Заседание № 72
О проекте федерального закона № 103215-8 "О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к 6-му вопросу повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, который касается создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования, полностью готов к третьему чтению. Замечаний лингвистического, правового, юридического характера не имеется. Прошу вас поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам кто хотел бы высказаться? Нет желающих. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 6-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 08 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается единогласно федеральный закон.
Заседание № 71
О проекте федерального закона № 103215-8 "О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Эльвира Ринатовна Аиткулова. Коллеги, и просьба: мы второе чтение рассматриваем, нам концепцию законопроекта не надо представлять. АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, я очень коротко напомню, направлен на то, чтобы вернуть в наш закон "Об образовании..." понятие учебно-производственного комплекса, это первое место работы и также возможность для наших организаций среднего профессионального образования получать прибыль, которую они смогут направить на своё развитие. Поступили поправки к законопроекту, их пять. Уточняется, что УПК создаются в образовательных организациях, обучающих по основным образовательным программам и программам профобучения, а также дополняется профессиональная программа допобразования. Ещё одно уточнение: УПК создаются для предоставления работы временного характера обучающимся и выпускникам, а также для производства товаров и оказания услуг по профилю образовательных программ соответствующих организаций СПО с использованием их материально-технической базы. Ну и также уточняется, что образовательная организация вправе оказывать содействие в трудоустройстве своих обучающихся и выпускников. Все поправки, уважаемые коллеги, включены в таблицу № 1 и рекомендованы к принятию. Поправки уважаемых коллег Смолина и Занко также были учтены в редакции поправок от Правительства Российской Федерации. Коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Ринатовна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1, в которой - я уточняю - шесть поправок? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 49 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование законопроект, 17-й вопрос. Второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 19 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 103215-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования). Коллеги, данным законопроектом решается три основные задачи. Первая - это трудоустройство молодых людей, которые обучаются в учреждениях СПО. Вторая - это подготовка специалистов совершенно нового образца для реального сектора экономики, специалистов, которые уже на практике поработали во время учёбы. И третья важная задача - это укрепление материально-технической базы наших колледжей и техникумов. Коллеги, что мы предлагаем? Норма очень простая. Мы предлагаем дать возможность учреждениям среднего профессионального образования создавать учебно-производственные комплексы, где студенты будут не просто проходить учебную и производственную практику, а получат первое место трудоустройства. И это очень важный практический элемент трудоустройства молодых людей, потому что, как ни ходи вокруг да около, мы знаем, что, когда молодой человек выпускается, приходит трудоустраиваться, ему говорят: а трудовой опыт, трудовой стаж? Как получить трудовой стаж, если человек после студенческой скамьи? Путём создания таких учебно-производственных комплексов мы позволяем учреждению уже принимать на работу студента, и молодой человек выпускается не только с дипломом, но и с трудовой книжкой. И это, конечно, такая очень хорошая мера поддержки для самих ребят, потому что, вы знаете, когда мы обсуждали этот законопроект, один из наших коллег во время "круглого стола" сказал: "А вы знаете, какая самая употребляемая фраза среди молодёжи, когда речь идёт о трудоустройстве? Свободная касса". Ну то есть молодые люди идут работать и подрабатывать туда, где их берут. А было бы правильно, чтобы ребята сразу работали по профессии, но такую возможность мы должны для них создать. И вот учебно-производственные комплексы дадут такую возможность. Более того, те средства, которые будут заработаны, могут быть направлены (мы, авторы законопроекта, это предлагаем) только на развитие непосредственно этого комплекса либо образовательного учреждения. Таким образом, мы работаем на укрепление материально-технической базы. Ведь мы все, когда посещаем техникумы, колледжи, видим, как выглядит материально-техническая база, и давайте согласимся, что, конечно же, её нужно укреплять. Безусловно, на это выделяются и федеральные деньги в рамках проекта "Профессионалитет", но когда у учреждения будет возможность ещё что-то закупать дополнительно, заработав для этого деньги, - это хорошая мера поддержки. Ну, возьмём, допустим, специалистов по ремонту автомобилей, по ремонту и обслуживанию. Если вы зайдёте в техникум или колледж, который есть у вас, в вашем округе, то увидите, что зачастую используются машины, которые уже, в общем-то, и по дорогам нашим не ездят, - автомобиль ведь нужно закупить, чтобы студенты учились. Ремонт бытовой техники - я недавно заходила в один из таких колледжей. Ну какая там бытовая техника - то, что уже не нужно и чем уже никто не пользуется. Конечно, нужно дать возможность техникумам обновлять вот эти производственные мощности, которые используются в образовательном процессе. Такая возможность появляется. Коллеги, мы хотим вас попросить поддержать данный законопроект и считаем, что он действительно направлен на реальное трудоустройство молодых людей. У нас сегодня 3,5 миллиона ребят обучается в техникумах и колледжах, и, кстати, эта инициатива как раз пришла к нам из самих учреждений среднего профессионального образования, как раз директора этих учреждений к нам обратились и попросили такую возможность им предоставить. Ну вот представим, студенты, которые занимаются деревообработкой, создают уже работы, которые действительно могут быть проданы, которые действительно востребованы на рынке, но сейчас такой легальной, законной возможности нет. Те товары и услуги, которые студенты уже могут производить и оказывать в результате практики, сегодня каким-то образом реализовать невозможно, даже любую скамейку, которую произвели студенты, нужно утилизировать, ей нельзя дать дальше ход, применение. А студенты абсолютно точно создают у нас универсальные и невероятно красивые работы. Вот недавно только у нас была выставка в Государственной Думе, вы все видели студенческие работы, они не просто имеют материальную ценность, это действительно произведения искусства. И конечно, они должны находить своё применение не только в выставочном аспекте, но и практическое применение. Вот данной нормой мы все эти вопросы урегулируем и просим вас поддержать. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Анатолий Александрович Вассерман. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, лет 55 назад класс, где я учился, несколько месяцев подряд проводил по несколько часов в неделю на производственной практике в телетайпном зале одесского Главпочтамта. Первый заработанный там рубль (это примерно как нынешняя тысяча) я потратил на подарок маме, а ещё лет через шесть, когда стал осваивать экзотическую в те времена профессию программиста, мне изрядно помог полученный навык работы на клавиатуре. Сейчас учебно-производственные комплексы остались только при организациях среднего профессионального образования, мол, тем, кто работает головой, умелые руки ни к чему, а вот мой личный опыт показал, что умелые руки не помеха, а подспорье голове. Конечно, голова должна идти впереди рук, но всё равно не зря в школе, когда я учился, уроки труда - от шитья до электромонтажа и работы на станках - были обязательны для всех. Понятно, что учебное производство далеко не дешёво даже в нынешних ограниченных пределах. Ну, госбюджет у нас нынче профицитный, в основном благодаря попытке самоизоляции Европейского союза от Российской Федерации по настоянию соединённых государств Америки. Вообще, в состоянии системного кризиса управленческие решения приводят к результатам, которые противоположны тому, на что надеялись, но нельзя же надеяться только на чужие ошибки, самим надо не плошать. На уже упомянутом "круглом столе", где обсуждалось нынешнее положение отечественных учебно-производственных комплексов, говорили об опыте Антона Семёновича Макаренко. Ему приходилось воспитывать беспризорных и даже малолетних преступников. Мягко говоря, это далеко не лучшие учащиеся, но он с ними справлялся так успешно, что его вытолкали из системы просвещения: на его фоне слишком много других педагогов выглядело весьма скромно. Ему пришлось перейти в систему внутренних дел, но в обоих ведомствах возглавляемые им колонии быстро достигали не просто самоокупаемости, но и зарабатывали всё, что нужно для стремительного развития. И это достигнуто не только благодаря воспитанным, привитым под руководством Макаренко дисциплине и навыку взаимодействия, но и благодаря освоению современнейших тогда сельскохозяйственных и промышленных технологий. Производственное обучение вообще должно опираться именно на самые передовые технологии просто потому, что к моменту, когда учащиеся перейдут на дальнейшую работу, эти технологии станут уже обычными. На эту сторону нашего педагогического опыта и опирается законопроект. Изделия, создаваемые учениками, не должны превращаться в экспонаты школьных музеев, тем более попадать на свалку, а должны быть востребованы, чтобы, во-первых, сами ученики видели, что работают хорошо, во-вторых, чтобы выручка от их продажи обеспечивала вот это самое непрерывное совершенствование самих учебно-производственных комплексов. Понятно, что такой формат действительно упростит дальнейшее трудоустройство выпускников, поскольку их наниматели смогут ознакомиться с реальными результатами уже состоявшейся деятельности. За это всё Комитет по просвещению и поддерживает законопроект, и мы надеемся, что препятствий к его принятию нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Александрович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, Ольга Михайловна и Анатолий Александрович достаточно ярко обосновали суть и необходимость данной законодательной инициативы, но у меня вопрос следующий: будут ли эти доходы облагаться налогом в рамках действующего Налогового кодекса? Это первое. И второе: будет ли для прозрачности учебными заведениями предоставляться налоговая отчётность? В отсутствие таковой, я думаю, мы можем создать новые офшоры внутри страны, которыми будут пользоваться коммерческие структуры, создавая совместные предприятия. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ВАССЕРМАН А. А. Насколько я понимаю, речи о совместных предприятиях в данном случае нет. Это именно учебно-производственные комплексы самих организаций среднего профессионального образования. Что же касается налогообложения, то, к стыду своему, я не помню, какие вообще режимы налогообложения учебной деятельности применяются, но, по идее, тут должно быть примерно то же налогообложение, что и, скажем, за услуги вроде платного продлённого дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Казаковой включите микрофон. КАЗАКОВА О. М. Вячеслав Михайлович, спасибо вам за вопрос. Действительно, этот вопрос, который касается налогообложения, мы рассматривали, справедливый вопрос. Если образовательное учреждение зарабатывает больше 10 процентов - вы, наверное, об этом речь ведёте, - то нулевое налогообложение может быть отменено. Но, во-первых, нужно посмотреть, какой будет доход от такой деятельности, во-вторых, мы считаем, что нужно оставить нулевое налогообложение для образовательных учреждений даже в случае, если доход будет выше. Норма о практическом трудоустройстве молодых людей, которую мы предлагаем, действительно уникальная, найден такой правильный подход, до этого момента мы никак не могли вот на такую норму выйти, и здесь, конечно, нам с теми, кто регулирует вот эту налоговую норму, нужно будет дальше, ко второму чтению работать в этом плане, мы это и предлагали. Что касается офшоров, о которых вы говорили. Тоже понимаем, о каком риске вы говорите, но, коллеги, всё-таки нам нужно начать относиться с доверием к людям, которые работают в наших образовательных организациях, - ну что мы всё время пытаемся их... Доверяем им образование, вообще жизни наших детей - и всё время хотим где-то найти подвох, каким образом они там смогут выкрутиться и как-то где-то нарушить. Здесь мы исходим из того, что это структурное подразделение внутри образовательной организации и оно будет как раз находиться под очень строгим контролем этой же организации, это не новое юрлицо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Вопрос Ольге Михайловне. Если это действительно будет структурное подразделение учреждения, допустим техникума, то нужно будет трудоустраивать в техникум, соответственно, в штат. Так вот вопрос: это обязательно для техникума будет, то есть всех студентов нужно будет трудоустроить - 100, 200 студентов, - либо у руководства техникума будет право устроить тех студентов, которые, ну, действительно хорошо работают или у них есть желание? Сейчас директорам учреждений СПО уже выдали такие показатели, что они обязаны чуть ли не всех своих студентов трудоустраивать - вне техникума, я имею в виду, - а если студенты плохо трудоустраиваются, то будут санкции какие-то применяться к этим директорам колледжей и техникумов. Вот, пожалуйста, ответьте на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Казаковой включите микрофон. КАЗАКОВА О. М. Сергей Дмитриевич, вопрос понятен. Конечно же, это добровольное трудоустройство. Речь не идёт о том, что все студенты обязаны будут участвовать в деятельности такого структурного подразделения и все должны быть трудоустроены, нет, конечно. Безусловно, это по желанию. Более того, это и для колледжа и техникума по желанию, то есть мы даём возможность, это не обязательная норма, они не обязаны создавать такие комплексы. Вот, допустим, Губернаторский аграрный колледж, который как раз обратился к нам, и вёл эту тему, и помогал нам детально в ней разбираться, уже готов создать такой комплекс. А некоторые учреждения СПО, с которыми мы общались, ещё не готовы, или, допустим, в их деятельности нет никакой практической установки. Мы никак не предполагали, что, к примеру, колледжи, которые готовят педагогов, тоже заинтересуются такими комплексами, - оказывается, у них есть практический интерес, потому что студенты занимаются образовательной деятельностью, допустим проводят какие-то досуговые мероприятия для детей в городе, в муниципалитете. К этому привлекают студентов педагогических колледжей и даже готовы оплатить эту работу, но сегодня колледж легальным путём никак не может это сделать. А если будет создано такое подразделение, то студенты-педагоги абсолютно точно уже смогут получать какие-то практические навыки, у них будет первое место трудоустройства. Здесь всё на добровольных началах, на добровольной основе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Занко Ольга Николаевна. ЗАНКО О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос авторам. В тексте законопроекта закрепляется необходимость для образовательных организаций содействовать трудоустройству обучающихся и выпускников. Может быть, ко второму чтению добавить, в каких формах это содействие может быть оказано? Ведь это очень важно, содействие содействию рознь. Допустим, помощь в составлении резюме и временное трудоустройство, например, в таких комплексах - это совершенно разные формы поддержки по степени важности. КАЗАКОВА О. М. Да, Ольга Николаевна, мы этот вопрос тоже обсуждали. Вы абсолютно правы. Ко второму чтению мы будем эту норму дорабатывать, уточнять её. Мы не можем обязать колледжи и техникумы заниматься непрофильной деятельностью, а содействие занятости - это всё-таки тоже профессиональная деятельность, этим занимаются центры занятости и так далее. Мы должны посмотреть, что они смогут делать в рамках своих полномочий. Если у вас будут предложения ко второму чтению, мы вас приглашаем к этой работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ольга Михайловна, всё-таки хотелось бы уточнить юридическую форму таких структурных подразделений: будет ли это в структуре учреждения как такового либо учреждение будет учреждать, прошу прощения за повторение, некую организацию, которая сможет как получать прибыль, так и нести убытки, за которые тоже кому-то придётся отвечать? Какие-нибудь понятные формы есть, предполагаются? КАЗАКОВА О. М. Анатолий Александрович тоже хочет ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ВАССЕРМАН А. А. Сейчас такие производственные подразделения, по сути, уже есть, все эти учебно-производственные мастерские уже существуют, соответственно, их юридическая форма никоим образом не меняется. По сути, единственное, что меняется, - это добавляются возможность централизованной продажи учебной продукции и возможность зачисления учащихся в штат этих подразделений, но правовая форма самих подразделений от этого не меняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Утяшева Римма Амировна. УТЯШЕВА Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Ольге Михайловне. Уважаемая Ольга Михайловна, с какого курса смогут приступать к работе учащиеся, когда им будет выписываться трудовая книжка и какая будет специальность, смогут ли они получать зарплату или это будет стипендия? КАЗАКОВА О. М. Уважаемая Римма Амировна, да, это будет зарплата и это будет трудовая книжка, в трудовой книжке будет запись: название структурного подразделения - учебно-производственный комплекс, он даже может иметь какое-то название - и дальше будет указано, какого колледжа или техникума. Это будет прямо трудовая книжка, и зарплата будет, будет составляться трудовой договор. Какой курс? Конечно, мы предполагаем, что это третий, четвёртый курс, там, где уже практика более активная. Но опять же в зависимости от специальности, которую ребята получают, - где-то могут и первокурсники, и второкурсники тоже работать. Это может обсуждаться, это будет право организации - определить. И конечно же, должно быть соответствие Трудовому кодексу, всем нормам, которые касаются детского труда, это ребята 14-16 лет, конечно, все эти нормы должны соблюдаться. И в рамках трудового законодательства мы будем двигаться в этом процессе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Ольга Михайловна, я много лет тружусь в макаренковском движении, и у меня вопрос вот какой: а почему мы ограничиваемся только средним профессиональным образованием? Я знаю вузы, которые успешно реализуют работу студентов, студенты учатся работать, в том числе и руками, и зарабатывать себе, что называется, на жизнь. Я знаю школы в рамках макаренковского движения, особенно сельские, которые делают примерно то же самое. Что вы думаете по поводу того, чтобы такие же права дать и другим образовательным организациям? КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Олег Николаевич, абсолютно хорошая норма, та, о которой вы говорите, понятно, что труд... Знаете, как молодёжь говорит: "Труд - крут!" И это правильно. И мы с вами понимаем, что трудовое воспитание - это самая надёжная защита для человека в жизни. В вузах просто уже есть эта норма. У нас среди авторов Александр Мажуга, он работал над этой нормой, но если у вас есть какие-то предложения, то давайте ко второму чтению смотреть, что ещё не учтено. Просто в вузах это уже работает, а в ссузах этого не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Ну, в продолжение вопроса моего коллеги Олега Николаевича. Совершенно недавно была в многофункциональном центре "Созвездие", город Красногорск, причём центр для детей-инвалидов, где на базе старших классов созданы автомастерские, кулинарное производство и прочее, но, к сожалению, такого права, о котором вы сейчас говорите, у этого многофункционального образовательного учреждения нет. Поэтому как вы отнесётесь к тому, если и Олег Николаевич, и я всё-таки внесём поправки в ваш законопроект? Это не изменит концепцию закона, но в любом случае мы выйдем за рамки среднего профессионального образования, если это будут вот такого рода многофункциональные центры или образовательные учреждения в виде школ, где работают старшеклассники. Я думаю, что это будет только на пользу. КАЗАКОВА О. М. Нина Александровна, по поводу старшеклассников тоже хорошая норма, она, наверное, не в рамках именно этого законопроекта. А вообще, о трудовом воспитании нам нужно отдельно подумать, каким образом в школах это можно создавать, потому что где-то это работает. Вот в сельских школах мы бываем - там это работает, и хорошо работает. И где-то предприятия включаются, которые есть в населённом пункте, они эту тему ведут. У нас даже есть предприятия, сельхозпредприятия, которые выходили с предложением, они даже готовы вообще финансировать такие кластеры и готовить школьников, чтобы они сразу уже привыкали к труду и были готовы работать на тех предприятиях, которые есть. Но я думаю, что это тема для отдельного обсуждения. Предложение очень хорошее, поэтому давайте вместе с вами вокруг этой темы объединимся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ВАССЕРМАН А. А. Если можно, небольшое дополнение. Я был недавно в своём округе в одной школе для детей со сложностями развития, так вот там в порядке производственной практики они собирают из старых запчастей мотоциклы классических образцов, причём ухитряются собрать их вполне работоспособными, но пока не очень понятно, что дальше с этими мотоциклами делать. Так что, я думаю, этот пример тоже в тему, и, наверное, при доработке ко второму чтению мы постараемся как-то сообразить, как вписать в закон все формы трудовой подготовки для всех средних учебных заведений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я убеждён, что законопроект надо поддержать и по возможности расширить. Вот мои аргументы. Во-первых, я совершенно солидарен с Анатолием Александровичем по поводу того, что умение работать руками такое же важное, как умение работать головой, тем более когда речь идёт о современных высококвалифицированных рабочих профессиях - работать приходится тем и другим одновременно. Во-вторых, я хочу напомнить, что соединение образования с производительным трудом - это одна из любимых идей социалистов разных эпох: от Томаса Мора до Карла Маркса. И конечно, Макаренко Антон Семёнович, человек, который входит в пятёрку самых выдающихся педагогов ХХ века и опыт которого, к сожалению, был во многом забыт, проводил эту идею, причём он не любил понятие трудового воспитания, он предпочитал понятие "производственное воспитание", имея в виду именно то, что это производственное воспитание должно базироваться на самых современных технологиях, как и было у его колонистов. В-третьих, уважаемые коллеги, этот законопроект действительно важен с точки зрения будущего трудоустройства. К сожалению, современный капитализм крайне жёстко эксплуатирует молодёжь - вот то, что я наблюдаю на примере достаточно близких мне людей. Мы видим, как различные организации охотно берут якобы на практику, без заработной платы, молодых ребят, говорят: да, ты нам нужен, всё хорошо, но вот трудоустроить тебя не можем, - проходит несколько месяцев, человек разочаровывается и идёт искать другое место работы. От всех требуют, чтобы был сразу опыт работы, когда опыта работы, официального по крайней мере, ещё быть не может. Поэтому трудовая книжка - важный фактор трудоустройства в современном обществе, без сомнений. Кстати, по данным Татьяны Алексеевны Голиковой, правда, нескольколетней давности, не знаю, насколько они сейчас изменились, 40 процентов всех безработных в России - это люди моложе 35 лет. Впрочем, мы здесь неоригинальны: большинство безработных в странах с развитой рыночной экономикой - это либо молодые люди, либо люди предпенсионного возраста. Пользуясь случаем, хочу сказать, что, конечно, работа никак не мешает студенту получать стипендию, не должна мешать, хотя бы по одной простой причине: современная расчётная стипендия студента среднего специального учебного заведения - порядка 5 процентов прожиточного минимума, тогда как в советский период тот, кто учился в техникуме, получал 40 процентов прожиточного минимума, а тот, кто учился в ПТУ, - даже 80 процентов, так как считалось, что там учатся дети из малообеспеченных семей и их нужно всячески поддерживать. Ну и последнее, коллеги. Я предлагаю всерьёз подумать над расширением этого законопроекта, потому что мы знаем, повторяю, о крайне положительном опыте довольно большого количества школ, особенно сельских. Я знаю о крайне положительном опыте применения такой системы в детских домах, я знаю... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СМОЛИН О. Н. ...я знаю о крайне положительном опыте подобного рода работы в детских домах, из которых ребята выходили фактически со специальностью, а не беспомощными, как, увы, иногда выходят даже из семей, хотя мы, конечно, за то, чтобы было семейное воспитание. Просим рассмотреть возможность расширения законопроекта ко второму чтению, а сейчас просим поддержать в первом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аиткулова Эльвира Ринатовна, пожалуйста. АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект внесён в Государственную Думу ещё весной, и, конечно, мы сегодня, приближаясь к финалу, слышим от зала безусловную поддержку. Я напомню, что у партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в народной программе отдельное внимание уделено развитию среднего профессионального образования. Наверное, всё-таки обращусь к коллегам, которые сегодня настаивают на расширении действия закона, на включении туда системы и школьного образования, и высшего образования: давайте себе честно признаемся, что сегодня система профессионального образования наименее отрегулирована и в наименьшей степени поддерживается, и поэтому вот здесь фокус внимания именно на СПО надо держать. Являясь руководителем рабочей группы по вопросам среднего профессионального образования, скажу, что мы изучили опыт наших субъектов и, конечно, сегодня опыт разнообразный. И сегодня (о чём говорила Ольга Михайловна) очень большое количество учреждений СПО, которые имеют очень низкий уровень материально-технической базы, но в то же время - есть огромный контраст - есть учебные заведения, которые упакованы по последнему слову. И наша задача, раз мы создаём единую образовательную среду, - это, конечно, стандартизировать эти подходы и дать возможность нашим учебным заведениям где-то и зарабатывать. Сегодня говорили о системе общего образования. Я знаю, что коллеги, вот Юлия Оглоблина, готовят законопроект также по агроклассам, то есть это как раз был бы ответ на вопрос о возможности включения в эту систему школ. Ещё один момент, о котором не упоминали сегодня, - это возможность использовать продукцию наших средних профессиональных образовательных организаций, что называется, на практике, например для школьных столовых. Обеспечивать школы своей сельхозпродукцией могли бы помочь те же самые сельхозколледжи, училища, которые сегодня расположены в сельской местности. Поэтому, безусловно, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Более того, мы разослали законопроект после первого чтения в комитете нашим коллегам - членам рабочей группы для обратной связи, получили только положительные отзывы, потому что это очень давно ожидаемый законопроект. Действительно, давая сегодня, прямо скажем, удочку нашим средним профессиональным образовательным организациям, мы тем самым даём им возможность и подтянуть материально-техническую базу, и где-то помочь с увеличением заработной платы, и реализовать свою продукцию, а самое главное, даём нашим студентам возможность воочию увидеть результаты своего труда. И конечно, здесь немаловажно, об этом Ольга Михайловна говорила, что сегодня большинство колледжей уже находятся на таком низком старте, готовы приступать к этой деятельности. А что касается вопросов, которые задавали по поводу юридического статуса и по таким узким моментам, то, если обратите внимание, в тексте законопроекта указано, что положение об учебно-производственном комплексе утверждается федеральным органом исполнительной власти. Поэтому мы от Министерства просвещения Российской Федерации ждём это самое положение, будем его рассматривать уже в пакете с этим законопроектом. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект поддерживает. Спасибо, коллеги, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", пункт 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 31 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.