Заседание № 107
О проекте федерального закона № 103372-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о порядке осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних; принят в первом чтении 20 октября 2017 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Законопроект принят в первом чтении и предлагается к отклонению. Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, этот законопроект был внесён в Государственную Думу ещё в феврале 2017 года, он был принят нами в первом чтении 20 октября 2017 года, и тогда уже звучали наши замечания по этому законопроекту. И чем больше мы готовили его для рассмотрения во втором чтении, тем очевиднее становились те правовые проблемы, которые препятствуют его принятию, и тем сильнее звучали голоса коллег - депутатов Государственной Думы о несогласии с его концепцией. И собственно говоря, у нас появилось письмо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченного по правам ребёнка - не поддерживается концепция. В этой связи мы нашу работу с правительством продолжили, сообщили о вновь поступивших аргументах и получили письмо с предложением отклонить законопроект, ранее принятый в первом чтении. Комитет просит рассмотреть законопроект в порядке статьи 123-1 нашего Регламента и отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. По мотивам есть необходимость выступить? Нет. Вопросов нет. Коллеги, ставится на голосование принятый в первом чтении законопроект, предлагаемый к отклонению. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я же спросил - сказали нет, помахали руками, что нет. Остановите голосование. Только от фракции можно. От фракции КПРФ - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Я понимаю, что, может быть, я неудобные вещи скажу, но я хочу напомнить, что наша фракция была категорически против этого законопроекта в первом чтении, и я думаю, что в любом случае умение прислушаться к позиции одной отдельно взятой фракции должно присутствовать в Государственной Думе. Законопроект вызвал огромный общественный отрицательный резонанс, как минимум восемь новелл в этом законопроекте противоречат Семейному кодексу, не стану все их называть, но скажу самое главное: нас тогда заподозрили в том, что этот законопроект как раз являет собой инструмент применения ювенальных технологий. Ну, к примеру, возможность замены законного представителя ребёнка адвокатом, который назначается судом, - всё дело в том, что это противоречит статье 64 Семейного кодекса. Все остальные конструкции, которые в этом законопроекте предложены, к сожалению, носят такой оценочный характер. Более того, в этом законопроекте предлагалось участие педагогического работника при допросе свидетеля в возрасте до 14 лет обязательно, сейчас предлагается - либо педагога, либо психолога, но у нас нет службы профессиональных психологов, нет закона о психологической деятельности. Уважаемые коллеги, понимаю ваше возмущение, но я просто хочу, чтобы вы прислушивались к тем замечаниям, которые мы высказываем при обсуждении законопроекта, тогда не попадали бы в такие неприятные коллизии юридические, когда вынуждено правительство отзывать законопроект, уже принятый в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 46 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 12 чел.2,7 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 70
О проекте федерального закона № 103372-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования порядка осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 19-му вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Юрия Сергеевича Любимова. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Названный законопроект разработан нами во исполнение пункта 58 плана первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённого распоряжением правительства № 1916-р, и поручения заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. Этот законопроект направлен на совершенствование правового регулирования порядка осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних. Законопроект направлен также на реализацию некоторых международных правовых актов о правах детей - Конвенции ООН о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 года и Европейской конвенции об осуществлении прав детей, тоже 1996 года. В законопроекте предлагается внести отдельные изменения в ГПК, предусматривающие уточнение процессуального статуса несовершеннолетних и их законных представителей. В частности, к особенностям производства процессуальных действий с участием несовершеннолетних предлагается отнести следующее: участие педагога или психолога, а в некоторых случаях также законного представителя несовершеннолетнего; ограничение времени производства процессуального действия с учётом возраста несовершеннолетнего; возможность удаления из зала судебного заседания лиц, которые способны оказать негативное влияние на несовершеннолетнего. На председательствующего в судебном заседании возлагается обязанность проинформировать несовершеннолетнего в доступной для него форме о существе рассматриваемого дела и о его процессуальных правах. Такое информирование не должно причинять вред здоровью или развитию несовершеннолетнего. В законопроекте предусматривается также обязанность суда при решении вопроса о принятии отказа от иска, признании иска ответчиком или утверждении мирового соглашения сторон выяснить мнение несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, по вопросам, которые затрагивают его права и законные интересы. В статью 52 ГПК предлагается внести изменения, закрепляющие обязанность законного представителя действовать в интересах представляемого лица разумно и добросовестно. При возникновении конфликта интересов предлагается допускать замену законного представителя несовершеннолетнего на основании определения суда. В случае невозможности замены законного представителя интересы несовершеннолетнего может представлять адвокат, назначенный судом в порядке статьи 50 ГПК. Проект закона был концептуально поддержан всеми нашими коллегами, в том числе Верховным Судом, Судебным департаментом. Принятие этих изменений позволит обеспечить возможность более полной реализации процессуальных прав несовершеннолетних в гражданском производстве. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Ирины Викторовны Белых. Пожалуйста. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, добрый день! Докладчик чётко сказал, какие изменения предлагается внести в законопроекте, поэтому я попросила бы вас обратить внимание на замечания комитета. Действительно, вопрос входит в план первоочередных мероприятий по реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей, который утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации, тем не менее послушайте, пожалуйста, замечания: мне думается, нам нужно более тщательно проработать законопроект ко второму чтению. Первое, существует опасность отстранения законного представителя ребёнка и замены его адвокатом - это то, о чём сейчас говорил Юрий Сергеевич. Важные слова: "разумно и добросовестно" - нужно максимально убрать риск субъективного принятия решений. Нам думается, что возможно предусмотреть какие-то положения, на основании которых тот самый представитель несовершеннолетнего мог бы быть заменён адвокатом. Действительно, это целая процедура, это не сразу, но мы должны понимать, на каком основании делается такое предложение, где тот самый конфликт интересов и не пострадает ли ребёнок. Мы должны максимально защитить законные интересы ребёнка, материальные интересы и в первую очередь жизнь и здоровье ребёнка. Право получать необходимую информацию для несовершеннолетнего, право обратиться с ходатайством о назначении специального представителя, право осуществлять частично или полностью правомочия стороны судопроизводства - все эти права у ребёнка есть. Таким образом, первое замечание, о котором мы всё-таки хотели бы сказать: необходимо продумать, чтобы замена законного представителя при наличии конфликта интересов была очень чётко обоснована и действительно необходима. Второе. Это обсуждалось на заседании комитета, но, к сожалению, мы не получили чёткого ответа. В законопроекте предусматриваются особенности ведения допроса несовершеннолетнего свидетеля - участие в допросе педагога, психолога, законного представителя несовершеннолетнего, которые могут задавать вопросы допрашиваемому, а также высказывать мнение относительно личности свидетеля и содержания его показаний. Так вот замечание касается того, что написала Счётная палата Российской Федерации: не увеличатся ли расходы на привлечение к судопроизводству педагогов и психологов? Если нет, то нам хотелось бы увидеть более чёткие расчёты, а если да, то тем более расчёты нужны. Во всяком случае, мы сейчас планируем бюджет, и городские суды в том числе должны увидеть эту строку расходов. На наш взгляд, увеличивается нагрузка педагогов и психологов. Законопроект действительно поддерживается нашими коллегами - и Верховным Судом, и Счётной палатой Российской Федерации, но именно с учётом этого замечания. Комитет предлагает концепцию законопроекта поддержать, он необходим, и все возможные дополнения, замечания, пояснения ко второму чтению сделать, изучить и, возможно, в качестве каких-то поправок предложить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, задавайте вопросы, пожалуйста. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня вопрос к Юрию Сергеевичу. Юрий Сергеевич, нам в комитет поступает тоже очень много писем с вопросами, просьбой, чтобы мы не скатывались к ювенальной юстиции. Люди боятся, что судебное производство будет выстроено так, что десятилетний ребёнок уже на своих родителей сможет жаловаться. И вот вопрос-замечание (кроме того что есть замечания, которые привела Ирина Викторовна, я с ней согласна): скажите, пожалуйста, не похоже ли, что этим законопроектом мы всё-таки потихонечку-потихонечку, но начинаем внедрять ювенальную юстицию? ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемая Тамара Васильевна, спасибо вам за вопрос. Честно говоря, я ожидал такого вопроса по этому законопроекту. Я думаю, эти опасения напрасны, потому что в этом законопроекте мы исходим из принципа семейного воспитания ребёнка и выстраиваем хрупкий баланс, который всегда должен существовать, между необходимостью учитывать интересы ребёнка в семье и необходимостью прийти этой семье на помощь в ситуации, когда она сама не справляется. Нам кажется, что здесь всё-таки этот баланс достаточно аккуратно прочерчен, и нигде, так сказать... Вот примеры, которые вы приводили... Нигде мнению ребёнка не придаётся решающего значения. В принципе форма выяснения отношения ребёнка к тем или иным процессуальным последствиям предусмотрена и в действующем законодательстве, например, норма, в соответствии с которой десятилетнего ребёнка спрашивают, с кем, с папой или с мамой, он хочет остаться при разводе родителей, - это действующая норма, которая была нами унаследована от советского законодательства, и в законопроекте этот принцип просто предлагается расширить. Безусловно, баланс всегда очень хрупкий, нам кажется, что здесь он соблюдён, но если есть какие-то нормы, которые у вас вызывают опасения, то, наверное, мы можем постараться что-то поправить в этой части. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Сергеевич, допускаю, что в силу занятости вы вчера не имели возможности посмотреть сюжет, как президент отвечал на вопросы международных экспертов на заседании клуба "Валдай", проходившем в Сочи. Один из вопросов звучал примерно так: "Какие ошибки вы видите за прошедшее время вашего правления и что вы могли бы предпринять?" И президент сказал, что мы слишком много их слушали и совершили на основании этого много ошибок. Вы не обращали внимание, что ратифицированные конвенции, кроме критики на основании мониторинга, России мало что дали? И в связи с этим не считаете ли вы, что закон продолжит эту линию, что мы продолжаем обманываться? ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Николай Васильевич, я, конечно, всегда слежу за главными новостями, материалы о вчерашней встрече я видел уже в новостном пересказе, то есть в таком дайджестном виде, вчера поздно вечером. Здесь, я так понимаю, вы имеете в виду две конвенции, на которые я сослался, эти международные конвенции касаются базовых прав детей на защиту от насилия, от притеснения, от различных форм злоупотребления их правами. По крайней мере, мы, когда разрабатывали этот законопроект, в нормах конвенций не увидели ничего такого, что как бы выходит за пределы каких-то общепринятых, признанных в нашем законодательстве прав ребёнка. Опять же если есть какие-то положения, которые вызывают сомнения, то мы готовы их рассмотреть, может быть, скорректировать в этой части законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Юрий Сергеевич, не секрет, что в некоторых случаях у нас законные представители несовершеннолетних действуют недобросовестно, нарушая интересы детей. В то же время у нас активно развивается институт уполномоченных по правам ребёнка, деятельность которых носит публичный характер, освещается в СМИ, дети знают их, доверяют им, нередко сами обращаются к ним за защитой, однако в настоящее время в ГПК не предусмотрена возможность участия детского омбудсмена в гражданском процессе в качестве самостоятельного участника. Как вы считаете, не целесообразно ли проработать этот вопрос ко второму чтению? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое. Здесь в каком-то смысле мы возвращаемся к первому вопросу, на который я отвечал. Безусловно, вопрос баланса интересов законных представителей и ребёнка всегда очень тонкий, я лично всегда последовательно отстаивал тезис, что только какие-то исключительные обстоятельства могут привести к тому, что законные представители отстраняются от представительства интересов ребёнка, то есть в общем правиле должен быть приоритет того, что родители действуют в интересах своего ребёнка. По второй части вопроса мне, наверное, нужно проконсультироваться с коллегами - непосредственными разработчиками законопроекта. Как я уже сказал, если ко второму чтению какие-то замечания нужно будет действительно учесть, что-то поправить, то мы открыты к диалогу и готовы, конечно, в комитете это проработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горелкин Антон Вадимович. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Сергеевич, в продолжение дискуссии: не дадим ли мы в руки обвинению отличный инструмент давления на подсудимых? Думаю, представители обвинения, например, смогут угрожать: если не будете соглашаться с чем-то или сотрудничать, мы потребуем замены законного представителя на назначенного адвоката. Это уже совсем другая история. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, мне кажется, это важный вопрос. Всё-таки здесь речь идёт о ситуациях, когда затрагиваются интересы самого несовершеннолетнего. Скорее всего, элемент давления... Здесь же речь идёт о гражданском процессе, о гражданском процессуальном порядке, здесь рассматриваются споры преимущественно имущественные и связанные с ними личные неимущественные, поэтому обвинения как такового нет, но я с вами согласен, что, может быть, нам стоит при подготовке законопроекта ко второму чтению предусмотреть дополнительные гарантии прав родителей в вопросе о назначении вот этого так называемого бесплатного адвоката в порядке, установленном статьёй 50 ГПК, чтобы не было злоупотреблений в процессе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Белик Дмитрий Анатольевич. БЕЛИК Д. А. Уважаемый Юрий Сергеевич, у меня несколько вопросов. В пояснительной записке у вас ссылка, о чём вы и сказали, на Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей. Там есть такие слова: "ребёнку, имеющему достаточный уровень понимания" - и дальше по тексту - предоставляется адвокат и так далее. Что значит "ребёнок, имеющий достаточный уровень понимания"? Чем кроме возраста это определяется? Или решение будет за судьёй? Это первое. Второй вопрос - в продолжение темы европейской конвенции. Если мы участники этой конвенции, значит, мы вправе рассчитывать, что решение наших, российских судов по делам с участием несовершеннолетних исполняется на территории иностранных государств. Есть ли какая-то статистика на этот счёт? И третье. В принципе этот вопрос уже звучал в зале. Мне очень интересна позиция уполномоченного по правам ребёнка Анны Кузнецовой по данному законопроекту, поскольку речь идёт о детях. ЛЮБИМОВ Ю. С. Сначала отвечу относительно конвенции, относительно ребёнка, который способен понимать значение процессуальных действий. Во-первых, действительно часто в международных правовых документах - это вообще свойство европейского права - используют описательные категории, которые дают определённую гибкость судье при их применении. Ведь понятно, что дети в одном и том же возрасте могут обладать в разной степени пониманием в том числе процессуальных действий, которые совершаются. Во-вторых, такая формулировка конвенции даёт возможность имплементировать в национальное законодательство норму, устанавливающую конкретные пределы, что и происходит в нашем случае, то есть у нас как раз установлены чёткие возрастные рамки применения нормы. Ну и в-третьих, наше законодательство традиционно исходит из того, что помимо общей гражданской дееспособности, которая наступает в 18 лет, есть соответствующая правоспособность в других отраслях права, в разных отраслях есть отдельные действия несовершеннолетних, которые в законе указываются. Скажем, в гражданском праве это те же самые мелкие бытовые сделки или сделки по распоряжению деньгами, которые предоставлены законным представителем, такие сделки дети могут совершать с шести лет. В процессуальном законодательстве значится, как правило, десять лет, поэтому я здесь проблем не вижу. Что касается применения конвенции в иностранных делах, надо, конечно, уточнить, но мне кажется, что конвенции, которые вы назвали, эти вопросы не регулируют, потому что там существует специальная конвенционная база по исполнению судебных решений между странами. У нас с большинством европейских государств такие конвенции есть - или двусторонние, или многосторонние. Что касается статистики по исполнению иностранных дел. У меня есть только общая статистика по количеству дел с участием несовершеннолетних, по иностранным делам можем попробовать представить вам эту статистику, если сможем в нашей статистической подборке это выделить. Что касается общей статистики: 2014 год - 470 тысяч дел, 2015 год - 541 тысяча дел, то есть в среднем около полумиллиона дел с участием несовершеннолетних рассматривается в год в российских судах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там ещё был вопрос по уполномоченному по правам ребёнка. ЛЮБИМОВ Ю. С. Простите, а в этой части нельзя было бы повторить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Анатольевич, повторите. Депутату Белику включите микрофон. БЕЛИК Д. А. В этой части всё очень просто. Поскольку вопрос касается несовершеннолетних, я спрашивал: позиция уполномоченного по правам ребёнка, Анны Кузнецовой, по данному законопроекту есть или её нет? ЛЮБИМОВ Ю. С. Мне мои коллеги подсказывают, что нет, не была получена позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы не можем поддержать этот законопроект по нескольким обстоятельствам. И здесь к Юрию Сергеевичу, как к статс-секретарю, есть несколько вопросов, ответы на которые в случае принятия законопроекта в первом чтении хотелось бы получить. Вы знаете, мне кажется, вопрос, который задали, и ответ президента должны нас настроить на несколько другой лад работы, мы не должны обезьянничать, стараться казаться красивыми, надо проанализировать ситуацию на сегодня. Вот мы приняли конвенцию, она позволяет стране подтягиваться к каким-то нормам, по которым мы отстаём, но возникает противоречие, потому что одновременно мы сокращаем бюджетные расходы и на здравоохранение, и на образование, и на другие отрасли. В то же время, если посмотреть применение конвенции в отношении России (я уже об этом сказал), мы увидим, что, как правило, она применяется следующим образом: нам пытаются навязать мониторинг, требовать от нас докладов, потом на основании наших же докладов пенять нам со всех международных трибун. Почему это происходит? Вот мы с Михаилом Васильевичем Тарасенко были вчера на одной интересной встрече, и там посол говорил, что, к сожалению, идёт деградация нашего присутствия в международных организациях. С одной стороны, мы достаточно значительные средства платим на содержание этих международных организаций, но с другой - у нас крайне низкий уровень национального присутствия в аппаратах этих организаций. В данной ситуации хотелось бы, чтобы вы ко второму чтению нам представили информацию: каков объём наших взносов в те или иные международные организации - в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и так далее, - в парламентские организации, межпарламентские, и каков процент нашего присутствия в аппаратах, особенно в руководящем звене. Вы поймите, если мы не присутствуем в руководящих аппаратах международных организаций, то нам антироссийскую кампанию, которая организуется, как правило, снизу и аппаратом, крайне сложно предупредить, а ещё сложнее повлиять на принятие решения, потому что присутствие на заседании уже не даёт таких широких возможностей для изменения позиции. Это первое. Второе. Каков план мероприятий? Я знаю, что там МИД является координирующим ведомством, но вы же не последнюю роль играете в плане формирования этого резерва. В советское время была выстроена чёткая система, профессионалов подтягивали. Посмотрите, в любой международной организации неостепенённых, скажем так, руководителей нет, а у нас, когда ни одно последующее правительство не имеет преемственности по отношению к предыдущему, профессионалов во многих отраслях уже даже в правительстве не осталось. Поэтому второй вопрос: есть ли такой резерв и каковы критерии формирования этого резерва? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Тамара Васильевна Плетнёва, от фракции. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, к сожалению, наш комитет не рассматривал данный законопроект, и я не могу говорить от имени комитета, но от своего имени хочу сказать, что я за этот законопроект голосовать не стану. И вообще, он очень сырой, непроработанный совершенно и во многом напоминает мне то, о чём я спрашивала нашего уважаемого представителя правительства, - по-моему, это переход потихонечку к ювенальной юстиции и, кстати, к разрушению семьи. У нас в Семейном кодексе действительно есть статья, и в десять лет ребёнок может выбирать, но только в одном случае - если родители поругались, его спрашивают: с кем же ты, дорогой сынок, останешься, с мамой или с папой? - ничего другого нет. У нас есть нормы кодексов, и в Уголовном кодексе есть нормы о несовершеннолетних, там, где речь идёт о судах, но, заметьте, какой бы ни был суд, как бы ни судили несовершеннолетнего, мама, папа всё равно защищают своего ребёнка, каким бы плохим он ни был. А после принятия этого закона будет совершенно иначе, на мой взгляд. Может быть, ребёнок даже будет мстить - а сейчас дети очень сложные, - будет из мести наговаривать на родителей и осуждать их. И не дай бог ещё законным представителем вместо учителя, психолога станет адвокат - это уже совсем ни на что не похоже! Законопроект нужно очень внимательно посмотреть. Конвенция принята, конвенцию мы рассматривали в комитете, она абсолютно нормальная, правильная, но она не требует принятия такого закона, проект которого мы сегодня рассматриваем, поэтому я считаю, что... Я голосовать не буду. И думаю, что наша фракция за этот законопроект тоже голосовать не будет. У нас есть всё сегодня в законодательстве: со скольких лет в детской колонии, со скольких лет по Уголовному кодексу можно судить, даже прописаны вопросы, как облегчить, например, существование ребёнка в тюрьме, разрешаются встречи, ведь сейчас мы демократизируем Уголовный кодекс. Мне кажется, всё есть - зачем всё это рассматривать? Я понимаю это так, что потихонечку мы идём туда, в сторону Запада, но это мы идём не в правильном направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Александр Сергеевич Грибов от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, добрый день! Позволю себе напомнить, что у нас процесс прохождения проекта закона в Государственной Думе включает ещё такую стадию, как рассмотрение на заседании комитета. И в первую очередь к нашей фракции обращаюсь: коллеги, давайте, может быть, чуть раньше будем подключаться, это позволит снять большое количество вопросов, ведь мы на самом деле сами спровоцировали дискуссию, показав, что... Если у нас есть позиция, то высказывать её, наверное, надо до, чтобы мы уже могли с ней работать, сначала вынося проект закона на первое чтение, а потом дорабатывая его ко второму. Это первое. Второе. По поводу того, что проект закона сырой. Коллеги, у нас есть три чтения, когда мы можем если не доработать законопроект, то хотя бы внести свои предложения, отстаивать эти предложения и насытить его своей позицией, насытить его содержанием, практикой, мыслями, доводами, разумными идеями, которые потом этот законопроект из сырого превратят в действительно работающий, содержательный и уместный для нынешнего времени. Третий момент. На мой взгляд, ложная посылка, что мы взяли западный опыт за основу, когда начинали работать над этими поправками. Коллеги, Запад Западом, но если мы посмотрим, в чём суть проекта закона, то увидим, что там очень много разумных идей, которые в объявленное Десятилетие детства реально помогут защитить права несовершеннолетних. Очень много разговоров идёт о том, что дети сейчас взрослеют гораздо быстрее, чем раньше, термин "акселерация" используется, не так давно даже открылась дискуссия о понижении порога, возрастного ценза, чтобы можно было голосовать с 16 лет. Если ребёнок сможет высказывать свою позицию, используя профессиональную помощь, что в этом плохого? Мне кажется, ничего в этом плохого нет. Если грамотно это делать, соблюдать букву закона, это реально позволит защитить его права. Возвращаясь к Десятилетию детства. Можно сколько угодно говорить о каких-то развлечениях, о досуге, о культуре, но, если не защищены права человека (вспомним пирамиду потребностей), о каком досуге можно рассуждать?! Поэтому позиция... Вот Николай Васильевич всю историю нашей работы с международными конвенциями применительно к этому законопроекту отразил. Я согласен с вами, проблем много в плане того, что мы что-то перенимаем, участвуя в системе международных правоотношений, но к этому законопроекту, мне кажется, эти проблемы отношения не имеют. Да, есть ссылки на конвенции, но при этом то, что Минюст сегодня нам базово предлагает, я считаю, это комплексный шаг вперёд. Наша фракция поддержит этот законопроект. Мы предлагаем всем в комитете ко второму чтению внести свои идеи, предложения и поправки и сделать так, чтобы этот законопроект из сырого, как было заявлено - да, там есть отдельные моменты, нуждающиеся в доработке, - превратился в реально работающий документ, который будет в Десятилетие детства, в третий раз повторяю, защищать права несовершеннолетних. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Юрий Сергеевич с заключительным словом будете выступать? Нет. Ирина Викторовна? Депутату Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Я хотела бы всё-таки ещё раз напомнить, коллеги, что мы сейчас говорим не об Уголовном кодексе, о Гражданском процессуальном кодексе. Тамара Васильевна, у нас не один вопрос, в решении которого участвуют несовершеннолетние, достигшие десятилетнего возраста: согласие ребёнка требуется при смене имени, фамилии, усыновлении, передаче в приёмную семью, в случае восстановления родительских прав, учёт мнения - подчёркиваю, это только учёт мнения - нужен при выборе места жительства в случае развода родителей, то есть ребёнка спрашивают, как вы говорите, с кем он хочет жить - с мамой или с папой. Есть нюансы, когда речь идёт об устройстве под опеку - учитывается мнение, о назначении опекуна - нужно согласие несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет. Нам необходимо более чётко регламентировать все эти вещи, расширить перечень вопросов, в решении которых участвуют несовершеннолетние, и данный законопроект как раз привносит эту регламентацию. Мы в комитете открыты для отработки замечаний. Кстати, все почему-то говорят о нарушениях, которые касаются ювенальной юстиции, но никто не вспоминает, что Счётная палата говорит, что надо продумать и просчитать. Действительно, в 64-й статье Семейного кодекса указано, что органы опеки и попечительства участвуют. Но здесь важен посыл: мы встаём на более широкую и мощную защиту несовершеннолетних, достигших возраста десяти лет, когда, в какой момент? В процессе судопроизводства. Давайте пока вернёмся к тому законопроекту, который есть. А по поводу участия уполномоченного по правам ребёнка - коллеги, это следующий законопроект, пожалуйста, но сегодня рассматривается именно тот законопроект, который предложен вашему вниманию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 19 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.