Заседание № 84
О проекте федерального закона № 1031304-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (об отказе гражданину в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и на дому в связи с наличием у него медицинских противопоказаний).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Доклад Екатерины Петровны Стенякиной. Пожалуйста. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует законопроект к принятию в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 54 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 81
О проекте федерального закона № 1031304-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (об отказе гражданину в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и на дому в связи с наличием у него медицинских противопоказаний; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Докладывает Екатерина Петровна Стенякина. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" подготовлен комитетом к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. Законопроектом устанавливается порядок взаимодействия с получателем социальных услуг по вопросам социального обслуживания, в случае если у него есть медицинские противопоказания для такого обслуживания. К законопроекту поступило пять поправок, все они находятся в таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, не имеется. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Комитет рекомендует данный законопроект к принятию во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 17 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 12 чел.2,7 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 41 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 44
О проекте федерального закона № 1031304-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (об отказе гражданину в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и на дому в связи с наличием у него медицинских противопоказаний).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Депутатами фракций ЛДПР и "ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутатом Бессарабовым и депутатом Государственной Думы прошлого созыва Ольгой Ивановной Павловой, был подготовлен данный проект закона. Мы предлагаем скорректировать действующий закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и вносим это предложение по просьбе самих социальных работников. Бывают ситуации, когда социальное обслуживание гражданина требуется на дому или в полустационарной форме, но при этом диагноз гражданина является опасным для жизни и для здоровья социальных работников. Для медицинских работников этот вопрос урегулирован, для социальных работников - нет. На региональном уровне разными путями вопрос пытаются урегулировать, и именно поэтому обратились в наш адрес, с тем чтобы мы скорректировали это на федеральном уровне. Перед тем как рассматривать инициативу в Государственной Думе мы запросили позиции всех регионов, и нас все поддержали. Действительно, такая проблема есть. Речь идёт исключительно о том, чтобы те граждане, которые имеют соответствующий диагноз, опасный для социальных работников, для их жизни и здоровья, получали соответствующие меры поддержки в специальных медицинских учреждениях. Перечень этих заболеваний, серьёзных заболеваний, утверждается специальным правительственным органом. Обращаю внимание, речь не идёт о коронавирусной инфекции, как некоторые средства массовой информации пытались ранее преподнести. В интересах безопасности по просьбе социальных работников предлагаем данные законодательные корректировки поддержать и концептуально принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Екатерины Петровны Стенякиной. Пожалуйста. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ярослав Евгеньевич очень подробно рассказал о сути данного законопроекта, он действительно направлен на защиту интересов социальных работников. Хочу отметить, что на данный законопроект поступили положительные заключения от Правительства Российской Федерации, от профильного комитета Совета Федерации, 22 положительных отзыва органов субъектов Российской Федерации. Уважаемые коллеги, с учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Ярославу Евгеньевичу. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, понятно, что защитить социальных работников, конечно, надо, и понятно, по какой аналогии пошли авторы законопроекта, но есть же и вторая сторона в этих взаимоотношениях, то есть, собственно, те люди, к которым приходят эти социальные работники. Хорошо, мы отказали им в оказании социальной помощи, а альтернатива какая предлагается? Вот что мы предлагаем вместо того, чтобы приходил социальный работник и обслуживал? Как мы защитим тех людей, собственно, для помощи которым и создавалась вся эта социальная служба? НИЛОВ Я. Е. Возьмём конкретный пример: у человека серьёзное заболевание - туберкулёз в открытой форме, который опасен для здоровья социального работника. В этом случае необходимо получение квалифицированной медицинской помощи в специализированном медицинском учреждении. И после того, как специализированное медицинское учреждение документально подтвердит безопасность контакта социального работника с гражданином, у которого был соответствующий опасный диагноз, оказание мер социальной поддержки на дому будет возобновлено. Мы в данном случае не лишаем их помощи со стороны наших органов здравоохранения, но одновременно создаём условия, при которых не будет негативных последствий для социальных работников при контакте с гражданином, у которого серьёзный диагноз, опасный для жизни и здоровья. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Безусловно, сама попытка - это действительно очень нужное дело, но возникает момент такой. Вы говорите о том, что этим будет заниматься федеральный уполномоченный орган, но не определяете его полномочия. В связи с этим мой вопрос: а как избежать субъективного фактора, чтобы вот эти противопоказания (кто их будет подписывать?) всё-таки носили системный характер, а не какой-то субъективный? НИЛОВ Я. Е. Всё это и сегодня носит системный характер, и повторяю ещё раз, что для медицинских работников это законодательно урегулировано, а для социальных работников - нет. И Министерством здравоохранения утверждён приказ, где речь идёт о таких заболеваниях, как, например, туберкулёз в открытой форме, острые инфекционные заболевания, заразные для окружающих, злокачественные заболевания, сопровождающиеся обильными выделениями, психические расстройства, в том числе с употреблением психоактивных веществ, которые требуют оказания специальной медицинской помощи. И когда мы говорим, что, мол, ну ничего, и пытаемся найти причины, почему не регулировать этот вопрос, давайте подумаем о тех, кто, обладая соответствующим диагнозом, представляет опасность, давайте представим, как социальный работник возвращается в семью и может распространить инфекцию, которую он получил от больного, который должен находиться в специальном учреждении здравоохранения, но находится дома и по закону ему оказывается социальная услуга. То есть в данном случае соцработник ставит под угрозу жизнь и здоровье не только свои, но уже и окружающих, и семьи. Поэтому мы предложили распространить тот механизм, который сегодня действует в отношении медицинских работников, и ни в коем случае не говорим о том, что не будет оказана помощь. Помощь будет оказана, но в специализированных медицинских учреждениях до момента выздоровления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. СТЕНЯКИНА Е. П. Я хотела бы тоже прокомментировать. Отказ в оказании социальной помощи будет осуществлён только в случае, если будет заключение уполномоченной медицинской организации. То есть если человеку, нуждающемуся в социальной помощи, будет поставлен соответствующий диагноз (часть из них только что перечислил Ярослав Евгеньевич), тогда, конечно же, к нему не будет приходить социальный работник, а вся помощь ему будет оказана в специализированном учреждении. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что ко второму чтению предполагается внесение поправки, которой будет предусмотрен механизм возобновления социальной помощи на дому либо в полустационаре, если диагноз у человека будет на тот момент отсутствовать, то есть он излечится либо будут ещё какие-то изменения. Поэтому здесь никакого субъективного суждения не будет, а только официальное заключение медицинской организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. У меня вопрос к авторам. Понятно, что туберкулёз в открытой форме не так часто встречается. А вот часто встречаются - и эти люди находятся на социальном обслуживании - старческие психические расстройства, от которых люди не излечатся, это диагноз постоянный, связанный с болезнью Альцгеймера, с болезнью Пика, ну вот всякие такие вещи. Большая часть как раз и находится на социальном обслуживании, а направлять в стационарные медицинские учреждения... Просто нет мест, нет такого количества мест для граждан пожилого возраста, у которых в связи с возрастом уже большой букет психических расстройств. Вот как с этим вы предлагаете быть? НИЛОВ Я. Е. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, ещё раз обращаю внимание, ознакомиться с утверждённым в 2015 году 216-м приказом Минздрава. Там исчерпывающий перечень тех диагнозов, обладание которыми представляет угрозу жизни и безопасности и медицинских работников, и социальных работников, и тех, кто находится рядом с этим человеком. Поэтому, обращаю внимание ещё раз, законодательно для медицинских работников этот вопрос урегулирован, а для социальных работников он не урегулирован, но в регионах пытаются всякими путями самостоятельно этот вопрос решить. Если серьёзное психическое заболевание, то необходимо, конечно, помещать в соответствующий диспансер такого гражданина и оказывать ему квалифицированную помощь до момента, пока его нахождение вне стационара не будет безопасным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 32 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.