Заседание № 59
О проекте федерального закона № 10387-6 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке включения в списки избирателей отдельных категорий граждан Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Вадим Георгиевич Соловьёв. Пожалуйста. СОЛОВЬЁВ В. Г., фракция КПРФ. Уважаемый господин председатель, уважаемые коллеги! Наш законопроект перекликается с законопроектами, которые предлагали коллеги из ЛДПР, и касается такой категории граждан, как лица без определённого места жительства, которых в Российской Федерации, по разным оценкам, около пяти миллионов человек. Так вот, эти люди имеют право по сегодняшнему Федеральному закону "Об основных гарантиях...", статья 17, в день голосования в последний момент на избирательный участок прийти, их обязаны включить в этот список, и они имеют право проголосовать. К сожалению, такая практика ведёт к массовым злоупотреблениям, и выборы 14 октября как раз об этом свидетельствуют: у нас была информация из Твери, из Курска, из Липецкой области, возбуждено шесть уголовных дел по этим фактам. Поэтому мы считаем, что нужно эту процедуру усовершенствовать, с тем чтобы лица, которые не имеют постоянной регистрации на территории Российской Федерации, были приравнены к людям, которые находятся в местах временного пребывания (больницах, санаториях, на предприятиях с непрерывным циклом работы), то есть чтобы за три дня до выборов они пришли, подали заявление, и их включили в список для голосования. Я думаю, что такая практика была бы правильной, и поэтому прошу уважаемых коллег поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Два аргумента. Первый. Определение Конституционного Суда от 8 декабря 2011 года № 1794-О-О: "...нарушение правил регистрации само по себе не должно влечь за собой таких последствий, которые затрагивали бы содержание конституционных прав и свобод граждан и (или) создавали бы непреодолимые препятствия для их реализации". То есть те, кто не имеет постоянной регистрации, вправе голосовать, это подтверждено практикой Конституционного Суда. Теперь посмотрим, как проходит голосование тех, кто находится в местах временного пребывания, о чём уважаемый Вадим Георгиевич говорил, и тех, кто не имеет регистрации. Те, кто находится в местах временного пребывания, всё правильно, не позднее чем за три дня включаются в списки избирателей по месту своего пребывания, и о том, что они голосуют на своём участке, делается сообщение по их месту жительства, в ту избирательную комиссию, где они, условно говоря, зарегистрированы первоначально. В том случае если гражданин вообще не имеет регистрации и нет никаких отметок в документе, удостоверяющем личность, в паспорте, где эта отметка делается, то для таких граждан создаются специальные участки, куда они вправе прийти в день голосования, и, естественно, сообщать о том, что они проголосовали, некуда, это совершенно очевидно. Но такой участок, грубо говоря, есть один в муниципальном образовании, а то бывает, что их несколько всего лишь в субъекте Российской Федерации, и гражданин без регистрации может прийти только на этот избирательный участок, то есть он не может пойти на другой участок, потому что если в его документе нет отметки о регистрации именно на этом избирательном участке, то его не допустят к голосованию. По-моему, всё совершенно очевидно. Сокращение срока или ограничение вот этими тремя днями может повлечь трудности для тех, кто не имеет регистрации, но намерен проголосовать, то есть реализовать конституционное право, которое, я повторю, закреплено практикой Конституционного Суда. Вот представим, что для этого надо ехать в другой населённый пункт, надо два раза приехать: первый раз - подать заявление не позднее чем за три дня, второй раз - чтобы проголосовать в день голосования. Почему бы это не сделать в один день, собственно говоря, ведь эти граждане могут проголосовать только на строго определённом участке и больше нигде? Именно поэтому, а также исходя из того, что есть отрицательный отзыв правительства, комитет всё-таки считает предложение многоуважаемых коллег излишним и предлагает отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вот вы так говорите, как будто бы с Луны только что спустились к нам, грешным, на Землю. Я вам докладываю, что у нас бомжи могут голосовать целыми караванами на разных участках: подходят к конкретному человеку с конкретными пометками... Я вам даже кино могу показать, там видно, за какие деньги. Вы же поймите, мы ведь не выковыриваем из носа что-то, а предлагаем поправки на основании многократно зафиксированных нарушений. Вы попробуйте возбудить уголовное дело по избирательным нарушениям! И если их шесть возбуждено - это значит, что уже есть проблема, которую надо решать. Почему вы против решения проблем в нашем избирательном законодательстве?! ВЯТКИН Д. Ф. Николай Васильевич, я вам докладываю, что на самом деле этих участков может быть несколько, но перемещение такой массы народа с участка на участок... Требуется всего лишь механизм передачи такой информации, но никак не усложнение процедуры, которая включает в себя, по сути дела, два прихода на избирательный участок: за три дня и непосредственно в день голосования. Поймите, мы хотим проблему решить, мы все вместе хотим эту проблему решить, но вот именно таким методом, с моей точки зрения - и это мнение поддержано и комитетом, и правительством, - эта проблема не решается. Да, проблема передачи информации, возможно, есть, её надо действительно решить, для того чтобы предотвратить, как вы выразились, миграцию лиц, которые не имеют регистрации. Кстати, среди них совсем не все обязательно лица без определённого места жительства, бомжи. Если у человека нет штампа о регистрации, зачем о нём отзываться, извините, в уничижительной форме? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Дмитрий Фёдорович, вот я задавал вопрос по предыдущему законопроекту... Вы только что опять, отвечая, сказали, что нарушаются конституционные права граждан, которые - бац! - и пришли только в день голосования, а то, что идёт подделка голосования и нарушаются конституционные права законопослушных граждан, вы это не учитываете. Вот как в данной ситуации развязать подобный узел? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, данный узел можно развязать только одним - правоприменительной практикой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Коллеги, я очень коротко постараюсь, времени мало осталось. Я предлагаю всё-таки фракции ЛДПР - я очень внимательно слушал, Ян Зелинский очень молодой человек - лет через пятнадцать вносить свои законопроекты. С тем же обращаюсь и к КПРФ. Вы же понимаете, у нас... Последние выборы 14 октября показали, что у нас в основном голосует кто? Люди немощные, бомжи и солдаты. Поэтому, я думаю, нецелесообразно в настоящий момент предлагать какие-то изменения в законодательство, потому что они просто не будут внесены. Вот, допустим, у нас в Краснодарском крае рейтинг за "ЕДИНУЮ РОССИЮ" - 95 процентов. Это вполне устраивает всех, поэтому все наши попытки, оппозиционных партий, по внесению каких-то изменений в действующее законодательство, я думаю, нецелесообразны. А если мы всё же хотим изменить это законодательство, то все фракции должны - правильное предложение поступило - создать рабочую группу: всё-таки должен заработать нормальный, согласованный четырьмя фракциями избирательный кодекс. А эти отдельные всплески... Всё, что мы сегодня слышали в части размещения персональных данных в Интернете (хотя это противоречит, я считаю, федеральному закону) или, допустим, в части составления списка избирателей заранее, - всё это будет обойдено у нас и решаться будет совсем по-другому, всё это уже пройдено, это будет решать административная власть на местах. Поэтому давайте всё-таки не будем тратить своё время, а как-нибудь заставим рабочую группу создать действительно нормальный, рабочий избирательный кодекс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я приношу извинения, все домой торопятся, но всё-таки я три минутки займу вместо семи. Вы знаете, вообще-то, прежде чем выступать, надо вникнуть в суть дела. У нас на самом деле сегодня в соответствии с законом председатели избирательных комиссий субъектов и губернатор, точно так же как и руководители муниципальных образований и председатели муниципальных и территориальных комиссий, обязаны раз в полгода, на 1 июля и на 1 января, уточнять списки. Кроме того, мы с вами за месяц освобождаем избирательные комиссии, для того чтобы они в первую очередь уточнили все списки избирателей, лично принесли приглашения, обратились в загс, в военкомат, морг и во все остальные места и получили оттуда уведомления. Это третий уровень проверки списков. Вот вы рассуждаете, а я прошёл суды до Страсбургского: я сто восемьдесят четыре нарушения поймал, когда на участке шестьсот человек числится, а голосует три тысячи на моих глазах - люди вообще с непонятными паспортами, и бюллетени летают по участку, понимаете, и ни правоохранительные органы, ни власть - никто не принимает мер! Вы поймите, если вы хотите дальнейшей профанации избирательного процесса, ну давайте прекратим тогда все эти разговоры, потому что сегодня ни одна поправка в избирательные законы не прошла чисто из-за беспредела. Почему? Потому что если вы честно считаете, честно голосуете, то чего вам бояться? Сделайте это максимально открытым, пусть народ идёт голосует, а вы нормально считайте и показывайте. Но у нас даже то, что прописано в нашем законе, не выполняется - у нас на подавляющем количестве участков председатели не дают читать списки проголосовавших! Вы что, этого не знаете? Второе. Вы что, не знаете, что никому не показывают бюллетени на 96 процентах участков? Ну и кому нужны такие выборы, когда идёт просто профанация избирательного процесса?! Ну вы поймите: это даёт повод макфолам и прочим в случае обострения ситуации... А нам ведь могут организовать ситуацию мгновенно: стоит перекрыть поставку продовольствия, тех 60 процентов, которые нам поставляют, и через неделю без всяких идей голодный народ выйдет на площади. И вам потом все эти вопросы вспомнят. Вам это зачем? Я считаю, что надо этот законопроект поддержать, как я поддержал бы и те, которые Зелинский предлагал здесь. Мне кажется, что если мы хотим урегулировать ситуацию в стране, то нам надо самим исправлять ситуацию, а не ждать, пока петух клюнет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Иванович Штогрин. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Спасибо. Ну, по Конституции у нас все граждане равны: есть у них регистрация или нет - они одинаково должны и имеют право участвовать в избирательном процессе, поэтому когда у нас к тем, кто имеет регистрацию, одни требования, а к тем, кто не имеет, другие, думаю, это не совсем правильно. Вот я, законопослушный гражданин, улетая в командировку, прихожу на свой избирательный участок, беру открепительный талон и голосую там, где нахожусь в командировке, - прихожу два раза. Другой законопослушный гражданин приходит и проверяет себя в списках, чтобы вдруг чего-нибудь не произошло, второй раз он приходит голосовать в день выборов. Дмитрий Фёдорович, вы сослались на Конституционный Суд, - насколько я запомнил фразу - в случае если нарушена регистрация или правила регистрации. Какие правила регистрации нарушены в отношении человека, который не имеет регистрации? При чём здесь определение Конституционного Суда для этой категории людей? Абсолютно никакого отношения не имеет! Естественно, чтобы законопослушный человек мог проголосовать не в том месте, где он прописан, - в день голосования он может быть в другом месте - значит, надо два раза сходить. Ну, а этому тем более дважды надо на участок сходить: один раз, чтобы его включили в списки, а второй раз, чтобы проголосовать. Я прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Дмитрий Фёдорович и вообще все депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ" пытаются нам доказать, что сегодня избирательная система близка к совершенству, а я должен вам сказать, что она не только не близка к совершенству, она близка вообще к профанации. Почему сегодня народ перестал ходить голосовать (и это показали последние выборы 14 октября)? Потому что никто уже не верит! В декабре 2011 года на выборах депутатов Государственной Думы в Нижегородской области произошла, так сказать, чудовищная приписка. Я всё-таки настоял на рассмотрении судом, наверное, уже четвёртый заход делаем, и вот смотрите, какие интересные решения суды сейчас вынесли. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приписала голоса за счёт приписки порога явки, и это всё доказано документами, и тогда суды вынесли интересные решения: ваши личные интересы, КПРФ, вашего списка затронуты? - Нет. Приписали всего-навсего общий порог явки, и приписали, слили всё это "ЕДИНОЙ РОССИИ"... А вот этот закон, который мы сейчас рассматриваем, как раз не позволит лишний раз человеку, пришедшему с улицы, без регистрации, досрочно проголосовать. Более того, Дмитрий Фёдорович утверждает, что такие участки единичны, - я вас уверяю, в Нижегородской области этих участков было, по памяти, восемь, и все в периметре Нижегородской области. В частности, назову один только район, Большеболдинский, где Пушкин писал свои знаменитые произведения, это на границе с Мордовией, - из Мордовии туда привезли голосовать огромное количество людей, практически такого количества жителей-то и нет в этом районе, сколько там проголосовало. Вот вам, пожалуйста, результат того, о чём мы сегодня говорим, а вы утверждаете, что нет, не нужно вводить такие нормы, которые предлагаются в данном законопроекте. Можно перечислять до бесконечности те нарушения, которые связаны с так называемой каруселью за плату и так далее, но вот всё-таки правильное предложение - и я обращаюсь к вам, Сергей Евгеньевич: давайте действительно серьёзно подойдём к предложению создать межфракционную группу по доработке законодательства о выборах. Иначе мы не просто доиграемся, а действительно доведём страну до кровопролития, потому что народ перестал верить в законность выборов и будет искать выход, а выход в одном, я уже неоднократно повторял, выход только, так сказать, в силовом давлении. Не надо доводить людей до такой степени! Давайте создадим группу по доработке законодательства о выборах, раз и навсегда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают? Докладчик, содокладчик? Пожалуйста, депутат Соловьёв. СОЛОВЬЁВ В. Г. Я хотел сказать в заключение о том, что, к сожалению, Дмитрий Фёдорович Вяткин, оппонируя моему предложению принять этот проект закона, некорректные привёл обоснования, они практически не имеют никакого отношения к тому законопроекту, который мы внесли. Дело в том, что то решение Конституционного Суда, на которое он ссылается, абсолютно не касается этой проблемы, потому что люди без определённого места жительства нашим проектом не лишаются права на голосование и их права никак не нарушаются. Наоборот, действует принцип социальной справедливости, когда эти люди, которые не имеют определённого места жительства, и те, которые находятся в местах временного пребывания, просто уравниваются в своих правах. Более того, по всей видимости, Дмитрий Фёдорович не совсем точно знает избирательное законодательство в этой части. Я хочу сказать, что в законе говорится о том, что на любой участок - не на отдельные участки специально созданные, а на любой участок - можно прийти подать заявление и вас будут обязаны включить в список для голосования. Никаких правовых аргументов не услышал я в ответ на наше предложение. По всей видимости, просто и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и комитет, где она имеет большинство, не хотят идти на совершенствование избирательного законодательства, потому что и эти "карусели", и эта фальсификация их устраивают. К сожалению, только такой вывод можно сделать из сложившейся ситуации. Если мы хотим навести порядок на выборах, если мы действительно хотим легитимизировать нашу власть, а это рано или поздно всё равно придётся делать, то давайте начнём это делать прямо сейчас. И я прошу коллег поддержать внесённый нами проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Микрофон включите. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Так как было высказано несколько замечаний, в том числе и в мой адрес, к чему, в общем-то, можно, наверное, привыкнуть, хотелось бы ответить. Дело в том, что человек действительно может быть включён на участке в список избирателей и проголосовать, в том случае если он пришёл, но не обнаружил себя в списке избирателей, это так, но должны быть определённые основания, по которым его включат в этот список. Так вот, если нет, простите меня, ни временной, ни постоянной регистрации, то кто ж его будет включать в список-то?! Для этого существуют специальные участки, о которых мы говорили, их действительно немного, на них приходят, как вы выразились, бомжи, хотя этот термин, простите, совершенно некорректен по отношению к людям, которые нарушили правила регистрации. Я отвечаю на вопрос, является ли отсутствие регистрации нарушением законодательства: да, является, не очень серьёзным действительно, но является. Вы почитайте закон: у каждого человека должна быть либо временная, либо постоянная регистрация, если нет постоянной, что часто бывает, значит, надо временно быть где-то зарегистрированным, чтобы, придя на соответствующий избирательный участок по месту регистрации, осуществить своё избирательное право. Для этого существуют все возможности: пришёл человек - его нет в списке, он показывает, что временно или постоянно зарегистрирован, проходит определённую процедуру и голосует. Если человек нигде не зарегистрирован, он идёт на особый участок, и если нет обмена информацией между этими участками, то, простите, с принятием данного законопроекта ничего не изменится. Коллеги, извините, конечно, за некоторую эмоциональность, но, наверное, мы должны решать эти проблемы. Что касается комиссии, так как опять же был выпад в сторону комитета. Мы неоднократно предлагали направить туда представителей, это было ещё в весеннюю сессию, - некоторые фракции так и не направили своих представителей. Увы, но у нас, к сожалению, на пленарных заседаниях громогласно говорится о том, что надо вносить изменения в законодательство, но на практике - складывается, простите, уважаемые коллеги, такое впечатление - многие законопроекты вносятся только для того, чтобы порассуждать по тем или иным поводам, которые подкидывает очередная избирательная кампания. Кстати, хочу сказать, что таких поводов становится всё меньше и меньше, в чём можно убедиться, если обратиться к реальной статистике, а не руководствоваться только эмоциями, которые, возможно, продиктованы неудобными и неприятными для вас результатами выборов. Поэтому я настаиваю на том, что комитет профессионально и качественно выполнил свою работу, Правовое управление профессиональное и качественное дало заключение и отклонить данный законопроект мы просто обязаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, вы мне доложите, пожалуйста, какие фракции не представили свои предложения по составу комиссии, а я на Совете дам соответствующие поручения. Ставлю законопроект на голосование. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 48 сек.) Проголосовало за 195 чел.43,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел.56,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён. По ведению - Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Владимиру Георгиевичу был сделан комплимент - сказали, что ему как инициатору лет через пятнадцать нужно соответствующий законопроект вносить, но это шутка, а если серьёзно, то я хотел, поскольку в наш адрес был брошен камень, в наш огород, сказать коллеге Руденко, что фракция ЛДПР самостоятельно выбирает, когда и какие законопроекты вносить, и у нас нет требования к "политической половозрелости", не надо достигать какого-то определённого возраста для того, чтобы созреть для внесения законопроекта. Мы шесть созывов в Государственной Думе и двадцать пять лет на политической арене, а Зелинский уже был координатором регионального отделения, когда партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ещё даже не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич, вы записались на выступление по ведению, какие у вас претензии по ведению? Имейте это в виду в следующий раз, пожалуйста, ладно?
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 10387-6 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке включения в списки избирателей отдельных категорий граждан Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У нас сегодня большая повестка, и я предлагаю 35-й вопрос перенести на 14 ноября, чтобы уж точно тогда рассмотреть его. Тем более что и докладчика не будет сегодня в стенах Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте обсудим предложения.
Сергей Николаевич Решульский предлагает пункт 35 перенести на следующее заседание, которое состоится 14-го. Нет возражений? И докладчик не возражает? А профильный комитет? Владимиру Николаевичу Плигину, пожалуйста, микрофон включите. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Мы согласны с переносом, но вместе с тем отмечаем, что данный вопрос переносится в связи с отсутствием докладчика уже, наверное, четвёртый раз, поэтому в следующий раз рассмотрим и без докладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 10387-6 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке включения в списки избирателей отдельных категорий граждан Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба фракции по согласованию с профильным комитетом перенести вопрос 17 повестки дня на следующую неделю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Переносим.