Заседание № 119
О проекте федерального закона № 1031799-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Теперь пункт 34, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект внесён в Государственную Думу в рамках реализации программы ЛДПР. Мы всегда стояли и будем стоять на следующих позициях: государство должно обладать монополией на спирт, алкогольную продукцию, сахар. И мы считаем, что с принятием этого закона повысится качество спирта и алкогольной продукции, а также возрастут доходы государства. Что касается текста законопроекта, то в нём предлагается следующее: производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции смогут осуществлять только организации, которые заключили договор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с государством. Организация, с которой государство намерено заключить договор, должна иметь соответствующую лицензию на производство продукции. На основании заключённого договора в полномочия государства входит определение порядка производства и оборота продукции, необходимого объёма, закупочных и отпускных цен. Введение такой государственной монополии, такого механизма одновременно сопровождается повышением государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом, государство не владеет предприятиями и не несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, а доход при государственной монополии государство получает от разницы между закупочной и розничной ценой продукции. Преимущества механизма, который предложен в законопроекте, состоят в том, что не потребуется существенных бюджетных затрат на покупку предприятий, как это предлагали коллеги в предыдущих - я думаю, и в будущем будут предлагать - законопроектах, а организации, занятые производством, продолжат свою деятельность. Целью настоящего законопроекта является направление доходов от реализации алкоголя из карманов предпринимателей в бюджет государства. Доходы могут составлять до 20 процентов бюджета страны, а не бюджета компаний и посреднических фирм, занятых производством и реализацией товара. Необходимо вспомнить советский опыт - в СССР эти доходы составляли до 30 процентов бюджета. Несмотря на повышение акцизов, собираемость денежных средств в бюджет сейчас, к сожалению, сокращается, особенно в связи с засильем контрафакта. Необходимость разработки и принятия настоящего федерального закона также продиктована проблемами здравоохранения и проблемами социально-экономического характера, такими как сокращение жизни граждан из-за потребления алкоголя, общедоступность его приобретения и теневой оборот. Вмешательство государства в производство и оборот алкогольной продукции позволит урегулировать торговый оборот алкоголя, исключив попустительство в торговле. Принятие этого закона ослабит негативные последствия воздействия вредных продуктов на здоровье граждан России и поможет добиться существенного снижения доли контрафактной продукции на рынке. Введение такой государственной монополии, именно в такой форме, позволит сохранить предприятия, не потребует дополнительных трат средств из бюджета на их выкуп или болезненную национализацию, позволит защитить экономические интересы России и сформулировать понятную и точную государственную политику в части производства, контроля и реализации алкоголя. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по экономической политике Алексея Валериановича Канаева. Пожалуйста. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! По алкоголю сегодня уже говорили - проблема та же, вид с другой стороны. Сразу скажу, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает принятие данного законопроекта по целому ряду причин; мы подробно рассмотрели предложения коллег и пришли к такому выводу. Посмотрим ещё раз, какую цель ставят авторы законопроекта: повысить контроль за качеством спиртосодержащей продукции, что должно, по мнению авторов, привести к уменьшению распространения суррогатной алкогольной продукции. По мнению комитета, заявленная цель не только не достигается, но и есть риск получить прямо противоположный эффект. Налицо, как говорится, использование негодных средств для достижения верной и абсолютно всеми разделяемой цели. Итак, почему комитет возражает? Законопроектом предполагается возможность введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, между тем этим же законопроектом предусматривается возможность - обратите внимание - существенного увеличения числа производителей данной продукции, в том числе этим смогут заниматься крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели. Целый ряд предлагаемых мер - разрешительный порядок на экспорт (импорт), единая политика в области цен, - по мнению комитета, противоречит международным договорам России, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе. Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация закона не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета, однако очевидно, что реализация предложенных мер потребует наделения федеральных органов исполнительной власти дополнительными полномочиями и, следовательно, приведёт к увеличению расходов средств из бюджета. Ну и наконец, главное - установление государственных квот, введение монополии с учётом отсутствия соответствующего механизма в том числе может привести к возникновению проблемы регулирования вплоть до формирования дефицита данного товара на внутреннем рынке и, как следствие, к увеличению доли контрафакта и суррогатной продукции. Собственно, об этом говорит и международный, да и наш российский опыт, это мы уже проходили. Кстати, анализ лучших международных практик - об этом мы сегодня говорили - показывает, что наиболее эффективные способы регулирования алкогольного рынка и снижения потребления алкоголя связаны с ограничениями, касающимися рекламы, времени продажи, расположения соответствующих торговых точек. Наконец, наиболее действенные и сложные механизмы связаны с популяризацией здорового образа жизни, с повышением доступности спортивных, культурных объектов, с разработкой образовательно-воспитательных программ, об этом сегодня тоже речь шла. Исходя из этого, а также разделяя стремление коллег - авторов законопроекта к снижению доли суррогата на алкогольном рынке и, как следствие, снижению числа отравлений, трагедий, предлагаем решать эту проблему другими путями, а данный законопроект предлагается отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Не вижу. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дзюба Виктор Викторович, пожалуйста. ДЗЮБА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассмотрев законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", так же как и комитет, не поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 11 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Не принимается.