Заседание № 87

16.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 103322-4 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (об исключении из сферы регулирования закона отношений в сфере государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3442 по 3560 из 4129
Продолжаем рассматривать законопроекты в первом чтении. Пункт 19, о проекте     
федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О защите прав   
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении                
государственного контроля (надзора)". Доклад представителя Амурского            
областного Совета народных депутатов депутата Государственной Думы Бориса       
Алексеевича Виноградова. Пожалуйста.                                            
                                                                                
ВИНОГРАДОВ Б. А., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Амурский областной Совет       
народных депутатов внес законопроект "О внесении дополнения в Федеральный       
закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при      
проведении государственного контроля (надзора)". Законопроектом предлагается    
исключить из сферы регулирования Федерального закона "О защите прав             
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." отношения, связанные с    
проведением государственного надзора и контроля за соблюдением                  
законодательства о труде и охране труда. Какие основания представлены           
Амурским областным Советом народных депутатов? Первое. Статья 357 Трудового     
кодекса гласит, что при осуществлении надзорно-контрольной деятельности         
государственные инспекторы имеют право беспрепятственно в любое время суток и   
при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения    
инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.   
Второе. Амурский областной Совет народных депутатов ссылается на нормы          
международного права - Конвенцию Международной организации труда, - согласно    
которым инспекторы труда имеют право беспрепятственного прохода без             
предварительного уведомления в любое время суток на любое предприятие,          
охватываемое контролем инспекции труда, а предприятия инспектируются так        
часто и тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения   
соответствующих законодательных положений. И третье. В принципе в Трудовом      
кодексе, в главе 57, регулируется порядок надзора и контроля за соблюдением     
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих        
нормы трудового права. В этом смысле предлагаемое проектом дополнение           
представляется разумным. Аналогично тому, что указано в пункте 3 статьи 1       
(там говорится об исключении отношений, связанных с проведением налогового      
контроля, валютного контроля, бюджетного контроля и так далее, таким образом,   
финансовый контроль проводится без регулирования целей, задач и сроков, самое   
главное, то есть не регулируется порядок этим законом), Амурский областной      
Совет народных депутатов предлагает распространить такой же порядок и на        
трудовые отношения. У меня всё.                                                 
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Алексеевич. Присаживайтесь.                
                                                                                
Содоклад сделает член Комитета по экономической политике, предпринимательству   
и туризму Трепов Евгений Александрович.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, если наши товарищи будут побыстрее продвигаться по    
залу, Николай Максимович, мы завершим и до 14 часов.                            
                                                                                
ТРЕПОВ Е. А. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по экономической    
политике, предпринимательству и туризму рассмотрел обозначенный законопроект    
и предлагает вам его отклонить. И для этого есть основания. Целью данного       
законопроекта, во-первых, является снятие неравенства в условиях для одного     
из участников трудовых отношений - работника. Авторы внесенного законопроекта   
полагают, что Федеральный закон № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и       
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля        
(надзора)", защищая права работодателей, ущемляет права работников, которые     
ограничены со стороны государства в плане защиты своих собственных прав. Это    
ограничение выражается в установлении обязательных сроков и сложной процедуры   
проведения контроля. Во-вторых, внесенный законопроект должен снять             
существующее, по мнению авторов, противоречие федерального закона номер 134     
нормам международного права, в частности Конвенции Международной организации    
труда (МОТ) 1947 года № 81, согласно которой инспекторы труда имеют право       
беспрепятственного прохода без предварительного уведомления в любое время       
суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции труда. При этом    
частота и тщательность проверок определяются лишь эффективностью применения     
соответствующих законодательных положений.                                      
                                                                                
По первому пункту следует отметить, что сфера регулирования трудовых            
отношений значительно шире регулируемых рассматриваемым федеральным законом     
номер 134 отношений в области защиты прав юрлиц и индивидуальных                
предпринимателей - это не связано с физическими лицами, особо это               
подчеркиваю. Согласование интересов сторон трудовых отношений, интересов        
государства, регулирование трудовых отношений, а также отношений,               
непосредственно с ними связанных, осуществляются Трудовым кодексом Российской   
Федерации, причем в случае противоречия положений федерального закона и         
Трудового кодекса применяется кодекс (статья 5 Трудового кодекса Российской     
Федерации).                                                                     
                                                                                
Теперь по второму пункту. В статье 1, пункт 5, действующей редакции             
Федерального закона № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных    
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" сказано:   
"Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные           
правила, чем те, которые установлены настоящим федеральным законом,             
применяются правила международного договора". Таким образом, нормы,             
предоставляющие право инспекции по труду проверять предприятия, подлежат        
применению в настоящее время без внесения изменений в действующий закон.        
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, предпринимательству и   
туризму предлагает отклонить данный законопроект.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть ли желающие выступить?        
Представители правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы        
принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение        
комитета - отклонить данный законопроект.                                       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7%                                     
Проголосовало против           11 чел.2,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.