Заседание № 131

11.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1031852-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании" в целях расширения гарантий отдельным категориям лиц, уволенных с военной службы, на получение образования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2844 по 3358 из 7607
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об образовании..." в целях расширения гарантий отдельным категориям      
лиц, уволенных с военной службы, на получение образования". Доклад Александра   
Николаевича Шерина.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, многое сделано для роста престижа военной        
службы. Молодые люди, подлежащие призыву, традиционно по окончании школы        
стоят перед выбором: сначала получить образование и затем служить в армии       
либо сначала отслужить, а потом поступать в образовательные организации.        
Подавляющее большинство выбирают первый вариант, вызвано это, с одной           
стороны, нежеланием служить в армии, с другой - непониманием тех возможностей   
и перспектив, которые даёт военная служба.                                      
                                                                                
Очевидно, что объём знаний недавнего выпускника школы и объём знаний по         
истечении срока воинской службы по призыву объективно отличаются, а значит,     
поступление в образовательную организацию после службы в армии может быть       
довольно затруднительным. При этом нельзя не отметить позитивные изменения в    
законодательстве и в правоприменительной практике, направленной на разрешение   
данных проблем. Так, Министерство образования и науки приняло решение о том,    
что результаты сдачи единого государственного экзамена действительны в          
течение года после его сдачи, это обеспечивает абитуриенту возможность          
воспользоваться школьными результатами ЕГЭ при поступлении в образовательную    
организацию для обучения по программе бакалавриата.                             
                                                                                
Кроме того, после службы в Вооружённых Силах Российской Федерации граждане      
имеют право обучаться на подготовительных отделениях, курсах соответствующих    
образовательных организаций. При поступлении на первый курс отслуживший         
абитуриент имеет преимущественное право на зачисление в пределах                
установленного лимита при успешном прохождении вступительных испытаний.         
Дополнительно образовательная организация должна зачислить абитуриента на       
льготных основаниях при наличии ходатайства от военкомата, однако фактически    
данное положение не исполняется, так как оно не закреплено в федеральном        
законодательстве, недостаточно ясно, и нет механизма привлечения к              
ответственности при отказе в таком зачислении.                                  
                                                                                
Предлагаемый законопроект имеет целью при сохранении всех существующих льгот    
и возможностей для абитуриентов, отслуживших в армии, создать новый             
эффективный механизм, при котором военнослужащий, хорошо зарекомендовавший      
себя на службе, сможет после службы без вступительных испытаний поступить в     
образовательную организацию высшего образования. Если лицо не имеет степени     
бакалавра, то оно может претендовать на зачисление для обучения по программам   
бакалавриата. Если диплом бакалавра получен до службы в армии, то               
характеристика-рекомендация должна давать возможность зачисления для обучения   
и получения степени магистра без прохождения вступительного испытания. Данный   
порядок следует применять и к отслужившим по контракту как дополнение к их      
правам на получение образования.                                                
                                                                                
Предлагается возложить на Министерство обороны Российской Федерации             
обязанность по определению порядка выдачи характеристик-рекомендаций, а на      
Правительство Российской Федерации и министерство образования и науки -         
работу по определению квот в образовательных организациях и программ, в         
рамках которых будет осуществляться зачисление указанной категории              
абитуриентов без вступительных испытаний.                                       
                                                                                
Данный закон в конечном счёте сделает службу в Вооружённых Силах Российской     
Федерации ещё более привлекательной, повысит боеспособность Российской армии,   
а также создаст дополнительные возможности для получения качественного          
высшего образования наиболее успешно прошедшим военную службу.                  
                                                                                
Коллеги, прошу поддержать инициативу, в случае принятия она будет               
дополнительным стимулом для граждан Российской Федерации, проходящих срочную    
службу в Вооружённых Силах, и они будут стремиться получить от командира        
воинской части соответствующую характеристику за безупречную службу, которая    
позволит им поступить по квоте в те высшие учебные заведения, которые будут     
определены, без вступительных экзаменов.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по образованию и науке Елены Анатольевны Митиной.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной     
Думы по образованию и науке рассмотрел указанный законопроект и отмечает        
следующее. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин         
России имеет право получить бесплатное высшее образование на конкурсной         
основе. Указанный законопроект вступает в противоречие с Конституцией           
Российской Федерации, поскольку предлагает осуществлять приём в                 
образовательные организации высшего образования лиц, уволенных с военной        
службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта, без    
вступительных испытаний.                                                        
                                                                                
Автор законопроекта уже отметил, что в законодательстве произошли изменения,    
которые позитивно отражаются на поступлении в вузы лиц, отслуживших в армии,    
однако нужно сказать, что проблема получения качественного - подчеркну,         
качественного - образования для лиц, уволенных с военной службы, заключается    
не столько в доступности его получения для данной категории граждан, сколько    
в уровне их подготовленности к освоению образовательных программ высшего        
образования.                                                                    
                                                                                
Автор законопроекта в пояснительной записке и в выступлении сам уже сказал о    
том, что уровень выпускников школ и уровень ребят, которые отслужили в армии,   
существенно отличается. Именно поэтому для выравнивания стартовых               
возможностей данной категории абитуриентов статьёй 71 закона "Об                
образовании..." таким ребятам предоставлено право на поступление на             
подготовительное отделение за счёт бюджетных ассигнований федерального          
бюджета.                                                                        
                                                                                
Напомню, что действующими нормами 71-й статьи Федерального закона "Об           
образовании..." установлены особые права при приёме на обучение для инвалидов   
первой и второй группы, для детей-инвалидов, инвалидов вследствие военной       
травмы или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.   
Квота приёма для данных категорий абитуриентов у нас установлена в пределах     
не менее чем 10 процентов от общего объёма контрольных цифр приёма граждан,     
которые обучаются за счёт бюджетов, и установление специальной квоты при        
поступлении для лиц, уволенных с военной службы, в количестве не менее 90       
процентов от числа лиц, призванных на срочную военную службу, как это           
предлагается в законопроекте, приведёт к нарушению, ущемлению прав других       
категорий поступающих, так как потребует установления более трети всех          
контрольных цифр приёма в вузы в качестве квоты целевого приёма для             
рассматриваемой категории абитуриентов. Конечно, это создаст крайне             
негативный социальный эффект, а также приведёт к понижению уровня качества      
приёма в вузы.                                                                  
                                                                                
Кроме того, из текста законопроекта невозможно установить, какой именно         
федеральный орган исполнительной власти и как будет уполномочен устанавливать   
порядок выдачи характеристик, рекомендаций, как будет гарантирована их          
достоверность, подлинность, как будет организован учёт и контроль их выдачи     
воинскими частями. Всё это говорит о высоких рисках коррупции.                  
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по образованию и науке        
предлагает данный законопроект отклонить в первом чтении.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю комитета вопросы.                          
                                                                                
Вы сказали, что эта норма уже урегулирована законом, - скажите, пожалуйста,     
полностью она урегулирована или нет и каким образом урегулирована? Это          
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Вы сказали, что проблема не в квоте, а больше в степени подготовки    
абитуриентов и что для этого существуют подготовительные курсы, -               
предусматривается ли бесплатная подготовка именно для этой категории, не для    
инвалидов, которых вы перечислили, а именно для отслуживших военную службу,     
для категории лиц, которая указана в этом законопроекте, это предусмотрено      
или нет?                                                                        
                                                                                
Вот два таких вопроса.                                                          
                                                                                
МИТИНА Е. А. Валерий Карлович, как раз о подготовительном отделении для         
ребят, которые отслужили в рядах Вооружённых Сил, речь и идёт, как раз для      
обеспечения их подготовки статьёй 71 Федерального закона "Об образовании..."    
и установлено право на приём на подготовительные отделения за счёт средств из   
бюджета, чтобы они действительно могли подготовиться, потому что, если          
молодой человек, который отслужил в армии, придёт в вуз и не сможет освоить     
программу, эффект от этого закона будет обратный, то есть через год или уже в   
первую сессию он может быть просто отчислен. Либо здесь возникнет ситуация,     
когда преподаватели будут ставить тройки, чтобы сохранить бюджетное             
финансирование на этого студента, - и тогда о каком качестве образования мы     
говорим? Либо такие студенты будут отчисляться, а если мы говорим о той         
квоте, которая предусмотрена в законопроекте (а это примерно треть всех         
контрольных цифр приёма), тогда всё равно финансирование будет уменьшаться,     
значит, должно быть перераспределение нагрузки на преподавателей, может быть,   
даже сокращение, то есть эффект будет противоположный. Поэтому в законе "Об     
образовании..." и сказано, что эти ребята должны поучиться на                   
подготовительном отделении, и потом они смогут освоить программу высшего        
образования.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Елена Анатольевна, в советское время отслужившие в   
армии в принципе имели право на внеконкурсное поступление в вузы - вот я        
перед вами сижу, - и, как правило, те, кто отслужил в армии, учились на         
порядок лучше, чем те, кто окончил школу, потому что человек приходил уже с     
пониманием, что он должен создавать семью и быть хозяином себе, и, как          
правило, они все работали, поэтому мне непонятно, в чём коррупционность? Если   
военный билет представили - это является основанием, никаких справок не надо    
представлять.                                                                   
                                                                                
И ещё: в данной ситуации, мне кажется, это всё-таки было бы дополнительным      
мотивом родину защищать, - я с автором согласен - а то у нас значительная       
часть отлынивает от службы в армии.                                             
                                                                                
МИТИНА Е. А. Николай Васильевич, если ребята хорошо учились до того, как        
пошли в армию, значит, они хорошо сдали единый государственный экзамен и уже    
имеют хорошие баллы, а баллы действуют в течение четырёх лет, и эти ребята      
могут поступить на общих основаниях. Это первое.                                
                                                                                
Второе. Речь идёт о том, что не все ребята, которые отслужили в армии, могут    
поступать, а только те, кто получил хорошую характеристику-рекомендацию, и      
вот как раз здесь-то непонятно, кто эти характеристики будет выдавать (вот      
если мы говорим о коррупции как раз), какой орган будет выдавать, как это       
будет контролироваться - кому выдали, кому не выдали, - то есть вот с этим      
связано, а не с тем, есть у него военный билет или нет.                         
                                                                                
А если он хорошо учился, он поступит по баллам ЕГЭ и будет учиться, здесь       
проблем нет.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Елена Анатольевна, я вот, как у коллеги, хочу у вас спросить,       
поинтересоваться: вы ссылались на 71-ю статью - не обладает ли ваш комитет      
официальной статистикой, кто ею воспользовался и какое количество было          
зачислено? Это первое.                                                          
                                                                                
И второе. Вы в своём выступлении сказали, что будут вынуждены ставить тройки,   
чтобы сохранить бюджетные места, - а разве не появляется право, возможность     
на освободившееся бюджетное место перевести по итогам успеваемости              
соответствующего студента-платника, если место освободилось, потому что         
кто-то не тянет и его отчислили?                                                
                                                                                
МИТИНА Е. А. Статистику такую я сейчас привести не смогу, Александр             
Николаевич, к сожалению, с собой у меня её нет, может быть, в комитете она      
действительно есть, мы постараемся эти цифры подготовить и вам направить.       
                                                                                
Что касается перевода, да, в уставах некоторых вузов такое право установлено:   
если студент, который обучается там на платной основе два года, получает        
хорошие оценки, учится на пятёрки, занимается общественной, научной или         
какой-то другой полезной работой, он может быть переведён. Но не в каждом       
вузе, будем говорить, есть на каких-то специальностях платники, давайте         
исходить из того, что платники обычно есть, обучаются по востребованным         
специальностям, а на многих специальностях платников просто нет - и как мы      
тогда будем поступать, будем сокращать преподавателей?..                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аршинова Алёна Игоревна, пожалуйста.                      
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к автору законопроекта.                                           
                                                                                
Александр Николаевич, исходя из каких расчётов вами предложена квота 90         
процентов и понимаете ли вы, что эта квота уже лишила бы возможности            
поступать в вузы, если бы сегодня этот закон был принят, треть выпускников      
11-го класса? Или цель законопроекта, предложенного вами, как членом фракции    
ЛДПР, установить фильтр при поступлении в вуз в виде службы в армии?            
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Алёна Игоревна, у меня, как у члена фракции ЛДПР, нет задачи        
поставить фильтр для тех, кто служил в армии. У меня есть задача дать этим      
людям дополнительный стимул для того, чтобы они добросовестно служили,          
служили в армии добросовестно - и их добросовестность будет потом               
вознаграждена тем, что они смогут без экзаменов (имея полное среднее            
образование) поступать в высшие учебные заведения, которые будут определяться   
министерством образования Российской Федерации, а порядок получения ими         
характеристики будет установлен Министерством обороны Российской Федерации.     
                                                                                
И ещё один очень важный момент. Речь идёт о том, что у нас призывается около    
160 тысяч и количество мест для поступления гораздо больше, чем количество      
тех, кто сможет воспользоваться этой возможностью, и речь идёт о 90 процентах   
призванных. Чтобы не получилось так, что для тех, кто захочет воспользоваться   
своим правом, отслужив в армии, просто не найдётся определённого количества     
мест, будет установлен срок, в течение которого они должны сообщить о своём     
желании, и после того, как этот срок истечёт, соответственно, закончится и      
срок предоставления этих квот, и срок действия этого порядка. Не 90 процентов   
вообще всех мест в вузах, а 90 процентов количества призванных в армию и        
потенциально претендующих на поступление после того, как отслужат.              
                                                                                
Спасибо вам за вопрос.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня,       
наверное, день такой - мы говорим о военнослужащих, которые когда-то            
отслужили, которые сейчас служат, и рассматриваем законопроекты, которыми в     
той или иной мере пытаются защитить их права и поднять престиж профессии.       
                                                                                
Я напомню, что в советское время такая норма существовала. Действительно, у     
ребят, которые после окончания школы служили в армии, был перерыв, скажем       
так, и меньше возможностей для подготовки к вступительным экзаменам. Для них    
существовал рабфак, и после окончания рабфака - то, о чём сегодня говорил       
представитель комитета, - существовала квота на поступление, и эти ребята       
поступали в вузы, те, кто хотел учиться, и даже заканчивали их с отличием.      
Вот в моей группе было четыре отличника, и один из них - рабфаковец,            
отслуживший в армии. Да, ему было тяжело, но он в конце обучения получил        
диплом с отличием. А если бы не было квоты, кто знает, прошёл бы он по          
конкурсу или нет, потому что у нас конкурс был 24,5 балла из 25 возможных -     
сами понимаете, что далеко не все могли попасть, рабфаковцы точно бы не         
попали. Эта норма дала возможность этим ребятам, отслужившим в армии,           
получить образование и даже закончить с отличием. Вот примерно это же и         
предлагает автор этого законопроекта.                                           
                                                                                
Другое дело, есть вопросы по поводу размера квоты, но это процедура второго     
чтения. Нужна ли характеристика или не нужна - тоже процедура второго чтения,   
можно бы это условие убрать. Но в целом такая норма нужна, она работала в       
советское время, и, я думаю, она как раз подняла бы престиж профессии. И        
ребята, которые отслужили в армии и осознанно подошли к выбору своей будущей    
профессии, получили бы возможность для поступления, для получения               
профессионального образования. Они могут закончить подготовительные курсы,      
которые оплачивает государство, и плюс ещё квоту должны иметь. Ну а дальше,     
скажем так, есть механизм отбора во время получения высшего образования,        
который никто не отменял. Если ты не сдашь сессию после первого курса, то       
неважно, как ты туда поступил, ты будешь отчислен, вот и всё. Этот отбор        
работал, работает и будет работать. Другое дело, что они получают некий бонус   
от государства за то, что они служили государству, в виде получения             
возможности поступить в вуз, а дальше уже от них зависит, как они этим          
бонусом воспользуются.                                                          
                                                                                
Мы считаем, что законодательная инициатива заслуживает внимания, мы её          
поддерживаем и предлагаем коллегам последовать нашему примеру.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузьмин Михаил Владимирович, пожалуйста.                  
                                                                                
КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня действительно у нас какой-то такой день, что мы      
достаточно резонансные, на наш взгляд, законопроекты рассматриваем, и вот       
сейчас говорим об обучении тех молодых ребят, кто желает получить высшее        
образование после военной службы.                                               
                                                                                
Николай Васильевич, не было квоты в советское время. Я в 1972 году закончил     
советскую школу, поступил на вечернее отделение, а в 1973 году, желая           
исполнить воинский долг, пошёл в армию, отслужил и восстановился. Сегодня       
молодой человек, получающий знания в нашей школе... Не было квоты, это вы       
что-то путаете...                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КУЗЬМИН М. В. Ну, то или другое.                                                
                                                                                
Сегодня, получив среднее образование, он имеет право на поступление. Если же    
он желает выполнить воинский долг, это его право, но, придя со службы,          
молодому человеку необходима реабилитация. Он год или больше исполнял           
воинские обязанности, это замечательная служба, это замечательный долг, это     
замечательная судьба человека, но ему после службы необходима реабилитация. В   
каком виде эта реабилитация будет проходить? На сегодняшний день вузы           
Российской Федерации, во всяком случае в нашем и в соседнем регионах, готовы    
предоставить подготовительную программу для молодого человека, прошедшего       
военную службу.                                                                 
                                                                                
Что касается этой законодательной инициативы, да, может быть, она может         
обсуждаться, можно искать какие-то новые формы поддержки, но в том виде, в      
каком предлагает законодатель, принята быть не может.                           
                                                                                
Я благодарю вас за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сафаралиев Гаджимет Керимович, пожалуйста.                                      
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Если говорить о              
законопроекте, то идея в принципе правильная, но в действующем законе эти       
нормы есть. Вот говорили о подготовительных отделениях, о том, что кто-то с     
кем-то учился. Я более сорока лет преподавал и преподаю в вузе и прекрасно      
знаю, что они были лучшими не потому, что они были умнее или ещё что-то. Дело   
в том, что действительно служба в армии на год или два отрывала их от этой      
среды, они не были настолько подготовлены, как хотелось бы, поэтому             
создавались подготовительные отделения, на которых их готовили, доводили их     
знания до определённого уровня, и потом они поступали и учились.                
                                                                                
Кроме того, вот я выступал с инициативой - это было в четвёртой или пятой       
Думе, не помню, - чтобы у нас с Минобороны был некий договор о подготовке       
военнослужащих непосредственно в армии, в процессе службы в виде                
дистанционного обучения либо путём организации там, на местах, в воинских       
частях... И мы это проводили в качестве эксперимента, но, к сожалению, не       
пошло это дальше. А такая норма позволила бы, ну, в другом виде этот            
законопроект принять, но в данной ситуации... Во-первых, что касается 90        
процентов служащих - не обязательно, что все они хотят дальше учиться.          
Во-вторых, кто даёт эти справки, кто это контролирует, какую силу юридическую   
имеют эти справки, тоже непонятно. В-третьих, в любом случае должна быть        
конкурсность - здесь конкурсность отсутствует. Николай Васильевич говорит:      
вот мы имели возможность - да, вне конкурса зачисляли, но чтобы без экзаменов   
- такого никогда не было.                                                       
                                                                                
Если в целом посмотреть, идея хорошая, надо поощрять ребят, которые служат в    
армии, но форма поощрения должна быть другой. В этом виде законопроект,         
конечно, не годится, поэтому я поддерживаю комитет, выступавшую от комитета     
Митину и считаю, что законопроект надо отклонить.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Гартунг Валерий Карлович.                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я для справки хочу сказать, что я поступал в 1978 году, у нас     
были поступавшие вне конкурса, рабфак их готовил, потом по результатам сдачи    
экзаменов они по отдельному конкурсу поступали - вот и всё. Именно это и        
предлагается сейчас: в действующем законодательстве есть норма о                
подготовительных курсах, но нет нормы о квоте - предлагается добавить ещё       
норму о квоте. Вот и всё!                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, не надо передёргивать, я ни о каких         
квотах не говорил, я говорил, что была льгота. Экзамены я сдавал, сдал          
успешно и был зачислен, понимаете? Ну что вы придумываете!                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик?                        
                                                                                
Шерин, пожалуйста.                                                              
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать данную законодательную      
инициативу в первом чтении. Я уверен, что в поправках ваши замечания можно      
будет ко второму чтению учесть. Давайте я более подробно разъясню:              
призывается молодой человек в Вооружённые Силы, в военкомате есть на него       
соответствующие данные, исходя из того, у кого есть полное среднее              
образование, определяется, сколько граждан потенциально имеют право поступать   
в высшие учебные заведения, и исходя из количества этих людей министерство      
образования определяет те вузы, в которые они могут пойти вне конкурса. Это     
своеобразный, наверное, госзаказ на специальности и, может быть, даже на те     
территории, регионы, где находятся более востребованные вузы.                   
                                                                                
Следующий вопрос - что касается характеристики, коррупционной составляющей. В   
законопроекте прописано, что это прерогатива Министерства обороны, то есть      
Министерство обороны Российской Федерации определяет, какие показатели должны   
быть у этого военнослужащего и по какой форме выдаётся характеристика.          
                                                                                
Если вы не в курсе, сегодня офицеры в Вооружённых Силах Российской Федерации    
получают надбавку, премию ежемесячную по результатам сдачи нормативов по        
физической подготовке - ни у кого же не возникает вопроса, кто рядом с          
турником стоял и кто жим гири считал! Так и здесь, вы должны довериться         
командиру, который действительно заинтересован в том, чтобы в его воинской      
части не было неуставных отношений, чтобы у него не было таких                  
военнослужащих, как... мы вот наблюдали, там БТР сгорел и так далее, то есть    
действительно нужны грамотные, толковые, ответственные, добросовестные бойцы.   
Параметры будут расписаны Министерством обороны, и, поверьте мне, каждый        
командир будет заинтересован, и здесь речи нет о коррупции, а то уже идёт       
намёк на то, что к командиру полка чуть ли не мамы будут ходить, взятку         
давать, чтобы сыну, который трепал нервы целый год службы, дали справку, -      
этого не будет!                                                                 
                                                                                
Далее. Мы же с вами приняли закон о том, что теперь можно заключать контракт    
на полгода. Вот человек пошёл служить, срочную службу прошёл, ещё на полгода    
остался, может быть, потом ещё контракт продлил - бывает ситуация, когда        
военнослужащий, выполняя какую-то боевую задачу, действительно вынужден после   
срочной службы продолжить служить в качестве контрактника. Потом он             
возвращается домой и хочет поступить в высшее учебное заведение -               
действительно, человек, приведённый к присяге, является достойным               
гражданином, как и те, кто не служил в армии по разным причинам, у него         
появляется право обозначить свою позицию и поступать в то высшее учебное        
заведение, где есть квота, - пожалуйста. Заканчивается срок, в течение          
которого он может подать заявку, - всё, дальше конкурс. И естественно, квоту    
надо определять в тех высших учебных заведениях - о чём мы говорили, - где      
есть возможность в случае отчисления такого студента, если он не хочет          
учиться или не показывает нормальных знаний, на его место перевести того        
студента, который учится на платной форме.                                      
                                                                                
Я спросил про статистику по 71-й статье. Уважаемые коллеги, её нет на самом     
деле, я написал в пояснительной записке, что этот механизм недостаточно чётко   
прописан, поэтому в законе он есть, а по факту... Ну назовите мне человека,     
который сегодня, вернувшись со срочной службы, поступил на этих льготных        
условиях в высшее учебное заведение!                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами приняли закон, согласно которому теперь лицо,      
которое не прошло срочную службу, не имея на то соответствующих уважительных    
причин, не может занимать должность муниципальной и госслужбы в течение         
десяти лет после наступления максимального призывного возраста. И после         
этого, коллеги, мы с вами приняли закон, согласно которому теперь можно         
повторную медицинскую комиссию проходить. Почему? Потому что люди столкнулись   
с тем, что хочется на муниципальную и госслужбу, а в армию-то не пошли,         
потому что, так скажем, был томик болезней. И тут человек выздоровел            
внезапно, он очень хочет всё-таки отслужить, и ему надо медкомиссию по новой    
пройти - вот мы с вами эту поправочку приняли, и теперь можно повторно          
медкомиссию проходить.                                                          
                                                                                
Так давайте примем закон для тех, кто реально хочет служить, чтобы человек      
мог отслужить в армии, заключив контракт, отслужить ещё, может быть, полгода,   
год, два года, потом мог вернуться домой, и ему сказали бы: уважаемый, имеешь   
полное среднее образование, у командира к тебе вопросов не было, ты отличник    
боевой и политической подготовки, физподготовка замечательная, всё здорово,     
есть справка - зачислите, пожалуйста, по результатам собеседования! И он        
пойдёт в те вузы, в которых есть квота, не то чтобы он сказал, мол, хочу в      
МГУ поступить, в МГИМО, - нет, туда, где есть квота, причём не 90 процентов     
бюджетных мест, а 90 процентов от числа призванных. И, соответственно,          
отсекательная дата: не обратились с заявкой - всё, эти места уже больше не      
закреплены за военнослужащими, которые пришли со службы, и они разыгрываются    
между ребятами по результатам ЕГЭ. Никто никаких фильтров не вводит, никто      
никого не ставит на уровень ниже или выше, мы действительно создаём равные      
условия. Человек пошёл служить в армию, и он знает, что, после того как он      
добросовестно послужит своей Родине - Российской Федерации и получит            
соответствующую справку (и он будет внимательно слушать командира, который      
потом ему будет давать характеристику), он получит право поступать по квоте.    
                                                                                
Прошу вас поддержать инициативу, ничего непрописанного, необдуманного в ней     
не вижу.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона о внесении изменений в       
Федеральный закон "Об образовании..." в целях расширения гарантий отдельным     
категориям лиц, уволенных с военной службы, на получение образования.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 

Заседание № 128

04.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1031852-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании" в целях расширения гарантий отдельным категориям лиц, уволенных с военной службы, на получение образования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 845 по 854 из 8170
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вячеслав Викторович, прошу вопросы 26, 34.2 и 37 перенести на следующую         
неделю в связи с официальной командировкой докладчика. Так как вопрос 34.2      
является альтернативным, докладчик по законопроекту под пунктом 34.1 Николай    
Васильевич Коломейцев не против переноса на следующую неделю.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Перенос, да? Вопросы 26, 34.2 и 37. И            
докладчик по вопросу 34.1 также не против. Будем из этого исходить, обсудим.    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 905 по 911 из 8170
Итак, коллеги, давайте обсудим предложения.                                     
                                                                                
Наш коллега Деньгин предлагает перенести на следующую неделю рассмотрение       
вопросов 26, альтернативных 34.1 (по согласованию с Коломейцевым Николаем       
Васильевичем) и 34.2, а также вопроса 37. Нет возражений у присутствующих?      
Нет возражений. Принимается.                                                    
                                                                                

Заседание № 24

08.02.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1031852-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании" в целях расширения гарантий отдельным категориям лиц, уволенных с военной службы, на получение образования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1364 по 1368 из 7284
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, коллеги! Просьба перенести рассмотрение   
35-го вопроса на 10 марта в связи с отсутствием докладчика.                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1426 по 1428 из 7284
Ну и Геннадий Григорьевич рассмотрение 35-го вопроса предлагает перенести на    
10 марта. Нет возражений? Нет.