Заседание № 305
О проекте федерального закона № 1040802-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Аналогично, коллеги: законопроект подготовлен, комитет предлагает поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 03 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 304
О проекте федерального закона № 1040802-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (принят в первом чтении 18 мая 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона № 1040802-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Андрей Михайлович Макаров, прошу. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, поступило тридцать поправок: шесть комитет предлагает принять, двадцать четыре предлагает отклонить. Все решения, которые закладывались в решение Государственной Думы при принятии в первом чтении, выполнены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к рассмотрению таблиц. Таблица № 1. Есть необходимость выносить какие-то поправки на отдельное голосование? Нет. Ставится таблица № 1 на голосование. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 37 сек.) Проголосовало за 234 чел.52,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 234 чел. Не голосовало 216 чел.48,0 % Результат: принято Таблица принимается. По таблице № 2 есть необходимость выносить какие-то поправки на отдельное голосование? Нет. Прошу поставить на голосование таблицу № 2. Включите режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 06 сек.) Проголосовало за 246 чел.54,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 246 чел. Не голосовало 204 чел.45,3 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования".
20-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 05 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 300
О проекте федерального закона № 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)"; 21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)"; 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)". Будет один доклад и один содоклад по всем трём названным мною законопроектам. Приглашаю на трибуну Илью Вячеславовича Трунина, заместителя министра финансов Российской Федерации. Пожалуйста. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство внесло на рассмотрение парламента проекты законов о передаче администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование от органов управления внебюджетными фондами налоговым органам. Этот пакет законопроектов был подготовлен в связи с реализацией указа президента о дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении соответствующих расчётов. Таким образом, законопроекты, которые представлены на ваше рассмотрение, направлены именно на укрепление платёжной дисциплины в расчётах с бюджетами внебюджетных фондов и на создание того самого единого механизма администрирования фискальных платежей, о котором и говорил президент в своём послании Федеральному Собранию. Что предлагает правительство? Правительство предлагает включить страховые взносы на обязательное социальное страхование в предмет регулирования Налогового кодекса Российской Федерации, при этом ни в коем случае не исключая страховой природы этих платежей. Тем не менее, если законопроект будет одобрен, в России появится единая нормативная основа для установления, взимания и администрирования не только налогов и сборов, но и страховых взносов. В Налоговый кодекс предлагается ввести новый платёж - страховой взнос, установить обязательные элементы обложения страховыми взносами путём переноса из существующего закона № 212-ФЗ всех установленных в нём соответствующих положений. Единственное исключение, в силу их специфики, сделано для взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отношения по взиманию которых по-прежнему будут регулироваться в рамках отдельного закона. Что это даст налогоплательщикам и, соответственно, плательщикам взносов? Они получат дополнительные права, которыми за последние годы налогоплательщики были наделены в рамках реформы налогового администрирования, в частности это возможность досудебного урегулирования споров - данный порядок позволяет быстро и эффективно устранять разногласия, не прибегая к судебной процедуре, благодаря чему существенно снизилось количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Также в Налоговом кодексе есть определённые гарантии прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок, в том числе камеральных и выездных, введены новые механизмы, в частности информационное взаимодействие в режиме налогового мониторинга, то есть получение разъяснений, мотивированных мнений, которые имеют обязательный характер при исполнении законодательства, и ряд других гарантий. Кроме того, появится один администратор, прорабатывается вопрос - я надеюсь, он будет решён - о существенном сокращении объёмов представляемой отчётности, что окажет благотворное воздействие и снизит административную нагрузку на работодателей, плательщиков этих взносов. Вместе с тем не предполагается никаких содержательных изменений в механизмы исчисления и уплаты, предлагается сохранить все пониженные тарифы страховых взносов, то есть тариф, который установлен до 2018 года, не меняя ничего ни в базе обложения, ни в правилах исчисления. Сохранятся все дополнительные гарантии пенсионных прав и прав в области социального страхования, если законы будут приняты. В частности, в законопроектах предполагается сохранение системы индивидуального персонифицированного учёта, суммы страховых взносов в целях формирования стажа пенсионных прав по-прежнему предполагается учитывать на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица по действующим нормативам; просто отчётность, связанная с уплатой взносов, которая сдаётся сейчас работодателями, будет представляться в органы управления внебюджетными фондами, в частности в Пенсионный фонд, через систему налоговых органов. Также разграничиваются функции налоговых органов и Пенсионного фонда в части, не связанной с исчислением и уплатой страховых взносов. Так, ФНС не предлагается наделять полномочиями, которые связаны с контролем за стажевыми характеристиками работников, вредными условиями труда, другими характеристиками, которые не влияют на величину взносов, но определяют размер пенсий, как это происходит сейчас. Эти полномочия предполагается сохранить за теми, кто их сейчас осуществляет, - за Пенсионным фондом. Предполагается, что эта отчётность будет сдаваться один раз в год и не должна привести к росту административной нагрузки на плательщиков. Соответственно, два других законопроекта, не касающиеся внесения изменений в налоговое законодательство, носят, по сути, технический характер, несмотря на то что некоторые поправки довольно объёмны. Один законопроект предлагает изменения в Бюджетный кодекс, которые должны вноситься отдельным законом, они касаются замены наименования администратора по отдельному платежу, который упомянут в Бюджетном кодексе и прямо связан с передачей администрирования. Другой законопроект, о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием первого законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс...", направлен на изменение законодательства о налоговых органах - за налоговыми органами закрепляются функции администратора этого платежа, - а также им признаётся утратившим силу закон № 212-ФЗ "О страховых взносах...", которым в настоящее время регулируются соответствующие правоотношения, поскольку эти нормы переносятся как в Налоговый кодекс, так и в законодательство о социальном страховании. А в отношении прочих законодательных актов - в частности о страховых взносах в Пенсионный фонд, который признаётся утратившим силу, об индивидуальном персонифицированном учёте, об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и ряда других законодательных актов - предлагается внести изменения, касающиеся главным образом отсылочных норм, ссылок на действующее законодательство, признаваемое утратившим силу. Единственные объёмные поправки, которые оказались необходимы, - это поправки к законодательству о социальном страховании от несчастных случаев на производстве, которые связаны с тем, что, как я уже сказал, именно этот вид взносов на этот вид страхования предполагается сохранить за органами управления внебюджетных фондов. Соответствующие правила необходимо прописать в отраслевом законе. Таким образом, как нам кажется, принятие законов послужит как существенному увеличению эффективности работы органов администрирования взносов, так и снижению административной нагрузки на налогоплательщиков. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович. Андрей Михайлович Макаров, содоклад по законопроектам. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Илья Вячеславович достаточно подробно изложил суть пакета законопроектов, который предлагается сейчас вниманию Государственной Думы, и, наверное, можно было бы на этом остановиться, сказав, что комитет по бюджету поддерживает принятие всех трёх законопроектов в первом чтении, но сразу хотел бы обратить внимание, что сама по себе передача администрирования от фондов к Налоговой службе, безусловно, сложный процесс, и очень важно, чтобы данные законопроекты создали возможность для того, чтобы этот процесс прошёл эффективно, поскольку реально администрирование начнётся уже с 1 января и, естественно, все необходимые организационные вопросы здесь должны быть решены. Строго говоря, эти законопроекты и посвящены вот этим вопросам. Наверное, единственное, на что ещё хотелось бы обратить ваше внимание, - это выполнение правительством поручения президента, законопроект направлен на повышение эффективности - эффективности собирания денег, которые идут на выплаты и пенсии, и на самом деле здесь эффективность чрезвычайно важна. И хотя мы с вами должны прекрасно понимать, что никаких изменений с точки зрения природы платежа, никаких изменений с точки зрения прав пенсионеров, прав застрахованных лиц законопроект не предлагает, тем не менее произойдёт очень важное, а именно - эффективность этой работы серьёзно повысится. Там, где было трое проверяющих - а сейчас это проверяют налоговая служба, Пенсионный фонд и фонд соцстраха, - будет один проверяющий. Произойдёт сокращение количества проверок в отношении налогоплательщиков, минимум в 3 раза. В то же время можно привести данные, которые свидетельствуют об эффективности этой проверки. Мы с вами прекрасно понимаем, что налог на доходы физических лиц, по существу, имеет ту же самую базу, что и страховые платежи, там совпадение в 80 процентах, и на самом деле проверять их отдельно друг от друга - вот это уже и есть основа неэффективности проверки: ясно, что, проверяя неуплату НДФЛ, необходимо одновременно проверять неуплату страховых взносов, и наоборот, естественно. При этом хотел бы обратить внимание: если мы говорим о количестве проверок за то время - а у нас проведён на самом деле очень серьёзный эксперимент, - то начиная с 2010-2012 годов количество проверок, скажем, Пенсионным фондом только за этот период увеличилось в 2 раза, а уже в 2014 году - в два с половиной раза, между тем как количество выездных проверок налоговой службы по тем же самым основаниям сокращается на 30 процентов ежегодно. То есть совершенно очевидно, что за счёт повышения эффективности проверок мы сможем резко снизить количество проверок бизнеса, и это очень важно. Наконец, хотел бы обратить внимание, что данные 2010-2012 годов по качеству проверок, точнее, не по качеству, а по результативности, свидетельствуют, что разница составляла 27,3 раза: эффективность одной проверки налоговой службы составляла порядка миллиона рублей и даже немного больше, а эффективность проверки Пенсионного фонда или эффективность проверки фонда соцстраха составляла менее 30 тысяч рублей. То есть, грубо говоря, по существу, расходы по этим проверкам в результате были больше, чем то, что доначислялось в результате самих этих проверок. Понятно, что в этой ситуации, к сожалению, за эти годы задолженность, которая образовывалась по страховым платежам, росла, и очень серьёзно - в среднем по 35 миллиардов в год. Эта ситуация нетерпима. Очевидно, что такого быть не должно, и мы полагаем, что уже в первый год реализации данного проекта, реализации поручения президента, мы сможем получить - это такой очень скромный подсчёт - примерно 100 миллиардов рублей дополнительно на обеспечение пенсионных прав граждан. Таким образом, мы решаем очень важную проблему защиты пенсионных накоплений граждан, эффективности собирания средств с одновременной минимизацией административных и других расходов налогоплательщиков. Комитет по бюджету предлагает поддержать законопроекты и доработать их ко второму чтению. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к Андрею Михайловичу. Уважаемый Андрей Михайлович, вы так красиво рассказали про эффективность, повышение эффективности чего-то там, но я вас хочу спросить (вы тоже, наверное, получили письмо от федерации профсоюзов): можете вы объяснить, почему тогда федерация профсоюзов выступает против принятия этих законов? МАКАРОВ А. М. Вы знаете, наверное, проще обратиться к самой федерации профсоюзов. Я внимательно изучил это письмо и хочу сказать, что изложенное в нём не соответствует действительности, а чтобы подтвердить это, поскольку какие-то обстоятельства я уже называл, давайте теперь буду называть цифры. Итак, задолженность по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Я напомню, что, когда мы отказывались от ЕСН и передавали эту функцию в Пенсионный фонд, задолженность была нулевая, то есть мы начинали с нуля. И вот с 2011 года задолженность, которая образовалась по итогам первого года, увеличилась в 5,3 раза. Я уже назвал цифры: задолженность увеличивается на 35 миллиардов в год - это реальные цифры! - на 1 января 2015 года она составляет 190 миллиардов, точнее, извините, 189,7 миллиарда рублей. К сожалению, когда мы начали приводить данные по проверкам 2011-2012 годов, информация об эффективности проверок почему-то вдруг исчезла из документов Пенсионного фонда, и сравнивать в дальнейшем стало довольно сложно, хотя мы прекрасно понимаем, что можно сопоставлять и данные, появляющиеся в открытых источниках, тем более налоговая служба результаты своей работы не скрывает. При этом задолженность по НДФЛ, то есть по явлению того же порядка, но по налоговой службе, за это время абсолютно не увеличилась. Вот это и есть вопрос эффективности работы! Количество проверок я уже назвал, могу указать точное количество проверок по годам, как они шли; об эффективности проверок, сколько доначислялось, тоже уже говорил. Хотел бы сразу сказать, что при этом в письме, которое вы упомянули, говорится о рисках для пенсионных накоплений, - с моей точки зрения, тут не просто нет рисков, а наоборот; решается прямо противоположная задача. Я ещё раз говорю, что с глубоким уважением отношусь к любой точке зрения, и мы, совершенно очевидно, получаем письма не только из профсоюзов, мы их получаем от предпринимателей, от бизнеса, из объединений. Они к этому законопроекту относятся по-разному, но мы с вами должны чётко понимать, что если эффективность одной проверки может быть и 1 миллион рублей, и 27 тысяч рублей, то будет много заинтересованных в том, чтобы эффективность проверки оставалась на уровне 27 тысяч рублей. Мне кажется, в данном случае это ответ на очень многие вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к представителю правительства. Скажите, пожалуйста, предприниматель, юридическое лицо, уплачивая социальные взносы, будет отправлять в налоговую одну платёжку на все фонды - пенсионный, медстрахования, соцстрахования - или это будут разные платёжки? Кто будет расщеплять? Это первый вопрос. Второй вопрос: отчётность юридического лица перед фондами сохраняется? Я правильно понимаю, у него будет отчётность и перед налоговой, и перед каждым из фондов? ТРУНИН И. В. Спасибо, Оксана Генриховна. Первое. Я об этом уже сказал в своём выступлении: поскольку предлагается сохранить все платежи и их природу, соответственно, и платёжек будет столько, сколько платежей, то есть в Пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования. Никакого изменения системы взносов, которое повлекло бы за собой объединение этих платежей, законопроекты, внесённые правительством, не предполагают. Второе. Отчётность, которая связана со взносами, то есть основной объём отчётности - а сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект о том, чтобы сделать её ежемесячной, - будет представляться в налоговый орган. При этом существующие полномочия Федеральной налоговой службы позволяют объединить эту отчётность. Отчётность, которую предприниматель будет представлять в фонды, будет касаться, во-первых, того вида страхования, взносы по которому не предполагается передавать в налоговую службу, а во-вторых, той части, которая не связана со взносами, например, это ежегодная отчётность о стажевых характеристиках перед Пенсионным фондом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Илья Вячеславович, очень много жалоб на налоговые органы от избирателей в связи с появлением карточек: избиратели считают, что приставы у них часто снимают с карточек то, что они уже давным-давно в налоговые органы уплатили, потом надо судиться, потом надо доказывать - это тысяча и одна ночь! А теперь мы им ещё новые полномочия передаём. Во-первых, скажите, не повлечёт ли это за собой увеличение структуры налоговых органов? И во-вторых, почему не передаёте полномочия фондов по социальному страхованию от болезней, от несчастных случаев? Это что, значит, не столь важно для администрирования? Пусть страдают, это же рабочие?! ТРУНИН И. В. Спасибо за вопросы. Я попытаюсь прокомментировать. Первое. Что касается граждан, физических лиц, и списания средств - видимо, речь идёт о банковских карточках, о списании с банковских карточек. Законопроекты касаются страховых взносов на обязательное социальное страхование. Плательщиками взносов в общем случае, если это не касается индивидуальных предпринимателей, являются работодатели, то есть работодатели, уплачивая взносы за своих работников, формируют их пенсионные права, формируют больничные пособия, поэтому новые полномочия налоговых органов по администрированию никоим образом не касаются взаимоотношений граждан, физических лиц, если это не адвокаты и нотариусы, если это не индивидуальные предприниматели, и налоговых органов. Второе. Как я уже сказал, речь не идёт о передаче полномочий в области социального страхования, то есть полномочия страховщика будут выполнять фонды, в том числе осуществлять формирование выплат по больничным и так далее, потому что это функция, не связанная с администрированием взносов. Мы говорим только о фискальной функции, которую выполняют государственные органы и, наверное, в первую очередь должны выполнять государственные органы, а не учреждения. А у страхования от несчастных случаев на производстве очень сложная система взносов, и уплата этих взносов связана не столько с фактом осуществления и получения выплат от работодателя, сколько с проверкой условий труда, это всё-таки скорее функция страхования, нежели фискальная. Поэтому мы это и предлагаем разделить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые заместитель министра, Андрей Михайлович! На всякий случай: у нас в Налоговом кодексе только налоги и сборы, а мы вводим новое понятие - "страховые взносы". В связи с этим я хотел бы спросить: насколько увеличится кадровый состав налоговой службы и уменьшится состав фондов, кто-нибудь подсчитал? Это первое. Второе. Вы предлагаете так: вы деньги собираете, а я отвечаю, если я руководитель фонда... Я вам напомню, что передача этих функций произошла как раз из-за того, что был резкий рост задолженности по пенсиям и страховым выплатам, именно поэтому фонды были созданы. И третье. Вот у горняков и лётчиков, кроме пенсионных взносов, есть ещё дополнительные сборы на прибыль. Скажите, пожалуйста, каким образом это будет осуществляться? ТРУНИН И. В. Действительно, предполагается, что передача полномочий по администрированию будет сопровождаться сокращением численности сотрудников в первую очередь Пенсионного фонда. По крайней мере, если законы будут приняты, то численность сотрудников налоговых органов вырастет примерно на 11 тысяч человек с соответствующим сокращением численности, и денежного содержания в Пенсионном фонде. Мы предполагаем, что это не затронет Фонд социального страхования. Это во-первых. Во-вторых, ещё раз повторяю, законопроекты, внесённые правительством, не касаются порядка формирования страховых взносов на обязательное социальное, пенсионное, медицинское страхование, в том числе оплаты больничных листов, медицинских услуг и других компенсаций. Единственная цель - это создание фискального механизма, единого, комплексного, по всем видам обязательных платежей. Именно поэтому, с точки зрения правительства, страховые взносы надо включать в Налоговый кодекс, это позволит не допустить возникновения задолженностей. Что касается дополнительных пенсионных и страховых взносов, которые платят сейчас работники угольной отрасли и пилоты гражданской авиации, - Администрирование дополнительного пенсионного обеспечения пилотов гражданской авиации, поскольку у них взносы по единым правилам взимаются, просто в ином размере, чем для обычных работников, тоже предлагается передать налоговым органам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович... Добавить хотите, Андрей Михайлович? На трибуне микрофон включите. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Николай Васильевич, я хотел бы обратить внимание: то, что предлагается сегодня, это не какой-то каприз. Если вы откроете заключение комитета по бюджету, которое было дано в тот самый момент, когда переходили к страховым платежам от того налога, который был в Налоговом кодексе, то увидите, что это заключение, сделанное тогда, достаточно много лет тому назад, целиком соответствует концепции законопроектов, внесённых сейчас правительством. Уже тогда мы предупреждали о негативных последствиях, которые повлечёт, заметьте, не изменение природы платежа, а передача администрирования. Тогда все эти последствия были точно прописаны; можно открыть эти материалы, это всё есть, и увидеть. Сегодня на основании анализа всех ситуаций пришло осознание, что принятие законов позволит улучшить собираемость, - вот ради чего это происходит. И наконец, существуют самые разные модели, и в каждой стране утверждается модель, которая больше соответствует этому государству. Скажем, если взять государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, то из них двенадцать государств, в том числе Великобритания, придерживаются... (Микрофон отключён.) Можно тридцать секунд добавить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. МАКАРОВ А. М. ...именно того режима, который мы предлагаем. На эту систему сейчас уже переходят Чехия, Словакия, и даже Япония хочет создать точно такую же систему; в стадии подготовки к переходу находятся Греция, Польша, Израиль, Португалия - могу называть и дальше. А кто-то придерживается другой модели... Я повторяю, речь идёт не о правах граждан и ни в коем случае не о правовой природе платежа, речь идёт о том, кто может более эффективно осуществлять эту деятельность. Налоговая служба объективно оснащена лучше, чем любая другая служба в Российской Федерации. На самом деле у нас гораздо больше возможностей контролировать пенсионные платежи, чтобы, я подчёркиваю, эффективно решать проблемы граждан, снизив административную нагрузку на бизнес. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, коллеги? Включите режим записи на выступления. Покажите список. По ведению - Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Александр Дмитриевич, я записывался на вопрос, а господину Макарову вы раньше слово дали, поэтому я хотел бы всё-таки вопрос задать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну задавайте. СЫСОЕВ В. В. Андрей Михайлович затронул важный вопрос, но хотел бы сказать, что ориентироваться нужно всё-таки на российские реалии и на российскую специфику ведения бизнеса, и сравнивать нас с другими странами, наверное, было совсем некорректно. Меры, о которых говорят и президент, и многие из депутатов, направлены на снижение административного давления на бизнес. Но что в данном случае происходит? Вот вы, Андрей Михайлович, говорили, что это может принести дополнительные миллиарды в Пенсионный фонд, - конечно, это хорошо, что появятся дополнительные деньги на пенсионеров. Но при этом численность сотрудников налоговой службы увеличится более чем на 11 тысяч человек, а в фондах численность не сократится, следовательно, появится дополнительная масса чиновников, которые продолжат оказывать давление на бизнес. Илья Вячеславович, у меня вопрос. Не приведёт ли это к дальнейшим мошенническим схемам, как это было по НДС? Ведь фонды достаточно хорошо разбираются в ситуации и осуществляют контроль, а в налоговой службе нет специалистов, которые досконально владеют ситуацией в социальном, медицинском и пенсионном страховании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макарову включите микрофон. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, начнём по порядку. Первое. Только что представитель правительства сказал - и в документах к законопроектам все эти расчёты есть, - что увеличение сотрудников налоговой службы влечёт за собой одновременно сокращение в фондах. Это было сказано, поэтому я не очень понимаю, откуда вы взяли, что что-то сохраняется, никакого увеличения не будет. Второе. Вы сослались на то, что президент говорит о необходимости снижения административной нагрузки на бизнес. Я напоминаю, что данный законопроект внесён в Государственную Думу правительством по прямому поручению президента, и он направлен на снижение административной нагрузки на бизнес. Я привёл вам данные о количестве налоговых проверок и проверок фондов по годам, могу ещё раз повторить все эти данные начиная с 2011 года. Так вот мы исходим из того, что количество проверок у нас с вами сократится минимум в 3 раза: хотел бы обратить внимание, что будет одна проверяющая служба вместо трёх, и поэтому, наверное, не имеет смысла, коллеги, говорить о том, что это приведёт к обратным процессам, а то, что вы сейчас сказали, вот это противоречит и поручению президента, и тому, что вносится в данном законопроекте. Следующий вопрос. Мы говорим о том, что увеличится собираемость денег, которые должны поступить в Пенсионный фонд. Это на самом деле выявленная задолженность (резерв этих средств), которая, к сожалению, далеко не всегда может быть взыскана фондами, хотя бы потому, что в соответствии с Конституцией негосударственные фонды не являются государственными органами, - откройте 10-ю статью Конституции - и, следовательно, не могут быть наделены правами по взысканию, которыми обладает государственный орган, то есть налоговая служба. Речь идёт исключительно о повышении эффективности деятельности, обеспечивающей доходы Пенсионного и других фондов, и в то же время о снижении любой нагрузки - административной и другой - на налогоплательщика. Это цель законопроекта, и мне бы очень не хотелось, чтобы в данном случае эта цель извращалась. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступает Коломейцев Николай Васильевич, семь минут от фракции. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, больше всего мы вносим неразбериху в работу предприятий, организаций и различных служб своим постоянным шараханьем. Вот вы провели уже пять пенсионных реформ и всё время голову морочите то валоризацией, то оптимизацией... Вот только этот орган, я имею в виду Пенсионный фонд, научился работать - собирать и выполнять ещё примерно десять функций государства, которые не были предусмотрены... Именно поэтому, с моей точки зрения, правительство в течение пятнадцати лет затягивает принятие специального закона о Пенсионном фонде, в котором прописано всё: и права, и обязанности, и ответственность, и заработная плата сотрудников. Вы понимаете, они за нищенскую зарплату выполняют массу функций и собирают (я утверждаю!) лучше, чем налоговая служба, вы же им принятыми законами определили массу функций по персонифицированному учёту, по ведению системы "личный кабинет" и так далее. И я убежден, что принятием вот этого закона вы введёте такую неразбериху, что потом чёрт ногу сломит! А может, вы это делаете специально для того, чтобы ускорить переход к пенсионному возрасту с 65 лет или, может, и выше? У меня какое-то подозрение, что это делается именно поэтому. Следующий момент. Вы ведь надавали кучу льгот разным мошенникам, я, извините, может быть, кого-то обижу, но у нас ведь каких только нет свободных экономических зон, свободных портов, которым прописаны льготы в Налоговом кодексе. Пенсионные и социальные фонды не дают таких льгот, вы здесь не прописали - получается, что у вас будут выпадающие доходы. Я у вас спрашиваю: за счёт чего вы их будете компенсировать? Андрей Михайлович, поясните, пожалуйста: как же у вас будет экономия, а не рост расходов? Далее. Вот здесь уважаемый замминистра, Илья Вячеславович, (правильно? Не хочу вас обидеть, неправильно назвать), рассказывает, что 11 тысяч там сократим, здесь добавим... Сегодня 22,5 тысячи человек, если я не ошибаюсь, в Пенсионном фонде занимаются администрированием этих вопросов. Поясните мне, пожалуйста, каким образом вы разделите двадцать две тысячи, если у них у каждого есть своя функция, и каким будет переходный период? Не приведет ли это к возврату ситуации 90-х годов и у нас из-за неразберихи резко начнётся недобор страховых сборов? И ещё один момент. Социальное страхование, оно ведь вообще специфическое, и вы об этом частично сказали - есть коэффициенты в зависимости от сложности производства, то есть опять: тот, кто вхож, тот решит свои вопросы. У вас здесь, в законопроекте не прописано достаточно, и я не понимаю, каким образом вы будете собирать страховые взносы и, самое главное, кто будет компенсировать недобор? Потому что меня больше всего волнует, что вся вот эта реформа закончится тем, что... Вы ж все ребята какие? Вы будете собирать, а отвечать будет другой человек, то есть вы даёте право человеку, который ничего не собирает, быть в ответе и показывать пальцем на вас, а вы будете показывать на него, и в конечном итоге будут страдать все! Вот здесь Андрей Михайлович вольно так ссылался на пример Великобритании. Докладываю вам, Андрей Михайлович, что в Великобритании нет страховой медицины, там функционирует, так сказать, система Семашко, то есть прямого бюджетного финансирования медицинских учреждений. А ФОМС - это несколько другое, понимаете? И я глубоко сомневаюсь, что у нас уменьшится количество бумаг. Почему? Вы же с Пенсионного фонда не снимаете ответственность по ведению персонального учёта деятельности пенсионера и формированию его пенсионного дела? Значит, бумага всё равно сохранится. А по поводу добропорядочности налоговой службы - тут даже формально освободившие себя от предпринимательских обязанностей депутаты могут рассказать, что налоговая служба до того добросовестна, что сегодня берёт десятилетней давности дела - при том, что финансовые документы даже в банке хранятся три года! - поднимает и задним числом выставляет штрафы за якобы неправильное получение возмещения за налог на добавленную стоимость и другие. И поэтому я в такой филантропизм налоговой службы не верю и знаю, что налоговая служба страдает тем, что сама издаёт документы и задним числом взыскивает, не ознакомив налогоплательщика. А в пенсионных делах другая ситуация. Мне кажется, что это у кого-то, в каком-то аппарате, может, просто от безделья возникло желание ещё чего-нибудь пореформировать, потому что, с моей точки зрения, реформировать систему, которая функционирует нормально... И не вина Пенсионного фонда, что не работает экономика. Нам надо реформировать Минфин, Минэкономразвития, Центробанк - вот эти конторы нам надо реформировать, потому что они остановили экономику, они сделали нашу налоговую систему самой жёсткой из систем всех стран "двадцатки", они сделали наши процентные ставки самыми большими среди стран "двадцатки". И к вопросу о качестве, Андрей Михайлович. На заседании комитета по социальным вопросам (я вам могу дать экземпляр текста) даже размер страховых взносов был указан 22 процента, а не 26 процентов - сейчас я посмотрел новый текст, тут уже, правда, исправили. Мы считаем, что это бессмысленная реформа, она приведёт к неразберихе и на каком-то этапе даже к спаду сборов. Более того, она приведёт к сбою в системе пенсионного и социального страхования, и профсоюзы вас об этом предупреждают. Мы не будем поддерживать такие законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна - с места. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, за последние годы - я не говорю о пенсионных реформах - это четвёртое оргструктурное преобразование в администрировании взносов в социальные внебюджетные фонды. Когда начиналась зурабовская реформа, учёт страховых взносов передали от органов соцзащиты Пенсионному фонду, при этом у Пенсионного фонда забрали функции взимания взносов и передали их налоговой службе, ввели единый социальный налог - правда, единого социального налога по факту не получилось, потому что также были разные платёжки, это вот к вопросу о том, как будут уплачивать. Затем систему единого социального налога преобразовали обратно в индивидуальные платежи в отдельные внебюджетные фонды и передали функции взимания взносов внебюджетным фондам. Теперь снова передают налоговой службе. Каждый раз эти оргпреобразования требовали увеличения численности сотрудников соответствующих органов и дополнительных средств. Численность сотрудников всех органов, откуда передавалась функция, не сокращалась, а численность сотрудников органов, куда передавалась функция, увеличивалась - это что касается влияния на расходы на управленческие функции и администрирование взносов: расходы увеличатся, численность увеличится. Теперь что касается предпринимателя. Отчётность, безусловно, увеличится. Вот был ответ на мой вопрос: отчётность будут сдавать в налоговую службу и одновременно будут отчитываться перед каждым фондом. А если будут отчитываться перед каждым фондом, соответственно, и проверки будут каждого фонда - зачем отчитываться, если потом этот отчёт не проверять? С точки зрения платёжной дисциплины всё то же самое: индивидуальная платёжка в каждый фонд. На мой взгляд, это очень дорогостоящее оргструктурное изменение, которое, с одной стороны, повлечёт дополнительные расходы в совокупности всей государственной бюджетной системы, а с другой стороны, увеличит административные расходы и расходы на отчётность у предпринимателя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Андрей Михайлович? Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, ну что можно сказать? Говорят: увеличение штатной численности налоговой службы произойдёт с одновременным сокращением такого же количества людей в фондах - мы говорим: нет, не произойдёт, произойдёт рост. Никто не верит - ну ради бога. На самом деле Тамара Васильевна - спасибо! - сказала очень важную фразу: никто не верит. Коллеги, ну ведь в принципе заранее можно сказать, кто в этом зале что скажет. Так давайте не будем выступать, давайте докладчик скажет, что позиция комитета такая-то, коммунисты скажут вот это, депутаты от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" или ЛДПР скажут вот это - и не будем обсуждать, потому что все заранее знают, кто что скажет. И главное - вполне достаточно ограничиться словом "не верю", такой, знаете, коллективный, фракционный Станиславский. Но мы обсуждаем конкретные законопроекты, причём не просто конкретные законопроекты, а законопроекты, которые должны повысить эффективность собираемости средств на пенсии, на соцстрах, на медицину. В этом зале столько раз от депутатов всех фракций, когда мы начинали обсуждать конкретные вопросы, звучало: а вот это неэффективно, а вот это неправильно! Президент дал поручение сделать эту деятельность более эффективной - вот эти законопроекты направлены именно на то, чтобы ни в коем случае не увеличить расходы государства, но сделать деятельность государства в этой сфере более эффективной. Говорят: пропадёт, выпадает, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает!.. Известная история! Я хочу сказать сейчас: не надо у людей создавать ощущение, что могут быть не выплачены пенсии. Бюджет гарантирует, и вы прекрасно это знаете, все выплаты пенсионерам, при этом государство, естественно, заинтересовано в том, чтобы вот эта деятельность осуществлялась наиболее эффективным образом. Ну хорошо, я называл цифры, касающиеся эффективности средств, приходящихся на одну проверку, я называл цифры, показывающие, как растёт задолженность, то есть что должны были уплатить, но не уплатили и нет возможности эти деньги взыскать. Я называл вам цифры, касающиеся снижения налоговых проверок в этой части по НДФЛ, хотя база та же самая. Вы говорите: мы не верим налоговой - пожалуйста, я не собираюсь анализировать взыскания за десять, за двадцать лет. Послушайте, коллеги, до 2003 года налоговая служба входила в тройку самых коррумпированных, неэффективных служб страны. Возьмите опросы представителей того же самого бизнеса сегодня - вы увидите, что она не входит даже в первую двадцатку! Всем миром признано, что у нас одна из лучших налоговых служб мира, и вот этой службе, великолепно оснащённой, мы передаём эту функцию - вот смысл законопроектов, которые сегодня предлагаются. Кстати, хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство, это очень интересно. Вспомните, не так давно в этом самом зале я предлагал депутатам организовать экскурсию в налоговую, чтобы все увидели, как этот механизм будет работать, мы были готовы наглядно всё показать: как функционирует кабинет налогоплательщика, как будет работать вся эта отчётность, ведь на самом деле лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Все говорили: да-да-да... Сколько депутатов попросили о том, чтобы всё это организовать, хотя бы написали заявление или просто сказали: да, мы хотим? Ни одного! Вот Тамара Васильевна говорит: мы не верим! Я предлагаю: давайте посмотрим своими глазами, пойдёмте, вы сами всё увидите и тогда скажете. Нет, вы смотреть не хотите, вы это видеть не хотите, вы не хотите видеть, что у нас в стране что-то улучшается, - вы хотите по-прежнему говорить, что у нас всё плохо. Но тогда это не имеет никакого отношения к законопроектам, которые сейчас рассматриваются! Здесь мы реально снижаем нагрузку на бизнес, снижаем нагрузку на налогоплательщиков, за счёт повышения эффективности деятельности государственных органов мы реально получаем возможность увеличить поступления, в том числе в Пенсионный фонд. Вот задачи, которые стоят перед этими законопроектами, вот задачи, которые мы собираемся ими решить, именно поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет за них голосовать. Безусловно, во втором чтении мы ещё раз всё посмотрим. И простите, у нас есть серьёзные замечания комитета по социальной политике - нам говорят, что надо посмотреть конкретные вопросы. Вот всё это мы готовы вместе прорабатывать - приходите, давайте вместе работать! А то ведь получается как? На приглашение работать или хотя бы увидеть своими глазами все кивают, но почему-то им не пользуются, а потом выходят и говорят... На самом деле что говорят, все и так слышали. Вон Николай Васильевич говорит это с места - подойдите к нему, он вам расскажет! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносятся три законопроекта на "час голосования".
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 17 сек.) Проголосовало за 286 чел.63,6 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принят в первом чтении. 21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 55 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 13 чел.2,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принят в первом чтении. 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 32 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 16 чел.3,6 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.