Заседание № 58

06.07.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 102942-8 "О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации деятельности групп продлённого дня).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2952 по 2984 из 5344
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона "Об образовании в        
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Алёна Игоревна Аршинова.                                            
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наш комитет, Комитет по       
просвещению, провёл все необходимые экспертизы и принял решение, что наш        
законопроект готов к принятию. Поэтому палате предлагается сегодня принять      
наш законопроект.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет.                             
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 14-й вопрос повестки, третье чтение.      
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 57

05.07.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 102942-8 "О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации деятельности групп продлённого дня; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части организации деятельности групп продлённого дня").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4641 по 4717 из 10402
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 66   
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает        
Алёна Игоревна Аршинова.                                                        
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в комитет поступило шесть поправок: четыре поправки - в      
таблице № 1, рекомендуются к принятию, четыре поправки - в таблице № 2,         
соответственно, рекомендуются к отклонению. Прошу перейти к рассмотрению        
таблиц поправок.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   24 чел.5,3 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.                              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
Алёна Игоревна, пожалуйста.                                                     
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наш комитет просит   
вас поставить данный законопроект в порядок работы Госдумы на завтра для        
рассмотрения в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                                      
                                                                                

Заседание № 47

07.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 102942-8 "О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части организации деятельности групп продлённого дня".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7364 по 7853 из 10392
Пункт 44, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 66      
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части             
организации деятельности групп продлённого дня". Доклад Татьяны Викторовны      
Буцкой.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!                
Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование правового           
регулирования организации деятельности групп продлённого дня, создаваемых в     
образовательных организациях.                                                   
                                                                                
Частью 7 статьи 66 Федерального закона "Об образовании в Российской             
Федерации" предусмотрено, что в образовательных организациях, реализующих       
общеобразовательные программы, могут быть созданы условия для осуществления     
присмотра, ухода за детьми в группах продлённого дня. Могут быть созданы, а     
могут быть и не созданы. Вот статистика говорит сама за себя: у нас             
практически 40 тысяч школ, 39 623 школы, но только 26 процентов из них имеют    
группы продлённого дня. При этом кто ходит на продлёнку? В основном малыши,     
те, кто ходит в начальную школу, 17 процентов посещающих группы продлённого     
дня - это именно дети с 1-го по 4-й класс. И что они там получают? Присмотр и   
уход. Ну вот что такое "присмотр и уход"? Это даже не школа, это не детский     
сад, это, ну, я не знаю, ясли - посмотреть за ребёнком, чтобы с ним ничего не   
произошло. И вот отводят родители такого ребёнка в восемь часов утра в школу,   
в шесть часов вечера забрали ребёнка из школы - и что делать дальше? Маме       
надо и обед приготовить, и отдохнуть, мама устала, ребёнок устал, а надо ещё    
и уроки делать. Как?..                                                          
                                                                                
Да, есть очень хорошие группы продлённого дня, в которых и уроками              
позанимаются, и погуляют, и дополнительное образование, и школьный театр        
есть, но всё это - по решению школы, потому что у нас до сих пор не было        
единого закона о группах продлённого дня. Что у нас есть? У нас есть только     
рекомендации, действующие с 2014 года, - методические рекомендации по           
нормативно-правовому регулированию предоставления услуг по присмотру и уходу    
за детьми в группах продлённого дня, которые разработаны Министерством          
образования и науки Российской Федерации, и они носят необязательный            
характер. Там прописано, что кроме завтрака должны быть ещё обед и полдник,     
там прописано, как часто надо мыть ковры (это правда очень важно), но там не    
прописано самого главного - что же такое группа продлённого дня.                
                                                                                
Что предлагает наш законопроект?                                                
                                                                                
Первое. Дополнить статью 66 Федерального закона "Об образовании..." новой       
частью 7-1, которой устанавливается, что решение об открытии группы             
продлённого дня и режиме пребывания в ней обучающихся принимают                 
образовательные организации, реализующие образовательные программы начального   
общего, основного общего и среднего общего образования, с учётом мнения         
совета родителей. То есть не только школа, но и родители принимают решение о    
создании группы продлённого дня в школе.                                        
                                                                                
Далее. В предполагаемой новой части 7-1 статьи 66 федерального закона           
перечисляются некие обязательные виды деятельности групп продлённого дня, в     
том числе подготовка обучающихся к урокам - ну, это то, о чём я говорила,       
уроки сделать, - физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.         
Вместе с тем определение окончательного перечня деятельности групп              
продлённого дня законопроект относит к компетенции федерального органа          
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации        
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего    
образования. То есть мы даём понятие, что такое группа продлённого дня, и это   
не только присмотр и уход, но это ещё и сделать уроки, и дополнительное         
образование, и, возможно, тот самый школьный театр.                             
                                                                                
Законопроектом также предлагается дополнить часть 2 статьи 8 Федерального       
закона "Об образовании в Российской Федерации" положением, устанавливающим      
право субъекта Российской Федерации на дополнительное финансирование            
присмотра и ухода за теми, кто обучается в группе продлённого дня. Это, по      
нашему мнению, очень хорошая помощь и для многодетных семей, и для              
малообеспеченных.                                                               
                                                                                
Резюмирую. Таким образом, законопроект предлагает, во-первых, установить        
федеральным законом правовые основания единого подхода к регулированию          
деятельности групп продлённого дня на всей территории Российской Федерации и,   
во-вторых, создать правовые условия для снижения размера родительской платы     
за содержание ребёнка в группе продлённого дня.                                 
                                                                                
Прошу, коллеги, поддержать наш законопроект.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Алёны Игоревны Аршиновой.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Уважаемые коллеги, Татьяна Викторовна, как автор, достаточно     
подробно объяснила концепцию законопроекта. Она акцентировала внимание на       
том, что тема возникла не сейчас. Каждый из нас, как депутат от своего          
округа, получал сотни жалоб на работу или неработу групп продлённого дня. Мы    
стремились этот вопрос решить ещё в 2014 году, обращая внимание того министра   
- Дмитрия Викторовича Ливанова на эту проблему.                                 
                                                                                
Мы с Натальей Владимировной Третьяк, с Анастасией Владимировной Зыряновой       
сделали методические рекомендации для регионов. Мы сделали так, чтобы в         
группе продлённого дня действительно были присмотр и уход, но, конечно, мы      
вкладывали совершенно другой смысл. Мы тогда боролись с завышенной стоимостью   
присмотра и ухода, стремились к тому, чтобы на самом деле стоимость             
фактически равнялась стоимости присмотра и ухода в дошкольной образовательной   
организации. Но, к сожалению, как оказалось, содержательно мы упустили          
некоторые моменты.                                                              
                                                                                
Наша с вами задача сейчас - установить единый федеральный подход в              
формировании вообще устройства группы продлённого дня, чтобы родители не были   
с разрушенной нервной системой из-за того, что уроки не выучены, что нужно      
ещё делать уроки, и чтобы они не переживали из-за того, что их ребёнок          
недосмотрен в культурном или в физкультурно-оздоровительном плане. Поэтому      
наша с вами задача сегодня - принять те новеллы, которые устанавливает данный   
законопроект, то есть фактически установить, что решение об открытии группы     
(чтобы не было такого, что всего 15 процентов школьников попадают в группу      
продлённого дня, а остальные родители просто не знают, как инициировать её      
создание), по сути, принимается вместе с советом родителей или с управляющими   
советами в городе Москве. И для группы продлённого дня наряду с присмотром и    
уходом за обучающимися предлагается единый перечень мероприятий.                
                                                                                
Коллеги, мы с вами, конечно, продолжаем следить, осуществлять парламентский     
контроль за размером оплаты группы продлённого дня, то есть не должно быть      
никаких завышенных цен. И здесь мы в том числе помогаем, даём право нашим       
регионам, субъектам дополнительно финансировать, собственно, присмотр и уход    
за обучающимися в группах продлённого дня.                                      
                                                                                
Как содокладчик от комитета должна отметить, что у нас от 22 законодательных    
органов субъектов все отзывы положительные, из 37 высших должностных лиц все    
поддержали, кроме одного, он не успел выразить позицию по какой-то причине. Я   
понимаю, что могут быть дополнительные поправки, ко второму чтению мы всё       
учтем.                                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопрос авторам законопроекта.                                                   
                                                                                
Вы сами сказали в выступлении, что раньше это носило рекомендательный           
характер и определяли, устраивать группы продлённого дня или не устраивать,     
сами организации. Сейчас ничего не меняется, то же самое: сами                  
общеобразовательные организации принимают решение, делать эту группу или не     
делать, но с учётом мнения родителей. Соответственно, вопрос: что меняется?     
                                                                                
И второй вопрос. Если родители за то, чтобы сделать группу продлённого дня, а   
образовательная организация просто не может этого сделать, ну, в связи с        
двухсменным режимом, например, что тогда? Что тогда, какое решение принимать?   
И как этот конфликт интересов прописан в данном законопроекте?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Я, как соавтор, постараюсь тоже коротко ответить на ваш          
вопрос. Несколько позиций, что меняется.                                        
                                                                                
У нас как раз меняется подход: мы даём ещё больше прав родителям, собственно,   
создать такие группы. Да, вы сделали акцент на том, что во многих школах есть   
проблемы - двухсменный и даже трёхсменный режим. И именно поэтому мы выделяем   
сотни миллиардов рублей, сейчас в срочном порядке строится фактически по        
нескольку сотен школ в год, чтобы такая продлёнка могла там состояться. Это     
поручение нашего президента Владимира Путина о том, чтобы сделать школу         
школой полного дня, чтобы родители не переживали и не искали в том числе        
продлёнку в другой школе.                                                       
                                                                                
Но сейчас в нашем действующем законе 273-ФЗ, в одной из статей, говорится о     
сетевом взаимодействии: группы продлённого дня могут открываться в соседней     
школе, они могут открываться в соседнем доме культуры и даже во дворцах         
детского творчества - вопрос решаемый. И как это соблюдать? Мы с вами, как      
депутаты, берём на парламентский контроль и отвечаем на запрос родителей,       
отстаиваем их права.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станкевич Юрий Аркадьевич.                                
                                                                                
СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Алёна Игоревна, унификация стандартов, безусловно, необходима. Например, у      
нас в Нижегородской области есть соседствующие муниципалитеты, в которых        
школы работают в разных режимах. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в    
заключении пишет, что принятие законопроекта может повлечь дополнительные       
расходы. Эти расходы обязательно возникнут. Вы сказали, что у вас есть 22       
отзыва из субъектов, при этом отзыва правительства пока нет. Авторы             
законопроекта предварительно для себя оценивали размер возникающих              
дополнительных расходов?                                                        
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Достаточно трудно оценить финансовые возможности, но, когда мы   
проводили консультации с руководителями субъектов Российской Федерации,         
вопрос был даже о том, что они не могли софинансировать эту историю, потому     
что это было бы нецелевое использование средств. Именно главы субъектов         
просили нас внести это изменение, чтобы было целевое расходование и была        
прозрачность расходования средств - для прокуратуры, - чтобы они могли          
софинансировать группы продлённого дня.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Белых Ирина Викторовна.                                   
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое.                                                    
                                                                                
Я по поводу чёткости формулировок и единого подхода. Татьяна Викторовна,        
законопроект предполагает, что открытие групп продлённого дня происходит с      
учётом мнения - внимание! - совета родителей. Это очень конкретное название.    
В ряде регионов существуют и иные наименования органов общественного            
управления, например, управляющий совет, родительский совет, попечительский,    
наблюдательные и другие. При этом в эти органы входят не только родители, но    
и представители экспертного сообщества, учащиеся, представители учредителей.    
Эти наименования зафиксированы в уставах образовательных организаций.           
                                                                                
Возможно ли ко второму чтению предложить единое название общественных           
объединений, учитывая практику, сложившуюся в регионах, например, не совет      
родителей, а органы общественного управления? Вы же понимаете, что если в       
федеральном законе записать "совет родителей", то других названий не            
предполагается, а это означает внесение изменений в уставы образовательных      
организаций.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Буцкой включите микрофон.                                 
                                                                                
БУЦКАЯ Т. В. Ирина Викторовна, спасибо большое за вопрос. Отвечу коротко: да,   
ко второму чтению можно вносить поправку. Спасибо вам большое.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Татьяна Викторовна, вы привели некоторую статистику,     
которая показывает, что количество школ в Российской Федерации в очередной      
раз сократилось. Наш вопрос вот какой: скажите, пожалуйста, есть ли у вас       
данные по поводу того, сколько регионов обеспечивают бесплатные группы          
продлённого дня, какое количество, соответственно, ориентируется на платные     
группы продлённого дня? Это первая часть вопроса.                               
                                                                                
И вторая: в каких пределах варьируется плата за группы продлённого дня в        
разных регионах?                                                                
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Спасибо большое за вопрос. На самом деле три вопроса в одном     
вопросе, постараюсь все вспомнить.                                              
                                                                                
По поводу количества школ. Мы же с вами знаем, Олег Николаевич, что школы       
выходят из строя частенько, то есть мы с вами ездим и по своим регионам, и по   
другим, мы знаем, что сельские школы фактически очень часто лучше заново        
построить. Поэтому вместо одной школы, в которой 140 мест, или вместо           
нескольких школ, в которых по 140 мест, мы с вами строим школы, в которых по    
1600 мест. Поэтому мне кажется, что... Причём это делается в районах и даже в   
деревнях, я точно это знаю.                                                     
                                                                                
Значит, второй вопрос (просто не успеваю даже записывать вопросы), по поводу    
статистики, сколько у нас детей посещают платные и бесплатные группы            
продлённого дня. Это у нас, по сути, зависит от возможностей муниципалитетов,   
потому что муниципалитеты сейчас уполномочены за это платить, но когда мы с     
вами проголосуем за этот закон, здесь сможет помогать и субъект.                
                                                                                
И ещё какой-то третий вопрос, по-моему, был? Да, оплата.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сколько стоит?                                            
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Давайте я вам приведу пример: в Москве оплата доходит до 12      
тысяч. Когда мы обратили внимание на этот вопрос (мы с вами вместе поднимали    
этот вопрос в комитете, если вы помните, в прошлом созыве, и к нам приходила    
как раз Наталья Третьяк, как статс-секретарь), мы с вами фиксировали такую      
плату тогда не только в Москве, но и в одном из сибирских регионов, точно       
сейчас не назову, было, по-моему, 17 тысяч. То есть плата была очень            
неприятная. Методические рекомендации тогда помогли, было сделано всё           
возможное, чтобы присмотр, уход был фактически доступный. Ещё раз напомню, мы   
подошли к тому, чтобы он был как в дошкольном образовательном учреждении, но    
при этом, видите, мы тогда, ну, не в полной мере, наверное, сделали свою        
работу - тогда нужно было в том числе акцентировать внимание и на содержании.   
Я очень рада, что у нас с вами сейчас, уже в новом созыве есть такая            
возможность.                                                                    
                                                                                
Большое спасибо за вопрос.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Александр Дмитриевич, вы, как бывший руководитель в том        
числе законотворческой комиссии правительства, скажите, пожалуйста, можно ли    
было этот законопроект вообще ставить на рассмотрение без заключения            
правительства?                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Этот вопрос в компетенции комитета находится.             
                                                                                
Белых Ирина Викторовна. По ведению.                                             
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо.                                                            
                                                                                
Я хотела бы всё-таки, чтобы цифры - "доходит до 12 тысяч", - которые            
неконкретные, не звучали в зале Государственной Думы. Это неправильный          
подход, тем более что в Москве действительно управляющие советы обсуждают       
каждый взнос, который могут сделать родители, и как это влияет на социальные    
категории москвичей. Это неверно.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли желающие выступить?                 
                                                                                
Включите режим записи на выступление.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. С места.                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я предлагаю поддержать законопроект в первом    
чтении, у него точно есть своё достоинство. Дело в том, что никогда в истории   
нашей страны группа продлённого дня не сводилась к присмотру и уходу. Всегда    
те, кто вёл группу продлённого дня, организовывали выполнение домашних          
заданий, давали дополнительное образование ребятам, помогали им с этими         
домашними заданиями и так далее. Поэтому то, что в законопроекте появился       
перечень направлений деятельности группы продлённого дня (скажем так,           
условно), это плюс. Но я предложил бы ко второму чтению внимательно             
просчитать последствия.                                                         
                                                                                
Коллеги, я позволю себе напомнить вот что. До принятия закона № 273-ФЗ,         
против которого мы голосовали, группы продлённого дня в Российской Федерации    
были бесплатными. Закон № 273-ФЗ свёл функции этих групп к присмотру и уходу,   
а за присмотр и уход, в отличие от образования, которое в Российской            
Федерации вроде как бесплатное, надо платить. Напомню, что нами, коллегами из   
разных оппозиционных фракций в своё время вносился законопроект о бесплатных    
группах продлённого дня, который был успешно провален одним из предыдущих       
составов Государственной Думы.                                                  
                                                                                
Коллеги, если мы расширяем функции группы продлённого дня - и правильно         
делаем, - надо понимать: не приведёт ли это реально к резкому повышению         
платы, которую будут брать с родителей? Не вышло бы так, что мы хотим как       
лучше, а получится как у Виктора Степановича Черномырдина.                      
                                                                                
Поэтому я предлагаю в первом чтении поддержать и дальше хорошо просчитать       
последствия.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. С места.                               
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, то, что в этом законопроекте предпринято,     
саму попытку задать некий стандарт организации группы продлённого дня (хотя в   
самом законопроекте, как вы заметили, слова "стандарт" нет, есть такая          
промежуточная инстанция - единый подход к организации) мы, конечно,             
поддерживаем, вот как стремление, но с точки зрения реализации я здесь          
присоединился бы к мнению уважаемого депутата Смолина и многих других,          
которые говорят, что есть некое противоречие в том, что мы хотим задать некий   
общий подход, стандарт в отношении того, за что, как изначально                 
предполагается, люди будут платить деньги. Если они платят деньги, они в        
состоянии сами себе задать эти стандарты и сказать: "Знаете, на нашей           
продлёнке будут такие занавесочки, вот будут им чай приносить в такое-то        
время, здесь у нас будут такие услуги". А другие скажут: "Нам другие            
стандарты нужны, но мы за это заплатим". Возникает противоречие между           
стремлением к стандарту и тем, что это остаётся всё-таки платной услугой в      
большинстве случаев, правильно здесь говорят.                                   
                                                                                
Поэтому нужно совершенствовать само стремление именно обозначением того, что    
мы можем в первую очередь сделать бесплатно, а если мы допускаем, что           
платное, то мы должны здесь задать определённые ограничения, чтобы не           
оказались люди под таким ударом, что им увеличат оплату на основании нашего с   
вами закона об общих подходах... Чтобы им не сказали: "Знаете, депутаты         
приняли такие подходы, что нам теперь нужно денег больше с вас собрать". И мы   
с вами будем крайними, понимаете? Это первое.                                   
                                                                                
И второй момент, очень важный. В законопроекте написано, что решение            
принимается с учётом совета родителей. У нас, знаете, вот в жилищной сфере, в   
коммунальной тоже есть такие элементы, когда принимается решение с учётом       
мнения. Вот "с учётом мнения" - это как бы директивно, обязаны принять или      
это просто "мы учли ваше мнение и сделали по-своему"? Если второе, тогда        
возникает вопрос: а какие же тогда общие подходы и стандарты мы можем           
реализовать при таком принципе?                                                 
                                                                                
То есть здесь очень много сырых вещей, которые надо уточнять ко второму         
чтению, но важно само стремление, вопрос очень важный, и мы проголосуем за,     
именно за то, чтобы всё-таки появлялось какое-то движение к некоему единому     
стандарту.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тутова Лариса Николаевна, пожалуйста.                     
                                                                                
ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",     
конечно, поддержит данный законопроект. Для нас дети и семьи с детьми, их       
поддержка - это безусловный приоритет, и вот этот законопроект - важный шаг в   
этом направлении.                                                               
                                                                                
Мы сейчас говорим справедливости ради, что и сейчас закон "Об образовании..."   
разрешает открывать группы продлённого дня, но подчёркиваем, что это            
происходит только по решению администрации, фактически без учёта мнения         
родителей. В каждой пятой школе сейчас есть группы продлённого дня.             
                                                                                
Очень важный акцент сделал Вячеслав Викторович, когда сказал о том, что нам     
необходимо вернуться к этому законопроекту и законодательно урегулировать       
вопрос продлёнки. Это значит, что родители должны спокойно работать, понимая,   
что дети, находясь в школе, делают уроки, охвачены воспитательным процессом,    
могут действительно участвовать в физкультурно-оздоровительных, культурных и    
иных мероприятиях, которые рекомендованы Министерством просвещения Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учётом всего сказанного сегодня я уверена, что             
законопроект будет доработан ко второму чтению, и приглашаю вас его             
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, мы в ЛДПР, безусловно, тоже поддерживаем        
данный законопроект. Но есть опасение, что он будет нерабочий. Я вот недаром    
задал несколько вопросов докладчикам, но, к сожалению, не получил на них        
ответов. По факту ничего не меняется: была рекомендация, что, ну, по решению    
общеобразовательного учреждения может быть организована группа продлённого      
дня, - сейчас то же самое остаётся. Законопроект носит необязательный,          
рекомендательный характер. Если бы в законопроекте было написано, что           
обязательно в каждом общеобразовательном учреждении должна быть группа          
продлённого дня, тогда все вопросы сразу были бы сняты и никто это не           
обсуждал бы. А здесь - по решению организации.                                  
                                                                                
Новелла о том, что участвуют родители. Ну, я согласен с коллегами, что тут      
вот неправильная формулировка, наверное, - "совет родителей". В школе, где      
учатся мои дети, никакого совета родителей нет. Каким образом тогда они будут   
принимать участие в решении данного вопроса? Это с одной стороны. С другой      
стороны (опять же, я задал вопрос докладчику - ответа не получил), если         
родители будут за, а организация - против, что тогда получится? Что закон       
прописывает в этом отношении, как поступать-то? Я так понимаю, что всё равно    
последнее слово за организацией. Почему? Потому, что не во всех школах можно    
организовать группу продлённого дня. И скорее всего, они там не организованы    
именно по этой причине. Не потому, что закона нет, который мы сейчас вот        
принимаем, а потому, что возможностей нет: финансовых возможностей нет,         
помещений нет, где эти группы продлённого дня организовывать, кадров нет,       
учителей нет, которые могли бы работать в этих группах продлённого дня, - то    
есть много проблем - или дополнительная нагрузка на учителей будет, а они и     
так сейчас загружены бюрократией и всякой писаниной, которой Министерство       
просвещения заставляет заниматься. В этом отношении, наверное, нужно думать.    
                                                                                
А по поводу того, что, если закон будет принят, сразу увеличится количество     
групп продлённого дня, - я в этом не уверен. А цель-то у законопроекта именно   
такая.                                                                          
                                                                                
И последнее, по поводу права субъектов Российской Федерации решать, направить   
дополнительное финансирование или нет. Ну, понятно, что если это право, то      
субъекты Российской Федерации, особенно те, где дефицит финансовых средств,     
этим правом просто не воспользуются, потому что у них есть достаточно такие     
серьёзные социальные обязательства, которые так трудно сейчас, в это время,     
выполнять. Вряд ли субъекты Российской Федерации будут брать на себя            
дополнительные расходы.                                                         
                                                                                
Таким образом, в результате обсуждения данного законопроекта возникает больше   
вопросов, чем ответов. Надеюсь, авторы законопроект доработают, и мы получим    
эти ответы в дальнейшем.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Нет. Докладчик?                        
                                                                                
Аршиновой включите микрофон.                                                    
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Уважаемые коллеги, по поводу вопроса Николая Васильевича         
просто скажу, что наш комитет всегда строго относится ко всем процедурам и      
требованиям Регламента, нам Правовое управление указало, что заключение         
правительства не требуется, так как нет прямых расходов.                        
                                                                                
И второе, по поводу того, что Сергей Дмитриевич сказал. Понятно, что можно      
решать проблему, а можно на пленарном заседании, как Д-Артаньян, говорить,      
что законопроект, может, решит, а может, не решит этот вопрос. Я просто         
скажу, что сейчас родители зачастую даже не знают о своих возможностях, в том   
числе вы не знаете, что школа не может существовать без совета родителей, -     
совет родителей там есть, и я попрошу вас узнать об этом. Принимать участие в   
решениях - это важный фактор, поэтому мы с вами договоримся, что вы примете     
решение участвовать в совете родителей вашей школы и скажете, что у вас         
получается с созданием группы продлённого дня.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской      
Федерации" в части организации деятельности групп продлённого дня", пункт 44.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.