Заседание № 295
О проекте федерального закона № 1036398-6 "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола № 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола № 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
52-й вопрос, проект федерального закона - длинное название, но всё-таки надо зачитать полностью - "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола № 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола № 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны". Докладывает Алексей Евгеньевич Лихачёв. Алексей Евгеньевич, я думаю, ваш доклад будет короче, чем название законопроекта. ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемые Сергей Евгеньевич, депутаты Государственной Думы! Такой законопроект с действительно длинным названием о ратификации первого для Евразийского союза соглашения о зоне свободной торговли правительство выносит на ваше рассмотрение. Оба протокола крайне важны, являются неотъемлемыми частями соглашения, формируют взаимные обязательства Евразийского союза и Социалистической Республики Вьетнам. Вьетнам исторически является одним из ключевых торгово-экономических партнёров и Советского Союза, и России в Юго-Восточной Азии. В 2015 году Вьетнам вернул себе лидерство в торговле с Россией среди стран АСЕАН - в 2014 году он уступил Сингапуру и Таиланду, однако теперь уже треть российского экспорта и примерно столько же импорта в торговле с Юго-Восточной Азией приходится на Вьетнам. Вы знаете, что динамика общих показателей мировой торговли, российской торговли в прошлом году и в начале этого отрицательная, тем не менее товарооборот с Вьетнамом увеличился на 4 процента в прошлом году, причём показатель роста российского экспорта в долларовом счёте составил почти 27 процентов. В январе-феврале 2016 года сохранялась положительная динамика товарооборота, объём экспорта увеличился почти на 18 процентов. Также необходимо отметить положительный характер товарной структуры российского экспорта: на промышленную продукцию высокой степени переработки приходится 76,5 процента, на машинооборудование - 62,7 процента, на минеральные продукты - 12,6 процента, на продукцию химической промышленности - практически 7 процентов. Соглашением создаётся зона свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом. В рамках ЗСТ будут постепенно сокращаться или обнуляться сразу же после вступления соглашения в силу ставки ввозных таможенных пошлин по всей номенклатуре товаров сторон, за исключением чувствительных товаров. Такие товары содержатся примерно в тысяче тарифных линий каждой из сторон. Евразийский союз сохраняет за собой ставки по таким товарам, как мясо, сахар, отдельные виды продукции лёгкой промышленности (кожаная обувь, пальто, костюмы), трубы, автомобили, при этом по отдельным видам товаров, по которым будет происходить снижение пошлины, мы сохраняем возможность возвращаться к ставке РНБ, если будет наблюдаться существенный, "опасный" рост импорта из Вьетнама (слово "опасный", естественно, в кавычках). В этом случае могут быть применены защитные меры, установлены специальным триггерным механизмом ставки действующего единого таможенного тарифа. Кроме того, соглашение устанавливает национальный режим торговли товарами: в отношении российских товаров на внутреннем рынке Вьетнама будут применяться такие же налоги и правила оборота, которые применяются в отношении вьетнамских отечественных товаров. Устанавливаются обязательства сторон по неприменению количественных ограничений и дополнительные инструменты транспарентности при применении санитарных, фитосанитарных мер, мер технического регулирования и таможенного администрирования. Соглашением устанавливается критерий происхождения товаров для исключения возможности использования соглашения товаропроизводителями третьих стран. С точки зрения развития интеграции на пространстве Евразийского союза соглашение создаёт позитивный прецедент для всего союза и будет способствовать как укреплению позиции ЕАЭС на международной арене как самостоятельного субъекта международного права, так и укреплению интеграции на пространстве Евразийского союза. Необходимо особо отметить, что соглашение содержит в себе не только правила по вопросам, которые решаются на национальном уровне, но и двусторонние обязательства России и Вьетнама. В двустороннем формате Россия и Вьетнам договорились по дополнительным обязательствам в области торговли услугами, учреждения компаний и осуществления иных видов инвестиций. В соответствии с двусторонними договорённостями стороны не будут применять ограничения по доступу на рынок услуг и инвестиций, а учреждённым компаниям и поставщикам будет предоставляться по общему правилу национальный режим. По отдельным секторам нам удалось договориться с вьетнамской стороной о предоставлении российским поставщикам услуг и инвестиций более благоприятных условий, чем вьетнамцы предоставляют партнёрам по другим соглашениям. Тем не менее стороны сохраняют за собой право применения некоторых ограничений в этой сфере. Так, Российская Федерация сохраняет все ограничения, связанные с реализацией федерального закона о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические отрасли. Всё это создаёт предсказуемую и понятную среду для осуществления соответствующих видов деятельности на рынках Евразийского союза и Вьетнама. Кроме того, стороны приняли на себя дополнительные обязательства по защите инвестиций. Имущество инвесторов может быть экспроприировано только при условии соблюдения соответствующей недискриминационной процедуры и выплаты абсолютно адекватной компенсации ущерба. Объём преференциальных выгод и преимуществ от достигнутых обязательств в данной сфере прямо зависит от того, как российский бизнес, наши предприятия воспользуются открывающимся вьетнамским рынком. В целом мы видим очень большой потенциал для реализации и крупных проектов, и проектов малого и среднего предпринимательства. Но это не единственное преимущество соглашения. Неотъемлемой частью единого пакета договорённостей по соглашению является также реализация крупных инвестиционных проектов - плод работы группы высокого уровня, возглавляемой министрами промышленности России и Вьетнама. Данной рабочей группой отобрано и реализуется около двадцати проектов, мы оцениваем свой интерес по ним в 10 миллиардов долларов, эти проекты позволят фактически в 4 раза увеличить взаимные инвестиции в экономики наших стран. В заключение хотелось бы сказать, что соглашение с Вьетнамом является беспрецедентным и уникальным по сравнению с ранее заключенными Российской Федерацией соглашениями о свободной торговле, во-первых, по субъектному охвату участников (сюда входят все страны Евразийского экономического союза), во-вторых, по предметам регулирования. Ратификация запустит механизмы реализации наших торгово-экономических отношений с Вьетнамом и позволит нам более активно выходить на азиатско-тихоокеанский рынок с учётом как многочисленных зон свободной торговли внутри АСЕАН, так и формируемого Транстихоокеанского партнёрства. И конечно же, мы будем наращивать вот эту мышцу - позиционирование Евразийского союза на международной экономической арене: впереди работа над соответствующими соглашениями с Израилем, с Египтом, принято решение о создании соглашения о торгово-экономическом партнёрстве с Китайской Народной Республикой, идёт большая работа по формированию экономического партнёрства на пространстве ШОС. Результаты и, собственно, сама работа над соглашением активнейшим образом обсуждались с предпринимательским сообществом, с экспертами ведущих российских вузов. Надеемся на успешную реализацию соглашения в случае вашей ратификации. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Сергей Павлович Кузин. КУЗИН С. П. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Начну с того, что соглашение и протоколы к нему соответствуют Конституции Российской Федерации, общепринятым принципам и нормам международного права, федеральным конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе. Как уже сказал Алексей Евгеньевич, соглашение создаёт зону свободной торговли между Евразийским экономическим союзом, государствами - членами ЕАЭС и Вьетнамом. Соглашение будет способствовать росту взаимного товарооборота, укреплению торгово-экономических связей между его участниками, позволит решить задачу включения союза в интеграционное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона. Соглашение либерализует торговлю между государствами - членами ЕАЭС и Вьетнамом не только товарами, что важно, но и услугами, при этом российским и вьетнамским инвесторам в соответствии с соглашением предоставлены гарантии от экспроприации их инвестиций и возможность защищать свои права в рамках международного арбитража. Реализация российской стороной данного соглашения и протоколов к нему не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Необходимо также заметить, что выполнение российской стороной положений соглашения и протоколов не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения иных актов федерального законодательства. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа, в подборке соответствующих материалов имеются положительные заключения нашего соисполнителя - Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Исходя из изложенного Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутое соглашение и протоколы. Чтобы не выступать ещё раз, скажу, что фракция рассматривала этот вопрос и также поддерживает ратификацию. Просим поддержать ратификацию соглашения и протоколов к нему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Евгеньевич, вы в докладе сказали, что мы хотим через Вьетнам и на тихоокеанское содружество выйти. Ну на самом деле эксперты, которые знакомы с черновиками (они сейчас засекречены), говорят, что там содержатся параграфы, резко сужающие возможности сотрудничества с другими странами без согласования, в частности, с американцами. Не приведёт ли?.. Мы поддерживаем эту ратификацию, но скажите: вы-то знакомы хотя бы с черновиками этих тихоокеанских соглашений? ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое, Николай Васильевич, за вопрос. Мы не только с черновиками, мы и с соглашением знакомы. Оно опубликовано достаточно давно, находится в официальной стадии ратификации, в том числе во Вьетнаме проходит ратификационные процедуры - они немножко затормозились в связи с грядущим избранием вьетнамского парламента, если вы знаете, - а одна из стран, например, вообще его уже ратифицировала, одна из стран - членов TТП. В чём действительно таится для нас, ну, если не угроза, то определённый риск, вызов, если хотите, от создания Транстихоокеанского партнёрства? Пока, вообще говоря, это зона свободной торговли с ещё более отложенными переходными периодами, с ещё более длительными имплементационными периодами по снижению пошлины, но там действительно есть определённые, так скажем, закладки на дополнительные переговоры по гармонизации отношений в сфере технического регулирования, фитосанитарных норм, таможенного администрирования, стандартов госзакупок, экологических, социальных стандартов. Наше заседание проходит в открытом формате, поэтому, к сожалению, есть определённые ограничения, но могу сказать, что у стран - членов Транстихоокеанского партнёрства разное к этому отношение; кое-кто говорит: заложено-то заложено, но мы не торопимся разговаривать; хотя, видимо, целый ряд партнёров и в первую очередь команда НАФТА будут подталкивать их к этим переговорам. Что мы делаем, чтобы быть в курсе? Мы уже наладили конструктивный диалог с вьетнамской стороной, с сингапурской стороной, чтобы нас информировали, чтобы мы понимали, какие процессы дальнейшей гармонизации в рамках ТТП будут происходить. В закрытом формате мы готовы это с вами обсудить, там действительно есть интересные вызовы. Однако мы не будем ограничиваться только наблюдением за этим. Мы работаем над своим торговым блоком, и переговоры, которые идут сегодня на пространстве ШОС, я считаю наиболее перспективными: здесь и вся Центральная Азия, здесь наши друзья из Китайской Народной Республики, на пороге ШОС стоят Индия и Пакистан. Мне кажется, что этот торговый блок будет столь же влиятелен в построении новой глобальной торговой системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Евграфович Шудегов. Микрофон включите. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю министерства. Для реализации подобного соглашения - я бы сказал, всеобъемлющего, - безусловно, понадобятся кадры, а впереди ещё строительство там атомной электростанции. В связи с этим между нашими государствами было подписано соглашение об открытии российско-вьетнамского университета, а затем филиала этого университета во Вьетнаме. На заседании профильного комитета был задан вопрос, на какой стадии находится реализация этого соглашения. В принципе до сих пор никаких данных у нас по этому вопросу нет. ЛИХАЧЁВ А. Е. Действительно, работа над реализацией этого проекта идёт. Занимается этим Министерство образования и науки. Формально университет ещё не начал свою деятельность, тем не менее мы ежегодно обучаем весьма большое количество вьетнамских студентов на государственных стипендиях, по-моему около шестисот человек. Всего, если мне не изменяет память, около 4 тысяч вьетнамских студентов учатся в Российской Федерации за наш счёт. С прошлого учебного года также организованы специальные учебные места для молодых людей, выбравших для изучения сферу атомной промышленности. Ежегодно семьдесят человек вьетнамская сторона направляет для получения специальностей, связанных с ядерными технологиями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Владимир Владимирович Сысоев, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Сергей Евгеньевич, у меня вопрос был. Можно я вопрос задам? Я руку тянул, может, вы не увидели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну задайте. СЫСОЕВ В. В. Алексей Евгеньевич, надеяться на серьёзность вьетнамских инвестиций в Российскую Федерацию, конечно, не приходится. Наверное, всё сведётся к обычной торговле ширпотребом, которая уже давно идёт в России. Вы в своём выступлении затронули вопрос защиты инвестиций. Сегодня основной сферой сотрудничества российских компаний и предприятий Социалистической Республики Вьетнам является энергетика. Мы знаем, что там есть крупные проекты и совместные предприятия по разработке нефтяных и газовых месторождений. Компания "Роснефть" достаточно активно туда вошла, вкладывает большие средства в разработку нефтегазовых месторождений. Но не получится ли так, что там тоже поменяется власть, как поменялась в Ираке, в Ливии, и мы снова потеряем вложения? Вот каким образом мы планируем защищать вложения, которые делает, в частности, государственная нефтяная компания, чтобы не получилось так, что средства, которые мы могли бы вложить в российские месторождения, а вложили во вьетнамские, мы со временем просто потеряем? ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо за вопрос. Владимир Владимирович, всё-таки я высказал бы такую точку зрения: у нас равновесное соотношение инвестиций, даже немножко в нашу пользу. Мы фиксируем 2 миллиарда инвестиций, вложенных в экономику Вьетнама, и 2,5 миллиарда долларов, вложенных вьетнамцами в наши энергетические проекты: они активно в них участвуют. Конечно же, юридические механизмы весьма важны в этом соглашении в плане защиты инвестиций, вы абсолютно правы, с этим нельзя не согласиться. К тому же важную роль здесь играет политическая составляющая. Вот та преемственность, которая организована при практически полной смене руководства Вьетнама, за исключением генсека компартии, нас устраивает, продолжаются контакты. Мне кажется, что во Вьетнаме мы меньше всего подвергаем свои инвестиции именно политическим рискам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я постараюсь коротко. Конечно, мы приветствуем подписание данного соглашения, потому что недооценивать Вьетнам нельзя. Это небольшая территория - поглядите на карту - узенькая полоска, а население там уже 100 миллионов человек, то есть скоро будет практически сопоставимо с населением нашей страны. Самое главное, что во Вьетнаме к нам действительно очень хорошо относятся, нас там любят, помнят нашу помощь, и даже преференции в лёгкой, в текстильной промышленности, которые дали Соединённые Штаты, не сильно поменяли, так сказать, их ориентацию. Единственное, что может омрачить наши отношения с Вьетнамом, - это необходимость делать выбор, потому что у Вьетнама есть территориальные споры с Китаем. В нашей истории уже была подобная ситуация, когда мы выбирали, кого мы поддерживаем, Индию или Китай, и это наложило отпечаток и на торговые, и на политические отношения. Так что ещё раз говорю, Вьетнам в этом отношении... Вот даже предприятие "Вьетсовпетро" даёт больше доходов в бюджет - читал об этом в прессе, - чем многие наши государственные предприятия, которые полностью принадлежат государству, но почему-то больше внимания уделяют выплате дивидендов своим акционерам, чем выплате налогов в бюджет. И последнее, уважаемый Сергей Евгеньевич. Я думаю, что, когда приезжают вьетнамские делегации... Вот я недавно встречал по просьбе управления международного сотрудничества вьетнамскую делегацию - знаете, как говорится, встречают их по одёжке. Ну нехорошо, когда стоит вьетнамская делегация и не приглашают их пройти посидеть, пока таможенники всё оформят, и стоят они все как не знаю кто. Они к нам гораздо лучше относятся, когда мы к ним прилетаем, там все эти таможенные процедуры проходят на ура. Здесь, я думаю, надо как-то наладить работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Евгеньевич, будете ещё раз выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
52-й вопрос, проект федерального закона с очень длинным названием, один раз я зачитал его полностью, сейчас зачитаю только начало: "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 25 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Закон принят.