Заседание № 329
О проекте федерального закона № 1031221-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 20-го вопроса повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Николая Васильевича Говорина. Пожалуйста, Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена, полностью подготовлен к третьему чтению. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Учитывая изложенное, предлагаю Государственной Думе поддержать и принять закон в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 20 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 56 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 328
О проекте федерального закона № 1031221-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена; принят в первом чтении 11 ноября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Николай Васильевич Говорин. ГОВОРИН Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 11 ноября 2020 года. Внесение предлагаемых в законопроекте изменений позволит усовершенствовать и ускорить процесс информирования органов внутренних дел о госпитализации пациента, который по состоянию здоровья, в силу возраста или по иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена. Кроме того, законопроектом вносятся изменения, касающиеся развития информационного обеспечения в сфере здравоохранения. К законопроекту поступило шесть поправок, которые Комитетом по охране здоровья включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. На законопроект получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет просит поддержать таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 52 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 17 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Во втором чтении принимается законопроект единогласно. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ГОВОРИН Н. В. Уважаемые коллеги, комитет просит включить этот законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 9 декабря для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 322
О проекте федерального закона № 1031221-7 "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Александра Викторовна Дронова. Пожалуйста, Александра Викторовна. ДРОНОВА А. В., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями добровольческих (волонтёрских) организаций. По итогам встречи Правительству Российской Федерации поручено принять меры по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций и добровольческих организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в части, касающейся поиска и установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией, а также малолетних детей. В настоящее время остро стоит вопрос организации розыска пропавших лиц, который осуществляется правоохранительными органами совместно с волонтёрскими организациями. Одним из направлений розыска пропавших людей является проверка их местонахождения в медицинских организациях. В соответствии с законодательством Российской Федерации к обязанностям медицинских организаций уже отнесено информирование органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинён в результате противоправных действий. При этом для медицинской организации не предусмотрена такая обязанность в случае поступления пациента, который по состоянию здоровья, в силу возраста или по иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена. В настоящее время установление фактического нахождения без вести пропавшего лица в медицинской организации возможно только путём запроса сведений из медицинских организаций, что влечёт за собой многократное увеличение сроков розыска пропавших лиц, требует привлечения значительных сил, средств для установления обстоятельств безвестного исчезновения лица. В целях своевременного установления местонахождения разыскиваемых лиц законопроектом предлагается закрепить в отношении медицинских организаций правовые основания информировать органы внутренних дел о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, в силу возраста или по иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена, путём внесения соответствующих изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александра Викторовна, присаживайтесь. С содокладом выступает Наталья Петровна Санина. Пожалуйста. САНИНА Н. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект - о внесении изменений в статьи 13 и 79 нашего основного закона, 323-го, "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Целью этого законопроекта является совершенствование взаимодействия органов внутренних дел, медицинских организаций и волонтёрских организаций. Законопроект внесён правительством. В настоящий момент медицинские организации делают это, они сообщают в органы внутренних дел, но лишь о тех пациентах, в отношении которых имеются основания полагать, что вред их здоровью причинён в результате противоправных действий. В розыске пропавших, конечно, огромное значение имеет взаимодействие внутренних органов и волонтёрских организаций. Они направляют запросы в медицинские организации, но это требует времени, это затягивает процесс розыска, и думаю, что внесение предлагаемых сегодня изменений именно в статьи 13 и 79 имеет огромное значение, чтобы усовершенствовать и ускорить розыск этих людей. По мнению Комитета по охране здоровья, законопроект является весьма актуальным и направлен прежде всего на соблюдение прав жителей Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуально поддержало законопроект и замечаний правового характера не высказало. С учётом изложенного Комитет по охране здоровья предлагает поддержать данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Это, безусловно, очень важный законопроект, и это поможет... Люди, которые этим интересуются, посмотрев статистику даже за 2019 год, поймут, насколько своевременно и важно принятие данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Петровна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александра Викторовна, добрый день ещё раз! Вопрос у меня к вам такой (на несколько частей раздроблю, постараюсь коротко): я правильно понимаю, будет совместный приказ о сотрудничестве по ведомствам Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел России? Это первое. И второе. Вы сами смоделировали ситуацию, как сейчас, именно в условиях пандемии, когда идёт поток, везде загружен приёмный покой, будет осуществляться процесс спецсообщения в органы внутренних дел? Нужно именно смоделировать, не просто так, теоретически отработать этот вопрос, а именно смоделировать на практике, чтобы, как говорится, вплоть до тактико-строевого занятия всё было проведено и люди, должностные лица, которые этим будут заниматься, - я так понимаю, это врачи приёмного покоя - все понимали. ДРОНОВА А. В. Спасибо за вопрос, уважаемый Юрий Николаевич. В части вашего первого вопроса. В настоящий момент уже действует приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 565н, предусматривающий порядок взаимодействия медицинских организаций и органов внутренних дел по информированию о пациентах, в отношении которых уже есть регулирующие нормы в законе. При принятии нового закона в этот приказ будут внесены соответствующие изменения, Министерством здравоохранения и Министерством внутренних дел совместно будет разработан порядок взаимодействия. И в отношении второго вопроса, который связан с текущей ситуацией. Да, мы это тоже принимали во внимание. В настоящее время количество лиц именно той категории, о которой идёт речь в законопроекте, то есть лиц, которые не могут себя самостоятельно идентифицировать, значительно не увеличилось. Обязанность по информированию органов МВД будет лежать на медицинских работниках конкретной медицинской организации, которые уже сейчас обязаны в ежедневном режиме сообщать в органы внутренних дел о нахождении таких лиц в медицинской организации или о поступлении таких лиц в медицинскую организацию. То есть порядок уже существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Александра Викторовна, вопрос такой. И вы, и содокладчик упомянули про некие волонтёрские организации, которым крайне необходимы этот закон и эта информация. Просто хочу напомнить, что факт обращения гражданина за медицинской помощью является, ну, как минимум врачебной тайной и сообщать об этом волонтёрским организациям или каким-либо другим организациям нельзя, это первое. И второй момент, касающийся ответственности за несоблюдение вот этой обязанности. Не хотелось бы, чтобы она как-то прописывалась административно и медицинские работники или руководители - и учитывая сегодняшнюю нагрузку, и в принципе - дополнительно наказывались. Так вот, не планируется ли внесение в законодательство подобного рода изменений? ДРОНОВА А. В. Спасибо большое, Алексей Владимирович, за вопрос. В отношении первой части вашего вопроса, о нарушении врачебной тайны. Конечно, будет предусмотрен только порядок информирования органов внутренних дел, это прямо прописано в законопроекте, проектируемая норма не содержит никаких положений по информированию других организаций. И в отношении ответственности: тоже не предполагается установление дополнительных санкций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Александра Викторовна, вопрос тоже вам. Я на самом деле по-другому смотрю на роль волонтёрских организаций здесь, поэтому вопрос следующий, вы частично на него ответили, я просто хотел бы, чтобы вы уточнили. В декабре прошлого года на форуме волонтёрских организаций обсуждался этот законопроект и было соответствующее поручение президента, проговаривалось, что будет. То есть этот законопроект - это по сути первый шаг к созданию единой системы людей, о которых мы в данном законопроекте говорим, которых постигло несчастье, и профильные волонтёрские организации, как раз "Лиза Алерт" и остальные известные организации, уже показавшие себя, тогда просили доступа к этой единой базе данных. Вот я правильно понимаю, что единая база всё-таки создаваться не будет, а будет некая система оповещения, и волонтёрские организации всё-таки не получат доступа, о котором они просили и через Общественную палату, и на форумах, и в обращениях к депутатам? ДРОНОВА А. В. Спасибо за вопрос, Андрей Валерьевич. Пока речь идёт только о проработке вопроса в отношении МВД и о создании такой системы только для информирования органов внутренних дел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Считаем данный законопроект, конечно же, очень своевременным. Сейчас даже возникла некоторая дискуссия - мы считаем, что она не вполне корректна. Если посмотреть чисто юридически, что такое всё-таки врачебная тайна, то надо сказать, что данные о состоянии здоровья, то есть о диагнозе или ещё что-то, сообщаться не будут. Это первое. И второе. Если уж совсем сухо следовать юридической технике, то медицинская тайна возникает, когда человек обращается в медицинское учреждение и соответственно идёт информирование о его состоянии. Здесь человек не обращается, человека постигло какое-то несчастье, предположим, человек потерял память и попадает... Но он же не обращался в медицинское учреждение - о какой медицинской тайне идёт речь?! Это делается в его интересах, потому что, ну, просто человек оторван от родственников, родственники не могут его найти. Ну понятно, не хочется сейчас перечислять все возможные эпизоды, которые могут произойти. Но кажется, что это выгодно всё-таки, я в этом уверен, и самому этому человеку, и его родственникам, близким, друзьям, и сотрудникам медицинского учреждения. Опять же установление личности... врачи лечат, но они же всё равно должны знать, что с этим человеком было, историю его болезни, и так они тоже смогут это восстановить. Более того, скорость поиска человека, если данный закон начнёт действовать, конечно же, увеличится, потому что обычно... Ну, смоделируем ситуацию, об этом уже говорили. Родственники потеряли близкого человека - что они начинают делать? Конечно, они начинают поиск в том районе, где живут, то есть расклеивают там объявления, звонят в ближайшие отделения силовых структур, в ближайшие больницы. А если человека постигло несчастье в другом районе? Соответственно, поиск занимает очень много времени. Если эта информация будет представляться, человека разыщут быстрее, и это в интересах абсолютно всех - в интересах самого человека, чтобы он быстрее вернулся к родным и близким, быстрее получил качественную медицинскую помощь, в интересах его близких. Кому-то это может сохранить жизнь! Плюс опять же будет понятно, где человека искать. Часто же непонятно, где пропавший без вести человек находится - в больнице, либо, не дай бог, уже в морге, либо в каких-то других обстоятельствах. Законопроект совершенно своевременный! Медицинская тайна - это, конечно, важная вещь, закреплённая в основном законе, Конституции, но сейчас, насколько я знаю, в профильном комитете рассматривается целый ряд законопроектов по пересмотру этого, а недавно мы принимали... Всё-таки нужно подходить рационально, думаю, даже каждый из нас здесь, в этом зале, сталкивался с той проблемой, что из-за медицинской тайны нельзя получить сведения о себе удалённо: например, мы в регионе находимся и из нашей поликлиники здесь, в городе Москве, не можем получить свой диагноз, данные о своём состоянии здоровья. Поэтому всё-таки нужно рационально, аккуратно этот вопрос реформировать. Закон совершенно необходим, он нужен, он будет помогать людям! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александра Викторовна, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. ДРОНОВА А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Спасибо за вопросы, и ещё раз хотела бы попросить поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Петровна? Депутату Саниной включите микрофон. САНИНА Н. П. Уважаемые коллеги, я считаю, что обсуждение - это, конечно, хорошо, но законопроект очень важный. Более того, я считаю, что вот такие законопроекты должны рассматриваться, даже с поправками, очень быстро, и второе, и третье чтения! Таково моё глубокое убеждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Петровна. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 10 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.