Заседание № 358
О проекте федерального закона № 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации". Докладывает Максим Иванович Щаблыкин. ЩАБЛЫКИН М. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все экспертизы. Комитет просит его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 04 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 97 чел.21,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 357
О проекте федерального закона № 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках; принят в первом чтении 24 марта 2021 года с наименованием "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
28-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации". Докладывает Максим Иванович Щаблыкин. ЩАБЛЫКИН М. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается обеспечить возможность осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках. К законопроекту поступило шесть поправок, три из них рекомендованы к принятию, три - к отклонению. Комитет не принял поправки, которые поступили после истечения срока их принятия. Предлагается поддержать поправки из таблицы № 1 и отклонить - из таблицы № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 31 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 60 чел.13,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 58 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 21 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ЩАБЛЫКИН М. И. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу включить его в проект порядка работы на завтра, 19 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается. Прошу учесть.
Заседание № 348
О проекте федерального закона № 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации". Доклад Владислава Матусовича Резника. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, концепция предлагаемого вашему вниманию законопроекта состоит в обеспечении возможности осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках. Разрешите напомнить вам, коллеги, что наряду с рыболовством охота - это один из видов пользования животным миром, который является достоянием народов Российской Федерации, то есть государственной собственностью. Профильным Федеральным законом "О животном мире" закреплён один из основных принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира - это отделение права пользования животным миром от права пользования землёй, лесом и другими природными ресурсами. К сожалению, этот базовый принцип правового регулирования не всегда принимается во внимание при разработке отдельных норм смежного законодательства. Так, в 2016 году при совершенствовании Земельного кодекса в целях обеспечения рационального использования сельскохозяйственных земель был введён запрет любой деятельности на землях сельхозназначения в тридцатикилометровой зоне от границ населённых пунктов - ничем заниматься нельзя. Потом вспомнили, что надо всё-таки строить линии электропередачи, и сделали исключение для линейных объектов. Лично мне очевидно, что указанные изменения имели абсолютно правильную цель - предотвратить сокращение сельхозземель и никак не имели цели ограничить охоту на таких землях, поскольку охота не затрагивает ни сельскохозяйственное производство, ни целевое использование сельхозземель. Исторически в России, как и в других странах, где разрешена охота, на сельскохозяйственных землях, специально не огороженных от диких зверей, охота велась всегда. Однако в последнее время в судебной практике указанной нормой начали пользоваться для изъятия таких земель из охотничьих угодий, и начало складываться впечатление, что инициаторы таких судебных разбирательств планируют таким образом изменить места обитания охотничьих животных, - естественно, это невозможно. Аналогичная ситуация складывается и с зелёными зонами. При внесении в 2019 году в Лесной кодекс изменений, направленных на предотвращение вырубки защитных лесов, был введён запрет на осуществление охотхозяйственной деятельности на лесных участках зелёных зон. В отличие от лесов лесопарковых зон, то есть лесов, которые используются для рекреации, отдыха населения, леса зелёных зон выполняют функции защиты природных объектов, являясь, невзирая на все запреты, местом обитания диких животных. В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, что охотничий ресурс - это госсобственность, эффективное и рациональное использование которой возможно при условии управления популяциями на всей территории обитания диких животных. Охота как основной регулируемый вид деятельности в сфере охотничьего хозяйства не оказывает никакого влияния ни на площадь, ни на качество сельхозземель и не сказывается негативно на режиме лесопользования. Законопроектом предлагается устранить избыточные и необоснованные запреты на ведение охотничьего хозяйства на отдельных землях сельхозназначения и в лесах зелёных зон. Просьба поддержать. Спасибо, коллеги, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Владимировича Якубовского. ЯКУБОВСКИЙ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается обеспечить возможность осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках. Следует подчеркнуть, что земли сельскохозяйственного назначения, как и лесные участки, являются средой обитания диких животных. Отсутствие комплексных мероприятий в сфере охотничьего хозяйства на указанных территориях неминуемо будет вести к распространению заболеваний животных, нарушению баланса популяций, снижению биоразнообразия и неконтролируемому браконьерству. Охота как основной регулируемый вид деятельности в сфере охотничьего хозяйства не оказывает негативного влияния на окружающую среду и не может быть отнесена к интенсивной хозяйственной деятельности. При осуществлении охоты использование земельных и лесных участков осуществляется способами, которые не требуют проведения рекультивационных или лесовосстановительных мероприятий. Охота не оказывает негативного воздействия на режим лесопользования и на качественные характеристики сельскохозяйственных земель. Таким образом, действующие законодательные запреты на ведение охотхозяйственной деятельности на упомянутых земельных и лесных участках носят явно избыточный и необоснованный характер. Комитет поддерживает предлагаемую концепцию законопроекта. Законопроект поддержан профильными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минприроды России и Минсельхозом России. Подготовлен проект положительного официального отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект. С учётом изложенного прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я так понимаю, что комитет-соисполнитель - это Комитет по аграрным вопросам? У них другое мнение. ЯКУБОВСКИЙ А. В. Да, верно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда нам надо дать слово Кашину Владимиру Ивановичу, председателю комитета-соисполнителя. КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Наш комитет не поддержал данную законодательную инициативу, несмотря на то что мы уважаем авторов и сами являемся охотниками, причём с раннего возраста: у многих из нас детство проходило в лесной местности, лично у меня - в Мещёре, мы не понаслышке знаем, что это такое. Почему мы проголосовали против? Потому что в данном законопроекте многие вещи непонятны, не урегулированы. Если сейчас мы понимаем, что есть тридцатикилометровая зона, где нельзя охотиться, то завтра граждане могут выйти за пределы своего огорода или зайти на огород - а там уже охотники вовсю решают, так сказать, проблему охоты. То есть речь идёт о снятии вообще этого ограничения, а все мы понимаем, что охота является опасным видом деятельности, из года в год количество оружия у населения прибавляется, и количество смертельных случаев удваивается, и от гладкоствольного, и от нарезного оружия, и эти цифры тоже впечатляют. Понятно, что данный законопроект просто-напросто отодвигает приоритетность развития сельского хозяйства на сельскохозяйственных землях, попирает базовые основы Земельного кодекса. Мы знаем, на чём и как охотятся сегодня наши охотники, как срезают на вездеходах и так далее даже в зимний период, а зимы мы знаем, какие у нас бывают. Вот, например, поле озимых, которое принадлежит фермеру, или какому-нибудь институту, опытному хозяйству, или любому бизнесмену, находится в частной собственности, - теперь наши уважаемые авторы предлагают там вести охоту. Вот говорят, что 30 километров - это много. Но, извините, рядом, через 2 километра, лесные богатства, наша страна - самая большая лесная держава. Охотьтесь! У всех авторов море охотхозяйств - неужели недостаточно вам, как говорится, места для охоты? Приглашайте друг друга, если у вас есть время, но замахиваться на частную собственность нельзя. Конституционный Суд высказался против, Верховный Суд высказался против. Давайте тогда, если уж вы такие деятели и вам это очень нужно, ко второму чтению решать все эти вопросы. А так вы погрязнете в судебных исках. Если я являюсь собственником того или другого участка, почему вы там у меня должны вовсю решать свои охотничьи проблемы? Это не годится, это будет сшибка всегда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. БОРТКО В. В. Владислав Матусович, объясните, пожалуйста, мне, несведущему человеку, кого припёрло, почему вдруг неожиданно возникает сей законопроект? Что, собственно говоря, послужило стимулом для его внесения и дальнейшего принятия? Почему так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Попытаюсь ответить, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, на вопрос, кому припёрло. Дело в следующем. В 2016 году был принят этот запрет, сначала на него никто не обращал внимания, потому что никому в голову не приходило, что запрет заниматься какой-либо деятельностью на сельскохозяйственных землях может быть направлен на охоту, которая исторически всегда велась на сельскохозяйственных землях. Потом ретивым или внимательно читающим законы прокурорам пришла в голову мысль предъявлять соответствующие иски к охотпользователям, то есть к людям, заключившим охотпользовательское соглашение, и изымать из отведённых угодий земли сельхозназначения. Как вы понимаете, тридцатикилометровые зоны вокруг поселений - это территория практически всей Центральной России, и на таких землях в Центральной России или на Кавказе, в частности, охотиться будет невозможно. Значит, нельзя будет готовить специальные поля для выращивания соответствующих культур, чтобы звери задерживались на них, кормились там и так далее. Именно в связи с этим суды, до самого высокого уровня, стали рассматривать такие ситуации. При этом ссылки на Конституционный Суд или Верховный Суд, особенно на Конституционный Суд, несколько неточны, поскольку Конституционный Суд подтвердил единственное - то, что нормы закона об охоте, Земельного и Гражданского кодексов не противоречат нормам Конституции, а выявлять конкретные обстоятельства Конституционный Суд по каждому делу не стал. Вместе с тем, конечно, надо понимать, что возможен ущерб, два вида ущерба. Один вид ущерба связан с тем, что техника ездит по сельскохозяйственным угодьям и это, безусловно, наносит вред. Но это уже вопрос получения компенсации за соответствующий ущерб, который нанёс тот или иной гражданин, охотник или кто бы то ни было. И второй вид ущерба - это потравы. Но что касается потрав, то дикие животные не будут читать ни охотхозяйственное соглашение, ни иные документы, а будут жить там, где им лучше... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владислав Матусович, скажите, пожалуйста, будет ли действие этого закона распространяться на земли сельхозназначения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Будет ли с ними согласовываться, когда такие земли изымаются из оборота? Почему я спрашиваю? Потому что уже есть примеры, когда строятся базы, - и как же не будет никакого воздействия оказываться на среду? - строятся целые охотничьи базы и тундра, по сути дела, вся изгажена вездеходами, техникой и прочее, и прочее. РЕЗНИК В. М. Ну, я не могу сказать, что тундра изгажена вездеходами исключительно из-за охотников, я думаю, что это обвинение отнюдь не в адрес охотников должно быть. Что касается баз и строительства как такового, то соответствующее согласование проходит в органах местной власти - это к ним вопрос. А что касается изъятия земель, то какие же земли будут изыматься у коренных малочисленных народов Севера? Не будут, конечно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Николаев Николай Петрович, пожалуйста. Фракция ЛДПР, определитесь, кто будет выступать от фракции. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас всегда, когда речь идёт об охотничьей деятельности, огромное количество споров. Конечно, они возникают при обсуждении и в комитете, и во фракциях, но я хочу обратить ваше внимание вот на что: когда речь идёт о законодательстве, в том числе о том законопроекте, который мы сейчас рассматриваем, то речь идёт об охотхозяйственной деятельности, а охота и охотхозяйственная деятельность - это разные вещи, они отличаются друг от друга. И действительно, вопросы, связанные с миграцией диких животных и возможностью регулирования их численности, необходимо решать. Я думаю, что здесь прежде всего должны говорить как раз аграрии, потому что именно дикие животные очень часто являются причиной распространения тех или иных болезней. Я хочу ещё обратить ваше внимание на то, что на сегодняшний день площадь охотничьих угодий - порядка 80 процентов территории нашей страны. Речь идёт именно об охотничьих угодьях, а не об охотничьих хозяйствах, которые распределены между теми или иными индивидуальными предпринимателями либо компаниями и так далее. А охотничьи угодья являются средой обитания охотничьих ресурсов. И если разобраться в этой терминологии, то становится абсолютно понятно, что этот закон действительно должен быть принят. Понятно, что если сегодня мы услышали о рисках, то ко второму чтению должны законопроект доработать, поработать с этими рисками. Но хочу подчеркнуть, что речь не идёт об организации охоты, как легко можно представить, на тех или иных чужих землях, - нет, это неправильно, это абсолютно некорректное восприятие! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, и со своей стороны готов сказать, что мы с радостью будем работать над законопроектом ко второму чтению. А то, что закон необходимо принимать, - это действительно так, и это пойдёт на пользу в том числе и аграриям, и тем, кто занимается животноводством. Просьба поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, пожалуйста. ШАЙХУТДИНОВ Р. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Уважаемые коллеги, я, как один из авторов этого законопроекта, тоже хотел бы внести некоторую ясность. У нас порядка 6 миллионов зарегистрированных охотников. Может сложиться впечатление, что охотники - это вот те, кто имеет охотхозяйства, кстати, на них тоже возложена огромная работа по биотехнии, по приведению в порядок, по подкормке животных и так далее, по разведению, это довольно большая работа. Но сейчас рассматриваются не только частные охотхозяйства, в большей степени в 2016 году под действие вот этой запретной нормы попали именно охотхозяйства общего пользования, где охотятся обычные наши граждане. Это первое. Второе. Вот здесь коллега Кашин говорил по поводу того, что они в огородах будут охотиться. Это, вообще-то, регулируется местной исполнительной властью, она определяет границы охотхозяйств - и охотхозяйств общего пользования, и охотхозяйств частного пользования, - поэтому в этом отношении не надо нас вводить в заблуждение. Этим законопроектом, по сути, восстанавливается историческая справедливость. Традиционно всегда охотились там, где велось сельское хозяйство, никогда это не было запрещено. Но в 2016 году была внесена поправка о том, что если не используют землю под сельское хозяйство, то ни подо что нельзя использовать. Таким образом, мы распространили это ещё и на охоту, хотя про это точно не думали законодатели, когда поправку писали. Так что сейчас просто восстанавливается историческая справедливость. Просьба поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, когда у нас рассматриваются такие законопроекты, мы сразу понимаем, кому на Руси жить хорошо: когда мы говорим про охотников, мы их всё-таки чаще всего поддерживаем. Поддержали и в вольерной охоте, то есть когда в загонах, - ну, понятно, не все фракции поддержали, позицию фракции ЛДПР, я думаю, вы помните. И про бесшумное оружие мы говорили - тоже стали вносить изменения, давать ссылки на некий исторический способ охоты. Так что в данном случае тоже, наверное, снова поддержат: да, большинство у нас здесь охотники. Однако фракция ЛДПР данный законопроект в первом чтении поддерживать не будет, и именно из-за того, что это всё-таки сельхозугодья или любая другая частная собственность, уже много об этом сейчас сказали. Когда мы думаем об охотниках, ну, мы тоже за охотников, вы правильно поймите, но те изменения, которые должны произойти, они должны быть внесены ко второму чтению. Мы считаем это обязательным условием. Нормативная база. Нам часто нормативную базу представляют потом, не к третьему чтению. Мы здесь также настаиваем на том, чтобы вся нормативная база была представлена, то есть просто от и до, потому что мы, по сути, спорим именно о деталях того, как это будет происходить. Пока что у каждого депутата здесь может нарисоваться такая картина: действительно, вот охотники поехали, вот поле, на поле урожай, они едут по полю, соответственно, они там охотятся, а потом какие-то суды, какие-то выплаты. Но если мы на это пойдём, то, скорее всего, никаких выплат не будет, потому что просто даже физически тяжело будет найти, кто там в принципе охотился. Я небольшой специалист в области охоты, я не буду говорить, что я какой-то там охотник, но я понимаю, что, скорее всего, тот зверь, который ходит по лесу, отличается от того, который ходит по полю сельскохозяйственному: зверь, который ходит по сельскохозяйственному полю, наверное, более мясист, наверное, является в этом плане такой более значимой целью для охотника. И опять же это не в лесу. У нас охотники уже в вольерах собираются из арбалетов... То есть такое впечатление, что у нас охотники - ну, не все, некоторые - обленились. Тогда, раз такая тенденция, понятно: по полю проще будет ездить за ним на грузовике, включив фары, и где-то его там непосредственно уже... А если мы говорим про охотников, которые... Ну, в рамках закона - это одно, но мы понимаем, что сейчас и геоточками пользуются - бывает, зверя убивают, на часах соответственно отмечают геоточку, а потом возвращаются, - и даже вплоть до маячков... И у браконьеров сейчас очень разные способы. Так что в данном случае нам нужно закон так прописать, чтобы все эти способы отсечь, чтобы в любом случае наше сельское хозяйство, наши фермеры не пострадали, а у фермеров и так много проблем. Например, в заксобраниях постоянно жалуются на то, что по полям коровы ходят и никто пока ничего с этим делать не собирается. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, в соответствии с Регламентом по законопроектам первого чтения имеет право выступить любой депутат. У нас уже и столовую открыли, и помощников стали пускать - я считаю, что имею полное право выступить по данному законопроекту. Прошу предоставить мне слово. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не могу, потому что было принято иное решение. Вносите предложение в Совет Думы - мы, может быть, перейдём к обычному порядку рассмотрения. Пока что действует такой. Так, представители президента, правительства? Нет. Докладчик, будет заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 27 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 81 чел.18,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.