Заседание № 361

01.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1036076-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части совершенствования учёта общественного мнения при принятии решений по вопросам местного значения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7323 по 7463 из 8790
Пункт 65, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации" в части совершенствования учёта общественного мнения при принятии    
решений по вопросам местного значения".                                         
                                                                                
Олег Васильевич Шеин, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает усилить роль общественных   
слушаний и регламентировать их. На сегодняшний день мы хорошо знаем, как эти    
слушания проходят, - по действующим правилам администрация может послушать и    
сделать потом по-своему.                                                        
                                                                                
Первое, о чём мы говорим. Результаты общественных слушаний - это императив,     
они обязательны, и в своих последующих действиях администрация обязана ими      
руководствоваться. Если по ходу событий администрация или местный парламент     
будут полагать, что надо принять другое решение, соответственно, у них есть     
"сендеро луминосо", светлый путь, - провести новые слушания и постараться       
переубедить людей. Но не так, как сегодня, когда люди высказывают точку         
зрения по поводу застройки парковых зон, по поводу судьбы микрорайонов,         
кварталов, по поводу нерасходования местных финансов и ресурсов, по поводу      
того, каким должен быть общественный транспорт, а потом администрация их        
точку зрения выкидывает в мусорное ведро и заявляет: ну вот мы учли, приняли    
к сведению вашу точку зрения, но делать будем по-другому. Так вот, первое, о    
чём мы говорим, - это то, что итоги общественных слушаний должны быть           
императивом.                                                                    
                                                                                
Второе. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает правильным, чтобы сама            
инициатива проведения общественных слушаний, тоже как императив, то есть как    
некая данность, проистекала бы в том числе и от населения. Не только от         
местных депутатов, не только от местной администрации, но чтобы было так:       
если 0,1 процента граждан высказалась за то, чтобы провести слушания по той     
или иной повестке, то эти слушания обязательно должны быть. 0,1 процента, 1     
процент - это планка обсуждаема. Мы говорим о самом принципе, о том, что        
инициатива проведения общественных слушаний, причём обязательных с точки        
зрения их последующей организации, должна проистекать также и от людей,         
проживающих в соответствующих муниципальных образованиях.                       
                                                                                
И третья позиция, техническая, но важная. По законопроекту фракции              
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предполагается, что материалы слушаний публикуются не     
позднее чем за три дня до проведения этих слушаний и администрация извещает     
людей о том, что такого рода слушания будут осуществляться, не позднее чем за   
неделю до их проведения.                                                        
                                                                                
Мы обсуждали в этом зале историю с бюджетом участия, когда граждане принимают   
некое участие в обсуждении вопроса о том, как и где надо строить те или иные    
объекты по городам. Но мы видим, как эта система работает на практике, когда    
чиновничий аппарат сам определяет, какие объекты для этого народного            
обсуждения включать, а какие нет, и никаких юридических возможностей у людей    
включить тот двор или тот сквер, который они считают необходимым, сегодня не    
существует.                                                                     
                                                                                
В этом зале проговаривалась такая замечательная (в кавычках) вещь, как закон    
о территориях комплексного развития. И мы считаем необходимым, чтобы вопрос о   
территориях комплексного развития, по которому фактически предполагаются к      
изъятию дома людей... да, в отношении домов они ещё могут где-то пообсуждать,   
провести голосование, но, скажем, в отношении садовых участков, гаражных        
кооперативов это изъятие осуществляется уже автоматически, без всякого учёта    
мнения людей, проживающих, точнее, владеющих этими объектами. Мы считаем        
необходимым, чтобы предметом общественных слушаний, инициированных людьми,      
были в том числе и вот эти изъятия, чтобы люди сами решали, что, как, где и     
зачем в их городах будет строиться или осваиваться, что должно находиться       
там.                                                                            
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" данный законопроект внесла как один из главных    
для нас. В части муниципальных решений и местных решений, решений местного      
значения, мы полагаем, что вопрос публичности и открытости общественных         
слушаний и обязательности их решений для местной власти - это вопрос не         
процедуры, это вопрос того, кому принадлежит власть в нашей стране. По          
Конституции она принадлежит народу, и мы предлагаем сделать так, чтобы норма    
Конституции приобрела в том числе практический характер через российские        
законы.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад председателя Комитета по федеративному           
устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Николаевича Диденко. С    
места.                                                                          
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемый Олег Васильевич! Не так давно в этом    
зале была дискуссия относительно корректировки законодательства в части         
размещения на портале государственных услуг материалов публичных слушаний. Я    
в принципе там предметно обсуждал, уже говорил, что по Конституции власть       
действительно принадлежит многонациональному народу Российской Федерации,       
осуществляет он её непосредственно, а также через органы государственной        
власти и органы местного самоуправления. В местном самоуправлении есть форма    
осуществления местного самоуправления через представительные органы,            
исполнительные, которые формируются, там, через выборы или через конкурсные     
комиссии, и формы непосредственного осуществления, их довольно много, это       
такой довольно широкий набор, палитра вот всех этих механизмов. И выдёргивать   
какой-то один механизм, коим являются публичные слушания (один из самых         
популярных инструментов непосредственного осуществления местного                
самоуправления), - это рушить всё здание этих инструментов, это сложное         
здание, эту сложную конструкцию. Почему? Потому что все эти институты взаимно   
дополняют друг друга, различаясь по процедуре.                                  
                                                                                
Вот я приводил пример: институт выборов и институт отзыва должностного лица     
или депутата. У нас есть горячие головы, которые предлагают снять ограничения   
на отзыв: 50 процентов явка и 50 процентов голосов для принятия решения, с      
тем чтобы упростить процедуру отзыва депутата или главы муниципального          
образования. Но вот законодатели - наши предшественники, а до них наши          
отцы-основатели, светочи государственно-правовой науки ещё доимперского         
периода, говорили, что не может быть процедура отзыва проще или одинаковой с    
процедурой выборов, иначе после провозглашения результатов на следующий день    
начнётся продолжение выборов, вторая серия, то есть отзыв избранного главы      
или избранного депутата, инспирированный штабом проигравшей стороны. Ну это     
нелогично, и именно поэтому процедура отзыва отличается по требованиям и к      
явке, и к принятию решения (там квалифицированное большинство - 50 процентов    
плюс один голос).                                                               
                                                                                
То же самое и с публичными слушаниями. Есть у нас процедура принятия решения    
населением - местный референдум, это процедура принятия решения, оно            
обязательно публикуется и обязательно к исполнению представительным и           
исполнительным органам. Публичные слушания - это не процедура принятия          
решения, это консультационная процедура, на ней граждане должны обсуждать       
предложенные варианты решения, давать рекомендации, отзывы. А орган, который    
принимает эти рекомендации, уже должен определиться: или он учитывает их при    
принятии решения, или не учитывает. Вот если он учитывает предложения,          
поскольку они являются рекомендательными, то корректирует своё решение, не      
учитывает - у граждан появляется инструмент либо отозвать этого главу, либо     
ответить ему на очередных прямых выборах... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, пункт 65 нашего     
порядка работы.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.16,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.