Заседание № 58
О проекте федерального закона № 103837-8 "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления отдельным категориям лиц преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 16-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Пожалуйста, Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по просвещению подготовлен к третьему чтению законопроект в части предоставления отдельным категориям лиц преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Законопроект прошёл все необходимые процедуры и готов к принятию. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 16-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 05 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 103837-8 "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления отдельным категориям лиц преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы с вами приняли в первом чтении 15 июня. Комитет отработал в данной части. Законопроект касается предоставления отдельным категориям лиц преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Тринадцать категорий мы устанавливаем данным законопроектом. К нам поступила одна поправка, она включена в таблицу поправок к отклонению. Коллеги, просим поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 51 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 14 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект готов к принятию в третьем чтении, просим завтра вынести его на рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 51
О проекте федерального закона № 103837-8 "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления отдельным категориям лиц преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, вот комитет по просвещению обращается с большой просьбой. Несколько раз переносили мы рассмотрение законопроекта, 30-й пункт, он не отнимет много времени. Не будет возражений? Согласны, да? Тогда проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Виктории Сергеевны Родиной. РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, Александр Дмитриевич! Добрый день, уважаемые коллеги! Настоящим проектом закона предлагается дополнить часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании..." положением о предоставлении для особых социально незащищённых категорий обучающихся преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Напомним, что 13 перечисленных категорий в соответствии с действующим законом "Об образовании..." уже имеют право на приём на подготовительные отделения вузов, а также преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и прочих равных условиях. По сути, данной законодательной инициативой устраняется несправедливость по отношению к социально уязвимым категориям граждан при приёме на обучение в ссузы. Предоставление данного преимущества при зачислении указанной категории лиц будет происходить при соблюдении равенства всех прочих условий, в том числе при условии успешной сдачи вступительных испытаний. Таким образом, закрепляя такое право, мы ни в коем случае ни у кого не забираем какое-то количество бюджетных мест, всё происходит в равных условиях, в условиях общедоступности, что прописано в статье 43 Конституции Российской Федерации. Считаем, что актуальность и своевременность законопроекта не вызывают сомнений. Коллеги из ответственного комитета и комитета-соисполнителя нас поддерживают. Правительство также поддерживает данную инициативу. Проект не потребует выделения дополнительного финансирования. С учётом сказанного прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данную инициативу. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы С. И. Неверов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктория Сергеевна. Содоклад члена Комитета по просвещению Анатолия Александровича Вассермана. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, в 1969 году с теми баллами, что я набрал на вступительных экзаменах на мехмат МГУ, зачислили только медалистов да выпускников средних школ. Тогда мне льгота для них показалась несправедливой. Только лет через полсотни я понял, что с точки зрения общества, ну и государства - структуры, создаваемой обществом ради решения задач важных для большинства, такое предпочтение разумно. Если двое показали одинаковый результат, то потенциал больше у того, кто готовился в худших условиях, у кого возможностей для раскрытия потенциала было меньше, значит, при дальнейшем обучении он, скорее всего, усвоит больше, а потом и работать будет лучше. Надеюсь, сейчас вузы по тем же соображениям решают, кого из набравших одинаковые результаты ЕГЭ принимать, когда мест не хватает на всех желающих, потому что конечный результат работы вуза - специалисты, работающие в нашем общем для всей страны хозяйстве и в наших общих интересах, чтобы общий уровень всех выпускников был наивысшим из возможного. Та же логика применима не только в среднем образовании. Среднее профессиональное тоже легче даётся тем, чей потенциал выше, то есть при прочих равных условиях тем, кто раньше учился в худших обстоятельствах или вообще на несколько лет был оторван от учёбы исполнением других обязанностей. Я не оговорился, именно других обязанностей, потому что учёба - не только право каждого из нас, но и обязанность и перед обществом, и перед самим собой: чем лучше человек воспитан и образован, тем больше он может сделать и для себя самого, и для тех, кто создавал возможности для его воспитания и образования, в конечном счёте и для всего общества, а тем самым опять же для себя самого. Ещё Аристотель Никомахович Стагирский 24 века назад назвал человека общественным животным, и не только потому, что на человека можно выучиться только во взаимодействии с другими людьми, но и потому, что ещё за века до Аристотеля знали: разделение труда, как правило, повышает его производительность, значит, живя в обществе и взаимодействуя с ним, можно создать для других и, соответственно, получить от других несравненно больше, нежели действуя в одиночку. И чем лучше организовано общество, чем больше умеет каждый его член, тем больше общее благополучие. Есть и другая категория льгот - за не раскрытую пока часть потенциала, но за былые заслуги самого льготника или воспитавших его родных и близких, но и здесь в конечном счёте речь идёт о потенциале и о его раскрытии. Зная, что утративший здоровье и силы на службе государству, то есть обществу в целом, получит взамен дополнительные возможности, а в случае гибели такого человека его дети не останутся без заботы, все государевы люди, как говорили в старину, будут больше заботиться о своих обязанностях, чем о себе любимых. Так же, как работник, уверенный в будущей пенсии, меньше думает об экономии сил, а больше - о самом деле. Самоотверженность благородна, но ничто не запрещает обществу подкреплять её поощрениями. Предлагаемый законопроект предусматривает преимущества при поступлении на программы среднего профессионального образования примерно для тех же категорий, кому в разные времена отдавалось предпочтение при получении высшего образования. Не исключаю, что в ходе доработки проекта перечень льготных категорий будет уточнён, но не сомневаюсь, что изменения будут велики. Надеюсь, коллеги, на вашу общую поддержку и при голосовании, и при дальнейшей работе. И немного про любимые слова Минфина об отсутствии бюджетных затрат. Ну, понятно, что, увеличивая образование, мы увеличиваем затраты на образование. Ну а мы что, деньги консервировать собрались? Так консервы тоже съедают. Бюджет - это инвестиции, и надо, как при любых инвестициях, соизмерять затраты с отдачей. Ну и понятно, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Александрович. Пожалуйста, задержитесь, вдруг будут вопросы. Коллеги, есть вопросы по данному законопроекту? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Останина Нина Александровна. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Виктории Сергеевне. Уважаемая Виктория Сергеевна, я, к сожалению, не соглашусь с выводами Анатолия Александровича, что у нас на обучение по программам среднего специального образования идут сейчас после 9-го класса дети, которые чувствуют себя неуверенно либо не очень успешно учатся. На самом деле у нас сейчас большой конкурс в организации среднего специального образования. Это пожелание самих детей и пожелание родителей, потому что, для того чтобы получить полное образование, требуются огромные деньги: подготовиться к ЕГЭ, нанять репетиторов и так далее. Ну во всяком случае, если я неправильно поняла, Анатолий Александрович, приношу извинения, но моё предложение в другом. Я хочу обратиться к профильному комитету, опираясь тут уже на ваше высказывание о возможном дополнении списка этих льготных категорий. Мы очень много говорили, и в этом зале мы славили тех врачей, которые боролись с ковидом, но забыли детей вот тех медицинских работников, которые погибли в этот сложный период борьбы с пандемией. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы возможным?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, понятен вопрос. Пожалуйста, Виктория Сергеевна. Включите микрофон Виктории Сергеевне Родиной. РОДИНА В. С. Уважаемая Нина Александровна, все вышеперечисленные категории были взяты из уже действующей нормы закона "Об образовании...". Но в любом случае мы ваши поправки рассмотрим и передадим в профильный комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Иванович Лоор, пожалуйста. Включите микрофон. ЛООР И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Иванович. У меня вопрос к Виктории Сергеевне. Здесь вот есть категория, которая имеет преимущественное право, - это граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но было ещё одно направление - это воздействие радиации в результате испытаний на Семипалатинском полигоне. До 1963 года взрывы производили в атмосфере и, как правило, тогда, когда роза ветров была в сторону Алтайского края. В результате этого соседства заболеваемость онкологией в Алтайском крае на 30 процентов выше, чем в России, и на почти 50 процентов выше, чем в Сибирском федеральном округе, и по заболеваниям щитовидки мы в числе лидеров. Вот эту категорию можно включить при доработке ко второму чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо. Включите, пожалуйста, микрофон Виктории Сергеевне Родиной. РОДИНА В. С. Уважаемый Иван Иванович, я думаю, что отвечу так же, как и Нине Александровне: все ваши предложения будут рассматриваться в профильном комитете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Анатолий Александрович, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Коллеги, ставится на голосование... Прошу прощения. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Представитель правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", 30-й вопрос нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 11 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Закон принимается: за - 391.