальных отношений на предприятиях, лучшему         
знанию работниками планов развития предприятий, целей, задач их деятельности    
и в конечном счёте способствовать установлению справедливости и социального     
мира.                                                                           
                                                                                
Данный законопроект полностью соответствует российскому законодательству.       
Так, часть третья статьи 16 Федерального закона "О профессиональных союзах,     
их правах и гарантиях деятельности" устанавливает уже право профсоюза по        
уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах       
управления организацией, но, к сожалению, право профсоюза не подкреплено        
обязанностью работодателя создать условия для работы таких представителей, и    
данный законопроект должен устранить соответствующую недоработку. Россией       
была ратифицирована Европейская социальная хартия, статья 21 которой            
предполагает безусловное право работников и их представителей на получение      
информации и на обсуждение с работодателями вопросов финансового и              
экономического развития предприятий, - это также будет реализовано через        
предлагаемый нами закон. Хочу также сказать, что мы предложили механизм         
наделения полномочиями представителей работников, аналогичный механизму,        
который действует при определении представителей работников при заключении      
коллективного договора, и это в полной мере соответствует духу Трудового        
кодекса Российской Федерации.                                                   
                                                                                
На данный законопроект поступили отрицательное заключение от объединения        
работодателей - стороны работодателей в Российской трёхсторонней комиссии и     
отрицательный отзыв правительства. Однако мы уверены, что в случае принятия     
законопроекта в первом чтении и создания рабочей группы комитетом - и           
комитетом по труду и социальной политике это предполагается, - включения в      
состав этой рабочей группы представителей профсоюзов и работодателей мы в       
рамках этой рабочей группы сможем преодолеть все противоречия и подготовить     
согласованный вариант ко второму чтению. Такая практика у нас уже была: я       
хочу напомнить о больших разногласиях, которые были между профсоюзами и         
работодателями при принятии поправок в Трудовой кодекс, тем не менее ко         
второму чтению нам удалось добиться консенсусного решения; напомню и про        
закон о запрете заёмного труда, против которого изначально выступали            
объединения работодателей, но после проведённой работы и подготовки ко          
второму чтению мы выработали согласованный вариант и добились запрета           
заёмного труда в России - это первая европейская страна, где подобного рода     
форма эксплуатации была запрещена.                                              
                                                                                
Мы считаем, что данный законопроект необходимо принять в первом чтении.         
Просим вас, уважаемые депутаты, о поддержке и просим все фракции                
проголосовать за данный законопроект.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ярослава Евгеньевича Нилова.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Докладчик       
предельно конкретно рассказал о новеллах, которые предлагаются в данном         
законопроекте. Мы в комитете рассмотрели законопроект и предлагаем              
концептуально поддержать его.                                                   
                                                                                
В случае принятия этого закона, если это будут действующие нормы права,         
работники получат возможность дополнительно слышать позицию работодателя,       
узнавать о перспективах соответствующей организации, о её проблемах, быть в     
курсе поднятых и нерешённых вопросов. Кроме того, у работников появится         
возможность доносить до работодателя свою позицию, что будет способствовать     
снижению определённой социальной напряжённости, в случае если она есть или      
зачатки её проявляются, и возможные конфликтные ситуации будут в зародыше       
устранены.                                                                      
                                                                                
Кроме того, обращаю внимание, что с учётом высказанных правительством           
замечаний законопроект будет доработан в рамках рабочей группы, о чём           
говорится в проекте постановления Государственной Думы.                         
                                                                                
Комитет просит поддержать данную инициативу.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4453 по 5007 из 6877
Коллеги, продолжаем рассмотрение 15-го вопроса. Мы провели запись на вопросы.   
Первый вопрос задаёт Андрей Геннадьевич Альшевских.                             
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо.                                                       
                                                                                
Андрей Константинович, безусловно, это правильный шаг: мнения трудовых          
коллективов работодатели должны слышать - но в законопроекте написано "с        
правом совещательного голоса". А рассматривался ли вопрос о предоставлении им   
права решающего голоса, чтобы уже наверняка мнения трудовых коллективов         
работодатели слышали?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович Исаев.                  
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. Конечно, мы обсуждали этот   
вопрос, но хочу обратить ваше внимание на то, что, если представители           
работников получат право решающего голоса, они фактически станут выступать в    
отношении работников в качестве работодателей, они будут принимать решение на   
стороне работодателей, так как их голос не изменит расклада сил: большинство    
в любом коллегиальном органе всё равно будет на стороне работодателей. В        
результате, во-первых, это потребует внесения изменений в Гражданский кодекс,   
потому что поменяется принципиально состав коллегиального органа: сегодня       
формирование состава коллегиального органа - это исключительное право           
работодателя, а во-вторых, я повторю, представители работников окажутся в       
несколько щекотливом положении: голосуя на заседании правления, они будут       
фактически выступать в роли работодателей. Посовещавшись, мы признали, что      
достаточным является право совещательного голоса: появляется возможность        
получить полную информацию, участвовать в обсуждении и высказать позицию от     
лица работников. Если с этой позицией работодатель не соглашается, Трудовой     
кодекс предусматривает такую процедуру, как коллективный трудовой спор.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к Андрею Константиновичу вопросы.                          
                                                                                
Первый, уточняющий вопрос: коллегиальный орган управления - это касается        
только правления или и совета директоров? И второй - считаете ли вы             
целесообразным обязать работодателя заключать коллективный договор с любым      
профсоюзом, даже если численность работников, состоящих в нём, меньше 50        
процентов от общей, как это было раньше, то есть вернуть это положение в        
Трудовой кодекс?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Исаеву включите микрофон.                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопросы, Валерий Карлович. Что касается заключения       
коллективного договора, хочу напомнить, какая процедура существовала раньше.    
Действительно, работодатель был обязан вести переговоры с любым профсоюзом,     
но не был обязан заключать договор. Он мог заключить коллективный договор с     
одним профсоюзом и не заключить с другим, то есть создавалась ситуация          
противостояния. Поэтому при принятии Трудового кодекса мы договорились о том,   
что если несколько профсоюзов формируют единый орган и в него входят            
представители всех профсоюзов пропорционально их численности, но не менее       
одного представителя от каждого, то этот единый орган ведёт переговоры и        
работодатель обязан через определённое время - это зафиксировано в Трудовом     
кодексе - даже при наличии разногласий заключить коллективный договор по        
вопросам, которые урегулированы, и составить протокол разногласий по            
вопросам, которые остаются неурегулированными.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кравченко Денис Борисович.                                                      
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Андрей Константинович, в ходе региональной недели я   
постоянно бываю на профильных предприятиях оборонно-промышленного комплекса,    
ракетно-космической промышленности и так далее. Я полностью солидарен с         
авторами законопроекта, многолетний опыт работников часто может помочь          
топ-менеджменту компании глубже и основательнее взглянуть на многие проблемы    
предприятий, но, как показывает практика, не всегда участие работников          
положительно сказывается на деятельности предприятий. Многие предприятия даже   
задания гособоронзаказа выполняют на заёмные средства, не говоря уже о других   
проектах, а работников, на мой взгляд, чаще всего мало волнует вопрос о         
высокой кредитной нагрузке - их больше интересуют социальные гарантии и         
заработная плата.                                                               
                                                                                
Как вы считаете, может быть, чтобы сохранить баланс между социальной            
ответственностью и производственной необходимостью, ко второму чтению           
попробовать проработать и подготовить отдельный перечень вопросов, по которым   
у работника будет право совещательного... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дайте возможность фразу договорить.                       
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. ...по которым у работника будет право совещательного голоса     
для принятия ключевых для жизни персонала решений?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Исаеву включите микрофон.                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопрос. Я хотел бы сказать, ещё раз подчеркнуть, что     
по данному законопроекту у работников, их представителей есть право             
совещательного голоса, а решение в любом случае будет выносить работодатель,    
его представители в коллегиальном органе.                                       
                                                                                
Кстати, хотел сказать, что, к сожалению, забыл ответить ещё на один вопрос      
Валерия Карловича - о том, только ли правления это касается: мы специально      
это не оговорили, потому что на разных предприятиях коллегиальные органы        
называются по-разному и часто выполняют разные функции - это может быть         
наблюдательный совет, совет директоров, правление или у них может быть          
какое-либо иное название, поэтому мы написали "коллегиальный орган              
управления", а что конкретно, какой конкретно орган будет иметься в виду -      
это оговаривается в коллективном договоре, соглашении или в уставных            
документах предприятия, потому что иначе мы попадём в ситуацию, когда           
придётся перечислять все мыслимые и немыслимые формы коллегиальных органов.     
                                                                                
Так вот ещё раз хочу сказать, что у представителя работников должно быть        
право совещательного голоса: на мой взгляд, они имеют право всё знать и         
высказывать позицию по всем вопросам, решают в этом случае всё равно            
представители работодателя, но решать они будут с учётом мнения работников, и   
это очень важно.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Андрей Константинович, с точки зрения демократизации   
процесса управления коллективами, как вы думаете, а что если вернуть тот        
самый институт, который был раньше, - трудовой коллектив и соответственно       
совет трудовых коллективов, который действительно мог бы вместе с               
работодателями дружно работать? Ведь профсоюзы сейчас малочисленны, и, раз      
они малочисленны, они не представляют все интересы трудового коллектива, а      
совет трудового коллектива был бы тем самым коллективным органом, который мог   
бы участвовать в решении вопросов и производительности, и прибыльности, и       
социальной защиты, и всех остальных.                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопрос.                                                  
                                                                                
Валентин Сергеевич, ну мы с вами едины во мнении о необходимости расширения     
демократии для работников на производстве, что называется, экономической        
демократии, но подходы к трудовым коллективам и советам трудовых коллективов    
у нас разнятся. Я придерживаюсь официальной позиции Федерации независимых       
профсоюзов России, которая негативно относится к этой идее. Дело в том, что в   
короткий период сосуществования профкомов и СТК между ними наблюдалась          
определённая конкурентная борьба, и мы видели, как работодатели часто           
противопоставляли СТК профкомам, говорили, что они якобы представляют всех, а   
профкомы не всех.                                                               
                                                                                
Институт СТК имеет ряд недостатков, в частности на сегодняшний день, в          
условиях рыночных отношений, отсутствует понятие единого трудового              
коллектива: директор - это член трудового коллектива или не член? А вот         
профсоюзная организация - это объединение наёмных работников, где директор не   
может быть председателем, как было в целом ряде СТК, работники объединены там   
по общему профессиональному признаку, у них есть вышестоящие организации,       
которые могут их поддержать в случае возникновения конфликта с работодателем,   
это опробованная столетиями форма защиты прав интересов работников -            
профсоюзы. Мне представляется, что советы трудовых коллективов могут быть       
использованы как противовес профсоюзным организациям, и такое часто             
происходит, поэтому идею возрождения СТК я не поддерживаю.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Константинович, как член профсоюзной группы       
"Солидарность" и сторонник производственной демократии, я, конечно, считаю      
необходимым поддержать этот законопроект, но, понимая особенности нашей         
подданнической культуры, предполагаю, что работодатели постараются по           
максимуму подобрать в коллегиальные органы управления своих людей, чтобы они    
были формально представителями работников, а фактически представителями         
работодателей среди работников.                                                 
                                                                                
Вопрос: рассматривались ли механизмы, которые хотя бы отчасти уменьшили         
возможность таких симулякров, - например, обязательные выборы представителя     
работников для участия в коллегиальном органе управления тайным голосованием    
или, может быть, какие-то ещё?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович.                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Олег Николаевич, спасибо за поддержку законопроекта, но я хотел     
бы сказать следующее: дело в том, что есть такая проблема - проблема            
неготовности работников постоять, что называется, за свои права, и если они в   
таком состоянии, если у них нет боевой, организованной профсоюзной              
организации, то предоставление любых процедур всё равно обернётся одним и тем   
же - выдвижением тех, кто угоден и нужен работодателю. Здесь вопрос более       
фундаментальный: работники должны создать реальную, боевую профсоюзную          
организацию и использовать данный рычаг - я думаю, что мы за это проголосуем    
и примем, - и другие рычаги и права, которые есть у профсоюзных организаций.    
                                                                                
Ещё раз хочу сказать, что процедура следующая: в случае если есть мощная        
профсоюзная организация, которая объединяет больше половины работников, она     
на своей конференции или собрании будет направлять представителей в состав      
соответствующего коллегиального органа; нет такой организации - тогда либо      
все профсоюзные организации образуют единый орган для ведения переговоров,      
получают одобрение на конференции или собрании работников и делегируют своих    
представителей, либо, если профсоюзных организаций вообще нет, собрание или     
конференция работников тайным голосованием определяет своих представителей и    
направляет их в состав соответствующего органа. Эта процедура прописана для     
ведения коллективных переговоров, мы такой же оставили её и здесь.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич, пожалуйста.                
                                                                                
СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Андрей Константинович, я помню, лет пять назад крупный олигархический бизнес    
и небезызвестный Михаил Прохоров предпринимали серьёзную атаку на Трудовой      
кодекс: шестидесятичасовая рабочая неделя, возможность увольнения практически   
без оснований, то есть упрощение процедуры увольнения, - тогда эту атаку        
удалось отбить. Представленный законопроект, наоборот, как мне кажется,         
свидетельство усиления в целом профсоюзного движения страны и влияния ФНПР,     
как его основного выразителя, в частности. Вот скажите, пожалуйста, усиление    
роли профсоюзов - это тренд в международном профсоюзном движении, учитывая,     
что сейчас мы такое решение принимаем? Всё-таки мы занимаем ведущую позицию в   
Европейской конфедерации профсоюзов и в Международной конфедерации              
профсоюзов. Есть ли примеры подобных решений? Поможет ли это бороться с         
ненормированным рабочим днём, с заёмным трудом? Мы приняли много полезных       
решений - поможет ли данный закон исполнять их?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопросы, Александр Геннадьевич. Я убеждён, что,          
безусловно, поможет, именно поэтому я стал одним из авторов законопроекта.      
Работники, их представители получают в полном объёме информацию о работе        
коллегиального органа управления, имеют возможность отстаивать свою точку       
зрения, слышать аргументы работодателя. Это несомненно будет способствовать     
укреплению позиции работников на предприятии.                                   
                                                                                
Что касается международного профсоюзного движения, в разных странах есть        
различный опыт участия работников в управлении. Например, в Германии            
существуют производственные советы. Сразу скажу, что у нас были СТК, но это     
не совсем то, поскольку производственные советы работают под контролем          
профсоюзов и обладают довольно большими правами, которые позволяют им влиять    
на решение работодателя, заслушивать работодателя по определённому кругу        
вопросов. Есть производственные палаты в Австрии. Одним словом, профсоюзы       
используют различные механизмы, но общая цель одна - добиться участия           
работников в управлении предприятиями и организациями. Работники - это не       
крепостные, это личности, и они должны обладать всеми правами, в частности      
правом на получение полной информации о будущем предприятия, на котором они     
работают, они имеют право быть выслушанными, услышанными и получить             
официальный ответ на свой запрос.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич.                                
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Андрей Константинович, законопроект не предусматривает никаких мер    
ответственности для работодателей в случае, если они будут уклоняться от        
включения представителей работников в состав коллегиального органа              
управления. Не приведёт ли это к тому, что закон на практике работать не        
будет? Это первое.                                                              
                                                                                
И второе. Субъекты малого и среднего бизнеса, которые действуют в               
соответствии с 209-м федеральным законом, также должны будут вводить            
представителей работников в коллегиальные органы управления или всё-таки        
целесообразно вывести эти субъекты из-под действия закона?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопросы. У субъектов малого бизнеса, как правило,        
отсутствуют коллегиальные органы управления организацией, а если они            
отсутствуют, то, естественно, работники никуда направлены быть не могут.        
Хотел бы также отметить, что данная норма, коллеги, устанавливает всё-таки не   
обязанность работников, а их право. Они могут этим правом воспользоваться, но   
для этого они должны быть достаточно активны и должны хотеть этим правом        
воспользоваться. В случае если работники пассивны, конечно, своих               
представителей они никуда направлять не будут, заставить мы их не можем.        
                                                                                
Что касается ответственности работодателей, в Кодексе об административных       
правонарушениях есть общая норма, которая устанавливает административную        
ответственность за нарушение трудовых прав работников и прав профсоюзов. Если   
мы этот закон примем, то неисполнение его требований будет подпадать под        
состав данного административного правонарушения.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Андрей Константинович, у меня тоже к вам вопросы. Первый         
касается доступа к информации: представитель профсоюза либо трудового           
коллектива будет допущен, я так понимаю, к коммерческой информации, а порой и   
к государственной тайне - каков порядок обеспечения доступа?                    
                                                                                
Второй вопрос: как он в последующем сможет делиться этой информацией с          
коллективом, если информацию, например, о зарплатах объявят закрытой и          
подведут под это соответствующую базу соглашений, - будет ли смысл его          
нахождения в составе коллегиального органа?                                     
                                                                                
И ещё один момент. Крупные холдинги, в том числе оборонные, имеют               
коллегиальный орган управления, находящийся в Москве. Если завод расположен,    
скажем, во Владивостоке, как будет сниматься территориальный вопрос, будет ли   
возможность у представителя коллектива приезжать из Владивостока в Москву на    
регулярные заседания коллегиального органа?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович.                  
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопросы, Алексей Владимирович.                           
                                                                                
Ваш первый вопрос буквально совпадает с замечаниями работодателей. По данному   
законопроекту они тоже в основном выступили против именно потому, что           
работники получат доступ к коммерческой тайне и смогут нанести ущерб            
организации. С моей точки зрения - нет. Есть Федеральный закон "О               
коммерческой тайне", в котором всё достаточно детально оговорено - что          
является коммерческой тайной, что не может быть ею, - и, естественно,           
разглашение коммерческой тайны любым лицом карается соответствующим образом.    
Но согласен с вами, что этот вопрос необходимо будет дополнительно              
проработать ко второму чтению, тем более что на этом настаивают в том числе     
работодатели. Будем отдельно рассматривать его, для того чтобы урегулировать.   
С моей точки зрения, вопрос заработной платы к коммерческой тайне относиться    
не может.                                                                       
                                                                                
Что касается нахождения коллегиального органа управления в другом городе -      
необязательно в Москве, просто в другом городе, - конечно, это может создать    
определённые проблемы, но прописать соответствующую норму в законе              
невозможно, а на практике можно найти решение. Например, если работники не      
просто выбрали представителя на конференции, а входят в профсоюз, то они        
могут направить представителей профсоюза, находящихся в том городе, чтобы те    
представляли их интересы, - это их абсолютное и полное право.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
Подготовиться Гартунгу.                                                         
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит данный законопроект.   
Мы понимаем, что это не какой-то колоссальный рывок, это не то, чего хотели     
многие из нас, внося законопроекты об ограничении размеров заработных плат      
топ-менеджеров, руководителей предприятий, об их жёсткой привязке к средней     
по предприятию зарплате либо к минимальной по предприятию зарплате, -           
надеюсь, всё-таки дело до этого дойдёт. В любом случае это небольшое            
окошечко, через которое трудовой коллектив сможет наблюдать, получать           
информацию о деятельности предприятия, и, возможно, самые наглые, самые         
некрасивые существующие сегодня варианты злоупотребления своими полномочиями    
руководящими органами либо какими-то должностными лицами станут объектом        
внимания трудового коллектива и, естественно, могут быть предотвращены хотя     
бы на таком уровне.                                                             
                                                                                
Что касается тех деталей, о которых мы здесь говорили. В законопроекте          
предлагается отдать полномочия по установлению порядка обеспечения вот этого    
участия фактически в руки самому работодателю, то есть этот порядок будет       
установлен либо учредительными документами, либо некими соглашениями, а мы с    
вами понимаем, что работодатель будет прилагать максимальные усилия к тому,     
чтобы это участие ограничить по ряду вопросов, связанных или не связанных с     
коммерческой тайной, и сделать это, в том числе прикрываясь коммерческой        
тайной. Поэтому ко второму чтению, возможно, надо будет подробнее проработать   
вопросы, связанные с обязанностью работодателя по установлению порядка          
обеспечения участия представителей и с доступностью, о которой мы сегодня       
говорили, чтобы не было никаких возможностей для ограничения. Конечно,          
вариант, когда крупный профсоюз способен на всей территории Российской          
Федерации обеспечить своё представительство, хорош, теоретически хорош, но, к   
сожалению, не всегда так бывает.                                                
                                                                                
Что касается ответственности, то, на мой взгляд, здесь ответственность должна   
быть более жёсткой, чем та, что в целом предусмотрена в Трудовом кодексе за     
нарушение в данном случае прав профсоюзов. Возможно, стоит подумать об          
отдельной статье либо об отдельной части имеющейся статьи, ужесточающей         
ответственность именно в этом отношении, потому что противодействие будет       
максимальное, и вы это прекрасно понимаете.                                     
                                                                                
Ну и что касается участия именно тех профсоюзных организаций, которые           
объединяют больше 50 процентов работников, или объединений профсоюзных          
организаций. К большому сожалению, сегодня на многих наших заводах и            
предприятиях вообще не осталось профсоюзных организаций, возможно, стоит        
предусмотреть механизм, с помощью которого именно трудовой коллектив будет      
делегировать своего представителя, либо какую-то иную форму, потому что,        
повторяю, даже во многих бюджетных организациях сегодня, к сожалению,           
ликвидировано всякое участие профсоюзов.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                                           
                                                                                
Подготовиться Шеину.                                                            
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы,             
безусловно, поддерживаем этот законопроект. Вместе с тем есть подводные         
камни, о которых хотелось бы сказать. Сейчас коллега говорил о том, что         
установление режима коммерческой тайны - это прерогатива предприятия, это       
прописано в законе "О коммерческой тайне", и если вы внимательно посмотрите,    
то увидите, что там есть такие процедуры, которые могут свести на нет все       
ваши усилия. Прошу вас обратить на это внимание, потому что это не пустые       
слова - на основании закона руководство просто не будет допускать               
представителей работников к участию в такого рода мероприятиях, и закон будет   
на их стороне. Это первое.                                                      
                                                                                
Второе. Я не из праздного любопытства задал вопрос, о каком именно              
коллегиальном органе идёт речь. Скорее всего, здесь нужно прописать, какими     
полномочиями он должен обладать, какой круг вопросов рассматривать, потому      
что вопросы, связанные с коммерческой тайной, наверное, менее интересны         
представителям трудового коллектива, чем вопросы, которые касаются графика      
работы, трудового распорядка, коллективного договора и так далее. Надо          
подумать, какими полномочиями должен обладать коллективный орган и при          
обсуждении каких вопросов обязательно участие представителя профсоюза.          
                                                                                
Ну и третье. Я недаром задал вам вопрос о заключении коллективного договора.    
Мы все прекрасно помним, какая жаркая была дискуссия, когда вносили в           
Трудовой кодекс соответствующие положения, урезали полномочия, и фактически     
теперь разрешено заключать договор только с одним лишь профсоюзом. Мне          
кажется, к этому вопросу ещё нужно вернуться. Да, на большинстве предприятий    
разумные собственники понимают, что лучше с профсоюзами дружить, и они, в       
общем-то, договариваются, но главное - чтобы эта дружба не была в ущерб         
трудовому коллективу.                                                           
                                                                                
В целом мы поддерживаем этот законопроект, но надеемся, что во втором чтении    
всё-таки будут учтены те подводные камни, о которых я сказал.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.                                               
                                                                                
Подготовиться Тарасенко.                                                        
                                                                                
ШЕИН О. В. Стратегическим партнёром партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" является       
Конфедерация труда России - второе по влиянию и величине объединение            
российских профсоюзов наряду с ФНПР.                                            
                                                                                
Естественно, мы поддерживаем данное предложение, но надо понимать, что этого    
совершенно недостаточно, и надо понимать, что позиция, состоящая в том, что     
только те работники, которые объединились и вобрали в своё объединение не       
менее 50 процентов от штатного расписания, могут иметь какие-то права,          
безусловно, заведёт в тупик. Приведу цифры: в России 78 миллионов людей         
работоспособного возраста, в 2000 году в составе ФНПР было 35 миллионов         
человек, сегодня, по заявлениям коллеги Шмакова, порядка 20 миллионов, то       
есть примерно одна четверть от 78 миллионов. По такой логике ни ФНПР, ни        
Конфедерация труда России не имеют права ни на заключение генерального          
тарифного соглашения, ни на проведение переговоров с правительством. Эта        
логика - гнилая, эта логика по факту не может работать, она не работала на      
уровне генерального соглашения, но почему нам пытаются навязать её на уровне    
коллективных договоров? Позиция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" заключается в том, что    
все профсоюзы, независимо от их численности, должны иметь равное право на       
диалог с работодателями. Сегодня такое право отсекается нормами статей 29 и     
37 Трудового кодекса - мы добиваемся их пересмотра.                             
                                                                                
Ещё один момент. Действительно, люди вроде бы имеют право на формирование       
профсоюза, но по сегодняшнему законодательству с ним легко расправиться: ни     
для кого не секрет, что после формирования новой профсоюзной организации        
буквально на следующее утро начинаются выговоры, взыскания и увольнения. Что    
необходимо? Необходима корректировка 374-й статьи Трудового кодекса, а именно   
введение права отлагательного вето. Если работодатель считает, что работник -   
активист профсоюза не выполняет свои трудовые обязанности, то, конечно, он      
может его уволить, но пусть он в суде докажет, что работник что-то не           
выполняет. Если суд это подтвердит, то вопросов, конечно, нет, а если не        
подтвердит... У активистов профсоюзов должны быть особые, дополнительные        
гарантии по сравнению с обычными работниками, потому что они отстаивают         
интересы своих коллег.                                                          
                                                                                
Далее, право на забастовки. Сегодня в России оно исключено, и Росстат           
формально, фальшиво фиксирует три стачки, в которых участвуют 50-80 человек,    
а по факту - более двухсот.                                                     
                                                                                
К чему приводят все эти нарушения прав работников? Тоже назову цифры: 78        
миллионов человек работоспособного возраста - и только 45 миллионов             
плательщиков в Пенсионный фонд: 30 миллионов человек не платят ничего - это     
неофициальная зона занятости, это минус 4 триллиона рублей из Пенсионного       
фонда, это минус 1 триллион рублей из бюджетов субъектов Федерации и            
муниципальных бюджетов, это полуобанкроченный, обескровленный Фонд              
социального страхования. Безусловно, это продукт существующего антирабочего,    
антитрудового законодательства, и позиция нашей партии и фракции заключается    
в том, чтобы коренным образом поменять те законы, которые направлены против     
работников.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тарасенко Михаил Васильевич.                  
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Да, мы имеем отрицательный    
отзыв правительства, отрицательное заключение объединения работодателей на      
предложение об участии представителей работников в коллегиальных органах        
управления организаций, но фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приняла решение поддержать   
законопроект, потому что он не ломает сложившуюся систему принятия              
управленческих решений, а направлен на её развитие и конкретизацию. За те       
принципы, которые не в отдельной статье, а в отдельной главе Трудового          
кодекса продекларированы, нужно бороться, чтобы их реализовывать, и этот        
законопроект - маленький шажок к тому, чтобы эту проблему представителям        
трудящихся было легче решать. Не надо строить иллюзии: ничего после этого       
кардинально не изменится, за всё нужно бороться, под лежачий камень вода не     
течёт.                                                                          
                                                                                
Давайте посмотрим отрицательный отзыв: указано, что это противоречит            
Гражданскому кодексу. Однако в статье 16 действующего закона о профсоюзах       
написано: "Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих               
представителей в коллегиальных органах управления организаций". Формулировка,   
которую предлагается ввести в Трудовой кодекс, фактически синонимична этому     
выражению. Просто начинает складываться впечатление, что некоторые наши         
государственные институты закон о профсоюзах не рассматривают как               
законодательный акт, они его не опасаются, потому что, как говорилось,          
количество членов профсоюзов уменьшается, а Трудовой кодекс распространяется    
на всех.                                                                        
                                                                                
Да, есть проблемы, в том числе с коммерческой тайной, и мы их видим, мы их      
понимаем, и я полагаю, что решение комитета о том, что нужно будет создать      
рабочую группу для урегулирования всех этих вопросов ко второму чтению, - это   
решение, которое поможет нам сделать маленький шаг вперёд по пути дальнейшей    
демократизации производственных процессов.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Нет. Правительства? Нет желания.                      
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово докладчика.                                    
                                                                                
Включите микрофон Андрею Константиновичу Исаеву.                                
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу всех поблагодарить за заинтересованное обсуждение       
этого важного вопроса и за прозвучавшие слова в поддержку законопроекта.        
                                                                                
Только одну деталь ещё раз хочу подчеркнуть: по данному законопроекту не        
только мажоритарный профсоюз, объединяющий большинство, получает право          
направлять своих представителей. Процедура следующая: если есть мажоритарный    
профсоюз, объединяющий большинство работников, он направляет, если его нет,     
конференция работников либо создаёт единый орган из всех имеющихся              
профсоюзов, либо при их отсутствии сама может делегировать представителей -     
эта процедура предусмотрена для коллективных договоров, её же мы предлагаем     
оставить и для решения данного вопроса.                                         
                                                                                
В целом уверен, что мы вместе поработаем и ко второму чтению учтём все          
опасения, которые прозвучали в этом зале, договоримся с работодателями, с       
правительством и выйдем на принятие этого закона.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич Нилов.                                           
                                                                                
Включите микрофон Ярославу Евгеньевичу.                                         
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо.                                                            
                                                                                
Я ещё раз напоминаю: комитет просит поддержать. Звучавшие здесь предложения,    
доводы, какие-то критические замечания, конечно, имеют право на                 
существование, но, как показала дискуссия, абсолютное большинство               
депутатского корпуса поддерживает предложенные изменения трудового              
законодательства. Фракция ЛДПР также поддерживает, аргументацию я привёл,       
когда от имени комитета указывал доводы, почему комитет предлагает принять      
законопроект.                                                                   
                                                                                
Ещё раз призываю всех единогласно поддержать и включиться в работу в рамках     
созданной рабочей группы, чтобы учесть замечания, которые были указаны и в      
отзыве правительства, и со стороны объединения работодателей.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 15 повестки дня.               
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5843 по 5852 из 6877
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу прощения, депутат       
Швыткин по 15-му вопросу проголосовал за, поэтому данный законопроект принят    
единогласно.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, учтите в стенограмме.