Заседание № 28
О проекте федерального закона № 1033373-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся обоснования безопасности опасного производственного объекта).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации". Докладывает Александр Александрович Максимов. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, имеются соответствующие заключения экспертизы. Комитет по экономической политике рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Один желающий, да? Депутат Кравченко Денис Борисович, пожалуйста. Включите микрофон депутату Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Защита жизни и здоровья граждан на производстве - важнейшая задача в любой деятельности, тем более когда речь идёт о технике безопасности на опасных промышленных объектах, ведь основы обеспечения безопасности объектов, как известно, закладываются ещё на стадии проектирования. Хочу отметить, что принятие данного законопроекта не только повысит уровень защищённости работающих на опасных объектах, но также позволит существенно сэкономить при строительстве данных объектов, что положительно скажется на нашей экономике. Уважаемые коллеги, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно утверждает, что главное для нас - это люди, наши граждане, и создание правовых условий для обеспечения безопасности на предприятиях - наша обязанность, которую мы, несомненно, будем выполнять. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 05 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 26
О проекте федерального закона № 1033373-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся обоснования безопасности опасного производственного объекта; принят в первом чтении 21 декабря 2016 года с наименованием "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и часть 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации". Доклад члена комитета по экономической политике Александра Александровича Максимова. Пожалуйста. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что наш законопроект в первом чтении был принят 21 декабря 2016 года, в нём содержится предложение включить в сферу применения обоснования безопасности опасного производственного объекта стадии проектирования, реконструкции и строительства. К законопроекту поступило всего две поправки, они носят чисто технический характер, и комитет рекомендует принять и поправки, и законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 59 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 23 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 17
О проекте федерального закона № 1033373-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и часть 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся обоснования безопасности опасного производственного объекта).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 40-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и часть 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Александра Ивановича Фокина. Пожалуйста, Александр Иванович. ФОКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона № 1033373-6 о внесении изменений в закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"... Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование законодательного регулирования вопросов проектирования и строительства опасных производственных объектов. Проектом закона вносятся изменения в абзац первый пункта 4 статьи 3 закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", расширяющие сферу применения обоснования безопасности объектов путём включения в неё стадий проектирования, строительства и реконструкции. Законопроектом также дополняется часть 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации пунктом 4.2, которым вводится солидарная ответственность организаций, проводящих экспертизу обоснования безопасности объектов, в случае причинения вреда в результате применения предложенного обоснования, имеющего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. Принятие данного закона позволит устранить правовую неопределённость в применении законодательства о промышленной безопасности, будет способствовать устранению избыточных административных барьеров для ведения инвестиционной деятельности в сфере промышленного производства. По нашим оценкам, это создаст дополнительный стимул к модернизации отечественной экономики, позволит применять инновационные и безопасные технологии, отвечающие современным мировым стандартам, что сделает производство более экономичным, повысит конкурентоспособность отечественной промышленности, работ, услуг при безусловном обеспечении промышленной безопасности. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович. Содоклад Александра Александровича Максимова. Пожалуйста. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Что хотелось бы добавить к сказанному? В промышленно развитых странах задача гармоничного сочетания технологической рациональности, экономической эффективности производства и обеспечения его промышленной безопасности решается установлением государственных требований не к организационно-техническим параметрам производства, а к показателям его безопасности. В этом случае проектная организация при разработке проекта может использовать варианты технологически рациональных решений - либо на основе стандартов, либо на основе лучшей отраслевой практики, может включать в проект новейшие решения, не прошедшие ещё апробацию в промышленности. Единственное ограничение в данном случае - это безопасность проектного решения, то есть риск производства не должен превышать допустимый порог, установленный государственными требованиями. Именно в развитие этого прогрессивного подхода в 2013 году правительством и Государственной Думой была реализована инициатива промышленного сообщества по изменению законодательства в области промышленной политики путём разработки и введения в действие такого нового понятия, как обоснование безопасности опасного производственного объекта, но, к сожалению, при внедрении соответствующей нормы бизнес-сообщество столкнулось с несовершенством (или непониманием?) требований действующего законодательства и невозможностью его полноценного применения на практике, прежде всего из-за позиции Главгосэкспертизы России. Эта организация отказывается признавать материалы обоснования безопасности опасного производственного объекта в составе проектной документации, ссылаясь на то, что данный документ относится только к эксплуатации объекта и, соответственно, не может применяться на этапе проектирования. Ну, безусловно, это нонсенс, поскольку на этапе проектирования закладываются основы безопасности объекта! Данным законопроектом устраняется это противоречие и расширяется сфера применения понятия "обоснование безопасности опасного производственного объекта" - в неё включаются стадии проектирования, строительства и реконструкции. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и необходимость внесения данных изменений. Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента России, Комитетом Совета Федерации по экономической политике. По законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, но они не затрагивают концепцию законопроекта и могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Уважаемые депутаты, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, кто хотел бы задать вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Александру Ивановичу. Не снизится ли уровень, степень опасности объекта в связи с принятием вот этого нормативного правового акта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Фокину Александру Ивановичу. ФОКИН А. И. Уважаемый Иван Михайлович, я в своём докладе уже сказал о том, что данный закон, наоборот, позволит конкретно отслеживать работу проектных организаций и они будут нести солидарную ответственность в случае наличия положительного заключения, если, не дай бог, что-то случится на объекте, поэтому снижения уровня безопасности на опасных производственных объектах не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Александр Иванович, как можно говорить о безопасности строительства особо опасных объектов, если мы в этом законе чётко прописываем, что проектирование строительства особо опасных объектов возможно с отклонением от требований, установленных федеральными нормами, то есть мы даём право проектировать с учётом снижения требований или отклонения от федеральных норм?! Тогда нужно разработать новые федеральные нормы, потому что мы же понимаем, что у нас несовершенная независимая экспертиза и мы можем получить объекты, которые завтра начнут рушиться, а человеческие жизни намного дороже, чем сам этот закон. Поясните, пожалуйста. ФОКИН А. И. Виктор Петрович, вы внимательно прочитайте. Там не идёт речь о том, что будут отменяться какие-то федеральные нормы. У нас сейчас есть нормы, регулирующие вопросы проведения экспертизы. Но если вы, допустим, решите провести реконструкцию - напомню, что мы приняли 219-й закон, о наилучших доступных технологиях, - так, как это сегодня предписано экспертизой, то вы будете эту реконструкцию делать лет двадцать - наша экономика, к сожалению, не имеет такой возможности. Мы до 2013 года с правительством эту тему обсуждали много-много раз, и этот законопроект разработан в соответствии с рекомендациями правительства, с учётом новых экономических и политических условий, поэтому, я думаю, вы зря опасаетесь, что что-то такое произойдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вот телевизор смотришь с утра - каждый день, к сожалению, что-то такое происходит! Александр Александрович, вопрос вам, как члену комитета. Вот вы, как представитель профильного комитета, не считаете, что это приведёт, в общем-то, к дальнейшему падению, снижению ответственности? Солидарная ответственность всегда хуже, чем персональная. МАКСИМОВ А. А. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Ну, уважаемые депутаты, мы все устали... Ещё раз просим нас услышать. В чём особенность законопроекта? Вот я стою на этой трибуне, которая была спроектирована в 1968 году, вот здесь провода проложены по техническим нормам 1958 года, и всё это вместе - проект, Николай Васильевич. Вот если я сейчас спрошу, можно ли поставить другие микрофоны, то, поскольку это особо опасный объект, мне скажут: нет, измените, пожалуйста, весь проект, вот эти микрофоны пошлите снова на техническую экспертизу и по каждой составляющей принесите кучу бумаг. А нужно-то всего-навсего заменить трибуну! И это касается всей нашей промышленности - вы сами неоднократно говорили, что у нас износ основных фондов до 70 процентов. И на своём заводе я ничего не могу сделать без изменения проекта 1929 года, а завод был построен на американской или немецкой элементной базе. То же самое касается электроэнергетики и так далее. Сегодня демодернизация - это колоссальная проблема! Если проект привезён, не дай бог, от классной фирмы с Запада, внедрить его и подогнать под наши технические нормы, которые якобы обеспечивают безопасность, невозможно. На самом деле из-за вот этих шор, которые надевает экспертиза, она сейчас главный тормоз при внедрении инновационных проектов - поверьте мне, как профессиональному инженеру! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить, коллеги? Нет желающих. Заключительное слово докладчика? Нет. Содокладчика? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошее было заключительное слово... (Аплодисменты.) Спасибо, Александр Александрович. Ставится на голосование законопроект под пунктом 40 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 26 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.