Заседание № 362
О проекте федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статьи 12 и 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (в части направления удостоверения финансового уполномоченного в форме электронного документа).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Доклад Николая Ивановича Рыжака. Пожалуйста, Николай Иванович. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект принят во втором чтении вчера. Ещё раз позвольте напомнить, что он существенным образом упрощает документооборот и совершенствует взаимодействие служб финансового уполномоченного с Федеральной службой судебных приставов. Эта тенденция сейчас набирает силу, что вполне закономерно - документы и документооборот должны быть в электронном виде. А самое главное, это исключает подделку исполнительного документа, что очень важно, что дополняет и гарантирует защиту законных прав и интересов наших граждан. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем, окончательном чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания? Нет. Желание выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 28 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 361
О проекте федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статьи 12 и 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (в части направления удостоверения финансового уполномоченного в форме электронного документа; принят в первом чтении 24 ноября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Пожалуйста, Николай Иванович Рыжак. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В первом чтении законопроект был принят в ноябре прошлого года, сейчас представляется ко второму чтению. Он регулирует взаимодействие финансового уполномоченного с Федеральной службой судебных приставов, отражает общую тенденцию перехода органов государственной власти к электронному документообороту. Впредь исполнительный лист, который подготовлен и направляется в федеральную службу, будет представляться только в электронном виде. Это позволит не только подчеркнуть указанную мною тенденцию, но и избежать каких-то субъективных моментов и подготовки каких-то документов, которые не отражают реальную действительность и ущемляют законные права граждан. Ко второму чтению поступило четыре поправки, три из них сведены в таблицу поправок № 1 и рекомендуются комитетом к принятию, одна поправка рекомендуется к отклонению. Собственно говоря, все эти поправки отражают позицию Правового управления Аппарата Государственной Думы. Просьба поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 14 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 47 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Ставится на голосование законопроект, 16-й вопрос, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 14 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Николай Иванович, есть предложение по третьему чтению, когда будем рассматривать? Завтра? РЫЖАК Н. И. Собственно говоря, все замечания поступили и учтены, поэтому в принципе законопроект готов к принятию в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, документов, подтверждающих, что законопроект прошёл экспертизы, нет. Давайте мы тогда на завтрашний день его поставим, если вы не возражаете. РЫЖАК Н. И. Я думаю, что это целесообразно сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается предложение. Спасибо, Николай Иванович, готовьтесь к завтрашнему выступлению.
Заседание № 325
О проекте федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (в части направления удостоверения финансового уполномоченного в форме электронного документа).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект предусматривает направление удостоверения финансового уполномоченного в Федеральную службу судебных приставов России исключительно в форме электронного документа, подписанного им усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, которая обеспечивает полную защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, её искажения или блокирования. Также законопроектом предлагается скорректировать положения Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", предусмотрев, что удостоверение не выдаётся потребителю финансовых услуг и не направляется финансовым уполномоченным для принудительного исполнения в Федеральную службу судебных приставов России в случае приостановления исполнения решения финансового уполномоченного, а также в иных случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Василий Иванович Пискарёв. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик в своём выступлении подробно изложил концепцию данного законопроекта. Отмечу, что профильный комитет поддержал данную инициативу. И чтобы не повторяться, отмечу, что в законопроекте идёт речь об упрощении документооборота по взаимодействию финансового уполномоченного с Федеральной службой судебных приставов, то есть законопроект развивает цифровые системы коммуникаций между госорганами, учреждениями и организациями. Надо сказать, что принятие законопроекта будет способствовать не только повышению эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов. Это тоже важно, но не менее важно то, что более оперативно будет осуществляться защита получателей финансовых услуг, а это в основном обычные граждане, которые пострадали от действий каких-либо страховых компаний либо микрофинансовых организаций: по данным, которые мы имеем, за десять месяцев этого года в Федеральной службе судебных приставов находилось на исполнении 1358 исполнительных производств, возбуждённых на основании удостоверений, выданных финансовым омбудсменом, на общую сумму 250 миллионов рублей. Ну и кроме того, законопроект не только упрощает процедуру взаимодействия между вот этими структурами, но и, конечно, позволяет исключить факты предъявления поддельных исполнительных документов. Комитет Госдумы по финансовому рынку, являющийся соисполнителем, поддерживает данную инициативу. Профильный комитет также поддерживает и предлагает принять данный законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Викторович, действующие нормы федерального законодательства допускают самостоятельное предъявление гражданином должнику удостоверения к исполнению, в то же время законопроект лишает граждан такой возможности, возможности самостоятельного обращения. Хотелось бы понимать, какими доводами руководствуются разработчики законопроекта при полном исключении возможности самостоятельного обращения граждан к должникам с удостоверениями? ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, во-первых, это не предусматривается. Посмотрите, в той ситуации, когда, допустим, страховая компания или микрофинансовая организация... Я напоминаю, что на сегодняшний момент финансовые уполномоченные рассматривают ситуации, связанные с этими двумя видами финансовых организаций, с 1 января наступающего, 2021 года добавятся банки и ломбарды, то есть значительно расширится круг организаций, соответственно в 2,5-3 раза возрастёт количество подобного рода обращений. Так вот, у потребителя, когда он не получает, допустим, от страховой компании выплат по ОСАГО, есть сразу две возможности. Он идёт к финансовому уполномоченному, финансовый уполномоченный моментально, достаточно быстро принимает решение, посмотрев все документы, и решение финансового уполномоченного оформляется его удостоверением - эта возможность сохраняется, мы с ЦБ это, в общем-то, согласовали, и ко второму чтению мы, возможно, сделаем конкретную небольшую поправку абсолютно в рамках концепции. Здесь сохраняется такая возможность, чтобы потребитель получил на специальной гербовой бумаге текст этого документа, а после этого с данным документом потребитель может идти в суд либо ждать, когда страховая компания отреагирует на направленное им финансовым уполномоченным удостоверение. Если страховая компания окажется такой нехорошей, что не отреагирует, тогда в электронном виде односекундно, можно сказать, без промедления этот документ оказывается непосредственно в службе судебных приставов, и они приступают к исполнению этого решения, как если бы оно было решением суда. Мы все эти детали прописали. Многие граждане-потребители, может быть, предпочтут самостоятельно решать: обратиться в суд или самостоятельно пойти в Федеральную службу судебных приставов, потому что здесь, по сути дела, решение-то уже принято финансовым уполномоченным. Может быть, при чтении текста в данном виде возникнет этот вопрос, но, повторяю, мы его обсуждали и с ЦБ, и с финансовым уполномоченным (вы его хорошо знаете, это Юрий Викторович Воронин, который долгое время был статс-секретарём - заместителем министра здравоохранения и социального развития и здесь очень часто выступал), и, соответственно, со службой судебных приставов. Спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. Включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы знаете, совсем недавно, в 2018 году, в России была создана служба финансового уполномоченного для досудебного урегулирования споров потребителей финансовых услуг с финансовыми организациями. При этом финансовый уполномоченный наделён правом выдавать потребителю финансовой услуги документ, в котором зафиксирована задолженность финансовой организации перед ним, этим документом является удостоверение финансового уполномоченного. Этот документ и выступает исполнительным документом по такому спору. В связи с этим проектом федерального закона предлагается установить, что удостоверение финансового уполномоченного представляется в Федеральную службу судебных приставов только в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью - цифровой подписью, с использованием системы межведомственного взаимодействия. Важно подчеркнуть, что в Федеральной службе судебных приставов электронный документооборот уже налажен и позволяет эффективно взаимодействовать с МВД, ФНС, ГИБДД и Федеральной антимонопольной службой, а система обеспечения безопасности надёжно защищает от несанкционированного доступа, это позволяет сократить временные и ресурсные затраты при исполнительном производстве, а также исключить утрату и подделку документов. В случае принятия данного федерального закона в эту систему будут загружаться аналоги исполнительных документов, они будут автоматически загружаться финансовым уполномоченным, что позволит сократить срок направления удостоверений до одних суток, а также сократить сроки их регистрации до 10 секунд, а главное, исключить ошибки, связанные с вводом необходимой информации вручную, что повысит оперативность возбуждения исполнительного производства на основании удостоверения финансовых уполномоченных и обеспечит максимальную прозрачность процедуры. По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пиляев Иван Сергеевич, фракция ЛДПР, пожалуйста. ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, мы знаем, что с 2021 года служба финансового уполномоченного будет рассматривать в досудебном порядке жалобы граждан на банки. Правительство сейчас предлагает позволить уполномоченному направлять по электронным каналам свои решения судебным приставам. Законопроектом также предлагается предусмотреть, что удостоверение не выдают потребителю финансовых услуг в случае приостановления исполнения решения финансового уполномоченного. На что хотелось бы обратить внимание? Мы знаем, что активнее всего берут кредиты граждане от 30 до 40 лет, они, к сожалению, составляют 40 процентов всех должников. Но кредит - это не всегда проблема, часто он позволяет человеку решить насущные вопросы, взять, например, ту же ипотеку. Что лучше: копить всю жизнь или решить вопрос здесь и сейчас - каждый, конечно же, для себя решает сам, любой кредит, как говорится, дело добровольное. Но проблема же в том, что иногда банки идут на некоторые ухищрения и навешивают на человека дополнительные расходы. И у человека в таком случае есть право защиты, причём защита эта будет упрощена. Банки часто неверно считают кредитный процент, неустойки, пени и штрафы, причём ошибаясь почему-то в свою пользу, заставляя человека платить больше. Собственно говоря, для этого и была создана служба финансового уполномоченного, и с будущего года она будет рассматривать в досудебном порядке жалобы граждан на банки. А сейчас Правительство России направило нам, депутатам, на рассмотрение законопроект, согласно которому уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг сможет по электронным каналам направлять своё решение судебным приставам. Все мы знаем, что судебное разбирательство - это в первую очередь издержки: на адвоката, на государственную пошлину, на нотариальные, почтовые расходы и так далее. Поэтому обязательная досудебная процедура не только разгрузит суды, но и создаст дополнительную гарантию защиты прав граждан в виде образования и совершенствования административной предсудебной инстанции. Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Василий Иванович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 31 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.