Заседание № 46
О проекте федерального закона № 1038564-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части корректировки порядка выбора способа управления многоквартирным домом).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 2-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Законопроект второго чтения. Он у нас был поставлен для рассмотрения в приоритетном порядке. Пожалуйста, Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, коллеги! Законопроект был принят нами в первом чтении 22 февраля этого года и подготовлен комитетом ко второму чтению. Я коротко напомню. Коллеги, речь идёт о внесении в Жилищный кодекс изменений, повышающих порог, необходимый для выбора управляющей компании, до 50 процентов плюс один голос от общего числа собственников помещений в многоквартирных домах. Я напомню, сегодня действующая норма - 25 процентов, но всё чаще и чаще это приводит к одновременному, параллельному проведению двух, а то и трёх собраний. И вторая важная норма - это предоставление субъектам или органам местного самоуправления права своими нормативными актами устанавливать возможность перечисления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам напрямую поставщикам таких коммунальных услуг, что в целом упрощает процесс получения и оплаты социальных льгот. К законопроекту поступило четыре поправки, три из них - в таблице рекомендованных к принятию, одна - в таблице рекомендованных к отклонению. Законопроект прошёл все необходимые согласования и экспертизы, готов к принятию во втором чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые депутаты, я прошу вынести на отдельное голосование поправку 2. Автор - депутат Бахарев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 2, которая вынесена на отдельное голосование. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 59 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, за исключением поправки 2. Пожалуйста, Галина Петровна Хованская, по поправке 2. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, не совсем точно была изложена позиция, потому что и сегодня можно в соответствии со статьёй Жилищного кодекса компенсировать расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам путём перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьёй 155 настоящего кодекса вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги. Собственно, в статью 160 вносится только то, что это может быть сделано органом местного самоуправления. В связи с этим обращаю ваше внимание на то, что эта норма вступает в противоречие с частью 7 статьи 159, где сказано, что это нужно делать законом субъекта Федерации. Значит, вот это противоречие совершенно необходимо устранить. Это первое замечание. Собственно, мотивация даже непонятна. Если это просто передача полномочий, которая законом субъекта Федерации делается, это понятно, но в постановлении правительства № 761 есть норма, где говорится, что органы госвласти субъекта вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение госполномочий по принятию решений о предоставлении субсидий. В этом контексте тут вообще ничего не надо было делать. Значит, если речь идёт о других полномочиях органов местного самоуправления, так условия должны быть лучше, чем установленные субъектом Российской Федерации. Второе замечание касается возможности заключения прямого договора. Ну, здесь, скорее, юридико-техническая поправка: тогда перечисление средств будет не лицу, а лицам, потому что прямой договор - это договор между гражданином и ресурсоснабжающей организацией, которая выпадает из общего порядка, то есть множественность лиц возникает. Так что, коллеги, вот эти два замечания я прошу вас учесть и вот эту поправку сегодня не принимать. Её надо отредактировать каким-то образом, может быть, внести дополнительно какую-то законодательную инициативу, потому что эта небрежность просто приведёт к неправильному толкованию, вот и всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета, Сергей Александрович. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, коллеги! Мы не поддерживаем то, о чём говорит Галина Петровна. В основном это относится к субсидиям, а это 159-я статья. В тексте данного законопроекта всё-таки речь идёт о компенсациях, например по капитальному ремонту или определённым категориям граждан: ветеранам боевых действий и так далее. Мы обсуждали предложение Галины Петровны с ГПУ президента - позиция комитета была поддержана. Эта поправка согласована всеми заинтересованными лицами и органами, мы просим её принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 2 из таблицы № 1. Комитет просит её поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 00 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается поправка 2. По таблице поправок № 2 - в ней одна поправка, комитет предлагает её отклонить - есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 40 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Идёт голосование, уважаемые коллеги. Второе чтение. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 11 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, коллеги! Законопроект подготовлен комитетом к третьему чтению, прошёл все необходимые процедуры, согласования, экспертизы, полностью готов к принятию. Прошу рассмотреть его в третьем чтении и поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, рассмотрим данный законопроект по процедуре третьего чтения? Есть возражения. Пожалуйста, включите микрофон Хованской Галине Петровне. ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, я хочу сказать, что вас вводят в заблуждение, потому что речь идёт о 160-й статье Жилищного кодекса, в которой прописано слово "компенсация", и касается это только субсидий, ни о каких льготах речи нет, а если бы были льготы, то были бы ещё более серьёзные последствия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будет возможность высказаться по мотивам. Давайте мы проголосуем, если есть возражения против рассмотрения сейчас законопроекта в третьем чтении. Кто за то, чтобы рассмотреть законопроект в третьем чтении? Комитет предлагает это сделать. Просьба проголосовать. Кто за рассмотрение? Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 54 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается решение. Переходим к рассмотрению законопроекта по процедуре третьего чтения. Кто хотел бы высказаться от политических фракций? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Спасибо, Сергей Александрович. Николай Васильевич, запись идёт. Вы просто очень громко говорите. Покажите, пожалуйста, список. Хованская Галина Петровна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". У нас одно выступление, а дальше мы уже перейдём к голосованию. Пожалуйста, Галина Петровна, по мотивам от фракции. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вы понимаете, была хорошая инициатива красноярская, замечательная, касалась она процедуры проведения общего собрания, но в бочку мёда, значит, сейчас пытаются положить ложку дёгтя, понимаете? Причём просто опросным листом, без обсуждения проводится поправка, которая требует, как я уже сказала, корректировки ещё одной статьи Жилищного кодекса, хотя бы редакционной корректировки, в связи с тем что у нас есть прямые договорные отношения уже в жилищном законодательстве. Понимаете? Зачем такой документ сейчас принимать в третьем чтении, ведь можно же исправить? Объясняю, что в соответствии с Жилищным кодексом компенсация идёт в разделе только субсидий, ни про какие льготы больше речь не идёт, про компенсации по капитальному ремонту речь не идёт - значит, это неправда, это не соответствует статье 160 Жилищного кодекса. Дальше, хочу сказать, что органам местного самоуправления могут быть переданы полномочия правительством. Есть 761-е постановление, там всё это совершенно чётко прописано - что органы государственной власти субъектов могут это передать органам местного самоуправления. Ну, видимо, здесь не об этом речь, здесь ничего об этом не сказано. Я хочу сказать следующее: у нас возникли прямые договорные отношения - ну как же так можно написать текст, когда тут возникает множественность субъектов, совершенно разных! Одно дело, когда есть одно лицо, которое рулит всем процессом и распределяет вот эти платежи, то есть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, если они управляют домом, но когда возникает прямой договор, а он может возникнуть и по инициативе ресурсоснабжающей организации, если происходит неуплата, и по инициативе общего собрания собственников тоже может возникнуть, - это другая ситуация. И это уже не одно лицо - это множество лиц. Вот подумайте, как орган местного самоуправления будет с этой ситуацией справляться? Это хороший вопрос, потому что органы местного самоуправления у нас могут делать такие вещи, но тогда нужны дополнительные расходы. Есть такая норма в Жилищном кодексе - может установить субсидии, размер и порядок и так далее, - но они тогда должны доплачивать сверх того, что делает субъект. Вот такая справка. Пожалуйста, учтите это. И надо тщательней работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 19 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 30
О проекте федерального закона № 1038564-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части корректировки порядка выбора способа управления многоквартирным домом).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Представит законопроект и выскажет мнение комитета Светлана Викторовна Разворотнева. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В настоящее время выбор управляющей компании осуществляется при условии, что в общем собрании собственников приняли участие 50 процентов собственников и из них 50 процентов плюс один голос проголосовали за избрание управляющей компании, то есть фактически избрание и переизбрание управляющей компании осуществляется 25 процентами голосов. Это приводит к тому, что в доме может появиться несколько различных групп, каждая из которых будет выбирать свою управляющую компанию, тем более что сделать она это может практически в любой момент. Такое несовершенство законодательства используется в том числе недобросовестными предпринимателями для рейдерских захватов домов. Законопроект, внесённый Законодательным Собранием Красноярского края, предлагает увеличить кворум общего собрания при принятии решения по данному вопросу до 50 процентов голосов плюс один голос от общего числа собственников. Аналогичная норма уже действует при создании ТСЖ и доказала свою эффективность. Комитет предлагает поддержать данный законопроект. Получен положительный отзыв от правительства. Дополнительных финансовых средств из федерального бюджета не потребуется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Добрый день! Очень хороший законопроект, давно его необходимо было бы принять, но вопрос следующий. У нас много обращений о том, что на самом деле подделывают документы, подделывают, так сказать, результаты голосований, меняют, захватывают управление домами. Не считаете ли вы необходимым ужесточить или ввести какую-то ответственность вот за факты подделки таких протоколов? РАЗВОРОТНЕВА С. В. Уважаемый Ренат Исмаилович, вы совершенно правы, подделка протоколов общих собраний - это бич нашей страны. На самом деле мною и группой единомышленников уже подготовлен проект соответствующего закона - надеюсь, что в ближайшее время мы его вынесем на рассмотрение Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемая Светлана Викторовна, два вопроса. Ну, сейчас собрания проходят в очно-заочной форме, и, если мы откажемся от заочной формы, тогда, на мой взгляд, число фальсификаций будет значительно меньше, потому что, как правило, они проходят именно там. Это первый вопрос. И второй вопрос. На мой взгляд, более остро стоит вопрос о брошенных домах, которые отказывается обслуживать управляющая компания. У нас в Омске таких домов более сотни. Не пора ли законодательно обязать муниципалитеты обслуживать указанные дома через создание муниципальных управляющих компаний? Вопрос, по-моему, перезрел. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Уважаемый Андрей Анатольевич, ну, данные вопросы относятся не совсем к тому законопроекту, который мы рассматриваем. Тем не менее я хочу обратить внимание, что благодаря Государственной Думе, например, в 2020 году был принят закон о возможности голосования онлайн, что в период пандемии, безусловно, сыграло свою роль. У нас действительно меняются обстоятельства, многие люди, к сожалению, не живут по месту прописки, и в связи с этим совсем отказаться от заочного голосования было бы, на мой взгляд, неправильно. Но это действительно тема, требующая обсуждения. Что касается брошенных домов, вот мы недавно здесь слушали Хуснуллина, он говорил о том, что в ближайшее время стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ будет внесена в правительство. В этой стратегии есть положение о создании даже не муниципальных, а региональных управляющих компаний (по аналогии с гарантирующими поставщиками в сфере поставки коммунальных ресурсов), которые должны будут подхватывать эти дома. Минстрой нам обещал, что все эти нормы будут обсуждаться максимально публично, поэтому я надеюсь, что мы очень подробно обсудим, как это будет функционировать и приведёт ли это к желаемому результату. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Светлана Викторовна, вот вы предлагаете увеличить, так скажем, объём для тех, кто хочет договориться, среди собственников жилья. Но практика показывает, что вот этот актив всё равно, как правило, меньше половины. Это значит, что люди не будут приходить к единому мнению, и решение будет в соответствии с законом принимать всё-таки администрация, например, по установлению ставки на содержание жилья или по ряду других вопросов. Нужно ли это вот в такой форме делать? Может быть, действительно всё-таки следует прислушаться к тому, что сложно сегодня найти консенсус с собственником жилья? РАЗВОРОТНЕВА С. В. Да, Андрей Анатольевич, вы совершенно правы. Решения по управлению многоквартирным домом у нас принимаются сложно; действительно, во многих случаях решения за собственников принимают органы местного самоуправления. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что многие нормы принимаются двумя третями голосов от всего количества собственников жилых и нежилых помещений, например, связанные с проведением планового капремонта в доме, ещё вот такой важный вопрос, как смена управляющей компании. Всё-таки здесь большинство должно принимать решение, а не группа граждан, ну, поэтому наш комитет всё-таки и поддержал, вот с учётом именно этого основания, этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Новичков Николай Владимирович. Заключительный вопрос. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Светлана Викторовна, я выражаю некоторую озабоченность от имени собственников апартаментов, потому что... Я понимаю, что мы о Жилищном кодексе говорим, а апартаменты не регулируются Жилищным кодексом, но просто, может, имеет смысл данную норму распространить на все ТСН и на все объекты, которые управляются коллективной волей, где есть, где создаются товарищества собственников недвижимости, апартаменты в том числе? РАЗВОРОТНЕВА С. В. Уважаемый Николай Владимирович, действительно, нашим комитетом был поддержан законопроект об апартаментах, вы помните, тем не менее его судьба сложилась драматично: он был снят с рассмотрения. Вот в том законопроекте, внесённом рядом сенаторов, как раз были нормы о процедуре голосования владельцев помещений в апартаментах. Я думаю, мы вернёмся к его рассмотрению и, конечно, там этот вопрос обязательно рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 04 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Заседание № 25
О проекте федерального закона № 1038564-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части корректировки порядка выбора способа управления многоквартирным домом).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просьба перенести вопрос 17 из-за болезни докладчика, содокладчика на 25 января, ну, на следующее заседание Госдумы.
Качкаев Павел Рюрикович предложил пункт 17 перенести на 25 января. Не будет возражений, коллеги? Согласились.