Заседание № 299

17.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1031440-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4083 по 4932 из 6276
Коллеги, на 16 часов мы поставили рассмотрение вопроса 17 из порядка работы,    
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального       
закона "О минимальном размере оплаты труда". Докладывает Ольга Юрьевна          
Баталина.                                                                       
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по труду,            
социальной политике и делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается с 1 июля текущего года           
установить минимальный размер оплаты труда в сумме 7 тысяч 500 рублей, или      
одномоментно увеличить его почти на 21 процент. Я напомню, что это будет        
второе повышение минимального размера оплаты труда в текущем году: с 1 января   
он был увеличен на 4 процента и составляет в настоящее время 6 тысяч 204        
рубля.                                                                          
                                                                                
Хочу отметить, что в статье 133 Трудового кодекса предусмотрено, что            
минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации приравнивается к         
величине прожиточного минимума трудоспособного населения, но, к сожалению, до   
настоящего времени фактически это так и не сделано. Поэтому, принимая решение   
о существенном единовременном одномоментном повышении минимального размера      
оплаты труда с 1 июля, одновременно мы ведём работу над законопроектом, в       
соответствии с которым к 2020 году эти два показателя будут поэтапно            
приравнены.                                                                     
                                                                                
Сразу отвечу на возможный вопрос, нельзя ли на большую сумму или, так           
скажем, на больший процент увеличить минимальный размер оплаты труда. Обращаю   
ваше внимание на то, что, как у любого другого, у этого решения, у этого        
законопроекта есть свои риски - это экономические риски и риски в сфере         
трудовых отношений. В настоящее время заработную плату в размере МРОТ           
получают порядка 1 миллиона человек в Российской Федерации, из них 87           
процентов - это сотрудники бюджетных учреждений, государственных и              
муниципальных, это технический персонал, это работники, которые трудятся в      
системе образования, и 13 процентов - это работники коммерческого сектора.      
Понятно, получается, что чем выше мы поднимаем планку минимального размера      
оплаты труда, тем большее количество граждан трудится, получая заработную       
плату уже этой величины, - чем выше, тем больше. Мы с вами должны принимать     
взвешенные решения, которые не приведут к увеличению безработицы, - а я         
напоминаю, что она в настоящее время составляет 5,9 процента по методологии     
Международной организации труда, - не создадут условий, при которых             
работодатели будут избавляться от работников, находящихся на таких              
должностях, или искусственно ухудшать им условия труда, уменьшать график        
рабочего времени, переводить их на неполный рабочий день или на неполную        
рабочую неделю.                                                                 
                                                                                
В то же время обращаю ваше внимание на то, что сегодня минимальный размер       
оплаты труда используется и при расчёте фиксированного размера страховых        
взносов для индивидуальных предпринимателей: применяется формула, по которой    
МРОТ умножается сначала на страховой тариф, а затем на коэффициент 12.          
Поэтому нужно учитывать, как увеличение минимального размера оплаты труда       
отразится на расходах индивидуальных предпринимателей, - для нас                
представители этой формы занятости также крайне важны.                          
                                                                                
Я считаю, что с учётом всех этих факторов решение, которое поддержано           
Правительством Российской Федерации и внесено в Государственную Думу группой    
депутатов, представляется оптимальным. Затраты на его реализацию составят 6,1   
миллиарда рублей, и, учитывая, что у нас совокупный фонд оплаты труда           
составляет более 19 триллионов рублей, путём перераспределения могут быть       
высвобождены средства на реализацию указанного решения с 1 июля текущего        
года. Разумеется, при расчёте затрат бюджетных учреждений с 1 января            
следующего года мы будем принимать во внимание уже увеличившийся фонд оплаты    
труда.                                                                          
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Валерия Владимировича Трапезникова.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Ольга Юрьевна прекрасно,    
доступно, ясно изложила суть законопроекта. Я хочу добавить, что в шестом       
созыве Думы мы подняли минимальный размер оплаты труда на 51 процент,           
ежегодно повышая его, а в этом году делаем это второй раз.                      
                                                                                
Ещё хочу сказать, что в производственных коллективах по условиям                
коллективного договора, когда повышается ставка рабочего первого разряда,       
равная МРОТ, то, естественно, сразу, автоматически будет повышаться зарплата    
рабочих второго, третьего, четвёртого, пятого, шестого разрядов, то есть этот   
закон коснётся уже не 1 миллиона человек, а, думаю, десятков миллионов.         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О          
внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере        
оплаты труда" в первом чтении и в целом.                                        
                                                                                
Хочу доложить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" единогласно поддержит                
законопроект, и я обращаюсь ко всем фракциям с призывом тоже единогласно его    
поддержать, чтобы все четыреста пятьдесят депутатов проголосовали за этот       
закон. Я думаю, это будет очень хороший подарок нашим гражданам!                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Да.                                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемая Ольга Юрьевна, вопрос к вам, как к докладчику. Всё   
предусмотреть - это дело хорошее, единственно, это надо сделать качественно.    
Когда речь идёт о работниках бюджетных организаций, понятно, что в этой сфере   
мы ситуацию контролируем. Когда вы говорите, что повышение будет произведено    
за счёт перераспределения фонда оплаты труда в негосударственных                
организациях, это означает, что негосударственная организация в своём фонде     
должна что-то перераспределить, а если денег нет, то могут просто уволить       
часть людей, чтобы поднять зарплату остальным, сократить штат. В этом состоит   
первый риск.                                                                    
                                                                                
Второй риск. Сейчас зарплата будет поднята до 7 тысяч 500 рублей, а было 6      
тысяч 200, при этом есть группы работников, которые получают 6 тысяч 800, 6     
тысяч 900, 7 тысяч рублей, а мы поднимаем, устанавливаем более высокую          
планку, но тогда и тем людям тоже надо будет поднять зарплату, чтобы            
соотношение между зарплатами сохранилось, поэтому денег нужно будет больше.     
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за вопрос и за опасения, которые вы              
высказываете. Обращаю ваше внимание на то, что в некоммерческом секторе         
действует такое понятие, как "минимальная заработная плата", она                
устанавливается на территории субъектов Российской Федерации трёхсторонними     
соглашениями, но вам это известно. Минимальная заработная плата выше            
минимального размера оплаты труда, и все работодатели, которые присоединяются   
к этому трёхстороннему соглашению (а это подавляющее большинство                
работодателей, за исключением тех, кто обоснованно доказывает неспособность     
выдерживать требования трёхстороннего соглашения), выдерживают минимальную      
заработную плату на уровне, установленном в конкретном субъекте Российской      
Федерации. Когда мы говорим о расчётах по данному законопроекту, вы абсолютно   
правы, 130 тысяч человек - это, собственно, те граждане, которые, по нашим      
расчётам, имеют минимальный размер оплаты труда.                                
                                                                                
Обращаю ваше внимание, что, как и любой законопроект, который касается          
трудовых отношений, этот законопроект обсуждался со всеми сторонами нашего      
социального партнёрства, в том числе с Российским союзом промышленников и       
предпринимателей. Они также принимают активное участие в разработке             
законопроекта о поэтапном приравнивании к 2020 году минимального размера        
оплаты труда и прожиточного минимума. Поверьте, они очень взвешенно отнеслись   
к оценке законопроекта и согласовали его, оценивая вот те, собственно, риски,   
о которых вы говорите.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Ольга Юрьевна, не верю, что депутаты внесли этот законопроект; формально -      
да, но без правительства маловероятно, что вы пошли бы на этот шаг. Но тогда,   
как всегда, правительство делает это бездарно, берёт цифры с потолка. Почему    
7 тысяч 500 рублей, а не, скажем, 7 тысяч 600 или 8 тысяч рублей? Никаких       
математических расчётов, абсолютно с потолка взяты цифры! Что, на эту сумму     
молодой специалист или уже укоренившийся, со стажем работник, скажем, почты     
сможет купить себе квартиру, машину или путёвку на Гавайи? Нет, скорее всего,   
он сядет на голодный паёк. Для чего это делает правительство? Для того чтобы    
он, так скажем, от бессилия не ходил на акции протеста и не требовал            
повышения заработной платы.                                                     
                                                                                
И очень интересный момент: при этом дополнительных расходов не требуется, всё   
за счёт перераспределения. Вы хоть понимаете, что такое "за счёт                
перераспределения"? Значит, кто-то вообще не получит прибавку к заработной      
плате, в этой... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за вопрос, в нём несколько моментов - я на       
каждом из них остановлюсь.                                                      
                                                                                
Действительно, группа депутатов внесла законопроект после того, как на          
социальном форуме, который проводила партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в                   
Санкт-Петербурге в марте текущего года, Председателем Правительства             
Российской Федерации, председателем партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Дмитрием             
Медведевым было поддержано предложение о повышении с 1 июля текущего года       
минимального размера оплаты труда до 7 тысяч 500 рублей.                        
                                                                                
Минимальная заработная плата - это минимальная трудовая гарантия, которая       
содержится в Трудовом кодексе Российской Федерации, и в этом смысле она и не    
предназначена для приобретения, как вы понимаете, предметов роскоши, поэтому    
пытаться это сопоставлять, на мой взгляд, трудно.                               
                                                                                
Обращаю ваше внимание на то, что в случае принятия этого закона соотношение     
между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения достигнет 64       
процентов, тогда как в настоящее время оно составляет 55 процентов. 64          
процента - это та величина соотношения, Николай Фёдорович, которая была у нас   
в 2014 году, поэтому это минимальная задача, которую мы ставили перед собой,    
рассчитывая величину повышения. Разумеется, мы балансировали её, вы абсолютно   
правы, с возможностями бюджетных учреждений, потому что мы ведём речь о         
повышении минимального размера оплаты труда, а значит, и расходов на оплату     
труда с 1 июля текущего года в рамках уже утверждённых бюджетов, и,             
разумеется, это было ещё одним критерием, который мы учитывали при оценке и     
при расчёте конкретной величины повышения и конкретной величины минимального    
размера оплаты труда.                                                           
                                                                                
В настоящий момент вот те самые 6,1 миллиарда рублей, которые необходимы для    
того, чтобы реализовать норму законопроекта, составляют 0,03 процента           
совокупного фонда оплаты труда. Мы посмотрели в разрезе конкретных              
учреждений, в разрезе отраслей и увидели, что объёма стимулирующей части (а     
вы знаете, что в бюджетных учреждениях заработная плата состоит из двух         
частей - из базовой и стимулирующей), фонда стимулирования, который есть        
сегодня, достаточно, чтобы реализовать задачу по повышению минимального         
размера оплаты труда и одновременно не ухудшить существенно выплаты             
гражданам, которые имеют их за счёт фонда стимулирования.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович.                             
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемая Ольга Юрьевна, безусловно, очень нужный и важный законопроект,        
никто с этим не спорит, однако у медали две стороны, и вы в своём выступлении   
эту тему затронули: показатель минимального размера оплаты труда используется   
для расчёта страховых выплат так называемых самозанятых граждан, вот этих ИП.   
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, не ухудшит ли повышение показателя         
минимального размера оплаты труда положения этой категории граждан, опять же    
с учётом столь непростого финансового положения у них на сегодняшний день?      
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо вам большое за вопрос.                                   
                                                                                
Коллеги, я разберу этот вопрос, собственно говоря, на цифрах. В настоящий       
момент индивидуальный предприниматель, который имеет годовой доход менее 300    
тысяч рублей, рассчитывает фиксированный годовой размер уплаты страховых        
взносов следующим образом: минимальный размер оплаты труда, как я уже           
сказала, умножается на тариф (в случае с Пенсионным фондом это 26 процентов,    
в случае с фондом обязательного медицинского страхования - 5,1 процента) и      
умножается на 12. Так вот сейчас для индивидуального предпринимателя, чей       
совокупный годовой доход не превышает 300 тысяч рублей, ежегодный платёж        
фиксированных страховых взносов составляет при действующем размере              
минимального размера оплаты труда 19 тысяч 356 рублей. В случае поддержки       
данного законопроекта и величины МРОТ 7 тысяч 500 рублей размер                 
фиксированного ежегодного взноса будет составлять 23 тысячи 400 рублей, то      
есть увеличится в год на 4 тысячи 44 рубля. Безусловно, это увеличение, но      
исходя из анализа экономической ситуации мы не думаем, что такое увеличение     
повлечёт за собой закрытие индивидуальных предпринимателей.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня два вопроса. Первый - к Валерию Владимировичу              
Трапезникову. Он, как рабочий, согласен, что можно на 7 тысяч 500 рублей        
прожить? Это первый вопрос.                                                     
                                                                                
И второй - к представителю комитета. Скажите, пожалуйста, вот вы, отвечая       
сейчас на вопросы, уже пояснили, что фактически из стимулирующего фонда         
будете забирать деньги, чтобы повысить МРОТ, то есть, получается, для           
бюджетных организаций, для работников бюджетной сферы это не даст никакого      
повышения, потому что из стимулирующей части заберут фиксированную, а для       
самозанятого населения это обернётся дополнительными налогами. Для чего тогда   
вы это делаете? Для того чтобы собрать больше денег или всё-таки повысить       
оплату труда работников?                                                        
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за вопрос. Ещё раз обращаюсь к цифрам. Что       
касается расходов из фонда стимулирования, то они составляют 0,03 процента,     
если мы говорим о равномерном распределении в фонде стимулирования. При этом    
работники наименее, так скажем, обеспеченной категории - а это, ещё раз         
повторяю, как правило, женщины, занятые на технических должностях, в сфере      
образования, в сфере культуры, - почувствуют реальное повышение оплаты труда    
в связи с тем, что сегодня их оплата труда с учётом всех выплат и доплат...     
Ведь 6 тысяч 204 рубля - это же не базовая ставка в бюджетном учреждении,       
базовая ставка бюджетного учреждения может быть и 4 тысячи 500 рублей, и 4      
тысячи 800 рублей, но в совокупности, с учётом стимулирующей части,             
работодатель сегодня не может выплатить меньше 6 тысяч 204 рублей, от которых   
мы с вами потом ещё отнимем подоходный налог.                                   
                                                                                
В случае принятия этого закона совокупный доход, который сможет получить        
гражданин, работающий на технической должности, - а это, ещё раз повторяю,      
женщины, имеющие детей, люди предпенсионного возраста - будет составлять не 6   
тысяч 204 рубля, а 7 тысяч 500 рублей, для этой категории граждан это           
ощутимое, на 20 процентов, увеличение их оплаты труда, а для других             
категорий, ещё раз повторяю, это снижение на 0,03 процента за счёт общего       
фонда стимулирования.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Трапезникову включите микрофон.                           
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Я хочу сказать, что на предприятиях по первому разряду,       
предположим на промышленных предприятиях, получают единицы - это те, кто        
только начал работать, но через три-четыре месяца они уже сдают на второй и     
последующие разряды, кроме того, есть ещё премии, предположим на Урале -        
уральские и так далее, то есть такую заработную плату никто не получает. Ещё    
раз, нужно понять, что в принципе это только первая ступень, это норма для      
оклада, существуют ещё всякие доплаты, и не нужно к этому относиться так, как   
вы относитесь.                                                                  
                                                                                
И пенсионеры работающие... Да, они иногда работают техническими служащими       
(уборщицами, например), они получают иногда МРОТ, но получают и пенсию, плюс    
ещё премию, а премия на предприятиях выплачивается ежемесячно, то есть, по      
сути дела, на предприятии вы не найдёте человека, который получает только       
минимальный размер оплаты труда, - я вам гарантирую, - тем более на Урале, в    
Сибири, в Челябинске (вы же депутат от Челябинской области).                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У меня вопрос к коллеге Трапезникову.                                           
                                                                                
Для начала про "счастливую" жизнь: в 2011 году, по оценке правительства, 2,5    
миллиона работников России получали зарплату ниже прожиточного минимума, с      
той поры, очевидно, доходы не выросли, а поубавились.                           
                                                                                
Вопрос в другом. После принятия этого закона по паритету покупательной          
способности часовая заработная плата в России достигнет - по паритету,          
подчёркиваю, - 2 долларов США в час, то есть мы выходим на уровень Гондураса,   
где тоже 2 доллара. В Лаосе - 2 доллара 10 центов, в Ираке - 2,40 доллара, в    
Парагвае - 3,50, в Турции - 5,86, то есть мы в 3 раза отстаём по зарплате от    
турок, по минимальной зарплате.                                                 
                                                                                
Вопрос: не находите ли вы, что эта "счастливая" жизнь обусловлена               
голосованием коллег из фракции "Единство" пятнадцать лет назад за Трудовой      
кодекс Михаила Касьянова, который запретил забастовки и резко ограничил права   
профсоюзов в России, сделав работников зависимыми от начальства на своём        
производстве?                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Трапезникову включите микрофон.                           
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Ну, я с уважением к вам отношусь, но просто вы                
представляете альтернативные профсоюзы. Наша лучшая Федерация независимых       
профсоюзов во главе с мировым лидером Шмаковым отстаивает права довольно-таки   
серьёзно... Не стоит улыбаться!                                                 
                                                                                
Я хочу сказать, что то, о чём вы говорите... Да, нужно стремиться, и Ольга      
Юрьевна уже сказала, что к 2020 году минимальный размер оплаты труда будет      
достигать прожиточного минимума. Кроме того, двадцать с лишним субъектов        
Российской Федерации приняли свои законы о минимальной заработной плате,        
которая стала намного выше, чем в тех регионах, где этого нет. Я советую вам    
в Астраханской области, господин Шеин, принять свой, региональный закон,        
который установит минимальный размер оплаты труда, превышающий федеральный      
уровень, и заключить трёхстороннее соглашение, о котором Ольга Юрьевна          
говорила.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Ольгу Юрьевну не будем трогать, так что, Валерий Владимирович, готовьтесь.      
                                                                                
Вы знаете, я уж не буду говорить, что мы, конечно, в пояс готовы вам            
поклониться за это увеличение на тысячу с копейками минимальной заработной      
платы, учитывая, что стоимость продуктов питания выросла как минимум на 20      
процентов, и это ваш Росстат об этом говорит. У меня другой вопрос. Вот прямо   
передо мной в социальных сетях ваши программы к праймериз, вы тут пишете, что   
требуете - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", заметьте, требует - установить реальную             
заработную плату не менее 15 тысяч рублей. Вы у кого это требуете? И что бы     
вы ответили своим коллегам по "ЕДИНОЙ РОССИИ", которые вот эти плакаты сейчас   
поразвесили?                                                                    
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Сергей Владимирович, праймериз проходит во всех     
субъектах Российской Федерации, в них участвуют не только члены партии, и       
любой свободный гражданин, который не состоит в партии и участвует в            
праймериз, может выступать со своей программой, может быть, он скажет, как      
ваш лидер: 20 тысяч - минимальный размер оплаты труда. Это дело каждого         
участника дебатов, лично я на дебатах этого не говорил.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич.                                    
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Ольга Юрьевна, этот законопроект привлёк внимание и профсоюзов. У меня в        
руках обращение ко мне от профсоюза Института физики высоких энергий в          
Протвине: от меня настоятельно требуют, как говорится, рекомендуют записать в   
законопроект, чтобы минимальный размер оплаты труда, который сейчас             
предлагается обеспечить, достигался за счёт дополнительных средств из           
федерального бюджета. И это абсолютно обоснованно, потому что вот сами эти      
учёные из Протвина мне говорят: отнять у бедных и отдать нищим - вот суть.      
                                                                                
Неужели такая сумма - вы сами говорите: ноль, ноль чего-то там процента, -      
неужели правительство не могло, как говорится, проявить понимание ситуации и    
выделить дополнительные средства? И к тому же даже времени на внесение          
поправки у меня нет, судя по тому, что идея принять всё сразу. Зачем такая      
спешка? Нельзя ли как-то правительство напрячь в данном вопросе?                
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за вопрос, Борис Сергеевич. Дело в том, что      
законы, которые принимаются в течение бюджетного года и влекут за собой         
бюджетные расходы, конечно, проходят непросто, и, прямо скажем, в целом эта     
инициатива тоже непросто родилась - это результат нахождения в течение          
достаточно длительного периода компромисса с Правительством Российской          
Федерации, с профсоюзами, с работодателями, и вы даже по спектру вопросов,      
наверное, понимаете, что у неё, как у любой инициативы, есть масса аспектов,    
к которым мы с вами обязаны подходить взвешенно и которые должны учитывать.     
Данный законопроект получил положительное заключение Правительства Российской   
Федерации в том виде, в котором он внесён на ваше рассмотрение, а нам сегодня   
предстоит решить, какой минимальный размер оплаты труда в этих условиях,        
через перераспределение фонда оплаты труда, мы поддержим, - 6 тысяч 204 рубля   
или 7 тысяч 500 рублей.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Ольга Юрьевна, наверное, лет пятнадцать назад          
представитель правительства в этом зале стоял и доказывал нам, что нужно МРОТ   
отделить от всех социальных выплат и льгот и тогда МРОТ будет расти быстрыми    
темпами, а размер этих льгот мы повысим потом, но никто их не повысил: сейчас   
детское пособие составляет всего 100 рублей! Теперь в законе вы обещаете, что   
к 2018 году соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом будет 100            
процентов, - вот скажите, вы уверены, что это будет? Я надеюсь, что доживу,     
чтобы послушать потом.                                                          
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за вопрос. Уважаемая Тамара Васильевна, у нас    
никогда льготы к минимальному размеру оплаты труда привязаны не были, у нас     
были привязаны штрафы, я напомню вам, штрафы и...                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Нет, штрафы, прежде всего штрафы. В настоящее время              
единственная социальная выплата, которая привязана к МРОТ, - это выплата по     
беременности и родам для неработающих женщин.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Нет, не пособие для женщин.                                      
                                                                                
Дальше. Планы по приравниванию, по доведению минимального размера оплаты        
труда до величины прожиточного минимума установлены до 2020 года - не до 2018   
года, а до 2020 года, - это согласованная позиция, которая в настоящее время    
подтверждена поручением председателя правительства Дмитрия Анатольевича         
Медведева, и работа над этим на площадке Министерства труда и социальной        
защиты уже начата. 2020 год - это, собственно, тот компромиссный вариант,       
который поддерживают работодатели, а профсоюзы готовы хоть завтра повысить      
минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума, настаивают   
на этом много лет подряд, как и депутаты. Но, учитывая, что, как я уже          
говорила, при каждом повышении минимального размера оплаты труда нагрузка на    
некоммерческий сектор, на работодателей, которые работают в рынке, всё время    
повышается, потому что количество работников кратно увеличивается,              
естественно, - вот здесь коллеги как раз этим интересовались, - возникает       
вопрос: а выдержат ли работодатели, не сократят ли они, извините, собственно    
говоря, людей, не отправят ли их на биржу труда? Этим объясняется               
поэтапность, поэтому мы сейчас выполняем поручение, данное Дмитрием             
Анатольевичем, и ведём разработку "дорожной карты" и соответствующего           
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна, когда представитель правительства это обещал, МРОТ реально   
был равен 100 рублям, я напомню.                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я тоже хорошо помню.                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Валерий Владимирович, вопрос вам, как                
представителю комитета: откуда у вас такая уверенность? Я, к несчастью,         
присутствовал, когда принимался новый МРОТ в 2002 году и когда выдающийся       
профсоюзный лидер Шмаков здесь был, и с этой трибуны - ну, только тогда на      
трибуне был Андрей Константинович Исаев - обещали, что к 2014 году статья 133   
будет работать в полном объёме. Вот откуда у вас такая уверенность? У нас за    
это время доллар подорожал в 2 раза, а я вам напомню, что мы более половины     
продуктов питания ввозим за валюту, то есть покупательная способность           
уменьшилась в 2 раза. По уровню заработной платы долларизованной, учитывая      
долларизованность нашей валюты, минимальная зарплата упала в 2 раза, и мы       
сегодня от Турции отстаём значительно больше, чем сказал коллега из фракции     
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Трапезникову включите микрофон.                           
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Николай Васильевич, да, Шмаков говорил так в 2002 году, но    
Шмаков не премьер-министр, а как профсоюзный лидер он может говорить о том,     
что они ставят задачу, но она пока ещё невыполнима. И потом, жить без           
оптимизма, Николай Васильевич, нельзя! Всё равно нужно планку поднимать и       
идти к цели постепенно, постепенно - мы дойдём, я уверен в этом. Не             
волнуйтесь, Николай Васильевич!                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Валерий Владимирович, вы у нас сегодня оптимист, поэтому вам последний          
вопрос. Многие наши коллеги выходили с аналогичными инициативами, и разные      
были цифры, но идея была примерно такая же, как вы говорите, оптимистическая,   
вектор был в этом же направлении. Очень важным моментом при прохождении         
законопроекта через различные инстанции является финансово-экономическое        
обоснование, то, какие средства нужно на это найти. Это ключевой момент,        
который вы очень любите, - когда мы приходим со своими предложениями, вы        
всегда спрашиваете: "А где взять деньги?" Вот то, что мы сегодня видим в        
вашем финансово-экономическом обосновании, - это запись, что средства на это    
не понадобятся, так сказать, и это всего-навсего такая "небольшая" цифра, как   
6,1 миллиарда рублей, хотя, ещё раз говорю, мы и с меньшими цифрами приходим.   
                                                                                
Вот у меня вопрос к вам, к комитету, который рассматривал законопроект:         
насколько корректно такое поведение, такое отношение к этому законопроекту и    
к другим законопроектам, когда требуется конкретный источник средств?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Трапезников Валерий Владимирович.                         
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Ольга Юрьевна уже пояснила, что МРОТ не с нового года         
повышается, а работа над бюджетом на следующий год уже идёт, это находится в    
процессе работы, и если комитет договаривался с правительством... Правильно     
Ольга Юрьевна сказала, на социальном форуме всё просчитали, и если появилась    
такая возможность, по установлению МРОТ в сумме 7 тысяч 500 рублей, то это      
хорошо. Когда же вы выходите с вашими предложениями, со своими                  
законопроектами, вы, видимо, не тщательно готовитесь. Ну и потом, нам в этом    
отношении повезло: нашу партию возглавляет премьер, он - лидер нашей партии,    
а когда Владимир Вольфович Жириновский станет премьер-министром в 2030 году,    
тогда вам, наверное, будет легче - стремитесь к этому!                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступление.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Здесь прозвучало предложение: по одному выступлению от фракции, нет             
возражений? Хорошо.                                                             
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Уважаемая        
Ольга Юрьевна действительно смелая женщина, брошенная сегодня в очередной раз   
и правительством, и партией власти под танки. Брошенная под танки, потому что   
более позорного, наверное, закона за многие годы не вносилось, в Думе не        
обсуждалось, - я имею в виду вообще закон о МРОТ, который когда-то в            
кризисные годы был придуман, знаете, на время, временная такая ситуация была:   
давайте, мол, для того, чтобы пережить это сложное время, примем закон о        
МРОТ. А как рассчитывается МРОТ? А вот так - кое-как! Он вообще не привязан к   
жизни! Ну а потом его, вот такого больного, смертельно больного, никудышного,   
залеченного всяческими примочками, всякими таблетками, всё содержат, содержат   
- не дают ему загнуться.                                                        
                                                                                
Мы предлагаем покончить с этим позором, с этим законом о МРОТ, с законом "О     
потребительской корзине...", которые придумали какие-то умники-теоретики,       
которые вовсе и не живут в нашей стране, они живут в каком-то другом мире, и    
когда члены правительства приходят сюда... Уважаемые коллеги, вы же             
понимаете, что это бред, это действительно лукавство стопроцентное: жить        
невозможно ни на 7 тысяч 500, ни на 8 тысяч, ни на 10 тысяч, на такой           
прожиточный минимум жить невозможно! Тогда зачем с этой трибуны, извините,      
вешать лапшу людям на уши?! Вы дайте реально хлеба, мяса, таблеток, и чтобы     
хоть что-нибудь ещё осталось на культуру, образование, развлечения, отдых!      
                                                                                
Ни в одной стране мира (я имею в виду страны "двадцатки" хотя бы) нет вот       
такого отношения к людям труда, нет такого издевательства, нет такого, чтобы    
миллионы людей, трудящихся, работающих людей были бедными и нищими! Вот         
такого отношения не терпит ни один профсоюз в мире, только наш профсоюз с       
флагами-знамёнами 1 Мая всё марширует и марширует, защищает и защищает,         
продвигает этот МРОТ, а народ, как он сам говорит, от этого МРОТ все мрёт и     
мрёт!                                                                           
                                                                                
Что можно сказать? Конечно, эту ложку мёда, которую вы сегодня предлагаете      
положить в бочку дёгтя, мы поддержим: ну хоть чуть-чуть, может быть, будет      
послаще, но ситуацию это не изменит.                                            
                                                                                
Я задаю вопрос вам, уважаемые коллеги и Ольга Юрьевна. Уже год в вашем          
комитете лежит другой закон о МРОТ, только не о минимальном размере оплаты      
труда, а о максимальном размере оплаты труда в Российской Федерации, это наш    
законопроект, мой и коллег, - почему вы его даже не рассмотрели? Вот где        
собака зарыта: вы не хотите ограничить максимальный размер оплаты труда,        
который даже в кризисные времена посмотрите как растёт! Вот только что          
прочитали, что доходы руководителей "Газпрома" в этом году в 2 раза выросли     
по отношению к прошлому году и составили 1 триллион 142 миллиарда рублей -      
ничего себе! Кризис, цены на нефть упали - а доходы у отдельных категорий       
наших менеджеров, топ-менеджеров, продолжают расти! Наше предложение:           
ограничьте вот эти зарплаты, ведь из бюджета деньги, огромные деньги идут, и    
у вас появится возможность увеличить не на тысячу, а на 5 тысяч, а может, и     
на 10 тысяч.                                                                    
                                                                                
Второй законопроект, теперь уже о минимальном размере оплаты труда, тоже наш    
законопроект, предлагает совсем другую концепцию - кстати, ту концепцию,        
которая работает сегодня во всем мире: почасовая оплата, минимальный размер     
которой, как мы предложили, 100 рублей. Вы этот законопроект тоже не хотите     
рассматривать, вообще не хотите, то есть его отвергает и правительство, и       
партия, и комитет. Будет 100 рублей в час - получится 15 тысяч в месяц. Это     
то самое требование, с которым некоторые "единороссы" - где-то такие всё-таки   
есть - выступают, этого требуют и у правительства, и у партии власти, и у       
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
15 тысяч - с этого мы предлагаем начать. Конечно, и на 15 тысяч нельзя          
нормально жить, нормально воспитывать детей, содержать стариков, но что-то      
надо делать! А что тогда делать людям? Куда вы их толкаете? На какие-то         
коррупционные действия, да? Вытаскивать из карманов посетителей... не знаю,     
допустим, больниц, учреждений какие-то копейки? Вот он, замкнутый круг,         
который, конечно же, нужно разрывать, а не лечить народ, так сказать, вот       
этими примочками и обещаниями - мол, к 2020 году мы сделаем МРОТ на уровне      
прожиточного минимума. Это ещё один позор: мы признаёмся - и согласны с этим,   
- что работающие люди до 2020 года у нас будут получать меньше, чем им нужно    
для того, чтобы просто выжить.                                                  
                                                                                
Что такое прожиточный уровень - это отдельный вопрос, ещё один позорнейший      
закон!                                                                          
                                                                                
Ну давайте, коллеги, говорить правду, давайте признаем, что сегодняшнее         
правительство просто не хочет или не может собрать миллиарды, триллионы,        
уменьшив коррупционные потоки, введя государственную монополию на               
производство спирта, табака и так далее, не хотят поднять миллиарды! По этой    
причине денег, конечно, нет, для того чтобы платить реальную, действительно     
достойную зарплату. Но это нужно сделать в обязательном порядке, потому что     
иначе не будет развиваться экономика, ведь всё взаимосвязано, и доходы через    
подоходный налог тоже не будут поступать в казну при таких мизерных             
зарплатах, которые выгодны отдельным работодателям, но никак не государству.    
Как только вы установите нормальную минимальную зарплату в 15-20 тысяч, вы      
увидите, как вырастут доходы от подоходного налога и так далее.                 
                                                                                
Мы поддержим законопроект - что уж тут делать, но, естественно, не саму идею    
и существование этого позорного закона!                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарасенко Михаил Васильевич, пожалуйста.                  
                                                                                
ВШИВЦЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вшивцев - по карточке Тарасенко.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вшивцев.                                                  
                                                                                
С места, пожалуйста.                                                            
                                                                                
ВШИВЦЕВ В. С. Очень странная, удивительная позиция у выступающих: вроде бы      
всё плохо, но в то же время мы будем поддерживать.                              
                                                                                
Ольга Юрьевна правильно сказала, что подобного рода решения, о повышении        
минимального размера оплаты труда до 7,5 тысячи, несут в себе определённые      
риски, и я могу привести один такой пример. Общероссийские общественные         
инвалидные организации сталкиваются с определённой проблемой: 7,5 тысячи        
рублей - это расчёт минимального размера оплаты труда исходя из                 
восьмичасового рабочего дня, а инвалиды работают семь часов, и встаёт вопрос,   
кто будет компенсировать потерю вот этого часа. Это проблема, с которой         
придётся столкнуться правительству при обсуждении с общероссийскими             
организациями инвалидов, каким образом оказывать поддержку предприятиям,        
которые массово используют труд инвалидов. Правительство, исходя из             
возможностей бюджета, которые есть, принимает именно такое решение - я          
считаю, что на сегодняшний день решение оптимальное, его надо поддерживать и    
не заниматься какими-то политическими дебатами в преддверии избирательной       
кампании.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
Семь минут, выступление от фракции.                                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые Александр Дмитриевич, Иван Иванович, коллеги! На     
самом деле ничего позорного нет в том, чтобы на четверть увеличить              
минимальный размер оплаты труда, если бы мы всё на четверть увеличивали...      
Дай бог нам вот хотя бы монетизацию экономики на четверть увеличить, тогда      
оно всё увеличится, но, безусловно, этот вопрос комплексный.                    
                                                                                
Задавая вопрос Валерию Владимировичу, коллеге по комитету, я всё-таки не        
разделял его оптимизма, потому что я, в отличие от Валерия Владимировича,       
всегда читаю все стенограммы, которые были до этого. Вот я специально взял      
прочитал стенограмму заседания 2002 года, на котором присутствовал Шмаков и,    
кстати, выступал три минуты - вы этого не знаете, почитайте, рекомендую, -      
выступал, как всегда с пафосом, Андрей Константинович, говорил, что это         
достижение, что Трудовой кодекс даст большие гарантии и преференции... Но       
потом, правда, говорят... Я вам 133-ю статью - многие наверняка в силу          
занятости её не читали - в полном объёме прочитаю. 133-я статья Трудового       
кодекса вступила в силу в 2002 году. Коллеги, вот те, кто сегодня вносит        
новые законопроекты, вы просто послушайте, написано: "Минимальный размер        
оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской         
Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного        
минимума трудоспособного населения". Какие вопросы?                             
                                                                                
Дальше: "Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом,    
обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за     
счёт средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств,       
полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;         
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, -     
за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных           
средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей   
доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за     
счёт средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств,           
получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;         
другими работодателями - за счёт собственных средств.                           
                                                                                
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период     
норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не    
может быть ниже минимального размера оплаты труда".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами незаконно в течение уже четырнадцати лет           
принимаем законы, противоречащие Трудовому кодексу, который по статусу выше     
федерального закона! Это первое.                                                
                                                                                
Второе. Я утверждаю, что сейчас значительная часть работников, в том числе      
бюджетной сферы, чем дальше от столицы, тем чаще получает не минимальный, а     
половину минимального размера оплаты труда, даже охранники в судах получают     
половину. Могу назвать вам Милютинский район, могу назвать Обливский район      
Ростовской области и кучу других - у меня есть жалобы от людей.                 
                                                                                
Третье. Вот мы тут заслушивали доклад самого молодого министра на               
"правительственном часе", задавали ему вопросы про почту, а вы сами с           
почтальонами повстречайтесь в деревне - вот их сейчас заставляют к праймериз    
носить материалы ваших конкурентов, - вы спросите, какая у них заработная       
плата. Я вас уверяю, что у подавляющего большинства сельских почтальонов -      
половина минималки, половина 6 тысяч 204 рублей.                                
                                                                                
Зачем мы сами себя обманываем? Наша проблема заключается в крайне низкой        
монетизации экономики - об этом говорит одно из ваших, "ЕДИНОЙ РОССИИ"          
отделений, которое называется "Столыпинский клуб". Почитайте их материалы - я   
их читаю: они правильно констатируют и ссылаются на опыт Рейгана, ссылаются     
на наш опыт, когда мы три года после кризисов одномоментно вливали в            
экономику по 4 триллиона рублей - и никакой инфляции, по Кудрину и              
Набиуллиной, не наступало, наоборот, наступал рост ВВП. Я утверждаю, что        
увеличение минимального размера оплаты труда, несмотря на какие-то              
одномоментные проблемы у малых предпринимателей, у инвалидных организаций, в    
перспективе даст рост ВВП, потому что будет повышаться монетизация экономики.   
Главное, чтобы Кудрин, которого опять назначили перспективу планировать, не     
секвестрировал эти начинания.                                                   
                                                                                
Вы понимаете, в чём наша проблема? Вот мы всегда хотим быть хорошими в          
настоящий момент, а любой вопрос, который мы здесь рассматриваем в части        
повышения пенсий, выплат, минимальных размеров оплаты труда, он комплексный.    
И всегда надо идти от производства, а у нас ведь что произошло, смотрите:       
стоимость доллара увеличилась более чем в 2 раза (или рубль подешевел более     
чем в 2 раза), а заработная плата за это время, с 2012 года, увеличилась        
всего на 50 процентов. Богаче или беднее стали люди? А из этого всего           
формируется потом общий доход - бедность или богатство.                         
                                                                                
Мы, конечно, поддержим повышение, но я утверждаю, что нам с вами надо           
принимать законы, которые не противоречили бы ранее принятым. И, Валерий        
Владимирович, не надо давать пустые пафосные обещания, если не выполнены        
предыдущие. Ну не я же, а Андрей Константинович обещал. Шмаков Михаил           
Викторович тоже обещал, что они строго проследят и выйдут на митинги, и не      
только 1 Мая, если не будет выполнено. А обещания же так и не выполнены,        
понимаете?                                                                      
                                                                                
И по поводу заводов. Вы, наверное, не знаете, что сегодня на многих заводах     
проблема в другом. Вообще, ниже третьего разряда никто не устраивается на       
завод - это я вам для справки говорю, - потому что заработной платы не хватит   
на хлеб с водой и сил не будет работать, если по первому разряду. Но вы же на   
прошлой неделе приняли в первом чтении законопроект, который предполагает,      
что для того, чтобы у работника была квалификация, он сначала должен            
заплатить, чтобы его аттестовали... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР   
в лице председателя партии, руководителя фракции сегодня в рамках               
политической десятиминутки обозначила нашу позицию, да в принципе и в зале      
уже звучали комментарии - позиция фракции остаётся неизменной: минимальный      
размер оплаты труда не должен быть менее 20 тысяч рублей.                       
                                                                                
К сожалению, комитет предлагает принять сегодня проект закона в целом, однако   
у нас всё-таки будет просьба. По поручению руководителя нашей фракции группой   
депутатов подготовлена поправка, поэтому просьба сегодня сначала провести       
второе чтение, а затем принять в целом. Поправка у меня есть, Александр         
Дмитриевич, я вам её передам.                                                   
                                                                                
Я не знаю, на каких заводах, в каких регионах Валерий Владимирович бывает и     
где он находит людей, которые не получают зарплату меньше минималки, но хочу    
сказать, что очень хороший способ узнать о средней зарплате по стране - это     
сделать, так сказать, марш-бросок по многим регионам. У нас такая возможность   
есть: специальный поезд - поезд помощи ЛДПР - идёт с 15 января по стране, и я   
лично две недели на нём проехал. Когда в день общаешься с тысячей человек, то   
получаешь спрессованное одно мнение и одно впечатление, примерно                
представляешь реальную картину, и это помогает в формировании внутренних        
убеждений. А с учётом того, что поезд останавливается в небольших городах,      
где не всегда есть заводы и крупные предприятия, которых, к сожалению,          
осталось совсем немного в нашей стране, то приходится слышать совсем другие     
цифры. Люди не только половину, а гораздо меньше, чем минималка, получают, и    
уже называли эти профессии. В городах вдоль железной дороги очень редко         
найдёшь человека, который получает на уровне или существенно выше               
минимального размера оплаты труда. Что касается почтальонов, обслуживающего     
персонала в тех немногих образовательных учреждениях, которые остались у нас    
в сельской местности, то приходится слышать о зарплатах и 3, и 4, и 5 тысяч     
рублей. И знаете, самый резкий негативный отклик избирателей мы слышим именно   
тогда, когда называем средние цифры по зарплате и минимальный размер оплаты     
труда, потому что даже этих копеек они, особенно в сельской местности, в        
отдалённых территориях, к сожалению, не видят.                                  
                                                                                
Мы с вами вот какую ошибку сейчас можем совершить? Проект закона                
сопровождается фразой о том, что его реализация не потребует дополнительных     
расходов из федерального бюджета, ну хотелось бы нам верить в то, что по        
закону социальной справедливости эти средства, эти три сотые процента, будут    
в общем фонде оплаты труда перераспределены от тех, кто получает существенно    
выше минимального размера оплаты труда, тем, кто балансирует на уровне          
минималки, но, к сожалению, опыт всевозможных проведённых оптимизаций           
показывает, что всё это механически подгоняется под среднюю величину путём,     
ну, просто купирования определённых категорий или увольнения сотрудников, к     
огромному сожалению.                                                            
                                                                                
А в принципе концепция, подход верен, то есть мы идём к тому, что уплотняем     
социальное расслоение, то есть приближаем МРОТ к максимальному размеру оплаты   
труда - это тоже предложение ЛДПР, согласно которому эти показатели должны      
быть 20 и 200 тысяч рублей. Это один из способов уменьшения социальной          
напряжённости, которая, к сожалению, в нашем обществе растёт, и это очевидно    
тем, кто в мае 2016 года на встречах общается с реальными избирателями, а не    
проводит предварительные или всевозможные другие мероприятия, куда рядовым      
избирателям зачастую очень сложно попасть, не говоря уже о независимых и        
объективных журналистах. Так вот, этот уровень растёт, и концепция закона,      
конечно, правильная, она направлена на смягчение, снижение градуса этой         
напряжённости. Ещё одним из способов снижения напряжённости является введение   
прогрессивной шкалы налогообложения. И все эти меры нужно принимать в           
комплексе.                                                                      
                                                                                
Нам не совсем понятно, каким образом удастся довести минимальный размер         
оплаты труда до 11 тысяч (округляем), то есть до величины прожиточного          
минимума, потому что у партии власти времени осталось не так много, но мы       
очень признательны Валерию Владимировичу за то, что он дал очень хороший        
политический прогноз на ближайшие годы: что председателем правительства         
станет один из лидеров думской оппозиции, и нам очень приятно, что именно в     
лидере ЛДПР вы видите будущего председателя правительства, только, может        
быть, ошибаетесь со сроками, возможно, это произойдёт несколько раньше, чем     
вы ожидаете, по крайней мере на предстоящих выборах наша цель - победа, а не    
никакой-то другой результат.                                                    
                                                                                
Ну и в завершение. Здесь много говорили, рассматривая закон с юридической       
точки зрения, - вот Николай Васильевич, хоть он и не юрист, но, как настоящий   
коммунист (а они последователи нормативистской школы), любит следовать букве    
закона, и совершенно правильно это делает, - но если посмотреть с точки         
зрения не юридических законов, а законов нравственности, этических, то как мы   
с вами можем вводить эти две величины, прожиточный минимум и минимальный        
размер оплаты труда, которые при состыковке на выходе дают только одно -        
политику не народосбережения, а политику реального падения доходов населения?   
Об этом, кстати, говорила председатель Счётной палаты в конце прошлого года,    
и я уверен, что завтра в ходе её доклада мы в очередной раз услышим, что мы     
откатились по уровню бедности к началу посткризисных нулевых. То есть эта       
величина должна быть одной из приоритетных, на неё мы должны ориентироваться.   
                                                                                
Мы, фракция ЛДПР, считаем великим благом, достижением увеличение                
продолжительности жизни, то, что нам удалось преодолеть так называемый          
демографический крест, который нам устроили в 90-е годы либералы - могильщики   
нашей экономики. Действительно, нам удалось увеличить продолжительность         
жизни, но вот какими будут эти три-четыре года жизни уже престарелых россиян?   
Это будут годы, которые они будут доживать спокойно, мирно, комфортно, с        
достойной пенсией, с достойным рационом питания, будучи уверенными в жизни      
своих детей и внуков, или всё-таки они будут влачить своё существование,        
которое никак нельзя будет назвать достойным?                                   
                                                                                
С учётом изложенного фракция ЛДПР поправку внесёт, надеется на её принятие,     
ну и в третьем чтении соответственно определится по итогам голосования.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Не выступают.                          
                                                                                
Ольга Юрьевна Баталина, пожалуйста, с места.                                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, я благодарю вас за поддержку законопроекта,   
которая прозвучала в ваших выступлениях. Я понимаю, что так же, как и мы, вы    
беспокоитесь об уровне доходов людей, и сумма 7 тысяч 500 рублей,               
устанавливаемая с 1 июля, - это действительно серьёзное увеличение оплаты       
труда тех людей, которые получают МРОТ. Ещё раз напомню, что таких людей в      
стране 1 миллион, а с учётом членов их семей, понятно, это число ещё больше.    
                                                                                
Я надеюсь на поддержку законопроекта, но, уважаемые коллеги, мы не сможем       
поддержать предложение о том, чтобы отложить второе и третье чтения, так как    
1 июля совсем близко, а как бюджетным организациям, так и коммерческому         
сектору необходимо подготовиться к исполнению этого решения, если оно будет     
сегодня принято. Только из-за сжатых сроков мы - я имею в виду Комитет по       
труду, социальной политике и делам ветеранов - приняли решение предложить       
Думе принять сегодня законопроект в первом чтении и в целом, но, разумеется,    
при рассмотрении других законопроектов мы будем очень внимательно относиться    
к вашим поправкам.                                                              
                                                                                
Александр Дмитриевич, предлагаю порядок рассмотрения законодательной            
инициативы не менять.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Владимирович Трапезников, будете выступать?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5339 по 5373 из 6276
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1        
Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.                                                         
                                                                                
Коллеги, я должен поставить на голосование предложение комитета о принятии в    
целом данного проекта федерального закона. Кто за это предложение? Прошу        
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6 %                                    
Проголосовало против           51 чел.11,3 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    436 чел.                                          
Не голосовало                  14 чел.3,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5393 по 5409 из 6276
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, вы так поставили вопрос, что по    
17-му пункту мы, фракция ЛДПР, голосовали против предложения комитета           
рассмотреть вопрос в целом без процедуры второго чтения, но мы ведь не против   
законопроекта-то голосовали! А вы сейчас сразу перескочили к 18-му...           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не ставил на голосование предложение комитета - я       
поставил на голосование...                                                      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Давайте возьмём стенограмму, Александр Дмитриевич.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...принятие проекта закона в целом по предложению         
комитета.                                                                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Нет, предложение комитета...                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Именно так - можете проверить по стенограмме.             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5454 по 5476 из 6276
Нилов Ярослав Евгеньевич по ведению.                                            
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, посмотрите, как происходило у нас               
рассмотрение законопроекта: комитет предложил - в целом, мы предложили          
рассмотреть нашу поправку, вы поставили на голосование вопрос, исходя из        
позиции комитета, и мы проголосовали против рассмотрения в целом. Если же вы    
ставили вопрос о том, чтобы поддержать законопроект в целом, тогда мы просим    
сейчас вернуться к голосованию и переголосовать по этому пункту. Прошу моё      
предложение поставить на голосование.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не будем возвращаться к голосованию.                   
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Но это регламентная процедура.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В этом нет необходимости. Если вы хотите поддержать       
этот законопроект, то подайте, пожалуйста, в секретариат в письменном виде      
ваши заявления об изменении результатов голосования. Я поставил на              
голосование: принять законопроект в целом. Всё было абсолютно ясно и понятно,   
ещё раз говорю, проверьте по стенограмме, если вы мне не верите.                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5496 по 5513 из 6276
Нилов Ярослав Евгеньевич, ещё раз повторяю: если вы хотите всей фракцией        
проголосовать за, подайте все письменные заявления или сделайте заявление       
сейчас. Пожалуйста.                                                             
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Александр Дмитриевич, в интересах экономии времени я объявляю,      
что фракция ЛДПР единогласно голосовала за 17-й пункт порядка работы, но мы     
сейчас поднимем стенограмму и убедимся, что вопрос был поставлен на             
голосование под другим углом. Получается, что наше предложение - мы             
подготовили поправку о введении минимального размера оплаты труда 20 тысяч      
рублей - было вообще проигнорировано и не поставлено на голосование.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваше предложение не было проигнорировано, но первым       
было поставлено на голосование предложение комитета. А ваше заявление о том,    
что фракция проголосовала за, будет учтено. Спасибо.                            
                                                                                
Коллеги, я больше не буду давать слово по ведению членам вашей фракции,         
по-моему, вопрос ясен.