Заседание № 74
14.01.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 103002-4 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (об обмене оперативной информацией и расширении круга субъектов, отвечающих за возмещение ущерба, причиненного террористическим актом).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2557 по 3180 из 4288
о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. Пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый господин председатель, уважаемые депутаты! Жалко, что меня не было во время обсуждения протокольного поручения по поводу выступления патриарха, но я думаю, что в "час заявлений" я обязательно выскажусь по этому очень опасному прецеденту, который создал вчера патриарх. Сейчас перейдем к сути вопроса. Разрешите представить вам законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", по вопросу об оперативной информации и о возмещении материального ущерба, причиненного террористическим актом. Я думаю, что политическая важность и актуальность этих изменений очевидна, я на этом не буду останавливаться, перейду сразу к сути законопроекта. В законопроекте предлагается подпункт 5 абзаца третьего статьи 3 закона изложить в новой редакции. Существующий подпункт 5 в федеральном законе включает понятие "финансирование террористической организации". В резолюции Совета Безопасности ООН, в пункте 1, подпункте "d", прямо указано: запретить предоставление любых средств, финансовых активов или экономических ресурсов, финансовых или иных услуг. В заключении Правительства Российской Федерации говорится, что понятие "финансирование" включает предоставление любых средств, финансовых активов или экономических ресурсов, финансовых или иных услуг. Но любому экономисту известно, что это далеко не одно и то же, и оставляя понятие "финансирование", мы сужаем область борьбы с терроризмом. Генеральный прокурор Устинов 29 октября также указал, что Уголовный кодекс, объявляя преступлением финансирование террористов, не раскрывает содержание этого понятия. Кто же прав - Устинов или Жуков, который подписал заключение, говоря, что понятия "финансирование" достаточно? Я имею в виду вице-премьера Жукова. И может ли быть основанием для отклонения законопроекта то, что не определен конкретный субъект наложения санкций, который, мы знаем, у нас не один, который это с успехом делает? Я имею в виду всю систему правосудия. В законодательстве предусмотрена правовая норма, ограничивающая въезд и выезд иностранных граждан в случае, если это влияет на обороноспособность и безопасность государства. Но мы предлагаем ограничить въезд на территорию тех лиц, которые финансируют, планируют, поддерживают или совершают террористические акты. Опять же, это норма из резолюции, пункт 2, подпункты "с", "d" и "е". Правительство Российской Федерации против и этой нормы, то есть мы открываем двери для будущих террористов, которые могут въезжать на нашу территорию легально, а затем уходить в банды, что практически и делается. Теперь о предлагаемых изменениях в статьи 8 и 9. Пункт 3 резолюции требует обмениваться информацией в целях предотвращения совершения террористических актов. Этого требует резолюция, пункт 3, подпункт "d". Интересная мысль в заключении правительства, подписанном Жуковым: предлагаемые нормы в законопроекте фактически представляют собой конкретные меры борьбы с терроризмом, осуществление которых возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации. В этом и состоит особенность вносимых изменений: с террористами должны бороться все ветви власти, а не только ФСБ и МВД. И мы с вами убедились в этом на горьком опыте Беслана, театрального комплекса на Дубровке и так далее, в других случаях с большими человеческими жертвами. В законопроекте предлагается бороться всем ветвям власти, обеспечивая ликвидацию каналов поставки оружия террористам, недопущение в любой форме поддержки террористических групп, содействие органам, реально осуществляющим борьбу с террористами. В законопроекте предлагается правовой механизм - новая статья 23-1 - по привлечению к ответственности террористов и террористических организаций не только за причиненный вред жизни и здоровью пострадавших, за нанесенный моральный ущерб, за умаление их чести и достоинства, но и за материальный ущерб, причиненный террористическим актом одному или нескольким субъектам Российской Федерации, юридическим и физическим лицам. Имеется в виду подвижной состав железных дорог, самолеты, метро, театры, жилые здания, школы и так далее. В пояснительной записке сказано, что виновные лица, участвующие в террористической деятельности, обязаны возместить причиненный ими вред, а также материальный ущерб за счет своего личного имущества и имущества их семей. Террорист и его семья должны заранее знать, что даже в случае гибели террориста в ходе контртеррористической акции члены его семьи могут быть привлечены к определенной материальной ответственности. Члены семьи, заранее зная о возможном привлечении к материальной ответственности, будут иметь возможность повлиять и предупредить готовящийся террористический акт. Известно, что террористы, встав на преступный путь, всячески пытаются обезопасить свои семьи, переселяя их в другие города и даже в иностранные государства. Вопрос о привлечении к материальной ответственности членов семей террористов очень сложный. В пояснительной записке сказано, что в некоторых странах существует практика наказания не только террориста, но и лиц, имеющих с ним родственные отношения, в первую очередь это члены семьи террориста и даже его родственники. Иногда такое наказание носит характер неприкрытой мести, например снос дома, лишение права на жилище, выселение в другие районы и прочее. Делается это в целях создания дополнительного психологического барьера на пути реализации террористических намерений. Таким образом, наказание семьи за причиненный вред здоровью и жизни потерпевших, за материальный ущерб, причиненный террористом, соответствует категории целесообразности. В Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 1064, установлено, что законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Тем же Гражданским кодексом устанавливается, что возмещение вреда, причиненного детьми в возрасте до четырнадцати лет, возлагается на их родителей (опекунов). В Федеральном законе "О борьбе с терроризмом", статья 17, имеется правовая норма о возложении ответственности по возмещению пострадавшим вреда, причиненного террористическим актом, на субъекты Российской Федерации за счет средств бюджета этого субъекта, либо в специальных случаях на Российскую Федерацию за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием в порядке регрессивного требования о возмещении соответствующего вреда с террориста. А если террорист погиб, как это бывало неоднократно, то как быть тогда? На этот вопрос федеральный закон не отвечает. В заключении Правительства Российской Федерации сказано, что предложение о том, чтобы к гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный террористическим актом, привлекать членов семьи и родственников, противоречит главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, а генеральный прокурор Устинов говорил в Государственной Думе прямо противоположное. Он сказал, что если террористы-смертники будут знать, что денежных средств ни семья, ни его родственники не получат, а всё будет изъято, то такая мера, безусловно, остановит, исключит экономическую основу террористической деятельности. Я добавлю, что, возможно, некоторые будущие террористы даже ждут такой правовой нормы, чтобы отказаться от смертельной опасности, поэтому террористы и применяют наркотики, прежде чем идти на террористический акт, о чем подробно говорил Устинов. В римском праве или же в Соборном уложении, которое продолжало действовать в Российской империи более двухсот лет, было много правовых норм, на основании которых многие преступления наказывались смертной казнью, при этом наказанию подвергались не только сами преступники, но и их пособники, недонесение о преступлении наказывалось наравне с самим преступлением. В это число входили жена, дети, отец, мать, родные братья и неродные, дяди и прочее. И наши предки жили с такими суровыми законами, и это было значительным барьером на пути совершения преступлений. Принцип наказания, который существовал тогда, имел корни возмездия, то есть лишение преступника, его семьи, родственников того блага, которого он лишил другого. И последнее. В Конституции, в статье 10, указано, что государственная власть Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. А что мы имеем в реальности? На законопроекты в области уголовного права, административного права, борьбы с терроризмом, деятельности судебной власти и органов прокуратуры заключения пишет исполнительная власть. При этом, когда судебная власть имеет положительное мнение, исполнительная власть нередко имеет прямо противоположное мнение, и в результате побеждает исполнительная власть, так как имеет блокирующее количество голосов в Государственной Думе. Боюсь, - но надеюсь, что это не будет так, - это может произойти и с нашим законопроектом, поскольку комитеты Государственной Думы, так сказать, ориентированы на исполнительную власть. Мы считаем, что надо поддержать наш законопроект и учесть мнение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое было высказано в Государственной Думе. Надо сказать, что те вопросы, которым посвящен законопроект, мы поднимаем уже много лет и считаем, что потихоньку государственные органы начинают осознавать правильность того, что мы много лет здесь предлагаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Содоклад заместителя председателя Комитета по безопасности Анатолия Сергеевича Куликова. С места. Пожалуйста, включите микрофон. КУЛИКОВ А. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, Комитетом Государственной Думы по безопасности рассмотрен предлагаемый Алексеем Валентиновичем законопроект, и мы разделяем озабоченность, высказанную автором этого законопроекта. Но вместе с тем, по нашему мнению, новая редакция подпункта 5 абзаца третьего статьи 3 действующего закона сегодня нецелесообразна по двум мотивам. Во-первых, перечисленные в предлагаемой редакции действия, о которых говорил докладчик, входят в понятие "финансирование", уже данное в этой статье (подпункт 5 статьи 3): финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им - это входит в понятие "террористическая деятельность". И второй мотив состоит в том, что мы в проекте закона "О противодействии терроризму", понимая и разделяя эту озабоченность, расширяем понятие "финансирование" и дополнительно туда включаем положение о пособничестве и другие вопросы, то есть в новом проекте, я думаю, это будет учтено. Далее. Автор законопроекта в пункте 4 статьи 1 своего проекта предлагает запретить въезд на территорию Российской Федерации и отказать в приобретении гражданства лицам, которые финансируют, планируют, поддерживают или совершают террористические акции. Данные положения уже урегулированы Федеральным законом № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральным законом № 62-ФЗ "О гражданстве...". Например, статья 26 Федерального закона "О порядке выезда...": въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства (ну, и далее перечисляется во второй части) использовали подложные документы, либо сообщили заведомо ложные сведения, либо имеют неснятую или непогашенную судимость. Статья 27 запрещает въезд, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности, или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения. Даже вот одной статьи 27 достаточно, но есть и другие. Я не буду дальше цитировать, в том числе закон "О гражданстве...", в котором говорится, что отклоняются заявления о приеме в гражданство, поданные лицами, выступающими за насильственное изменение основ конституционного строя или создающими угрозу безопасности России иными действиями. Как видите, есть уже это, эти лица преследуются в уголовном порядке. Депутат предлагает дополнить действующий закон нормой, статьей, которая предусматривает, что к субъектам гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный в результате террористической акции, должны быть отнесены члены семьи и родственники террориста, проживающие совместно с ним или владеющие общей с ним совместной или долевой собственностью. Предлагаемая норма противоречит Гражданскому кодексу России. В соответствии со статьей 1064 обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, однако для реализации данной нормы необходимо наличие у такого лица определенного статуса или обязанностей (например, оно должно являться родителем или опекуном). Я могу процитировать статью 1064: "Вред, причиненный личности или имуществу, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред". Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, в порядке статей 1072, 1081. Я хочу сказать, что мы сейчас в поправках к уже упомянутому законопроекту "О противодействии терроризму" в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1373 из раздела о преследовании лиц, причастных к террористической деятельности, тоже взяли часть вопросов, которые будут касаться предоставления статуса беженца, а также финансовой ответственности, о чем говорил депутат Митрофанов. Но вместе с тем я хотел бы сказать, уважаемые коллеги, следующее. Нам нужно в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем..." готовить поправки, и в комитете мы уже вынашиваем такие поправки, чтобы их внести в принятый закон. Предлагаемый законопроект, как следует из заключений правительства и Правового управления, нецелесообразно принимать, и Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления тоже не рекомендует. Наш Комитет по безопасности также рекомендует отклонить указанный законопроект. И я обращаюсь к Алексею Валентиновичу с предложением прибыть на очередное заседание рабочей группы (во вторник оно у нас), ознакомиться с нашими поправками. И возможно, хотя срок внесения поправок истекает сегодня, мы рассмотрим дополнительно во вторник ваши поправки, если вы не будете удовлетворены тем, что мы уже внесли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Сергеевич. Уважаемые коллеги, какие будут вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие?.. Есть. Владимир Вольфович, вижу. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к содокладчику. Анатолий Сергеевич, я внимательно прочитал вашу книгу "Тяжелые звезды". Так вот, как показывают страницы вашей книги, можно возбуждать уголовные дела в отношении многих должностных лиц, которые и сегодня занимают эти высокие посты. И мне непонятна ваша позиция, что вы не хотите дать больше правовых оснований для борьбы с террором. Столько погибло наших солдат! Вот посмотрите: разведчик Уманский в Орле. Ему говорят: пусть тебе платит тот, кто причинил вред. Ну кто ему будет платить? Причинителя вреда ведь нет как такового. И сейчас, когда законопроект хоть немножко начинает регулировать (депутат Митрофанов всё правильно сделал), комитет ваш отвергает. Ну как мы будем бороться с террором, если мы ссылаемся на гражданское право?! Ну этот террор устанавливают не граждане, это же чудовища, звери, животные - люди, которые, так сказать, режут головы! Вы пишете в книжке: пятнадцать человек изнасиловали одну девочку. Сколько там этих актов... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос задан. Пожалуйста, Куликов Анатолий Сергеевич. КУЛИКОВ А. С. Уважаемый Владимир Вольфович, в том числе и причинение вреда... Повторяю: все вопросы, поднятые депутатом Митрофановым, мы постарались максимально учесть в новом законопроекте. Поэтому я еще раз повторяю: пожалуйста, приходите, мы вас ждем и готовы даже редакцию усовершенствовать так, как вы сочтете нужным. Мы посоветуемся, озабоченность справедливая, но, повторяю, в такой редакции, какая предложена сейчас, изменения в действующий закон, вы видите, даже по формальным признакам не пройдут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кондратенко Николай Игнатович, вам предоставляется слово для выступления. Есть ли еще желающие задать вопросы? Нет. Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы явно заблудились в нашей политической терминологии. Даже постановка вопросов здесь, в Думе, множит терроризм в моем понимании, она способствует терроризму. Надо ведь разобраться, я уже говорил об этом, почему не взрывают Украину, Белоруссию, Прибалтику, Казахстан, Китай, Польшу, Болгарию. Почему нас, россиян, взрывают? Отвечаю: потому, что мы организовали войну, гражданскую войну, на своей территории. В начале века была одна форма войны: приехали из-за границы, нам организовали... А здесь вторую войну организовали. Война начинается - попробуйте ее потом закончить. Посмотрите, как выводили войска из Чечни: умышленно оставляли горы оружия, знали, что оно стрелять будет, деньги Дудаеву из Прибалтики пропустили через системы ПВО и многое другое, два рефрижератора боевого оружия привезли для "революции" Дудаева отсюда, с московскими номерами. Не хотим расследовать! Посмотрите, как ареал войны разрастается. Мы видим, что в боевые действия в Дагестане, Ингушетии втянуты лица из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Мы не остановим эту бойню. Злодеи пытаются противопоставить нас, православных и мусульман. Война не нужна ни русским, ни чеченцам, ни ингушам. Она нужна грязным политикам, которым надо уничтожить Россию. Мы не хотим возвратиться к проблеме Кавказа, разобраться и сделать правильные политические выводы. Это для России закончится трагически. Россия на одну треть мусульманская, на две трети православная. Условия ее бытия одни - или мы живем в дружбе, или ни те ни другие жить не будут. Посмотрите, как телевидение нагнетает антимусульманскую тему, противопоставляя постоянно, пытаясь вызвать у православных злость к мусульманам. И к сожалению, православные уже имеют злость к мусульманам, не к злодеям, которые затеяли эту войну, а почему-то к мусульманам. Кончится всё это, друзья, трагически. Остановиться надо! Дума культивирует то же. Мы разрешили натовцам провоз оружия и людей в Среднюю Азию. Для чего? Стрелять в мусульман. Как думаете, как мусульманские народы планеты будут к нам относиться? Это мы накликаем террористические акты на свою страну! Посмотрите заявление министра обороны о том, что будут превентивно наноситься удары. По кому? По мусульманам. Это мы кличем: воюйте с нами, ведите с нами борьбу. Это неразумная политика, это мерзкая политика, которую надо немедленно останавливать, ибо на этом закончится Россия и потомки нам не простят такой гнусной политики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не согласен с тем, что отклоняется данный законопроект, но не согласен и с депутатом Кондратенко. Вот эти левые силы сто лет всё время нам говорят, что кличем какую-то беду. Никто не кличет никакую беду! Война с террором, гражданская война, любого рода войны были и всегда будут идти, постоянно, и мы не должны поддаваться пропаганде. Откуда вы взяли, что одна треть мусульман? Ну откройте статистику! Это одна седьмая часть населения, меньше 15 процентов, а одна треть - это 30 процентов. Не надо об этом даже говорить! Потом, нет никакого противостояния в нашем обществе между мусульманами и православными, нет этого ничего. Сколько бандитов немусульман - мы же об этом тоже знаем. Когда говорят "русская мафия за рубежом", что, мы с вами обижаемся? Хотя там ни одного русского-то нет, это общее название людей, которые приехали из нашей страны. Конкретно по закону Анатолий Сергеевич говорит: разрабатываем. Но, Анатолий Сергеевич, вы же сами были министром внутренних дел. Вы же прекрасно понимаете, что дело даже не в законе. Вам не давали возможность завершать боевые операции. Вспомните, как вам была телеграмма от Ельцина: прекратить использование авиации в 24.00. Солдаты могли бы все погибнуть, и вы добились как генерал, как министр того, что авиация продолжала бомбить на следующий день. Здесь что, закон должна Государственная Дума принимать? Это сила воли ответственного работника, которым вы были. Кстати, за это вас и убрали - за то, что вы хорошо воевали, ибо хорошие, честные генералы на том этапе были не нужны. И в этом смысле мы все-таки должны наше законодательство быстрее совершенствовать. У нас целый Комитет по безопасности, в Совете Федерации это объединенный комитет - по обороне и безопасности. Это уникальный парламент, где есть отдельный комитет по безопасности. Ну кто нам мешает быстрее работать-то? Мы же дали все эти задания осенью, сейчас уже январь, а всё поправки, всё поправки... То, что в проекте представлено депутатом Митрофановым, - всё это правильно. И чем больше мы примем законов и чем скорее заставим их работать, тем будет лучше. Но нельзя ссылаться на то, что якобы не надо, что законы о гражданстве, о порядке въезда в страну уже урегулировали проблему участия в терактах. Как раз не урегулировали. Если гражданин любой страны будет знать, что его любое, самое косвенное участие, даже если он поднес чемодан террористу потенциальному, может потом быть воспринято как соучастие в этом преступлении и для него будет закрыт навсегда въезд в Российскую Федерацию... Вот таким образом мы должны остановить. Вот открыли сайт "Кавказ-центр" в Вильнюсе - всё, ни один литовский депутат не должен иметь права въехать на территорию Российской Федерации, ни один, и тогда сразу закроют сайт "Кавказ-центр" там. Это должно быть. А просто сказать, что положение о въезде уже урегулировало... Ничего оно не урегулировало! Террор - это особая тема, это тема на весь XXI век. Всё уже, коммунизм, фашизм - отыграли эту липовую идеологию, ее подняли за деньги и за деньги же опустили. Теперь за деньги, правильно сказал депутат Кондратенко, подняли тему террора. Вы должны понять - это всё выдумано. Это идеология XXI века: права человека, национальные, расовые, сексуальные меньшинства - лишь бы найти тему для разговора, так сказать. Но это политика, по-другому нельзя. Серп и молот, свастика не сыграли, так сказать, это было слишком узко, фанатично, поэтому теперь более широкая тема, чтобы вся планета могла играть. А мы должны обезопасить себя, у нас должно быть самое совершенное законодательство по борьбе с террором, ибо Запад с этим столкнулся случайно и немножко, а у нас террор с 17-го года. Правильно депутат Кондратенко сказал, что... Большевики - первые террористы, они начали это на иностранные деньги, с иностранными агентами, нерусские в основном... В этом смысле госдеп вот сделал заявление, что у нас две партии, так сказать, как бы сквозят антисемитизмом, и требует запрета КПРФ и блока "Родина". Но в этом году не будем запрещать, запрещать будем в следующем году. Есть, видимо, у них основания так делать. Надо быть мягче, по-другому действовать, депутат Кондратенко. Вы же были губернатором, помните, как вы хорошо там действовали? И Ткачёв вроде начал хорошо, но результаты всё равно не те. Не те, потому что неспециалисты занимаются у нас и Востоком, и Кавказом. Правильная постановка вопроса. У нас те, кто из Москвы занимается Кавказом, ни в чем там не разбираются и не знают ни этнических проблем, ни социальных, ни географических. Это вот проблема кадров. Я уже не раз говорил, что царь создал специальный институт востоковедения сто пятьдесят лет назад. Где специалисты-востоковеды в Государственной Думе? Я один. Меня куда-нибудь зовут, спрашивают меня о чем-нибудь? Нет! Сидят чиновники, которые ничего в этом не понимают, и готовят законы, так сказать, делают ссылки на гражданское законодательство, не понимая, на кого будет распространяться данный закон. Единственное спасение от террора - это введение коллективной ответственности, только это остановит. Начался теракт - подводим членов семьи к этой школе, больнице, аэропорту, автобусу и говорим: вот если через полчаса не прекратишь теракт, мы начинаем определенные силовые действия в отношении членов семьи. Только это может остановить, потому что они до того отмороженные все, так сказать, что ничто другое их не остановит. Ну и о тех, кто может им способствовать, помогать деньгами. Вот выборы на Украине. Известно, что некоторые деловые люди России спонсировали команду Ющенко. Ну кто мешает нам тоже внести поправки в закон, наказывать за это? Есть закон о том, что нельзя финансировать чужие политические партии, но он не применяется никак. Да, выявили, что "ЯБЛОКО" получало деньги из-за границы. Ну и что, наказание какое-нибудь последовало? Мало закон принять - надо, чтобы он реализовывался еще, чтобы наши прокуроры действовали соответствующим образом, наши МВД, ФСБ действовали. Это вот всё самые главные проблемы, которые перед нами стоят. У нас почему-то работает только комитет по социальной политике. Главный - Комитет по безопасности, вот он должен быть главным комитетом, и он должен принимать законы, уважаемый Анатолий Сергеевич, а не отклонять. Потому что закон правильный, хороший, но кто-то, видимо, давит на вас, и вы не хотите, чтобы автором закона был депутат из фракции ЛДПР, вы хотите, чтобы были другие депутаты, чтобы другое было авторство, тут какие-то политические настроения. А в это время наши солдаты мучаются. Вот в Ростове процесс идет над двумя офицерами, их обвиняют в том, что они убили мирных жителей, - так сказать, в другом смысле действует закон. Как же армия будет бороться с террором, когда офицеру говорят: "Ты убил мирного жителя"?! А что, повесить вывески нужно на них, где террорист, а где мирный житель?! Как будут действовать силовые структуры там, на территории, где происходили и происходят террористические акты? Вот их мучают, сколько уже лет их мучают! Это же последствия... У нас же вот сегодня в чем проблема? Кадровый голод! Это 17-го года последствия. Посмотрите на наших генералов - все из деревень. Эти генералы не могут выигрывать сражения. Вот депутат Чуров издал книгу "Тайна четырех генералов". Она в дефиците, не все ее сможете получить, приходите ко мне, дам почитать, может быть, за пять лет прочтете. Вот были генералы в Российской империи! Был образовательный ценз определенный: кто может быть генералом, кто должен командовать спецоперациями. А у нас дети рабочих и крестьян, вот они командуют, Шандыбины и Анпиловы, так сказать, они командуют. Вот они докомандовались, мы с вами имеем результаты. И потом они же, левые силы, нам говорят: "Вы довели страну, что происходит?" Кадровый вопрос. И юристы тоже должны сидеть здесь, в Госдуме, не артисты и журналисты, а 80 процентов - юристы высшей квалификации, самой высокой! Вот эта проблема монетизации льгот. Это неумение объяснить и растолковать закон, как он должен действовать. Малограмотные мэры и губернаторы тоже в основном левой ориентации. Элементарно хотя бы один прокурор что-нибудь сказал, юрист, так сказать. Нет юридической службы, нет службы пропаганды. Вот этим нужно заниматься. А кто может этим заниматься? Вот сейчас мы здесь, в Госдуме, и заседаем. У нас часть депутатов требовали пригласить сюда министров. Уважаемый депутат Рыжков, и у президента стоит монитор такой же, как в нашем зале, и у Фрадкова, у всех министров, и в ФСБ, и в прокуратуре, и всё, что мы говорим, сразу они слышат и видят. Поэтому если вам есть что сказать, вы им скажите, неважно, где они находятся, - в своем кабинете рабочем или у нас здесь, в зале заседаний. Поэтому давайте здесь говорить! Я считаю, что позиция Комитета по безопасности неправильная, абсолютно неправильная, надо принимать данный законопроект. Я прошу депутатов поддержать. И в перспективе надо принимать закон об ответственности депутатов за непринятие нужных законов, чтобы они за это тоже отвечали. Легче всего не принять закон, а ситуация не урегулирована, правовых оснований нет. Наша армия и спецслужбы не могут проводить необходимые операции по предотвращению терактов - мы им не даем нужные законы. То есть должна быть ответственность. Где эта тысяча депутатов-одномандатников, которые прошли за четыре созыва в Государственной Думе? Они внесли свою лепту в решение этого вопроса? Никакой лепты не внесли, они в этом совершенно не разбираются, потому что это от них далеко, они из своего округа, там другие проблемы. Это наша с вами обязанность, поэтому, считаю, данный законопроект надо принять и тому же комитету подумать не только об ответственности всех гражданских лиц за соучастие в террористической деятельности, но и в том числе об ответственности должностных лиц в органах власти. И про тех чиновников, кто вам мешал, Анатолий Сергеевич, завершить благополучно все операции, в вашей книге всё написано. Генеральный прокурор должен был прочитать и по каждой странице, так сказать, возбудить сотни уголовных дел, всех их привлечь к ответственности... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Саблин Дмитрий Вадимович. САБЛИН Д. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, вы знаете, у меня сложилось впечатление такое, что депутат Митрофанов и многие, кто выступал, они просто не читали закон "О борьбе с терроризмом". Перейду к конкретике. Вот статья 4, например, действующего закона гласит: "Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности...", - а депутат Митрофанов предлагает внести поправку и запретить въезжать данным людям на территорию Российской Федерации. Если мы знаем, что это террорист, то его, наоборот, надо привозить в страну и судить по всей строгости закона либо уничтожать. И то же самое можно сказать практически по всем пунктам. Я вот абсолютно согласен с Владимиром Вольфовичем: каждым делом должен заниматься профессионал, тот, кто знает, что это такое. Если Анатолий Сергеевич сам, лично, принимал участие в антитеррористической деятельности, руководил ею и знает, как это делать, то он и должен этим заниматься. Во фракции ЛДПР есть много прекрасных офицеров, которые принимали участие в антитеррористических операциях, если бы они разрабатывали данный законопроект, они бы многие вещи эти не написали, я считаю. Поэтому этот законопроект однозначно надо отклонять. Этим делом, этой борьбой должны заниматься только профессионалы, те, кто знает, что это такое. Надо просто уже заниматься делом, а не болтать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выступили представители трех объединений. Есть ли необходимость выступить кому-либо от фракции "Родина"? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас по десять минут уже трое выступали. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда я хочу услышать от депутатов предложения о том, как мы дальше будем работать. Пожалуйста, Любовь Константиновна. СЛИСКА Л. К. Спасибо, Борис Вячеславович. Очень подробно обсудили законопроект, я предлагаю проголосовать за прекращение прений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Локоть Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Борис Вячеславович, когда я сегодня говорил о своей тревоге, возникшей после вчерашнего Совета, то я имел в виду выступление депутата Жириновского прежде всего. И сегодняшнее его выступление вот в таком духе, я считаю, подталкивает не к социальному, а к гражданскому конфликту, все эти предложения - давайте запретим КПРФ, - они не столь безобидны и смешны, как может показаться на первый взгляд. Но меня беспокоит сегодня больше всего другое, Борис Вячеславович, - то, что вы, как председатель, как руководитель наших заседаний, собраний, вы не реагируете на подобные выпады, которые звучат. Вчера Валентин Александрович Купцов пытался ответить на выпады Жириновского - вы его прервали, остановили, а Жириновскому позволено всё. Почему? Ну нельзя так, есть же какие-то нормы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поступило предложение прекратить прения, так как достаточно подробно обсужден вопрос, выступили все представители. Ставится на голосование предложение депутата Слиска о прекращении прений. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 34 сек.) Проголосовало за 277 чел.86,3% Проголосовало против 44 чел.13,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 321 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принимается. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Нет. Полномочному представителю президента? Нет. Для заключительного слова, пожалуйста, включите микрофон Митрофанову Алексею Валентиновичу. МИТРОФАНОВ А. В. Я призываю депутатов разных фракций поддержать нас. И по традиции хочу вам сказать: чувствую, что если вы не поддержите сейчас, то через год-полтора правительство само внесет законопроект, как это было со многими нашими законопроектами, начиная от авиационной техники и заканчивая, так сказать, вопросами борьбы с терроризмом. Я вам напомню историю закона "О борьбе с терроризмом". Я начал его разрабатывать в 96-м году с группой товарищей - специалистов в этой области. Потом все были против, говорили: "Это глупый закон. Какой терроризм? Что за борьба с терроризмом?" Потом по этому закону в 99-м году велась вторая контртеррористическая операция. Вот чтобы вы знали историю. Так будет и здесь, и контрзахват родственников будет введен через год-полтора, но мы потеряем сотни жизней, получим второй Беслан, будем ныть, выть и так далее. Вспомните, как делали турки. У турок же тоже чеченцы захватили паром. Они тут же привезли родственников, показали и почему-то те сдались. Вот как было на самом деле. Потому что по-другому работают. Ну а в России запрягают... И действительно, прав депутат Саблин, надо заниматься своими делами, профессионалы в области разведки, в области военного дела должны военным делом заниматься, а не торговать землей под Москвой, понимаете? Военные своей работой должны заниматься, абсолютно согласен, а законодатель должен заниматься своей работой, он должен законы делать. Тогда у нас будет нормальная страна. А у нас всё перепуталось: генералы пошли торговать землей, в военную сферу пришли непонятно кто, среди законодателей - артисты и так далее, хотя мы их уважаем, но лучше бы они пели. Всё перепуталось. Я, к вашему сведению, одиннадцать лет в Государственной Думе и являюсь профессиональным законодателем, так что подходите, поговорим насчет, так сказать, профессиональности в сфере законодательства. Это первое. И хочу уважаемому батьке Кондратенко сказать, потому что у нас... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович!.. МИТРОФАНОВ А. В. Нет, это с уважением... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прерываю ваше выступление, только что говорили о корректности, и вы допускаете тут же некорректность. Уважаемые коллеги, ставится на голосование: принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 48 сек.) Проголосовало за 64 чел.14,2% Проголосовало против 95 чел.21,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 159 чел. Не голосовало 291 чел.64,7% Результат: не принято Не принимается. По ведению - Швец Любовь Никитична. Пожалуйста. ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Я хочу напомнить Владимиру Вольфовичу, что он именно на антисемитизме въехал в политику, так сказать, такого яростного пропагандиста фашизма не было на нашей территории никогда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Никитична!.. Отключите, пожалуйста, микрофон.