Заседание № 345
О проекте федерального закона № 1031881-7 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части процедуры аккредитации экспертов, экспертных организаций, осуществляющих проведение экспертизы информационной продукции).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Доклад Ольги Владимировны Окуневой. ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект принимался в первом чтении в декабре, поправок не поступало. Он подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Напомню, что данным законопроектом предоставляется право уполномоченному Правительством Российской Федерации органу власти устанавливать требования к экспертам и экспертным организациям, которые имеют право на проведение экспертизы информационной продукции. Просим принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 26 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите. Пожалуйста. ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поскольку законопроект не претерпел изменений и подготовлен к процедуре третьего чтения, получены все соответствующие и необходимые по Регламенту заключения, просим поддержать данный законопроект и принять в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 17 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 333
О проекте федерального закона № 1031881-7 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части процедуры аккредитации экспертов, экспертных организаций, осуществляющих проведение экспертизы информационной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
45-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Доклад официального представителя правительства заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Бэллы Мухарбиевны Черкесовой. Пожалуйста. ЧЕРКЕСОВА Б. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич, добрый день! Законопроектом предлагается внести изменения в статью 17 закона "О защите детей...", которая устанавливает общие требования к экспертизе информационной продукции, а именно предлагается предусмотреть полномочия федерального органа исполнительной власти, определяемого правительством, устанавливать дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям. На данный момент аккредитацию экспертов и экспертных организаций, а также ведение реестра экспертов осуществляет Роскомнадзор, и согласно закону "О защите детей..." эксперты должны отвечать следующим минимальным требованиям. Во-первых, они должны иметь высшее профессиональное образование, а во-вторых, обладать специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии. На наш взгляд, этих требований, как показывает практика, сегодня недостаточно - важно не только обладать определёнными базовыми знаниями, но и иметь какие-то практические навыки, иметь определённый опыт работы в данной сфере. Этим законопроектом мы предлагаем эту задачу решить. Считаем, что полномочием устанавливать дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям впоследствии может быть наделён Роскомнадзор, поскольку службой уже наработан опыт в данном вопросе, более того, Роскомнадзором уже подготовлены предложения по корректировке существующего порядка аккредитации. В частности, речь идёт о включении таких дополнительных требований, как, во-первых, наличие практического опыта работы не менее пяти лет в таких областях, как педагогика, возрастная психология, возрастная физиология, детская психиатрия, социология, лингвистика и культурология; во-вторых, последнее место работы должно быть связано с одной из указанных областей, а стаж работы по данной специальности должен составлять не менее трёх лет; в-третьих, владение навыками из других, смежных областей знания, связанных с изучением воздействия информации на здоровье и развитие детей, их психику и поведение. Все необходимые подзаконные акты уже разработаны. Предлагаемые подходы мы обсуждали с Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, которому хочется выразить отдельную благодарность за поддержку наших инициатив. Просим поддержать законопроект, нам кажется, что это позволит аккредитовывать более квалифицированных специалистов и избежать появления случайных людей среди экспертов в данной сфере. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ольги Владимировны Окуневой. Пожалуйста. ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представитель правительства достаточно подробно рассказала о содержании законопроекта, и хотелось бы сказать, что в этом зале в выступлениях депутатов неоднократно звучали предложения более качественно проводить экспертизу информационной продукции, размещаемой для детей и используемой детьми. Предлагаемые изменения позволят оценивать в том числе и экспертов, предъявлять к ним большие требования, создадут повод для того, чтобы информация стала более качественной, а сама экспертиза - более строгой и жёсткой, чтобы меньше возникало вопросов, которые мы слышим в том числе в рамках проводимого президентом совета по культуре от наших коллег - представителей Комитета по культуре. Например, вопросов о том, что тот или иной знак на информационной продукции необходимо или отменить, снять, или изменить, потому что он должен быть другим, ведь информация, которая не приносит вреда детям, должна быть им доступна, а причиняющая вред их здоровью должна быть для них недоступна. Мы поддерживаем данный законопроект и предлагаем принять в первом чтении. Все подзаконные акты разработаны соответствующим федеральным органом исполнительной власти и уже находятся в комитете. От субъектов поступили отзывы в поддержку данного проекта закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Бэлла Мухарбиевна, приведите нам пример, как работает эта схема, на каком этапе эксперт подключается к анализу информационных потоков, например, в той же сети Интернет (я понял, для этого в том числе они отбираются), то есть как приходит информация, каким образом, кто поставляет, как они принимают решения и в какие сроки, для того чтобы блокировать или ограничить доступ к соответствующей информации? ЧЕРКЕСОВА Б. М. Спасибо за вопрос. Ну, начну с того, что на данный момент Роскомнадзором аккредитовано 96 экспертов и 15 экспертных организаций. Что делает эксперт? Во-первых, эксперты следят за правильностью возрастной маркировки продукции, то есть, условно говоря, не все правообладатели, к сожалению, имеют компетенции для того, чтобы решить: это - "18+", это - "16+" и так далее, этим эксперты занимаются. Во-вторых, эксперты следят за тем, чтобы контент соответствовал законодательству. Более того, экспертиза очень часто нужна в тех случаях, когда, например, возникают судебные или административные споры, и эксперты помогают их разрешать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Бэлла Мухарбиевна, вы подчеркнули в своём выступлении, да и в пояснительной записке говорится о том, что при аккредитации экспертов необходимо особо учитывать такой критерий или такое требование, как наличие опыта работы в соответствующей сфере, однако в тексте законопроекта об этом требовании ничего не сказано. Может быть, оно где-то в других документах? Поясните, пожалуйста, уточните, в подзаконных актах оно или где? ЧЕРКЕСОВА Б. М. В целом да, мы думали подзаконными актами обойтись в данном случае, хотели интегрировать это туда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемая Бэлла Мухарбиевна, скажите, пожалуйста, вашим ведомством уже согласовано или есть проект нормативного акта, который устанавливает требования к экспертам, о которых вы сегодня говорили? Дело в том, что требование об обучении по определённой специальности и о присуждении конкретной квалификации требует затрат определённого количества времени экспертов. В том числе непонятно, такие образовательные программы уже существуют или Министерству науки и высшего образования только ещё предстоит такие программы разработать? ЧЕРКЕСОВА Б. М. Спасибо за вопрос. Да, у нас на данный момент есть проект приказа Роскомнадзора, в котором это всё чётко прописывается, мы его обсуждали с комитетом. Этот приказ обязательно будет вынесен на общественное обсуждение, и я уверена, что все мнения, которые будут звучать, мы обязательно учтём в тексте этого приказа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ОКУНЕВА О. В. Уважаемые коллеги, в комитете есть проект приказа, мы предварительно его получили, ещё когда рассматривали законопроект в первом чтении, и можем передать его вам ещё до того, как он будет размещён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемая Бэлла Мухарбиевна, одно время говорили: дети - цветы нашей жизни. В нынешней ситуации мы говорим: дети - это наше возмездие. Вот недавно по одному из центральных каналов в течение часа показывали некоего парня из Уфы, он назвал себя Моргенштерном, и он пел песню: "Я съел своего деда, очень вкусный дед..." - вот он реально так пел, кривлялся, и куча молодёжи, ребята 13-14 лет присудили ему звание лучшего музыканта 2020 года, он переплюнул даже Филиппа Киркорова. Так вот получается, что эта проблема, чудовищная проблема, касается всего нашего общества. В связи с этим вопрос: почему именно некая комиссия правительства определяет, кто войдёт в эту группу? Может быть, сделать комиссию равносторонней, чтобы она включала в себя и депутатов, тут много грамотных людей. Почему только они там назначают, кто это будет, что это будет? ЧЕРКЕСОВА Б. М. Спасибо за вопрос. Я, к сожалению (или к счастью), не слышала произведения, о котором вы говорите. Что касается того, что решает или не решает правительство. В данном случае Роскомнадзор в соответствии с теми требованиями, которые установлены законодательно, аккредитовывает или не аккредитовывает экспертов. И собственно, тот законопроект, который мы сейчас предлагаем и обсуждаем, предполагает ужесточение требований к этим экспертам, для того чтобы такого рода вещей было меньше в нашем информационном пространстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ОКУНЕВА О. В. Уважаемые коллеги, хотелось бы сказать, что для России важен каждый ребёнок. Безусловно, это наше с вами будущее, можно говорить самые возвышенные слова о детях. И безусловно, о них надо заботиться, с тем чтобы то, что довелось увидеть вам, не увидели другие, но мне кажется, что депутатам Государственной Думы не надо брать на себя те полномочия, которые есть у органов исполнительной власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", пункт 45. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 21 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.
Заседание № 331
О проекте федерального закона № 1031881-7 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части процедуры аккредитации экспертов, экспертных организаций, осуществляющих проведение экспертизы информационной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пожалуйста, Синенко Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу рассмотрение законопроекта под пунктом 37 сегодняшнего проекта порядка работы пленарного заседания - это правительственный законопроект первого чтения - перенести на 22 декабря, вторник. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.