Заседание № 73

13.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 103910-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части расширения круга должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях в области бюджетного законодательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5830 по 5973 из 6631
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 23 порядка работы           
Государственной Думы, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает   
представитель Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры депутат          
Государственной Думы Владимир Михайлович Асеев.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Асееву Владимиру Михайловичу включите микрофон.           
                                                                                
АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты!    
Законопроект предполагает наделить мировых судей полномочиями по рассмотрению   
дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14-15.16   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении   
получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов           
территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов на       
основании протоколов, составленных должностными лицами, уполномоченными         
субъектами Российской Федерации.                                                
                                                                                
Предполагается, что такими должностными лицами будут являться должностные       
лица органов, исполняющих соответствующие бюджеты в отношении получателей       
средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, и            
должностные лица контрольно-ревизионных органов субъектов Российской            
Федерации - в отношении получателей средств территориальных государственных     
внебюджетных фондов.                                                            
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному   
законодательству и государственному строительству Александр Петрович            
Москалец.                                                                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вот три статьи    
Кодекса об административных правонарушениях - 15.14, 15.15 и 15.16 -            
предусматривают ответственность за нарушение порядка использования бюджетных    
средств или за использование средств государственных внебюджетных фондов на     
непредусмотренные цели и за неперечисление платы за пользование бюджетными      
средствами. Авторы рассматриваемого законопроекта никак не возражают по         
поводу их наличия в административном законодательстве, но предлагают при этом   
вариант их применения и на уровне других бюджетов путём изменения               
процессуальных норм Кодекса об административных правонарушениях и поэтому       
выходят с предложением о дополнении кодекса ссылкой, которая распространяла     
бы действие вышеуказанных статей на недобросовестных получателей средств        
бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных               
государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов. Также законопроект      
предлагает предоставить право мировым судьям рассматривать такие дела, а        
протоколы составлять должностным лицам, уполномоченным субъектом Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Мы вполне понимаем, почему авторы предложили такой вариант решения вопроса,     
но поддержать его не можем, так как в предложенном законопроекте мы имеем       
смешение того, что должно лишь взаимодействовать в виде разных, в том числе     
разного уровня, правовых норм. Этот наш вывод связан с тем, что хотя в          
соответствии со статьёй 72 Конституции административное законодательство        
отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской      
Федерации, это не означает создания таких норм, которые могут относиться к      
полномочиям федерального и субъектового уровня одновременно.                    
                                                                                
Наш вывод базируется также на Федеральном законе "Об общих принципах            
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации", которым к полномочиям   
органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам       
совместного ведения, осуществляемым данным органом самостоятельно за счёт       
средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится установление           
административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных        
правовых актов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов       
органов местного самоуправления. Таким образом, сам субъект Российской          
Федерации обладает полномочиями по определению органа своей исполнительной      
власти, который будет осуществлять юрисдикционные полномочия при условии        
соответствующего воспроизведения диспозиций, заметьте, при условии              
воспроизведения диспозиций действующих норм административного                   
законодательства в законе субъекта Российской Федерации. Кстати, именно на      
это указал и Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении по    
запросу Законодательного Собрания Ростовской области о проверке                 
конституционности именно этих статей Кодекса об административных                
правонарушениях, которые я назвал в начале своего доклада.                      
                                                                                
С учётом того, что каждый должен заниматься всё-таки своим делом, а если ещё    
этот каждый имеет ясно установленные полномочия, то заявленная законопроектом   
проблема просто отсутствует, поэтому Комитет по конституционному                
законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной   
Думе рассматриваемый законопроект отклонить.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и         
содокладчику? Есть.                                                             
                                                                                
Депутат Емельянов, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, из смысла вашего выступления и из позиции         
правительства следует, что по данным составам юрисдикционными полномочиями      
должны обладать органы исполнительной власти. Учитывая серьёзность данных       
составов административных правонарушений, может быть, всё-таки следует          
внимательно подойти к предложениям авторов законопроекта, может, всё-таки       
этими полномочиями должны обладать судебные органы? Но тогда без изменения      
КоАПа мы не обойдёмся. Поясните позицию, пожалуйста.                            
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, субъекты Российской Федерации, становясь на такую     
позицию, которую мы сегодня рассматриваем, просто-напросто не хотят решать      
эту проблему, возлагая её решение на федерального законодателя, хотя я вам      
скажу, вот вы депутат от Ростовской области, так вот, в Ростовской области      
этот вопрос решён. Я скажу, что и другие примеры есть, где этот вопрос решён    
и проблем не возникает. А поэтому я и говорю: не надо вообще сваливать          
полномочия в одну кучу, потому что тогда неизвестно, какая формула правовой     
нормы в результате получится.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов нет.                                      
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Петрович.                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Полномочные представители президента,          
правительства? Не настаивают. Ставится на голосование проект федерального       
закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об                   
административных правонарушениях". Первое чтение. Комитет против.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              125 чел.27,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    125 чел.                                          
Не голосовало                 325 чел.72,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.