Заседание № 172
30.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 102931-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (о дополнительной социальной поддержке некоторых категорий граждан в возрасте до 23 лет, а также несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6234 по 6610 из 8928
Пункт 26 порядка работы Государственной Думы. Блок "Социальная политика". О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Законодательное Собрание Республики Карелия просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, и поэтому с содокладом выступает член Комитета по труду и социальной политике Анатолий Семёнович Иванов. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с которыми к лицам, впервые ищущим работу, будут относиться не только ранее не работавшие граждане, но и все граждане в возрасте до двадцати трёх лет, ранее участвовавшие в программах временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в свободное от учёбы время, организуемых органами государственной службы занятости населения. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предложенное изменение позволит относить к категории впервые ищущих работу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее участвовавших только в программах временного трудоустройства, и в этом случае им будет выплачиваться пособие по безработице в соответствии со статьёй 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Указанная статья предусматривает, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере средней заработной платы в субъекте Российской Федерации. Как показывают данные Федеральной службы по труду и занятости и правоприменительная практика, работа детей-сирот в свободное от учёбы время не отражается на их праве пользоваться гарантией, установленной статьёй 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с этой статьёй органы службы занятости в течение указанного срока, то есть шести месяцев, должны осуществлять профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим деятельность органов службы занятости направлена на проведение профориентации и обучения в целях получения детьми-сиротами профессии (специальности), а не на признание указанных категорий населения безработными. При этом во время обучения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают стипендию в размере средней заработной платы, сложившейся в соответствующем субъекте Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом изменения в Закон "О занятости населения в Российской Федерации" в части исключения из текста статей понятия "ранее не работавшие" не могут быть поддержаны, так как в случае принятия этих изменений принципиально изменится концепция Закона "О занятости населения...". В соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. В связи с этим граждане, работающие по трудовому договору, включая временные работы, считаются занятыми, а лица, ранее участвовавшие в программах временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учёбы время, не могут быть отнесены к числу лиц, ищущих работу впервые. То есть предлагаемые законопроектом изменения вступают в противоречие с концепцией Закона "О занятости населения...". Поддерживая в целом необходимость дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Комитет по труду и социальной политике считает, что основной задачей органов службы занятости должно оставаться профессиональное обучение и трудоустройство детей-сирот. Социальная поддержка данной категории детей должна осуществляться не путём повышения пособий по безработице, а посредством других форм социальной поддержки. На законопроект поступили отзывы от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти из пятидесяти трёх субъектов Российской Федерации. Концепцию данного законопроекта поддержали законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти девяти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов не поддерживают концепцию законопроекта. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей считает, что концепцию законопроекта необходимо поддержать. Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику? Два вопроса от фракции КПРФ. Пожалуйста, депутат Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Анатолий Семёнович, вообще говоря, слушая достаточно путаное, на мой взгляд, заключение комитета, я так и не понял, что комитет предлагает взамен. В целом вы одобрительно отнеслись к идее, проблема есть, вы её обозначаете - в то же время вы считаете, что надо заниматься социальной поддержкой. Как-то это всё путано-перепутано - то, что говорили, и что я прочитал. Что комитет предлагает взамен, если он считает, что проблема эта существует, актуальна в Российской Федерации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Мне, конечно, жалко, что вы не поняли сущности законопроекта. Может быть, действительно напутано, может быть, я плохо изложил его, но комитет предлагает то, что сейчас, в настоящее время уже существует. В соответствии с данным законопроектом предлагается считать, что лица из категории детей-сирот, которые, например, в летний период работали временно, не могут быть... То есть предлагают считать их занятыми и в соответствии с этим тогда им должно выплачиваться в течение шести месяцев пособие по безработице как впервые ищущим работу. Что в настоящее время у нас есть? Службы занятости организуют в течение шести месяцев профобучение этих детей-сирот, и при этом им выплачивается заработная плата, то есть выплачивается пособие в размере средней заработной платы по субъекту Федерации. Таким образом, сейчас у нас фактически то же самое, что предлагается законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Анатолий Семёнович, ну, я хочу сказать, что всё все прекрасно понимают, тут особо путаного ничего нет, и вы понимаете, и мы. Просто дело в том, что совершенно неправильно вы говорите, лукавите, что ребята, дети-сироты, с четырнадцати лет до восемнадцати лет в летние каникулы... Дети-сироты в основном до 9-го класса находятся в детском доме, ну редко сейчас когда до окончания средней школы. Они должны считаться оставшимися без работы, если они там хотя бы какой-то период проработали. А если мы этого не сделаем, то на что они жить-то, вообще, будут? Правильно спрашивает Локоть: а что дальше, что вы предлагаете с этими детьми делать, дальше-то как? Можно, конечно, сказать, что предлагаемые изменения не соответствуют концепции, не подходят, давайте, мол, всё оставим и отставим, но почему-то Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поддержал этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Что касается заключения Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, предложений этого комитета, того, почему он поддерживает. Да, там есть три предложения, при реализации которых возможно признание безработными данной категории, тех детей-сирот, кто временно работает в летние каникулы, но там не учитывается, что... На мой взгляд, ошибочное всё же это заключение: если признать тех детей-сирот, кто в летний период проработал, безработными, то это будет противоречить самому понятию "безработица", понятию "занятость населения". А что касается того, как эту проблему нужно решать, я уже сказал, что эта проблема сейчас решается. Как эта проблема сейчас решается? В законопроекте предлагается, чтобы в течение этих шести месяцев эти лица из числа детей-сирот получали пособие по безработице. Сейчас служба занятости в течение шести месяцев их обучает чему-то, то есть обучает профессии, и это более перспективный вариант. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович, присаживайтесь. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Трое желающих. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не выступают. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна, ваше выступление. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект, на мой взгляд, не просто так внесён в Государственную Думу, тем более территорией, которая находится на Севере. И это не обязательно только потому, что у этих территорий, допустим, нет средств на содержание детей-сирот и они сегодня ищут новые пути, варианты, как бы ещё можно было выйти из положения, когда ребёнок-детдомовец остался без средств к существованию. Анатолий Семёнович очень много и путано действительно говорил, хотя путаться здесь нечего. Да, может быть, в четырнадцать лет ребёнок из детского дома ещё пойдёт летом где-то подработать, но редко так бывает, если он находится в детском доме, всё-таки сегодня ещё там их содержат, там есть летний отдых и так далее, редко кто работает. А вот если они идут на работу уже начиная с пятнадцати-шестнадцати лет, а тут ведь до восемнадцати лет в законе указано, то это значит, что они уже в принципе из детского дома выпускаются, и, если он там проработал хотя бы несколько месяцев, его надо уже считать безработным. Поэтому здесь и указано: до двадцати трёх лет, когда он уже по всем законам о детях-сиротах как бы снимается с учёта, он уже совершенно взрослый и тогда в отношении его уже другие наши законы о труде и так далее будут действовать. Поэтому, если сегодня этого не сделать, мы не защитим этих ребятишек совершенно, и все те концепции, о которых говорил сейчас Анатолий Семёнович, что там ведь их обучают, это лучше, чем, например, им деньги платить... Извините меня, ну, обучают их какое-то время, а потом? А потом они должны трудоустраиваться, а вы знаете, как там трудоустройство идёт: они опять пойдут в эту же службу занятости и опять должны становиться на учёт, потому что сегодня те профессии, которые они получают, в принципе не находят почти применения. Я считаю, что этот законопроект просто необходимо поддерживать. А что касается того, что нам говорят здесь, рапортуют, что у нас очень много регионов не поддержали этот законопроект, то это вполне понятно, я ещё раз повторяю: просто из-за того, что это потребует дополнительных средств, тем более из бюджетов и федерального, и регионального. Поэтому проще всего сказать, что концепция эта о занятости не подходит, она для взрослых сделана, а вот тут дети-сироты, с ними надо по-другому, а как по-другому, пока никто ничего не знает. Поэтому наша фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Волчек Денис Геннадьевич, ваше выступление. ВОЛЧЕК Д. Г. Коллеги, не могу добавить сейчас сразу слово "уважаемые", я думаю, будет понятно, уважаем мы себя или нет, после голосования по этим законам, вот по этому закону в том числе, и я думаю, не в первом чтении, а во всех трёх. Дети-сироты. Вот я думаю, надеюсь, что, наверное, многие из вас проходили региональные выборы, проходили одномандатные округа, были в детских домах, смотрели, общались с людьми, общались с детьми. Вот всё, что нам сказали сейчас о законе... Подумайте сами, девять регионов, где в том числе в региональных парламентах, во всех девяти, главенствует наверняка та же самая "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая сегодня не готова голосовать, как мне кажется, потому что комитет профильный проголосовал против, значит, как я понимаю, голосование "ЕДИНОЙ РОССИИ" будет против даже в первом чтении, даже в первом чтении!.. Так вот, девять парламентов не постеснялись поддержать законопроект, который назрел так, что люди оформили его документально и прислали сюда. Пусть не очень грамотно, пусть не отвечает на все правовые вопросы, но девять регионов России говорят нам, что проблема детей-сирот, их трудоустройства, есть, вопрос о том, чтобы полгода им платили пособие по безработице, есть, проблема в том, что обучить их сложно, проблема в том, что устроиться на работу этим детям потом невозможно. Раз этот вопрос присутствует здесь, то выйти сюда и сказать: дети-сироты... Вот я не понял, что сказал комитет, что дети-сироты не соответствуют закону о детях-сиротах?.. Дети-сироты не соответствуют никакому - ни моральному, ни нравственному - из существующих законов. Поэтому, если есть у нас возможность не ссылаться на то, что что-то не соответствует букве закона, а как минимум в первом чтении проголосовать за этот законопроект, а потом поправками учесть, что в регионах происходит, ещё раз понять, в чём они там ошиблись, и сделать жизнь детей-сирот хоть немножко спокойнее, хоть немножко лучше и на полгода дать возможность им почувствовать себя, не знаю, не совсем сиротами, что в этом такого? Надо обязательно этот закон принять и всем нам понять, уважаем мы себя или нет. Мне кажется, что даже выступать против вопроса, любого вопроса, касающегося детей-сирот, - это просто ненравственно и неправильно. Дайте возможность нам внести поправки, дайте возможность нам голосовать, дайте нам возможность что-то сделать. Нет никакого популизма, ни одной камеры здесь нет. Посмотрите, что вы сейчас делаете. Мы выслушали отчёт Центробанка. А что, много вы поняли из этого отчёта? А из этих двух слов о детях-сиротах, по-моему, всё понятно. Два комитета Госдумы поддержали. Ну что такое, уже на что это похоже?! Я считаю, что нужно проголосовать за этот закон и дать возможность по нему выступить, дать к нему поправки и принять правильное решение. Пусть, может быть, не так много, давайте три месяца дадим, я не знаю, что там у вас не соответствует. Давайте не выкинем просто это в урну, тем более что ваши же парламенты это дают, ваше же большинство это присылает сюда. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лекарева Вера Александровна, ваше выступление. С места включите микрофон, пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, Законодательное Собрание Республики Карелия внесло очень хороший законопроект. Конечно, можно встать на точку зрения докладчика Анатолия Семёновича. Я думаю, что его речь была не убедительной не потому, что он не знает, а потому что сам в душе он согласен с законодательной инициативой региональных законодателей. А девять субъектов поддержали только потому, что именно в девяти субъектах, скорее всего, и работают по-настоящему с детьми и знают масштаб проблемы. Ни для кого не является секретом та ситуация, о которой сегодня сказала Нина Александровна Останина, что дети начали уже погибать в период летней оздоровительной кампании, что двенадцать человек из саратовского оздоровительного лагеря 50 километров прошли пешком, пока не дошли до милиции, сбежали от истязаний взрослых и от чудовищных условий, которые им припасли в оздоровительном лагере. И нечего удивляться, что региональная власть не торопится поддерживать такие законопроекты, - мы же не предлагаем из федерального бюджета это финансировать. Пришло время рассмотреть положение детей в Российской Федерации. И комитет-соисполнитель это поддерживает, понимая, что сокращается детское население катастрофически, их используют и на работах, и мы знаем это прекрасно. Поэтому ничего страшного нет в том, если подросток поработает в летний оздоровительный период и получит за это деньги. Хорошо было бы, если бы ребёнок-сирота, который выпустился из детского дома и пока не трудоустроился, был бы на учёте в службе занятости. Мы, по крайней мере, с вами, уважаемые коллеги, будем знать настоящую цифру - сколько детей-сирот остались в живых. Ведь, по данным Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов, только один из десяти выпускников - ему везёт - устраивается на работу, меньше 50 процентов получают обещанное государством жильё. На сегодняшний день десять с половиной тысяч детей-сирот не обеспечены жильём, значит, они не обеспечены и работой. И так снисходительно относиться к законодательной инициативе коллег из регионального парламента, я считаю, неправильно. Можно принять в первом чтении законодательную инициативу карельских депутатов и доработать её во втором чтении. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" безусловно поддержит, будет голосовать за этот законопроект. Призываем и вас поступить так же. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна. Полномочный представитель президента не желает выступить? Нет. Полномочный представитель правительства также не желает выступить? Нет. Заключительное слово. Пожалуйста, включите микрофон Иванову Анатолию Семёновичу. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, я сначала поверил в то, что сложен был для восприятия мой доклад, но когда я прослушал все выступления сейчас, то понял всё же, что или выступающие не слушали этот доклад, или же это просто выступления от оппозиционных партий, которые - понятно, по таким вопросам - должны выступать всегда против. Всё же главное из того, что я говорил, на мой взгляд, невозможно не понять, а я говорил только одно: что предлагаемый вариант противоречит Закону "О занятости населения..." и по этой причине его принимать нельзя. Когда мы рассматривали в комитете первый раз, а мы дважды рассматривали... После первого рассмотрения я пытался учесть те замечания, которые были даны комитетом Мизулиной, но, к сожалению, я не смог ничего сделать, потому что там действительно есть противоречия Закону "О занятости населения...". А что касается социальной защиты детей-сирот, то всё же вот тот вариант - и я об этом, кстати, говорил, но ещё раз повторю, потому что не все, видимо, поняли, - когда детей-сирот обучают, а не платят им в этот период, шесть месяцев, пособие по безработице, более перспективный. Вот выступивший от ЛДПР спрашивал: а где же потом будут работать эти дети-сироты? Правильно, если бы они получали пособие по безработице шесть месяцев, скорее всего, они потом нигде не смогли бы устроиться на работу, но если они за эти шесть месяцев с помощью службы занятости прошли профессиональное обучение, получили профессию, то в этом случае часть из них может трудоустроиться. Поэтому я считаю, что заключение Комитета по труду и социальной политике является объективным, и прошу его поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. По ведению - депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Я всё-таки не понял: Иванов за или против, потому что все оппозиционеры выступали за, а он сказал, что мы якобы против. Теперь он тоже за или нет? Я не понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, это не по ведению. Спасибо. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 02 сек.) Проголосовало за 135 чел.30,0% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 138 чел. Не голосовало 312 чел.69,3% Результат: не принято Не принято.