Заседание № 37
03.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 10335-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4603 по 4711 из 6330
Пункт 15. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Также докладчик у нас Александр Петрович Москалец, поскольку депутат Чилингаров просит рассмотреть данный законопроект без своего участия. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, по мнению авторов рассматриваемого законопроекта, основным и, отмечу, единственным обоснованием его внесения является, как они отмечают, необходимость устранения пробела в правовом регулировании вопросов, касающихся порядка рассмотрения обращений граждан. К сожалению, сразу же должен отметить ошибочность позиции о наличии именно такого пробела в праве. Учитывая, что это, как я уже сказал, единственное обоснование, поддержать позицию авторов законопроекта более просто нечем. Дело в том, что основным нормативным актом, регулирующим взаимодействие граждан и государства в этом вопросе, является Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Не считая работу с обращениями граждан формальной, законодатель в статье 15 этого федерального закона указал на ответственность за нарушение требований этого закона. И на сегодня эта ответственность указана практически во всём имеющемся правовом поле. К примеру, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, за служебный подлог, за отказ от предоставления информации, за превышение должностных полномочий, за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена уголовная ответственность. При отсутствии признаков преступления, но при наличии неправомерных действий или при допущении неправомерных действий ряд статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность. Ну и нельзя не отметить, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе..." предусматривает возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должных обязанностей. Да и, кстати говоря, Федеральный закон "Об основах муниципальной службы..." здесь также не остаётся в стороне. Как видите, даже принимая во внимание только эти законы, можно отметить, что пустот правового регулирования здесь совершенно не наблюдается. Теперь, рассматривая законодательную инициативу с другой стороны, следует отметить, что эта инициатива создаёт прецедент перекоса основополагающих конституционных принципов в сторону принципов общего права. Дело в том, что статья 46 Конституции Российской Федерации устанавливает, что решения, а также действия или даже бездействие органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений могут быть обжалованы в суд. И вот этот именно принцип нам и нужно развивать, а не прятать его в увеличивающемся постоянно объёме нормативных актов. Ну и в заключение скажу. Вы, уважаемые депутаты, наверное, отметили, когда изучили представленный авторами законопроект, что по своему содержанию и конструкции предлагаемый вариант очень слаб и не способен оказать позитивного влияния на ситуацию, так как никого и ни к чему не побуждает. А мы-то с вами знаем, что неопределённое содержание правовой нормы не может обеспечить её единообразное понимание, а такое состояние в свою очередь формирует возможности злоупотребления полномочиями и ослабляет к тому же гарантии защиты прав граждан. И вот с учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчику? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, мы пока ничего... Я дам вам слово по ведению. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 04 сек.) Проголосовало за 47 чел.10,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 47 чел. Не голосовало 403 чел.89,6% Результат: не принято Отклоняется законопроект. По ведению - депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Олег Викторович. А не нарушаем ли мы Регламент? Насколько я помню, в Регламенте написано: в случае отсутствия докладчика рассмотрение законопроекта переносится на другой день. В особых случаях докладчик (как правило, из субъекта) может дать согласие рассматривать законопроект без его согласия. Может, мы тогда депутатов вообще освободим, предоставим им возможность не ходить на заседания?! У нас два депутата должны докладывать, а их нет. Они что, в командировке? Вы поясните, где докладчики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любой докладчик имеет право заявить своё согласие на то, чтобы законопроект рассматривался без его участия. Если он этого не делает, мы фиксируем отсутствие докладчика и в этом случае при вторичном рассмотрении имеем право рассматривать законопроект без участия докладчика. В данном случае оба докладчика заявили заранее, что дают согласие на рассмотрение законопроектов без своего участия. Но что касается депутата Чилингарова, например, то я твёрдо знаю, что он находится в командировке. Насчёт депутата Хинштейна не уверен, но думаю, что он также находится в командировке. Я его в зале не видел.