Заседание № 105
О проекте федерального закона № 103802-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статью 20.2-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения предмета правового регулирования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
41-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статью 20.2-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Александрович Агеев. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Агееву. АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, уважаемый Сергей Евгеньевич! Год назад Федеральным законом от 8 июня 2012 года "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в действующее законодательство были внесены изменения, резко ужесточающие порядок проведения практически любых относительно крупных публичных мероприятий. Кроме того, было введено понятие организации массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах и ряд существенных ограничений по осуществлению подобного массового пребывания людей. В категорию такого массового одновременного пребывания граждан с лёгкостью попадают и свадьбы, и праздники, и даже проведение публичных религиозных обрядов и церемоний, например таких, как крестный ход или общий молебен. В случае если на них не будет получено соответствующее разрешение или будут нарушены новые условия их проведения, то на организатора - весьма вероятно, на Русскую православную церковь как на общественную организацию - может быть наложен штраф от 200 до 300 тысяч рублей. Если же виновным посчитают конкретного служителя церкви, то штраф гуманнее, от 10 до 20 тысяч рублей, или пятьдесят часов общественных работ. Если во время крестного хода будет случайно задет один из пешеходов или автомобиль, то штраф могут выписать уже более серьёзный: служителю церкви - от 150 до 300 тысяч, РПЦ - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Ярким примером может служить крестный ход в городе Волгограде в период майских праздников: митрополит Волгоградский и Камышинский Герман проводит крестный ход с выходом на знаменитую волгоградскую лестницу, выходящую на набережную, этот крестный ход выходит за рамки территории, установленной законом № 125-ФЗ, - неужели в этом случае церковь должна согласовывать с органами власти всеобщий молебен и крестный ход в соответствии с законом о митингах и шествиях? В этой связи настоящим законопроектом предлагается ввести в законодательство норму, исключающую попадание в категорию публичных мероприятий и под понятие нарушения организации массового одновременного пребывания граждан действий юридических лиц и граждан, совершаемых ими при отправлении религиозных обрядов и церемоний в порядке, предусмотренном законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". На прошлой неделе правительством был внесён законопроект, который уточняет именно места возможного проведения таких молебнов и крестных ходов, то есть где общественные организации, религиозные организации, церковь это могут проводить, но в то же время не решает все вопросы, поэтому прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. Включите на рабочем месте микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С учётом того, что автор законопроекта выступал с места, я сделаю это так же. Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 1 Федерального закона - обращаю на это внимание - "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" частью 3, согласно которой положения указанного закона не распространяются на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных обрядов и церемоний в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". Понимая обеспокоенность, которую Александр Александрович сейчас обозначил, приведя конкретные примеры, позвольте отметить, что в соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", таким образом, внесение указанного изменения представляется излишним. В пункте 2 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" определены места, где беспрепятственно совершаются богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, пунктами 3 и 4 указанной статьи определены места, в которых богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут совершаться. То есть места, где они беспрепятственно совершаются и где они могут совершаться, определены. При этом пункт 5 статьи устанавливает, что в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, что, по мнению комитета, является обоснованным, так как преследует цели обеспечения безопасности и правопорядка при их проведении. Внесение изменения, предусмотренного статьёй 2 законопроекта, исключит возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц и граждан в случае, если при проведении ими религиозных обрядов и церемоний их действия повлекли нарушение общественного порядка, санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи, причинение вреда зелёным насаждениям, создание помех движению пешеходов или транспортных средств, поэтому указанная новелла комитетом не поддерживается. Я думаю, уважаемые коллеги, если мы займём иную позицию, если будет иная практика, то может возникнуть достаточно большое число произвольных случаев, случаев злоупотребления правом. Таким образом, данный законопроект, при всём уважении к Александру Александровичу, члену нашего комитета, - мы думаем, он нас поймёт, - мы предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Владимир Николаевич, правильно ли я понимаю, что если законопроект, о котором сейчас говорил Агеев, не будет принят, то тогда в отношении граждан, которые выходят на такой известный праздник, как, например, Курбан-байрам, - а в Москве десятки тысяч людей выходят - будут применены нашей полицией те меры, которые предусмотрены законом о митингах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. В связи с проведением религиозных праздников, тем более массовых религиозных праздников, несомненно, должны определяться места, где беспрепятственно могут совершаться богослужение, другие религиозные обряды и церемонии (я повторяю часть доклада), таким образом, лица, участвующие в пасхальном крестном ходе, в том празднике, о котором вы сказали, к ответственности в этой части не привлекаются. Вместе с тем хотел бы обратить внимание, что если будут иметь место другие нарушения, то, конечно же, общество и государство имеют право требовать соблюдения правил, устанавливающих места, в которых могут проводиться такие церемонии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Ярослав Евгеньевич Нилов. Выступление от фракции. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемые депутаты, уважаемый Сергей Евгеньевич!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич, одну секунду. Мы закончим обсуждение этого вопроса и после этого приступим к голосованию. Нет возражений? Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Я хочу внести некоторую ясность в такую деликатную тему. Действительно, в Москве периодически случаются народные недовольства, и уже в Верховном Суде рассматривались дела относительно того, что подпадает под публичные мероприятия, а что не подпадает. В прошлую пятницу в Государственную Думу поступил проект закона, который чётко и ясно регламентирует, о проведении соответствующего религиозного мероприятия в каких местах не нужно уведомлять. Беспрепятственно совершаются религиозные обряды и церемонии в зданиях (помещениях), которые принадлежат религиозным организациям на праве собственности или предоставлены им на правах аренды, либо на территории организаций, которые созданы религиозными организациями, в крематориях и на кладбищах, в остальных случаях уведомительный порядок обязателен. Когда Русская православная церковь проводит крестный ход, тоже проводятся согласовательные процедуры. Это всё делается в интересах безопасности как участников, так и неучастников, именно для этого и были внесены соответствующие изменения в закон "О свободе совести...". То, что предлагает уважаемый автор законопроекта, является достаточно опасной вещью. Дело в том, что у нас в стране сегодня зарегистрировано порядка 25 тысяч разных религиозных организаций, 60 процентов из них принадлежит Русской православной церкви, но у нас представлено порядка пятидесяти конфессий, и если ваш закон в таком виде будет принят, то, когда завтра, например, какая-нибудь религиозная организация, которую юридически неграмотно называют тоталитарной сектой, выйдет для проведения религиозного обряда, церемонии к стенам Государственной Думы, мы не сможем ничего сказать, - это не будет нарушением данного закона. Сегодня все организации, которые официально действуют, согласуют свои действия с местными муниципальными властями, но если будут действовать нормы вашего закона, тогда они будут избавлены от этого и мы можем получить серьёзные общественные волнения. Кстати, поправки в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" были внесены после того, как одна из религиозных организаций, которая считается нетрадиционной в Российской Федерации, была привлечена в Республике Татарстан к административной ответственности за то, что они проводили свои мероприятия на арендованной территории. Не согласившись с таким решением, они пошли в местные суды, в республиканский суд, дошли до Верховного Суда, который встал на их защиту, только после этого были внесены правительством поправки в Государственную Думу, для того чтобы чётко и ясно обозначить, для проведения обрядов, церемоний и иных культовых мероприятий в каких местах не нужно согласовательных процедур. То, что предлагаете вы, может быть, было бы правильным, если бы у нас действовало несколько традиционных религиозных организаций, а у нас их сегодня 25 тысяч, представлено пятьдесят разных конфессий, в том числе и те организации, которые в народе считаются сектами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Александрович Агеев, будете выступать? Нет. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать спасибо нашему коллеге Ярославу Евгеньевичу Нилову за столь существенное и предметное дополнение, которое позволяет аргументировать позицию комитета по отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статью 20.2-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 15 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 61 чел. Не голосовало 389 чел.86,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 99
О проекте федерального закона № 103802-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статью 20.2-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения предмета правового регулирования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я прошу 14-й вопрос снять с повестки дня, поскольку докладчик болен.
Коллега Емельянов предложил пункт 14 снять с повестки дня в связи с болезнью докладчика. Нет возражений? Нет. Принимается.