Заседание № 99
О проекте федерального закона № 10383-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке отстранения членов участковой избирательной комиссии от участия в её работе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Алексей Викторович Корниенко. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона, названный Иваном Ивановичем, разработан фракцией КПРФ в целях повышения гарантий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов участковых комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, а также иных лиц, которым законом предоставлено право присутствовать на избирательных участках в день голосования. Согласно действующей норме член участковой комиссии может быть отстранён от работы комиссии, а наблюдатели и иные лица могут быть удалены из помещения для голосования в случае любого нарушения законов о выборах, референдумах по мотивированному решению участковой или вышестоящей комиссии. Предлагается установить, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть отстранён от участия в её работе по решению самой избирательной комиссии, при этом основания для досрочного освобождения от обязанностей и немедленного прекращения полномочий членов комиссий с правом решающего голоса перечислены соответственно в пунктах 6 и 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые данным законопроектом не изменяются. Также предлагается установить норму, в соответствии с которой члены участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса могут быть отстранены от участия в их работе, а наблюдатели и иные лица - удалены из помещения для голосования только после составления протокола об административном правонарушении по решению суда в случае нарушения законов о выборах, референдумах в Российской Федерации. Избирательные комиссии в своей деятельности должны быть максимально независимы и беспристрастны, законодательство должно исключать любые возможности ущемления прав представителей одних политических сил со стороны других. При этом следует учитывать, что избирательная комиссия - орган, в который входят представители различных политических сил, отстаивающих зачастую противоположные политические интересы, и в связи с этим недопустимо оставлять за избирательной комиссией право по собственному усмотрению отстранять кого-либо из членов комиссии от работы, в том числе за малейшие неумышленные нарушения. При этом никаких гарантий прав отстраняемого или удаляемого из помещения лица не предусмотрено, и даже если впоследствии проводящие проверку правоохранительные органы не обнаружат в его действиях признаков состава административного правонарушения или преступления, все важные решения к этому моменту будут приняты без участия данного лица. Для исключения случаев политической предвзятости справедливо будет изъять из компетенции избирательной комиссии предусмотренное пунктом 12 статьи 64 полномочие отстранять по собственному усмотрению от работы комиссии членов с правом решающего голоса, в отношении же остальных лиц такое решение может быть принято только после соблюдения надлежащих судебных процедур. Нам необходимо в законодательном поле предоставить равные возможности для работы всем участникам избирательного процесса, чтобы они могли выполнять свои функции ответственно и добросовестно, а для этого нужно предусмотреть соответствующие гарантии для всех участников этого процесса, которые позволят избежать ущемления их прав независимо от политической принадлежности, поэтому хочу обратиться к коллегам-депутатам с предложением рассмотреть и принять положительное решение по данной инициативе, нормы которой позволяют политическим партиям, избирателям, объединениям, членам избирательных комиссий, наблюдателям в полной мере реализовать свои полномочия. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Викторович. С содокладом выступает Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В соответствии с Регламентом Государственной Думы была произведена рассылка законопроекта, имеются заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исключив возможность отстранения члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса от участия в её работе по решению избирательной комиссии, а также установив возможность отстранения члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, удаления наблюдателя и иных лиц из помещения для голосования по решению избирательной комиссии только после составления протокола об административном правонарушении по решению суда. Уважаемые коллеги, статьёй 29 федерального закона устанавливается статус субъектов, которые реализуют государственно-властные полномочия в ходе избирательного процесса, и конкретизируется их правовое положение. В целях установления гарантий членам избирательных комиссий, наблюдателям, а также иным лицам, которым законом предоставлено право присутствовать на избирательных участках в день голосования, пунктом 12 статьи 64 федерального закона установлено, что указанные лица отстраняются, удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законы о выборах, референдумах. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстранённого члена участковой избирательной комиссии, а также удалённого наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. Полагаем, что существующий порядок удаления лиц, которым законом предоставлено право присутствовать на избирательном участке в день голосования, наиболее полно соответствует принципу открытости и гласности работы избирательных комиссий, что является гарантией конституционного права граждан на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с действующим федеральным законодательством. Уважаемые коллеги, представленный законопроект вызывает правовую неопределённость, так как вместо требования о немедленном отстранении от участия в работе участковой комиссии члена участковой комиссии и удалении из помещения для голосования наблюдателей и иных лиц, если они нарушают законодательство о выборах, референдумах, предлагается установить возможность отстранения члена участковой комиссии от участия в её работе, а для наблюдателей и иных лиц - возможность удаления их из помещения для голосования. Отсутствие императивного характера данной правовой нормы может поставить под угрозу достоверность итогов голосования на соответствующем избирательном участке. Кроме того, представленная редакция законопроекта не в полной мере согласуется с положениями действующего законодательства, так как необходимо учитывать, что за нарушение законодательства о выборах и референдумах предусматривается не только административная, но и уголовная ответственность, при этом согласно статьям 28.2, 28.4, 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах не во всех случаях требуется составление протокола об административном правонарушении. Также следует отметить, что затрагиваемый законопроектом вопрос получил правовое регулирование в проекте федерального закона № 232119-6 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесённом Президентом Российской Федерации. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить. Также хочу сообщить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Владимир Александрович, каждые выборы мы, члены оппозиционных партий, сталкиваемся с неправомерными действиями комиссий, пишем жалобы, но когда уже произведены подсчёты, оспорить результаты выборов практически невозможно. Уже даже президент говорит в послании о том, что выборы надо сделать более прозрачными и более, так сказать, понятными всем, чтобы успокоить общество. Если действующей власти нечего бояться, нечего скрывать, то почему бы на законодательном уровне не закрепить подобные нормы, дабы и Болотную в будущем предотвратить? Ведь возможно десятикратное усиление протестных движений после очередных выборов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на центральной трибуне. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Дмитрий Иванович, ну мы же не против того, чтобы выборы проходили демократически и чтобы не были допущены нарушения, просто мы считаем, что всё уже достаточно отрегулировано в законодательстве, если происходят нарушения при подсчёте голосов на выборах, составляется протокол избирательной комиссией и удаляют... Зачем ждать, пока будет принято судебное решение, и, тем самым, дезорганизовывать выборный процесс? Достаточно решения комиссии. Никто же не говорит о том, что нужно бездействовать, но я считаю, что достаточно решения избирательной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Владимир Александрович, а не считаете ли вы, что имеет место лукавая ущербность в действующем законодательстве, которая как раз заключается в том, о чём вы сказали, - что почему-то именно комиссия устанавливает нарушения закона о выборах, а не полиция, которая присутствует также на каждом участке и потом только исполняет решение комиссии. Почему бы в законе не поручить полиции устанавливать и пресекать факт нарушения и потом отвечать за свои действия? Потому что полиция потом говорит: "А мы-то при чём? Приняла-то решение комиссия". Вот в чём здесь лукавость. А комиссия, вы сами понимаете, состоит из представителей разных партий и общественности. Эту специально созданную законодательную конструкцию нужно сломать: пусть полиция и отвечает за все действия по удалению наблюдателей и членов с решающим голосом. Не считаете ли вы, что это нужно сделать? ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Олег Анатольевич, я считаю, что то, что вы предлагаете, - это ещё более репрессивный метод проведения выборного процесса. Почему? Потому что полиция, в том числе участковая, не до конца понимает сам избирательный процесс, а вы предлагаете поручить участковому вмешиваться в него. Я считаю, что это недопустимо. Именно избирательная комиссия, куда входят специалисты, представители всех общественных объединений и партий, именно она должна принимать подобные решения. Я считаю, это наиболее демократический метод. Это во-первых. А во-вторых, я не думаю, что у нас закон лукавый, зря вы так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Александрович, ну вы же опытнейший прокурор, вот перед вами сидит депутат, который участвует двадцать пять лет в выборах, на прошлых выборах члены комиссии не поймали ни одного жулика, а я поймал сто сорок девять! К сожалению, Олег Александрович Нилов не знает, что, вообще-то, документирование преступления на участке - в подследственности Следственного комитета, но вы это знаете, я вам докладываю: я, как член редколлегии федеральной газеты, лично поймал человека за руку - двести бюллетеней переделанных, которые не успели вбросить, переделанные списки, однако до настоящего времени - полтора года прошло - ни одна волосиночка не упала с головы человека, который это делал, хотя всё было задокументировано. Но вы же приняли закон о том, что на пять лет участковые избирательные комиссии... В том числе в Коми, где вы проработали много лет, есть "семейная" комиссия от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и есть два представителя других партий... (Микрофон отключён.) ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Я не понимаю, какое это имеет отношение к законопроекту? О чём ваш вопрос? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас не дискуссия. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Николай Васильевич, вы приводите примеры фальсификации, которые фиксируются избирательной комиссией, представителями различных партий и объединений, либо наблюдателями и должны фиксироваться Следственным комитетом, и ещё вы, насколько я понимаю, недовольны тем, каким образом принимаются процессуальные решения по этим фактам, но какое это имеет отношение к этому законопроекту? Ведь этот законопроект, который внесли ваши коллеги, да и вы также, предполагает, что если нарушается выборный процесс, то только по решению суда лицо будет удалено, а у нас выборы-то проводятся, по-моему, всего... сколько часов? Ограниченное время. И выборы будут сорваны на этом участке. Гораздо, я считаю, правильней и оперативней - и комитет также считает, - когда комиссия составляет протокол об удалении с избирательного участка, а полиция исполняет, а то, что вы говорите... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я напоминаю, у нас сейчас процедура вопросов и ответов. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Владимир Александрович, вопрос такого свойства. Если член комиссии с правом решающего голоса нарушает избирательное законодательство, то другие члены комиссии, как это предусмотрено законодательством, определяют степень его вины, констатируют, что он нарушил избирательное законодательство, то есть выполняют роль судьи и дают оценку действий члена комиссии на предмет соответствия или несоответствия федеральному или местному законодательству. Тогда возникает вопрос: если государство уполномочило их юридически оценивать деятельность члена комиссии, то кто будет оценивать законность деятельности самих членов этой комиссии, которые принимают решение? ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Вышестоящая избирательная комиссия может оценить действие нижестоящей избирательной комиссии либо суд, вы же знаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Трое желающих выступить. Коллеги, может быть, договоримся таким образом: мы завершим рассмотрение этого вопроса, потом рассмотрим два законопроекта по сокращённой процедуре и одно протокольное поручение, нет возражений? Хорошо. Диденко Алексей Николаевич. Всем ставьте режим по семь минут. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я хочу сказать, что мы, фракция ЛДПР, поддержим данный законопроект, поскольку этот законопроект, один из немногих, порождён практикой выборов, которые проходят у нас по всей стране постоянно - и в прошедшее воскресенье были выборы, - а теперь будут проходить в единый день голосования. Но тем не менее... Меняются процедуры, меняются даты, меняются какие-то принципы, одно же остаётся неизменным: с 8 до 20 часов в день голосования на избирательном участке один человек наделён всей полнотой государственной власти, и это председатель участковой избирательной комиссии. Если вы полистаете и Конституцию Российской Федерации, и кодифицированные акты, и федеральные законы, в том числе касающиеся выборов, вы нигде не найдёте такого положения, однако получается так, что председатель участковой избирательной комиссии уполномочен давать указания другим членам комиссии, уполномочен давать указания участковому полицейскому, который присутствует на избирательном участке, то есть в день голосования он царь и бог, он одновременно и судья, и адвокат, и прокурор, он обладает абсолютно безграничной властью, которая, возможно, даже больше власти президента, поскольку президента избирают на выборах, а эти выборы "делают" председатели участковых избирательных комиссий, и проблема здесь кроется как раз в том, что наш закон порочен в части наделения полномочиями тех лиц, которые принимают решения на участке в день голосования. Безусловно, тот, кто участвовал в выборах, знает такую порочную практику, что у нас огромные очереди и в Следственном комитете, и в приёмных ФСБ, и в приёмных прокуратуры, и в судах различного уровня, но в день голосования, будь то федеральные выборы или выборы уровня субъектов, вы не дозвонитесь ни в одну структуру - ни в ФСБ, ни в прокуратуру, ни в Следственный комитет, ни в один из судов: там постоянно либо сняты трубки и идёт гудок "занято", либо тебя куда-то переадресовывают и ты не можешь решить свой вопрос по существу. В связи с этим абсолютно не гарантировано право членов комиссий, избирателей, избирательных объединений, политических партий какие-то нарушения, незаконные решения, принятые комиссией, обжаловать в вышестоящие комиссии, в суд, в прокуратуру, в иные органы, уполномоченные вести такую деятельность. Я недаром задал вопрос, кто будет оценивать деятельность самой комиссии, и совершенно справедливо было сказано, что это суд, - на самом деле у нас в соответствии с Конституцией высшим органом, который признаёт человека виновным в совершении преступлений и правонарушений, является суд, но тогда я не понимаю, почему комитет по конституционному законодательству даёт такое заключение и говорит, что степень вины отдельно взятого члена участковой избирательной комиссии, соответствие его деятельности нормам законодательства оценивает сама комиссия, а когда речь идёт о двух-трёх членах комиссии, то это должен делать суд. Будет вполне справедливо, если давать такую оценку и принимать решение об ограничении свободы и усечении правового статуса члена комиссии, о выдворении его за пределы участка будет высший орган, который уполномочен на это Конституцией и имеет соответствующие функции в соответствии с системой разделения властей, - совершенно логично, если это будет либо суд, либо орган, который уполномочен на составление протоколов об административных правонарушениях, в данном случае речь идёт об органах полиции. Юридически предусмотренная процедура привлечения лиц к определённого вида юридической ответственности совершенно справедлива, поэтому позиция комитета не совсем понятна. Другой вопрос. Почему-то коллеги из комитета по конституционному законодательству не учитывают, что у нас существенно поменялся принцип формирования участковых избирательных комиссий. В какой-то степени можно закрыть глаза на ту вакханалию, которая творилась 4 декабря, в меньшей степени 4 марта 2011 и 2012 годов соответственно, - пошёл определённый процесс, у нас теперь участковые избирательные комиссии формируются на пять лет. Если раньше у партий и у других субъектов выдвижения было достаточно мало времени на то, чтобы узнать членов своей комиссии, то теперь на это есть пять лет и сами члены комиссии в состоянии оценить своих коллег на предмет их адекватности, психического здоровья, отношения к определённым криминальным структурам (вы знаете, что сейчас судимые люди не могут быть членами участковых избирательных комиссий). Тогда это была, так сказать, поточная деятельность: за тридцать дней нужно было сформировать сто тысяч участковых избирательных комиссий, и горькая, но практика - многие члены комиссий знакомились в день голосования на участках, а сейчас они пять лет работают плечом к плечу, лицом к лицу, и неужели есть необходимость сохранения такой жёсткой санкции - в день голосования выкидывать своего коллегу с избирательного участка?! Ну, на мой взгляд, это совершенно недопустимая практика! Почему-то когда мы меняли процедуру формирования комиссий, активно её обсуждали, вносили предложения, то говорили, что это хорошо, однако у нас до момента назначения членов участковых избирательных комиссий в избирательном процессе поменялось всё, но всё, что после их назначения, остаётся неизменным, а ведь другой порядок формирования влияет на качественный состав комиссий, на характер их деятельности, на их правовой статус. Члена участковой избирательной комиссии сейчас и уволить по трудовому законодательству нельзя, однако председатель в любой момент, когда ему что-то покажется, может взять и вышвырнуть его за пределы избирательного участка, и если взять, к примеру, обычного члена комиссии где-нибудь в сельской местности, то, безусловно, он не защищён и жаловаться ему особо некуда. Мы знаем - например, в Москве и Московской области партия ЛДПР сталкивалась с этим - случаи, когда депутаты прошлого созыва Государственной Думы, снова выдвигавшиеся кандидатами в депутаты, были выдворены за пределы участковой избирательной комиссии. И такое положение дел, когда только у комиссии есть право на такие санкции, как удалять или отстранять от участия в её работе, представляется абсолютно недемократичным, потому что в случае выявления нарушений членом комиссии или наблюдателем они сами всё-таки должны иметь возможность апеллировать к председателю, чтобы собрали комиссию, отреагировали на нарушение. Сейчас же практика такая: если кто-то подаёт голос, начинает говорить о нарушениях, о том, что процесс идёт незаконно, то есть фактически заявляет о нарушениях, немедленно собирается избирательная комиссия, ставится на голосование вопрос о том, что данный член комиссии, наблюдатель или иное лицо, уполномоченное находиться на участке, препятствует работе комиссии (это самая распространённая мотивация для удаления), все молча голосуют, поскольку это определённая группа лиц, объединённая общим умыслом, и человека выдворяют. Подобная практика недопустима! Мы считаем, что принятие данного проекта закона будет дополнительной гарантией избирательных прав, и фракция ЛДПР обязательно проголосует за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, к сожалению, у нас с вами короткая память. Основными причинами дестабилизации ситуации в Северной Африке, или так называемой арабской весны, были следующие: первая, которую в принципе Макфол, являющийся нынче послом у нас, в основу пиар-технологий вкладывал, - это коррупция, вторая - нечестные выборы. У нас оба этих фактора некоторые тоже пытались использовать, но только, правда, на Болотной не было тех, кто поймал. Но у нас есть и ещё одна причина. Вообще-то, в любой стране фальсификация на выборах - это захват власти, который, как известно, в любой нормальной стране карается по полной. К тому же у нас можно классифицировать ещё одно преступление: если приписаны голоса и за каждый голос партия получает по 50 рублей, то, значит, происходит хищение государственных средств в особо крупных размерах, а если ещё организованной группой сделано, то это ещё утяжеляется. Страшно другое... Вот, к сожалению, коллега Поневежский наверняка ни разу не участвовал в выборах, находясь на передовой, а перед вами стоит человек, который дошёл до Страсбургского суда, потому что всегда баллотировался в одномандатных округах и, если удавалось мне подсчитать, всегда выигрывал: и на выборах в Государственную Думу, и на выборах в областное собрание, - но к сожалению, в последнее время у нас возникло колоссальное недоверие общества вообще к избирательной системе и к власти, которое прежде всего зиждется на необъективности элементарного подсчёта голосов. А откуда ему быть, элементарному подсчёту голосов, если из выборов в выборы пойманного на выборах жулика переназначают в ту же комиссию председателем? Но мы с вами пошли дальше: у нас примерно сто тысяч избирательных участков, и во многих сельских населённых пунктах уже некого поставить на избирательный участок. Почему? Потому что с успехом оптимизировали школы, поликлиники, больницы и там уже бюджетников не осталось, понимаете? Теперь во многих местах комиссии формируются по семейному или кумовскому принципу, но разве кумовской принцип когда-нибудь обеспечивал объективность? Какая же это политическая конкуренция, если от одной партии - семья, а от другой - один человек? Семья всегда проголосует, чтобы его убрать, - это же мафия! С моей точки зрения, если мы с вами действительно хотим уберечь нашу страну от будущих катаклизмов, основанных на необъективности подсчёта голосов, и хотим вернуть веру в выборы, то чего вы боитесь? Мы ведь ничего такого сверхъестественного не просим, мы просто предлагаем дополнительную защиту члену участковой избирательной комиссии, чтобы не такие же, как он, члены избирательной комиссии против него голосовали, субъективно его оценивали и отстраняли. Вы посмотрите, у меня есть куча документов, когда комиссия, председатель комиссии и секретарь, не зная законов, удаляли председателя, секретаря или члена региональной комиссии - на что у них вообще никакого права нет! - и полицейские, еще меньше знающие закон, выполняли требования председателя и выносили, в том числе в столице нашей Родины, в Москве. Вы понимаете, до чего мы с вами дожили?! Ну, получается, что я тогда должен взять отряд Николая Щорса и прийти с саблями наголо, чтобы обеспечивать объективность подсчёта, так, что ли?! По моему мнению, аргументация комитета вообще не выдерживает никакой критики, потому что в данной ситуации обеспечить объективность подсчёта невозможно. Кроме того, к сожалению, уважаемый прокурор не знает, что в избирательном законодательстве, в базовом законе "Об основных гарантиях избирательных прав...", установлена прямая обязанность прокурора, работников суда круглосуточно находиться на месте и иметь дежурного прокурора, следователя. К сожалению, такая его свободная трактовка даже законодателями приводит к тому, о чём говорил коллега Диденко, - что вы никого найти не сможете. Я и из ванной вытаскивал высших должностных лиц региона, чтобы они правосудие вершили! Мне кажется, что если мы за объективность, если мы за то, чтобы люди верили в выборы, а не в силу автомата, то мы должны обеспечить прозрачность избирательного процесса. Если мы хотим стимулировать участие партий в выборах, то надо деньги платить только за объективно полученные голоса, а не давать необоснованно деньги за неполученные голоса. Кроме того, почему мы не доверяем вышестоящей комиссии? Мы же предлагаем, что члена комиссии, кроме суда, может отстранить вышестоящая комиссия, но для этого нужны основания, а не просто заявления типа "вы мне не понравились", как это зачастую бывает. Вот смотрите, только в Ростовской области... Извините, может, я повторюсь, но вам не я, "Вести 24" показали! Вот Чечню пинают, что там незаконно, а в Ростовской области 146 процентов явка на выборах, вам это показали "Вести 24", завесив экран с результатами голосования. Как это получается? А получается так: на самом деле ввели данные и даже первичные протоколы сфальсифицировали, а результат не устроил, тогда начали переписывать, переделывать, но ГАС "Выборы" - машина-дура, она уже зафиксировала 100 процентов, поэтому когда 46 процентов перерисовываются и делается второй ввод, явка в результате получается 146 процентов. Понимаете, да? Но где же объективность? А когда начинают сверять протоколы, получается: в городе Шахты 18 тысяч приписано, в городе Батайске 7,5 тысячи приписано, в городе Новошахтинске 5 тысяч приписано, и я могу так продолжать далее. Вы понимаете, на тысячи счёт идёт, а умножьте на 50 рублей - получается, идёт воровство бюджетных денег! Мы в законопроекте предлагаем простую, понятную норму: запретить произвол участковой избирательной комиссии. Я считаю, что это будет первичная мера, которая позволит вернуть доверие к комиссии и, естественно, к результатам выборов. Призываю всех быть внимательными и под командой Раисы Васильевны проголосовать за принятие нашего закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Романович Александр Леонидович. РОМАНОВИЧ А. Л., ФРАКЦИЯ "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уже добрый вечер! Я приношу свои извинения, что задерживаю вас в пятницу, в свободное время, уже после шести часов, но я обращаю внимание оставшихся в зале, что мы сегодня обсуждаем чрезвычайно важное предложение, тем более в преддверии тех событий, которые предстоят в ближайшее лето. Летом об этом никто думать не будет, а вот 8 сентября всё это возникнет. Мои коллеги, которые сегодня находились здесь, в зале, уже достаточно много сказали и привели много примеров и в пользу одной позиции, и в пользу другой. Я сегодня просто восхищён Владимиром Александровичем: ему довелось по многим законам выступать, защищать позицию комитета, но, к сожалению по логике, будем так говорить, очень трудно защищать позицию, которую сейчас вы высказали. Я вам расскажу об одном случае, который произошёл 4 декабря, на прошлых выборах, и закончилась эта история в апреле этого года, она касается юридической стороны вопроса и осуждения человека на два года. На одном из участков в городе Ступино - я возглавляю московскую областную организацию партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - наш человек, руководитель местного отделения, депутат местного собрания, кандидат в депутаты областной Думы, присутствовал при подсчёте голосов. По решению председателя избирательной комиссии его рекомендовано было удалить из зала, где проходит голосование, и сказали, что есть решение избирательной комиссии. Это было сказано наряду, который там присутствовал, и этот наряд попытался выдворить его из зала. А он гвардеец, метр восемьдесят пять, офицер ФАПСИ бывший, милиционеры подошли к нему - ну, у нас сегодня полицейские небольшого роста, щупленькие такие - и попытались его вывести. Состоялась небольшая... ну, не потасовка - "обмен любезностями", его забрали в участок и выпустили на следующее утро. Коллеги, обращаю внимание, что законного решения избирательной комиссии не было. Почему? Потому что это решение подписали не все, кто должен был подписать. Потом в течение полутора лет шли суды, и он в суде доказал, что решения избирательной комиссии не было, и суд сказал, что не было решения, но решение суда о правонарушении, что он оказал сопротивление сотрудникам полиции при его выдворении с этого участка, осталось. Закончилось это дело тем, что человека с хорошей репутацией, правда репутацией оппозиционера в Ступинском районе, где руководит господин Челпан двадцать лет, где всё продали, что могли продать, осуждают на два года - он подполковник запаса, трое детей, жена беременная, на девятом месяце, - и это всё спокойно проходит. Вот вам результат того, о чём мы сегодня говорим! Коллеги, задумайтесь об этом!.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РОМАНОВИЧ А. Л. Да, Анатолий - наш человек. Вот, пожалуйста, к чему приведёт то, о чём мы сегодня говорим. Коллеги, задумайтесь очень серьёзно! Больше того, депутата Государственной Думы могут вывести из зала для голосования по решению председателя участковой избирательной комиссии, случаи такие были. Ко мне подходили и спрашивали: "А вы кто?" - "Я депутат Государственной Думы, вот выборы идут". - "Вы знаете, вы покиньте, пожалуйста, помещение или принесите бумагу, что вы наблюдатель от такой-то партии". И я выходил, приносил бумагу, что я наблюдатель от такой-то партии. Коллеги, это действительность, которая 8 сентября повторится однозначно. Я сегодня призываю всех, кто остался в этом зале, у вас есть возможность проголосовать за тех, кто здесь не присутствует... Прошу вас, задумайтесь, вспомните нашего коллегу - он был депутатом, его убрали из депутатов, у него жена на четвёртом месяце беременности, он бывший подполковник ФАПСИ, и он пострадал именно потому, о чём вы говорили: решение приняли, потом признали, что решение незаконное, а он сидит два года! От имени фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", от имени парламентской, подчёркиваю, оппозиции, аргументированно сегодня доказавшей, что это неправильно, это несправедливо, обращаюсь к вам, дорогие мои: проголосуйте за то предложение, которое сделали наши ребята. Спасибо большое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Леонидович. Представитель президента? Правительства? Микрофон депутату Корниенко включите для заключительного слова. КОРНИЕНКО А. В. Уважаемые коллеги-депутаты из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вот перед вами выступили представители всех оппозиционных партий, представленных в Государственной Думе, и призвали вас поддержать нашу законодательную инициативу, поддержать и устранить проблемы в избирательном законодательстве, с которыми сталкиваются пока что представители оппозиционных партий. Но, уважаемые коллеги, я думаю, что именно представителям "ЕДИНОЙ РОССИИ" с такой проблемой, вполне вероятно, придётся столкнуться на выборах 2016 года, когда в противовес им пойдёт партия политическая под названием "Народный фронт". Чтобы этого не произошло, поддержите нас сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимиру Александровичу Поневежскому включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемые коллеги, знаете, благими желаниями что вымощено? Вы всё это понимаете прекрасно, но вы предлагаете создать норму закона, которая работать в действительности не будет, это будет мёртвая норма. Вы предлагаете срывать выборный процесс на тех участках, на которых вы посчитаете нужным. Почему? Ну вы представьте: идут выборы, кто-то из перечисленных лиц нарушает выборный процесс, - значит, его нужно удалить, а для этого необходимо составить протокол, обратиться в суд, чтобы суд принял решение, но ведь выборы уже пройдут! И на этом участке они будут сорваны только из-за того, что вы считаете, что вам вот таким образом нужно поступить. Ведь все действия избирательной комиссии, я уже говорил, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, в суд, который примет решение, поэтому то, что вы предлагаете, мало того что вредно для выборов, так это ещё и работать не будет! Теперь я хочу Николаю Васильевичу сказать. Николай Васильевич, в течение длительного периода моей прокурорской деятельности я неоднократно участвовал в выборном процессе, естественно, в качестве прокурора, который осуществляет надзор за законностью на выборах, и абсолютно неправда - и вот Эрнест Абдулович может подтвердить это, - что прокуроров вы не найдёте по специальному... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Вот Юрий Петрович, ваш коллега, тоже подтвердит то, что приказами генерального прокурора и прокурора субъекта назначаются дежурные, которые объезжают все участки, и прокурор субъекта сутки находится на рабочем месте, прокурор района также, и всегда принимаются все заявления. Вы просто голову морочите, и всё, это абсолютно неправда! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Нет, я имею в виду то, что вы и ваши коллеги говорят о том, что прокуратура не участвует в осуществлении надзора за выборами. Таким образом, уважаемые коллеги, я ещё раз говорю, что Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает данный законопроект и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение закончено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 27 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел.54,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 10383-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке отстранения членов участковой избирательной комиссии от участия в её работе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, в связи с отсутствием докладчика от имени фракции прошу перенести на завтра вопросы 33 и 34 повестки дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Анатолий Евгеньевич Локоть предлагает вопросы 33 и 34 рассмотреть завтра. Не возражаем?