Заседание № 306
15.06.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 10392-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства; внесён депутатами Государственной Думы И. В. Лебедевым, Я. Е. Ниловым, С. В. Ивановым, а также А. В. Островским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4759 по 4876 из 5990
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. На рабочем месте включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Постараюсь коротко. Данная инициатива была внесена ещё в прошлом созыве, в 2012 году она была перевнесена, чтобы можно было полноценно её рассмотреть, и только спустя четыре года вынесена на обсуждение палаты. Мы предложили внести изменения в Уголовный кодекс, чтобы установить ответственность для лиц, которые занимаются так называемыми автоподставами. Для этого используются совершенно разные методы, самые изощрённые методы. Приведу самый банальный пример. Автомобиль двигается, слышен лёгкий удар - это бросают бутылку или камень, - автомобиль останавливается, после этого к водителю подходят люди из другого автомобиля и говорят: "Вы поцарапали наше транспортное средство" - и путём различных психологических манипуляций пытаются сделать так, чтобы водитель испугался того, что он якобы покинул место дорожно-транспортного происшествия, за что может быть лишён права управлять транспортным средством, и решил вопрос на месте, банально заплатив денежные средства. Мы предложили новую статью 163-1 "Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства", в которой и перечислены квалифицирующие признаки и соответствующие санкции, в случае если гражданин или граждане будут нарушать данные нормы уголовного права. С учётом актуальности данной темы фракция ЛДПР просит нашу инициативу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. На рабочем месте включите микрофон. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьёй, как уже было сказано, статьёй 163-1, которая предусматривает введение ответственности за умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства. Соответствующее изменение, касающееся определения подследственности новой статьи, предполагается внести в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации уже содержится статья 163 "Вымогательство" и санкции, предусмотренные по данной статье, практически аналогичны санкциям, которые предлагаются новой статьёй, поэтому представляется, что введение новой статьи нецелесообразно. На законопроект получены отзывы Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации: законопроект ими не поддерживается. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству также не поддерживает концепцию законопроекта и предлагает его отклонить. Сразу хотел бы сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не поддерживает данный законопроект и просит Государственную Думу не принимать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Есть ли вопросы? Есть, один вопрос. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Ярослав Евгеньевич, пафос ваш понятен, идея совершенно верная - проблема, как мне кажется, в техническом исполнении. Мы тоже считали, что достаточно сложно работать с этой ситуацией, и, может быть, есть логика в том, чтобы работать с действующей нормой Уголовного кодекса - со статьёй "Вымогательство". У меня к вам вопрос: когда вы конструировали этот состав, вы предполагали, как доказывать умышленность создания дорожно-транспортного происшествия? Ведь в этой ситуации участвуют две стороны, одна говорит одно, другая - другое, как правило, записей нет, свидетелей нет. Вот когда вы этот состав конструировали, как вам это виделось, на практике как он мог бы работать, с тем чтобы не просто была декларативная норма, а чтобы её использовали для привлечения соответствующих товарищей, так называемых вымогателей, к ответственности? Виделась ли вам практическая реализация данного состава? Вы же наверняка заботились не о декларации, а о реальной норме в Уголовном кодексе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. К автоподставщикам статьи действующего Уголовного кодекса "Вымогательство", "Мошенничество" практически неприменимы, потому что доказать состав, доказать умысел крайне сложно. Чаще всего лицо, у которого требуют компенсацию, добровольно отдаёт деньги, потому что на него оказывается разного рода давление, в первую очередь психологическое: ему указывают на то, что он покинул место ДТП, чем нарушил административный кодекс и Правила дорожного движения. Соответственно, применить санкции к таким действиям как к вымогательству с точки зрения Уголовного кодекса невозможно. Что предлагаем мы отдельной статьёй? Наказывать за умышленное создание дорожно-транспортных происшествий: когда один и тот же автомобиль или одна и та же группа лиц несколько раз попадает в поле зрения правоохранительных органов из-за того, что совершает дорожно-транспортные происшествия, это уже должно быть основанием для возбуждения дела по проектируемой нами статье Уголовного кодекса, и тогда мы сможем избежать этого недопонимания или невозможности применить ту или иную статью. Если бы была принята специальная статья, у правоохранительных органов были бы основания по ней привлекать, а сейчас у правоохранительных органов привлекать по факту вымогательства практически нет возможности, потому что доказать факт вымогательства крайне сложно. Это я не просто так говорю, а со слов правоприменителей: я разговаривал в том числе с теми, кто на практике задерживал так называемых автоподставщиков, - несколько раз такие случаи заканчивались простым привлечением этих автоподставщиков к административной ответственности. Только когда несколько лет назад при так называемой контрольной закупке была взята большая организованная группа лиц, были применены отдельные статьи Уголовного кодекса, но массово использовать действующие статьи крайне сложно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5552 по 5569 из 5990
29-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 04 сек.) Проголосовало за 145 чел.32,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 145 чел. Не голосовало 305 чел.67,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.