Заседание № 337

26.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1036249-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1465 по 1514 из 6149
Переходим к рассмотрению вопросов повестки. Блок "Законопроекты,                
рассматриваемые в третьем чтении". 3-й вопрос, о проекте федерального закона    
"О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской             
Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации), третье чтение.      
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников.                                   
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы с      
вами приняли во втором чтении 19 января этого года. Напомню, что законопроект   
разрабатывался в рамках приведения в соответствие положений законодательства    
и обновленной Конституции Российской Федерации, в частности статьи 79,          
которая закрепляет дополнительные гарантии верховенства основного закона и      
приоритета его действия.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, аналогичные изменения мы уже внесли в пять кодексов и в      
другие законодательные акты. Сейчас мы вносим изменения в Семейный кодекс,      
наряду с приоритетом Конституции говорим об основах правопорядка и              
нравственности. И продиктовано это тем, что сфера семейных отношений            
представляет собой особую часть предмета правового регулирования, где           
главенствуют всё-таки морально-нравственные начала.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, принятие закона будет способствовать защите прав и           
интересов граждан Российской Федерации и укрепит институт семьи. Комитет        
Государственной Думы по государственному строительству и законодательству       
просит вас, уважаемые коллеги, поддержать в третьем чтении данный               
законопроект. Все экспертизы проведены.                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки.                
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 335

19.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1036249-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1509 по 1600 из 4202
Уважаемые коллеги, мы переходим к рассмотрению 3-го вопроса повестки,           
законопроекту второго чтения "О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного   
кодекса Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской              
Федерации).                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников.                                   
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы продолжаем работу по       
внесению изменений и дополнений в российское законодательство в связи с         
обновлением Конституции Российской Федерации. Сегодня уже наш председатель      
сказал, что к сегодняшнему дню принят и вступил в силу 21 закон. Это            
означает, что мы уже внесли изменения и дополнения в целый блок                 
законодательных актов, в частности в 154 закона внесены поправки. Уже           
действует новый Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской   
Федерации", Федеральный закон "О Государственном Совете Российской              
Федерации". Из законопроектной деятельности работа перешла в исполнительную и   
судебную власть, идёт практическая работа в регионах и муниципальных            
образованиях.                                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, в поправке к основному закону наряду с другими              
изменениями установлены дополнительные гарантии верховенства и приоритета       
действия Конституции Российской Федерации на территории нашей страны при        
сохранении правовых позиций, направленных на уважение основных принципов        
международного права. Согласно статье 79 основного закона не соответствующие    
Конституции Российской Федерации международные договоры не подлежат введению    
в действие и применению, а решения межгосударственных органов, принятые на      
основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем   
Конституции России, не подлежат исполнению в Российской Федерации.              
                                                                                
Представленный законопроект направлен на приведение положений семейного         
законодательства в соответствие с основным законом. Напомню, что предлагается   
дополнить статью 6 Семейного кодекса нормой о том, что применение правил        
международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции, а        
также основам правопорядка и нравственности, не допускается. Аналогичные        
поправки, напомню, уже внесены в пять кодексов - в Гражданский кодекс,          
Уголовно-процессуальный, Арбитражный процессуальный, Гражданский                
процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства. Мы с вами    
эти поправки приняли, Совет Федерации их одобрил, и они уже вступили в силу.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ко второму чтению имеется одна таблица поправок, состоящая   
из двух небольших поправок - Николай Васильевич, вы почему-то обратили          
внимание на наш законопроект, - совсем небольших поправок, одна из них          
юридико-техническая, а другая касается вступления закона в силу, которое        
произойдёт со дня его опубликования.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, принятие закона будет способствовать защите прав и           
интересов российских граждан. Мы просим утвердить таблицу поправок № 1 и        
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок    
№ 1 (в ней две поправки)? Нет.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет просит поддержать         
таблицу.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              369 чел.82,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается единогласно.                                   
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации"     
(о приоритете Конституции Российской Федерации), 3-й вопрос нашей повестки.     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно: за - 388, против - нет,       
воздержавшихся нет.                                                             
                                                                                
Коллеги, поздравляю!                                                            

Заседание № 327

26.11.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1036249-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2427 по 2663 из 4065
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и   
165 Семейного кодекса Российской Федерации" (о приоритете Конституции           
Российской Федерации). Доклад официального представителя Президента             
Российской Федерации председателя Комитета по государственному строительству    
и законодательству Павла Владимировича Крашенинникова.                          
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., официальный представитель Президента Российской            
Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по государственному       
строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Немножко истории. Именно в    
нашей стране появились первый в мире Семейный кодекс - я хочу на это обратить   
внимание - и первый кодекс как форма законодательного акта, именно в нашем      
отечестве. Произошло это в сентябре 1918 года. Кроме идеологических             
рассуждений, в этом кодексе было три очень важных цели, три направления.        
Первое - это избавиться от беспорядочных половых связей, вызванных революцией   
и теорией стакана воды (если кто-то не знает, что это такое, можно почитать).   
Эта теория нанесла просто огромный ущерб обществу и государству, и, конечно,    
последствия отражались достаточно долго, несколько десятилетий. Второе - это    
уравнять правовое положение детей и в первую очередь упразднить такую           
унизительную категорию, как незаконнорождённые. Третье - вслед за декретом об   
отделении церкви от государства, конечно, в этом кодексе появилось очень        
много норм, посвящённых именно отобранию такой функции церкви, как              
регистрация актов гражданского состояния (это регистрация смерти, рождения,     
брака, имён и так далее). Этот кодекс просуществовал девять лет, потом были     
советские кодексы 1927 года и 1968 года, и уже с 1 марта 1996 года у нас        
действует наш российский Семейный кодекс, который был подготовлен на основе     
Конституции Российской Федерации, на основе Конвенции о правах ребёнка. На      
мой взгляд, действующий кодекс очень хороший, очень прилично подготовлен. Мне   
кажется, очень удачно то, что уже была ратифицирована Конвенция о правах        
ребёнка, и то, что готовился он вместе с Гражданским кодексом, здесь очень      
многие вопросы сделаны очень тщательно. На самом деле это один из немногих      
кодексов, которые не подвергаются постоянным изменениям.                        
                                                                                
Если говорить о развитии зарубежного семейного законодательства, то можно       
отметить две тенденции: первая - это детализация имущественных отношений и      
вторая - это расширение круга брачных отношений, круга лиц в первую очередь.    
Мы ещё к этому вернёмся, но я хочу сказать, что, как и Советский Союз,          
Российская Федерация является участником очень многих конвенций и               
международных договоров по семейному праву, и мы видим, что стало разным        
понимание семьи, брака и доступа к частной жизни. Принимая это во внимание,     
внеся поправки в основной закон Российской Федерации, сегодняшними              
изменениями в Семейный кодекс мы, несмотря на краткость этого закона, снимаем   
очень большую часть проблем, возникающих в этой сфере. Мы знаем, что у нас      
железного занавеса нет, границы открыты, семьи возникают, браки заключаются     
как между российскими гражданами, так и с иностранными, и вот стыковка нашего   
законодательства с национальными правопорядками других стран, конечно, очень    
важна.                                                                          
                                                                                
Хочу также обратить внимание на то, что у нас, как мы ни пытались ещё при       
подготовке Семейного кодекса и при подготовке Конституции, никак не             
получается определить, что такое "семья", выработать единое понятие для всех    
отраслей права. Это сделать невозможно, потому что, как вы знаете, есть         
полные семьи, классические семьи, есть какие-то другие отношения, например      
бабушка с внуком живёт, и так далее. Наше законодательство пришло к такой       
правовой категории, как "член семьи". У нас в жилищном законодательстве, в      
гражданском, в законодательстве о правах военнослужащих применяется такое       
понятие - например, "член семьи нанимателя", "член семьи военнослужащего",      
"член семьи погибшего военнослужащего", вот именно из этого мы исходим. То      
есть, коллеги, у нас в законодательстве нет понятия семьи, и мы считаем, что    
сделать его универсальным на данный момент невозможно. Что касается брака,      
здесь другая ситуация: у нас в Конституции появилось понятие брака как союза    
мужчины и женщины, эта норма была у нас в Семейном кодексе, теперь она у нас    
есть и в 73-й статье основного закона.                                          
                                                                                
Теперь, коллеги, при чём здесь этот законопроект. Мы говорим здесь как раз о    
приоритете нашей Конституции и о приоритете основных положений Конституции и    
основ правопорядка и нравственности над международными договорами. И в том,     
что касается стран, где, например, существует регистрация однополых браков,     
стран - участников римской Конвенции по защите прав человека и основных         
свобод, истолкование которой позволяет признавать вторые и третьи браки, мы в   
соответствии с этой нормой будем руководствоваться, безусловно, нашей           
Конституцией, будем руководствоваться именно российскими основами               
правопорядка и нравственности. В данном случае мы решаем эту проблему.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, новые конституционные нормы отражают ценности нашего         
общества, основанные на морально-нравственных началах, гарантируют их           
незыблемость, закрепляют приоритет государственной политики, приоритет семьи    
и детства, сохранение традиционных подходов. Мы полагаем, что этот              
законопроект не является техническим, он достаточно важен, и предлагаем         
поддержать его в первом чтении.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть желающие.    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Юрьевич.                                                      
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, вы отметили как одно из достижений советской      
власти в брачном законодательстве положение 1918 года о том, что церковь не     
вмешивается в дела, связанные с браком и семьёй. Известно, что сегодня есть     
силы, в том числе в Русской православной церкви, которые настаивают на том,     
чтобы данная ситуация была изменена. Вы по-прежнему считаете, что только        
гражданская регистрация означает создание новой семьи? И вы против или за то,   
чтобы в эти отношения вмешивались Русская православная церковь или              
организации каких-либо иных конфессий, распространённых на территории           
Российской Федерации?                                                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопросы. Игорь Юрьевич, я не говорил,    
что это положительно, я считаю, что это как раз нанесло огромный ущерб нашей    
стране. Декрет, о котором я сказал, который подготовили коллеги-юристы, я       
имею в виду Красикова и Рейснера, под руководством Владимира Ильича, нанёс      
просто огромный ущерб нашей стране. (Красиков, кстати, возглавлял эту           
комиссию.) Надо сказать, что, кроме того что функции церкви были переданы       
государству, было отобрано имущество (у всех конфессий без исключения),         
отобраны права юридического лица (у всех конфессий без исключения) и, как вы    
знаете, священнослужителей преследовали и просто физически уничтожали.          
                                                                                
На самом деле это, конечно, трагическая наша полоса. Я просто говорю о том,     
для чего принимался этот кодекс и какие цели он преследовал, - мы должны        
понимать, как развивалось наше законодательство. Я считаю, что эта история      
поистине, без преувеличения, очень трагическая, ну, мы все это знаем. Просто    
я рассказал, как у нас развивалось законодательство. За девять лет действия     
этого кодекса они этих целей достигли, да.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алимова Ольга Николаевна.                     
                                                                                
Подготовиться Куринному.                                                        
                                                                                
АЛИМОВА О. Н. Уважаемый Павел Владимирович, вот в период рекламной кампании,    
когда мы голосовали за поправки к Конституции, нас уверяли, что всё-таки        
будет приоритет международного права над российскими законами. Вот в            
предлагаемом законопроекте пресловутый приоритет как был, так и остался,        
добавили оговорки. Вот как трактуется: не допускается применение правил         
международных договоров, противоречащих Конституции, а также основам            
правопорядка и нравственности, такое противоречие может быть установлено в      
порядке, определённом федеральным и другим конституционным законом.             
                                                                                
Вопрос: были ли какие-то международные договоры, которые противоречат основам   
правопорядка и нравственности? Назовите, если такие были. И почему              
предполагается такая громоздкая конструкция с федеральным конституционным       
законом, а не выход из договора, если он противоречит основам правопорядка и    
нравственности?                                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопросы. Ну, я просто участвовал в подготовке,   
и мы все здесь участвовали и голосовали (ну, основная часть) за Конституцию,    
и граждане подтвердили, поддержали на общероссийском голосовании: мы в          
Конституции указали как раз на то, что у нас приоритет Конституции, а не        
международных договоров. У нас такой рекламной кампании не было. Наоборот, мы   
здесь говорили, что у нас приоритет именно основного закона.                    
                                                                                
Возникают ситуации, когда договор есть, но в истолковании возникают какие-то    
проблемы. Ну давайте мы, чтобы не общие какие-то истории обсуждать, а           
применительно к семейному праву, возьмём такой случай. У нас возможно же,       
чтобы дети рождались с помощью биологического материала, так ведь? И не         
только у нас - во всём мире. Но при этом у нас, например, это анонимно, а,      
допустим, в странах, с которыми мы заключили соответствующие договоры, есть     
норма, согласно которой ребёнок впоследствии, когда вырастет, имеет право       
знать всю эту информацию. Получается, это будет противоречить нашим основам     
нравственности, и мы, конечно, к этому будем относиться отрицательно, и эта     
часть истолкования, конечно, будет вступать в противоречие с нашим              
законодательством. Также, как я уже сказал в выступлении, наши основы           
нравственности не предполагают многожёнства и многозамужества, тогда как вот    
римская конвенция, например, в определённом истолковании уже достаточно часто   
применялась, признавали эти браки - мы, конечно, этого не можем признать.       
Именно поэтому делаются, вносятся вот такие нормы, которые именно в Семейном    
кодексе в том числе должны быть указаны.                                        
                                                                                
Теперь что касается другого федерального закона. Нет, там речь идёт о           
федеральном конституционном законе - это Федеральный конституционный закон "О   
Конституционном Суде Российской Федерации".                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Павел Владимирович, всё-таки понятие нравственности    
- это не юридическое понятие, в данном случае это оценочное понятие. Кто        
будет проводить эту самую оценку: соответствует нравственности, не              
соответствует, какая нравственность - там есть свои различия, в том числе и     
конфессиональные, вы это тоже прекрасно знаете, вот как понять? Вот то, что     
противоречит Конституции, - понятно, противоречит правопорядку - тоже           
более-менее понятно, а вот то, что противоречит нравственности, - не совсем     
понятно.                                                                        
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, вы знаете, в нашем законодательстве и в                 
законодательствах иностранных государств есть такие отсылки, мы можем в нашем   
законодательстве найти, например, так называемые антисоциальные сделки - в      
Гражданском кодексе, мы не можем всё поместить в Конституцию.                   
                                                                                
Знаете, вот когда готовилась Конституция, - помните, 1992 год, 1993 год? -      
про однополые браки... я просто представляю лица, там, Олега Емельяновича       
Кутафина и Юрия Хамзатовича Калмыкова - вот Вячеслав Викторович тоже многих     
знал, - я думаю, они просто побили бы за всякие такие предложения. В тот        
момент это было нереально, и в мире это было нереально, но сейчас мы видим,     
что такая история существует, и у нас со странами, где признаются вот эти       
самые браки, где они на самом деле есть, уже признаны, договоры тоже есть.      
Более того, вы даже, наверное, знаете, что были истории, когда в МФЦ были       
зарегистрированы... Привозили соответствующие документы, договоры - такие       
истории, к сожалению, были. Здесь мы эти вопросы снимаем.                       
                                                                                
Мы не можем, вот как я уже сказал, допустим, про многожёнство писать в          
Конституции. В Конституции наиболее часто упоминается семейная сфера - в 14     
статьях, это из 137, то есть почти в каждой десятой статье у нас упоминается    
тем или иным образом семья, - это здорово, но по всем вопросам, вот что         
касается биологического материала например, мы не можем детально всё указать.   
Мне кажется, что такая формула здесь специально сделана, и мы, конечно,         
сознательно пошли на это, прописали здесь, в отличие от других кодексов, что    
должны опираться не только на международные договоры, когда такие случаи        
возникают. По этому поводу есть несколько решений Конституционного Суда, это    
абсолютно правовая категория, которая есть и в законодательстве, и в судебной   
практике.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие? Нет.      
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента. Нет. Правительства? Нет.      
                                                                                
Павел Владимирович, заключительное слово? Всё уже сказал Павел Владимирович.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект               
федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодека     
Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации), 15-й     
вопрос повестки.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят единогласно.                                
                                                                                
Павел Владимирович, поздравляем вас! Видите - консенсус.